Страницы: 1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОБРАЗА ТЕЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ…
1. Образ тела как предмет психологии
2. Основные психологические подходы к исследованию негативных аффективных состояний
1.3 Исследование связи образа тела с негативными аффективными состояниями
Выводы по теоретическому исследованию
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ
2 . 1 О п и с а н и е в ы б о р к и и э т а п ы исследования
2 . 2 О р г а н и з а ц и я и м е т о д и к и исследования
2 . 3 А н а л и з и и н т е р п р е т а ц и я р е з у л ь т а т о в исследования
2.4 Программа психокоррекции негативного образа тела и оценка ее эффективности
Выводы по эмпирическому исследованию………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные условия предъявляют повышенные требования к личности, в том числе и к внешнему облику, приводящих к искаженному образу телесного Я и обеспокоенности внешним обликом. На фоне чего возникает множество эмоциональных расстройств личности. Неудовлетворенность телом ассоциирована с эмоциональным дистрессом и депрессией, как отмечают в своём исследовании Muehlenkamp
J. и Brausch A. [73]. Таким образом, недовольство своим образом тела может выступать как причина аффективных расстройств личности.
Между тем, по данным ВОЗ, в настоящее время более, чем у 110 млн. человек в мире, — 3-6% популяции — выявлены те или иные клинически значимые аффективные расстройства. Согласно докладу международной компании по сбору и анализу статистики Statista, Россия заняла четвертое место в мире по уровню депрессии и тревожности. По исследованию аналитического департамента агентства КРОС, суммарный медиа индекс тревожности в России в 2022 году вырос более, чем в два раза, по сравнению с 2021 годом. Таким образом, отмечается проблема роста аффективных расстройств в обществе.
В исследовательском плане необходимость обращения к данному вопросу обусловливается отсутствием в науке устоявшейся системы взглядов на понимание закономерностей и механизмов формирования образа телесного Я, в частности роли негативных аффективных состояний, таких как депрессия и тревога.
Современное состояние проблемы. Научные основы изучения образа телесного Я были заложены в исследованиях А.А. Бодалева, И.С. Кона, Е.Т.Соколовой, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, Н.И. Чесноковой, которые впервые показали место и роль образа телесного Я в развитии личности [11,
28, 48, 50, 51, 62] -> [9, 24, 49, 53, 54, 65] В настоящее время изучением телесности человека занимается отдельная дисциплина – психология телесности, получившая свое развитие в работах А.Ш. Тхостова, В.В. Николаевой, Г.А. Ариной, С. П. Елшанского [3.1] и др., предметом которой стал психический образ тела [55, 36] -> [59,
35].
Конкретные современные исследования образа тела в психологии представлены различными направлениями, в которых раскрыты возрастные и социальные факторы самовосприятия тела (В.Н.Куницына; Е.С.Язвинская; А.Г.Фаустова) [29, 64, 57] -> [26, 67, 62]; клинические аспекты нарушения образа тела (Я. Кирей-Ситникова; А.Н. Дорожевец; Е.Т. Соколова; В.В. Николаева) [24, 20, 48, 36] -> [20, 15, 49, 35].
Между тем особенностей отношения к образу тела и проявления негативных аффективных состояний у мужчин и женщин исследовано не было, что составило проблематику нашего исследования. Особое значение данная проблема приобретает в связи с задачами профилактики нарушения здоровья.
Объект исследования: связь образа тела и аффективных состояний.
Предмет исследования: взаимосвязь неосознаваемого образа тела и оценки своих негативных аффективных состояний у мужчин и женщин условной группы нормы.
Цель работы: исследовать взаимосвязь неосознаваемого образа тела и оценки негативных аффективных состояний у мужчин и женщин условной группы нормы.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ психологических исследований образа тела и его связь с аффективными состояниями.
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи неосознаваемого образа тела и оценки своих негативных аффективных состояний при сравнении мужчин и женщин условной группы нормы.
Гипотезы исследования. Основная: существует взаимосвязь неосознаваемого образа тела и оценки своих негативных аффективных состояний у лиц условной группы нормы.
Частные гипотезы:
1. У мужчин и женщин по-разному реализуется взаимосвязь неосознаваемого образа тела и негативных аффективных состояний
2. У женщин и мужчин адекватная оценка неосознаваемого образа тела положительно коррелирует с низкими оценками своих негативных аффективных состояний
3. У женщин и мужчин неадекватная оценка неосознаваемого образа тела отрицательно коррелирует с высокими оценками своих негативных аффективных состояний
Гипотезы исследования. Основная: существует взаимосвязь неосознаваемого образа тела и оценки своих негативных аффективных состояний у лиц условной группы нормы.
Частные гипотезы:
1. У мужчин и женщин по-разному реализуется взаимосвязь неосознаваемого образа тела и негативных аффективных состояний.
2. У женщин и мужчин более адекватная оценка неосознаваемого образа тела положительно коррелирует с более низкими оценками своих негативных аффективных состояний.
3. У женщин и мужчин менее адекватная оценка неосознаваемого образа тела отрицательно коррелирует с более высокими оценками своих негативных аффективных состояний.
Теоретико-методологической основой исследования выступают телесно-ориентированный подход в изучении психологии и психотерапии (В.Райх, А.Лоуэн), подход к соматическому обучению (М.Фельденкрайз), культурно-исторический подход к психологии телесности (А. Ш. Тхостов, Г.А. Арина, С. П. Елшанский, В. В. Николаева), когнитивно-поведенческий подход к негативным аффективным состояниям (Бек).
Научная новизна. Эмпирически выявлена взаимосвязь негативных аффективных состояний и неосознаваемого образа тела у мужчин и женщин.
Теоретическая значимость. Осуществляется вклад в развитие следующих проблем в психологии: психосоматическая проблема, проблема бессознательного и неосознаваемых компонентов восприятия, проблемы аффекта и интеллекта, проблема межполовых различий.
В … работе происходит пересечение клинической психологии, психосоматики, психологии межполовых различий, когнитивной психологии, телесно-ориентированного направления психотерапии.??? Не понятно что за многоточие
Практическая значимость. Материал исследования может быть применен в практике психологов при работе с личностями с непринятием своего образа тела.
Методы исследования:
Организационные методы исследования: сравнительный метод. Эмпирические методы исследования: психодиагностический метод,
методы математической статистики (корреляция, критерий Мана-Уитни).
Методики:
— шкала тревоги А. Бека;
— шкала депрессии А. Бека;
— анкета;
— метод оценки неосознаваемого образа тела по М. Фельденкрайзу.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений; выполнена на 81 листе, список литературы содержит 67 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОБРАЗА ТЕЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Образ тела как предмет психологии
Выделение телесности как объекта психологического исследования осуществляется путём соединения психического и физиологического в единую сущность.
Психология телесности до настоящего времени не является достаточно разработанным направлением психологической науки, так как научные исследования затрагивают лишь отдельные стороны данной проблемы.
Проблемное поле современных исследований телесности включает в себя вопросы о границах человеческого тела и телесности, диалектики внешнего и внутреннего уровней телесности, свободы и детерминированности телесной организации человека в разных культурах. Социокультурные аспекты телесности пересекаются на уровне символики и семиотики тела, как особенный «язык» тела» [30] -> [27].
Изучение телесности представлено в исследованиях: М.М. Бахтина [5] ->[5], А. Ш. Тхостова [54] ->[59], В. В. Николаевой [36] -> [35], Г. А. Ариной
[…], С. П. Елшанского [3.1] и др.
По мнению А.Ш. Тхостова, тело для психологии как отдельная область исследования не существует, есть как минимум две области, которых нельзя избежать: телесное (интрацептивное) восприятие и произвольное управление телом и его функциями.
Под телесностью в телесно-ориентированной терапии понимают не только собственное тело, но и его временное измерение: прошлое, настоящее, будущее и пространство вокруг тела, включая разные явления сознания – традиции, желания, потребности.
