Скоро защита?
Меню Услуги

Связь типов сексуального поведения мужчин с чертами их личности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2


Оглавление

Введение ………………………
Глава 1.Теоретический анализ проблемы связи типов сексуального поведения мужчин с чертами их личности…..
1.1.Понятие сексуальности и подходы к ее исследованию……..
1.2 Взаимосвязь сексуальности, сексуального поведения и личности………..
1.3.Связь типов сексуальности и сексуального поведения с индивидуальными личностными чертами
Выводы по 1 главе…………….
Глава 2. Эмпирическое исследование связи типов сексуального поведения мужчин с чертами их личности…………………
2.1. Программа исследования связи типов сексуального поведения мужчин с чертами их личности…………………8
2.2. Изучение различных типов сексуального поведения мужчин и черт их личности……………………..
2.3. Выявление связи типов сексуального поведения мужчин с чертами личности……………
Выводы по 2 главе……………
Заключение………………………………………………………
Список литературы……………………………………………
Приложения…………………………………………………..

Введение

Сексуальная активность и сексуальное поведение является одной из самых значимых сторон жизни человека, важной социальной функцией, обеспечивающей продолжение рода и межличностные отношения. Несмотря на обширные исследования в этой области, проблема связи сексуальности с поведением и активностью личности остается открытой, требует систематизации существующих теорий и дальнейших эмпирических исследований. Актуальность исследования обусловлена значимостью сексуальности для человека, часто возникающими практическими вопросами «про это» у клиентов, психолога либо врача, а также необходимостью систематизации информации по проблеме исследования в связи с наличием теоретических и методологических разногласий среди исследователей. В последние годы в фокусе внимания исследователей находятся факторы, формирующие сексуальность (Айзман, 2010), ее психологические особенности (Иванова, 2013), и социальные аспекты (Хрущев, 2013). Различные аспекты сексуальности затрагивались в работах З.Фрейда, Э.Эриксона, А.Адлера, Г.Аммона, И.С.Кона. и др., но большинство авторов уделяло мало внимания исследованию формирования зрелой, конструктивной сексуальности личности. Во многих исследованиях сексуальность включает в себя ряд личностных характеристик. На сегодняшний день существуют разнообразные концепции сексуальности и сексуального развития личности. К примеру, авторы тривиумальной концепции сексуальности говорят о ее связи с активностью личности, эмоциями, поведением, личностными чертами, высшими психическими функциями и изучают те явления, которые проявляются только в психологическом плане (Кащенко, 2011). Связь активности личности с ее поведением интересовала отечественных психологов: С.Л. Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе, Г.В. Залевского, И.А. Коверзневу, И.А Фурманова, И.С. Кона, А.М. Полеева и др. Работы зарубежных и отечественных психологов являются теоретико-методологической основой, на которую можно опираться в исследовании характера связи сексуального поведения с различными чертами личности.
Цель исследования: выявление связей типов сексуального поведения мужчин и черт их личности.
Объект исследования: типы сексуального поведения мужчин в возрасте от 25 до 35 лет.
Предмет исследования: связь типа сексуального поведения мужчин 25-35 лет с чертами их личности.
Гипотеза исследования: существуют значимые корреляционные связи между различными типами сексуальности и личностными особенностями.
Частные гипотезы:
1. конструктивная сексуальность статистически достоверно коррелирует общительностью, экстраверсией, импульсивностью, активностью;
2. деструктивная сексуальность достоверно коррелирует с экстраверсией, подавленностью, тревожностью, склонностью к риску.
3. дефицитарная сексуальность достоверно коррелирует с психотизмом, нейротизмом, подавленностью, неполноценностью, тревожностью.
Задачи исследования:
1) Проанализировать и обобщить существующие теоретические подходы к проблеме связи типов сексуального поведения мужчин с чертами их личности
2) Определить основное содержание понятия сексуальность
3) Проанализировать взаимосвязь сексуальности и личностных особенностей мужчин
4) Определить типы сексуального поведения мужчин и черты их личности.
5) Выявить связь типов сексуального поведения у мужчин счертами их личности.
Базой эмпирического исследования являлись клиенты фитнес клуба «Дон Спорт», незнакомые друг с другом, молодые мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, без физиологических проблем связанных с сексуальной активностью и психически здоровые.
Исследованием было охвачено 35 человек, из них в возрасте от 25 до 30 лет 18 человек, от 30 до 35 17 человек, из всей выборки 11 человек женаты, 24 – не женаты, из них у 21человека есть постоянные отношения с одним партнером. Респонденты имеют примерно схожий уровень образования, социальный статус и уровень дохода.
Понятие сексуальности является сложным и многоаспектным, имеет большую теоретическую, практическую и социальную значимость. Предварительный теоретический анализ наряду с житейским опытом позволяет предположить наличие тесной связи поведенческой активности личности и ее сексуальности. Понимание особенностей этой связи может быть использовано в психологической коррекции сексуальных и межличностных проблем, а также способствовать профилактике нарушений в межличностных отношениях и появлению сексуальных дисгармоний, позволит лучше адаптироваться к постоянно меняющимся общественным тенденциям в сфере сексуальности, более гибко и конструктивно строить свои сексуальные отношения в современном мире.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы связи поведенческой активности и сексуальности

1.1 Понятие сексуальности и подходы к ее исследованию

Многие представления о сексуальности в общественно-историческом контексте изменяются, зависят от культурных традиций. В Восточной культуре издавна существовали взгляды на секс как на источник удовольствия. В странах Запада в связи с религиозными и моральными принципами к сексуальности относились – отрицательно (Келли, 2000). Можно выделить несколько исторических этапов, в ходе, которых взгляды на сексуальность менялись:
В Древние времена секс воспринимался позитивно. На заре христианства отношение к сексуальности представляло собой смешение принятого у греков и у евреев. Браку и семье придавалось большое значение В иудаизме, физическую любовь не отделяли от духовной, христианское учение заимствовало у греков разграничение между между телесной и духовной любовью. Эпоха эллинизма в Греции (начавшаяся в 323 г. до н.э.) характеризовалась отрицанием плотских удовольствий в пользу развития духовности. К концу IV в. нашей эры, отношение сексуальности церкви было негативным, она осуждалась во всех ее формах. Значительно более положительным было отношение к сексу у последователей ислама, индуизма и на Древнем востоке. В Индии была создана Камасутра — подробное индийское руководство по технике секса; аналогичные книги были в Китае и Японии. В них прославлялись сексуальные наслаждения и их разнообразие (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998).
