Меню Услуги

Таможенный контроль. Принципиальные основы его проведения. Формы и задачи таможенного контроля


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Таможенный контроль в системе таможенного дела
  • 1.1. Понятие и правовое регулирование таможенного контроля
  • 1.2. Принципиальные основы осуществления таможенного контроля
  • Глава 2. Анализ форм производства таможенного контроля
  • 2.1. Анализ основных форм производства таможенного контроля
  • 2.2. Анализ практики проведения таможенного контроля
  • Глава 3. Совершенствование порядка проведения таможенного контроля
  • 3.1. Классификация видов таможенного контроля. Значение и задачи проведения таможенного контроля на современном этапе
  • 3.2. Система управления рисками в рамках совершенствования процедуры проведения таможенного контроля
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Таможенный контроль – это одна из основополагающих систем таможенного регулирования внешнеторговых отношений и в целом таможенного дела. Таможенному контролю в действующем Таможенном кодексе Таможенного союза посвящены с 15 по 21 главы 3 раздела, содержащие статьи с 94 по 149.

Таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики государствами – членами Таможенного союза. И с учетом  степени международной интеграции в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС таможенная политика представляет единую таможенную политику союза. Но единство таможенных целей и их реализация не отрицает наличия национальных интересов участников международного объединения. Поэтому, таможенный контроль является средством реализации таможенной политики Таможенного союза и национальной таможенной политики, в частности, РФ.

На сегодняшний день вопросы таможенного контроля в Российской Федерации являются одними из наиболее сложных вопросов в теории таможенного права и в практике деятельности таможенных органов.

Прежде всего, необходимо отметить, что сегодня перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по обеспечению в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности России, ее экономического суверенитета, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. Внешнеэкономическая политика России направлена на интеграцию с мировой экономикой и активное включение в международную торговлю. Становление Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества определяет основные цели, задачи и направления таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза. В результате активного обновления таможенного законодательства, обусловленного в первую очередь вступлением в силу в июле 2010 г. ТК ТС и последовавшего за этим приведения национального законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о таможенном деле в соответствие с его положениями, значительно увеличивается влияние таможенного регулирования как составной части государственного регулирования внешнеторговой деятельности государств – членов Таможенного союза на процессы интеграционного взаимодействия их экономик с международным экономическим сообществом.

Действующий в настоящее время ТК ТС предусматривает достаточно большое количество изменений и нововведений. Помимо изменений в понятийном аппарате, ТК ТС предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела. Для привычных таможенных процессов изменяется их правовая природа и смысловое наполнение, что требует перестройки организации деятельности таможенных органов РФ. Значительные перемены затронули и такой важнейший институт таможенного дела, как таможенный контроль.

Таким образом, сказанное свидетельствует об актуальности темы настоящей работы, так как таможенный контроль является одним из ключевых институтов таможенного права и одной из важнейших функций таможенных органов. Значение таможенного контроля обусловлено его нацеленностью на защиту основной конституционной ценности – прав и свобод человека, а также непосредственной связью с проблемами национальной безопасности Российской Федерации.

Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в связи с осуществлением таможенными органами таможенного контроля.

Предметом исследования являются нормы таможенного законодательства, регулирующие осуществление таможенного контроля в условиях функционирования Таможенного союза, практика их применения, а также теоретические суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов.

Целью работы является изучение и анализ таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, регулирующего основные формы, принципы и задачи проведения таможенного контроля в условиях функционирования Таможенного союза.

В соответствии с целью исследования определены следующие задачи, решение которых составляет содержание данной работы:

1) раскрыть понятие и правовое регулирование таможенного контроля;

2) изучить принципы осуществления таможенного контроля;

3) дать анализ основных форм производства таможенного контроля;

4) охарактеризовать практику проведения таможенного контроля;

5) рассмотреть значение и задачи проведения таможенного контроля на современном этапе;

6) исследовать системы управления рисками в процессе проведения таможенного контроля.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ; Договор о Таможенном кодексе таможенного союза; Таможенный кодекс Таможенного союза; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе»; Приказ Федеральной таможенной службы «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий», а также другие нормативно-правовые акты.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как В.В. Федоткин, О.Г. Анохина, Л.А. Бондарь. Р.И. Васильев. О.В. Гречкина, В.П. Дружинин, А.А. Косов, Г.В. Матвиенко, Н.А. Погодина, Е.В. Сергеев, И.В. Тимошенко, С.В. Халипов, О.В. Шишкина, Т.Ю. Юркин, и ряд других.

