Меню Услуги

Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретически-законодательная база государственного регулирования внешней торговли
  • 1.1. Формы регулирования внешней торговли
  • 1.2. Законодательная база государственного регулирования торговли. Принципы и методы государственного регулирования
  • 1.3. Основы таможенно-тарифного регулирования
  • Глава 2. Анализ таможенных пошлин как инструмента государственного регулирования ВЭД
  • 2.1. Таможенная пошлина-сущность ,виды
  • 2.2. Порядок предоставления тарифных льгот и преференций
  • 2.3. Сущность таможенной пошлины
  • 2.4. Нетарифное регулирования при помощи особых пошлин
  • 2.5. Анализ поступления таможенных пошлин как части таможенных платежей от внешнеэкономической деятельности по ЦТО
  • Глава 3. Проблемы применения таможенных пошлин в сфере таможенно-тарифного регулирования в современных условиях, пути решений
  • 3.1. Реализация таможенно-тарифного регулирования в 2012-2013 году в России
  • 3.2. Создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ
  • 3.3. Таможенно-тарифные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО)
  • 3.4. Таможенно-тарифная политика в условиях завершения формирования единого экономического пространства
  • 3.5. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009 — 2010 гг
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок. Известно, что таможенные пошлины выступают как инструмент таможенно-тарифной политики. Да и сам тариф – обозначается как конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию.

Изменения характера внешнеэкономической деятельности в современных условиях, а также возрастание социально-экономического значения этой деятельности для России требуют высокого качества государственной таможенной политики, таможенно-тарифного и нетарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности. Этими немаловажными факторами, в конечном счете, определяется эффективность таможенной деятельности государства.

Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС). Для Республики Казахстан и Российской Федерации ТК ТС вступил в силу с 1 июля, а для Республики Беларусь – с 6 июля. ТК ТС стал основным документом таможенного регулирования в Таможенном союзе. С 1 января 2010 года Комиссии таможенного союза переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования.

2012 год стал третьим годом осуществления таможенно-тарифного регулирования в условиях передачи функции применения большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. В связи с этим совершенствование подходов и механизмов, обеспечивающих реализацию задач таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2012 году в рамках установленного порядка принятия решений органами управления таможенного  союза,  осуществляется на основе учета положительного и отрицательного опыта этой работы в 2010-11 годах, реального вклада внешнеторгового фактора в решение важнейших задач социально-экономического развития.

В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета. В 2012 году таможенных пошлин было перечислено в бюджет РФ ввозных 36 966,9млн.руб., вывозных 2 947 313,5 млн.руб.(см.Приложение 1)

Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования, в частности таможенных пошлин, как инструмента государственного регулирования ВЭД.

Предметом исследования ВКР – являются таможенные пошлины в РФ.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды ученых-теоретиков в области финансов, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и международных отношений. Использовались научно-исследовательские разработки, связанные с регулированием внешнеэкономической деятельности, оптимизацией ставок таможенных пошлин. Проанализированы фундаментальные исследования современных российских авторов по проблемам таможенно-тарифного, нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, среди них, по методологии определения ставок таможенной пошлины В. Новикова, оценки тарифа С. Удовенко, по тарифному протекционизму С. Зубарева, В.В.Федоткина, С. Швеца, В. Синева, В. Свинухова, В. Драганова, А. Бычкова, Э. Тихоновича, Н. Лебедева и некоторых других.

При подготовке ВКР использовались открытые материалы Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы России (прежде всего программные, концептуальные документы), в том числе проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования, учитывают современные подходы органов государственного управления РФ к совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в развитии теории таможенной деятельности в части формирования таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли.

Целью ВКР является – комплексный анализ современной таможенно-тарифной политики и тенденции ее развития в сфере таможенных пошлин как инструмента государственного регулирования ВЭД.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

  • показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли, теоретико-законодательной базы государственного регулирования внешней торговли, формы, принципы и методы государственного регулирования;
  • изучить понятие, таможенная пошлина как инструмента регулирования, раскрыть понятие, экономическое содержание, функции, дать классификацию таможенных пошлин;
  • выявить многообразие и эволюцию функций таможенных пошлин, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;
  • определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования.

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

1.1. Формы регулирования внешней торговли

Любое государство в мире, проводя свою экономическую политику, весьма заинтересовано в поддержании определенного баланса между объемами внутреннего производства и потребления и внешними поступлениями тех или иных видов продукции. Прямой обязанностью государства является создание механизма, обеспечивающего оптимизацию потоков ввозимых в страну товаров иностранного происхождения и потоков товаров, вывозимых из страны по экспортным поставкам. Такого рода механизм строится на основе сочетания определенных запретов и ограничений с обязательными послаблениями и привилегиями в отношении конкретных товаров или услуг.

Ограничения или некоторые послабления условий перемещения товаров через таможенную границу страны есть ничто иное, как регулирование внешней торговли. Обычным  для всех стран мира является регулирование внешнеторговых операций государством в виде двух комплексов мер: тарифного регулирования и нетарифного регулирования.

Тарифное регулирование — это определенные ограничения или, напротив, послабления при ввозе или вывозе товаров, которые устанавливаются при помощи увеличения или снижения ставок таможенных пошлин. Таможенная пошлина — универсальный инструмент экономического воздействия на внешнеторговые процессы — применяется во всех странах —  самых разнообразных видах и размерах. Налогообложение в виде таможенных пошлин, по сути, проявление нормальной экономической политики любого государства. Можно легко себе представить  две крайних точки такой политики: протекционизм и свободная торговля. В первом случае государство максимально «закрывается» от международного обмена товарами и услугами, устанавливая высокие ставки таможенных пошлин, во втором максимальные  ставки пошлин или их полное отсутствие всячески способствует развитию внешней торговли, хотя при этом, естественно, отсутствует защита внутреннего производителя. Очевидно, что любое государство, в силу уклада своей экономики, занимает позицию между этими крайними точками. Положение этой позиции определяется не только вышеозначенными государственными интересами, существует еще один немаловажный фактор – финансовые  поступления в государственный бюджет от взимания таможенных пошлин.   К сожалению, нередко именно этот фактор становится главенствующим в таможенной политике отдельных государств, в частности, например, нашего государства.

В настоящее время значительные величины ставок импортных таможенных пошлин и покрытие ими практически всех товаров, импортируемых в нашу страну, зачастую неадекватны возможностям отечественных производителей в удовлетворении потребностей потребителей и отражают только одну направленность внешнеторгового режима — максимальное наполнение госбюджета. При  этом очевидно, что это наполнение, по сути, происходит за счёт конечного потребителя. Однако следует отметить, что усредненный уровень ставок импортных таможенных пошлин в России вполне сопоставим с уровнем ставок индустриально развитых стран, стран Восточной и Центральной Европы и значительно ниже ставок таможенных пошлин большинства развивающихся стран. Однако в России, помимо таможенных пошлин на ввозимые товары, начис­ляются еще и дополнительные налоги: НДС, акцизы, таможенные сборы. Сложный характер определения налогооблагаемой базы позволяет государству получать фискальные доходы от совокупных платежей на таможне в размере 55-60% от фактурной стоимости импортируемого товара. Но даже и этот показатель вполне сопоставим по своим размерам с аналогичными показателями развитых стран (по некоторым категориям товаров «налоговая» нагрузка на  импортные товары в Германии и Италии составляет 32-37%, тогда как в России на такие же  товары она оценивается в 44%). Вместе с тем практически не учитывается покупательная способность населения страны. Поэтому, если рассмотреть соответствующий экономический показатель: отношение совокупных таможенных платежей к душевому валовому внутреннему продукту, то его размер абсолютно не сопоставим с аналогичным показателем в европейских странах. В России он оценивается почти в 15%, тогда как в Германии и Италии этот показатель составляет 0,4% и 0,6% соответственно. Очевидно, что подобная налоговая на­грузка на внешнюю торговлю вряд ли способствует благоприятному развитию экономики страны. Более того, именно этот фактор порождает широкое развитие на практике так назы­ваемых «серых схем» импорта: т.е. нарушения таможенного законодательства, что является уголовным или административным нарушением. Российская таможня применяет значитель­ное количество мер в целях борьбы с подобными правонарушениями. Эти меры в подавляющем большинстве случаев носят запретительный и ограничивающий характер, однако, они не приносят,   да и не смогут принести удовлетворительных результатов. В практике  применения тарифных мер регулирования внешней торговли необходимо перейти на адекватные экономической ситуации в стране показатели по таможенным платежам на границе. Необходимо создать такие условия для импортеров и экспортеров, которые позволили бы им отказаться от применения «серых» схем таможенного декларирования, сохранив при этом  необходимую и достаточную конкурентоспособность товаров на рынке. Сделать это принципиально возможно, если заниматься не «косметическими» ухищрениями для вступления во  Всемирную торговую организацию (в виде уменьшения размера ставок таможенных пошлин,  сохраняя при этом все дополнительные налоговые поборы), а создать четкую экономическую стратегию развития государства без популистской оглядки на «отечественного производителя».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Нетарифное регулирование — это комплекс мер экономического, технического и административного характера.

К экономическим мерам нетарифного регулирования относятся: антидемпинговые меры (вводятся в виде повышения ставок таможенных пошлин для конкретных товаров, ко­торые ввозятся в Россию по ценам более низким, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям). Этот же комплекс мер предусматривает введение специальных и/или ком­пенсационных пошлин, различные виды налогообложения (НДС, акцизные «сборы) и меры  валютного регулирования (обязательность контроля со стороны таможенных органов за  движением валютных средств во внешнеторговых операциях, система предварительной латы таможенных платежей).

Меры технического характера — это: применение исключительно национальные стандартов при ввозе товаров/система обязательной сертификации продукции, требования упаковке и маркировке товаров.

Административные меры — это: запрещение торговли с данной страной, количественные ограничения при перемещении товаров через таможенную границу в виде сезонных индивидуальных, тарифных и глобальных квот, применение процедур лицензирования проведения отдельных операций, связанных с внешней торговлей. Лицензирование, например, проведения экспортно-импортных операций с ограниченным кругом товаров – вооружением, радиоактивными материалами и т. п.

1.2. Законодательная база государственного регулирования торговли. Принципы и методы государственного регулирования

Согласно Федеральному Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. вся внешняя торговля подразделена на несколько видов:

  • внешняя торговля товарами — экспорт и импорт — пересечете товарами таможенной границы государства;
  • внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ) иностранному партнеру, включающих производство, распределение, маркетинг, доставку (работ);
  • внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование таких объектов;
  • внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, передача прав на объекты интеллектуальной собственности или внешняя торговля услугами.

Установленные Законом виды внешней торговли имеют существенное практическое значение, поскольку устраняют ранее существовавшие определенные коллизии, На самом деле, каким образом можно было раньше зафиксировать, например, момент совершения внешнеторговой сделки в отношении услуг, оказываемых иностранному партнеру на своей таможенной территории (если эти услуги «не пересекают» таможенную границу)? Законом эта коллизия не регламентировалась. В настоящее время все становится на свои места: момент совершения такой сделки определяется не фактом пересечения таможенной границы страны, а фактом завершения работ (услуг).

Регулирование внешней торговли — это прямая обязанность государства, осуществляемая в целях поддержания различного рода балансов между производством и потреблением. При этом естественным является создание определенных «правил игры», закрепленных в государственных законодательных актах. В настоящее время не только в нашей стране создана значительная законодательная база, регулирующая внешнеторговые процессы почти в полном объеме. Аналогичная база создана и в соседних государствах — членах Таможенного союза и Единой экономической территории. Следует сразу отметить удивительную «схожесть» актов Таможенного союза и аналогичных законов и положений, существующих в Российской Федерации. Это, безусловно, не случайно. Россия имеет в Таможенном союзе 57% голосов, что, конечно, сказалось и на принятии практически всех законодательных актов. Все принятые к настоящему времени законодательные акты Таможенного союза имеют важнейшее значение для стран-членов Союза, поскольку они имеют превалирующее значение над национальными законами и положениями. Итак, в первые годы третьего тысячелетия вступили в действие следующие основные межправительственные Соглашения, Договоры, а также Федеральные законы, в той или иной степени регулирующие внешнеторговые процессы. К их числу относятся:

  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
  • Договор «О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 06.10.2007;
  • Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009;
  • Федеральный закон «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 г. №61-ФЗ;
  • Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании внешней торговли» от 25.01.2008;
  • Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 №18;
  • Соглашение «О единых правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» от 25.01.2008;
  • Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 22.12.2008;
  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-Ф3;
  • Федеральный закон «Налоговый кодекс РФ» (Часть 2) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ;
  • Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19.11.2010;
  • Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 г, №63-Ф3;
  • Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ;
  • Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008;
  • Федеральный закон «Дополнение к Закону «О таможенном тарифе»» от 21.07.2005 г. №112-ФЗ;
  • Федеральный закон «Дополнения к Кодексу об административных правонарушениях» от 20.08.2004 г. №118-ФЗ.
  • Решение Комиссии Таможенного союза «Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» от 21.05.2010 г. №257.

Каждый из названных актов регулирует те или иные правоотношения, возникающие между участниками внешнеторгового процесса и государством при совершении торговых операций.

Важными новациями являются впервые созданные межгосударственные соглашения и договоры, которые, как известно, главенствуют над национальными правовыми актами. Следует отметить, что общие для Таможенного союза документы созданы, в основном, на базе российских таможенных законов. Так, например, Таможенный кодекс Таможенного союза является улучшенной копией Таможенного кодекса РФ. В Соглашении о едином таможенно- тарифном регулировании указывается на то, что Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (БГН ВЭД) создана на основе ТН ВЭД РФ. За основу создания Единого таможенного тарифа (ЕТТ) взят таможенный тариф России, хотя, конечно, эта работа была наиболее сложной, поскольку только 40% ставок таможенных пошлин совпадали во всех трех странах. Что же касается нетарифного регулирования в Таможенном союзе, то все меры прямо соответствуют российскому законодательству, впрочем, как и правилам ВТО.

Таможенный союз делает свои первые шаги. Естественно, что многие положения таможенного законодательства, наработанные в союзных странах, не всегда соответствуют одни другим. Общих «примиряющих» документов еще не создано в недрах Таможенной комиссии Таможенного союза (кстати, являющейся Высшим исполнительным органом Союза). В этой связи, в Таможенном кодексе Союза достаточно большое количество прямых отсылок к национальному законодательству.

Таким образом, в настоящее время (и, по-видимому, в обозримом будущем) российскими законами пренебрегать не следует. Их нужно знать и умело применять в практике внешнеэкономической деятельности. В Налоговом кодексе РФ, например, отражены вопросы, связанные с определением понятий «таможенная стоимость», «налог на добавленную стоимость», «акцизы» и порядка их взимания на таможне (или возврата при экспорте товаров). При этом, конечно, следует иметь в виду, что существует и межправительственное Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», однако, в нем нет противоречий с российским Налоговым кодексом и несколькими Постановлениями российского правительства по этому вопросу. Также и в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» важным является четкое и точное описание процедуры и технологии производства всех валютных операций по оплате импортных товаров и получения валютной выручки от экспортных операций

Таможенный кодекс в «союзной» редакции определяет, в сущности, всю «технологию» проведения внешнеторговых операций. Его положения, в отличие от Таможенного кодекса РФ, гораздо более продуманы, поскольку основываются на уже наработанном опыте в течение 6-7 лет. Четкие формулировки положений Кодекса позволяют, в частности, серьезно экономить затраты при реализации внешнеторговых контрактов.

Однако основные системы, меры и способы государственного регулирования внешней торговли устанавливаются, главным образом, в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,

Законом определены основные принципы регулировании внешнеторговой деятельности:

  1. защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников внешней торговли;
  3. взаимность в отношениях с другим государством (принцип наиболее благоприятствуемой нации);
  4. обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам;
  5. выбор таких мер государственного регулирования, которые были бы не более обременительными, чем это необходимо для достижения поставленной государством цели;
  6. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам либо экономике страны;
  7. обеспечение права на обжалование в судебном порядке незаконных действий (или бездействия) государственных органов, возможность оспаривания нормативных актов, ущемляющих права участников внешней торговли.

Последний «принцип» имеет существенное практическое значение, поскольку именно он позволяет реально защитить свои интересы участнику внешнеэкономической деятельности. Он, в частности, реализован в Таможенном кодексе РФ, а теперь и в Таможенном кодексе Таможенного союза, который разрешает участнику внешнеэкономической деятельности, права которого ущемлены действием или бездействием таможенного органа, либо жаловаться на него в Федеральную таможенную службу (ФТС), либо искать защиту в суде общей юрисдикции. Подобная практика в настоящее время имеет достаточно широкое применение.

Законом установлены строго ограниченные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с «принципом» №5:

  • Таможенно-тарифное регулирование;
  • Нетарифное регулирование;
  • Запреты и ограничения на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью;
  • Экономические и административные меры.

Государственное регулирование в России осуществляют только Президент РФ и Правительство РФ. Вместе с тем нельзя забывать и о решениях в сфере таможенного законодательства, которые принимает Межгосударственный совет ЕврАзЭС. Только эти органы власти имеют право вводить запреты, ограничения или, наоборот, льготы на внешнеторговую деятельность. Так, например, Правительство РФ, по согласованию с партнерами по Таможенному союзу, имеет право:

  • принимать специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, а также другие меры по защите экономических интересов страны, в том числе и после согласования этих мер Таможенной комиссией Таможенного союза;
  • устанавливать ставки таможенного тарифа (по согласованию с Межгосударственным советом, причем по наиболее «чувствительным» товарам — продуктам питания, например, решение принимается консенсусом, по остальным товарам двумя третями голосов);
  • вводить количественные ограничения экспорта и импорта (квотирование);
  • устанавливать разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров (лицензирование);
  • определять перечни товаров, за экспортом (импортом) которых устанавливается наблюдение;
  • предлагать к утверждению Единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и осуществлять техническое ведение ЕТН ВЭД;
  • принимать решения о введении ответных мер (ограничений) в отношении иностранных государств.

Однако часть своих полномочий Правительство РФ делегирует своим специальным службам: министерствам, ведомствам, другим органам власти. Так, в соответствии с Постановлением Правительства от 26.06.2008 г. №480, ветеринарный контроль над импортом и экспортом соответствующей продукции согласно Приказу Минсельхоза РФ 29.12.2007 г. №677 осуществляет Россельхознадзор. Фитосанитарный контроль за перемещением соответствующей продукции через таможенную границу и санитарно-эпидемиологический контроль (согласно Приказа Минздравсоцразвития от 31.12.2006 г. №893) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор.

«Более тоги, согласно положениям федеральных законов, достаточно большое количество федеральных ведомств получило полномочия в разработке подзаконных актов в виде приказов, распоряжений, инструкций, указаний и т.п. Эти акты обязательны для исполнения не только сотрудниками соответствующих ведомств, но и всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Нормотворчество имеет перманентный характер в силу того, что большинство федеральных законов не являются законами прямого действия, т.е. часть положений требует разъяснений и толкований. За подобными актами необходимо постоянное наблюдение, дабы не оказаться в непредвиденной ситуации. Наиболее простой вариант слежения через Интернет, либо при помощи «Консультанта плюс». Особо пристальное внимание следует уделять нормотворчеству ФТС.

Итак, государственное регулирование внешней торговли в странах Таможенного союза и в Российской Федерации четко подразделяется на два крупных вида регулирования: на таможенно-тарифное и нетарифное. Первый вид регулирования достаточно понятен, исходя из самого названия. Регулирование интенсивности и масштабов экспорта и импорта осуществляется путем изменения ставок таможенных пошлин. Нетарифное регулирование имеет более сложный состав. В него входят меры экономического характера: антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, меры валютного регулирования, различные виды налогообложения, система предварительных таможенных платежей. Сюда же относятся меры технического характера, а именно, применение исключительно национальных (в дальнейшем — региональных, т.е. союзных) стандартов при ввозе товаров, что влечет за собой применение мер обязательной сертификации продукции, а также требования к маркировке товаров импорта. Широкое применение имеют административные меры регулирования: запрещение торговли с конкретной страной или отдельными видами товаров, количественные ограничения при перемещении товаров через таможенную границу, в виде сезонных, индивидуальных, глобальных квот, применение процедуры лицензирования проведения отдельных операций. Ниже будут детально рассмотрены все существующие в настоящее время способы и методы государственного регулирования внешней торговли в рамках Таможенного союза и России.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.3. Основы таможенно-тарифного регулирования

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли является наиболее распространенным в мире методом, с помощью которого любое государство решает наиболее важные экономические задачи: сохраняет оптимальный баланс между спросом и предложением по группам товаров и обеспечивает эффективную защиту отечественного производителя. Не менее важными целями использования тарифного регулирования внешней торговли являются также: рационализация товарной структуры импорта и экспорта товаров, защита национальной обрабатывающей промышленности, поддержание приемлемого для экономики страны соотношения ввоза и вывоза товаров (внешнеторгового оборота), развитие отечественного экспортного потенциала.

В соответствии с «Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.08 г. реализуется этот метод посредством использования ставок таможенных пошлин, зафиксированных в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) и, частично, в Законе РФ «О таможенном тарифе». Можно и нужно детально рассмотреть Таможенный тариф, но прежде необходимо познакомиться с некоторыми весьма важными инструментами внешней торговли, в частности, с понятием товарной номенклатуры и понятием таможенной пошлины.

Что такое таможенная пошлина? По своей экономической сути – это разновидность налога, взимаемого государством с импортируемых или экспортируемых товаров. С помощью таможенных пошлин государство эффективно регулирует объем ввоза товаров, необходимых для поддержания нормального функционирования внутренней экономики, или выполняет протекционистскую функцию, защищая внутреннего производителя от экспансии мировых производителей путем установления продажных цен более высокого уровня, чем цены на аналогичные товары, произведенные на отечественных предприятиях.

Ставка таможенной пошлины — это величина налога на единицу обложения, которая может быть либо таможенной стоимостью товара, либо его количеством. Во всех странах, в том числе и в России, ставки таможенных пошлин являются едиными, т.е. они едины для всей территории страны; также едины для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу, вне зависимости от характера сделок. В России и в Таможенном союзе выделяются три вида ставок таможенных пошлин:

  • адвалорная ставка — исчисляется в процентах от таможенной стоимости перемещаемого товара,
  • специфическая ставка — фиксированная денежная сумма с единицы измерения (вес, объем и т.д.),
  • комбинированная ставка — сочетающая два предыдущих вида ставок в виде либо суммы адвалорной и специфической составляющих, либо в виде адвалорной ставки, но не менее определенной величины, снижение которой подразумевает применение специфической составляющей.

Различия между адвалорной и специфической ставками далеко не просто технические, их внутренняя сущность — экономическая. Действительно, при росте мировых цен адвалорные ставки возрастают пропорционально росту цен и денежная масса от взимания пошлин растет в той же пропорции, обеспечивая к тому же и все протекционистские функции. Напротив, при падении цен на первое место выходят специфические ставки, поскольку они напрямую не зависят от размера цены товара. Вот почему в условиях постоянной тенденции к росту цен большинство таможенных тарифов разных стран предпочитает применение адвалорных ставок. Кстати, необходимо отметить, что и в Едином Таможенном тарифе в большинстве случаев применяются адвалорные ставки, хотя специфических ставок еще неоправданно много.

Процесс становления Таможенного союза был весьма долгим и непростым. В частности, серьезным препятствием оказалось несовпадение ставок таможенных пошлин в союзных государствах почти по 11 тысячам товарных позиций. К настоящему времени удалось многое урегулировать, однако, около 55% ставок таможенных пошлин Казахстана до 2014 года остаются локальными (т.е. не соответствующими ставкам двух других стран Союза). Уровень этих «замороженных» ставок (по 400 товарным позициям) значительно ниже, чем в России и Белоруссии, что связано со спецификой экономики Казахстана.

Наше государство проводит последовательную реорганизацию таможенного тарифа РФ, исходя из основополагающих принципов Всемирной торговой организации (ВТО) и правилам Таможенного союза. Одним их таких принципов является «разумное» снижение ставок таможенных пошлин по довольно широкой номенклатуре товаров. Так, например, в Товарной номенклатуре ВЭД России существует около двух тысяч позиций, по которым классифицируются различные виды оборудования. Среди этих товаров 45% имеют нулевую ставку таможенной пошлины, 30% — ставку в размере 5 — 10% от таможенной стоимости и 15% — максимальную ставку в размере 20%. Уже к настоящему времени произошло снижение до нуля ставок таможенных пошлин на более чем 300 товарных позиций, в число которых входит, прежде всего, прогрессивное технологическое оборудование и оборудование, аналоги которого не производятся в России. Кстати отметить, что отказ от таможенных пошлин был предварен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 г. №168, когда была установлена нулевая ставка таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования, предназначенного для нефтегазовой, деревообрабатывающей, медицинской, металлургической, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, а также промышленности средств связи и сельского хозяйства. Таким образом, в настоящее время около 1000 позиций импортного тарифа ввозятся без взимания таможенных пошлин. Разрабатывается, но пока еще не поучило применения еще одно принципиальное положение, относящееся к ставкам таможенных пошлин. Речь идет прямой зависимости величины ставки таможенной пошлины от величины реальной стоимости единицы товара: чем выше единичная стоимость товара, тем должна быть ниже ставка таможенной пошлины. Прогрессивный характер этого принципа очевиден. Именно таким методом можно результативно бороться с искусственным занижением таможенной стоимости при импорте товаров, что является до настоящего времени серьезным негативным фактором российского импорта. Общеизвестно, что на долю так называемого «серого» импорта, когда занижается реальная стоимость отдельных групп ввозимых товаров, относящихся к товарам массового пользования, приходится от 50 до 75% всего объема импорта.

В России, в отличие от большинства стран мира, широко применяются экспортные пошлины. Это связано, прежде всего, с необходимостью защиты отечественного рынка, а также с проблемой экономической безопасности страны. Экспортными пошлинами облагается около 475 товарных позиций, главным образом углеводороды, древесина, лом и отходы металлов, химические товары, рыба, сельхозпродукция, драгоценные металлы и камни. Доля готовой продукции (целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности и цемента) составляет всего 15% из общего числа указанных товарных позиций.

Таможенные пошлины являются инструментом торгово-экономической политики и всех государств, и Таможенного союза. Основными функциями таможенных пошлин являются протекционистская и фискальная. Ярким примером протекционистской политики России, например, является сохранение экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. Фискальные результаты снижения ставок таможенных пошлин оказались для российского бюджета негативными — бюджет потерял около 50 -60 млн. долларов в годовом исчислении.

Другие виды пошлин, взимаемых на таможне (сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные), относятся к нетарифным (административным) мерам регулирования внешней торговли.

Под товарной номенклатурой понимается перечень товаров, упорядоченный по определенной классификационной системе. Иначе говоря, все товары, которые являются или могут явиться предметом международного обмена, в целях их достаточно точной идентификации, вне зависимости от происхождения и назначения, распределяются по некоторым признакам в унифицированной схеме. Такого рода унификация и идентификация товаров применяются к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, для осуществления мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и ведения таможенной статистики.

По мере развития международной торговли стала очевидной необходимость унификации и стандартизации принципов классификации предметов внешнеторгового обмена. В рамках Совета таможенного сотрудничества была создана в 1983 году Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), вступившая в действие только в 1988 году. Россия присоединилась к Международной конвенции о ГС только в апреле 1996 года. Гармонизированная система используется не только для единообразия взимания таможенных платежей, а также для составления и публикаций таможенных тарифов, но и для целей статистики внешней торговли, организации транспортно-экспедиторских операций — словом, для упрощения внешнеэкономических связей во всем их многообразии.

Гармонизированная система представляет собой жестко унифицированную классификационную схему, состоящую из 21 раздела, 99 глав, 96 товарных групп, охватывающую 1241 товарную позицию и 5019 субпозиций (товаров), описание и цифровая кодификация которых являются строго обязательными для всех стран, присоединившихся к Конвенции о ГС. Иначе говоря, страна, присоединившаяся к Конвенции, обязана использовать данную классификацию товаров в международной торговле, таможенном деле, статистике и т.д.

Формирование разделов ГС производится по связанным между собой признакам: по происхождению (животное, растительное, минеральное); по химическому составу (продукция неорганической химии); по назначению и виду материала, из которого сделан товар (кожевенное сырье, текстиль, пластмассы и т.п.). При разделении товаров на товарные группы за основу принята степень обработки материалов: сырье — полуфабрикаты — готовые изделия.

Товарные позиции, подпозиции и субпозиции строятся на основе четырех взаимоувязанных признаков: назначение товара, степень его обработки, вид материала и удельный вес товара в международной торговле. Кодирование товаров в ГС осуществляется с помощью шестизначного кода.

ЕТН ВЭД ТС представляет собой производную ГС, т.е. ТН ВЭД была создана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС. Комбинированная номенклатура Европейского Союза, целиком основанная на ГС, является чуть более детализированной системой классификации товаров, поэтому коды здесь уже восьмизначные. По своему современному содержанию ЕТН ВЭД является практически полной копией ТН ВЭД СНГ (России).

ТН ВЭД СНГ была введена в действие с 1 января 1991 года, ЕТН ВЭД ТС с 1 января 2010 года.

Товарная номенклатура ВЭД состоит из 21 раздела, 97 групп, 33 подгрупп, 1241 товарной позиции, 3558 подпозиций, 5019 субпозиций и 9506 подсубпозиций. Таким образом, номенклатура объединяет и группирует практически все товары, являющиеся (или могущими быть) предметами международного обмена. Каждый товар обозначается цифровым десятизначным кодом, который является единственной основной для таможенных органов при установлении ставки таможенной пошлины. Именно код, а не описание товара, есть основа для таможенной идентификации этого товара. Первые шесть цифр кода ТН ВЭД соответствуют кодам ГС, причем первые две цифры означают номер группы, вторые две цифры — товарную позицию, последующие цифры — товарную подпозицию. Обычно, шестая и седьмая цифры ТН

ВЭД соответствуют кодам КН ЕЭС, девятый и десятый знаки определяют принадлежность товара к подсубпозициям ТН ВЭД России и ЕТН ВЭД.

Структура ТН ВЭД призвана обеспечить однозначное отнесение конкретного товара к строго определенной субпозиции для целей таможенной идентификации. Правила однозначной классификации товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД являются в настоящее время прерогативой таможенных органов. От точности отнесения товара к той или иной подсубпозиции номенклатуры зависит, прежде всего, величина таможенной пошлины, а также отнесение товара в разряд или квотируемых, или лицензируемых, или преференциальных. Для единообразного понимания классификационных группировок используются пояснительные комментарии и примечания к разделам ТН ВЭД СНГ по группам товаров (товарным позициям). Кроме пояснительных комментариев ФТС России выпустила 1-й том Основных правил интерпретациии ТН ВЭД. Которые до сих пор являются основой единообразного отнесения товара к той или иной товарной позиции и субпозиции. Иногда используются Комментарии к Гармонизированной системе для более точной идентификации конкретного товара.

Введение товарной номенклатуры в значительной степени упростило статистику внешнеторгового оборота, улучшило связи между внешнеторговыми организациями стран Союза, таможней и статистической службой. Однако наиболее важное значение ТН ВЭД имеет для разработки Таможенного тарифа, являющегося, как уже упоминалось, сводом ставок таможенных пошлин, а также инструментом торговой политики Таможенного союза.

Таможенный тариф (в настоящее время — Единый таможенный тариф) — это ничто иное, как свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и/или вывозе товаров с единой таможенной территории, систематизированных в соответствии с ЕТН ВЭД ТС.. В публикуемом виде таможенный тариф представляет собой перечень всех товаров, являющихся предметами международного обмена, против каждого из которых указана ставка таможенной пошлины.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации введен в действие Законом РФ «О таможенном тарифе» 21.05.93 г. Дополнения и изменения вносятся исключительно Постановлениями Правительства РФ с достаточной степенью регулярности. Единый таможенный тариф таможенного союза введен в действие Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС №18 от 27.11.09 года. Импортный таможенный тариф преследует следующие основные цели:

  • с его помощью осуществляется протекционистская торговая политика,
  • регулируется потребление продукции, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве,
  • благодаря его действию обеспечиваются финансовые поступления в госбюджеты стран Союза.

Таможенные тарифы по своей структуре подразделяются на простые (одноколонные) и сложные (многоколонные) в зависимости от количества ставок таможенных пошлин по каждому товару. Простой тариф подразумевает для каждого товара только одну ставку таможенной пошлины вне зависимости от каких-либо причин. Естественно, такой тариф вряд ли можно назвать гибким, он практически не способствует применению гибкой торгово-экономической политики, учитывающей текущую конъюнктуру мирового рынка и характер торгово- политических отношений между странами. Сложный тариф, устанавливающий для товара несколько ставок таможенных пошлин (две и более), гораздо чувствительнее к мировой конъюнктуре. Он позволяет по-разному реагировать на размер торгового оборота с каждой конкретной страной путем увеличения размера ставки (сокращая объемы торговли) или уменьшения размера пошлины (относительно увеличивая тем самым товарооборот).

В России, а теперь и в Таможенном союзе трех стран, применяется сложный тариф, состоящий из четырех колонок. В некоторых других государствах таможенные тарифы состоят из 15 и более колонок. Чем сложнее таможенный тариф, тем более дифференцировано государство может управлять процессами ввоза и вывоза товаров. Однако при применении слишком усложненного тарифа появляется реальная возможность для всякого рода злоупотреблений.

Единый импортный таможенный тариф — четырехколонный: в колонке ставок таможенных пошлин указаны так называемые «базовые» ставки. Они применяются только к товарам, происходящим из стран, которым Россия и другие страны Таможенного союза предоставляют «(режим наиболее благоприятствуемой нации» в торгово-политических отношениях (по терминологии Закона «Об основах государственного регулирования внешней торговли» — страна, с шторой соблюдается принцип взаимности). Если такой режим не предоставлен стране, из которой происходит товар, то базовая ставка таможенной пошлины увеличивается в два раза. В Едином таможенном тарифе приводится список государств, которым страны Таможенного союза предоставляют режим наиболее благоприятствуемой нации.

Согласно классификации ООН в мире выделяется три группы стран: развитые страны, развивающиеся страны и наименее развитые страны. Единый таможенный тариф пользуется этой классификацией, устанавливая для товаров, происходящих из развивающихся стран, базовые ставки таможенных пошлин, уменьшенные на 25%. Список таких стран, согласно вышеуказанному Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.09 г. №130, охватывает 103 страны мира. В следующем списке указаны наименее развитые страны (49 стран мира), в отношении товаров которых применяются нулевые ставки таможенных импортных пошлин. Указанные преференции для товаров из подобных стран установлены в связи с положениями международного «Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций ЮНКТАД». Согласно этим правилам, страной происхождения смотается та страна, где товары были полостью произведены или подвергнуты достаточной переработке или обработке.

Для того чтобы иметь возможность воспользоваться такой преференцией, а уменьшена ставки таможенной пошлины или отмена таможенной пошлины есть не что иное, как преференция, необходимо доказать свое право на ее получение. Согласно российскому Таможенному Кодексу доказательство правильности определения страны происхождения товара становится достаточно трудоемким делом. Так же как и в случае определения кода ТН ВЭД, по нашим правилам необходимо получить предварительное решение таможни и по стране происхождения товара.

Правила получения предварительного решения те же самые, что и в случае кодификации товаров. Решение принимается ФТС только по письменному заявлению, к которому прилагаются документы, доказывающие однозначность страны происхождения товара. К таким документам относятся:

— Декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме изготовителем, продавцом или отправителем, но содержащая сведения, позволяющие определить страну происхождения. В качестве декларации могут применяться коммерческие либо иные документы по товару, составленные изготовителем, продавцом или экспортером.

Документ, доказывающий, что товар имеет происхождение именно из этой развивающейся или наименее развитой страны. Таким документом, в случае, если стоимость товара превышает 5000 долларов США, является Сертификат о происхождении товара (по форме «А»), выданный компетентным органом страны (аналогом российской Торгово- промышленной палаты). Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией.

Кроме того, таможня может потребовать предоставление дополнительных документов, подтверждающие «непосредственную закупку» товара у лица, зарегистрированного в развивающейся стране в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также транспортные документы, подтверждающие «прямую отгрузку» товара из развивающейся страны. Предоставление таможне дополнительных документов может быть произведено не позднее 1 года с даты подачи грузовой таможенной декларации. При этом таможней будет произведен перерасчет таможенных платежей с учетом тарифных преференций.

Указанные документы подтверждают страну происхождения для товаров, которые были полностью произведены в этой стране. Международные правила (Соглашение ЮНКТАД «Об общих преференциях») устанавливают список товаров, которые полностью производятся в данной стране, в том числе, полезные ископаемые, растительная продукция, живые животные, продукция морского промысла и, естественно, товары, произведенные в стране из природного сырья, добытого в этой стране. В случае если в производстве товаров участвуют две или более страны, то страну происхождения определяют по общему правилу, называемому «критерием достаточной переработки». Согласно этому критерию, страной происхождения является та страна, где произведена последняя существенная переработка, придавшая товару его характерные свойства, т.е. изменившая код Гармонизированной системы на уровне любого их первых четырех знаков. Кроме того, переработка товара может затронуть не столько характерные черты самого товара, сколько его стоимость. В этом случае таможенные органы применяют так называемое правило «адвалорной доли», которое заключается в определении доли использованных на территории данной страны материалов и рабочей силы, т.е. добавочной стоимости. Эта доля, колеблющаяся по различным товарам, в общем случае не может быть меньше 50%. Для доказательства подобных изменений товара необходимо предоставление таможенным органам не только Сертификата о происхождении товара, но и документов (технического, финансового, бухгалтерского или иных), подтверждающих характер и степень переработки исходного товара в готовое изделие с соответствующими затратами материалов и рабочей силы. Для товаров высоких технологий, происходящих из многих развивающихся стран, адвалорная доля установлена в размере 50%. В настоящее время разрабатывается новая система определения «адвалорной доли», основанная на более понятных и очевидных критериях, в частности, на применении перечня технологических операций, осуществление которых позволит признать товар происходящим из данной страны.

Отсутствие указанных документов автоматически приводит к отказу в предоставлении преференции.

Экспортные таможенные тарифы применяются крайне редко в мировой практике. С начала экономических преобразований в России несколько раз вводился и отменялся экспортный тариф. Экспортный таможенный тариф, в отличие от импортного тарифа, охватывает не такое большое количество товаров. Если в импортном тарифе присутствует практически вся товарная номенклатура ВЭД, то экспортный тариф более скромен — он содержит около 120-130 товаров.

Ставки вывозных таможенных пошлин утверждаются только постановлениями Правительства, причем происходит это практически постоянно. Начиная с 1999 года было выпущено большое количество Постановлений об «Утверждении ставок вывозных таможенных пошлин». В результате появился некий Перечень товаров, которые облагаются вывозными пошлинами.  В этот перечень, помимо газа, нефти и нефтяных продуктов, входят руды отдельных металлов (цветных, полиметаллических, редких и драгоценных), концентраты этих руд, отдельные виды минерального сырья (сера, графит, пески, кварц, асбест, слюды, флюориты и т.п.), рыба, рыбопродукты и морепродукты, некоторые продукты растительного происхождения (соя и соевые бобы, семена рапса и подсолнечника), а также этиловый спирт, кроме водки и ликеров,  лесоматериалы, лом и отходы черных металлов. Ставки экспортных пошлин установлены достаточно высокими, причем большинство из них являются специфическими, т.е. зависящими от количества экспортируемого товара.

Взимание экспортных пошлин производится с предприятий, поставляющих продукцию та экспорт, вне зависимости от форм собственности. Предприятия с иностранным капиталом, например, точно так же уплачивают экспортную пошлину, как и чисто отечественное предприятие или организация. Уплата экспортной пошлины производится в рублях по официальному курсу евро на день платежа или в иностранной валюте (по желанию экспортера).

В настоящее время проводится работа по установлению весьма высоких вывозных пошлин на продукцию черной металлургии, поскольку на внутреннем рынке все более ощущается недостаток такой продукции, а также на продукты нефтепереработки, в связи с намечающимся дефицитом бензина на внутреннем рынке России.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!