В средние века, на пороге XII и XIII вв., в Европе укреплялось отношение к сексуальности, отличающееся нетерпимостью к сексу, в связи с влиянием церкви. Богословие было направлено на его угнетение, за исключением секса в целях продолжения рода. В эпоху Возрождения, в Европе в XVI и XVII вв. произошло некоторое ослабление сексуальных ограничений. В восемнадцатом и девятнадцатом веках в Англии и Франции в 1700-е годы, было терпимое отношении к сексу, а в колониальной Америке в это время царила пуританская этика. Внебрачный секс осуждался, а сплоченность семьи превозносилась. К середине XIX века, с началом Викторианской эпохи, в Европе наметился возврат к показной стыдливости и сдержанности. Общей тенденцией в эту эпоху было подавление сексуальности и сильное стремление к скромности. В Викторианскую эпоху отношение к сексу было внешне отрицательным (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998).
Первые исследования сексуальности были предприняты в конце XIX века немецким психиатром Рихардом фон Крафт-Эбингом. Он создал подробную классификацию половых расстройств. В его работах преимущественно рассматривались такие проявления сексуальности, как садомазохизм (половое удовлетворение, получаемое в результате причинения боли своему партнеру, или боли, причиняемой себе), гомосексуализм, фетишизм (половое удовлетворение, получаемое от предметов, связанных с определенным человеком, а не от него самого) и скотоложество (половые контакты с животными), подробно эти явления были описаны в его книге «Сексуальная психопатия (Дерягин, 2008).
В начале XX в. изучение сексуальности стали проводить более объективными методами. Появились исследования таких ученых, как Альберт Молл, Магнус Гиршфельд, Иван Блох и Хавелок Эллис, в сочетании с динамичными идеями Фрейда положили начало резкому повороту в отношении к сексу. Зигмунд Фрейд (1856-1939) продемонстрировал центральную роль сексуальности в жизни людей. По мнению Фрейда, сексуальность является главной силой, мотивирующей все поведение человека, и основной причиной всех форм неврозов (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998). Хэвлок Эллис стал один из первых сексологов. В его работах уделялось также внимание разнообразию сексуального поведения человека; они служили важным противовесом влиянию Крафт-Эбинга, считавшего сексуальные отклонения патологией (Дерягин, 2008).
В 1929-1950-е годы — широкая социальная и экономическая свобода, доступность автомобилей, расцвет джаза делали сексуальное поведение людей все менее сдержанным, и это сопровождалось соответствующими изменениями в моде, танцах, литературе. Большой вклад в развитие представлений о сексуальности внес Альфред Кинзи (1894-1956), зоолог из университета шт. Индиана, проведя исследования сексуальной жизни студентов при помощи анкет, личных бесед с тысячами мужчин и женщин по всей стране. А.Кинзи со своими коллегами опубликовал в 1948 г. труд «Сексуальное поведение мужчины», а спустя 5 лет в соавторстве с П.Джебхардом «Сексуальное поведение женщины». Работа А.Кинзи была подвержена суровой критике с методологических и моральных позиций. Заслуга этого ученого состоит в том, что он со своими коллегами основал Институт сексуальных исследований при университете штата Индиана в Америке, который существует настоящее время и является крупным исследовательским центром. В 1950-е годы 20 века в США наступило время, для которого была характерна большая, чем прежде, сексуальная свобода. Добрачные половые связи стали обычным явлением, хотя возникали они в основном, между людьми, собиравшимися вступить в брак (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998).
В начале 1960-х гг. в США началась сексуальная революция. Среди причин сексуальной революции обычно называют следующие: 1) появление противозачаточных таблеток; 2) протест молодежи против существующего ханжества; 3) возрождение феминизма в современной форме; 4) большая открытость в обществе и сексуальная раскованность. Все эти факторы несомненно повлияли на изменение представлений о сексуальности.
В дальнейшем научное исследование секса расширялось. Новый методический подход был впервые использован врачом Уильямом Мастерсом и психологом Вирджинией Джонсон в Медицинской школе Вашингтонского университета в Сент-Луисе. В 1954 г. они начали наблюдать и регистрировать физические особенности полового возбуждения у человека. К 1965 г. был накоплен материал по 10 000 эпизодов половой активности у 382 женщин и 312 мужчин; на основании этих данных была опубликована статья «Сексуальные реакции человека». У.Мастерс и В.Джонсон заложили основу многочисленных экспериментальных исследований отдельных физиологических параметров сексуальных реакций: пульс, электрокардиограмма, энцефаллограмма, артериальное давление. Объективно были описаны основные циклы полового акта – 1. возбуждение, 2. «плато», когда возбуждение не нарастает, а поддерживается на определенном уровне, 3. оргазм, 4. «разрядка», разрешение или снятие полового напряжения и особенности этих процессов у мужчин и женщин. В 1970-1980-х гг. отношение к сексу стало намного более открытым. В 1970 г. Мастерс и Джонсон опубликовали книгу «Сексуальная неполноценность человека», ознаменовавшую новый подход в терапии сексуальных расстройств. С появлением этой книги появилась новая медицинская специальность – сексотерапия (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998). Заметную роль в сексуальной революции сыграло телевидение, освещавшее в ряде программ темы, которые прежде находились под запретом. Кино стало более откровенно сексуальным, а на заре американского видеорынка наибольшим спросом пользовались порнофильмы. В это время в Америке произошли события, которые повлияли на отношение к сексуальности: 1.сожительство до регистрации брака стало обычным явлением; 2. 1976 г. Верховный суд США легализовал аборты; 3. в 1974 г. Американская ассоциация психиатров приняла решение исключить гомосексуализм из перечня психических расстройств, что стало предпосылкой для движения гомосексуалистов за свои права. 4. ученые и активистки женского движения и общество пришли к осознанию, что изнасилование — это преступление, порождаемое жестокостью и не является нормой поведения; 5.разработка методов экстракорпорального оплодотворения. В эти годы проявляется много этических вопросов связанных с сексуальностью в отношении разрешения абортов и вынашивания ребенка суррогатной матерью.
В 1970-80-х гг. с появлением эпидемий неизвестных болезней, передающихся половым путем: генитальный герпес, среди гетеросексуалов, и СПИД, который вначале поражал мужчин, как гомо-, так и бисексуалов, но вскоре распространился и на гетеросексуалов. Эти события заставили миллионы людей осознать и изменить сексуальное поведение: выбирать стабильного партнера или использовать презервативы (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998).
Для современного общества, характерно постоянное стремление к переменам, поэтому взгляды на сексуальность все время меняются, становятся все более свободными, в связи с этим, их сложно оценить. Сексуальная революция породила двойственность в отношении сексуальности: возникают противоречия между открытым обсуждением этой темы и сдержанностью, которой люди обсуждают свою интимную жизнь (Келли, 2000).