Глава 1. Таможенный контроль в системе таможенного дела

1.1. Понятие и правовое регулирование таможенного контроля

Переход РФ к рыночной экономике и, как следствие, интенсификация экономических отношений, в том числе в области внешнеэкономической деятельности, обусловили повышенный интерес научной общественности к проблемам таможенного права России. Среди важных и перспективных направлений научных исследований в сфере таможенного права на современном этапе можно выделить вопросы, связанные с таможенным контролем.

В настоящее время в соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками в целях обеспечения таможенного законодательства Таможенного союза, и каждого отдельно из государств – членов Таможенного союза.

Таможенный контроль есть действенное средство выявления и предупреждения преступлений и иных нарушений таможенного законодательства, а его значение, как отмечает Т.Ю. Юркин, обусловлено его направленностью на защиту основной конституционной ценности – прав и свобод человека, а также его непосредственной связью с проблемами национальной безопасности РФ. Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве, поэтому определение понятия таможенного контроля есть первостепенная задача в деле повышения уровня его эффективности.

Между тем, как представляется, само понятие таможенного контроля,  а также его правовая сущность недостаточно широко исследованы в научных работах в сфере таможенного права.  Как правило, значительное внимание в таких работах уделяется конкретным формам и практическим аспектам указанных элементов таможенного процесса, при том, что теоретические их аспекты освещаются недостаточно полно.

Относительно определения таможенного контроля в научной литературе мы также не находим единства. Е.В. Сергеев определяет таможенный контроль как «систему мер, законодательно установленных государством и осуществляемых таможенными органами,  для обеспечения соблюдения законодательства РФ; охраны государственной и общественной безопасности, экономических интересов; защиты общественного порядка; выявления, пресечения и предупреждения неправомерных действий физических и юридических лиц». По мнению А.А. Косова, таможенный контроль – это «специализированная контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, осуществляемая на системной основе в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и нормативных правовых актов, изданных на его основе и во исполнение, а также совершенствования таможенного регулирования в целях реализации задач в области таможенного дела, повышения эффективности и оптимизации деятельности таможенных органов». В свою очередь И.В. Тимошенко полагает, что «таможенный контроль является одним из средств реализации таможенной политики РФ и представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства».

Представляется, что для определения понятия  «таможенный контроль»  сущностными и дополнительными являются следующие признаки  (характерные черты):

1) сущностный признак заключается в том, что таможенный контроль представляет собой деятельность (выраженную в форме системы контрольных мер);

2) дополнительные признаки заключаются в том, что указанная деятельность осуществляется от имени государства таможенными органами; объектом контроля являются действия различных субъектов таможенных правоотношений, их соответствие требованиям таможенного законодательства РФ; целью таможенного контроля является предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства; действия уполномоченных органов при осуществлении контроля могут быть довольно гибкими (в рамках нормативно установленных вариантов действия) и основываются на системе управления рисками и выборе таможенной стратегии.

С учетом изложенного представляется возможным сформулировать следующее определение таможенного контроля: таможенный контроль –  это деятельность таможенных органов, направленная на установление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных правоотношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, осуществляемая в рамках, установленных законом, с использованием системы управления рисками и на основании выбранной таможенной стратегии.

Правовая база РФ, регламентирующая общественные отношения в области таможенного дела в целом и таможенного контроля в частности, претерпевает определенную трансформацию, вызванную формированием Таможенного союза на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и принятием ТК ТС, а также иных нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, имеющих концептуальный характер в данной сфере. В основу ТК ТС заложены идеи о содействии развитию кооперационных связей и экономической модернизации хозяйствующих субъектов государств – членов Таможенного союза посредством минимизации административных барьеров в области таможенного регулирования.

На сегодняшний день таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, принятых в соответствии с ним международных соглашений государств – членов Таможенного союза и решений Комиссии Таможенного союза. Законодательство РФ о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем общественные отношения в области таможенного дела в соответствии со ст. 4 Федерального «О таможенном регулировании» могут регулироваться указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, а также нормативно-правовыми актами, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти.

Оценивая сам факт формирования и развития таможенного законодательства Таможенного союза, важно отметить, что наднациональный характер таможенного законодательства обеспечивает его стабильность и эффективность, унификацию с международными правовыми нормами и, соответственно, прозрачность и предсказуемость таможенных процедур. Данное обстоятельство самым благоприятным образом влияет на политическую и экономическую ситуацию в стране и регионе.