М. М. Бахтин [5], исследуя феноменологию телесности, выделяет два аспекта: тело внутреннее, тело «восчувствованное», «переживаемое изнутри», и тело внешнее — непосредственная красота человеческого тела.
В. В. Николаева сравнивает понятие телесности с культурно- детерминированным и психологически опосредованным явлением — утвердившимся в медицине взглядом на психосоматическую проблему. Автор отмечает следующие различия:
— в психологии телесности в феноменологическое поле включаются не только психосоматические расстройства, но и феномены нормы, их возрастная динамика, психологические механизмы развития телесности;
— в психологии телесности, как во всей психологической науке, одним из центральных становится понятие «развитие», которое в данном контексте можно обозначить как «психосоматическое»;
— в психологии телесности не только декларируется, но и раскрывается в новом контексте активная роль субъекта в преобразовании и развитии телесных феноменов;
— в психологии телесности получают новое наполнение понятия
«психосоматический симптом и синдром», «психосоматическое единство».
Телесность — это что-то вроде алхимического эликсира, состоящего из множества видимых и невидимых элементов. Каждый человек имеет свою уникальную физическую природу, или природу, которая прочно связана с его материальным и реальным телом. Через тело мы существуем и живем в настоящем. Мы выражаем свой личный опыт и чувства через проявления тела, то есть через речь, движение, жесты и мимику. Так мы общаемся, и это не только реакция на раздражители из окружающей среды, но и влияние наших внутренних мыслей. Телесность человека напрямую связана с личным опытом, происходящим в неповторимый и единственный момент. Это о связи души, тела, жизненного опыта, окружения, обстоятельств и чувств. Человеческая телесность является в субъективном и душевном теле, в моменте времени и пространства [16] ->[12].
Феномен телесности обнаруживает принадлежность к различным уровням бытия субъекта: в качестве схемы тела — к уровню жизнедеятельности; в качестве образов и концептов тела — к телесно- чувственному и разумно-волевому бытию; в качестве телесного Я — к экзистенциально-индивидуальному бытию.
Психология телесности связана с понятием образа тела. Определение термина «образ» является сложным и неоднозначным. С одной стороны, его определяют тем, какую функцию должен выполнять образ. С другой стороны, термин образ можно понимать и как абстрактное явление. Это образы, которые мы создаем в мыслях под влиянием визуального, языкового и жизненного опыта. То есть образы как мысленные образы, формирующие наш собственный «образ мира». От его наполнения мы приписываем переживания вещам и явлениям вокруг нас, образы в уме. Если автор создает
произведение, он передает в него свою «картину мира». При художественном творчестве эти образы через телесность и тело переводятся в реальные зрительно существующие образы.
Итак, образ – это не просто визуальное отражение объектов окружающего мира, это наделенное смыслом представление о том или ином объекте, формируемое в результате личного опыта, культуры. Изучение образа тела не было последовательным, хотя оно может относиться к исследованиям проблем с формой тела или опасениям по поводу внешнего вида.
Интерес к изучению образа тела возник более 100 лет назад. Первые исследования, относящиеся к началу ХХ столетия, были связаны с неврологическими наблюдениями последствий черепно-мозговых травм, сопровождавшихся искажением восприятия тела, а также феномена
«фантомной конечности» у пациентов с ампутациями.
В историческом ракурсе изучение схемы тела на первом этапе происходило в русле медицины. Впервые этот термин был предложен в 1893 году Р. Боньером, под которым он понимал пластичную модель собственного тела, которую каждый строит самостоятельно, исходя из соматических ощущений (по Ю. А. Стребковой). В период 1935-1990 годов происходит перемещение изучения схемы тела из невропатологии в плоскость биопсихологии и рассматривается уже как синонимичное понятие для образа тела. В 1935 году П. Шильдер прировнял схему тела к образу тела: «Образ тела — картина аллегория собственного тела, которую мы создаём в голове, т. е. то, каким образом тело представлено нам». В 1964 году Б.Г.Ананьев писал, что схема тела — это комплексное восприятие человеком своего тела. А в 1988 году А.А.Началджян говорил, что схему тела можно назвать телесным Я-образом личности, она является базисом, на котором развёртывается дальнейшее развитие Я-концепции. Именно на этом этапе произошло вхождение понятия схемы тела в область психологического знания, и здесь же отмечается синонимичное употребление двух терминов: схема тела и
образ тела. Начиная с 1990 года и по нынешнее время происходит рассмотрение схемы тела с точки зрения психологии и её отраслей [1.2] -> [30].
Как уже было сказано, понятие «образ тела» ввел П. Шильдер, определив его как «субъективное переживание человеком своего тела», то есть как психический пространственный образ, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии. Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного Я, о своем теле – телесно-психологическая «карта». При этом образ тела не является пассивным и «застывшим», раз и навсегда заданным. Напротив, он динамичен и субъективен, так как формируется самим человеком в процессе активной деятельности [43, 1] -> [42, 1].
В настоящее время понятие образ тела рассматривается как многокомпонентная структура, в которую входят четыре главных компонента: перцептивный (как человек воспринимает свое тело), аффективный (какие чувства человек испытывает по отношению к своему телу), когнитивный (что человек думает о своем теле, как его оценивает, какие выводы на основе этого делает) и поведенческий (что человек делает в связи с особенностями своего тела) [52] -> [55].
Е. Т. Соколова выделила три главных подхода к исследованию образа тела [48] -> [49]. Первый подход предлагает изучать образ тела как отражение нейронных систем. Определенные структуры головного мозга ответственны за восприятие тела (В.М. Бехтерев [7] -> [6]). В данном подходе образ тела синонимичен со понятием схемы тела (регулировка и контроль положения тела в пространстве, коррекция и контроль движений).
Второй подход определяет образ тела как результат отражения индивидуальной, субъективной картины своего тела. В рамках данного подхода Д. Беннет выделяет понятие «концепция тела», отражающее набор признаков, указываемых человеком, когда он описывает свое собственное тело [1.1] -> [61].
В третьем подходе образ тела является единством восприятия, установок, оценок, представлений, принадлежащих к функциям тела и внешности (В.В. Столин [51] -> [54], И.И. Чеснокова [61] -> [65], И.С. Кон
[28] -> [24]) и др. И.С. Кон говорит о взаимосвязи «физического Я» и
«социального Я». И.С. Кон говорит о теле не только как о природной, анатомо-физиологической данности, а как о сложном и изменчивом социальном «конструкте», так как тело является гендерно-специфическим, а его восприятие и способы его социальной репрезентации зависят от свойственного данной культуре телесного канона с его запретами, нормами стыдливости и т.д. [28] -> [24].
Представление о своей соматической организации влияет не только на внешнее поведение, но и на отношение к своей внешности и к своей личности в целом [20] -> [15].
Структурированную информацию об образе тела, как подструктуре Я- концепции даёт А.А. Началджян. Телесное Я включает: субъективное восприятие тела, в том числе внешности, и идеальный образ тела (сравнение и идентификация своего тела с телами других и «идеала») [34] -> [33].
Образ телесного Я можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:
1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;
2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;
3) тело и его функции как носители определенного символического значения [37] -> [36].
К «образу тела» относят:
1. Внешность – это анатомические, функциональные и социальные признаки человека, доступные конкретно- чувственному уровню отражения. В общей совокупности признаков, отличающих мужчину от женщины и наоборот, огромную роль играет фенотип, морфология, то есть
анатомическое строение, физический облик, «внешние признаки пола». А.А.Бодалёв включает во внешность следующие составляющие: физический облик, функциональные признаки, «оформление» внешнего облика [11] -> [9].
2. Физический облик характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения человека определяется его конституцией. Также важнейшим элементом физического облика является лицо человека (В.Н. Панферов [38] -> [37], К.Д. Шафранская [62] -> [66]).
3. Функциональные (экспрессивные, выразительные) признаки внешнего облика: мимика, жесты, осанка, голос, интонация, речь, походка, позы, взгляд, улыбка и сощуривание глаз, характер движения рук, губ, бровей (А.А. Бодалёв, А.Г. Спиркин [53], К.Д. Шафранская) [11, 50, 62] -> [53].
