Заявка на расчет
Меню Услуги

Сущность и основные направления процесса правовой социализации

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Перевод проекта в арбитраж

Предмет: Право

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Тема: Сущность и основные направления процесса правовой социализации

Сущность и основные направления процесса

правовой социализации

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

За свою историю человечество создало немало социальных идей и проектов, ставших орудиями общественного прогресса и эмансипации личности. Значительная их часть служила задачам гуманистического развития правовых отношений в обществе. К их числу следует отнести и теорию правовой социализации, которая в своем становлении прошла несколько этапов. Ее зарождение приходится на 60‑е гг. XX в. Первоначально исследователи не стремились к четкому разграничению процессов политической и правовой социализации человека. Более того, наибольший интерес для них представляли вопросы формирования системы аксиолантов политического сознания человека.

В 1970-е гг. разработка проблем правовой социализации выходит из тени проблематики политической социализации[1]. В этот период складываются два концептуальных подхода к исследованию проблемы формирования правовых ценностей и паттерн человека. Первый подход сложился в контексте теории когнитивного развития, которую разрабатывали главным образом американские социальные психологи. Ее отличительной чертой было признание когнитивного дифференциала правового мышления доминирующим фактором эволюции индивида как субъекта права. В основе второго подхода лежала теория социального обучения, в соответствии с которой в качестве основ- ной доминанты правовой социализации человека признавалась внешняя общественно-правовая среда. На раннем этапе генезиса индивидуально-ориентирванной теории когнитивного развития значительный вклад в ее становление внесли психологи Д. Тапп и Ф. Левин[2]. Фундаментальным положением теории был тезис о том, что успех правовой социализации находится в прямой зависимости от уровня зрелости правового мышления, имеющего в качестве основания когнитивные структуры, которые проходят три основных этапа своей эволюции.

Как уже было отмечено существует три пути усвоения правовой культуры (норм пра­ва правовых ценностей) в процессе социализации:

1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;

2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, соглас­но жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему по­зволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. «Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функци­ях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания»[3].

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у лич­ности такого интегрального правового образования, как правосоз­нание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания челове­ка (его правовая информированность, оценка правовой действитель­ности, мотивация правомерного поведения) зависит от его соци­альных связей, от степени включенности в правовую культуру об­щества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации[4].

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. «Формируясь под воз­действием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, на­правляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения»[5].

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой право­вых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, не­гативное). Поведенческий компонент предполагает наличие уста­новки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безого­ворочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей мо­жет сформироваться правосознание только на познавательном уров­не (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечива­ет правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценива­ет), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нару­шить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерно­го поведения, правовые знания должны перейти в ценностные ус­тановки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеж­дением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и под­ростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвое­ния образцов поведения, нравственно-правовых установок в зна­чительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным ли­цам (родителям) — носителям определенных ценностных ориентаций.

При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с меха­низмом эмоционального переноса) не только конкретное содержа­ние процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются ос­новные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравствен­ным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают «разби­раться» в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти вы­ход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что пра­ва ребенка зафиксированы определенными законами и традиция­ми общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны под­чиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрес­ти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что тако­вы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, опре­деляется различными факторами. Дети, более развитые интеллекту­ально, социализируются быстрее своих менее способных сверстни­ков, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микро­среде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их професси­ональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализа­ция на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

Правовая социализация — продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Можно вспомнить известное утверждение о том, что человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 — то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 — то, что он сделал с собою сам[6]. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но он может изменить свое отношение к ним. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении. Классическая формула: обстоятельства так и настолько влияют на психологию человека, как и в какой степени он влияет на них.

Таким образом, подводя итог мы утверждаем, что всесторонний анализ роли правовой социализации в процессе конструирования правовой культуры личности предоставляет возможность показать особенности не только механизма правовой активности и социально-полезного поведения самой личности, но и раскрыть сущность и содержание процесса перевода идей, представлений, норм и ценностей в реальный правовой опыт, что особенно необходимо сейчас активно реформируемому российскому обществу.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что два таких ключевых общественных социально-правовых феномена, как правовая социализация и правовая культура, находятся в прямой органической и диалектической взаимосвязи и друг без друга в механизме своего функционирования существовать в современном обществе просто не могут. Только благодаря надлежащему уровню правовой социализации, личность может удачно сформировать надлежащий уровень своей правовой культуры. Причем этот позитивный уровень правовой культуры должен быть проявлен личностью во всех трех основных сферах ее действия:

  • когнитивной;
  • аксиологической;
  • правоповеденческой.

Если же хотя бы в одной из этих сфер будет сбой, то и процесс формирования правовой культуры личности пойдет в отрицательном, т. е. деформирующемся, направлении[7].

Следует заметить, что правовая культура российского общества нуждается в настоящее время в должной модернизации, где основными путями ее совершенствования, на наш взгляд, могут служить: дальнейшее формирование ключевых институтов гражданского общества; оптимизация правотворческой деятельности; конструирование векторных начал правовой личности и модернизация системы правового воспитания в молодежной среде.

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость

_i_osnovnye_napravleniya_processa_pravovoj_socializacii

&nbsp

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость
Скачать файлы:

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф