Меню Услуги

Таможенные преференции (предпочтения), льготы в таможенном законодательстве России


Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Таможенно-тарифное регулирование в ТС
  •          1.1.Законодательная база регулирования внешнеторговой деятельности
  •          1.2. Функции, методы и принципы таможенно-тарифного регулирования
  •          1.3. Импортный таможенный тариф – как основа для применения преференций
  • Глава 2. Порядок применения тарифных льгот в странах ТС
  •          2.1. Виды тарифных льгот – понятие, содержание и назначение
  •          2.2. Законодательная основа  предоставление тарифных льгот
  •          2.3.Применение тарифных льгот при декларировании  расчета таможенных платежей
  • Глава 3. Тарифные преференции в странах Таможенного союза
  •          3.1.Понятие, содержание и назначение тарифных преференций, законодательная основа
  •          3.2. Порядок декларирования товаров с применением тарифных преференций, расчет таможенных платежей
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Таможенные преференции (предпочтения), льготы в таможенном законодательстве как России, так и других развитых стран мира имеют давнюю историю, и несомненно связаны с такими понятиями как таможенно-тарифное регулирование и таможенная политика.

Система тарифных преференций играет очень важную роль для участников внешнеторговой деятельности, так как государство предоставляет своим партнерам различные послабления в процессе обложения товаров таможенными пошлинами. При этом под тарифной льготой подразумевается снижение или освобождение от таможенной пошлины, либо возврат ранее уплаченной. В данном случае решение о применении льгот зависит от выбранной таможенной процедуры или цели ввоза товаров. Другим элементом этой системы являются тарифные преференции, которые предоставляются в зависимости от страны происхождения товара и при соблюдении ряда условий.

Наиболее часто тарифные преференции находят отражение в сложных таможенных тарифах, где наряду с генеральными ставками таможенных пошлин существуют особо льготные (преференциальные) ставки. Обычно такие тарифы имеют место при формировании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также применяются государствами с развитой экономикой в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Также существует понятие режима наибольшего благоприятствования, который действует в отношении таможенных пошлин и различного рода сборов. Он устанавливается странами на основе двухсторонних договоров и предполагает привилегии по отношению к товарам из этих стран.

В мировой торговле используется Всеобщая Система Преференций (Generalized System of Preferences), которая основывается на предоставлении льгот по отношению к товарам, происходящим из развивающихся и наименее развитых стран. Она была создана в 1971 году по рекомендации ЮНКТАД в связи с жалобами стран третьего мира. Эти жалобы касались того, что не существовало стимулов для развивающихся стран, в то время как уже существовал режим наибольшего благоприятствования.

Россия, до образования таможенного союза, использовала свою национальную систему преференций. В своей основе она базировалась на всеобщей системе преференций, но за все время своего существования значительно изменилась. Эти изменения коснулись всех её составляющих: перечня стран-пользователей, списка преференциальных товаров, ставок ввозных таможенных пошлин и др.

В связи с созданием Таможенного Союза, входящие в него страны используют единую систему преференций и льгот, устанавливаемые соответствующими протоколами[1].

Из всего вышесказанного следует и актуальность работы, так как до этого исследования проводились на основе национальной системы преференций России. Теперь же следует учитывать новую законодательную базу Таможенного Союза. Появляются проблемы в понимании определенных моментов некоторых протоколов, соглашений, принятых в рамках ТС.

Целью данной работы является всесторонний анализ современной системы преференций в рамках Таможенного союза, применяемых в отношении товаров, происходящих из различных стран мира, в том числе и из тех, которые входят в списки развивающихся и наименее развитых. Таким образом, можно выделить основные задачи данной работы: исследовать систему таможенных преференций  в Таможенном Союзе и в Российской Федерации в частности, охарактеризовать их назначение, сформулировать нормативно-правовую базу, регулирующую применение тарифных льгот и преференций и полностью изучить порядок их предоставления.

Объектом исследования выступают проблемы, связанные как с применением этой системы преференций, так и с определением страны происхождения ввозимых товаров, проверкой достоверности сертификатов о происхождении и другие около тематические проблемы и пути их решения.

Предметом исследования данной ВКР является сама система тарифных  преференций, применяемая странами Таможенного Союза.

Теоретическая и методологическая база исследования основана на обобщении значительного массива данных различных научных работ, опубликованных исследований, таможенной статистики внешней торговли стран Таможенного Союза; использовании общенаучных методов и приемов теоретического и практического исследования; анализе статистических данных на основе методов группировки и сравнения.

Изучением таможенных преференций и льгот занимались: О.В. Молчанова, А.В. Толкушкин, И.С. Кочубей, Ю.Ю. Анисимов, В.В. Рыбаков, Н.В. Миляков, В.В. Покровская, В.Г. Свинухов и др.

Практическая значимость работы состоит в применении разъяснений автора и выводов, сделанных им по данной теме, в современных условиях. Кроме того, полученный материал может быть использован при изучении соответствующих разделов учебных программ по подготовке специалистов в сфере таможенного дела.

 

Глава 1. ТАМОЖЕННО – ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТС

1.1. Законодательная база регулирования внешнеторговой деятельности

Регулирование внешней торговли — это прямая обязанность государства, осуществляемая в целях поддержания различного рода балансов между производством и потреблением. При этом естественным является создание определенных «правил игры», закрепленных в государственных законодательных актах. В настоящее время не только в нашей стране создана значительная законодательная база, регулирующая внешнеторговые процессы почти в полном объеме. Аналогичная база создана и в соседних государствах -членах Таможенного союза и Единой экономической территории. Следует сразу отметить удивительную «схожесть» актов Таможенного союза и аналогичных законов и положении, существующих в Российской Федерации. Это, безусловно, не случайно. Россия имеет в Таможенном союзе 57% голосов, что, конечно, сказалось и на принятии практически всех законодательных актов. Все принятые к настоящему времени законодательные акты Таможенного союза имеют важнейшее значение для стран-членов Союза, поскольку они имеют превалирующее значение над национальными законами и положениями. Итак, в первые годы третьего тысячелетия вступили в действие следующие основные межправительственные Соглашения, Договоры, а также Федеральные законы, в той или иной степени регулирующие внешнеторговые процессы. К их числу относятся:

  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ;
  • Договор «О создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» от 06.10.2007;
  • Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009;
  • Федеральный закон «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 г. №61-ФЗ;
  • Соглашение «О едином таможенно-тарифном регулировании внешней торговли» от 25.01.2008;
  • Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2009 №18;
  • Соглашение «О единых правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран» от 25.01.2008;
  • Соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 22.12.2008;
  • Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-Ф3;
  • Федеральный закон «Налоговый кодекс РФ» (Часть 2) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ;
  • Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19.11.2010;
  • Федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14.04.1998 г, №63-Ф3;
  • Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ;
  • Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008;
  • Федеральный закон «Дополнение к Закону «О таможенном тарифе»» от 21.07.2005 г. №112-ФЗ;
  • Федеральный закон «Дополнения к Кодексу об административных правонарушениях» от 20.08.2004 г. №118-ФЗ.
  • Решение Комиссии Таможенного союза «Инструкция по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» от 21.05.2010 г. №257.

Каждый из названных актов регулирует те или иные правоотношения, возникающие между участниками внешнеторгового процесса и государством при совершении торговых операций.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Важными новациями являются впервые созданные межгосударственные соглашения и договоры, которые, как известно, главенствуют над национальными правовыми актами следует отметить, что общие для Таможенного союза документы созданы, в основном, на базе российских таможенных законов. Так, например, Таможенный кодекс Таможенного союза является улучшенной копией Таможенного кодекса РФ. В Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании указывается на то, что Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ЕТН ВЭД) создана на основе ТН ВЭД РФ. За основу создания Единого таможенного тарифа (ЕТТ) взят таможенный тариф России, хотя, конечно, эта работа была наиболее сложной, поскольку только 40% ставок таможенных пошлин совпадали во всех трех странах. Что же касается нетарифного регулирования в Таможенном союзе, то все меры прямо соответствуют российскому законодательству, впрочем, как и правилам ВТО.