4. «Оформление» внешнего облика. Данное понятие используется А.А.Бодалёвым [11], а также В.Н. Куницыной [29] -> [26], Н.В. Казариновой, В.М. Погольша [33] -> [31] в определении понятия «кинесика». К нему относятся: одежда, причёска, украшения и т.д. Например, В.Н. Панферов, говоря о важности во внешнем облике экспрессии, эстетической привлекательности, особенно лица, большую роль придаёт не просто волосам, а особенностям их ношения – причёске, что уже относится не к физическому облику, а к его оформлению [38] -> [37].
С позиции М. З. Воробьева [15] -> [11], Л. П. Киященко [25] -> [21], Е. Т. Соколовой [48] -> [49] «образ тела» представляется как психическое образование, включающее в себя «явления сознания»: традиции, предрассудки, планы, желания, потребности и т. п. Отмечается взаимозависимость культуры тела и культуры мысли; в их единстве,
«образующем целостность», доказывается доминанта психического по отношению к соматическому, которая опосредована культурой социума.
Общее понятие «образ тела» возможно рассматривать как часть «Я концепции». Термин «Я концепция» впервые был сформулирован психологом
Уильямом Джеймсом, как двойственная природа личности. Далее в 1950 годах данное понятие получило наибольшее развитие в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Также данную тему исследовали: Р. Бернс, Е.Т. Соколова, А.Ш. Тхостов, В.С. Мухина, М. Владимирова, И.С. Кон, А.Ш. Тхостов, А.А. Налчаджян, Черкашина А.Г., И.И. Чеснокова, Черкашин В.И.и др.).
Томпсон и др. включал шестнадцать определений, которые в совокупности указывают на индивидуальный образ тела, например, удовлетворенность весом, удовлетворенность телом и точность восприятия размеров [1.4] -> [19]. Хотя внешний вид и удовлетворенность, как правило, не зависит от пола, тем не менее низкая удовлетворенность внешним видом, чаще встречается среди женщин и в основном касается проблем с фигурой.
S. Fisher определил 9 областей образа тела, которые включают восприятие и оценку индивидом внешнего облика собственного тела, точность восприятия определенных телесных ощущений и размеров своего тела, способность выносить суждения о пространственном положении тела, переживание определенности и защитных свойств границ тела, искажения в телесных ощущениях и переживаниях, связанные с психопатологией или повреждениями головного мозга, реакции на телесные травмы, потерю частей тела, хирургические вмешательства, реакции на различные процедуры, проводимые с целью «усовершенствовать» тело и внешность, установки и чувства индивида, соответствующие сексуальной идентичности своего тела [1.5 или 57] -> [62, 70].
С телесным образом Я плотно работал Мойше Фельденкрайз – основатель системы функциональной реабилитации и телесного сознавания. Свою деятельность на этом поприще он начал во время Второй Мировой войны в Англии, работая в госпиталях, затем переехал в Израиль. В настоящее время его систему причисляют к телесно-ориентированной психотерапии, она популярна по всему миру, особенно в Австрии, Англии, Германии, Израиле, России, США и т.д. В структуре образа тела выделяют бессознательное и сознательное (М.Фельденкрайз [58] -> [63]).
Сознательное представление о своем теле более приближено к реальности. У психически сохранного человека оно в значительной степени совпадает с реальностью. Одна из характеристик патологии – нарушение тестирования реальности, то есть адекватного ее восприятия.
Бессознательный образ тела отображает структуру характера (иногда она также называется «психотипом»). Согласно М.Фельденкрайзу, «Мы живем и действуем в соответствии с образом Я», то есть строим свою жизнь и проявляемся в мире, исходя из представлений о себе.
Образ тела является фундаментом самосознания, собирая в себе самые разные значимые личностные характеристики, и выступает в качестве лакмусовой бумажки психического здоровья человека. Подобно тому, как тело является субстратом для психики, представления человека о своём теле являются фундаментом для психологических представлений о себе. Онтогенетически как базовый конструкт сначала формируется схема тела, т. е. представление о том, как расположено тело в пространстве, о возможности его контролировать, управлять им. Затем она расширяется до образа тела — как тело при этом выглядит, какое оно. [1.3] -> [50].
П. Бернштейн [8] -> […] определила 6 этапов развития образа тела. Эти этапы следующие: наделение тела позитивным аффектом, установление границ между телом и окружающей средой, осознание частей тела и их взаимосвязи, движение тела в пространстве, половая идентификация и процесс старения.
Вложение позитивного аффекта в тело относится к развитию телесного катексиса и отражается в базовой заботе о собственном теле, например: обеспечение пищей и сном. Этот этап начинается в раннем детстве. Младенческое ощущение телесного удовольствия происходит от родительских установок по отношению к телу ребенка, которые ребенок ощущает на физическом уровне. Этот этап параллелен событиям симбиоза, в течение которого ребенок постепенно дифференцирует ощущения
удовольствия и боли. Еще не дифференцировались внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого.
Дифференциация собственного тела от окружающего мира связана с развитием границ и чувства телесного пространства. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации – индивидуации, в течение которого ребенок начинает дифференцировать себя от другого.
Осознание частей тела и их взаимосвязь – это третий этап, и это необходимый для дальнейшей способности двигаться по пространству. В это время ребенок осознает, что его части тела работают вместе и действуют определенным образом.
Движение тела по пространству – это четвертая важная для индивидуации ступень. Это достижение обеспечивает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные интеракции. В это время способность ребенка останавливать, а так же начинать собственные действия, помогает достичь и укрепить здоровое чувство контроля и власти.
На пятом этапе элементы собственной половой идентичности включаются в образ тела. Тело становится ценным уже на другом уровне — уровне воспроизведения. Включение элементов половой идентичности в образ тела так же влияет на способность строить интимные отношения с другими.
И, наконец, этап старения, связанный с переживаниями смертности, которые интегрируются в образ тела. Эти переживания включают осознание изменений, происходящих с телом на протяжении естественных процессов старения, а так же установок (например, принятие) на эти процессы. Задачи последних двух этапов, в частности, могут наполнять многие годы чьей-либо жизни, и они могут различными способами влиять на образ тела, в зависимости от чьих-либо обстоятельств жизни [1.7] -> [57].
А.Адлер показал существование тесной связи между образом тела и самооценкой (в частности, некоторые типы человеческого поведения представляют собой попытку компенсации истинной или воображаемой
ущербности тела) [2] -> [2].
Неоспорима роль внешности в формировании самооценки, особенно начиная с подросткового возраста. И.С. Кон утверждал: «образующееся у человека представление о собственной соматической организации, осознание им этического и эстетического действия своей наружности постоянно участвует в организации его поведения по отношению к другим людям, на содержание поступков и на отношение к своей личности в целом» [28, с. 93] -> [24, с. 93].
Тело – «вместилище» «Я», поэтому человек не может находиться вне его, познавая и оценивая себя через него (Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец [20] -> [15]).
Важным становится измерение образа тела человека.
М.Фельденкрайз предложил исследовать образ тела, а именно – бессознательную его часть, ведь Образ Я не так прост, как кажется. Только незначительная его часть нами осознаётся: сознательные представления о себе. Подобно айсбергу, свою основную часть образ Я прячет в Бессознательном. Это касается всех элементов образа Я: и Я-телесного, и Я- психологичексого, и Я-социального, и Я-духовного.
А значит, у каждого человека есть 2 представления о своем теле: сознательное и бессознательное. Сознательное представление более приближено к реальности. У психически сохранного человека оно в значительной степени совпадает с реальностью. Одна из характеристик патологии – нарушение тестирования реальности, то есть адекватного ее восприятия. Так, анорексия – пограничное состояние, и сознательный образ тела у больного анорексией уже далек от тела реального: обладая очевидной нехваткой веса, она воспринимает свое тело как полное. В случае еще более серьезных расстройств, а тем более бредовых состояний, по поводу своего тела могут возникать любые фантазии.
Бессознательное представление о собственном теле может отличаться от реальности даже у психически сохранного взрослого человека.
М.Фельденкрайз называет среднестатистическое искажение бессознательного образа тела (отличие от тела реального): 20-25%. Последующие исследования подтверждают эту цифру.
Как преимущества работы с образом тела, М.Фельденкрайз называет следующие. Во-первых, тело дано нам объективно, у психотерапевта есть критерий, с которым он может сравнить субъективные представления клиента: константная точка отсчета. Во-вторых, сфера психологическая более табуирована, менее доступна: к своим эмоциональным переживаниям и ранним детским воспоминаниям клиент подпустит не так охотно, как к исследованию образа тела. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить образ действий, а для этого надо изменить образ себя. И начать легче всего с образа своего тела. Пока образ собственного тела искажен, человек не может иметь реалистичное представление о себе в целом, в т.ч. о психологических качествах.
М . Ф е л ь н к р а й з п р е д л ож и л п р и н ц и п д и а г н о с т и р о в а н и я бессознательного образа тела: респондент с закрытыми глазами показывает размеры частей своего тела. На его основании в 2002 г. была составлена методика «Промеры по М.Фельденкрайзу». Методика замеряет 15 параметров ощущаемого тела и реального тела:
1) ширина головы 2)ширина рта 3)Ширина шеи 4)Ширина плеч 5)Ширина гр.клетки 6)Талия
7)Ширина таза 8)Длина стопы 9)Высота ноги 10)Высота головы 11)Длина шеи
12) Длина торса
13) Длина руки
14) Ширина бедра
15) Длина торса до промежности.
Полученные данные переносятся на бумагу в масштабе 10:1, в результате возникает схематическое изображение фигуры человека, являющееся отображением бессознательного образа тела.
Возможен количественный и качественный анализ методики.
При количественном анализе подсчитывается процент искажения по каждому из параметров (маркируется проблемная зона) и среднестатистический показатель (искажение бессознательного образа тела в целом). Конечно, для этого нужны параметры не только образа тела, но и тела реального.
При качественном анализе исследуется полученное визуальное изображение бессознательного образа тела. Количественный анализ сводится к несложным математическим расчетам: имея данные по реальному телу и данные по образу тела, легко подсчитать процент искажения.
Данный метод был применён рядом исследователей: Е.С. Язвинской [63], которая в статье «Экспериментальное исследование телесного образа Я как интегральной составляющей телесности» описывает выявление механизмов нарушений в структуре телесного образа Я, а также взаимовлияния телесного образа Я и других личностных образований и характеристик при помощи точечной оценки ширины тела, бессознательного образа тела по М. Фельденкрайзу. Также Д.А. Комолов [26] -> [22] описывает применение методики телесных промеров по М. Фельденкрайзу в модификации И.А. Соловьевой с целью исследования невербального когнитивного компонента телесной репрезентации у детей с различными группами здоровья.
Таким образом, изучение образа тела личности позволяет сделать следующие выводы: телесный облик влияет на самооценку, поведение человека, играет роль в социальной перцепции и социальной адаптации; с
возрастом осознание своего образа тела и отношение к нему совершенствуются и становятся более адекватными; существуют различные подходы к изучению образа тела с физиологической и психологической позиций.
1.2 Основные психологические подходы к исследованию негативных эмоциональных состояний
Эмоциональные состояния — это комплекс длительных субъективных переживаний, в основе которых находится доминирующая эмоция, обусловленная длительными отрицательно или положительно окрашенными событиями, психологическими характеристиками субъекта и его потребностями. Эмоциональные состояния характеризируют как негативные и позитивные.
Негативные эмоциона льные со стояния сопровождают ся переживаниями, которые неблагоприятно влияют на качество жизни и проявляются в специфике поведения и деятельности ребёнка, особенностях социальных отношений (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.М. Прихожан, К.Э. Изард и др.). Их доминирование создаёт ощущение дискомфорта, неблагополучия, сковывает инициативу, определяет вектор личностного развития.
Б.И. Додонов считает, что негативные эмоции имеют более весомую роль в сравнении с позитивными. Отрицательная эмоция, по мнению ученого, является сигналом опасности для организма [21] -> [16].
Солидарен с ним и П.В. Симонов. Согласно П.В. Симонову, роль отрицательных эмоций для человека заключается в том, чтобы переключать поведение человека с недостижимого объекта внимания. Интересен тот момент, что если мотивация, направленная на тот или иной объект, перевешивает негативную эмоциональную реакцию за счет предполагаемого
позитивного прогноза, то это способно развернуть эмоциональное переживание в положительное [46] -> [47].
М. Селигман, создавший теорию выученной беспомощности, также подчеркивает, что функцией отрицательных эмоций является призыв психики применять проверенные и наследственно закрепленные адаптивные автоматизированные действия, которые способствуют выживанию [47] -> [48].
Для анализа негативных эмоциональных состояний нам необходимо дать определение данному феномену, а также рассмотреть его составляющие. В научной литературе также встречается понятие «отрицательные эмоциональные состояния», которые рассматриваются как синонимы с негативными. Несмотря на большую теоретическую базу исследований в области эмоций, до сих пор нет единого определения данному термину и нет единой модели классификации эмоциональных состояний.
С позиций психоанализа аффект – это количественная энергия влечений. Сам по себе он эмоционально никак не окрашен. Он становится эмоцией только в том случае, если он соединяется с тем или иным представлением об эмоции, которую человек испытывает или которую принято испытывать в той или иной ситуации. Представление о том, какие эмоции и в каких ситуациях принято испытывать, формируется в раннем детстве в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми и соответственно негативные эмоции формируются в глубоком детстве.
Психоаналитики говорят «аффект злости», «аффект вины», «аффект любви» и так далее, указывая на энергетическую составляющую эмоции и её связь с влечениями.
Аффекты могут осознанно проживаться, а могут не проживаться. Они могут менять свои свойства, качества и интенсивность в зависимости от тех представлений, с которыми они соединяются. Если аффект не соединён с каким-либо представлением, то он ощущается как тревога [58] -> […].
Представители когнитивно- поведенческого подхода, основываются на идее, что мысли и убеждения влияют на эмоциональное состояние человека. Согласно когнитивно-поведенческому подходу, эмоции, мысли и действия человека взаимовлияют друг на друга. Мысли вызывают чувства, те в свою очередь определённые действия. С точки зрения этого подхода, причина негативных переживаний — не в жизненных обстоятельствах, а в их интерпретации человеком, которая часто опирается на ложные убеждения о себе, других людях и мире. Особое место в разработке проблемы взаимодействия когнитивных и аффективных процессов занимают исследования, посвященные стрессу и совладающему поведению (Кокс; Леонова; Folkman et al). В одной из первых психологических концепций стресса — когнитивной теории Р. Лазаруса — показана ведущая роль когнитивно-аффективных механизмов в субъективной оценке ситуации человеком [27, 44] -> [23, 44].
Рассказова Е.И. [44] подчеркивает роль когнитивных процессов в регуляции эмоций, и «обратного» влияния эмоциональных состояний на протекание когнитивных процессов. Автор выделяет 9 основных когнитивных стратегий регуляции эмоций, которые могут быть отнесены к двум разным категориям:
1. способствующие успешной адаптации (или «эффективные»
стратегии):
принятие того, что случилось,
позитивная перефокусировка,
фокусирование на планировании,
позитивная переоценка,
рассмотрение в перспективе;
2. препятствующие адаптации и усиливающие дезадаптационные эффекты (или «деструктивные стратегии):
самообвинение,
руминации/навязчивые мысли о событии,
катострофизация,
обвинение других.
Представители гештальт-подхода определяют эмоции как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Это простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на какие-то внешние его особенности. В эмоции нет понятия сознания, есть попытка двигаться.
Основная функция эмоций – это обозначение неудовлетворенной потребности. С позиции гештальт-терапевта, насколько приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление эмоций на полезные и вредные — это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания. С точки зрения физиологии, любая эмоция — это просто возбуждение нервных клеток.
Есть несколько базовых эмоций, с которыми можно работать в психотерапии: вина, стыд, радость, страх, тревога, грусть и злость в различных ее проявлениях [41] -> [40].
Телесно-ориентированный подход описывает влияние эмоций на тело. Наиболее известными видами телесно-ориентированной психотерапии являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания (Селвер и Брукс), структурная интеграция (Рольф). Представитель данного подхода Райх описывал, что хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.
«Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств [1.8] -> [3].
По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению личностного функционирования [31] -> [28].
Более широкое представление об отрицательных эмоциональных состояниях дает К.Е. Изард. В своей классификации он приводит следующие отрицательные переживания: страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, дистресс, чувство вины [23] -> [18].
В качестве наиболее частых негативных эмоциональных состояний, характерных для большинства людей, исследователи выделяют тревожность и постоянные страхи разной степени интенсивности (А.И. Захаров, К.Э. Изард, Л.М. Костина, А.О. Прохоров, О.В. Хухлаева и др.) [22, 23, 1.9, …] -> [17, 18, 25…].
Ряд исследователей, раскрывая понятие «тревожность», исходят из того, как проблема тревожности была впервые сформулирована и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. В 1926 г. он издал монографию «Торможение, симптомы, тревога», в которой он впервые выделил состояние тревоги и озабоченности. Ученый охарактеризовал данное состояние как эмоциональное; такое, которые включает в себя переживание ожидания и неопределенности, ощущение беспомощности [46]. Позже исследования тревожности представлены в работах как отечественных, так и зарубежных ученых: А. Бек [9] -> [7], А. Прихожан [42] -> [41], А.И. Захаров [22] -> [17] и др.
В психолого-педагогических исследованиях понятие «тревожность» имеет многочисленные трактовки. Так, А. Адлер рассматривает тревожность как черту характера, которая сопровождает индивида от раннего детства до старости. Исследователь отмечал, что тревожность в значительной мере
портит ему жизнь, не позволяет контактировать с другими людьми и разбивает его надежду прожить свою жизнь в мире и подарить миру плоды своего труда. Страх может коснуться любой сферы человеческой деятельности [2] -> [2].
Бек А. выделяет в тревоге два компонента: когнитивный и соматический, на основании которых им была разработана шкала тревоги.
По мнению К. Изарда тревожность – это не некий самостоятельный феномен, а комбинация состояния страха с одной или несколькими другими эмоциями: гневом, виной, стыдом, интересом [23] -> [18].
Г. Габдреева определяет тревожность как личностное свойство, которое является значимым риск-фактором, приводящим к нервно-психическим заболеваниям у студентов. Кроме того, в своем исследовании автор показывает, что высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу уменьшает интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, особенно во время экзаменов; снижает уровень умственной работоспособности; вызывает неуверенность в собственных силах; является одной из причин низкого социального статуса личности [18] -> [14].
Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии сделан А.М. Прихожан [42] -> [41]. По ее мнению, тревожность – это устойчивое личностное образование, проявляющееся в склонности переживать субъективно нейтральные ситуации, как содержащие угрозу самооценке, представлению о себе, личностным интересам и ценностям. Часто тревожность рассматривается как негативно окрашенная, самостоятельная эмоция, направленная в будущее (в противоположность таким эмоциям, как вина, сочувствие). Исследовательница пишет, что в субъективном переживании тревожность представлена как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, упадок сил, невозможность принять решение, незащищенность, одиночество, страх перед будущей неудачей и тому подобное.
Как описывает В.В. Пантелеева, изучением проблемы депрессий занимались в разные периоды времени многие ученые, исследователи, авторы, как зарубежные, так и отечественные, такие например, как А. Бек, Э. Дюркгейм, А.В. Курпатов, Д.В. Ковпак, Ю.В. Ковалев [39] -> [38].
Депрессия ( А. И. Захаров) – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения [22] -> [17].
Депрессивное состояние включает в себя две составляющие, согласно В.В. Парамоновой:
1) субъективное переживание отрицательного аффекта;
2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма.
При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент – это патогенетические механизмы, которые лежат в основе заболевания, одно из проявлений которых – эмоциональные нарушения [40] -> [39].
Перечислим некоторые из наиболее распространенных симптомов:
— грусть, безразличие, низкая мотивация или ее отсутствие, усталость;
— нарушение сна;
— нарушение аппетита;
— апатия, потеря вкуса к жизни;
— повышенная чувствительность к критике или пренебрежению;
— обостренное чувство обиды;
— низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство неадекватности;
— раздражительность, чувство разочарования и безысходности;
— чувство безнадежности и/или беспомощности;
— мысли о смерти или самоубийстве, попытки самоубийства [35] ->
[34].
Есть и другие проявления этого сложного заболевания. У многих людей
наблюдается комбинация симптомов.
Психологические симптомы депрессии
Грусть и отчаяние. Часто эти симптомы наиболее заметны и болезненны. Кроме того, человек может испытывать чувство пустоты, разочарования, уныния, физическое ощущение тяжести (особенно под ложечкой).
Низкая самооценка. Вдруг появляется чувство, что ты ни на что не годишься, одолевает ощущение неадекватности. Начинаешь ненавидеть себя. «Я не могу сделать это, я ни на что не способен», «Я всегда делаю все неправильно» — вот примеры высказываний людей с низкой самооценкой. Часто они искренне полагают, что были неудачниками в школе, им кажется, что они неизменно терпят фиаско в отношениях с людьми, в спорте и на работе. Эти люди оценивают окружающих выше, чем себя, излишне полагаются на чужое мнение и авторитет посторонних.
Апатия. Отсутствие мотивации что-то делать, нежелание общаться с людьми, низкий уровень активности и/или бездеятельность. Этот симптом может сам по себе привести к более серьезным проблемам, таким как депрессивный «замкнутый крут». Например, пребывая в апатии, человек можете решить: «Пропади все пропадом, не хочу выходить из дома, не хочу никого видеть». Однако замкнутость, отсутствие развлечений обедняют нашу жизнь. Некоторые исследователи считают, что жизнь без удовольствий является основной причиной депрессии. Кроме того, чрезмерная пассивность сама по себе способна вызвать физическое недомогание (скажем, усталость, запоры), а это дополнительный дискомфорт.
Межличностные проблемы. Находясь в депрессии, люди бывают особенно чувствительны к критике, при этом отсутствует желание общаться с кем бы то ни было. Находясь среди других людей, они чувствуют себя неуютно; иногда при этом усиливается чувство одиночества. Страдающие депрессией не уверены в себе, им трудно выступить в свою защиту, высказать собственное мнение, выразить свои чувства или мысли, попросить о помощи, поддержке, при необходимости твердо сказать «нет». Правда, такие
проблемы не всегда имеют отношение к депрессии, однако, если болезнь налицо, упомянутые проявления усиливаются. Бывает, что большую часть времени человек сравнительно легко общается с окружающими. Все меняется при возникновении болезни. «Один страдающий депрессией пациент сказал: «Обычно, общаясь с посторонними, я спокоен. Но с недавнего времени я потерял уверенность в себе. Меня беспокоит, как я выгляжу в глазах собеседника; мне трудно быть откровенным. Возникает ощущение, будто со мной что-то не в порядке» [9, с. 156] -> [7, с. 156].
Ощущение вины. Если вы чувствуете сожаление или раскаяние, сделав ошибку или неумышленно обидев кого-то, это нормально. Однако чувство вины может быть чрезмерно обострено, и Вы уже убеждены: «Я плохой человек». Это убеждение превращает естественное раскаяние в болезненную и разрушительную для психики эмоцию.
Негативные мысли. Термин «когнитивные искажения» используется психологами для описания тенденции негативно-пессимистического мышления. Когниции — это мысли и восприятия. Искажения и ошибки в мышлении и восприятии — часто встречающиеся признаки депрессии. Человек в состоянии депрессии все воспринимает чрезвычайно пессимистически. Его мысли сконцентрированы на негативном. Такие искажения — не только симптом, но и мощный фактор усиления и хронификации депрессии.
