Меню Услуги

Таможенный контроль. Принципиальные основы его проведения. Формы и задачи таможенного контроля. Часть 3.


Страницы:   1   2   3


Глава 3. Совершенствование порядка проведения таможенного контроля

3.1. Классификация видов таможенного контроля. Значение и задачи проведения таможенного контроля на современном этапе

В классической литературе, посвященной таможенному регулированию, представлен ряд классификаций таможенного контроля. Мы также предложим свою классификацию с учетом общепризнанных вариантов:

  1. По предмету направленности:

1) таможенный контроль товаров;

2) таможенный контроль транспортных средств;

3) смешанный таможенный контроль товаров и транспортных средств, на которых они перемещаются через таможенную границу;

4) таможенный контроль деятельности участников таможенных правоотношений.

  1. По форме таможенного контроля, выбранного для достижения целей:

1) таможенный контроль документальный (проверка сведений заявленных в документах);

2) таможенный контроль фактический (таможенный досмотр).

  1. По признаку направления движения товаров и транспортных средств:

1) таможенный контроль товаров и транспортных средств, вывозимых с таможенной территории ТС;

2) таможенный контроль товаров и транспортных средств, ввозимых на  таможенную территорию ТС;

3) таможенный контроль транзитных товаров (специфика упрощенного таможенного контроля требует, чтобы таможенный контроль транзитных товаров был выделен отдельно).

  1. По признаку видов транспорта:

1) таможенный контроль при осуществлении морских перевозок;

2) таможенный контроль при осуществлении автомобильных перевозок;

3) таможенный контроль при осуществлении авиационных перевозок;

4) таможенный контроль при осуществлении железнодорожных перевозок;

5) таможенный контроль международных почтовых сообщений;

6) таможенный контроль при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач;

7) таможенный контроль пешеходных сообщений;

8) таможенный контроль при осуществлении смешанных перевозок товаров различными видами транспорта.

Данная классификация частично получила закрепление в ТК ТС, где установлен перечень документов и сведений, запрашиваемых  для целей таможенного контроля в зависимости от транспортного средства в соответствующих статьях Таможенного кодекса.

  1. По времени организации работы таможенных органов:

1) на постоянной основе;

2) в ограниченное время;

3) временный или сезонный таможенный контроль.

  1. По степени участия в таможенном контроле представителей иных государственных органов (например, военнослужащих пограничных войск):

1) самостоятельный таможенный контроль;

2) совместный таможенный контроль.

  1. По степени участия в таможенном контроле таможенных органов сопредельных государств:

1) односторонний таможенный контроль (проводится таможенными органами только одного государства);

2) двухсторонний или встречный таможенный контроль (проводится таможенными органами обеих сопредельных сторон, но раздельно);

3) совместный таможенный контроль (проводится  таможенными органами обеих сопредельных сторон одновременно и в одном месте);

4) таможенный контроль, согласованный по мере ответственности. В этом случае таможенные органы сопредельных стран разграничивают зоны ответственности, признавая результаты таможенного контроля другой стороны. Как правило, таможенный контроль проводится только на выезд из страны, доверяя проведение таможенного контроля въезжающих на таможенную территорию товаров таможенным органам сопредельной стороны, признавая их таможенное оформление и средства обеспечения для товаров, следующих во внутренние таможенные органы или транзитом.

  1. По предназначению товаров:

1) таможенный контроль ручной клади;

2) таможенный контроль отдельно следуемого багажа;

3) таможенный контроль товаров и товарных партий.

Развитие интеграционных процессов в современных условиях обусловливает расширение внешнеэкономических связей государств как важнейшего фактора экономического роста, усиления взаимосвязи и взаимозависимости национальных хозяйств, формирования международных хозяйственных комплексов. При этом национальные экономики становятся более открытыми вследствие дальнейшего развития системы интернациональной кооперации и международного разделения труда.

Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции и, как следствие, необходимость либерализации внешнеэкономической деятельности, устранения административных, финансовых и иных барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и, соответственно, несовпадающими или противоречащими интересами. Поэтому важнейшей задачей каждого государства является осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с целью создания защиты национального производства, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, повышения ее конкурентоспособности.

Используя соответствующие властные полномочия (административные и финансовые механизмы), государство определяет стратегические направления экономического развития, а также порядок, правила, формы и условия осуществления экономической деятельности (для хозяйствующих субъектов создается определенный правовой режим ведения финансово-хозяйственной деятельности), с целью придания определенной направленности экономическим процессам, исходя из особенностей функционирования экономики и национальных интересов.

Следует отметить, что важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является механизм таможенного регулирования. Являясь по своей природе средством регулирования товарных потоков, указанный механизм также представляет собой действенный инструмент инвестиционной и валютной политики. Рациональное использование данного института позволяет обеспечить существенные преимущества и выгоды отраслям отечественной экономики.

Вместе с тем необходимо учитывать, что с увеличением объема внешнеторгового оборота, а также развитием иных видов внешнеэкономических связей неизбежен рост правонарушений в данной сфере, в связи с объективным стремлением заинтересованных лиц уклониться от прохождения таможенных и иных административных процедур и тем самым «облегчить таможенное бремя». Следовательно, эффективность функционирования механизма таможенного регулирования предопределяется во многом результативностью правоприменительной и контрольной деятельности органов государственной власти, осуществляющих непосредственную реализацию механизма таможенного регулирования.

В данном контексте становится очевидной значимость деятельности Федеральной таможенной службы РФ, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. При этом характер и содержание деятельности таможенных органов во многом определяются именно таможенным контролем как ключевым институтом таможенного дела.

По данному поводу Л.Н. Марков писал, что таможенные правоотношения представляют собой комплекс отношений публично-правового характера (властеотношений) между таможенными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами (перевозчиками; отправителями или получателями международных грузов; гражданами, пересекающими таможенную границу; лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела и др.) – с другой. В «данных отношениях присутствует общий момент – таможенный контроль».

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности базируется на стандарте 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), согласно которой «все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю».

Осуществляя контроль за перемещением товаров и транспортных через таможенную границу, таможенные органы РФ обеспечивают не только значительные поступления в федеральный бюджет, но также реализацию механизмов, предназначенных для воздействия на инвестиционную привлекательность национальной экономики, курс национальной валюты и ряд других финансово-экономических показателей. Именно поэтому таможенный контроль во многих работах рассматривается как составная часть системы экономической безопасности, а защита экономических интересов государства признается в качестве приоритетной задачи таможенных органов.

Следует также отметить, что таможенные органы осуществляют контроль соблюдения мер как экономического, так и неэкономического характера. Под последними следует понимать запреты и ограничения на перемещение через таможенную границу отдельных видов товаров в соответствии с национальным законодательством, а также международными соглашениями. Это связано с тем, что при перемещении через таможенную границу не исключено попадание на территорию государства товаров (наркотические и психотропные вещества, различные производственные отходы и др.), присутствие которых нежелательно по различным соображениям (государственной безопасности, охраны общественного порядка, экономической или экологической безопасности и др.), либо вывоз каких-либо товаров (культурные ценности, оружие и др.) не соответствует или явно противоречит интересам проводимой государством политики.

Таким образом, возникновение, изменение и прекращение правоотношений в области таможенного дела, так или иначе, связано с осуществлением контрольных действий со стороны должностных лиц таможенных органов, поскольку данные правоотношения формируются в сфере повышенной государственной заинтересованности. Образно говоря, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции.

Задачей таможенного контроля на современном этапе является, прежде всего, обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере. При этом, говоря о законности применительно к контрольной деятельности таможенных органов, важно иметь в виду, что инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают многие важные аспекты как политических, так и экономических интересов государств, а также интересы частных лиц, тем самым способствуя или препятствуя развитию внешнеэкономических связей и процессов экономической интеграции. В этой связи нормальное функционирование общественных отношений в области таможенного дела может основываться исключительно на единых, четких и детально определенных в законе правовых основаниях, регламентирующих права и обязанности субъектов. Данное обстоятельство позволяет, с одной стороны, контролирующим органам эффективно осуществлять свои функции, пресекать все возможные нарушения, с другой – недопустимость произвола и совершения незаконных действий государственных органов в отношении лиц, реализующих свои права на перемещение товаров через таможенную границу.

Кроме того, задачами таможенного контроля является соблюдение порядка перемещения товаров, в том числе транспортных средств, через таможенную границу; соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении  перемещаемых через таможенную границу товаров; а также соблюдение порядка осуществления деятельности в области таможенного дела.

Итак, значение таможенного контроля на современном этапе определяется тем, что возникновение, изменение и прекращение правоотношений в области таможенного дела, связано с осуществлением контрольных действий со стороны должностных лиц таможенных органов. Другими словами, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции.

К задачам таможенного контроля необходимо отнести обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере; соблюдение порядка перемещения товаров, в том числе транспортных средств, через таможенную границу; соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров; а также соблюдение порядка осуществления деятельности в области таможенного дела. При этом совершенствование задач таможенного контроля позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования в указанной сфере.