Вместе с тем возникает серьезная проблема в обеспечении единообразия правоприменительной деятельности государств – членов Таможенного союза, поскольку «одна и та же норма общего таможенного законодательства может быть истолкована по-разному». Как показывает правоприменительная практика, многое в вопросах правореализации зависит от личного усмотрения руководителя таможенного органа.

Итак, таможенный контроль –  это деятельность таможенных органов, направленная на установление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных правоотношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, осуществляемая в рамках, установленных законом, с использованием системы управления рисками и на основании выбранной таможенной стратегии.

В правовом регулировании таможенного контроля заложены эффективные и действенные меры, направленные на обеспечение соблюдения как национального таможенного законодательства, так таможенного законодательства Таможенного союза. Вместе с тем для реализации положений ТК ТС в сфере таможенного контроля предстоит большая работа по принятию ряда международных соглашений, решений Евразийской экономической Комиссии, а также по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ТК ТС. Не исключено, что таможенные органы, участники внешнеэкономической деятельности трех договаривающихся государств столкнутся с трудностями, которыми, как правило, сопровождается внедрение, тем более столь масштабное. Однако это дело техники, поскольку правовая основа таможенного контроля уже заложена.

1.2. Принципиальные основы осуществления таможенного контроля

Итак, основной целью таможенного контроля является обеспечение соответствия операций и действий в сфере таможенного дела, проводимых участниками таможенно-правовых отношений, требованиям таможенного законодательства путем проведения различного рода проверок, установленными законом формами.

Принципы – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Традиционно в юридической науке принципы рассматриваются как «основные начала» и «руководящие положения». При этом оформившаяся в целом в юридической науке концепция доказывает, что под принципом следует понимать «исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права».

Опираясь на определение принципа права, принципы таможенного контроля можно истолковать как закрепленные в различных правовых источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общие, руководящие положения, имеющие определяющее значение для все процедуры таможенного контроля, обеспечивающие быстрое и точное его проведение и выражающие наиболее существенные черты осуществляемого действия.

К принципиальным основам организации и проведения таможенного контроля в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС относятся:

  1. принцип соблюдения законности при проведении таможенного контроля, таможенного оформления и проведения других таможенных формальностей;
  2. взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами исполнительной власти;
  3. взаимодействие с иными участниками таможенных правоотношений;
  4. взаимная административная помощь таможенных органов стран – участниц Таможенного союза;
  5. международное сотрудничество таможенных органов;
  6. единство таможенной территории Таможенного союза;
  7. обязательность таможенного контроля;
  8. исключительность наделения таможенных органов правами проведения таможенного контроля;
  9. унификация форм и методов таможенного контроля;
  10. система управления рисками;
  11. минимальное вмешательство таможенных органов в личную и деловую жизнь подконтрольных лиц во время проведения таможенного контроля;
  12. оперативное осуществление проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля;
  13. открытость, ясность и предсказуемость таможенного контроля;
  14. выборочность таможенного контроля;
  15. достаточность таможенного контроля;
  16. равенство участников таможенных правоотношений;
  17. соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц;
  18. обеспечение прав на имущество;
  19. недопустимость нанесения неправомерного вреда;
  20. право на возмещение вреда вследствие неправомерных действий должностных лиц таможенных органов;
  21. право на получение информации, юридическую консультацию и квалифицированную помощь;
  22. подконтрольность деятельности таможенных органов;
  23. обеспечение безопасности жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов;
  24. сохранность оборудования и имущества государства;
  25. соблюдение техники безопасности должностными лицами таможенных органов при проведении таможенного контроля;
  26. профессиональная компетентность должностных лиц таможенных органов;
  27. профессиональная этика и культура поведения должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля;
  28. финансирование деятельности таможенных органов для осуществления таможенного контроля.
  29. Основополагающим в деятельности таможенных органов необходимо признать принцип законности.

Принцип законности следовало бы считать фундаментальным, потому, что соблюдение законодательства – это обязательное условие деятельности таможенных органов.

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, он является общеправовым, центральным, универсальным и общепризнанным принципом, и подразумевает под собой всеобщность требования соблюдения законов и основанных на них подзаконных нормативных актов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом, пронизывает все стороны жизни, содержания и действия права, начиная с его формирования в процессе правотворчества и заканчивая применением и другими видами реализации права.

В рассматриваемом аспекте данный принцип находит свое выражение в том, что деятельность таможенных органов по проведению таможенного контроля регламентируется нормами таможенного законодательства, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Кроме того, все действия участников таможенного контроля не должны противоречить таможенному законодательству РФ, а также международно-правовым нормам. В первую очередь, недопустимо нарушение законодательных норм о таможенном контроле должностными лицами таможенных органов, что свидетельствует о том, что таможенный контроль направлен, в том числе, и на защиту интересов частных субъектов;

  1. Следующее важное положение в формировании таможенного контроля – принципиальные основы взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами исполнительной власти.

Постоянное соприкосновение таможенных органов с пограничными службами государств – участников Таможенного союза, осуществляющих паспортный контроль на государственных границах, приводит к необходимости их тесного взаимодействия.

Не менее значимым фактором, определяющим необходимость данного взаимодействия, является защита населения и территории от возможного заражения (вирусами, бактериями, иными способами), которая обеспечивается путем осуществления мер санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Этим видам государственного контроля подвергаются лица, пребывающие из-за границы РФ, живые животные, посевной материал и транспортные средства, ввозимые на территорию РФ. При этом соблюдение соответствующего взаимодействия обеспечивается последовательной деятельностью государственных служащих.

Также следует учитывать и необходимость проведения мероприятий предполетного контроля для безопасности воздушных полетов, проводимых в аэропортах для открытых международных сообщений, как обязательного самостоятельного вида контроля, осуществляемого органами МВД и службами безопасности аэропортов.

Все вышеперечисленные мероприятия проводятся специализированными государственными органами, входящими в структуру исполнительной власти. Осуществление того или иного вида государственного контроля нуждается в соответствующем администрировании. Хотелось бы отметить, что применение принципа взаимодействия не ограничивается только в пунктах пропуска через государственную границу. Необходимость проведения иных видов государственного контроля возникает в деятельности внутренних таможенных органов, осуществляющих контроль и вне пунктов пропуска.

  1. Принципиальные основы, устанавливающие требования взаимодействия таможенных органов, с целью повышения эффективности при организации таможенного контроля предписывают необходимость учета возможного взаимодействия с иными участниками таможенных правоотношений:

— участниками ВЭД;

— лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

— иными лицами, деятельность которых может быть связана с осуществлением внешней торговли или перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;

— профессиональными объединениями (ассоциациями) вышеуказанных категорий лиц.

Необходимость форм сотрудничества с вышеуказанными лицами вызвана следующими обстоятельствами:

— места таможенного оформления, зоны таможенного контроля, в которых действуют таможенные учреждения, могут располагаться в различных логистических и складских терминалах, международных почтамтах, пунктах перекачки нефти и нефтепродуктов;

— лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, по праву считаются своеобразным буфером между участниками внешнеторговых операций и государственными структурами;

— транспортные организации, оказывая услуги по транспортировке пассажиров и грузов, находятся в постоянном контакте с таможенными органами.

Применение требования должного взаимодействия не ограничивается структурами указанными выше, необходимо учитывать реалии участия РФ в Таможенном союзе и потребность международных контактов с таможенными службами иных иностранных государств.

  1. Такое взаимодействие национальных таможенных органов в рамках Таможенного союза закреплено в понятии взаимная административная помощь. Как уже отмечалось, создание Таможенного союза, формирование единого таможенного законодательства, координация действий по реализации таможенной политики подчеркивает то, что государства передали часть своего суверенитета в пользу международного объединения — союза. Однако осуществление властных полномочий при осуществлении таможенного контроля осталось в ведении национальных систем таможенных органов. При таком положении дел на практике с учетом единства таможенной территории и, соответственно, отсутствия внутренних таможенных барьеров возникают ситуации, требующие проведения проверочных мероприятий в интересах одной из служб на территории других пусть и союзных государств, но суверенных в части исключительности проведения контрольных мероприятий на своей территории.

Существующая система взаимоотношений в рамках Таможенного союза позволяет таможенным органам поручить одной из сторон проведение определенных таможенных операций для осуществления всех мероприятий по таможенному контролю. Наиболее часто взаимная административная помощь применяется при проведении контроля за перемещением товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории ТС.

В п. 2 статьи 123 ТК ТС взаимная административная помощь включает:

— обмен информацией между таможенными органами;

— взаимное признание решений, принятых таможенными органами;

— проведение отдельных форм таможенного контроля таможенным органом одного из государств-участников Таможенного союза по поручению другого таможенного органа.