Таможенный союз делает свои первые шаги. Естественно, что многие положения таможенного законодательства, наработанные в союзных странах, не всегда соответствуют одни другим. Общих «примиряющих» документов еще не создано в недрах Таможенной комиссии Таможенного союза (кстати, являющейся Высшим исполнительным органом Союза). В этой связи, в Таможенном кодексе Союза достаточно большое количество прямых отсылок к национальному законодательству.

Таким образом, в настоящее время (и, по-видимому, в обозримом будущем) российскими законами пренебрегать не следует. Их нужно знать и умело применять в практике внешнеэкономической деятельности. В Налоговом кодексе РФ, например, отражены вопросы, связанные с определением понятий «таможенная стоимость», «налог на добавленную стоимость», «акцизы» и порядка их взимания на таможне (или возврата при экспорте товаров). При этом, конечно, следует иметь в виду, что существует и межправительственное Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», однако, в нем нет противоречий с российским Налоговым кодексом и несколькими Постановлениями российского правительства по этому вопросу. Также и в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» важным является четкое и точное описание процедуры и технологии производства всех валютных операций по оплате импортных товаров и получения валютной выручки от экспортных операций.

Таможенный кодекс в «союзной» редакции определяет, в сущности, всю «технологию» проведения внешнеторговых операций. Его положения, в отличие от Таможенного кодекса РФ, гораздо более продуманы, поскольку основываются на уже наработанном опыте в течение 6-7 лет. Четкие формулировки положений Кодекса позволяют, в частности, серьезно экономить затраты при реализации внешнеторговых контрактов.

1.2. Функции, методы и принципы таможенно-тарифного регулирования

В ст. 3 Федерального Закона от 27.11.2010 №311  «О таможенном регулировании в Российской Федерации» говорится, что уполномоченный орган в области таможенного дела «осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела», но определения данному виду политики не даётся. Разные авторы предлагают свои варианты определений таможенной политики. Так С. Н. Овчинников определяет её как «направление деятельности государства в таможенной области, в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу». Более полное толкование дано в комментарии к Таможенному Кодексу РФ, который  определяет таможенную политику как «систему государственных, экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защиты национальной экономики и решения фискальных задач». Таким образом, можно сказать, что таможенная политика является совокупностью мер государственного воздействия на внешнеэкономическую деятельность с целью выполнения задач и защиты интересов государства. Под задачами автор подразумевает более полное использование внешнеэкономической деятельности для развития экономики государства и защиту последней от неблагоприятного внешнего воздействия в виде различных рисков, таких как конъюнктурный, демпинговый, спекулятивный, монопольный и других.

Таможенная политика реализуется с помощью таможенно — тарифных методов воздействия на внешнеторговую деятельность. Среди инструментов данного метода выделяют таможенное декларирование товаров, таможенный тариф и ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и таможенные процедуры.

Таможенное декларирование товаров – это совокупность действий заинтересованного лица (декларанта) и уполномоченных должностных лиц таможенного органа, направленные на выполнение всех предписанных таможенным законодательством правил по отношению к перемещаемым через таможенную границу товарам. При этом преследуется цель помещения товаров под определенную таможенную процедуру. Это необходимо как при первичном декларировании (экспорт, импорт), так и при смене выбранной процедуры (реимпорт, реэкспорт) для осуществления государственного контроля в сфере ВЭД.

Таможенный тариф представляет собой упорядоченный в соответствии с кодовыми позициями ТН ВЭД ТС перечень товаров с фиксированными ставками таможенных пошлин.

ТН ВЭД – систематизированный перечень товаров, объединенных в разделы и группы по признаку происхождения и по степени обработки, основанный на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, используемой в международной практике. В настоящее время используется ТН ВЭД Таможенного союза, которая включает в себя 21 раздел и 97 групп (77 группа зарезервированна). В сравнении с Гармонизированной системой ТН ВЭД ТС имеет более подробный классификационный код из десяти знаков, первые 6 из которых у них совпадают. На уровне первых 8 знаков ТН ВЭД ТС соответствует Комбинированной Номенклатуре Европейского экономического сообщества, а 9 знак – ТН ВЭД Содружества Независимых Государств.  Для того, чтобы правильно определить классификационный код созданы основные правила интерпретации ТН ВЭД. Их 6, первые 5 из которых созданы для определения первых 4х знаков (на уровне товарной позиции), а 6е позволяет определить остальные знаки (субпозиции и подсубпозиции).

Под таможенной процедурой понимается совокупность мер, требований, запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, позволяющих определять условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами в зависимости от причин и целей при перемещении их через таможенную границу. Таможенным Кодексом Таможенного союза предусмотрено 17 видов таможенных процедур, каждая из которых имеет свои правила для определения статуса товаров. Товарами Таможенного Союза считаются:

  • полностью произведенные на территории ТС с 1 июля 2010 г.;
  • приобретшие такой статус в соответствии с выбранной таможенной процедурой (например, выпуск для внутреннего потребления) или в соответствии с международными договорами стран-членов ТС;
  • изготовленные на таможенной территории из вышеуказанных товаров.

Остальные товары имеют статус иностранных (товаров не таможенного союза).

Существуют и нетарифные методы регулирования внешней торговли, реализуемые с помощью количественных ограничений, различных запретов экономического характера. Основными элементами данной системы являются квотирование, лицензирование и сертификация.

Квотирование является формой количественного ограничения на экспорт или на импорт и  вводится на определенный период времени в целях защиты внутреннего рынка. Лицензирование заключается же в выдаче специального разрешения (лицензии), которое позволяет производить закупку или продажу товаров в определенном количестве и на определенный срок.

Сертификация может быть как добровольной, так и принудительной. Во втором случае обязательно предоставление декларации (сертификата) соответствия товара техническим регламентам, установленным законодательством страны.

Также это могут быть меры экспортного контроля (например, за продукцией военного назначения), фитосанитарные, ветеринарные, карантинные и другие виды требований или особые виды таможенных пошлин, такие как:

— специальная защитная пошлина, вводимая в связи с возросшим импортом для предотвращения возможного ущерба национальной экономике страны и реализуемая наравне с импортными квотами;

— антидемпинговая пошлина —  этой пошлиной облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны. Целью демпинга (занижение цены товара) является проникновение на новый рынок, закрепление на нем и вытеснение конкурентов;

— компенсационная таможенная пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

С помощью этих методов выполняются основные задачи и функции государственного регулирования ВЭД:

  1. протекционистская (регулятивная). Является своеобразным инструментом для защиты внутреннего рынка государства, защиты интересов национальных производителей, ограждение их от иностранной конкуренции в определённых случаях. Выполняется в первую очередь, через механизм таможенно — тарифного регулирования, режим наибольшего благоприятствования и таможенные льготы, а также с помощью нетарифных мер воздействия (квотирование, лицензирование, антидемпинговые и другие специальные виды пошлин);
  2. фискальная, с помощью которой государство пополняет свои валютно-финансовые резервы. Реализуется данная функция по средствам применения таможенных пошлин и налогов. Так как таким образом в России федеральный бюджет пополняется примерно на 50% каждый год (4,43 трлн. руб. в 2010 г.), автор предлагает более подробно рассмотреть важнейший инструмент в таможенно – тарифном регулировании – таможенный тариф.

Однако основные системы, меры и способы государственного регулирования внешней торговли устанавливаются, главным образом, в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Законом определены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности:

  1. защита прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников внешней торговли;
  3. взаимность в отношениях с другим государством (принцип наиболее благоприятствуемой нации);
  4. обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам;
  5. выбор таких мер государственного регулирования, которые были бы не более обременительными, чем это необходимо для достижения поставленной государством цели;
  6. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам либо экономике стран;
  7. обеспечение права на обжалование в судебном порядке незаконные действий (или бездействия) государственных органов, возможность оспаривания нормативных актов, ущемляющих права участников внешней торговли.

Последний «принцип» имеет существенное практическое значение, поскольку он позволяет реально защитить свои интересы участнику ВЭД. Он, в частности, реализован в Таможенном кодексе РФ, а теперь и в Таможенном  кодексе Таможенного союза, который разрешает участнику внешнеэкономической деятельности, права которого ущемлены действием или бездействием таможенного органа, жаловаться на него в Федеральную таможенную службу (ФТС), либо искать защиту в суде общей юрисдикции. Подобная практика в настоящее время имеет достаточно широкое применение: Законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлены строго ограниченные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с «принципом» №5:

  • Таможенно-тарифное регулирование;
  • Нетарифное регулирование;
  • Запреты и ограничения на торговлю услугами и интеллектуальной собственностью;
  • Экономические и административные меры.

Государственное регулирование в России осуществляют только Президент РФ и Правительство РФ. Вместе с тем нельзя забывать и о решениях в сфере таможенного  законодательства, которые принимает Межгосударственный совет ЕврАзЭС. Только эти органы имеют право вводить запреты, ограничения или, наоборот, льготы на внешнюю деятельность. Так, например, Правительство РФ, по согласованию с партнерами  по Таможенному союзу, имеет право:

  • принимать специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры, а также другие меры по защите экономических интересов страны, в том числе и после согласования этих мер Таможенной комиссией Таможенного союза;
  • устанавливать ставки таможенного тарифа (по согласованию с Межгосударственным советом, причем по наиболее «чувствительным» товарам — продуктам питания, например, решение принимается консенсусом, по остальным товарам двумя третями голосов);
  • вводить количественные ограничения экспорта и импорта (вотирование);
  • устанавливать разрешительный порядок экспорта и импорта отдельных видов товаров (лицензирование);
  • определять перечни товаров, за экспортом (импортом) которых устанавливается наблюдение;
  • предлагать к утверждению Единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и осуществлять техническое ведение ЕТН ВЭД;
  • принимать решения о введении ответных мер (ограничений) в отношении иностранных государств.

Однако часть своих полномочий Правительство РФ делегирует своим специальным службам: министерствам, ведомствам, другим органам власти. Так, в соответствии с Постановлением Правительства от 26.06.2008 г. №480, ветеринарный контроль над импортом и экспортом соответствующей продукции согласно Приказу Минсельхоза РФ 29.12.2007 г. №677 осуществляет Россельхознадзор. Фитосанитарный контроль за перемещением соответствующей продукции через таможенную границу и санитарно-эпидемиологический контроль (согласно Приказа Минздравсоцразвития от 31.12.2006 г. №893) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Более того, согласно положениям федеральных законов, достаточно большое количество федеральных ведомств получило полномочия в разработке подзаконных актов в виде приказов, распоряжений, инструкций, указаний и т.п. Эти акты обязательны для исполнения не только сотрудниками соответствующих ведомств, но и всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Нормотворчество имеет перманентный характер в силу того, что большинство федеральных законов не являются законами прямого действия, т.е. часть положений требует разъяснений и толкований. За подобными актами необходимо постоянное наблюдение, дабы не оказаться в непредвиденной ситуации. Наиболее простой вариант слежения через Интернет, либо при помощи «Консультанта плюс». Особо пристальное внимание следует уделять нормотворчеству ФТС.

Итак, государственное регулирование внешней торговли в странах Таможенного союза и в Российской Федерации четко подразделяется на два крупных вида регулирования: на таможенно-тарифное и нетарифное. Первый вид регулирования достаточно понятен, исходя из самого названия. Регулирование интенсивности и масштабов экспорта и импорта осуществляется путем изменения ставок таможенных пошлин. Нетарифное регулирование имеет более сложный состав. В него входят меры экономического характера: антидемпинговые, специальные, компенсационные пошлины, меры валютного регулирования, различные виды налогообложения, система предварительных таможенных платежей. Сюда же относятся меры технического характера, а именно, применение исключительно национальных (в дальнейшем — региональных, т.е. союзных) стандартов при ввозе товаров, что влечет за собой применение мер обязательной сертификации продукции, а также требования к маркировке товаров импорта. Широкое применение имеют административные меры регулирования: запрещение торговли с конкретной страной или отдельными видами товаров, количественные ограничения при перемещении товаров через таможенную границу, в виде сезонных, индивидуальных, глобальных квот, применение процедуры лицензирования проведения отдельных операций. Ниже будут детально рассмотрены все существующие в настоящее время способы и методы государственного регулирования внешней торговли в рамках Таможенного союза и России.

1.3. Импортный таможенный тариф – как основа для применения преференций

Таможенный тариф представляет собой систематизированный в соответствии с кодовыми позициями Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической Деятельности (ТН ВЭД) перечень товаров с фиксированными ставками таможенных пошлин.

Выделяют основные цели таможенного тарифа:

  • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
  • защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Таким образом, по своему содержанию таможенный тариф носит экономический характер и более активно реализует свои функции в условиях рыночной экономики, свободной конкуренции и ценообразования. В условиях же дефицитной экономики таможенный тариф утрачивает свою потенциальную эффективность и подкрепляется более жесткими мерами административного характера и нетарифных ограничений.

Таможенный тариф имеет определенный принцип построения и воздействия на разнонаправленные внешнеторговые потоки – как импортные, так и экспортные – за счет использования соответствующих тарифов. Хотя в международной практике, как известно, используются преимущественно импортные таможенные тарифы, в то время как экспортные во многих развитых странах запрещены национальным законодательством (например, в США).

Импортные таможенные тарифы как активный инструмент государственного регламентирования внешнеторговых операций применяются во всех развитых странах, охватывая две трети их внешнеторгового оборота. К тому же они оказывают влияние на систему формирования цен и структуру товарного предложения и потребления на внутреннем рынке, на конкурентоспособность национальных компаний, а также на стимулирование процессов развития импортозамещающего производства и прогрессивных технологических и структурных изменений. Во многих странах импортный тариф используется в качестве инструмента строгого контроля за прохождением товаров через таможенную границу. При таком подходе, даже не смотря на сравнительно невысокие ставки таможенных пошлин, ввозимые товары подвергаются тщательной идентификации и количественному контролю при их таможенном оформлении, включая контроль за таможенной стоимостью и таможенными платежами.

Экспортные таможенные тарифы чаще всего служат фискальным целям государства, оказывая при этом отрицательное влияние на конкурентоспособность национальной экспортируемой продукции за счет возрастания экспортной цены. К тому же применение экспортных тарифов чревато подрывом экспортного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и экономику в целом и другими неблагоприятными последствиями.

В настоящее время в рамках таможенного союза используется Единый Таможенный Тариф (ЕТТ), применяемый к товарам, «ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС)»[5].

Согласно ст. 77 ТК ТС «для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств – членов  Таможенного союза».

Сейчас в России эти ставки установлены в постановлении Правительства РФ № 795 от 23.12.2006 г. «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о Таможенном Союзе» и постановление Правительства РФ № 695 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе». В первом установлены ставки, в основном, на продукцию природного и растительного происхождения, цветные металлы и лом, в то время как второй нормативный акт устанавливает ставки вывозных пошлин в отношении нефтепродуктов.

В республике Казахстан данный вид ставок регламентируется Постановлением правительства № 841 от 5.06.2000 г. «О ставках вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров», в котором устанавливаются ставки по отношению к шерсти животных, черным металлам, отходам и лому и постановление правительства республики Казахстан, в котором устанавливаются ставки вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты.

В республике Беларусь законодательство по данному вопросу устанавливается указами президента. Например, Указ Президента Республики Беларусь № 522 от 09.10.2010 г.  «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы» или Указ Президента Республики Беларусь № 525 от 26.11.2009 г.  «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения». Также такими указами устанавливаются ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов, шкуры крупного рогатого скота и  прочих животных.

Стоит отметить, что до недавнего времени российская нефть при поставке в Беларусь сверх нормы (для внутренних потребностей), установленной на уровне 6,3 млн. тонн, облагалась вывозными таможенными пошлинами. Это связано с тем, что Беларусь экспортировала российскую нефть и пополняла свой бюджет за счет экспортных пошлин. В начале 2011 г. были подписаны соглашения о поставке беспошлинной нефти с условием, что вывозные пошлины при экспорте российской нефти из республики Беларусь будут зачисляться в бюджет России.

Как было сказано, в таможенном тарифе кроме перечня, систематизированного в соответствии с ТН ВЭД, существует графа ставки таможенной пошлины. Таможенная пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами при пересечении товаром таможенной границы. При этом она является наиболее прозрачным инструментом регулирования торговыми ограничениями.

Исходя из способа фиксации (отражения) в таможенном тарифе, различают следующие ставки таможенных пошлин:

— адвалорные – указанные в процентах и исчисляемые на основе таможенной стоимости товара;

— специфические – установленные в денежных единицах по отношению к физическому объему товара (весу, количеству и др.);

— комбинированные (смешанные) – сочетающие применение обоих вышеназванных форм к одному и тому же товару; в последствии выбирается наибольшая из рассчитанных ставок.

В ЕТТ ТС большинство ставок таможенных пошлин – адвалорные, однако в сравнении с импортным тарифом РФ, который предшествовал ему, их стало меньше и возросло количество специфических ставок. Исходя из этого, можно сказать, что большое влияние на таможенные пошлины оказывает таможенная стоимость и правильность её определения. Если таможенный орган, оформляющий выпуск товаров, обнаружил недостоверность заявленных сведений, указанных в декларации на товары, то:

  • по решению таможенного органа декларант корректирует таможенную стоимость (до выпуска товаров);
  • таможенный орган может самостоятельно скорректировать её (после выпуска товаров).

Если стоимость была занижена, то после корректировки возрастает как ввозная таможенная пошлина и НДС, так и, в некоторых случаях, таможенные сборы.

Среди экспортных пошлин в странах Таможенного Союза выделяют специфические ставки на нефть. Причем критерием для определения их размера и стоимостной величины служат мировые цены: при росте их уровня увеличивается ставка пошлины и их сумма снижается при падении цен. Оперативный контроль осуществляет Правительство РФ. Основанием же для подтверждения фиксированного уровня мировых цен служит информация на «мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга».

Принципы построения и структура таможенных тарифов напрямую зависит от уровня развития экономики государства. Так, например, в большинстве развитых стран используют многоколонные (сложные) таможенные тарифы, в которых устанавливается сразу несколько видов ставок таможенной пошлины в зависимости от действия национальной системы преференций с учетом страны происхождения товара.

В сложных таможенных тарифах особо выделяют наиболее высокие ставки – автономные (или генеральные). Такие максимальные пошлины распространяются на товары, ввозимые из стран, не пользующихся режимом наибольшего благоприятствования и не имеющих торговых договоров и соглашений со страной – импортером.

Другая часть ставок пошлин такого таможенного тарифа – конвенционные – отличается более низким, а часто и минимальным размером. Они устанавливаются на основе согласований, проведенных в результате раундов многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО, и распространяются на товары тех стран, которым предоставлен преференциальный  режим. Например, в таможенном тарифе Европейского Союза минимальные ставки в 1,5 – 2 раза меньше генеральных (средняя ставка 5,4%) и устанавливаются в отношении стран – членов ВТО или с которыми у ЕС есть соглашения о действии режима наибольшего благоприятствования.

Наряду со сложными тарифами существуют и простые (одноколонные). В них, как видно из названия, есть только одна колонка со ставками таможенной пошлины к каждой товарной позиции ТН ВЭД. Эта ставка является базовой и уже потом, в зависимости от страны происхождения товара и применяемых тарифных преференций, меняется (либо уменьшается на 25%, либо обнуляется).


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!