В конце 20 и на пороге 21 века — основная форма сексуального партнерства — серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером или партнершей, какой-то более или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой — идеям о ненужности института брака и супружеской верности вообще. Важные сдвиги произошли в сфере сексуальной морали. Моральное регулирование и оценка сексуальных отношений не исчезли, они стали более реалистичными и гибкими. Важным в понимании сексуальности становится добровольность сексуальных действий и особенностей отношений, выбираемых партнерами, взаимное согласие. Не допускается сексуальное насилие и принуждение, что тесно связано равенством прав мужчин и женщин, демократичностью общества. Характерная черта современных общественных взглядов – нормализация гомосексуальности, обусловленная ростом социальной терпимости, отделением сексуальности от целей репродукции. Данная тенденция в обществе – первый случай социального признания индивидуально-групповых особенностей, не укладывающихся в представления о половых различиях и репродуктивной модели сексуальности. Поэтому возникает проблема определения социально-нравственных и медико-биологических критериев сексуального здоровья. В настоящее время врачи и психологи, сталкиваясь с трудностями, связанными с половой ориентацией или другими формами сексуальной индивидуальности, стараются помогать клиенту достичь максимальной гармонии и благополучия в рамках своих индивидуальных особенностей. Существенные сдвиги отмечаются в отношении общества к эротике – она становится делом личного усмотрения каждого человека, признается свобода получения и распространения сексуальной информации. Становятся нормальными проявлениями – аутоэротизма и мастурбации. Появилась новая форма секса – виртуальный секс. Поменялись функции коммерческого секса или проституции.
Существенное различие России от Запада касается уровня осознанности происходящих процессов. В демократических странах Запада сдвигам в сексуальном поведении обычно предшествовали сдвиги в социальных установках, которые выражались и обсуждались публично. В России на уровне общества эта проблема профессионально не обсуждается, если в сознании людей сдвиги в представлениях о сексуальности произошли, то те запреты, которые существовали, раньше препятствуют полному осознанию изменений взглядов на сексуальность (Голод, 1997).
Постепенное изменение представлений и взглядов на сексуальность в культурно-историческом контексте породило множество научных исследований сексуальности, которая рассматривалась в рамках различных подходов. Практически каждое направление психологии в какой-то мере исследует теоретические или практические аспекты, связанные с сексуальностью (Кащенко, 2011). Психофизиология изучает закономерности дифференциации нервной системы и регулирование сексуальных реакций, дифференциальная психология – индивидуальные особенности сексуального поведения, психология развития делает акцент на возрастной специфике, когнитивная психология – познавательные и информационные процессы, от которых зависят сексуальные реакции, психология эмоций – природу сексуальных переживаний, а социальная психология – партнерские взаимоотношения. Различные психологические теории по-разному объясняют сексуальность и ее развитие. Можно рассмотреть некоторые из этих теорий (Кон, 1989).
З. Фрейд в своей теории психосексуального развития личности исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд определил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3.Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте. Самым ценным в теории З.Фрейда является динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, долговременность родительского влияния. Он, как никто другой, подчеркнул роль и значение сексуальности в человеческой жизни. Исключительно важным было указание на связь сексуальных и несексуальных переживаний и возможность перехода одного в другое. Это значит, что сексуальность не может быть понята вне целостной личности, а личность – без учета ее сексуальных переживаний. Половые извращения, казавшиеся преступлением или следствием физической дегенерации, оказались всего лишь следствием гипертрофии или фиксации (закрепления) отдельных сторон и моментов нормального психосексуального развития. Но теория З.Фрейда имеет ряд недостатков, к которым относятся: мифологичность – отсутствие строгих формализованных методов исследования, статистических данных – трудность проверки, пессимистический взгляд на возможности развития за пределами подросткового возраста. Несмотря на многие недостатки, взглядов З.Фрейда, его работы и описание стадий психосексуального развития, становления личности, породили начало серьезных исследований сексуальности в медицине и психологии.
Проблема сексуальности затрагивалась и в работах некоторых учеников, последователей З.Фрейда, но они по-разному рассматривали связь личности и сексуальности. В теории психосоциального развития Э.Эриксона, представителя психодинамического направления, значимость биологических и сексуальных основ на формирование личности также учитывалась, но в отличии от З.Фрейда в эпигенетической теории Э.Эриксона большое значение предавалось историческому и культурному контексту. Э.Эриксон отмечал, что стадии развития личности определены генетически, но подвержены культурно-историческому влиянию. К недостаткам теории можно отнести расплывчатость ее концепции, абстрактность многих понятий, отсутствие эмпирической проверки (Хъелл, Зиглер, 2006).
Еще одним из психодинамических подходов, описывающих активность личности, ее структуру, влияние сексуальности на развитие личности является индивидуальная психология А.Адлера. Он указывал на то, что развитие личностных структур, их разнообразие, образ жизни личность направляют становление ее социальное поведение, к которому можно отнести и проявление сексуальности. А.Адлер описывал личность как целостное образование. Человек постоянно стремится к совершенству, его активность, осознанна и сосредоточена на достижении личностно-значимых целей. Основным побуждающим мотивом, в отличие от З.Фрейда он считал стремление личности к превосходству, а не сексуальную энергию. Люди мотивированы социальными побуждениями. Центральные идеи теории А.Адлера: чувство неполноценности (способствует высоким достижениям человека в жизни, обеспечивает компенсацию какого-либо недостатка); стремление к превосходству; жизненный стиль (неповторимое сочетание способов поведения, которые определяют жизнь человека), согласно его теории особенности поведения – это результат жизненного стиля. Адлер вводит понятие – «Степень активности» — способ или подход человека к решению жизненных задач, и оно является синонимом термина «Энергия», «Возбуждение». Степень активности в сочетании с социальным интересом (готовности личности сотрудничать и взаимодействовать, нацеленность на общее благо) порождает конструктивность или деструктивность поведения. Преимущества теории А.Адлера заключается в подчеркивании важности социальных побуждений, внутренней активности личности, ее ответственности за свое социальное поведение, он говорил о целостности личности, он внес значительный вклад в развитие одного из направлений психотерапии, в понимание и лечение неврозов. В тоже время теории личности Адлера не хватает структурированности и систематизированности. Основные положения кажутся несколько абстрактными, глобальными, эмпирическая проверка концепций не осуществлялась (Хъелл, Зиглер, 2006).
Интересной для исследования взаимосвязи личностных особенностей, поведения и сексуальности, является гуманструктуральная модель личности Г.Аммона, разработанная им в 1976 году. Г.Аммон развивал направление динамической психиатрии. В основе концепции динамической психиатрии лежит представление о интегративности, которая связывает между собой психиатрию, психоанализ и групповую динамику (Кабанов, Незнанов, 2003). Основными понятиями для данного направления являются агрессия и креативность. Я-структура личности состоит из различных Я-функций, которые объединяются в процессе развития в идентичность. Я-структура развивается в процессе развития отношений с группой, в приобретении определенного опыта, знаний в отношениях с другими людьми. В результате формируются Я-функции личности. Г.Аммон выделял (Кабанов, Незнанов, 2003):
1.первичные Я-функции – генетически, биологически и нейрофизиологически обусловленные предпосылки;
2.вторичные Я-функции – поведение человека, данные функции отличаются осознанностью;
3.центральные гуманфункции – агрессия, креативность, сексуальность, страх, нарциссизм, Я-отграничения (внешние/внутренние), идентичность – эти функции являются содержанием бессознательного и составляют личность человека (Аммон, 1995).
