Меню Услуги

Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у старшего дошкольного возраста


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретические основы развития воображения в сюжетно-ролевых играх в дошкольном возрасте
  • 1.1. Психолого-педагогические аспекты развития воображения в дошкольном детстве
  • 1.2. Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
  • Выводы по 1-ой главе
  • ГЛАВА 2. Изучение особенности развития воображения и сюжетно-ролевых игр старших дошкольников (по материалам констатирующего эксперимента)
  • 2.1. Методика и задачи констатирующего эксперимента
  • 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • 2.3. Разработка и апробация педагогического проекта направленного на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
  • 2.4. Изучение воображения детей старшего дошкольного возраста (по материалам контрольного эксперимента)
  • Выводы по 2-й главе
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Дошкольное детство возраст первичной социализации индивида, первоначального становления личности ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Ананьев, А. А. Венгер и др.).

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к явлениям окружающей действительности, складывается характер (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др.)

В федеральном  государственном образовательном стандарте говорится о том, что стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которого заложен  основной принцип:

«реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Особое внимание при развитии дошкольников в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта  дошкольного образования уделяется пяти основным направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

В связи с этим возникает противоречие:

  • Между требованиями, предъявляемыми обществом и государством к уровню развития ребенка и состоянием развития современного дошкольника;
  • Между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточным методическим обеспечением для осуществления данного процесса в ДОУ;
  • Между требованием к обеспечению педагогического процесса, способствующего развитию детей и неготовностью педагогов и родителей к его организации, недостаточностью знаний по данному вопросу.

Особая роль в развитии детей в период дошкольного детства принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его деятельности. Особое значение имеет сюжетная игра, в которой ребенок воспроизводит то, что ему близко и интересно из окружающей предметной и социальной жизни.

Сюжетно-ролевая игра требует от ребенка хорошо развитого воображения, которое выводит его за пределы сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Именно воображение лежит в основе проявления дошкольником игрового творчества.

Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление воображения и творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством (Л. С. Выготский).

Многие педагоги и психологи занимались проблемой взаимосвязи сюжетно-ролевой игры и воображения. Однако эти работы проводились в середине XX века.

В настоящее время преобразования в социальной жизни повлекли за собой существенные изменения в субкультуре современного ребенка. Это делает актуальным рассмотрение проблемы взаимосвязи и взаимовлияния сюжетно-ролевой игры и воображения дошкольника XXI века.

Как доказано исследованиями именно в игре естественно и непроизвольно происходит формирование психологических новообразований, подготавливающих организм ребенка к следующему возрастному периоду, происходит становление его индивидуально-личностных особенностей. В игре возникает и начинает формироваться произвольность, соподчинение мотивов, умение руководствоваться в поведении нравственными нормами. Но, вместе с тем, игра дает самые широкие возможности для развития детского воображения и творческой инициативы ребенка, а, как показывает практика, умение переключиться и найти нестандартный подход в ситуации во многом определяет психологическую адекватность взаимодействия личности с миром.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение влияния сюжетно-ролевой игры на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Данная постановка проблемы определила цель, задачи, объект, предмет проведенного исследования, содержание научных гипотез, выбор методов и методик.

Цель: изучение основ воображения детей старшего дошкольного возраста; определение влияния сюжетно-ролевых игр на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Объект — развитие воображения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет — сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи воображения и сюжетно-ролевой игры дошкольника.
  2. Изучить особенности развития воображения старших дошкольников.
  3. Разработать и апробировать педагогический проект, направленный на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
  4. Изучить влияние педагогического проекта по использованию сюжетно-ролевой игры на развитие воображения старших дошкольников.

Гипотеза исследования — мы предполагаем, что сюжетно-ролевая игра может, развивать воображение детей старшего дошкольного возраста если:

  • постепенно усложнять тематику сюжетно-ролевых игр, осуществляя переход от ролевого построения игры к сюжетосложению;
  • обогащать предметно-развивающую среду (дидактические игры, развивающие игрушки, зонирование помещения, и т.д.)

Исследование проводилось на базе ДОУ № 34 Красносельского района г. Санкт-Петербург.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития воображения в сюжетно-ролевых играх в дошкольном возрасте

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития воображения в дошкольном детстве

Вопрос развития воображения уже много десятилетий привлекает внимание психологов и педагогов. Современные тенденции педагогической практики поднимают все новые вопросы в данной области. Один из самых важных на данный период – вопрос влияния индивидуальности ребенка на процесс развития воображения, которое проявляется в процессе его творческой и игровой деятельности.

В психологической и педагогической литературе можно выделить несколько основных точек зрения на вопрос происхождения и развития воображения. Согласно положениям теории З. Фрейда и Ж. Пиаже творческий процесс является результатом созревания определенных структур, а воображение обусловлено внешними характеристиками по отношению к данному процессу.

Такие ученые как К. Коффка, Р. Арнхейм и др. считают, что воображение является результатом биологического созревания личности. Основные механизмы развития воображения согласно данной теории включают совокупность как внешних, так и внутренних факторов.

Представителями третьего подхода являются Т. Рибо, А Бэн, которые рассматривают процесс развития воображения как результат накопления и трансформации накопленного индивидуального опыта.

Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой развития воображения детей дошкольного возраста также нет единого мнения по данному вопросу. Тем не менее, большинство отечественных авторов (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают процесс развития воображения совместно с процессом развития игровой деятельности ребенка, в результате которого ребенок овладевает различными видами деятельности:

  • Конструктивной;
  • Музыкальной;
  • Изобразительной и т.д.

Исследования педагогов и психологов Д.Б.Эльконина, Л.С.Выготского и др. показали, что основы развития личности человека складывается в детстве. В этот период происходит бурное развитие всех психических процессов, одним из которых является воображение.

Воображение — психический познавательный процесс, благодаря которому создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта.

Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его достижения. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение помогает человеку творить, планировать свою деятельность, управлять ею. Можно сказать, что культура человечества – это результат творчества и применения воображения людей. Воображение позволяет человеку покинуть свое сиюминутное существование и на основе прошлого опыта создать будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.

Воображение является связующим звеном между всеми психическими процессами. Воображение является сложным и многогранным психологическим комплексом, который неразрывно связан с преобразовательной деятельностью людей и использованием всех психических процессов. В основе наглядно-образного мышления лежит воображение, позволяющее индивиду сориентироваться в ситуации и решить задачу.

При этом чтобы начать фантазировать, человеку необходимо получить первичную информацию: услышать, увидеть, почувствовать. Тем не менее, воображение следует отделять от восприятия, так как воображение содержит наряду с реальными образами, вымышленные, элементы фантазии, вымысла. Если воображение создает картины, не имеющие ничего общего с действительностью, это называется фантазией.

Один из самых сложных вопросов развития воображения — вопрос о природе того отражательного опыта, который может использовать ребенок в своих перекомбинациях. В связи с отсутствием единого мнения воображение описывается процессам, в результате которого создаются:

  • конкретные образы вещей, никогда не встречающихся в действительном опыте (С. Серебрянников, 1911);
  • новые представления (А. Дироф, 1911);
  • единичные образы (Б. В. Лавров, 1912);
  • новые представления (Л. М. Шварц, 1948);
  • образы «новых предметов и явлений» (А. В. Запорожец, 1953);
  • образы таких объектов, которые мы раньше не воспринимали (И. П. Иванов, 1967);
  • образы объектов, каких человек «непосредственно не воспринимал» (Б. Н. Зальцман, 1968)
  • образы, предметы, ситуации, обстоятельства «путем приведения имеющихся у человека знаний в новые сочетания» (В. В. Богословский, 1981) .

Следует отметить, что все вышеперечисленные определения рассматривают понятие «образ» не в широком смысле, а как синоним наглядности и конкретности, что подразумевает создание четких картин.

С учетом всех теорий, рассматривающих вопрос развития воображения у детей дошкольного возраста, можно сделать заключение о том, что воображение является результатом процесса трансформирования перцептивного, абстрактного и эмоционально-чувственного опыта ребенка. Другими словами, в основе соображения лежит весь спектр полученного ранее опыта ребенка.

В своих трудах Л.А. Венгер выделяет 4 основных вида воображения, представленных на рис. 1.1.1.

Рисунок 1.1.1 – Виды воображения

Н. Ю.. Венгер выделяет что, активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли, вызывает у себя соответствующие образы.

Образы, которые можно отнести к пассивному воображению, возникают спонтанно, зачастую помимо воли и желания индивида. Продуктивное воображение существенно отличается от пассивного тем, что при данном процессе человек сознательно контролирует создаваемую действительность. При использовании репродуктивного воображения основная задача – воспроизвести реальность в том виде, в каком она существует.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Можно выделить несколько основных функций, которые выполняет воображение в жизни человека. Л.С. Выготский выделил пять специфических функций воображения, представленных на рис. 1.1.2.

Рисунок 1.1.2 – Функции воображения

Функция представления действительности в образах тесно связана с мышлением ребенка и органически в него включена.

Воображение человека начинает развиваться в дошкольном возрасте. При этом воображение ребенка значительно отличается от воображения взрослого человека. Считается, что воображение в детстве гораздо богаче, ярче, насыщенней, нежели воображение взрослого человека. Однако исследования Д.Б. Эльконина показали, что за кажущимся богатством на самом деле скрывается чреда смутных, схематичных, бедных образов.

Следует согласиться с данным умозаключением, так как выше было отмечено, что в основе воображения лежит перекомбинирование полученного ранее опыта индивида, материала, который он хранит в памяти. У детей дошкольного возраста объем накопленных знаний весьма ограничен. Богатство воображения детей объясняется тем, что дети менее критичны к своим фантазиям, нежели взрослые. Они просто не представляют, что может быть, а чего не может быть. Отсутствие данного опыта одновременно можно рассматривать как недостаток и достоинство детского воображения. Дети дошкольного возраста легко объединяют самые не соединяемые комбинации и в результате не критичности восприятия считают их весьма удачными. Подобное положение наиболее ярко проявляется в младшем дошкольном возрасте.

Младший и старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. При этом исследователи (Т. Ендовицкая, А. И. Максакова, Л.С. Славина) выделяют несколько основных этапов развития воображения у детей дошкольного возраста (рис. 1.1.1).

Таблица 1.1.1 – Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста

Этап Возраст Развитие воображения
1 До 3-х лет Воображение развивается внутри других процессов, закладывается его фундамент
2 3 года Воображение становится самостоятельным процессом в связи с развитием речевых навыков
3 4-5 лет Ребенок может составлять в уме планы предстоящих действий
4 6-7 лет Воображение приобретает активный характер, появляются элементы творчества

 

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. До достижения 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А подчас, (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем. Они ситуативные, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира.

Опорой для создания образа служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост речевых форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающие истории.

Дошкольник «открывается» в воображении от конкретной ситуации. У него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольников в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы и дети часто осуществляют их до конца.

Уже старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала планируя процесс воплощения замысла. Они намечают планы достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Следует отметить,    что,    фантазируя,    дети    выделяют    объективные закономерности окружающего. Для них создание новых образов является тесно связанным с происходящим в действительности процессом. Источник образов для детского воображения находится в реальном мире, но только воображение позволяет ребенку найти нестандартные творческие решения. В связи с этим согласно заключению Л.С. Выготского, важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Стремительное развитие воображения позволяет детям 5-7 лет создавать собственные воображаемые миры, заселять их самыми разнообразными персонажами и героями. При этом персонажи обладают набором определенных характеристик и действуют сообразно сложившейся ситуации. Примером может служить выдумывание друга – маленького невидимого человечка, который может участвовать все всех приключениях ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преображения впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные.

Один из наиболее распространенных приемов, который используют дети – создание ситуаций, которые позволяют наделить вымышленных персонажей реалистическими действиями. Ребенок включает персонажа в реалистичные ситуации, приписывает им определенные поступки сообразно сложившейся ситуации и пр.

Ребенок может интерпретировать поведение животных сообразно тому опыту человеческих отношений, который уже им накоплен. Еще один распространенный прием использования воображения детьми дошкольного возраста – антропоморфизм – одушевление предметов. Дети склонны наделять душой все вокруг, так как основу их опыта в большинстве своем составляют сказки.

Более сложным приемом, который использует дошкольник, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяют в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение. Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

Воображение выступает в роли «структурной единицы» всего творческого процесса дошкольника. Творческое воображение ребенка позволяет трансформировать содержание образа одного объекта через призму другого, посредством наделения его определенными качествами.

Воображение позволяет реализовать накопленные знания посредством анализа и синтеза предшествующего опыта. В процессе творческой деятельности создаются новые образы. Новое сочетание уже известных элементов дает в результате новый образ. И чем больше дошкольник в своей игре опирается на воображение, тем ярче и оригинальнее его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Ребенок учится играть вместе с другими детьми, что позволяет максимально реализовать потенциал группового воображения. Не повторять шаблонные действия, а насытить игру воображением, волшебством – главная задача в данном случае.

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развития сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Ребенок, перевоплощаясь в разных персонажей, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предмета неспецифические, полу функциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами   образы   становятся   разнообразнее,   богаче.   Сохраняя   конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование, в этом возрасте дошкольник осваивает приемы и средства создания  образов.

1.2. Психолого-педагогические основы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Игра является основным видом деятельности, которым овладевает дошкольник к возрасту 3 лет. Изначально дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Посредством игры происходит познание мира и окружающей действительности, подготовка ребенка к взрослой жизни. Несмотря на всю кажущуюся простоту, игра выступает в роли основы и фундамента творческого развития ребенка, его умения соотнести собственные творческие навыки с реалиями действительности.

Стоит отметить, что игра служит для детей своеобразным «мостиком» который позволяет приобщиться к миру взрослых, где все взаимосвязано и оказывает значительное влияние на мир ребенка. Игра позволяет ребенку «примерить» роли тех взрослых, образы которых сохраняются в его опыте. Посредством игры ребенок получает возможность взять на себя роль взрослого, проявить свою самостоятельность и тем самым удовлетворить свою потребность в активном участии в жизни взрослых.

Следует отметить, что вопрос игры, а особенно сюжетно-ролевой игры, оценивается в психологии и педагогике весьма положительно. По мнению Кравцовой Е.Е. без сюжетно-ролевых игр ребенок никогда не сможет стать «волшебником».

В результате исследований психологами и педагогами установлено, что первоочередное развитие в сюжетно-ролевой игре получает воображение и образное мышление ребенка. Игра вооружает ребенка теми доступными для него способами активного воссоздания и моделирования действительности посредством предметных действий, которое в других условиях не может быть реализовано.

Посредством сюжетно-ролевых игр ребенок воссоздает те сферы реальной жизни, которые его действительно интересуют, используя при этом условные действия. Нетрудно заметить, что в определенные периоды своей жизни старшие дошкольники переживают моменты «перевоплощения». Это могут быть машины, животные, исторические и сказочные персонажи (например, рыцари, викинги, принцессы, волшебницы и пр.).

Исследования в области детской игры показали, что игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре согласно Д.Б. Эльконана ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении.

На рисунке 1.2.1 представлены основные теоретические тезисы относительно сущности игровой деятельности детей.

Рисунок 1.2.1 – Сущность игровой деятельности

Тезис о том, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, подтверждается работами ряда ученых (Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева,  В.С. Мухиной и др.) именно в процессе игры у детей возникают основные психические новообразования. То, что развитие игровой деятельности ребенка во многом определяется социальным влиянием, подкрепляется фактическими данными, накопленными педагогикой раннего детства (Н.М. Щелованов, Н.М. Оксарина и др.)

А.Н. Леонтьев прослеживает путь становления игры ребенка и утверждает, что игра ребенка постепенно трансформируется от чисто манипулятивных действий к подражанию. Уже на третьем году жизни, если ребенка побуждают к подражанию действиям близких людей, начинается отражение того, как действуют взрослые. На третьем году жизни возникают противоречия между стремлением сделать все самому и отсутствием у ребенка реальных возможностей. Эти противоречия, по мнению А.Н. Леонтьева, могут разрешиться только в одном виде деятельности, а именно в игре. Особое значение в этом процессе имеет воображение ребенка.

Образы, которые создаются воображением ребенка, становятся все более эстетическими, личностными, полными чувств. К старшему дошкольному возрасту у ребенка отпадает необходимость наглядной опоры для создания новых образов. Воображение постепенно переходит во внутренний план.

Одним из важнейших условий стремления ребенка участвовать в творческой игре – желание подражать взрослым, желание участвовать в их жизни. Именно посредством подражания, через игру ребенок имеет возможность проигрывать различные жизненные ситуации, стремясь самостоятельно познать окружающий мир.

В создании ребенком мира, похожего на мир взрослых, существенное, а часто и центральное значение, имеет роль, которую хочет взять ребенок и то явление действительности, которое его привлекло.

Наиболее ярко данная мысль прослеживается в работах психолога Л.С. Славиной. Она провела ряд экспериментов, направленных на то, чтобы установить, какое значение для развития игры ребенка имеют создание ситуации и роль, т.е. образ, в который ребенок перевоплощается. В первом эксперименте Л.С. Славиной детям предлагались игрушки преимущественно для игр в детский сад и семью. Во втором эксперименте давались новые игрушки: кубики, камешки, тарелочки веревочки.

Когда у детей были только игрушки, и не было определенного тематического направления, то, как пишет автор, «мы не встретили в этой игре ни той поглощенности ребенка действием, с которым мы неоднократно сталкивались раньше, ни характерной способности производить эти действия бесчисленное количество раз».

«И роль, и воображаемая ситуация — все то, что вносит в игру сюжетность — образует в играх детей только ее общий фон психологически совершенно необходимый». Пытаясь вскрыть значимость этого фона, автор утверждает, что его несомненная функция состоит в том, что он придает действиям ребенка определенный смысл, более широкий и содержательный, чем Смысл самого по себе действия с предметами. Направленное подражание влияет на самовоспитание, самообучение. Это ярко проявляется особенно тогда, когда детей сознательно пробуждают при проведении подвижных игр самостоятельно в ролях воспитателей руководить играми сверстников или малышей. Позже дети берут на себя эти роли по своей инициативе.


Страницы:   1   2   3