Мысли о самоубийстве. Мысли о суициде очень часто возникают при депрессии. Хотя большинство людей, думающих о самоубийстве, в реальности воздерживаются от рокового шага, к таким мыслям всегда нужно относиться серьезно. Чаще всего мысли о самоубийстве приходят в голову пациентам, у которых представление о собственном будущем окрашено в мрачные краски. Такими людьми владеет чувство безнадежности. В самоубийстве видится избавление от страданий. Инстинкт самосохранения все же превалирует у большинства больных. Любовь близких, вера в бога, страх перед возмездием в ином мире, другие обстоятельства — слишком
многое связывает человека с жизнью, чтобы решиться свести с нею счеты.
Таким образом, негативные эмоциональные переживания — это субъективные дискомфортные переживания, возникающие в результате разрыва между желаемым и действительным, характеризующиеся невозможностью преодоления этого разрыва. Переживание негативных эмоциональных состояний обусловлено включением вынужденных адаптивных механизмов.
3. Исследование связи образа тела с негативными эмоциями
В настоящий момент человечество переживает время сверхскоростных перемен, непредсказуемости и неустойчивости, а также разных видов потрясений — от локальных, затрагивающих отдельные регионы, до всеобщих, вовлекающих много стран, как, например, пандемия. Всё это сказывается как на психике, так и на теле. И сейчас как никогда актуально изучение не только тревожных и депрессивных состояний как таковых, но и того, как они связаны с телесным образом Я, для возможности дальнейшей работы с ними.
Вместе с тем, в науке телесному образу Я уделяется не так много внимания. Надо заметить, что образ тела имеет 2 представления в человеческой психике: сознательное, которое у психически сохранного человека в большой степени совпадает с реальностью, и бессознательное, отображающее структуру характера, его психологический тип. И человек проживает свою жизнь, исходя из образа своего Я, из представлений о себе.
Однако, проводимые современные научные исследования изучают больше сознательный образ Я, не уделяя должного внимания бессознательному. Проведя обзор таких исследований в системе Google Академия, не было найдено ни одного, в котором бы изучалась взаимосвязь негативных аффективных состояний с неосознаваемым телесным образом Я.
Среди современных исследований связи образа тела с негативными аффективными состояниями можно выделить:
1) Клинические исследования.
2) исследования с помощью лабораторных средств (VR-пространств).
3) исследования условной группы нормы.
Первая группа исследований посвящена клиническому изучению образа тела. В рамках клинических исследований рассматриваются нарушения образа тела, такие как расстройства пищевого поведения, трансгендерность, дисморфофобии. Говоря об образе тела, можно выделить два типа отношения к нему: принятие и непринятие.
При разработке диагностического инструмента для оценки позитивного образа тела было проведено исследование, в ходе которого был проведён качественный анализ высказываний, и к основным факторам обретения позитивного телесного образа были отнесены такие характеристики:
1) Признательность (appreciation), благодарность телу за его здоровье, за те функции, которые оно выполняет, это также благодарность за обретение позитивного образа тела.
2) Безоговорочное принятие со стороны окружающих (семья, друзья, партнеры), по мнению студенток, играет одну из ведущих ролей в формировании позитивного образа тела.
3) Принятие своего тела и любовь к нему. Студентки подчеркивали необходимость принимать свое тело таким, как оно есть, и описывали ощущение комфорта в своем теле и чувство любви к телу.
4) Духовность / Религия. Двенадцать студенток рассказали о том, как их религия и / или духовность помогли им сформировать и сохранить позитивный образ тела. Они считали, что их тела сформировались, благодаря некой высшей силе, поэтому им необходимо принимать и любить себя такими, как они есть.
5) Поиск других людей, которые тоже принимают себя такими как есть. Все участники старались контактировать в своем окружении с людьми,
имеющими позитивный образ тела
6) Забота о теле с помощью здорового образа жизни. Все студентки указывали, что они учитывают потребности своего тела, основываясь на соображениях здорового образа жизни, а не ради привлекательной внешности. Они практиковали умеренные занятия фитнесом, старались питаться полноценно, не переедали, использовали адаптивные способы борьбы со стрессом. Большинство из них не пренебрегали медицинской помощью для поддержания здоровья, а также иногда «баловали» свое тело с помощью массажа и других приятных способов ухода за телом.
7) Фильтрация информации с целью защиты тела. Все студентки отдавали себе отчет, что западная культура транслирует идеализированные образы женщин, заставляет их быть худыми, рассматривать себя в качестве объекта, а не субъекта. Их осведомленность позволяла им использовать своеобразный фильтр, препятствующий негативным влияниям на их образ тела.
8) Внутренняя позитивность. Студентки сообщали о внутреннем ощущении комфорта, счастья, позитивного настроя.
9) Широкое понимание красоты. Для всех студенток было характерно широкое понимание красоты, не связанное только с привлекательной внешностью [2.1] -> [32].
Рассмотрим неудовлетворённость собственным телом.
Неудовлетворенность телом — это конструкт, связанный с неудовлетворенностью человека определенными аспектами его или ее тела, и это может проявляться в различных степенях.
Неудовлетворенность телом охватывается образом тела — многомерным конструктом, который содержит восприятие и отношение человека к своему телу. Неудовлетворенность телом может быть чертой (оно стабильно и применимо в любой ситуации) или состоянием (оно может колебаться в зависимости от контекста или настроения).
Несоответствие между актуальным и идеальным «я» может привести к
разочарованию, неудовлетворенности или другим негативным последствиям, что подвергает людей риску других серьезных состояний, таких как депрессия. Такие несоответствия в образе тела связаны как с неадекватным питанием, так и с привычками к физиче ским упражнениям. Неудовлетворенность своим телом увеличивается по мере увеличения индекса массы тела, восприятием того, как другие люди видят свое тело.
На неудовлетворенность своим телом может влиять негативное настроение, а также поощрение контролировать свой вес, ориентируясь на внешний вид. Низкая самооценка и высокий индекс массы тела также являются важными факторами риска неудовлетворенности телом. Негативный образ тела, который может включать неудовлетворенность своим телом, стремление к худобе и низкую самооценку, может быть предиктором для симптомов, связанных с расстройствами пищевого поведения.
Нарушение образа тела, которое включает в себя неудовлетворенность телом, а также возникающий дистресс, часто связан с желанием быть совершенным. Но важно отметить, что эта связь на самом деле может означать, что люди с этим нарушением обладают сильным желанием казаться для других совершенными. Таким образом, в данном случае дистресс, вызванный образом тела, зависит не только от того, что индивидуум о себе думает, но и от того, как человек чувствует, что он или она сталкивается с другими.
В своём исследовании «Образ тела как посредник несуицидального членовредительства у подростков» Muehlenkamp J. и Brausch A. выявили, что образ тела может представлять необходимый, но недостаточный фактор риска развития подростками несуицидальных членовредительств и что при соответствующем лечении следует учитывать патологию, связанную с телом, в дополнение к регуляции эмоций [71] -> [73].
В проведённом исследовании Davison T. E. и McCabe M. P. показали, что нарушение образа тела было связано с проблемным социальным и сексуальным функционированием у мужчин среднего возраста и с
симптомами депрессии и тревоги в зрелом возрасте как у мужчин, так и у женщин. Мужчины среднего возраста, у которых наблюдалось нарушение образа тела, типичное для женщин, с большей вероятностью имели нарушения межличностного функционирования. Эти результаты демонстрируют, что социальные аспекты образа тела важны для понимания психологического функционирования в дальнейшей жизни [67] -> [69].
Одна из причин неудовлетворенности телом, согласно теории социального сравнения, заключается в том, что люди сравнивают друг с другом, когда нет объективных сравнений. Сравнение себя с другими становится нормативным аспектом общества. Когда женщина сравнивает себя с внешностью другого человека, она обычно сравнивает себя с кем-то, кто, по ее мнению, в чем-то лучше. Тем не менее, делая такого рода сравнения, связанные с изображением тела, женщины обычно приходят к неудовлетворенности своим телом.
