Меню Услуги

Совершение таможенных операций и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и их особенности


Страницы:   1   2   3   4   5


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Основы совершения таможенных операций в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
  • 1.1. Драгоценные металлы и камни как объект таможенного регулирования
  • 1.2. Особенности таможенных операций и таможенного контроля в отношении драгоценных металлов драгоценных камней и изделий из них
  • Глава 2. Порядок ввоза и вывоза с таможенной территории ТС драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
  • 2.1. Общая характеристика драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них и их экспертиза
  • 2.2. Порядок ввоза и вывоза с таможенной территории таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
  • Глава 3. Проблемы и возможные пути совершенствования совершения таможенных операций и таможенного контроля драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них
  • 3.1. Статистический анализ перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней (с 2005 по 2010 года)
  • 3.2. Законодательные основы перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов драгоценных камней и изделий из них
  • 3.3. Порядок ввоза драгоценных металлов, драгоценных камней
  • 3.4. Пути совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза  драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них
  • Заключение

 

Введение

В современных условиях возникает очень много вопросов применения норм законодательных актов к таможенным процедурам и таможенному контролю, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. История добычи и использования человеком драгоценных металлов и драгоценных камней непосредственно связана с историей развития цивилизации. Веками золото и серебро являлись мировыми деньгами, составляя основу финансовых отношений между государствами и отдельными лицами. Однако задолго до того, как эти металлы стали деньгами, они, как и драгоценные камни, ценились за свои эстетические качества и эмоциональное воздействие. Во все времена драгоценности символизировали богатство и могущество.

Данная тема актуальна, так как на всех этапах эволюции экономической системы изменялась роль золота и серебра в соответствии с проводимой правительствами стран политикой, при этом производство, обращение и использование драгоценных металлов всегда выступали важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики. В современных условиях золото перестало быть основой денежного обращения, но является составной частью золотовалютных резервов государств и необходимым ресурсным компонентом важнейших отраслей: электроники, телекоммуникаций, приборостроения, медицины.

В современных условиях роль и экономическая значимость этих ценностей изменились. Благодаря своим физико-химическим свойствам драгоценные металлы и драгоценные камни все больше входят в сферу промышленного производства. В настоящее время, даже при утрате золотом роли инструмента внутреннего и международного денежного обращения, наличие у золота и других драгоценных металлов свойств, сделавших их в прошлом универсальными деньгами, и сегодня дает основание считать данные металлы особым товаром среди всех других товаров как внутри любой страны, так и на внешнеэкономическом рынке.

Предметом исследования являются драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них при перемещении через таможенную границу таможенного союза.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с перемещением через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением природных алмазов и бриллиантов, из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ осуществляется по лицензиям государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями, которые уполномочены органами государственной власти субъектов РФ. Такой экспорт осуществляется по решениям органов государственной власти субъектов РФ, принимаемым в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.

Экспорт природных алмазов и бриллиантов, отпущенных из государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, осуществляется через федеральное государственное унитарное предприятие «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт».

Вывоз из таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров в соответствии с таможенными процедурами временного вывоза, таможенного транзита и реэкспорта, а также вывоз продуктов переработки, отходов и остатков товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, отходов уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения, осуществляются в соответствии с таможенным законодательством государств — участников таможенного союза.

Существование в законодательстве, регулирующем обращение ценностей, большого количества оговорок и противоречий, несоответствие терминов, использованных в нормативных документах, явилось основной причиной того, что на практике зачастую невозможно определить законность или незаконность большинства операций с драгоценными металлами и камнями.

Проблема исследования отношений вытекающих из таможенных процедур и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них состоит в том, что нередко на практике возникает очень много неурегулированных законом ситуаций, которые разрешаются исключительно в судебном порядке, что делает выбранную тему актуальной. Для комплексного и всестороннего решения данной проблемы необходимо законодательное заполнение «белых пятен» в сфере перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

Россия традиционно является активным участником мирового рынка золота и после длительного перерыва вновь формирует внутренний рынок, в связи с этим возникла необходимость привести в соответствие с международными критериями процесс организации и функционирования российского рынка золота.