3.2. Система управления рисками и основные направления совершенствования процедуры проведения таможенного контроля

В соответствии со ст. 128 ТК ТС таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля. При этом целями применения системы управления рисками являются: во-первых,  обеспечение пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды; во-вторых, сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов; в-третьих, выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств – членов Таможенного союза (имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза; затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы); в-четвертых, ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Система управления рисками считается современным общепринятым механизмом эффективной организации таможенного контроля, и основывается на эффективном использовании  ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства.

Стандарт по управлению рисками в таможенной службе впервые в мире был создан в 1995 г. в Австрии. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и самое главное – подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров. Система управления рисками внедряется в таможенные органы на территории РФ с 2004 г. Игнорирование требований таможенного контроля на практике нередко заканчивается значительными финансовыми потерями, испорченной деловой репутацией либо привлечением лиц к административной или уголовной ответственности. Виновными в несоблюдении положений таможенного контроля могут оказаться не только лица, перемещающие товары (например, при перемещении товаров через границу минуя таможенный контроль, или с сокрытием от таможенного контроля), но и таможенные органы (например, в результате необоснованного ограничения прав собственности, в случаях наложения ареста на товары или их изъятия).

Несмотря на то, что институт системы управления рисками в таможенной службе России достаточно молод, уже можно уверенно говорить о его важнейшем значении при организации таможенного контроля. Именно использование системы управления рисками позволяет находить компромисс между обеспечением эффективного контроля соблюдения таможенного законодательства, экономической защиты страны, и содействием развитию торговле. Грамотное применение управления рисками дает возможность оптимально использовать ресурсы таможенных органов при сохранении и увеличении эффективности таможенного контроля. Кроме того, использование системы управления рисками освобождает законопослушных участников внешнеэкономической деятельности от излишнего применения к ним форм таможенного контроля, приводящих к дополнительным издержкам и не дающим результатов, сопоставимых с понесенными затратами.

Управление рисками является основополагающим принципом проведения таможенного контроля в современных условиях глобализации мировой экономики, рассредоточения производственных мощностей по всему миру, кризисных явлений в финансовой сфере многих государств.

При осуществлении таможенного оформления система управления рисками дает возможность сосредоточить внимание, как таможенных органов, так и участников внешнеэкономической деятельности на тех направлениях деятельности, где имеется наибольшая вероятность нарушения таможенного законодательства. При этом основная масса товаров и физических лиц проходят таможенный контроль в минимальной степени, достаточной для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Федеральная таможенная служба определяет стратегию и тактику применения системы управления рисками в рамках Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ. Система таможенного администрирования должна обеспечивать эффективность таможенного контроля, выборочность при его проведении, оптимальность распределения ресурсов таможенных органов на приоритетных направлениях.

Информация о возможных нарушениях таможенного законодательства формализуется ФТС России в профилях рисков. Информация, содержащаяся в профилях рисков, является информацией ограниченного доступа. На нее распространяются требования действующего законодательства по защите информации и ответственности за ее незаконное разглашение.

В настоящее время к недостаткам системы управления рисками можно отнести тот факт, что система управления рисками представляет собой систему, закрытую для широкого круга должностных лиц, принимающих участие в таможенном контроле. Кроме того, недостатком системы управления рисками является достаточно частое использование таможенными органами России слишком упрощенных индикаторов риска, что, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности от использования системы управления рисками. Обозначенную проблему можно проиллюстрировать на примере практики контроля таможенными органами таможенной стоимости.

На сегодняшний день в качестве основного индикатора риска заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости таможенными органами используется ценовой показатель товара, так называемый контрольный уровень, который определяется экспертным способом на основе информации из базы данных таможенных деклараций, статистических данных, сведений, предоставляемых производителями, импортерами, таможенными службами иностранных государств, данных сети Интернет, официальных справочно-ценовых изданий и др. Отличие цены декларируемых товаров от информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов при сопоставимых условиях, свидетельствует о возможном занижении таможенной стоимости, неконкурентном формировании цены товаров либо ее зависимости от условий или каких-либо обязательств, влияние которых на цену не может быть количественно определено.

Профили рисков, разрабатываемые по направлению контроля таможенной стоимости, служат в качестве одного из действенных инструментов контроля достоверности заявления сведений о таможенной стоимости, о чем свидетельствует общее повышение индекса таможенной стоимости по группам товаров, включаемых в область риска.

По мнению должностных лиц таможенных органов, занимающихся разработкой проектов профилей рисков по направлению контроля таможенной стоимости, чтобы проанализировать цену на одну товарную позицию, нужно собрать целую экспертную группу, включающую представителей бизнеса, таможни, а также специалистов-оценщиков. К тому же стоимость товара как ценовая категория подвержена влиянию многочисленных факторов: сезонных колебаний, конъюнктуры мирового рынка, влиянию политических событий и др., что обусловливает необходимость непрерывной актуализации разрабатываемых профилей рисков для обеспечения адекватности контрольных действий.