Кроме того, теория объективации предполагает, что социокультурные нормы, касающиеся внешности, влияют на взгляды людей на собственное тело и что эти оценки, в свою очередь, влияют на самооценку. Эти нормы, диктующие столь важные оценки, можно найти повсюду в культуре, от друзей и семьи, в средствах массовой информации.
Кроме того, такие нормы актуальны больше для женщин, чем для мужчин. Считается, что у женщин более отрицательный образ тела, чем у мужчин. В результате неудовлетворенность телом среди женщин была названа «нормативным недовольством». Тем не менее, благодаря использованию гендерно-чувствительных инструментов, которые концептуализируют проблемы, связанные с изображением тела, с точки зрения желания нарастить мышцы, а также похудеть, предыдущие убеждения, что мужчины в значительной степени устойчивы к опасениям по поводу своей внешности, были поставлены под сомнение, и есть в настоящее время имеется немало свидетельств того, что молодые люди также недовольны своим телом [66].
П р и п р о в ед е н и и и с с л ед о ва н и я , в кото р ом и зу ч а л и с ь неудовлетворенность своим телом, самооценка и удовлетворенность отношениями, было обнаружено, что в целом женщины были более неудовлетворены своим телом и имеют более низкую самооценку, чем у мужчин. Было также обнаружено, что женщины переоценивают размеры своего тела, в то время как мужчины недооценивают свои.
Считается, что более низкая (по сравнению с мужчинами) удовлетворенность женщин своим телом является следствием их большей подверженности социокультурным влияниям, связанным с идеализаций внешнего облика и с особенностями их стратегий сравнения и оценки внешности (женщины, оценивая свою внешность, более самокритичны и склонны сравнивать свое лицо и форму тела с другими женщинами, у которых, по их мнению, эти параметры лучше, чем у них самих, тогда как мужчины при сравнении собственной внешности склонны обнадеживать себя и чаще демонстрируют убеждение в своей способности достичь физического совершенства) и большей чувствительности к несоответствию реального и идеального образов тела [2.2] -> [43].
В клинических исследованиях наиболее часто встречаются такие проявления образа тела как: расстройства пищевого поведения, трансгендерность, дисморфофобии.
Расстройства приема пищи (нарушение пищевого поведения) — психогенно обусловленный поведенческий синдром, связанный с нарушениями в приёме пищи. Выделяют такие виды расстройств приема пищи, как нервная анорексия, нервная булимия, переедание, рвота и другие. Основные признаки расстройств приема пищи – это чрезмерные опасения увеличения веса, значительные усилия по контролю за весом (строгая диета, вызывание рвоты, прием слабительных, избыточные физические упражнения), отрицание субъективной значимости проблемы веса и приема пищи [49]. Высокий уровень неудовлетворенности своим телом и проблемы с весом распространены во взрослом возрасте. Неудовлетворенность своим
телом, расстройства пищевого поведения и экстремальные методы контроля веса являются сильными факторами риска развития расстройств пищевого поведения.
Нервная анорексия — расстройство приёма пищи, характеризующееся значительно сниженным весом тела, преднамеренно вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. При анорексии наблюдается патологическое желание потери веса, сопровождающееся сильным страхом ожирения. У больных нервной анорексией чаще всего наблюдается искажённое восприятие своей физической формы, а также присутствует беспокойство об увеличении веса, даже если такового в действительности не происходит. Кроме того, у больных нервной анорексией восприятие образа тела в значительной степени связано с симптомами депрессии и тревоги на всех этапах лечения. По мере лечения стойкое нарушение образа тела у таких пациентов при увеличении индекса массы тела может представлять собой важный фактор, способствующий течению наиболее распространённых аффективных сопутствующих заболеваний — депрессии и тревоги [2.3] -> [71].
Нервная булимия – расстройство приёма пищи, для которого характерны повторные приступы переедания и чрезмерная озабоченность контролированием массы тела. Это приводит человека к принятию крайних мер, призванных уменьшить влияние съеденного на массу тела.
По мнению Rost Geteilte Erstautorenschaft S, Sarrar Geteilte Erstautorenschaft L и др., нарушение образа тела — это одна из основных черт расстройств пищевого поведения и вследствие негативных эмоций [49] -> [52].
Также можно описать ряд клинических исследований. Д.А. Бескова отмечает, что у пациентов с тревожно-фобическими расстройствами повышены показатели проницаемости границ телесности, что коррелирует с более выраженным переживанием стресса, чем у лиц с отчетливыми
границами [10] -> [8]. Депрессивным пациентам больше, чем тревожным пациентам, свойственен дефицит ясной представленности границ образа «Я» и, соответственно, чувства общей адаптивности, безопасности, защищенности «Я» от вторжений внешней среды [40] -> [39]. Люди, страдающие ожирением, имеют слабые, неотчетливые границы образа тела и воспринимают свою жировую ткань как защитный слой, усиливающий недостаточно отчетливые границы [10] -> [8]. Негативные эмоции опосредуют взаимосвязь между собственным телесным образом и нарушениями пищевого поведения у женщин [64] -> [67]. «Искажения» образа телесного «Я» (преуменьшение или преувеличение ширины значимых частей тела) при нервной анорексии и эндогенном ожирении являются результатом действия механизма «когнитивного подтверждения аффективного отношения», а именно: лица с низким уровнем удовлетворенности телом и низкой самооценкой своих телесных качеств склонны к переоценке размеров тела, а лица с высокой удовлетворенностью своим телесным обликом и высокой самооценкой — к недооценке размеров тела [20] -> [15].
Дисморфофобия — это психическое заболевание, характеризующееся навязчивым беспокойством по поводу особенностей своего тела. Тревожить человека могут как действительно имеющиеся изъяны во внешности, так и мнимые. Подобное расстройство присуще подросткам, хотя встречается и у взрослых людей.
В исследовании Liao Y. показаны результаты исследования распространенности неудовлетворенности образом тела, дисморфного расстройства тела, социальной тревоги и депрессивных симптомов у студентов-первокурсников в Китае. Автором был использован дизайн опроса для самоотчета с использованием вопросника формы тела, вопросника отношения к мускулатуре Суонси, шкалы тревоги социального взаимодействия, вопросника дисморфической озабоченности, шкалы
депрессии самооценки и вопросника дисморфических расстройств тела [68] -> [72].
Трансгендерность как область изучения клинической психологии, представляет собой несовпадение гендерной идентичности человека с приписанным ему при рождении полом (МКБ -10).
Современные не многочисленные исследования (Я. Кирей- Ситникова[24] -> [20], М.В. Лушина[32] -> [29], Р.В. Романова [45] -> [45]) показали, что взаимосвязь степени удовлетворенности телом трансгендерных мужчин с их представлениями о степени « маскулинности» и
«фемининности», по мнению значимого социального окружения и их собственного мнению о себе, не установлена. Степень удовлетворенности трансгендерных мужчин своим телом имеет слабую корреляцию с уровнем сходства их зеркального «Я», базирующегося на родительской оценке по отношению к ним, и их представлениями о «типично мужских» и «типично женских» личностных характеристик. Таким образом, существует взаимосвязь между степенью удовлетворенности телом у трансгендерных мужчин и их представлениями о том, насколько «маскулинными» или
«фемининными» видят их родители. Чем более «фемининными» их, по их мнению, видят родители, тем большее количество совершенных этапов
«перехода» им требуется для достижения субъективного психологического комфорта.
Р.В. Романов [45] описывает, что восприятие своего тела, изменяющегося по мере взросления, для многих трансгендеров является проблемой. Неприязнь к собственному телу нередко предполагает неудовлетворенность выполняемой в социуме ролью, что отягощает клинически выраженный дистресс. Для трансгендерных мужчин традиционная роль мужчины более выгодна, чем традиционная роль женщины для трансгендерных женщин: приемлемость «мужского» и неприемлемость «женского» обуславливают различия в образе тела.