Основная функциональная задача идентичности объединять все остальные функции, она находится в постоянном развитии, отражает всю сумму индивидуального и исторического опыта человека.
Гуманструктаральная модель представляет собой, постоянно развивающуюся открытую систему, которая изменяется при взаимодействии с социальной группой. Психические структуры личности формируются при взаимодействии с социальной группой в процессе приобретения опыта.
Гуманфункция сексуальности предполагает возможность в проявлении адекватной сексуальности, и в соответствии строить свое сексуальное поведение и активность, она неразрывна связана с биологическими детерминантами и телесным «Я», является следствием становления других гуманфункций человека. Согласно Г.Аммону каждый человек имеет конструктивные, деструктивные и дефицитарные элементы, которые у каждого выражены в разной степени интенсивности и каждый человек имеет здоровые области на, которые можно опираться при преодолении проблем в различных сферах жизни и отношений (Аксенчикова, 2010). Следует учитывать вторичные функции – это способности, приобретение опыта, навыка (Кабанов, Незнанов, 2003).
Теория Г.Аммона имеет преимущество в том, что она описывает личность как интегральную систему, способную к изменениям, учитывает биологические предпосылки, поведение и приобретение опыта. Личность может существовать в трех измерениях: конструктивном, деструктивном и дефицитарном, и каждый человек индивидуален по соотношению этих частей; они по-разному проявляются в его поведении, особенностях взаимодействовать с окружающими людьми. Как и многие, психоаналитики он подчеркивал влияние деструктивных отношений на ребенка в детстве, из-за чего возникают сложности в отношениях и различного рода расстройства. Примечательным является факт влияния других значимых социальных групп на становление личности и накопления опыта. Однако представления Г.Аммона исходили, из его клинического опыта психиатра и в большей степени ориентированы на патологические проявления личности (Аммон, 1995).
Исследования влияния психотизма сексуальность отражены в работах С.С.Либиха, который показал, что у людей с повышенным уровнем психотизма обнаруживается сильная сексуальная возбудимость и половое влечениие, при этом для них характерны тенденции к безличному сексу, слабая подверженность влиянию моральных ценностей и норм в отношении секса в обществе, их личностные установки отличаются реалистичность в противовес романтичности, при этом они меньше удовлетворены своей сексуальной жизнью и также имеют трудности в межличностных отношениях (Айзенк, 2001). Однако труды Г.Айзенка подвергались и критике в своей психофизиологической и биологической детерминированности сексуальности.
Преимущества исследований Г.Айзенка, заключаются, прежде всего в использовании экспериментальных научных методов, он показал взаимосвязь сексуальности и сексуального поведения с личностными особенностями; внес большой вклад в развитие теоретико-методологической базы психологии сексуальности и личности. Плюсом данного исследования является то, что это позволило понять природу и механизм многих сексуальных расстройств, а следовательно способствовало развитию коррекционных методов воздействия на выявленную проблему. К недостаткам можно отнести: узкую направленность исследования, описывающую влияние экстраверсии/интроверсии и нейротизма на сексуальность без учета более высокого уровня личностных свойств, ценностных ориентаций личности, ее мотивов; влияния социальных, культурных, средовых факторов на сексуальное поведение. В Российской науке изучением сексуальности в основном, занимались сексология и медицина, что связано с традициями Российского общества. Данное явление исследовалось в 1970 годах в работах С.И.Голода и И.С.Кона, преимущественно в культурологии и социологии (Голод, 1997). Большое значение в отечественной психологической науке придавалось понятию деятельности, формированию личности в процессе деятельности, исследовалась активность личности (теория установки Д.Н.Узнадзе). Взгляды на формирование и становление личности, ее поведения находят в трудах А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна (Рубинштейн, 2002).
К современным психологическим походам развития сексуальности относится тривиумальная (от лат. trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепция сексуальности. Она касается в первую очередь сексуального развития. О единении соматического, психологического и социокультурного в сексуальности говорили давно, но формулирование данной концепции стало возможным только в начале ХХI века. Эта концепция характеризует не только тесную взаимосвязь соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности, но и этапность изменений личности в процессе ее сексуального развития (Агарков, Кащенко, 2012). Психосексуальная составляющая развития сексуальности по рассуждениям авторов включает изменяющиеся процессы сексуального поведения под воздействием мышления, восприятия, памяти, рассуждений, воображения, эмоций, чувств и прочих психологических аспектов человеческой сексуальной активности на протяжении всей жизни человека (Кащенко, 2012).
Сторонники современного подхода к исследованию сексуальности видят в ней прежде всего динамичные изменения физиологии и психики человека под влиянием социокультурных факторов в процессе индивидуального развития сексуальности. Важным становится воздействие психики на соматическое здоровье и включение личности в определенное социокультурное окружение. Триединство – социогенез, психогенез, онтогенез в процессе сексуального развития выступают динамичной активностью. Перспективой этого взгляда, его авторы считают объединение представителей всех психологических течений. Новая категория психосексуальная активность – это деятельность человеческой психики, которая обусловлена не только половым влечением, но и другими сексуальными аспектами, связанными с социогенезом, филогенезом, онтогенезом, психогенезом и дизонтогенезом сексуальности. Психосексуальная активность или сексуальная активность выдвигается как предмет психологии сексуальности. Итак, психология сексуальности – это направление научных знаний о жизни человека, обусловленной его психосексуальной активностью в интеграции с соматическими изменениями в процессе онтогенеза и социокультурным влиянием. Психосексуальная активность рассматривается как деятельность и включает в себя личностные сексуальные проявления: чувства, эмоции, воображение, желания, сны, мышление, темперамент, способности и пр. Сексуальное поведение обусловлено психикой человека (Кащенко, 2012).
К одному из значимых подходов в исследовании сексуальности относится системный подход — направление методологии исследования мира интимных отношений, в основе которого лежит рассмотрение психосексуальной активности как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между людьми на различных этапах полового развития, то есть рассмотрение объекта как системы. Каждый человек в процессе исследования его психосексуальной активности должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Системному подходу в психологии сексуальности еще предстоит развиваться. С.Т.Агарков обозначает в качестве стратегических ориентиров дальнейшего развития системного подхода в психологии сексуальности на сегодняшний день основными выступают две задачи: 1) утверждение на основе принципа системности предмета психологии сексуальности в общественном сознании и 2) дальнейшая разработка системного анализа психических явлений (Агарков, Кащенко, 2012).