Данный факт свидетельствует о том, что разрабатываемые ФТС России профили рисков далеко не в полной мере отражают сведения о реальных ценах на конкретные товары. Товарный знак, страна происхождения товара, особенности логистики или какой-либо иной элемент, включаемый в структуру таможенной стоимости, могут сильно влиять на стоимость ввозимых товаров. К тому же ТН ВЭД ТС не является, да и не должна быть настолько детализированной, чтобы учесть все многообразие ассортимента товаров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профиль риска содержит весьма усредненный ценовой уровень, который порождает ряд проблем при проведении таможенного контроля.

Во-первых, создаются возможности для недостоверного декларирования и занижения таможенной стоимости товаров. Заявление таможенной стоимости ниже реальной цены товара, но выше уровня, установленного профилем риска, позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности беспрепятственно проходить процедуру таможенного контроля.

Во-вторых, возникают серьезные препятствия (прямые административные барьеры) для участников внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании товаров, цены которых ниже профиля риска. Так, преследуя фискальные цели, таможенные органы зачастую возлагают дополнительные обязанности на декларантов в части уплаты таможенных платежей, представления дополнительных документов, доказывания достоверности заявляемых сведений. Все это, безусловно, приводит к возникновению огромного количества судебных споров, ставящих под сомнение законность решений, принимаемых должностными лицами таможенных органов в ходе контроля таможенной стоимости.

Итак, система управления рисками, являясь механизмом  организации таможенного контроля, основывается на эффективном использовании  ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства. Вместе с тем, на сегодняшний день можно говорить и о существовании ряда недостатков, присущих системе управления рисками.

Так, в частности, одним из таких недостатков является использование слишком упрощенных индикаторов риска, что, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности от использования системы управления рисками. Следовательно, одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления рисками можно назвать формирование методики определения индикаторов риска по объектам анализа риска, и устанавливающей необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков.

Другим недостатком является ограничение профиля рисков, разрабатываемых таможенными органами по направлению контроля таможенной стоимости, исключительно их ценовыми характеристиками. В качестве решения данной проблемы можно предложить включение в профили рисков в сфере контроля таможенной стоимости сведений об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров, историй участников внешнеэкономической деятельности, позволяющих идентифицировать возможные правонарушения в общем товаротранспортном потоке.

В связи с этим в качестве совершенствования представляется возможным внести изменения в Приказ ФТС РФ от 17 марта 2010 г. № 500 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности», изложив п. 5 раздела I. Общие положения Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в следующей редакции:

«5. При контроле правильности определения классификационного кода ТН ВЭД при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом должностные лица таможенных органов осуществляют:

…г) проверку сведений об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров;

д) проверку историй участников внешнеэкономической деятельности».

Данный подход позволит повысить эффективность контрольных мер при проверке таможенной стоимости и избавит большинство законопослушных участников внешнеэкономической деятельности от излишних бюрократических процедур и административных барьеров.

Кроме того, поскольку система управления рисками – это система, закрытая для широкого круга должностных лиц, принимающих участие в таможенном контроле, данное обстоятельство негативно влияет на эффективность системы в целом: неверную интерпретацию должностными лицами таможенных органов положений профилей рисков, неверное применение мер, неверное фиксирование результатов, нежелание взаимодействовать с координирующим подразделением таможни и вести собственную работу по анализу и применению системы управления рисками в таможенном контроле, проведение такой работы «для галочки».

В связи с этим представляется целесообразным разработать комплексную систему «популяризации» системы управления рисками среди должностных лиц таможенных органов, а также распространить систему управления рисками на весь процесс таможенного контроля, изначально упростив его. На основании полученных результатов практики применения системы управления рисками для ее дальнейшего эффективного внедрения необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях, определить слабые стороны в оперативных мероприятиях и программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех узких мест, которые препятствуют оперативной работе.

В дальнейшем необходимо принять соответствующие организационные меры по устранению выявленных недостатков, снижению их негативного влияния, предпринять все возможные меры по снижению экономического ущерба.

Важнейшим направлением является совершенствование правовой базы таможенного регулирования. В условиях вступления России в ВТО анализ зарубежного опыта и его применение в практике российской таможенной службы имеет первостепенное значение. Статья XVI Соглашения об учреждении ВТО говорит, что каждый член ВТО должен обеспечить соответствие своих законов, нормативных актов и административных распоряжений его обязательствам по соглашениям, входящим в ВТО. Статья II этого же Соглашения определяет, что все правовые документы ВТО являются обязательными для всех его членов. Статья XIV того же Соглашения устанавливает, что член ВТО, присоединившийся к Соглашению после его вступления в силу, должен осуществить такие уступки и взять на себя такие обязательства, которые были бы осуществлены им как, если бы он принял Соглашение на дату его вступления в силу.

Комплекс многосторонних международных соглашений, действующих под эгидой ВТО, стал правовой системой России сразу же после присоединения России к ВТО. Более того, в случае противоречия между национальными правовыми нормами и международными договорами России (Соглашение об учреждении ВТО), последние имеют приоритет в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Поэтому с момента присоединения к ВТО в нашей стране появилась возможность прямого применения норм международного экономического права (нормы и правила ВТО), даже, если их положения не найдут отражения во внутреннем законодательстве России. Субъекты экономической деятельности, в том числе и иностранные, получили право ссылаться на эти соглашения в судах и арбитражных судах, требуя их применения со ссылкой на ст. 15 Конституции Российской Федерации. Факты применения норм международного права напрямую, без их включения в национальные законы, уже имеются. Например, Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. 206 было утверждено Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, 1975 г. Указанная Конвенция применяется напрямую в практике деятельности таможенных органов России.

В этой связи возникает срочная необходимость правового редактирования с позиций соответствия нормам ВТО законопроектов, находящихся на рассмотрении в Федеральном Собрании России, и, одновременно, целесообразность подготовки поправок к уже принятым законам, положения которых расходятся с нормами ВТО. Это общее положение в первую очередь касается таможенного законодательства, которое находится в особо уязвимом положении (таможенная стоимость, таможенные сборы, требования статьи Х ГАТТ и ряд других положений). Ниже приведены ряд положений документов ВТО, пока еще не нашедших достаточного отражения в законодательстве России, на которые должно быть обращено внимание, в первую очередь:

  1. ГАТТ — статья VIII (1) — Все платежи и сборы любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, указанных в статье VII), устанавливаемые странами — членами ВТО на импорт или экспорт товаров или в связи с импортом или экспортом, должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров или установление налогов на импорт или экспорт в фискальных целях.
  2. ГАТТ — статья X, 1 — Законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера, применяемые страной-членом ВТО относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов и других сборов и требований, ограничений и запрещений импорта или экспорта… должны быстро публиковаться.
  3. ГАТТ — статья Х, 3(а) — Каждый член ВТО должен применять единообразным беспристрастным и разумным способом все законы, правила, судебные решения и распоряжения общего характера, описанные в пар. I (статья Х).
  4. ГАТТ — статья Х 3(в) Каждый член ВТО должен иметь или учредить возможно скорее судебные, арбитражные или административные трибуналы или процедуры для быстрого пересмотра и исправления административных мероприятий, касающихся таможенных вопросов. Такие трибуналы или процедуры должны быть независимыми от органов, на которые возложено осуществление этих мероприятий и их решения должны выполняться такими органами.
  5. ГАТТ — статья VIII 1 (с) Члены ВТО признают также необходимость сокращения и упрощения импортных и экспортных формальностей и требований к импортной и экспортной документации.
  6. ГАТТ — статья VIII 2 Член ВТО по требованию другого члена ВТО или ВТО должен рассмотреть действие своих законов и правил в свете положений настоящей статьи (статья УТЛ).

Также к основным направлениям совершенствования проведения таможенного контроля можно отнести следующее:

  • упрощение операций таможенного контроля: необходимо отметить, что в настоящее время так и не реализовано полное использование электронного декларирования товаров. До настоящего времени полный перечень документов, которые могут быть поданы в электронном виде и формы электронных документов не установлены. Отсутствует необходимый объем программных и аппаратных средств;
  • обеспечение и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия путем обеспечения бесперебойного функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия, сокращения количества документов, требуемых для пропуска товаров через границу и количества документов, требуемых для пропуска товаров через границу за счет межведомственного документооборота без участия декларанта;
  • сокращение нормативных сроков получения разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, необходимых при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза, а также при совершении таможенных операций, в том числе в отношении товаров и транспортных средств;
  • снижение стоимости процесса оформления импорта / экспорта товаров, в том числе: введение упрощенного механизма контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых более чем одной партией в рамках одного контракта, смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров, принятие ускоренного порядка рассмотрения в судах споров по обжалованию КТС.

Перечисленные выше направления совершенствования таможенного контроля потребуют внести изменения в законодательство Российской Федерации, а именно в Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соглашение   о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года, Ведомственный акт ФСТ России, Таможенный кодекс Таможенного союза, Акт (акты) Правительства Российской Федерации и другие нормативные акты. Целью внесения изменений является сокращение сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров. В Кодексе РФ об административных правонарушениях необходимо разработать предложения об изменении ответственности участников ВЭД за административные правонарушения в области таможенного дела

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Подводя итог вышесказанному, совершенствование порядка проведения таможенного контроля включает в себя определение значения и задач проведения таможенного контроля на современном этапе, а также систему управления рисками в процессе проведения таможенного контроля представляет собой основные направления развития деятельности таможенных органов Таможенного союза.

Заключение

Итак, в данной Выпускной квалификационной работе были рассмотрены такие вопросы как понятие и правовое регулирование таможенного контроля; принципиальные  основы осуществления таможенного контроля; анализ основных форм производства таможенного контроля; анализ практики проведения таможенного контроля; классификация видов таможенного контроля; значение и задачи проведения таможенного контроля на современном этапе; системы управления рисками в процессе проведения таможенного контроля.

И в заключение необходимо сделать следующие выводы по работе:

1) таможенный контроль –  это деятельность таможенных органов, направленная на установление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных правоотношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, осуществляемая в рамках, установленных законом, с использованием системы управления рисками и на основании выбранной таможенной стратегии.

В правовом регулировании таможенного контроля заложены эффективные и действенные меры, направленные на обеспечение соблюдения как национального таможенного законодательства, так таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем для реализации положений ТК ТС в сфере таможенного контроля предстоит большая работа по принятию ряда международных соглашений, решений Евразийской экономической Комиссии, а также по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ТК ТС. Не исключено, что таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности трех государств еще могут столкнуться с трудностями, которыми, как правило, сопровождается внедрение, тем более столь масштабное. Однако это дело техники, поскольку правовая основа таможенного контроля уже заложена;

2) принципиальные основы таможенного контроля – это закрепленные в различных правовых источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общие, руководящие положения, имеющие определяющее значение для всех процедур таможенного контроля, обеспечивающие быстрое и точное его проведение и выражающие наиболее существенные черты осуществляемого действия. Законодательная регламентация таможенного контроля и практика его применения предопределяют целесообразность систематизации принципов таможенного контроля как выраженных в нормах права основных руководящих положений, начал, идей, определяющих направленность и содержание государственной политики в области правового регулирования таможенного контроля, оснований и порядка применения его основных форм и методов. Эти принципы должны играть важную роль в правовом воспитании физических лиц и организаций (субъектов внешнеэкономической деятельности). Эффективность таможенного дела может достигнуть максимума лишь при соблюдении базисных принципиальных установок таможенного контроля в целом.

Как установлено в п. 5 т. 75 ТК ТС, таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный. Между тем, неприемлемо и некорректно относить к принципам таможенного контроля деятельность по применению «иных видов контроля», которые не являются и не относятся к таможенному контролю. В связи с этим представляется возможным внести изменения в п. 5 т. 75 ТК ТС, изложив его в следующей редакции:

«5. К таможенному контролю не относятся иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, право на осуществление, которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза»;

3) формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности по ним; таможенная проверка.

Применительно к отдельным формам таможенного контроля хотелось бы отметить, что личный таможенный досмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств могут рассматриваться не только в качестве форм таможенного контроля, но и как категория мер, обеспечивающих получение доказательств, для которых характерно принудительное создание условий, способствующих установлению факта правонарушения, обнаружения и исследования доказательств. Кроме того, как представляется, отсутствует необходимость в существовании такой формы таможенного контроля как устный опрос, поскольку норма, регулирующая указанное отношение, носит декларативный характер и не имеет практической ценности ни для целей таможенного контроля, ни для целей производства по делу об административном правонарушении либо по уголовному делу. В связи с этим представляется возможным исключить устный опрос из перечня форм таможенного контроля, установленного ст. 110 ТК ТС; а также отменить ст. 112  ТК ТС «Устный опрос»;

4) при проведении таможенного контроля ТК ТС определяет объекты, подлежащие таможенному контролю и зоны таможенного контроля. Кроме того, ТК ТС расширяет права таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также предусматривает взаимную административную помощь;

5) значение таможенного контроля на современном этапе определяется тем, что возникновение, изменение и прекращение правоотношений в области таможенного дела, так или иначе связано с осуществлением контрольных действий со стороны должностных лиц таможенных органов. Другими словами, таможенный контроль сопровождает все таможенные процедуры и таможенные операции. К задачам таможенного контроля необходимо отнести обеспечение законности и правопорядка в отнесенной к компетенции таможенных органов сфере; соблюдение порядка перемещения товаров, в том числе транспортных средств, через таможенную границу; соблюдение установленных запретов и ограничений в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров; а также соблюдение порядка осуществления деятельности в области таможенного дела. При этом совершенствование задач таможенного контроля позволит обеспечить повышение эффективности таможенного администрирования в указанной сфере;

6) система управления рисками, являясь механизмом  организации таможенного контроля, основывается на эффективном использовании  ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства. Вместе с тем, на сегодняшний день можно говорить и о существовании ряда недостатков, присущих системе управления рисками. Так, в частности, одним из таких недостатков является использование слишком упрощенных индикаторов риска, что, в свою очередь, приводит к снижению экономической эффективности от использования системы управления рисками. Следовательно, одним из приоритетных направлений совершенствования системы управления рисками можно назвать формирование методики определения индикаторов риска по объектам анализа риска, и устанавливающей необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков.

Другим недостатком является ограничение профиля рисков, разрабатываемых таможенными органами по направлению контроля таможенной стоимости, исключительно их ценовыми характеристиками. В качестве решения данной проблемы можно предложить включение в профили рисков в сфере контроля таможенной стоимости сведений об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров, историй участников внешнеэкономической деятельности, позволяющих идентифицировать возможные правонарушения в общем товаротранспортном потоке.

В связи с этим представляется возможным внести изменения в Приказ ФТС РФ от 17 марта 2010 г. № 500 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности», изложив п. 5 раздела I. Общие положения Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в следующей редакции:

«5. При контроле правильности определения классификационного кода ТН ВЭД при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой должностные лица таможенных органов осуществляют:

…г) проверку сведений об отправителях, получателях, маршрутах перемещения товаров;

д) проверку историй участников внешнеэкономической деятельности».

Данный подход позволит повысить эффективность контрольных мер при проверке таможенной стоимости и избавит большинство законопослушных участников внешнеэкономической деятельности от излишних бюрократических процедур и административных барьеров.

Кроме того, поскольку система управления рисками – это система, закрытая для широкого круга должностных лиц, принимающих участие в таможенном контроле, данное обстоятельство негативно влияет на эффективность системы в целом: неверную интерпретацию должностными лицами таможенных органов положений профилей рисков, неверное применение мер, неверное фиксирование результатов, нежелание взаимодействовать с координирующим подразделением таможни и вести собственную работу по анализу и применению системы управления рисками в таможенном контроле, проведение такой работы «для галочки». В связи с этим представляется целесообразным разработать комплексную систему «популяризации» системы управления рисками среди должностных лиц таможенных органов, исключить формулировки, позволяющие двоякую трактовку положений нормативных документов, распространить систему управления рисками на весь процесс таможенного контроля, изначально упростив его. На основании полученных результатов практики применения системы управления рисками для ее дальнейшего эффективного внедрения сегодня необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы на наиболее приоритетных областях, определить слабые стороны в оперативных мероприятиях и программах таможенной организации и классифицировать их для выяснения тех узких мест, которые препятствуют оперативной работе. В дальнейшем необходимо принять соответствующие организационные меры по устранению выявленных недостатков, снижению их негативного влияния, предпринять все возможные меры по снижению экономического ущерба, особенно принимая во внимание вступление России в ВТО в августе 2012 года.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации Таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 августа 2011 г. № 32. Ст. 4810.
  3. Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) // «Закон», 1995 г., № 12.
  4. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.) // «Таможенный вестник», январь 2010 г., № 2.
  5. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. № 12. Ст. 1552.
  6. Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 августа 2012 г. № 32. Ст. 4471.
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // «Таможенный вестник», октябрь 2010 г., № 20, ноябрь 2010 г., № 21, № 22, декабрь 2010 г., № 23, № 24.
  8. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17 «О Договоре о Таможенном кодексе таможенного союза» // «Таможенный вестник», январь 2010 г., № 2.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  10. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. № 50. Ст. 6615.
  11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 22. Ст. 2066.
  12. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 48. Ст. 6252.
  13. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 52 (часть I). Ст. 6249.
  14. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2006 г. № 32. Ст. 3569.
  15. Приказ ГТК РФ от 26 сентября 2003 г. № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации» // Текст приказа официально опубликован не был.
  16. Приказ Федеральной таможенной службы от 25 февраля 2011 г. № 396 «Об утверждении формы решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока проведения таможенной экспертизы» // «Российская газета» от 22 апреля 2011 г. № 87.
  17. Приказ Федеральной таможенной службы от 16 марта 2011 г. № 578 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий» //  «Таможенный вестник», апрель 2011 г., № 7.
  18. Приказ Федеральной таможенной службы от 21 декабря 2010 г. № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 4 апреля 2011 г. № 14.
  19. Письмо Федеральной таможенной службы от 9 февраля 2006 г. № 01-06/4153 «О направлении Обзора правоприменительной практики.

Акты судебных органов власти:

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костенко» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2011 г. № 22. Ст. 3237.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 29. Ст. 3983.
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2005. № 10.
  4. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2007 г. № Ф03-А51/07-2/5877 «Заявление о признании незаконным решения таможенного органа по таможенной стоимости товаров, ввезенных по ГТД, удовлетворено со ссылкой на то, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки заявленной обществом таможенной стоимости ввезенных товаров».
  5. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 июля 2010 г. № КА-А40/6865-10 по делу № А40-163598/09-152-1237 «Отказывая в признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, суд исходил из документального подтверждения факта проникновения работников заявителя в зону таможенного контроля без разрешения таможенного органа, при этом мер по информированию таможенного органа и получению от него разрешения на нахождение в зоне таможенного контроля посторонних лиц заявителем не предпринималось».
  6. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июля 2006 г. № Ф08-2965/06-1241А «В соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса РФ таможенные органы обладают безусловным правом проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении товаров сведений в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем».

Учебники, монографии, брошюры:

  1. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. М., 2011.
  2. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
  3. Федоткин В.В. «Таможенный контроль, принципы его проведения и классификация видов», статья, «Вестник МФЮА». № 4 2012г.
  4. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право: Курс лекций. М., 2009.
  5. Беляева Е.Н., Войналович Я.С. Понятие экономической безопасности и место таможенного контроля в обеспечении экономической безопасности государства // Ежегодник «Академический вестник» Ростовского филиала ГОУ ВПО «Российская таможенная академия». 2007. № 5.
  6. Бондарь Л.А. Информационное обеспечение контроля и определения таможенной стоимости – актуальный вопрос настоящего времени // «Таможенное обозрение». 2008. № 8.
  7. Васильев Р.И. Использование системы управления рисками в механизме контроля таможенной стоимости (правовой аспект) // «Вестник Российской таможенной академии». 2012. № 3.
  8. Васильев Р.И. Правовое регулирование таможенного контроля // «Административное и муниципальное право». 2011. № 7.
  9. Гречкина О.В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право». 2009. № 19 (152).
  10. Дружинин В.П. Система управления рисками в таможенном деле РФ // «Таможенное дело». 2011. № 3.
  11. Ивин В.В. Актуальные направления модернизации таможенного администрирования // Модернизация таможенного дела – актуальная задача современного развития ФТС России: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М., 2011.
  12. Карагодин А.В. Применение органами внутренних дел мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  13. Комментарий к Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. С.А. Овсянникова, Г.Н. Комковой. М., 2012.
  14. Косов А.А. Таможенный контроль как способ обеспечения законности. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005.
  15. Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск, 1973.
  16. Матвиенко Г.В. Административные процедуры в таможенном праве / под ред. С.В. Запольского. М., 2008.
  17. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела. М., 2005.
  18. Погодина Н.А. Административно-правовое регулирование таможенного досмотра // «Административное и муниципальное право». 2010. № 12.
  19. Погодина Н.А. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля: правовой аспект. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
  20. Пьянзина В.А., Рожкова Ю.В. Оценка риска при проведении таможенного контроля в оренбургской таможне // ««ФӘн-наука». 2011. № 1.
  21. Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС / под ред. С.Ю. Глазьева, Т.А. Мансурова. М., 2011.
  22. Сергеев Е.В. Таможенный контроль: проблемы правового регулирования. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
  23. Смитиенко Е.О. Совершенствование научно-методических основ организации контроля таможенной стоимости в Российской Федерации. Дисс. … канд. эконом. наук. М., 2009.
  24. Таможенное право Российской Федерации: Учебник / под общ. ред. В.А. Шамахова. М., 2007.
  25. Таможенный контроль / Под ред. В.А. Шамахова. М., 2007.
  26. Теория и  практика  применения  технических  средств  таможенного  контроля  /  под  ред.  Ю.В. Малышенко. М., 2006.
  27. Тимошенко И.В. Таможенное право России. Ростов-на-Дону, 2007.
  28. Трунина Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // «Современное право». 2010. № 4.
  29. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. М., 2011.
  30. Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // «Административное право и процесс». М., 2009. № 5.
  31. Цветова Т.  Дела  рисковые,  методы  СУРовые  //  «Таможня:  информационно-аналитическое обозрение». № 22 (189), ноябрь 2007 г.
  32. Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка  //  «Таможенное  дело». 2009. № 3.
  33. Юркин Т.Ю. Правовое регулирование таможенного контроля при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Саратов. 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. Таможенная служба Российской Федерации в 2011 г. // http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!