  1. Следующим аспектом, влияющим на формирование таможенного контроля, предлагаем рассмотреть международное сотрудничество таможенных органов. Специфика таможенных правоотношений выражается в возможности товарообмена между лицами разных государств и, следовательно, при осуществлении таможенного контроля у должностных лиц таможенных органов могут возникать ситуации, при которых важным аргументом для принятия решений по существу контроля являются сведения о товаре и/или транспортных средствах, заявленные в стране отправления и/или странах транзита.

Естественно, при осуществлении контролируемых поставок необходимость такого взаимодействия не вызывает никаких сомнений. Именно должное взаимодействие таможенных органов разных стран обеспечивает реализацию мер по пресечению наркотрафиков при осуществлении таможенного контроля.

Такая информация должна быть получена в рамках международного сотрудничества таможенных органов Таможенного союза в целом и национальных таможенных структур в частности. Такое взаимодействие обеспечивается постоянно действующими комитетами Всемирной таможенной организации, имеющей контакты на постоянной основе, и двухсторонними договорами о сотрудничестве между таможенными службами двух конкретных государств. Кроме этого следует учитывать наличие представительств Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) в ряде государств, что выводит международное сотрудничество в таможенной сфере на качественно новый уровень. Такие представительства ФТС России в настоящее время действуют в следующих странах: Республике Беларусь, Республике Абхазия, Республике Казахстан, Республике Таджикистан, Республике Корея, Республике Латвия, Республике Индия, Республике Турция, Республике Южная Осетия, Киргизской Республике, Королевстве Бельгия, КНР, Украине, Федеративной республике Германии, Федеративной республике Бразилия, Японии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  1. Для организации таможенного контроля значимым является принцип единства таможенной территории ТС, определяющий применение единого таможенного законодательства на этой территории. Естественно, это касается и единства таможенного контроля на всей таможенной территории. Этим принципом устанавливается не только применение единых методов и форм таможенного контроля, но и необходимость учета покрытия всей территории государств-участников Таможенного союза зонами ответственности таможенных учреждений, создание мест таможенного оформления, зон таможенного контроля, и соответственного обеспечения невозможности бесконтрольного перемещения товаров через таможенную границу. При этом следует учитывать все существующие законные способы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, принимая во внимание специфику транспортных каналов, трубопроводов, линий электропередач, особенности сезонных работ, способы хозяйствования, национальные традиции, природные и географические особенности, а также способы перемещения почтовых отправлений.
  2. Принцип единства таможенной территории взаимосвязан с принципом обязательности таможенного контроля, которым предусматривается непременность проведения контроля за исполнением обязанностей по совершению таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. В статье 96 ТК ТС указываются условия, определяющие статус товаров – «находятся под таможенным контролем». Анализ положений указанной статьи и статьи 150 ТК ТС свидетельствует, что любой товар и транспортное средство, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю. Не смотря на то, что таможенный контроль в разных случаях начинается и заканчивается при соблюдении различных условий, контроль осуществляется в отношении всех товаров, а в отдельных таможенных операциях и производных этих товаров.

Не зависимо от того, что транспортные средства не указаны в статье 96 ТК ТС, положения главы 48 ТК ТС фактически корреспондируют обязательность осуществления таможенного контроля и в отношении всех транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Об обязательности таможенного контроля в отношении всех товаров, включая транспортные средства, поступающих на таможенную территорию или убывающих с нее, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, прямо указано в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

  1. Определяя принцип исключительности наделения таможенных органов правами проведения таможенного контроля, следует исходить из признания значимости таможенных правоотношений и соответствующего государственного надзора за процессами в данной сфере.

Таможенный контроль как вид государственного контроля выделен в самостоятельное направление деятельности исполнительных органов. Для эффективности его осуществления создана специализированная структура, наделенная соответствующими полномочиями. Роль такой структуры выполняют таможенные органы. При этом следует учитывать, что, передав часть своего суверенитета в вопросах регулирования таможенными правоотношениями в ведение Таможенного союза, страны-участницы союза оставили право осуществления таможенного контроля в ведении национальных систем органов исполнительной власти. Такое право, как признак суверенитета присутствует во всех государствах-участниках Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В Российской Федерации это Федеральная таможенная служба, в Республике Беларусь – Государственный таможенный комитет, в Республике Казахстан – Государственный таможенный Государственный комитет.

  1. Современные интеграционные процессы проявляются и в осуществлении таможенного контроля, что является определяющим для применения унификации методов и форм таможенного контроля.

Под унификацией следует понимать приведение способов и форм контроля к единообразию посредством сближения стандартов, требований критериев оценки. Находясь в рамках Таможенного союза, таможенные органы государств-участников этого союза при осуществлении таможенного контроля руководствуются единой нормативно-правовой базой, едиными формами таможенного контроля, едиными стандартами. Это объясняется тем, что действия таможенных органов должны быть понятны их коллегам.

Требование принятие единых форм таможенного контроля, методов их проведения, порядка контроля актуально и в пределах РФ, т.к. огромная территория и фактор разницы часовых поясов создают определенные сложности в организации таможенного контроля и управлении таможенными органами в целом.

Необходимость унификации таможенного администрирования и таможенного контроля возникает как следствие международного сотрудничества таможенных органов.

  1. Принципу унификации таможенного контроля в определенной степени способствует применение таможенными органами системы управления рисками, применение которой является определенным базисным инструментом при проведении таможенного контроля.

В главе 18 ТК ТС приводится ряд определений, связанных с понятием рисков и системы управления рисками, а также указываются основы применения этой системы. Под рисками понимается степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства ТС и/или законодательств государств-участников Таможенного союза. Таможенные органы используют метод анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени такой проверки – выбора форм таможенного контроля. Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства.

  1. При применении принципа обязательности таможенного контроля и следует учитывать требование международных стандартов в отношении принципов, формирующих таможенный контроль, на основе минимального вмешательства государственных структур в личную и деловую жизнь общества. Данное положение определяет, что проведение таможенного контроля сводится к минимуму, необходимому для соблюдения таможенного законодательства.
  2. Одновременно с этим применяется требование оперативного осуществления проверочных мероприятий в рамках таможенного контроля. Данное принципиальное требование выдвигает перед таможенными органами обязанность осуществления таможенного контроля в минимальные сроки.

В настоящее время в таможенных органах осуществляется постоянный мониторинг времени осуществления таможенного контроля, который обязывает руководителей таможенных подразделений брать под личный контроль таможенные операции, осуществление которых затянулось более чем на 3 часа с момента регистрации декларации.

  1. Немаловажными видятся требования открытости, ясности и предсказуемости таможенного контроля.

Требование открытости предполагает публичность проведения таможенного контроля, возможности участия в процессе таможенного контроля лиц (владельцев товаров и/или транспортных средств, а также лиц, имеющих соответствующие распоряжения в отношения контролируемых товаров и транспортных средств).

Однако под открытостью понимается не только свободный доступ всех заинтересованных лиц к проведению проверочных мероприятий. Открытость таможенного контроля выражается в информировании о планировании проведения той или иной формы контроля с указанием времени начала и месте проведения, о результатах по факту проведения и соответственно решениях в отношении товаров и транспортных средств.

Требование в предсказуемости таможенного контроля напрямую связано с обеспечением доступности информации о формах и методах таможенного контроля и подробной детализации таможенных процедур.

Ясность при осуществлении таможенного контроля обеспечивается простотой и четкостью изложения таможенных правил и требований во время проведения различных форм контроля. При этом все действия должностных лиц таможенных органов при осуществлении контрольных мероприятий должны быть разъяснены в доступной и доходчивой форме по требованию подконтрольных лиц, их представителей, а также иных участников конкретного действия.

  1. Остановимся на принципах выборочности и достаточности таможенного контроля. Принцип выборочности предполагает отказ от тотального – стопроцентного контроля всех товаров и транспортных средств, предъявленных к таможенному контролю, оставляя право должностных лиц определять степень и уровни таможенного досмотра. При этом обращаем внимание, что принцип выборочности предполагает осуществление проверочных мероприятий, предусматривающих применение такой формы контроля как таможенный досмотр. В иных формах таможенного контроля не предполагается применение принципа выборочности, так например, документы и сведения изучаются в полном объеме. При применении принципа выборочности должностные лица таможенных органов используют систему управления рисками, ориентировки и сообщения, а также собственный опыт и знания.
  2. Принцип достаточности предполагает право должностных лиц ориентироваться при проведении различных форм таможенного контроля на осуществление проверочных мероприятий до момента, позволяющего сделать вывод о достаточности их проведения, чтобы принять решение о соответствии процедуры декларирования таможенному законодательству. Так, при проверке какого-то груза достаточно установить его предназначение для целей отнесения к определенному коду товара, а не подвергать полной разборке.

При этом требование проведения таможенного контроля на принципах выборочности и достаточности тесно соприкасается с применением принципа минимального вмешательства.

  1. Следующий принцип — равенство участников таможенных правоотношений, следуя которому таможенные операции применяются одинаково, независимо от страны отправления и назначения товаров, а также их происхождения. Законодательством прямо установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу. При осуществлении таможенного контроля не допускаются дискриминационные действия независимо от каких-либо критериев: гражданства, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим или общественным объединениям. Конституционные основы государств-участников Таможенного союза устанавливают прямой запрет любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Таким образом, требования таможенного законодательства, порядок таможенного контроля, формы его проведения одинаковы для всех лиц.

Тем не менее, при организации таможенного контроля надо учитывать, что существуют лица, перемещающие определенные товары (например, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, или скоропортящиеся товары), которые пользуются первоочередностью права на проверочные мероприятия.

  1. Важнейшим требованием при проведении таможенного контроля является принцип соблюдения прав и законных интересов подконтрольных лиц и их законных представителей. Этот принцип предусматривает факт признания государством у подконтрольных лиц законных интересов и прав, основанных на общечеловеческих правах человека, закрепленных в Декларации о правах человека, и правах, закрепленных в Конституциях государств-участников Таможенного союза. В указанных международных и национальных Основных законах соблюдение и защита прав и свобод человека определены как обязанность государств. Следовательно, соблюдение прав и законных интересов подконтрольных лиц охраняется государством и в процессе таможенного контроля.
  2. Немаловажным принципиальным началом таможенного контроля является обеспечение прав на имущество. Законодательством ТС и национальным законодательством государств-участников союза установлено уважение личной и частной собственности. Это предусматривает следующее: никто не может быть лишен имущества без соответствующего мотивированного решения суда или в случаях, специально оговоренных законодательством. Такими случаями могут быть признаны требования о списании денежных средств со счетов участников ВЭД в счет образовавшейся задолженности, и в рамках исполнительного производства.

Все ограничения пользования имуществом осуществляются в рамках исполнения условий выбранных таможенных процедур. И в этом случае владелец имущества остается его полноправным владельцем и распорядителем.

  1. Принцип недопустимости неправомерного вреда предусматривает запрет на причинение вреда действиями должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля. Этот принцип на практике реализуется соизмерением необходимого вмешательства государства в имущественные отношения и сохранения целостности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Необходимо учитывать, что при таможенном контроле с целью идентификации товаров и транспортных средств возникает потребность вскрытия упаковки, вскрытие конструктивных особенностей, разбор сложных товаров. Баланс необходимого вмешательства и возможного наступления вредных последствий от физического воздействия на товары и/или транспортные средства в каждом конкретном случае определяется должностным лицом таможенного контроля на основе анализа всех обстоятельств, возникших в процессе таможенного контроля. Важными элементами для соблюдения такого баланса следует считать профессиональный уровень должностного лица и его способность принимать адекватные, взвешенные решения.
  2. Недопустимость неправомерного вреда напрямую связана с правом на возмещение вреда.

Законодательством ТС и законодательством государств этого союза установлено право на возмещении вреда для лиц, чьи имущественные интересы были ущемлены в процессе таможенного контроля. Однако следует учитывать, что в п. 3 статьи 104 ТК ТС установлено, что вред, нанесенный должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля вследствие законных требований, возмещению не подлежит.

  1. Право на получении информации, юридическую консультацию и квалифицированную помощь. Данный принцип предусматривает возможность подконтрольных лиц прибегать к помощи специалистов, владеющих таможенным законодательством, и/или лиц, специализирующихся в сфере околотаможенного сервиса (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, уполномоченных экономических операторов).

Следует учитывать и возможность использования института законных представителей при осуществлении таможенного контроля. Особенно это актуально при проведении таких форм контроля как таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.

В случае выявления в процессе таможенного контроля признаков правонарушений и преступлений у подконтрольного лица имеется право на юридическую защиту посредством использования услуг адвоката.

  1. Немаловажную роль при организации таможенного контроля и прохождении этих процедур играет принцип подконтрольности деятельности должностных лиц таможенных органов. Должностные лица таможенных органов должны знать и учитывать, такое важное обстоятельство, как возможность проведения проверки их деятельности со стороны государства. Однако право проверки деятельности таможенных органов имеют только определенные органы, оговоренные в законе.
  2. Принцип обеспечения безопасности жизни и здоровья должностных лиц, сохранности оборудования и имущества государства. Данным положением допускается проведение государственными органами, имеющими на это полномочия, мероприятий, направленных на обеспечение жизни и здоровья должностных лиц и членов их семей, а так же сохранности государственной собственности, используемой должностными лица при осуществлении таможенного контроля. В процессе проведения таможенного контроля должностное лицо может быть подвергнуто нападению или в его адрес могут быть высказаны угрозы. К сожалению, в современной практике имело место воздействие на принятие решений должностными лицами таможенных органов во время проведения таможенного контроля посредством угроз членам их семей. Также зафиксированы случаи умышленная и неумышленная порча имущества, используемого в процессе таможенного контроля.
  3. Одна из особенностей организации таможенного контроля выражается в возможности применения должностными лицами таможенных органов технических средств таможенного контроля (далее — ТСТК), обеспечивающих его результативность с учетом затрудненных способов обнаружения товаров, сокрытых от таможенного контроля, и качеством товаров, средств связи, особых транспортных средств (самолетов, вертолетов, морских и речных судов), служебных собак. Применение различного оборудования, техники и служебных собак предусматривает некоторые важные элементы их применения, которые необходимо рассматривать как основоопределяющие. К таким следует отнести принцип соблюдения техники безопасности.
  4. Следующим требованием, напрямую связанным с качеством таможенного контроля, следует считать профессиональную компетентность должностных лиц таможенных органов, осуществляющих конкретные проверочные мероприятия. Как отмечалось ранее, таможенный контроль находится в исключительном ведении таможенных органов и осуществляется должностными лицами этих органов. Однако не каждое должностное лицо таможенных органов наделяется правом осуществления таможенного контроля. Важнейшими элементами допуска к осуществлению таможенного контроля являются: документальное подтверждение правомочий — приказ о назначении физического лица на соответствующую должность государственного служащего; приказ о его допуске к самостоятельной работе в соответствии с должностью; включение должностного лица в конкретную досмотровую бригаду или в иное подразделение, осуществляющее мероприятия, относящиеся к таможенному контролю. При этом принадлежность лица к конкретной должности предполагает наличие должностных обязанностей и способности к их выполнению, что требует соответствующих знаний и умений. Данное качество должностного лица достигается получением определенного образования, квалификации, специальности. При этом следует учитывать, что определенные знания и навыки, необходимые для выполнения специфических требований во время таможенного контроля, достигаются и посредством профессионального обучения и переподготовки.
  5. Современное качество осуществления государственной деятельности в различных сферах выдвигает требования соответствия государственного служащего профессиональной этике и культуре поведения. Не является исключением деятельность таможенных органов. Ряд внутренних таможенных документов формируют требование проведения таможенного контроля не только на соответствующем профессиональном уровне, но и с учетом профессиональной этики и культуры. Необходимо учитывать, что закрепившаяся в последние десятилетия фискальная культура, лежащая в основе деятельности таможенных органов, предусматривающая первостепенность интересов правительства в части формирования бюджета, постепенно уступает место доктрине, работающей в интересах участников таможенных правоотношений.
  6. К основополагающим элементам организации таможенного контроля следует отнести финансирование работ по его осуществлению. Такое финансирование обеспечивается из средств федерального бюджета в централизованном порядке. Это относится к формированию всех расходных частей бюджета конкретного таможенного органа, строительства объектов погранично-таможенной инфраструктуры, их оборудования, оснащения и эксплуатации. Учитывая данные положения, установлен запрет на оплату любых действий должностных лиц во время осуществления таможенного контроля из иных источников. Это касается и несения затрат на транспортировку должностных лиц к месту проведения таможенного контроля, их содержания, создания условий для осуществления деятельности.

Подводя итог вышесказанному, таможенный контроль представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на установление несоответствий деятельности различных субъектов таможенных правоотношений требованиям таможенного законодательства, а также на предупреждение, выявление и пресечение нарушений таможенного законодательства, осуществляемая в рамках, установленных законом, с использованием системы управления рисками и на основании выбранной таможенной стратегии. Необходимость существования таможенного контроля как надежного механизма контроля безопасности ввозимых и вывозимых товаров способствует повышению эффективности таможенного дела. Кроме того, таможенный контроль выступает важнейшей гарантией установления режима законности в таможенном деле.  


Страницы:   1   2   3