В настоящее время информация о сексуальности в обществе противоречива: с одной стороны культура пронизана сексуальностью, с другой еще сохраняются представления о сексе как о чем то грязном и опасном. Сексуальность характеризуется противоречием общественных тенденций и культурных требований (Келли, 2000).
На сегодняшний момент существует множество определений к понятию сексуальности, из-за сложности данного явления трудно найти какое-либо однозначное понимание сексуальности. Многие авторы по-разному определяют термин сексуальности. Сексуальность — совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Дерягин, 2008). Сексуальность-отношение человека к сексуальной жизни (Прокопенко, 1999).
По З.Фрейду сексуальность – термин, который используется для обозначения сексуального удовольствия, полученного от какого-либо участка тела или органа, а не только гениталий. Обуховский (1977) определяет сексуальность как физиологические процессы, технику и манипуляции, дающие наслаждение (ред. Кащенко, 2015).
Г.Б.Дерягин выделяет несколько концепций сексуальности:
1.Узкая, трактующая сексуальность как источник напряжения чувственной разрядки.
2. Широкая, по которой сексуальность — источник удовлетворенности в связи с удовлетворением других психических потребностей.
3.Глобальная, трактующая сексуальность в категориях редукции сексуального напряжения, удовлетворения несексуальных потребностей и создание межличностных связей с другими людьми (Дерягин, 2008).
Сексуальность имеет большое значение в межчеловеческих отношениях, объединяет людей друг с другом и формирует многомерную совместную жизнь людей. При этом сексуальные контакты следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности, возможность влияния на окружающий мир и своего партнера. Она является биологической основой социальной активности, двигателем познания, начинающим работать с момента рождения.
Сексуальность человека — явление многомерное, имеющее биологические, психологические, поведенческие, медицинские, культурные и социально-правовые аспекты. Ни один из этих аспектов нельзя считать преобладающим. Слово «сексуальность» обычно понимают шире, так как оно относится ко всему, связанному с сексом. Это одна из сторон существования человека, а не только его способность к эротической реакции (Мастерс, Джонсон, Колодни, 1998).
Проведенный анализ понятия сексуальности и основных психологических подходов показал:
1.Многие направления психологии и психотерапии в большей или меньшей степени исследовали проблему сексуальности.
2.Большую роль в становлении психологии сексуальности имело психодинамическое направление и психоанализ З.Фрейда. Именно З.Фрейд описав сексуальные нарушения и стадии психосексуального развития обратил внимание на важность сексуальности в жизни человека. В дальнейшем в рамках психодинамического подхода в разной степени, вопросы сексуальности затрагивали последователи.
3.Значимыми являются экспериментальные исследования английского психолога Г.Айзенка, который устанавил зависимость сексуальной активности от конституционально-личностных факторов (экстраверсии/ интроверсии).
4. Немецкий психиатр Г.Аммон относил сексуальность к одной из важнейших гуманных Я-функций. Г.Аммоном были сформулирована: гуманструктуральная модель личности. Согласно представлениям Г.Амона каждая гуманструктура личности существует в трех измерениях: конструктивном, деструктивном и дефицитарном. Нормальная конструктивная сексуальность, определяется, как позитивный, наполненный смыслом контакт с сексуальным партнером, после которого у человека возникает ощущение удовлетворенности.
5.В российской психологии долгое время проблемы сексуальности оставались прерогативой сексологии и медицины. В основном исследовалось активность личности, поведение, деятельность.
6. Среди современных подходов к сексуальности следует выделить триумвальную концепцию сексуальности Е.А.Кащенко, С.Т.Агаркова, о триединстве: соматического, психологического и социокультурного в сексуальности. В настоящее время одним из приоритетных и развивающихся подходов к пониманию сексуальности является системный подход.

1.2. Взаимосвязь сексуальности, сексуального поведения и личности

Сексуальность является сложным многомерным явлением, включающим различные аспекты. Под ней понимают совокупность физиологических переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Иванова, 2013). Сексуальность реализуется через сексуальное поведение, предполагающее сексуальную активность, определенную систему действий в удовлетворении сексуальных потребностей.
Сексуальное поведение – это одна из социальных функций человека, проявление сексуальной активности, направленная на удовлетворение сексуальных потребностей, полового влечения индивида, связано со стимуляцией сексуального возбуждения, изменением сексуальных реакций и повышением сексуальной чувствительности. Сексуальное поведение в первую очередь реализует цель – продолжения рода (половой репродукции); является важным компонентом межличностных отношений; способствует получению приятных ощущений и удовольствия. И.С.Кон выделяет ряд потребностей, на осуществление которых направлено сексуальное поведение личности: разрядка полового напряжения и достижения состояния релаксации, физиологическое удовольствие; прокреация или прокреативная функция секса, заключающаяся в рождении ребенка, нередко другие цели при сексуальной близости не берутся в расчет (это тот случай, когда одинокая женщина решает родить ребенка самостоятельно «для себя», либо удержать партнера около себя при помощи ребенка); потребность в рекреации или достижении сексуального наслаждения – партнеры могут прибегать к игровым аспектам секса, учитывая, желания друг друга, исходя, из стремления доставить друг другу удовольствие и разнообразить сексуальную жизнь, здесь играет важную роль сексуальная любознательность; секс как способ «ухода» от одиночества, средство коммуникации между людьми; потребность личности в самоутверждении; сексуальная активность, как средство достижения социальной выгоды, изменение социального положения, так называемые «браки по расчету»; средство поддержания определенного ритуала или привычки; компенсация или уравновешивания при отсутствии у партнеров эмоциональной близости (Иванова, 2013).
Сексуальная потребность подвержена эволюции в процессе онтогенетического развития, в соответствии с биологическими законами, и возрастом человека, хотя при этом большое значение играют психические и социокультурные факторы. Осознание своей сексуальности, принадлежности к определенному полу, половые роли, направленность сексуальных потребностей, определяется преимущественно влиянием факторов внешней среды. Большое значение на ее развитие оказывают формирование несексуальных черт личности, вследствие того, что они в процессе развития появляются раньше. В зависимости от ценностных установок личности, черт характера, на которые действует сексуальное напряжение, человек, проявляет тот или иной вид сексуальной активности, cтроит свое поведение и реализуют свою сексуальность. Сексуальность можно рассматривать как разновидность поведенческой программы, определяющей социальное поведение. Одним, из важных понятий, описывающих сексуальность является «сексуальное влечение», под которым понимают мотивационные факторы, определенную избирательность и готовность к принятию партнера с учетом его половой принадлежности. Сексуальное влечение связывается с биологическими структурами, которые обеспечивают сексуальное поведение, цель которого – удовлетворение сексуальных потребностей. Сексуальную мотивацию можно описать с точки зрения сексуальных сценариев У.Саймона и Д.Ганьона. Оно близко к содержанию терминов: «схема», план» и «поведенческая программа». Можно выделить три основных сценария: 1. культурный определяется нормами и представлениями общества, которые контролируют поведение; 2. межличностный – отражает опыт взаимодействия двух людей; 3. индивидуальный – характерный для данного человека, связанный с его образом «Я» личностными, психологическими особенностями (Кон, 1989).
Сексуальное поведение имеет множество мотивов и целей, выступает одним из разновидностей поведения, направленного на удовлетворение половых потребностей индивида. Сексуальность – яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, это совокупность биологических, психологических, культурных процессов, связанных с удовлетворением полового влечения. Важно учитывать личностный фактор, поведенческую активность в проявлении и развитии сексуальности. Поведенческая активность эта одна из сторон сложной многоуровневой структуры личности от нее зависит успешность индивида в удовлетворении сексуальных потребностей, выбор способов, средств, построение программы действий, способность быть гибким, настойчивым, активным, менять свои установки, поведение в зависимости от складывающихся обстоятельств, устанавливать конструктивные межличностные и сексуальные отношения.
Рассматривая теоретико-методологические аспекты поведенческой активности личности и сексуальности можно сделать следующие выводы:
1.Поведенческая активность выражается через определенную установку (готовность) к реализации поведения в зависимости от потребности предметной и социальной среды. Следовательно, в удовлетворении сексуальной потребности человека играет важное значение поведенческая активность личности.
2.Проблема поведенческой активности исследовалась в работах отечественных психологов. Большой вклад в этом направлении внес Д.Н.Узнадзе и его школа. Он сформулировал теорию установки. Поведение по Д.Н.Узнадзе бывает трех типов: импульсивное, принудительное и произвольное. Различные формы активности описывались в работах других ученых: С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева П.К.Анохина, Л.С.Выгосткого, А.Г.Асмолова, К.А.Абульхановой-Славской и др.
3.По-разному соотносятся категории понятий – поведенческая активность, деятельность, поведение. К формам поведенческой активности относят деятельность и поведение, т.е поведенческая активность более широкое понятие. Поведение это совокупность действий и поступков, направленных на удовлетворение потребностей. В поведении человека проявляется и формируется его личность. Деятельность ориентирована в большей степени на преобразование объектов и субъектов окружающей реальности, целенаправленна и осознанна.
4.Взаимосвязь поведения и личности прослеживается в работах Г.В.Залевского. По мнению, автора, жизнь человека протекает в двух видах активности изменяемых и трудноизменямых, которые он обозначил фиксированными формами поведения. Психическая ригидность наблюдается не только в поведении, но является чертой личности, а разные структуры личности оказывают влияние на глубину и широту проявлений психической ригидности. В противоположность ригидности он выделяет свойство флексибильности – гибкости, подвижности, пластичности. Сравнивая психическую ригидность с общей активностью, обнаруживается закономерное снижение активности личности. Психическая ригидность снижает способность человека изменять свое поведение в меняющихся условиях, а следовательно влияет на используемый поведенческий репертуар, затрудняет адаптацию в отношениях и деятельности.
5.Сексуальное поведение предполагает свои мотивы, цели субъект преобразования, средства, процесс, результат, оценку поступка и поведения в целом.
6. Сексуальность – это сложное явление, включающее себя комплекс физиологических переживаний и поступков, биологические, психологические, внутриличностные и внеличностные факторы, находящиеся в тесной взаимосвязи.

1.3. Связь типов сексуальности и сексуального поведения с индивидуальными личностными чертами

Индивидуальные особенности сексуальных реакций и принципы их типологизации издавна интересуют людей. Уже в Камасутре классифицируют мужчин и женщин по размерам половых органов, силе желания, быстроте наступления оргазма, предлагая «оптимальные» способы сочетания разных типов. Научно-психологические типологии включают некоторые эмпирические классификации типов сексуального поведения по какому-либо набору признаков, или устанавливают взаимосвязи между характером сексуального поведения и отдельными индивидуально-личностными чертами, или пытаются выделить общую связь сексуального поведения с типом личности на базе существующих теорий.
Кинзи(Здравомыслова Е., Темкина А., 2002)неопровержимо доказал, что сексуальная активность индивида, измеряемая частотой половых сношений, — фактор, относительно устойчивый на протяжении всего жизненного пути, и что разные люди существенно различаются в этом отношении. Дополнив материалы клиническими данными, Г. С. Васильченко(Кащенко, 2011) пришел к выводу, что в основе этих поведенческих различий лежат разные типы половой конституции. Хотя с возрастом сексуальная активность снижается, разница между индивидами, принадлежащими к разным типам, остается значительной.
Анализ результатов исследований показал, что чем раньше просыпается либидо и чем активнее сексуальная жизнь мужчины в юности, тем активнее будет она и в зрелом, и в преклонном возрасте, даже после 70 лет.
Экспериментальные психологические исследования сексуальности проводились английским психологом Г.Айзенком ( Айзенк Г., 2009). Он исследовал влияние личностных типологических черт характера на сексуальность. Он придавал большое значение биологической обусловленности сексуальности и свойствам экстраверсии/интроверсии. Экстраверсия – ориентация личности на внешние впечатления и события окружающей среды; интроверсия – ориентация на внутренний опыт, представления прошлого и будущего. Эти свойства он измерял специальными тестами. Он показал в одном из своих исследований влияние половых различий на сексуальность. Заслуживает внимание его исследования зависимости стиля сексуальной жизни от типа личности. Основываясь на своей теории личности, главными структурами которой являются: экстраверсия/интроверсия и нейротизм\психотизм. Г.Айзенк ( Айзенк Г., 2009) предположил, что экстравертам характерна сильная сексуальная возбудимость и половое влечение, соответственно они проявляют больше предприимчивости, имеют широкий диапазон техник, условий проведения полового акта, как правило, у них отсутствуют трудности в выражении своих сексуальных чувств, они получают больше удовлетворения от своей сексуальности и не испытывают в связи с этим тревог и сомнений. Их сексуальные установки открыты, агрессивны и наиболее гармоничны. Интроверты характеризуются сдержанностью, скрытностью, более строгим отношением к сексуальности. Они тяготеют к тонким и устойчивым отношениям с акцентом на верность, преданность и нежность в сексуальном союзе, что часто сопряжено с психологическими проблемами и трудностями. Нейротизм отражает некоторые характеристики нервной системы: эмоциональную лабильность и повышенную активность нервной системы. Поэтому сексуальное поведение у лиц с высоким уровнем нейротизма, характеризуется повышенным чувством тревоги и страха, что приводит к трудностям в межличностном взаимодействии, внутренним конфликтом между высоким уровнем сексуального влечения, сексуальной возбудимости и значительной выраженностью факторов, тормозящих сексуальное поведение, а, следовательно, низкой сексуальной, поведенческой активностью.
Также автором была сделана серьезная попытка систематического исследования взаимозависимости сексуального поведения, установок и типа личности. Он обнаружил зависимость типа личности и особенностей стиля половой жизни.
Так индивиды, с ярко выраженными экстравертивными чертами личности, начинают половую жизнь раньше, чем люди с преобладанием интровертивных и амбивертных черт. Они чаще имеют сексуальные контакты, с большим числом партнеров и в более разнообразных формах; придают больше значения эротической любовной игре, быстрее привыкают к сексуальным стимулам и потому больше ориентированы на смену партнеров, ситуаций и т.д. Людям с выраженным полюсом экстраверсии легко дается общение с лицами противоположного пола, они более гедонистичны, получают больше удовлетворения от своей сексуальности и не испытывают в связи с ней тревог или сомнений, без внутренних конфликтов находят оправдание двойной морали.
Более сдержаны люди с преобладанием интровертивных личностных черт. Они склонны к более индивидуализированным, тонким и устойчивым отношениям, что часто сопряжено с психологическими проблемами и трудностями. У них также много сексуальных проблем, которые пугают их, часто регистрируются сексуальные дисфункции (отсутствие оргазма у женщин, эрекций — у мужчин).
Личности, с высокими значениями на полюсе психотизм, обычно имеют высокие показатели по либидо и маскулинности, предпочитают безличный секс, переживают сильное половое возбуждение и не признают никаких социальных и моральных ограничений. Однако они редко удовлетворены своей половой жизнью и склонны к девиантному поведению, включая групповой секс; их установки отличаются грубой биологизацией пола в противоположность романтическим ценностям.
Личности с высокими значениями на полюсе невротизма часто имеют сильное либидо, но не могут удовлетворить его из-за сильного чувства вины и тревоги по поводу своей сексуальной активности, а также трудностей в общении. Показатели сексуальной удовлетворенности у них ниже, чем во всех остальных группах. Секс часто кажется им опасным и отвратительным, а собственные влечения — ненормальными. Здесь чаще всего встречаются такие психосексуальные проблемы и нарушения, как аноргазмия и фригидность у женщин, преждевременная эякуляция и импотенция у мужчин.
Концепция Айзенка ( Айзенк Г., 2009)наглядно показывает зависимость особенностей сексуальности и сексуального поведения от индивидуально-личностных черт. Это в значительной мере соотносится к концепцией Г. Аммона ( Аммон Г., 1995), выделившим три типа сексуальности: конструктивную, деструктивную и дефицитарную.
Конструктивная сексуальность понимается как сугубо человеческая возможность получать взаимное удовольствие от физического, телесного сексуального взаимодействия, которое переживается как свободное от страхов и чувства вины, зрелое единение личностей. Его единственная самодостаточная цель – безусловное телесное, душевное и духовное слияние. Конструктивная сексуальность предполагает подлинное принятие партнера и подтверждение собственной Я-идентичности, другими словами, это способность вступать в сексуальный контакт, ощущая живую реальность данного неповторимого партнера и сохраняя чувство внутренней аутентичности. Другим важным аспектом конструктивной сексуальности является возможность выходить из сексуального симбиоза без разрушительного чувства вины и переживания потери, а, напротив, испытывая радость взаимного обогащения. Для ее успешного формирования, наряду с интеграцией полиморфной инфантильной сексуальности, должны существовать достаточно развитые конструктивные функции «Я», прежде всего конструктивная агрессия, конструктивный страх, устойчивые коммуницирующие границы «Я».
В поведении конструктивная сексуальность проявляется возможностью наслаждаться сексуальными контактами при одновременной способности доставлять удовольствие сексуальному партнеру, свободой от фиксированности сексуальных ролей, отсутствием ригидных сексуальных стереотипов, склонностью к эротической игре и эротическому фантазированию, способностью наслаждаться разнообразием и богатством переживаний, возникающих в сексуальной ситуации, отсутствием сексуальных предрассудков и открытостью новому сексуальному опыту, умением коммуницировать свои сексуальные желания партнеру и понимать его чувства и желания, способностью ощущать ответственность и проявлять теплоту, заботу и преданность в сексуальных партнерских отношениях. Конструктивная сексуальность это не столько широкий диапазон приемлемости форм сексуальной активности, сколько способность к гибкому согласованию, опирающемуся на прочувствованное понимание партнера. Высокие показатели по данной шкале характерны для чувствительных, зрелых людей, способных устанавливать тесные партнерские отношения, хорошо понимающих свои потребности и чувствующих потребности другого, умеющих коммуницировать и реализовывать собственные сексуальные желания без эксплуатации и безличного манипулирования другими, способных к взаимообогащающему обмену чувственными переживаниями и чувственным опытом, не фиксированных на каких-либо клишированных способах сексуального поведения; как правило, обладающих достаточно развитым сексуальным репертуаром с многообразием и дифференцированностью эротических компонентов, которые, однако, хорошо интегрированы и отражают целостную, естественную активность личности.
Читая определение этого типа сексуальности можно предположить, что для его формирования нужны такие личностные характеристики (измеряемые по тестам Айзенка) как: общительность, экстраверсия, импульсивность, активность.
Деструктивная сексуальность представляет собой деформацию развития функции сексуальности, проявляющуюся в нарушении процесса интеграции сексуальной активности в целостном поведении личности. Фактически сексуальность оказывается отщепленной от Я-идентичности и, тем самым, преследует свои собственные автономные цели, зачастую несогласующиеся с другими проявлениями «Я». В качестве таких целей могут, например, выступать актуализированное желание чисто сексуального удовлетворения, связанное с возбуждением той или иной эрогенной зоны, потребность в признании и восхищении, желание доказать сексуальное превосходство, следование социально предписанной роли, агрессивное побуждение и т д. Центральным здесь является искажение интериоризированной бессознательной групповой динамики, превращающее сексуальность из средства углубления общения, достижения близости, доверительности и интимности в способ избегания подлинно человеческого контакта. Место партнерского симбиоза, единения чувств, мыслей и переживаний занимает эгоистическая отгороженность. Как партнер, так и отдельные компоненты собственной сексуальной активности, инструментализируются и манипулятивно используются для достижения сексуального наслаждения. Чувства, переживаемые другим игнорируются или объектно эксплуатируются. Отношения носят закрытый характер и вовсе не направлены на какое-либо «открытие» партнера, желание прочувствовать его единственность и уникальность, «…границы другого или вовсе не пересекаются, не происходит никакого открытия другого, или они пересекаются, но таким образом, который оскорбляет достоинство партнера телесно, душевно или духовно». В поведении деструктивная сексуальность проявляется нежеланием или неспособностью к глубоким, интимным взаимоотношениям. Человеческая близость зачастую воспринимается как обременительная обязанность или угроза потери аутистической автономии, а потому избегается или обрывается с помощью замещения. Вместо целостной личности в контакте участвуют лишь отдельные ее фрагменты. Часто отмечаются чувства вины, ощущение деградированности или переживание «использованности». К крайним проявлениям деструктивной сексуальности относятся многообразные сексуальные перверзии: различные варианты сексуального насилия, включая насилие над детьми, садомазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм, фетишизм, педофилия, геронтофилия, некрофилия, содомия и т. п. Высокие показатели по шкале деструктивной сексуальности характерны для лиц неспособных к духовно наполненным, богатым эмоциями сексуальным переживаниям; избегающих эмоциональной близости, доверительности и теплоты. Место истинного интереса к сексуальному партнеру занимает обычно какой-либо частный возбуждающий элемент, например, новизна, необычность, особенности вторичных половых признаков и т. д. Деструктивная сексуальность может у них проявляться в различных формах агрессивного поведения: от скандальности вплоть до открытых проявлений физического насилия и/или склонности к саморазрушению.
Анализ этого типа сексуальности приводит нас к мысли о том, что для его формирования человек должен обладать такими личностными качествами как: экстраверсия, подавленность, тревожность, склонность к риску.
Дефицитарная сексуальность понимается как задержанная в своем развитии Я-функция сексуальности. Она означает генерализованный запрет в проявлении сексуальной активности. В отличие от деструктивной деформации дефицитарная сексуальность предполагает максимально возможный отказ от реальных сексуальных контактов, которые могут происходить лишь под сильным прессингом внешних обстоятельств. По сути, речь идет о неприятии своей и чужой телесности. Физический контакт воспринимается как недопустимое вторжение, субъективная бессмысленность которого предопределена восприятием происходящего как только механистического взаимодействия. Главное здесь утрата способности ощущать межчеловеческую, интерсубъектную основу сексуальных действий. Тем самым смысл любой эротической или сексуальной ситуации оказывается резко обедненным и, зачастую, представляется как «неприличное» проявление сугубо «животного» начала. Иначе говоря, сексуальность не воспринимается как необходимый компонент чисто человеческого общения и, вследствие этого, не может быть адекватно интегрирована в интерперсональные коммуникации. В поведении дефицитарная сексуальность выражается преимущественным отсутствием сексуальных желаний, бедностью эротического фантазирования, восприятием сексуальных отношений как «грязных», греховных, недостойных человека и заслуживающих отвращения. Собственная сексуальная активность чаще всего ассоциирована со страхом. При этом боязнь окрашивает всю сферу отношения полов и может проявляться страхом заражения или морального падения, боязнью прикосновения или сексуальной зависимости. Часто отмечается несформированность сексуального репертуара, полная неспособность к сексуальной «игре», наличие большого количества предрассудков. Для поведенческих проявлений дефицитарной сексуальности характерна невысокая оценка своего телесного образа и своей сексуальной привлекательности, равно как и склонность обесценивать сексуальную привлекательность других. В целом межличностные отношения редко бывают по-настоящему полнокровными, реальным потенциальным сексуальным партнерам они предпочитают выдуманных «принцев» или «принцесс». Часто дефицитарная сексуальность сопровождает импотенцию у мужчин и фригидность у женщин.
Этот тип сексуальности, возможно связан с такими личностными качествами (по Айзенкку) как психотизм, нейротизм, подавленность, неполноценность, тревожность.
Описанные личностно-поведенческие взаимосвязи одновременно обусловлены генетическими и социальными факторами. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что экстраверты переживают пик кортикального возбуждения вечером, а интроверты — утром, что, возможно, влияет на предпочитаемое время половой близости.
Выводы по 1 главе
Проведенный теоретический анализ показал, что большую роль в становлении психологии сексуальности имело психодинамическое направление и психоанализ З.Фрейда. Именно З.Фрейд описав сексуальные нарушения и стадии психосексуального развития обратил внимание на важность сексуальности в жизни человека. В дальнейшем в рамках психодинамического подхода в разной степени, вопросы сексуальности затрагивали последователи.
Среди современных подходов к сексуальности выделяется триумвальная концепция сексуальности Е.А.Кащенко, С.Т.Агаркова, о триединстве: соматического, психологического и социокультурного в сексуальности. В настоящее время одним из приоритетных и развивающихся подходов к пониманию сексуальности является системный подход.
Поведенческая активность выражается через определенную установку (готовность) к реализации поведения в зависимости от потребности предметной и социальной среды. Следовательно, в удовлетворении сексуальной потребности человека играет важное значение поведенческая активность личности.
Проблема поведенческой активности исследовалась в работах отечественных психологов. Большой вклад в этом направлении внес Д.Н.Узнадзе и его школа. Он сформулировал теорию установки. Поведение по Д.Н.Узнадзе бывает трех типов: импульсивное, принудительное и произвольное. Различные формы активности описывались в работах других ученых: С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева П.К.Анохина, Л.С.Выгосткого, А.Г.Асмолова, К.А.Абульхановой-Славской и др.
Сексуальное поведение предполагает свои мотивы, цели субъект преобразования, средства, процесс, результат, оценку поступка и поведения в целом.
Для дальнейшего экспериментального исследования наиболее значимыми являются работы английского психолога Г.Айзенка, который устанавил зависимость сексуальной активности от конституционально-личностных факторов (экстраверсии/ интроверсии).
Также мы будем опираться на работы немецкого психиатра Г.Аммона, который относил сексуальность к одной из важнейших гуманных Я-функций. Г.Аммоном были сформулирована: гуманструктуральная модель личности. Согласно представлениям Г.Аммона каждая гуманструктура личности существует в трех измерениях: конструктивном, деструктивном и дефицитарном. Нормальная конструктивная сексуальность, определяется, как позитивный, наполненный смыслом контакт с сексуальным партнером, после которого у человека возникает ощущение удовлетворенности.
Нами было проведено теоретическое соотнесение типов сексуальности, выделенных Г.Аммоном и Г.Айзенком, выявление ведущих личностных черт для становления определенного типа сексуальности. Выдвинуто предположение, о том, что:
Людям с конструктивным типом сексуальности присущи общительность, экстраверсия, импульсивность, активность;
люди с деструктивным типом сексуальности будут обладать такими личностными качествами как: экстраверсия, подавленность, тревожность, склонность к риску.
Люди с дефиитарным типом сексуальности, будут обладать такими личностными качествами как психотизм, нейротизм, подавленность, неполноценность, тревожность.
Проверке этих теоретических предположений и будет посвящено дальнейшее экспериментальное исследование.


Страницы 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф