Меню Услуги

Таможенный контроль товаров, перемещаемых различными видами транспорта. Принципы, формы и задачи проведения


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Сущность таможенного контроля
  • 1.1. Цели и задачи таможенного контроля
  • 1.2. Принципы и порядок проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств
  • 1.3. Формы таможенного контроля. Особенности применения форм таможенного контроля
  • 1.4. Классификация таможенного контроля
  • Глава 2. Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых разными видами транспорта
  • 2.1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых автомобильным транспортом
  • 2.2. Таможенный  контроль товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом
  • 2.3. Таможенный контроль товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом
  • 2.4. Таможенный контроль товаров, перемещаемых воздушным транспортом
  • 2.5. Таможенный контроль энергоносителей, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
  • Глава 3. Осуществление и возможные пути улучшения системы таможенного контроля
  • 3.1. ТСТК как важный элемент в сфере реализации таможенного контроля
  • 3.2. Совершенствование таможенного контроля
  • 3.3. Пути повышения эффективности и улучшения системы таможенного контроля
  • Заключение

Введение

Обращение к проблеме таможенного контроля является не случайным.

Во – первых, на современном этапе развития, в условиях деятельности Таможенного  Союза усиливается необходимость в исследовании вопросов и правоприменительной практики, касающейся таможенного контроля по перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенный союз является основой  создания Единого экономического пространства, подготовка нормативной базы которого практически завершена. Таможенный союз (далее ТС) — единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Во – вторых, особое место в проведении таможенной политики российского государства имеют принципы таможенного контроля.

Одной из значимых проблем развития таможенного законодательства является проблема практической реализации и эффективности принципы таможенного контроля через таможенную границу ТС. Это обусловлено как условиями активного развития международных экономических отношений и унификации и гармонизации правил, так и необходимостью отлаженности механизма оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

В- третьих, важное значение имеет эффективность таможенного контроля в рамках Таможенного Союза.

В основе эффективности таможенного контроля на современном этапе лежит упрощение административных функций, изменение системы государственных органов и управления кадрами государственных служащих и другие масштабные мероприятия по модернизации государственного управления.

Целью дипломного исследования является изучение таможенного контроля, основных задач и функций.

Основные задачи, которые поставлены в исследовании для достижения цели:

  • дать понятие таможенного контроля в ТС , задач и целей его проведения;
  • выявить особенности таможенного контроля в зависимости от вида транспорта на котором перемещаются товары через ТГ ТС;
  • выявить формы таможенного контроля;
  • определить основные проблемы и разработать пути их решения.

Предметом исследования является таможенный контроль товаров, перемещаемых различными видами транспорта.  Принципы, формы и задачи проведения.

Объектом исследования работы – общественные и правовые отношения, возникающие при установке особенностей таможенного контроля товаров, перемещаемых различными видами транспорта.

Понятие «таможенное оформление» новым таможенным законодательством изменено на «совершение таможенных операций», однако в данной работе  применяется подразумевая последнее.

Одними из важнейших нормативных актов, принятых в последнее время, так или иначе отражающих проблему приоритетной политики таможенных органов также являются:  Таможенный кодекс Таможенного Союза, Федеральный закон РФ 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», «О проекте стратегии развития ФТС РФ до 2020 года», «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных а государственной границе РФ».

Актуальные проблемы приоритетов таможенного контроля затронуты в исследованиях в рамках характеристики таможенного контроля, его форм, видов, в рамках совершенствования института таможенного контроля, в рамках перспектив эффективности таможенного контроля в ТС. Хотя нормативно-правовых актов регламентирующих и систематизирующих таможенный контроль товаров, перемещаемых различными видами транспорта в ТС, имеющих постоянный характер,  явно недостаточно.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Цели и задачи таможенного контроля

Таможенный контроль как вид деятельности, в первую очередь является видом государственного контроля.

Функциональное назначение государственного контроля состоит не столько в выявлении конкретного правонарушения, сколько в определении причин негативных результатов для оптимизации функционирования всей системы управления. Такая теоретическая конструкция строится на понимании контроля не как самоцели, а как составляющей одного общего процесса — государственного управления. Контроль интегрирован во все процессы управления и выполняет, в частности, функцию «обратной связи», организующую функции. Эффективность контроля в свою очередь зависит от контролируемости системы, что первоначально обеспечивается государственным управлением: на уровне закона в части определения полномочий контролирующих органов и на уровне правоприменения в части организации системы контроля.

Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Таможенный контроль предполагает определенные обязанности и права, которые вызывают совершение соответствующих действий со стороны таможенных органов в формах, указанных в законодательстве о таможенном деле.

Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов, получение объяснений, осмотр и (или) досмотр товаров и транспортных средств и так далее.

Таможенный контроль, сопровождая все таможенные операции и таможенные процедуры, также следует и всем другим действиям, которые совершают заинтересованные лица: контроль товаров после их выпуска, получение отчетности и так далее.

Комплексный характер правового регулирования таможенного контроля предполагает, что часть принципов имеет административно-правовую природу (принцип охраны государственной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу; принцип защиты экономических интересов Российского государства и др.), другая же часть — финансово-правовую (налогово-правовую) природу.

Особое место в системе общих начал таможенного контроля занимают конституционные принципы, задающие основы внешнеэкономической деятельности в области контроля, единство таможенной территории и др.).

Конституция РФ, закрепляя основы общественного и государственного строя, выступает в качестве фундамента всех отраслей российского права. Приоритет Основного закона страны означает подчинение всей системы российского законодательства положениям Конституции. Несоответствие Конституции РФ считается безусловным основанием для отмены любой правовой нормы в той или иной области правоотношений.

Обосновывая таможенный контроль, на конституционно – правовом уровне, отметим, что особое место в системе общих начал таможенного контроля занимают конституционные принципы, задающие основы внешнеэкономической деятельности в области контроля, единство таможенной территории и др.).

Таможенный контроль, согласно ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), определяется как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств-членов Таможенного союза».

В число этих мер входят: правовые, кадровые, организационные, экономические, а также технические, включающие в себя обеспечение современной таможенной техникой, с помощью которой таможенные органы осуществляют свою административно-хозяйственную, правоприменительную и правоохранительную деятельность.

Правовое регулирование таможенного контроля также осуществляется на основе раздела III Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В целом таможенный контроль направлен на обеспечение соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу как физическими, так и юридическими лицами. В самом общем виде можно утверждать, что проверке подвергаются ввозимые и вывозимые материальные предметы, однако круг контролируемых объектов гораздо шире.

Объектами таможенного контроля выступают:

  • товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ТС;
  • документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;
  • деятельность лиц в области таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков и других лиц.);
  • соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами;
  • своевременная и полная уплата таможенных платежей.

Одним из основных объектов таможенного контроля являются товары. Все иностранные товары, находящиеся на таможенной территории ТС, попадают под таможенный контроль.. К товарам и транспортным средствам могут применяться такие формы таможенного контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр. Однако они осуществляются лишь в зонах таможенного контроля.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы, как правило, в пунктах пропуска через таможенную границу. Кроме того, они могут быть созданы в следующих местах: производства таможенного оформления (т. е. в непосредственной близости от мест нахождения таможенных постов), совершения таможенных операций, перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и на иных территориях.

Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Постоянными они признаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю. В этом случае они располагаются в пунктах пропуска через таможенную границу и в месте нахождения таможенных постов, осуществляющих таможенное оформление товаров и транспортных средств. На практике постоянными зонами таможенного контроля выступают территории и помещения магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения и таможенных складов.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Таким образом, под зонами таможенного контроля понимаются помещения или территории, создаваемые для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

Следует отметить, что через таможенную границу могут также перемещаться контрафактные товары. К ним относятся товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности, в том числе товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, и другие объекты интеллектуальной собственности), если изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя.

Любое государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Эти функции формулируются с помощью понятий «таможенная охрана», «таможенная защита», «таможенный контроль», что, на наш взгляд, устраняет неопределенность в принадлежности функции к числу таможенных функций государства.

В число таких функций входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны; таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль за грузами и транспортными средствами внешнеторговых объединений и фирм, пассажирских и грузовых предприятий международного сообщения и физических лиц; таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; таможенный контроль за вещами лиц, следующих через таможенную границу; таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками в пределах таможенной территории; таможенный контроль за ввозом и вывозом через таможенную границу культурных ценностей; таможенный контроль за оформлением санитарных, медицинских, ветеринарных и сельскохозяйственных сертификатов; взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами; установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации. Таможенные органы как органы государства создаются для непосредственного выполнения этих функций.

Таможенный контроль здесь трактуется как особые меры, применяемые таможенными учреждениями, в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность именно таможенные учреждения. Такая формулировка позволяет отграничивать таможенный контроль от иных видов государственного контроля и одновременно устанавливать их тесную взаимосвязь, правда, если нам известны все функции и полномочия таможни. В то же время таможня может позиционироваться настолько обобщенно, что сфера таможенного контроля приобретает весьма условные очертания. Так, таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов».

По мнению исследователя Косова А.А. функциональное назначение государственного контроля состоит не столько в выявлении конкретного правонарушения, сколько в определении причин негативных результатов для оптимизации функционирования всей системы управления. Такая теоретическая конструкция строится на понимании контроля не как самоцели, а как составляющей одного общего процесса — государственного управления. Контроль интегрирован во все процессы управления и выполняет, в частности, функцию «обратной связи». Эффективность контроля в свою очередь зависит от контролируемости системы, что первоначально обеспечивается государственным управлением: на уровне закона в части определения полномочий контролирующих органов и на уровне правоприменения в части организации системы контроля.

Задачи по осуществлению таможенного контроля осуществляют таможенные органы.

В соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, ФТС осуществляет таможенное регулирование совокупностью методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

«Организационная структура ФТС России выступает главным средством воплощения его институциональных целей». Все подразделения ФТС можно разделить на две группы: отраслевые, отвечающие за отдельные участки таможенной деятельности (это управления организации таможенного контроля, по борьбе с контрабандой, таможенного сотрудничества, федеральных таможенных доходов и др.), и функциональные, которые обеспечивают подразделения, занятые внутриаппаратной работой (например, финансово-экономическое, правовое, кадровое, тылового обеспечения).

Можно также представить организационную структуру как основное звено – Центральный аппарат ФТС России и региональные управления.

В связи с возвратом ФТС функции нормотворчества в ее структуре появилось новое звено — Управление правового обеспечения законопроектной деятельности. Управление подготавливает либо участвует в подготовке (анализирует, осуществляет правовую экспертизу) проектов федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере деятельности ФТС. Во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФТС оно осуществляет разработку концепций проектов федеральных законов в области таможенного дела, технических заданий на их разработку и обеспечивает их согласование в установленном порядке. Кроме того, в его функции входит организация и контроль исполнения в ФТС планов и программ законопроектной деятельности Правительства РФ, а также отдельных поручений Правительства России по разработке проектов федеральных законов, проектов международных договоров и международных правовых актов. Таким образом, деятельность управления нацелена на улучшение качества нормативных актов, принимаемых в области таможенного дела.

В настоящее время при ФТС создан Общественно-консультативный совет по таможенной политике. В его состав, помимо представителей ФТС и иных федеральных органов государственной власти, входят представители российских ассоциаций и союзов различных сфер экономики (Торгово-промышленной палаты РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации российских банков, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и проч.).

Структура таможенных органов включает в себя ФТС России, территориальные и региональные таможенные органы, что закреплено в ст. 10 Закона «О таможенном регулировании».

К территориальным таможенным органам относятся:

  • региональные таможенные управления (РТУ);
  • таможни
  • таможенные посты.

Региональные таможенные управления осуществляют руководство деятельностью таможен, за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ, и являются по отношению к ним вышестоящими таможенными органами.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС в регионе деятельности, определяемом ФТС. По отношению к подчиненным ей постам она выступает вышестоящим органом.

Так, например, во исполнение приказа ФТС России от 06.10.2010 № 1839 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Центральном федеральном округе» с 12.01.2011 начал работу Московский таможенный пост – центр электронного декларирования. Данный таможенный пост является специализированным таможенным органом, компетенция которого ограничивается совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного контроля товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Фактическим местонахождением товаров при этом являются территории таможенно – логистических терминалов, расположенных вдоль государственной границы Российской Федерации.

В региональные управления таможенной службы входят: Центральное, Северо – западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное и Уральское таможенные управления, Северо-кавказское.

Управления ведут контроль всей деятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдения их законодательства России, приводят экспертизы и исследования, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, равно как и документов, содержащих сведения о них; участвуют в осуществлении валютного контроля, принимают необходимые меры для обеспечения полного и своевременного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет, разрабатывают и организуют систему мероприятий по профилактике преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС в регионе деятельности, определяемом ФТС. По отношению к подчиненным ей постам она выступает вышестоящим органом.

Следует также отметить, что в систему таможенных органов входят также специализированные органы (Центральное экспертно – криминалистическое таможенное управление и Центральная энергетическая таможня), полномочия которых ограничены рамками определенного направления.

Согласно Общему положению о таможенном посте, утвержденному Приказом ФТС от 13 августа 2007 г. № 965, таможенный пост решает возложенные на него задачи непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, самостоятельный баланс, счета в органах Федерального казначейства, банках и иных кредитных организациях, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной государственной собственностью. Однако в большинстве случаев таможенный пост статусом юридического лица не обладает.

Организационная структура ФТС России выступает главным средством воплощения его институциональных целей. Все подразделения ФТС можно разделить на две группы: отраслевые, отвечающие за отдельные участки таможенной деятельности (это управления организации таможенного контроля, по борьбе с контрабандой, таможенного сотрудничества, федеральных таможенных доходов и др.), и функциональные, которые обеспечивают подразделения, занятые внутриаппаратной работой (например, финансово-экономическое, правовое, кадровое, тылового обеспечения).(Приложение 1.Показатели деятельности ФТС России в динамике, в том числе по вопросам таможенного контроля).

Таможенная инфраструктура — комплекс (совокупность) институциональных, социальных структур и видов деятельности, технических средств (систем) таможенного контроля экспертизы и связи, информационных систем, материально-технической базы таможенных органов, обеспечивающих условия таможенного регулирования ВЭД, функционирования таможенной системы в целом, осуществления таможенного дела в частности.

1.2. Принципы и порядок проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу, все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары. С этим принципом связана такая функция (обязанность) таможенных органов, как проведение таможенного контроля (При проведении таможенного контроля таможенные органы руководствуются следующими принципами:

  1. Выборочность проведения таможенного контроля. Выборочность таможенного контроля заключается в использовании только отдельных видов проверок (форм таможенного контроля), позволяющих убедиться в отсутствии нарушений таможенных правил либо наличии таковых;
  2. Применение системы управления рисками. Тщательность таможенного контроля находится в прямой зависимости от степени вероятности несоблюдения таможенного и иных видов законодательств: чем выше такая степень вероятности, тем разнообразней и продолжительней таможенный контроль. Степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ называется риском. Все риски подлежат анализу и оценке. Совокупность сил, средств, информационных ресурсов таможенных органов, задействованных в управлении рисками, объединены в систему управления рисками. Данная система применяется таможенными органами для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, а также для выбора форм таможенного контроля;
  3. Сотрудничество с таможенными органами иностранных государств (в форме обмена информацией, взаимного признания таможенных документов и средств таможенной идентификации, выполнения отдельных запросов);
  4. Взаимодействие с государственными контролирующими органами, а также с участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, профессиональными объединениями (ассоциациями).

Данные принципы отвечают требованиям Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли, разработанным Всемирной таможенной организацией и направлены на совершенствование таможенного контроля и повышение его эффективности;

  1. Самостоятельность и независимость проведения таможенного контроля. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется (нет необходимости получать разрешения (согласования) иных государственных органов);
  2. Недопустимость причинения неправомерного вреда лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействием) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами (должностными лицами, уполномоченными на его проведение), в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле:

  • в отношении товаров (транспортных средств), перемещаемых через таможенную границу;
  • в отношении таможенной декларации и иных документов и сведений, необходимых при совершении таможенных операций;
  • в отношении деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, деятельности в сфере таможенного дела и деятельности, обусловленной применением таможенных процедур (переработка товаров, хранение товаров, временное пользование товарами);
  • в отношении лиц, пересекающих таможенную границу (физических лиц, пребывающих на таможенную территорию или убывающих за ее пределы).

Таможенный контроль проводится:

  • до выпуска товаров (с момента пересечения товарами таможенной границы или с момента подачи таможенной декларации при вывозе товаров);
  • после выпуска на таможенной территории товаров, сохранивших статус иностранных (условный выпуск);
  • после выпуска на таможенной территории товаров, приобретших статус товаров Таможенного союза (в течение трех лет после выпуска);
  • при обороте товаров на таможенной территории (с целью проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров).

При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




  • привлекать специалистов и экспертов, брать пробы и образцы товаров;
  • пользоваться административной помощью таможенных органов государств — членов Таможенного союза;
  • проводить идентификацию товаров, транспортных средств, помещений;
  • создавать зоны таможенного контроля;
  • создавать и применять информационные ресурсы;

(Согласно ч. 2 п. 1 ст. 44 ТК ТС под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Источниками формирования данных информационных ресурсов являются:

  • информация, предоставляемая таможенным органам участниками таможенных правоотношений (декларантами, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиками и другими лицами);
  • информация, предоставляемая государственными органами на основании межведомственных соглашений;
  • информация, предоставляемая ведомствами иностранных государств на основании международных договоров об обмене информацией.)
  • применять технические средства проведения таможенного контроля, а также водные и воздушные суда;

(Упоминания о технических средствах проведения таможенного контроля встречаются:

  • в ст. 114 ТК ТС (таможенное наблюдение);
  • в п. 4 ст. 115 ТК ТС (таможенный осмотр);
  • в п. 6 ст. 315 ТК ТС (таможенный контроль международных почтовых отправлений).

Технические средства также могут применяться при проведении осмотра помещений и территорий, таможенного досмотра, проверки документов и сведений, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, таможенной проверке. Перечень и порядок применения технических средств определяются ФТС России (см. приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509).

К числу технических средств проведения таможенного контроля отнесены досмотровая рентгенотелевизионная техника, инспекционно-досмотровые комплексы, средства поиска (металлоискатель, щуп, эндоскоп), средства нанесения и считывания специальных меток, досмотровый инструмент, технические средства поверхностного зондирования, технические средства идентификации, химические средства идентификации, технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также ряд других технических средств.)

  • налагать аресты на товары или изымать товары и документы;
  • опечатывать помещения с товарами;
  • использовать служебных собак. (Служебные собаки используются при проведении таких форм таможенного контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр, личный таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий (Постановление Правительства РФ от 31.03.2011 № 232 «Об утверждении Правил использования служебных собак при проведении таможенного контроля, их обучения и содержания»)).

1.3. Формы таможенного контроля. Особенности применения форм таможенного контроля

К формам таможенного контроля отнесены:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка системы учета товаров и отчетности;
  • таможенная проверка.

Поводами для применения форм таможенного контроля могут быть:

  • прямые предписания ТК ТС и законодательства РФ о таможенном деле (например, проверка документов и сведений, представленных при совершении таможенных операций — п. 1 ст. 111 ТК ТС, учет товаров, находящихся под таможенным контролем — ст. 120 ТК ТС, проверка системы учета товаров и отчетности — ч. 1 ст. 177 Закона о таможенном регулировании);
  • отдельные обстоятельства, с которыми ТК ТС связывает необходимость применения формы (форм) таможенного контроля (например, личный таможенный досмотр — ч. 1 п. 1 ст. 117 ТК ТС, внеплановая выездная таможенная проверка — п. 4 ст. 132 ТК ТС);
  • риски, указывающие на необходимость применения конкретной формы (форм) таможенного контроля (например, необходимость проведения таможенного досмотра товаров при обнаружении несоответствий сведений о количестве и общем весе декларируемых товаров).

Формы таможенного контроля применяются на основании решений уполномоченных должностных лиц таможенных органов:

а) не требующих письменного оформления (например, устный опрос — ст. 112 ТК ТС, таможенное наблюдение — ст. 114 ТК ТС. таможенный осмотр — ст. 115 ТК ТС, камеральная таможенная проверка — п. 2 ст. 131 ТК ТС);

б) выносимых по установленной письменной форме (например, личный таможенный досмотр — п. 1 ст. 117 ТК ТС, таможенный осмотр помещений и территорий — п. 5 ст. 119 ТК ТС, выездная таможенная проверка — п. 3 ст. 132 ТК ТС).

Результаты таможенного контроля с применением отдельных его форм подлежат письменному оформлению, например:

  • в виде объяснений подконтрольных лиц (п. 2 ст. 113 ТК ТС);
  • путем составления акта (о проведении таможенного осмотра, досмотра, личного таможенного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий, о проведении таможенной проверки).

1.4. Классификация таможенного контроля

Таможенный контроль, сопровождая все таможенные операции, также следует и всем другим действиям, которые совершают заинтересованные лица: контроль товаров после их выпуска, получение отчетности и так далее.

Сущность таможенного контроля заключается также в дифференциации его по отдельным видам.

В зависимости от способа перемещения товаров через таможенную границу ТС можно различить таможенный контроль, осуществляемый на водном, воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте. Таможенному контролю подвергаются также товары, перемещаемые по трубопроводу и линиям электропередачи. Нормативными актами устанавливаются особенности применения отдельных форм контроля при ввозе-вывозе грузов тем, или иным видом транспорта.

Применительно к виду контролируемых субъектов различают таможенный контроль, осуществляемый в отношении физических и юридических лиц. Особое место в числе последних, занимают субъекты, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики и др.).

По объектам таможенный контроль производится, как правило, в отношении товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Разновидности товаров как непосредственных объектов таможенных правоотношений обусловливают и наличие более узких разновидностей таможенного контроля. Так, спецификой отличается контроль, проводимый таможенными органами за перемещением электроэнергии, радиоактивных веществ, лекарственных средств, культурных ценностей и т.д.

По степени охвата таможенный контроль бывает выборочным и сплошным. В большинстве случаев организация таможенного контроля строится на принципе выборочности. Однако в случае обнаружения признаков нарушения таможенных правил выборочный контроль может трансформироваться в сплошной.

Способ проведения таможенного контроля позволяет разграничить его на следующие виды:

а) документальный контроль (проверка документов и сведений);

б) фактический контроль (таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; таможенное наблюдение; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков);

в) вербальный контроль (устный опрос; получение пояснений).

В зависимости от времени действия выделяют следующие виды таможенного контроля:

  • предварительный — предшествует совершению определенной деятельности (например, подача предварительной таможенной декларации влечет начало проведения таможенного контроля еще до ввоза иностранных товаров на таможенную территорию России);
  • текущий — производится в процессе таможенного оформления;
  • последующий осуществляется после выпуска товаров, т. е. после того, как товары будут отданы в распоряжение заинтересованных лиц (таможенная ревизия; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков).

По числу субъектов, участвующих в ходе осуществления таможенного контроля, различают:

  • односторонний таможенный контроль (осуществляется таможенными органами одного государства);
  • двусторонний таможенный контроль (осуществляется таможенными органами различных государств по отдельности);
  • совместный или одновременный таможенный контроль (осуществляется таможенными органами различных государств совместно).

Для ускорения проведения таможенного контроля, повышения его оптимизации и эффективности в целях получения информации о товарах (их количестве, составе, физических и химических свойствах, подлинности, наличии тайников и т. п.), транспортных средствах, выявления подделки таможенных документов и средств таможенной идентификации, контрабанды и признаков нарушений таможенных правил используются разнообразные технические средства.

Они применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей.

Метод таможенного контроля — совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля необходимо выделить:

  • таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
  • таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;
  • сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные ТК ТС.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

2.1.Таможенный контроль товаров, перемещаемых автомобильным транспортом

Прибытие и убытие товаров, перевозимых автомобильным транспортом, осуществляется в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Такие пункты пропуска устанавливаются отдельными решениями Правительства РФ. Перечень пунктов пропуска как автомобильных, так и иных, установлен, в частности постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 N 110 (ред. от 04.09.2012) «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий» постановлением Правительства РФ от 21.02.2008 N 109 (ред. от 04.09.2012) «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» и др.

При международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу следующие сведения (гл. 23 ТК ТС):

  • о государственной регистрации транспортного средства;
  • наименование и адрес перевозчика товаров;
  • наименование страны отправления и страны назначения товаров;
  • наименование и адрес отправителя и получателя товаров;
  • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
  • наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
  • вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;
  • о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию ТС запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

Данные сведения заявляются путем представления таможенному органу следующих документов:

  • документов на транспортное средство;
  • международной товаротранспортной накладной;
  • имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

Таможенный транзит (ТТ) товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта, осуществляется либо по национальной процедуре — с применением транзитной декларации и предъявлением требований к допуску транспортных средств к перевозкам товаров под таможенными печатями и пломбами, либо по международной процедуре.

Международная процедура осуществляется в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (Женева, 14 ноября 1975 г. Порядок применения данной Конвенции установлен приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206 «Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г.». (Примечание: применяется в части, не противоречащей ТК РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (письмо ГТК РФ от 22.01.2004 N 01-06/2109)

Согласно данному приказу Процедура МДП применяется при условии, что товары: — сопровождаются книжкой МДП, заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП;

  • обеспечиваются гарантией гарантирующего объединения (на территории России — АСМАП);
  • перевозятся в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами (за исключением перевозок тяжеловесных или громоздких товаров).

На транспортные средства должны быть прикреплены прямоугольные таблички с надписью «TIR». Одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо видны. Эти таблички должны быть съемными.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Допуск российских перевозчиков к процедуре МДП осуществляется в соответствии с совместным приказом Минтранса России и ФТС (ГТК) России от 01.09.1999 № 61/591 «О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок».

Таможенный контроль за грузовыми автомобильными перевозками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров.

Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска на шоссейных переходах, в пути следования и в местах доставки товаров.

Таможенный контроль автотранспортных средств преследует следующие цели:

  • выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля;
  • недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов;
  • проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем.

К подвиду таможенного контроля транспортных средств можно отнести контроль товаров, перемещаемых водителями грузовых автомобилей, экспедиторами, сопровождающими грузы, и водителями пассажирских автобусов. Этот подвид контроля осуществляется аналогично контролю товаров, перемещаемых физическими (частными) лицами.

Таможенное оформление и контроль на шоссейных погранпереходах (пунктах пропуска) грузового автотранспорта осуществляется в следующей последовательности:

  • подача перевозчиком уведомления о ввозе (вывозе) в форме вручения документов на транспортное средство и перевозимый груз должностному лицу таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля;
  • проверка должностными лицами таможенного органа поданных документов и принятие решения о форме и месте совершения таможенных операций перевозимого груза;
  • принятие решения о форме таможенного контроля транспортного средства;
  • таможенное оформление товаров, перемещаемых водителем и другими следующими на автотранспортном средстве физическими лицами;
  • таможенное оформление и таможенный контроль транспортного средства и перевозимых товаров;
  • вручение перевозчику документов на транспортное средство и перевозимые товары;
  • выпуск транспортного средства за границу или внутрь страны.

Пограничный и паспортный контроль, а также контроль со стороны других служб осуществляются одновременно с таможенным. Порядок взаимодействия контрольных служб устанавливается технологическими схемами пограничного и таможенного оформления на пограничном шоссейном переходе.

Последовательность таможенного оформления и контроля пассажирского автотранспорта следующая:

  • подача перевозчиком уведомления о въезде (выезде) в форме устного заявления и предъявления документов на транспортное средство и личных документов водителя и пассажиров должностному лицу погранвойск или таможенного органа (в зависимости от принятой технологической схемы) при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля;
  • таможенное оформление и таможенный контроль ручной клади и багажа водителя и пассажиров;
  • таможенное оформление и контроль транспортного средства;
  • выпуск транспортного средства, ручной клади и багажа водителя и пассажиров на выезд или въезд соответственно.

Ниже рассматриваются отдельные технологические операции таможенного оформления и контроля на погранпереходах.

Подача уведомления о намерении ввоза/вывоза применяется только в грузовом сообщении.

Подача уведомления является обязанностью перевозчика. На практике эту обязанность исполняют водители транспортных средств.

При ввозе на таможенную территорию представляются:

  • комплект документов на грузовую отправку, который включает в себя: товаротранспортную накладную международного автомобильного сообщения (CMR), выписанную организацией, заключившей договор перевозки в качестве перевозчика; отгрузочную спецификацию на перевозимые товары, счет (фактуру или проформу) на товары; книжку МДП (если перевозка осуществляется в соответствии с Конвенцией МДП) и документы на допущение автотранспортного средства к перевозке под таможенными печатями и пломбами; технические и регистрационные документы на автотранспортное средство; различного рода сертификаты, лицензии и разрешения, выданные компетентными органами на перевозимые товары в соответствии с действующими правилами;
  • комплект документов в пассажирском сообщении, который включает в себя регистрационные документы на транспортное средство; страховое свидетельство («зеленая карта»); список тургруппы (для туристических автобусов и организованных групп автотуристов).