Другие направления исследования образа тела и негативных эмоций — это направления, осуществляемые с помощью лабораторных средств (VR- пространств).
Исследования с помощью лабораторных средств (VR-пространств) описаны у А.В. Варламова, Н.В. Яковлевой [14] -> [10]. Они показали, что свободное перемещение в VR-среде приводит к возникновению искажений в восприятии размеров собственного тела испытуемыми, тенденциям преувеличения размеров тела непосредственно после погружений. Данный результат свидетельствует о наличии эффекта увеличения восприятия размеров собственного тела вне зависимости от количества погружений.
При этом через некоторое время после последнего погружения искажения в восприятии размеров собственного тела не сохраняются. И уже спустя день после последнего погружения подобные искажения частично нивелируются в сторону приближения восприятия наименее активных при погружении зон к их реальным размерам. То есть повышение уровня осознанности собственного тела после погружения в VR среду в облике антропоморфного аватара оказывает позитивный эффект на формирование собственной телесности.
Проанализируем исследования взаимосвязи образа тела и негативных эмоций, проведенных на условной группе нормы.
В современное время понятия о красоте становятся более разнообразными, и единого телесного эталона не существует, наоборот, последние годы в моду активно внедряются новые тела, которые раньше оставались сугубо маргинальными — пожилые, полные, инвалиды, трансгендерные модели. Мода, особенно авангардная, неразрывно связана с толерантностью, с готовностью воспринять неожиданное, странное. Это, в сущности, подразумевает настрой на открытость, внутреннюю свободу, возможность взглянуть по-иному на привычные стереотипы.
Проведя мета-анализ на тему «Социальное сравнение как предиктор неудовлетворенности телом: метааналитический обзор», Myers T. A. и Crowther J. H. исследовали взаимосвязь между социальным сравнением и неудовлетворенностью телом. Социальное сравнение было связано с более высоким уровнем неудовлетворенности своим телом. Эффект социального сравнения и неудовлетворенности телом был сильнее у женщин, чем у мужчин, и обратно зависел от возраста. Этот эффект был сильнее, когда социальное сравнение измерялось непосредственно, а не выводилось на основе умозаключений. Не было выявлено различий в отношении наличия психопатологии пищевого поведения, дизайна исследования или объекта сравнения. Результаты подтверждают теорию и исследования, предполагающие, что неблагоприятное сравнение себя с другими на основе внешности может привести к неудовлетворенности собственной внешностью [74].
Как описывает С.С. Татаурова [54] -> [58], значимость внешней привлекательности для юношей и мужчин в последнее время также становится все более очевидной. Социокультурные требования, предъявляемые к внешности, заставляют мужскую часть населения большинства западных стран испытывать почти такое же давление со стороны окружения, которое является привычным для женщин. Жесткая конкуренция и желание добиться успеха создают образ супермена, соответствовать которому значит достичь финансовой независимости и определенного положения в обществе [53] -> [56]. По результатам опроса, проведенного Поуп и коллегами, мужчины так же, как и женщины готовы идти на ощутимые жертвы для достижения желаемой формы. Однако, в отличие от женщин, для которых стремление к более стройной фигуре является доминирующим, мужчины обеспокоены не столько собственным весом, сколько необходимостью иметь накачанное, мускулистое, стройное тело [54] -> [58].
Данный факт обусловлен трансляцией «модных» образов тела ТВ, Интернет, СМИ. Сегодня идеал тела, стереотип внешней привлекательности и телесного здоровья являются неотъемлемой частью содержания информационного потока СМИ. СМИ навязывают свои критерии красивого внешнего облика человека, настаивая на том, что успешность в той или иной с фере жизненных интере сов напрямую зависит от внешней привлекательности
И.Н. Тихонова [56] -> [60] в своем исследовании показала, что социальные эталоны внешней привлекательности, транслируемые СМИ, оказывают влияние на субъективное отношение к образу физического Я у современных девушек. А субъективное отношение к образу физического Я девушек воздействует на структуру самоотношения; положительная оценка собственного образа физического Я в сознании человека может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом, отрицательная оценка может повлечь за собой снижение общей самооценки. Помимо популяризации утрированного образа идеального внешнего облика человека, СМИ сразу же предлагают различные адаптационно-компенсаторные способы преобразования внешности для приближения к заданному идеалу. Это и соблюдение различных диет и различных телесных практик, корректирующих тело, наращивание волос, ресниц, пластическая хирургия и т.д.
Авторы Батурина Н.В. и Зацепина О. А. [4] -> [4] показали влияние социальных сетей вообще и, в частности, Instagram на образ тела и эмоции личности: однократное и непродолжительное экспериментальное влияние позволило изменить отношение к собственному телу у пользователей данного ресурса. Ими в ходе эксперимента удалось установить значимые и тесные взаимосвязи отдельных параметров самооценки и показателей «внешность» и
«ориентация на внешность». Результаты сравнительного и однофакторного дисперсионного анализа также подтвердили значимый вклад в оценку
собственного внешнего вида такого показателя, как ориентация на внешность.
Ratnasari S. E., Pratiwi I., Wildannisa H. выявили, что существует отрицательная взаимосвязь между образом тела и социальной тревожностью у девочек-подростков, а образ тела вносит вклад в возникновение социальной тревожности [73] -> [75].
Результаты исследования Cash T. F., Theriault J. и Annis N. M. «Образ тела в межличностном контексте. Привязанность взрослых, страх близости и социальная тревожность» показали значительную связь оценки образа тела, аффекта социально-оценочной тревоги у обоих полов с тревогой романтической близости у женщин. У обоих полов большая дисфункция образа тела была связана с менее надежной привязанностью (как общей привязанностью ко взрослым, так и более тревожной романтической привязанностью) [66] -> [68].
Таким образом, нарушения образа тела определяются как перцептивные, когнитивные искажения, а также как проблемы с двигательной, телесной сферой. В образе тела психическое и физическое неразделимо связаны. Поэтому негативные эмоции оказывают существенное влияние на восприятие тела, равно как и обратно.
Выводы по теоретическому исследованию
1. Образ тела и телесность являются важными объектами исследования в современной психологии, в связи с тем, что до сих пор нет целостного подхода к их изучению и пониманию. В исследованиях образа тела прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние аффективных и когнитивных процессов, их роль в становлении личности.
Образ тела рассматривается как представление о своем физическом облике, как отражение индивидом восприятия себя.
2. Эмоции — язык подсознания, который важно понимать и конструктивно использовать. Любая негативная эмоция несет свой смысл и несет отзвук в мыслях и в теле. Будучи важным ресурсом для адекватного взаимодействия с самим собой и миром, эмоции, в случае недостаточности их осознания, напротив, приводят к конфликтному взаимодействию и ошибочным решениям. Наиболее распространенными негативными эмоциями выступают тревога и депрессия.
Согласно когнитивно-поведенческому подходу, гештальт-подходу, телесно-ориентированному подходу, эмоции напрямую связаны с мыслями и телесными реакциями. Поэтому оказывают влияние на формирование образа телесного Я.
Исходя из связи эмоций с мышлением, поведением и здоровьем, важно научиться отслеживать эту неразрывную связь как можно чаще в настоящий момент. Через раскрытие скрытых выгод отрицательных переживаний освобождается путь к самопониманию, самоисцелению и личностной зрелости.
3. Нарушение образа собственного тела представляет собой состояние, при котором человек определяет себя худшим, чем есть на самом деле. В
последние десятилетия эта ситуация стала существовать уже как проблема, причем довольно-таки масштабная. В клинических исследованиях отмечается взаимосвязь негативных эмоций и формирования негативного отношения к собственному телу, как проявление дисморфического образа тела. Негативная оценка внешности при определенных условиях может явиться причиной снижения самооценки человека, потери ощущения собственной уникальности и значимости социальных контактов, нарушения образа собственного тела.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф