Меню Услуги

Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3.  Разработка и апробация педагогического проекта направленного на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Методика формирующего эксперимента базируется на данных, полученных нами в ходе констатирующего эксперимента. Согласно им, у большинства детей наблюдается недостаточный уровень развития воображения. Это и определило цель формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента разработать и апробировать педагогический проект, направленный на развитие воображения в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников.

Задачи:

  1. Пробудить у детей интерес к развитию воображения, желание использовать творчество в сюжетно-ролевых играх.
  2. Развивать умения использовать созданные образы в сюжетно-ролевых играх.
  3. Создать условия для самостоятельного творческого применения, приобретенных знаний и умений.

В основу разработки проекта положены отдельные методы и приемы из работ О.М. Дьяченко, В.А Деркунской, Н.Я. Михаиленко, Н.А. Коротковой.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и результатах констатирующего эксперимента, был разработан проект экспериментальной работы, состоящий из трех этапов:

1 этап — направлен на развитие воображения детей с помощью различных приемов (инверсия, агглютинация, комбинирование);

2 этап — использование приемов воображения в сюжетно-ролевых играх;

3 этап – развитие творческих способностей в игре-фантазировании.

Содержание экспериментальной работы на каждом из этапов представлено в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1 – Содержание каждого их этапов формирующего этапа эксперимента

Содержание 1 этап 2 этап 3 этап
1 Цель этапа Развитие воображения посредством специальных упражнений Развитие воображения в сюжетно-ролевых играх Создание условий для реализации творческого потенциала посредством игры-фантазирования
2 Задачи развития Освоение приемов инверсии, агглютинации, комбинирования Развитие продуктивного воображения, создание новых образов, развитие умения комбинирования различных образов Совершенствование активного, продуктивного воображения при помощи известных приемов, развитие умения придумывать новые события, сюжеты
4 Используемые материалы Наглядные картинки, пособия Материалы для сюжетно-ролевых игр Предметы-заместители
5 Тематика сюжетно-ролевых игр   Традиционная Нетрадиционная
6 Участие педагога   Организатор Наблюдатель
7 Участие ребенка Активный участник заданий Активный участник игр Организатор, активный режиссер новых сюжетов

 

На первом этапе формирующего эксперимента основной целью являлось ознакомление детей с использованием различных методов развития воображения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с приемами создания творческих образов: инверсией, как приемом изменения свойств на противоположные; агглютинацией, как приемом увеличения — уменьшения; комбинированием, как приемом выделения и объединения свойств.
  2. Развивать умения детей старшего дошкольного возраста по использованию приемов инверсии,  комбинирования,  агглютинации в своей творческой деятельности.
  3. Воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались постепенно усложняющиеся сюжетно-ролевые игры.

Вся работа строилась на основе дифференцированного подхода к детям и предполагала вариативность игр и занятий, ориентированную на учет интересов девочек и мальчиков.

Игра «На что это похоже?» проводится в группе

Цель: развитие направленности воображения, умение представлять предмет по отдельным его признакам.

Задание: Приготовьте несколько листочков (для одной игры 4—5), на каждом из которых нарисована какая-нибудь фигурка. Она должна быть похожа одновременно на несколько предметов. Про каждую фигурку ребенку надо постараться дать как можно больше ответов. И уж, конечно, надо вместе разобрать, как выглядит каждая вещь, придумать, чья она. Если малыш хорошо справляется с заданием, можно попросить его придумать небольшую историю про то, что случилось с каждым из придуманных предметов.

Игра  «Мастерская по ремонту».

Цель: развитие внимания, направленного воображения.

Задание: Заготовьте карточки с рисунками знакомых предметов. Однако в каждом рисунке должна быть заложена какая-нибудь ошибка, которую надо найти. Ребенок берет рисунок и «чинит» его: на чистом листе бумаги делает правильный рисунок. В мастерскую могут поступить: машина без колеса, машина с тремя колесами одного типа и одним колесом от велосипеда, молоток без ручки или молоток со сломанной ручкой, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки или с ножками разной длины, расческа со сломанными зубьями, самолет без одного крыла и т. п.

Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, ему можно попробовать не просто «починить» предмет, а изобрести новый, необычный, такой, какого еще не было. Если, например, на карточке был изображен сломанный стул, то надо сначала его «починить» (нарисовать хороший стул), а потом на новом листе нарисовать необычный стул. Но этот необычный стул непременно должен быть чем-нибудь полезен. В заключение игры можно организовать выставку изобретений.

Игра «чего на свете не бывает?»

Цель: развитие оригинальности воображения.

Задание: детям предлагается изобразить на рисунках то, чего на свете не бывает. В случае затруднения детям оказывается помощь. Помощь для мальчиков: «Какого вида транспорта не бывает?». Помощь для девочек: «Какого цветка не бывает?»

Игра «Задом наперед».

Цель: развитие воображения.

Задание: подберите десять пар изображений, например таких: гнездо с яйцом — птичка; мальчик в постели — он же в школьной форме с портфелем; гриб маленький — гриб большой; бабушка вяжет носки — носки связаны; мальчик стриженый — мальчик обросший; женщина стирает белье — белье сушится; чистый лист бумаги перед мальчиком—на листе нарисован рисунок; мальчик едет на велосипеде — велосипед сломан; дети играют в кубики, в комнате порядок — пустая комната, игрушки разбросаны; у мальчика воздушный шар — мальчик без шара, шар в воздухе. Вы берете первую пару картинок и рассказываете ребенку историю: «В гнезде лежало яичко. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и стал летать». Затем меняете картинки местами и просите ребенка сочинить по ним уже другую историю. Правильная история: «Летела птичка, свила гнездышко, снесла яичко». Важно подчеркнуть противоположности происходящего: в одном случае птичка вылупляется из яйца, а в другом — высиживает яйцо. Обратите внимание на то, чтобы рассказ ребенка был действительно обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Игра «Поезд»

Цель: развитие творческого воображения.

Задание: нужно 20 картинок одинакового размера. Каждая картинка — это вагончик. Все картинки должны быть разными. Играющим раздается равное количество картиной. Игру начинает ведущий: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку — вагончик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим. А для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например, я кладу картинку, на которой нарисована тарелка. С ней можно скрепить картинку с ложкой, потому что тарелка и ложка—это посуда. Ложку можно скрепить с лопаткой, потому что они сделаны из металла. Так каждый по очереди может класть свои картинки-вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются». Главное, чтобы ребенок мог назвать свое скрепление. Затем картинки перемешиваются, и нее набирают себе новые картинки. А потом меняется и сам набор картинок.

НОД в форме беседы «Знакомство с волшебницей Инверсией», направленное на становление представлений о приеме инверсии, развитие умения создавать новые образы посредством данного приема.

Раскроем технологию проведения в образовательной деятельности на примере «Знакомства с волшебницей Инверсией».

В НОД используется сюжетный момент: сегодня я познакомлю вас с волшебницей. Зовут её фея Инверсия. Это добрая фея, она помогает всем, кто нуждается в помощи. Но иногда она начинает капризничать и делает все наоборот. Все сидят за столом, а она под столом, когда все ложатся спать, она начинает прыгать, летать, бегать. Вот такая фея Инверсия. Давайте закроем глаза и скажем: «Крибли — крабле, бум». А вот и фея Инверсия! (фея представлена в виде куклы с двумя лицами: добрым и злым (капризным)).

В ходе образовательной деятельности дети проявляют умения в выделении противоположностей, фантазию в обсуждении ситуаций, происходящих с феей. Например: «Что произойдет, если фея Инверсия появится в лесу? Что там изменится?»

Закрепление знаний происходит в обсуждении и решении проблемных ситуаций:

  • Проблемная ситуация для девочек: «Что произойдет в сказке «Красная Шапочка» с героями, если в ней вдруг появится фея Инверсия?»
  • Проблемная ситуация для мальчиков: «Что произойдет в сказке «Кот в сапогах», если в ней вдруг появится фея Инверсия?»

В целом первый этап формирующего эксперимента был направлен на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста. Дети с удовольствием участвовали в образовательной деятельности, слушали рассказы воспитателей, задавали вопросы. Ближе к концу эксперимента ребята с увлечением предлагали собственные варианты развития событий. Вариации окончания сказок и действий персонажей становились все более широкими и разноплановыми.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Второй  этап формирующего эксперимента заключается в обучении дошкольников использовать приемы воображения в сюжетно-ролевых играх.

Цель: использование приемов воображения в сюжетно-ролевых играх.

Работа строится путем совместной деятельности детей со взрослыми, где используются знакомые детям, сюжеты игр, например: «Магазин», «Поликлиника». Детям предлагаются:

  • нестандартные ситуации: «Дети представьте себе, что в магазине продаются фантастические фрукты» или «У нас в поликлинике появились новое волшебное лекарство, которое…»
  • введение в сюжет игры нестандартного героя, например: «Рассерженный больной (Бармалей) в поликлинике» или «Капитан корабля — инопланетянин…» и т.д.
  • предложение детям преобразовать знакомый сюжет волшебной сказки,
    например: сказка «Иван Царевич и серый волк», где детям предлагается заменить  жар — птицу труднодостижимой для Царя диковиной, к примеру, Новогодней елкой. Пусть он отправит за ней не Ивана — Царевича, а слугу (или иного другого персонажа, в восприятии детей положительно окрашенного) и т.д. по общей сюжетной схеме волшебных сказок.

Третий этап формирующего эксперимента направлен на создание условий для развития воображения в игре-фантазировании.

На данном этапе с дошкольниками проводилась образовательная деятельность с использованием фантазийных сюжетов различного вида.

  1. Первый вид сюжетов: комбинация игры на современную тематику «Салон красоты», «Кафе», «Работа банка», «Морское путешествие» и нестандартного героя — (героями выступают персонажи хорошо известных сказок, историй: Баба Яга, Незнайка и пр.), например: «Баба Яга в салоне красоты», «Гномы в кафе» и т.д.
  2. Второй вид сюжетов: комбинация двух-трех игр на современную тематику, нестандартного героя и (или) нестандартной ситуации. В качестве нестандартного героя выступают персонажи мультипликационных фильмов и кинофильмов «Три богатыря», «Муми-тролли», «Король-лев» и пр. Например: «Три богатыря после крушения самолета оказалась на острове людоедов», «Как Аркадий Паровозов спасал гномов при наводнении».
  3. Третий вид сюжетов: свободная тема игр детей. Например: «Путешествие на планету волшебных деревьев», «Приключения в подводном мире» и пр.

Работа с экспериментальной группой велась в течение 3-х месяцев. После чего было проведено повторное тестирование, которое было направлено на выявление результатов влияния используемых сюжетно-ролевых игр и заданий на развитие воображения.

2.4 Изучение воображения детей старшего дошкольного возраста ( по материалам контрольного эксперимента).

Контрольный эксперимент проводился после внедрения проекта по методикам констатирующего этапа эксперимента.

Цель контрольного эксперимента: выявить влияние педагогического проекта на уровень развития воображения старших дошкольников.

Задачи эксперимента:

  1. Провести сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов.
  2. Выявить основные направления развития воображения у старших дошкольников.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что большинство детей в экспериментальной группе со значительной легкостью справились с заданиями. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы представлен в таблице 2.4.1.

Таблица 2.4.1 – Результаты контрольного эксперимента

№ задания Уровни (в процентах к общему числу)
критический допустимый оптимальный высокий
конст контр конст контр конст контр конст контр
Экспериментальная группа
Задание № 1 3 0 3 2 3 4 1 4
Задание № 2 2 0 3 3 3 5 2 2
Контрольная группа
Задание № 1 2 1 3 3 3 4 2 2
Задание № 2 4 3 2 3 3 3 1 1

 

Более наглядно результаты до и после формирующего этапа эксперимента по экспериментальной группе представлены на гистограммах (рис. 2.4.1 и 2.4.2).

Рисунок 2.4.1 — Гистограмма сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе по заданию № 1

Результаты контрольного эксперимента показывают, что использование сюжетно-ролевых игр и заданий позволило значительно повысить уровень развития воображения дошкольников. В результате проведенной работы ни один из детей не отказался выполнять задания. Количество детей с допустимым уровнем развития воображения снизилось на 10 %, а количество детей с уровнем развития средний и высокий увеличилось на 10 % и 30 % соответственно.

Результаты сравнительного эксперимента в экспериментальной группе по заданию № 2 представлены на гистограмме (рис. 2.4.2).

Рисунок 2.4.2 — Гистограмма сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе по заданию № 2

Как и в предыдущем задании ни один из детей на контрольном этапе эксперимента не отказался выполнять задание и не назвал его сложным. При выполнении второго, более сложного задания у детей наблюдается снижение допустимого уровня развития воображения на 10 %. При этом увеличение количества детей с уровнем развития воображения «средний» составило 40 %. Дети с удовольствием выполняли задания, сюжеты отличались разнообразием, использовались различные приемы выражения, присутствовали фантазийные сюжеты. Количество детей с высоким уровнем развития воображения увеличилось на 10 %.

Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной группе показал, что результаты оценки уровня развития воображения отличаются незначительно при проведении повторного эксперимента (рисунки 2.4.3 и 2.4.4).

Рисунок 2.4.3 — Гистограмма сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента в контрольной группе по Заданию № 1
Рисунок 2.4.4 — Гистограмма сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного эксперимента в контрольной группе по Заданию № 2

Как видно из представленных выше гистограмм (рисунок 2.4.3 и 2.4.4) изменения в контрольной группе не превысили 10 % в сторону увеличения. При этом «высокий» и «средний» уровни не изменились.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наблюдение за игровой деятельностью детей позволило выявить следующие изменения в экспериментальной группе:

  • У детей наблюдалось значительное изменение отношения к игре;
  • Дети при организации игры использовали сюжеты из предложенных игр более активно, по длительности игра детей могла достигать 1 час и более, а ранее не достигала и 30 мин т.к. сюжет игры не имел продолжения, и дети переходили к другим играм;
  • В сюжетах игр детей появились новые персонажи (Три богатыря и др.)
  • В ходе игры дети активно комбинировали сюжеты, говоря «…А давайте представим, что …Баба-Яга полетела на вертолете и встретила там Айболита, который не хотел лечить зверей…»

В контрольной группе значительных изменений в игровой деятельности дошкольников не обнаружено, новые персонажи не использовались, дети предпочитали классические бытовые сюжеты с однотипными ролями.

Выводы по 2-й главе

Результаты контрольного эксперимента позволили выявить, что в результате использования сюжетно-ролевых игр и специальных игровых упражнений уровень развития воображения у дошкольников значительно повысился.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что в экспериментальной группе:

  • Количество детей со средним и высоким уровнем развития воображения увеличилось более чем на 40 %;
  • Дети экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента не обозначили сложности выполняемых заданий;
  • В игровой деятельности использовали разнообразные сюжеты, вводили новых героев, использовали комбинации.

Значительных изменений в контрольной группе в ходе контрольного эксперимента не обнаружено.

Таким образом, мы делаем вывод, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте способствуют развитию воображения.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять или преобразовывать собственные впечатления.

При проведении констатирующего эксперимента были определены возможности использования сюжетно-ролевых игр для развития воображения. В ходе первого этапа констатирующего эксперимента были исследованы особенности развития воображения. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что для детей старшего дошкольного возраста характерен оптимальный уровень развития творческого воображения.

На втором этапе констатирующего эксперимента были исследованы особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, где были определены следующие особенности сюжетно-ролевых игр детей: дети не всегда способны к проявлению воображения, оригинальности замысла, умению вербально интерпретировать изображение, преобладают игры, отражающие традиционные, бытовые, профессиональные темы.

Педагогический проект был направлен на использование сюжетно-ролевых игр для развития воображения.

В ходе формирующего эксперимента решались следующие задачи:

  1. Пробудить у детей интерес к развитию воображения, желание использовать творчество в сюжетно-ролевых играх.
  2. Развитие умений использования созданных образов в сюжетно-ролевых играх.
  3. Создание условий для самостоятельного творческого применения приобретенных знаний и умений.

Разработанный нами проект после его реализации (по материалам контрольного эксперимента) позволил подтвердить нашу гипотезу: сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития воображения детей старшего дошкольного возраста при соблюдении педагогических условий:

  • усложнение тематики сюжетно-ролевых игр;
  • обогащение предметно-развивающей среды.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что в экспериментальной группе:

  • Количество детей со средним и высоким уровнем развития воображения увеличилось более чем на 40 %;
  • Дети экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента не обозначили сложности выполняемых заданий;
  • В игровой деятельности использовали разнообразные сюжеты, вводили новых героев, использовали комбинации.

Значительных изменений в контрольной группе в ходе контрольного эксперимента не обнаружено.

Таким образом, мы делаем вывод, что использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — М, 2012.
  2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. — М., 1983.
  3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. — -№11.
  4. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // спецкурс: воспитание детей в игре. — М., 1996.
  5. Воронова В.Л. Творческие игры старших дошкольников.- М.,2011.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2013. — №6.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество. — М., 2011.
  8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1973.
  9. Горбатенко Т.И. Особенности подражания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание – 2013. — №3.
  10. Ендовицкая Т, О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 2012. — №12.
  11. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 2009.
  12. Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду — М., 1960
  13. Заика Е.В.   Комплекс   игр  для  развития   воображения.   //  Вопросы психологии. — 2013. — №2.
  14. 3аворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей — М., 2014.
  15. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. — М.: Педагогика, 2012.- c.8
  1. Клименкова О. Игра как азбука общения. // Дошкольное воспитание. — -№4
  2. Кошрхов Н.И. Толковый словарь — справочник практического психолога. „ — Воронеж: НПО «Модек», 2011.
  3. Левин В .А. Воспитание творчества. — Томск: Пеленг, 2013.
  4. Леонтьев А.Н. Психологические  основы дошкольной игры.  / Избр. Психол. Произв.: в 2 т., т. 1. — М., 1983.
  5. Лук А.И. Психология творчества. — М.: Наука, 1978.
  6. Максакова А.И., Тумакова.Г.А. Учите играя — М., 1983.
  7. Менджерицкая Д.В. Татищева Е.Д. Творческие игры в детском саду — М.,
  8. Методическое пособие, Готовимся к аттестации — СПб, 2011.
  9. Мухина В.С. Психология дошкольника — М., 2011.
  10. Осипова И.А. Влияние субкультуры современного ребенка на развитие творческого воображения    в    старшем    дошкольном     возрасте.     // Магистерское сочинение. — СПб., 2012.
  11. Палашина Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2014. — №6.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – c. 107.
  1. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А.В., Усовой АЛ. — М., 2010.
  2. Славина Л.С. Развитие мотивов игровой деятельности дошкольников — М., 1979.
  3. Усова А.П. Игра и организация жизни детей — М., 2012.
  4. Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1981. — № 5.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2012.

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!