После проверки документов должностное лицо таможенного органа принимает одно или несколько из следующих решений.

В грузовом сообщении:

  • выпустить транспортное средство;
  • выпустить транспортное средство после его осмотра и сличения наложенных таможенных обеспечении с указанными в документах;
  • выпустить транспортное средство после проведения таможенного досмотра;
  • отказать в пропуске транспортного средства.

Одновременно принимается решение и в отношении ввозимых товаров: провести частичный или полный досмотр груза (со вскрытием транспортной тары и упаковки или без вскрытия); поместить груз на приграничный склад временного хранения для проведения таможенного оформления на границе или направить для производства таможенного оформления в таможню места доставки груза по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ).

Оформление ручной клади и багажа транспортных служащих производится так же, как и при оформлении пассажирского транспорта.

В пассажирском сообщении:

  • выпустить транспортное средство и пассажиров после внешнего осмотра автомобиля, ручной клади и багажа пассажиров;
  • произвести таможенное оформление ручной клади и багажа пассажиров и водителя в таможенном зале;
  • осуществить досмотр транспортного средства;
  • осуществить досмотр ручной клади и багажа пассажиров.

Досмотр автотранспорта и перевозимых товаров относится к формам таможенного контроля и заключается в проверке фактического соответствия товаров и транспортных средств сведениям, указанным в документах, в целях выявления товаров, не предъявленных для таможенного контроля, и пресечения их незаконного ввоза или вывоза.

Для досмотра товаров на погранпереходах оборудуются специальные места — досмотровые склады, оснащенные необходимой погрузочно-разгрузочной техникой, приборами, оборудованием и инструментами.

В случае невозможности оборудования мест досмотра товаров непосредственно на автопереходе досмотр товаров организуется на ближайших приграничных складах временного хранения.

Досмотр автотранспортных средств — технически сложная операция, требующая специальной профессиональной подготовки, знания конструктивных особенностей транспортных средств и владения профессиональным инструментом и техническими приемами автомеханика. Досмотр автотранспорта производится, как правило, непосредственно в режимной зоне автоперехода в досмотровых боксах, оснащенных досмотровыми ямами или подъемниками.

Товары, перемещаемые в ручной клади и багаже, могут оформляться и контролироваться: непосредственно при нахождении на транспортном средстве; с выгрузкой на перрон; в таможенных залах автопереходов.

Таможенные залы автопереходов оборудуются в зданиях автопереходов для производства углубленного пограничного и таможенного оформления и контроля лиц, следующих через государственную границу, и перемещаемых этими лицами товаров.

Таможенное оформление ввозимого автомобиля (легкового или грузового) своим ходом для дальнейшей его эксплуатации или продажи на таможенной территории имеет свои особенности.

В данном случае автомашина одновременно рассматривается и как транспортное средство для перемещения водителя и других лиц, следующих с водителем, их ручной клади и багажа, и в качестве товара.

При этом ручная кладь и багаж следующих на автомобиле лиц оформляются как и для иных лиц (пассажиров, туристов, водителей), а сам автомобиль — и как транспортное средство, и как товар.

Если автомобиль не заявляется для помещения его под какой-либо таможенный режим непосредственно в пограничной таможне на автопереходе, то он направляется по процедуре внутреннего таможенного транзита в таможню назначения.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется во всех случаях вне зависимости от оснований для перемещения товара (автомобиля) через таможенную границу и наличия у перемещающего лица таможенных или иных льгот, если автомобиль не заявляется для помещения под таможенный режим непосредственно в пограничном пункте пропуска.

При вывозе с таможенной территории:

  • в грузовом сообщении при оформлении транспортного средства и груза предъявляются те же документы, что и при ввозе, а также два экземпляра ДТ, оформленной во внутренней таможне;
  • при некоторых таможенных режимах (например, возврат за границу после применения режима временного ввоза) предъявляются также два экземпляра документа контроля доставки (ДКД). Один экземпляр ДКД подлежит возврату в таможню отправления с отметками пограничной таможни о поступлении товара.

Порядок таможенного оформления при выезде пассажиров сходен с практикуемым при их въезде.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!