В связи с созданием Таможенного союза и реформированием таможенного законодательства перемещение через таможенную границу данных товаров в настоящее время регулируется Положением «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» от 27 ноября 2009 г.

Декларированию подлежат следующие товары, перевозимые через таможенную границу ТС:

— драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных, других бытовых изделий и их лома;

— природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных, других бытовых изделий и их лома.

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании особенностей таможенного оформления и таможенного контроля, возникающих в рамках перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

В связи с этим требуется разрешение следующих задач:

— исследование драгоценных металлов и драгоценных камней как объектов перемещения через таможенную границу таможенного союза и их правовой режим, а также проанализировать специфику правоотношений, возникающих из этого в современных условиях;

— анализ особенностей порядка совершения таможенных операций и таможенного контроля в отношении драгоценных металлов драгоценных камней и изделий из них в современных условиях;

— анализ перемещения через таможенную границу таможенного союза изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

— комплексное исследование законодательной базы особенности перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов драгоценных камней и изделий из них;

— анализ путей совершенствования порядка перемещения через таможенную границу таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в современных условиях.

Нормативной правовой основой исследования являются: законодательство Таможенного союза, Федеральные законы Российской Федерации, подзаконные акты, нормативные акты министерств и ведомств.

При написании работы использованы тексты нормативно-правовых актов, научная и учебная литература. Теоретической основой проделанной работы являются труды Ю.Г. Давыдова, С.И. Истомина, А.Н. Козырина, М.М. Рассолова, Г.П. Толстопятенко, В.Ф. Яковлева и др.

Работа состоит из введения, трех глав и параграфов и заключения.

 

Глава 1. Основы совершения таможенных операций в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них

1.1. Драгоценные металлы и камни как объект таможенного регулирования

Революционные преобразования в области таможенного дела связаны с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и введением с 1 июля 2010 г. в действие Таможенного кодекса Таможенного союза. Образование единой таможенной территории трех стран требует качественного преобразования нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, складывающиеся в таможенной сфере.

Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС) является актом прямого действия. Правовая база Таможенного союза состоит из трех частей:

  1. ТК ТС.
  2. Международные соглашения по вопросам, не урегулированным ТК ТС.
  3. Решения Комиссии Таможенного союза как наднационального регулирующего органа.

Единообразие таможенного регулирования не означает отсутствия национального таможенного законодательства. Аналогичные изменения произойдут в Белоруссии и Казахстане. С помощью национальных законодательных норм можно будет восполнить пробелы — отношения, не регламентированные Таможенным кодексом Таможенного союза.

Приоритет в таможенном регулировании отдается законодательству Таможенного союза. Если этим законодательством какие-либо отношения не урегулированы, то применяются нормы национального законодательства, но до урегулирования данных отношений на уровне Таможенного союза. При этом если в ТК ТС установлено, что какие-либо отношения регулируются национальными нормативными актами, то такое законодательство действует на территории этого государства — члена Таможенного союза (например, обжалование регулируется в каждом государстве внутренними нормами — ст. 9 ТК ТС, аналогично решается вопрос с организацией консультирования таможенными органами — ст. 11 ТК ТС и пр.).

В настоящее время в Правительство РФ внесен пакет из семи международных договоров, направленных на формирование правовой базы Таможенного союза. К ним, в частности, относятся: Договор об основных принципах уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза; Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин и другие.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Данный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления;

В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ) (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) термин «драгоценный металл» означает серебро, золото и платину.

Термин «платина» означает платину, иридий, осмий, палладий, родий и рутений.

В данной группе любой сплав (включая агломерированную смесь и интерметаллическое соединение), содержащий драгоценный металл, следует считать сплавом драгоценного металла, если его доля в сплаве составляет не менее 2 мас.%. Сплавы драгоценных металлов следует классифицировать согласно следующим правилам:

а) сплав, содержащий 2 мас.% или более платины, — как сплав платины;

б) сплав, содержащий 2 мас.% или более золота, но без платины, или содержащий ее менее 2 мас.%, — как сплав золота;

в) прочие сплавы, содержащие 2 мас.% или более серебра, — как сплавы серебра.

Во всей Номенклатуре термин «металл, плакированный драгоценным металлом» означает материал, изготовленный на основе металла, на одну или более поверхностей которого путем напайки, сварки, горячей прокатки или аналогичным механическим способом нанесено покрытие из драгоценного металла. Если в контексте не оговорено иное, этот термин означает также недрагоценный металл, инкрустированный драгоценным металлом.

Ст.24 — 25 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» регулируют обращение драгоценных металлов.

Сегодня драгоценные металлы — это более сложный инструмент, нежели просто гарант сохранности инвестиций. Операции с такими металлами являются индикатором стабильности экономики наряду с операциями с нефтью и мировыми валютами. Биржевые цены на золото привязаны к ряду биржевых показателей, например к курсам мировых валют (в настоящее время они пропорциональны курсу евро по отношению к доллару), к индексам производственной инфляции (если показатели имеют более высокий рост по сравнению с данными прогнозных показателей, то цены возрастают) и в целом к изменению фондовых рынков, падение которых повышает его цену. Хотя не все драгоценные металлы реагируют на фондовый рынок одинаково. Напротив, промышленные драгоценные металлы могут испытать более глубокую коррекцию под давлением настроений на фондовых площадках.

В соответствии с Законом с драгоценными металлами могут осуществляться следующие операции:

— добыча драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы. Добыча драгоценных металлов осуществляется исключительно организациями, получившими лицензии;

— производство драгоценных металлов — извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также излома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

— аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам. Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации, которые утверждены Правительством РФ;

— использование драгоценных металлов — использование драгоценных металлов в производственных, научных и социально-культурных целях;

— операции с драгоценными металлами:

  • действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы (обращение драгоценных металлов), в том числе их использование в качестве залога;
  • изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, их последующей переработке, обработке и использовании;
  • перемещение драгоценных металлов и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов;
  • ввоз драгоценных металлов, а также продукции из них на территорию РФ и их вывоз с территории РФ.

Проанализировав законодательство, можно сделать вывод, что драгоценные металлы как объекты учета могут выступать в виде:

— монет, которые являются валютой РФ, не являются валютой РФ, иностранной валютой;

— безналичных (обезличенных) счетов в драгоценных металлах;

— ювелирных изделий с различным содержанием драгоценного металла;

— руды, а после добычи, производства и аффинажа, — в виде слитков;

— базисного актива срочных сделок (производных финансовых инструментов, деривативов);

— предметов займа, залога;

— предметов доверительного управления и хранения.

В учете коммерческих организаций драгоценные металлы, на взгляд авторов, необходимо классифицировать следующим образом (см. рисунок):

1) наличные и безналичные денежные средства;

2) инвестиции (финансовые вложения) — счета в драгоценных металлах, производные финансовые инструменты, ценные бумаги, эмитированные в драгоценных металлах и обеспеченные драгоценными металлами;

3) заемный капитал — займы в драгоценных металлах;

4) материально-производственные запасы;

5) часть в составе иного материального актива.

Схема 1. Классификация драгоценных металлов по объектам учета

Предложенная классификация не является бесспорной. Например, среди экономистов нет единого мнения об отнесении безналичных счетов в драгоценных металлах к денежным средствам. По нашему мнению, обезличенные драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, являются «безналичными драгоценными металлами», а в связи с тем, что по таким счетам можно осуществлять операции с монетами из драгоценных металлов, то такие металлы еще могут являться и «безналичными денежными средствами». Но мнения специалистов по данной позиции разные.

Считается: «В отличие от договора банковского счета на обезличенных металлических счетах учитываются не безналичные деньги, а обязательственные права требования клиента к банку, выраженные в весовом количестве драгоценного металла определенного качества».

Полагается, что драгоценные металлы «могут выполнять функции мерила, являются предметом инвестиций, относятся к числу капиталоемких вещей, поскольку, имея большую стоимость в единице объема, удобны для хранения».

Утверждается, «Слитки и монеты из драгоценных металлов, часто являясь таким же своеобразным всеобщим эквивалентом, как и деньги, обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам».

Считается: «С юридической точки зрения ценные бумаги и драгоценные металлы являются самостоятельным объектом прав и не могут рассматриваться в качестве средства платежа».

Таким образом, драгоценные металлы могут выступать в качестве разных бухгалтерских категорий и иметь различные условия признания, варианты первоначальной оценки, последующей оценки.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы и обозначить следующие учетные проблемы:

— слитки из драгоценных металлов деньгами не являются и не могут быть использованы в качестве средства платежа;

— монеты из драгоценных металлов по одним нормативным правовым актам деньгами являются, а по другим нет;

— драгоценные металлы в безналичной (обезличенной) форме, если это монеты, являются безналичными денежными средствами, чего нельзя сказать о слитках;

— если монеты из драгоценных металлов могут быть наличными и безналичными деньгами, то возникают проблемы основания проведения операций и документального оформления (т.е. взаимосвязи договора обезличенного металлического счета и договора банковского счета, договора вклада драгоценных металлов и договора банковского вклада);

— законодатель драгоценные металлы относит к категории «ценности», не раскрывая это понятие, и поскольку в России не существует «бухгалтерского права», такое размытое понятие может по-разному трактоваться для целей бухгалтерского учета.

В п.2.9 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132) предусмотрен перечень металлов ограниченных к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза. Для этого рассмотрим схему 2.

Схема 2.Перечень металлов ограниченных к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза

Как видно из данной схемы металлами ограниченными к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза являются необработанные драгоценные металлы.

В п.2.10 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений приведен перечень  необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных руд и концентратов драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ограниченные к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза при экспорте. Для этого рассмотрим схему 3.

Схема 3. Перечень необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных руд и концентратов драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, ограниченные к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза при экспорте

Данный перечень определяет позиции драгоценных металлов не вошедших в Перечень металлов ограниченных к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза

Положение к п.п. 2.9 и 2.10 о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества и вывоза с Таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского Экономического Сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные камни определяет порядок ввоза на таможенную территорию таможенного союза  и вывоза с таможенной территории таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней, указанных в разделе 2.9 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, необработанных драгоценных металлов, лома и отходов драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в разделе 2.10 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, экспорт которых из государств — участников таможенного союза осуществляется без лицензий.

Ввоз в таможенный союз и вывоз из таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров осуществляются в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Положение не распространяется на:

ввоз в таможенный союз и вывоз из таможенного союза содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни культурных ценностей. Ввоз и вывоз указанных ценностей осуществляются в порядке, определяемом Положением о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза культурных ценностей;

ввоз в таможенный союз и вывоз из таможенного союза радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе, в отношении которых применяются меры экспортного контроля государств — участников таможенного союза;

вывоз из таможенного союза драгоценных металлов и драгоценных камней, минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, поступающих в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции в собственность инвестора. Порядок их вывоза устанавливается национальным законодательством государств — участников таможенного союза;

ввоз драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней государств — участников таможенного союза, в государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов государств — участников таможенного союза и вывоз драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров из указанных фондов Порядок их ввоза и вывоза устанавливается национальным законодательством государств — участников таможенного союза.

К Положению о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы приводится перечень драгоценных металлов, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется на основании лицензии (схема 4).

Схема 4. Перечень драгоценных металлов, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется на основании лицензии

К Положению о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы приводится перечень драгоценных металлов, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется без лицензии (схема 5).

Схема 5. Перечень драгоценных металлов, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется без лицензии

К Положению о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы приводится перечень необработанных драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется на основании лицензии (схема 6).

Схема 6. Перечень необработанных драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых из государств-участников Таможенного союза осуществляется на основании лицензии

Рассматривая вышеуказанные схемы необходимо заострить вопрос на моментах определяющих порядок ввоза-вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней на/ из Таможенной территории Таможенного союза по отдельным позициям.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!