Заявка на расчет
Меню Услуги

Таможенный союз: проблемы экономической интеграции. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА «РОССИЯ – БЕЛАРУСЬ – КАЗАХСТАН».

2.1. Об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза в 2011 году

Суммарный объем внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами в 2011 году составил 913 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – 586,5 млрд. долларов, импорт – 326,5 млрд. долларов. По сравнению с 2010 годом внешнеторговый оборот увеличился на 33%, экспорт – на 34,2%, импорт – на 31,1%. Сальдо внешней торговли сложилось положительное в размере 260 млрд. долларов, что на 71,9 млрд. долларов больше, чем в 2010 году.

Данные об объемах внешней торговли Таможенного союза с третьими странами  по  месяцам  2010-2011 гг. представлены на графике.

Приведенная на графике линия тренда демонстрирует выраженную тенденцию роста стоимостных объемов внешней торговли государств – членов Таможенного союза.

Вклады государств – членов Таможенного союза в совокупный объем внешней торговли (в процентах к итогу) распределились следующим образом.

Более 80% объема внешней торговли приходится на Российскую Федерацию (83,6%), в том числе 81,5% совокупного экспорта и 87,2% импорта товаров. Доля Республики Казахстан составила 11,4%, 14,1% и 6,6% Республики Беларусь – 5%, 4,4% и 6,2%, соответственно.

Основным покупателем экспортируемых государствами – членами Таможенного союза товаров выступает Европейский союз (55,5% совокупного экспорта). Среди европейских стран наиболее существенны поставки в Нидерланды (23,2% экспорта в страны ЕС), Италию (14,8%), Германию (11,6%), Польшу (7,3%) и Францию (6,2%). Суммарная стоимость товаров, проданных на китайском рынке, составила 8,9% общего объема экспорта. Остальным партнерам по СНГ реализовано 8,7% экспортированных товаров, из них Украине – 6,4%. Экспортные поставки в Турцию составили 4,8% общего объема экспорта государств – членов Таможенного союза, в Соединенные Штаты – 3%, Швейцарию – 2,8%, Японию – 2,7%, Южную Корею – 2,3%.

Импортные закупки также сосредоточены в Европейском регионе (44% совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (29,5% импорта из стран ЕС), Италию (10,8%) и Францию (10%). Китай поставляет в государства – члены Таможенного союза 17% приобретаемых по импорту товаров, страны СНГ в целом – 9,1%, из них Украина – 7,3%, Соединенные Штаты – 5,2%, Япония – 4,9%, Южная Корея – 3,8%.

По данным Евростата за 2011 год Таможенный союз также является одним из основных торговых партнеров Европейского союза (11% объема внешней торговли стран ЕС), занимая третье место после Соединенных Штатов (13,8%) и Китая (13,3%). По объему продаж товаров на рынке Евросоюза Таможенный союз, доля которого составляет 13,8% общего объема импорта стран ЕС, занимает второе место после Китая (17,3%), опережая Соединенные Штаты (10,9%). Доля Таможенного союза в экспорте ЕС составила 7,9% (третье место после США (17%) и Китая (8,9%)).

В товарной структуре экспорта государств – членов Таможенного союза в третьи страны преобладают минеральные продукты (72,6% общего объема экспорта государств – членов Таможенного союза в третьи страны) и металлы и изделия из них (9,3%). Около 80% этих товаров продает на внешнем рынке Российская Федерация.

Наибольшую долю в импорте из этих стран занимают машины, оборудование и транспортные средства (46% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,3%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,5%). Почти 90% объема закупок этих товаров за пределами Таможенного союза осуществляет Российская Федерация.

Объем взаимной торговли, исчисляемый как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов Таможенного союза во взаимной торговле, составил в 2011 году 62,3 млрд. долларов США. По сравнению с предыдущим годом его величина увеличилась на 32,1%.

Почти две трети объема взаимной торговли (65,2%) приходится на Российскую Федерацию. Доля Республики Беларусь составляет 23%, Республики Казахстан – 11,8%.

Изменение показателей объемов взаимной торговли государств – членов Таможенного союза по месяцам 2010-2011 г.г. представлено на графике.

Как видно из представленных данных, развитие взаимной торговли государств – членов Таможенного союза происходило не менее интенсивно.

По итогам 2011 года взаимная торговля со странами – членами Таможенного союза занимала 46,4% объема внешней торговли Республики

Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,5% объема внешней торговли Российской Федерации (см. Приложение 5).

Согласно приведенным данным в наибольшей степени на рынок Таможенного союза ориентирована Республика Беларусь.

Во взаимной торговле удалось достичь более высокой степени диверсификации товарной структуры, чем во внешней торговле с третьими странами. Большую долю занимает продукция с высокой степенью переработки. Так, если во внешней торговле 72,6% экспорта приходится на минеральные продукты, то во взаимной торговле – только 41,1%. Машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объема взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами Таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта.

Структуру взаимной торговли (в процентах к итогу) по укрупненным товарным группам характеризует следующая диаграмма.

Наибольший удельный вес в товарной структуре взаимной торговли занимают минеральные продукты (41,1%), из которых 82% поставляет на рынок Таможенного союза Российская Федерация. Существенны также поставки машин, оборудования и транспортных средств (19% объема взаимной торговли), металлов и изделий из них (12,7% объема взаимной торговли), а также продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (9,3%). Сопоставимые объемы машин, оборудования и транспортных средств продают на общем рынке Российская Федерация и Республика Беларусь (49,9% и 46,8% соответственно). Наибольший объем металлов и изделий из них реализует Российская Федерация (63,3%), по группе продовольственных товаров лидирует Республика Беларусь (59,1%).

В рамках взаимной торговли Республика Беларусь поставляет в Российскую Федерацию следующие основные группы товаров: средства наземного транспорта (22,2% общего объема экспорта Республики Беларусь в Российскую Федерацию), молочную и мясную продукцию (17,4%), машины и оборудование (15,6%). Основную долю импорта Беларуси из России составляют топливо минеральное (64,7% общего объема импорта товаров), черные металлы и изделия из них (9,4%). Сальдо взаимной торговли Республики Беларусь с Российской Федерацией в 2011 году сложилось отрицательное в размере 11,8 млрд. долларов.

В экспорте Республики Беларусь в Республику Казахстан важнейшими являются средства наземного транспорта (18,4% общего объема экспорта Республики Беларусь в Республику Казахстан), молочная и мясная продукция (17,9%), а также машины и оборудование (15,3%). В экспорте Республики Казахстан в Республику Беларусь преобладают топливо минеральное (27,2% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусь), черные металлы и изделия из них (23,9%), алюминий и изделия из него (21,4%). Сальдо взаимной торговли между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан составляет по данным Республики Беларусь – 498,2 млн. долларов, по данным Республики Казахстан – 489 млн. долларов в пользу Республики Беларусь.

Наибольший удельный вес в экспорте Республики Казахстан в Российскую Федерацию занимают руды металлические (30,9% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию), топливо минеральное (26,9%), черные металлы и изделия из них (12%). Импортирует Казахстан из России, в основном, топливо минеральное (26,9% общего объема импорта товаров), машины и оборудование (15%), черные металлы и изделия из них (12,3%). Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан с Российской Федерацией в 2011 году составило 7,9 млрд. долларов.

Представленные данные свидетельствуют, что основным поставщиком товарной продукции на рынок Таможенного союза выступает Российская Федерация. Республика Беларусь и Республика Казахстан покупают на общем рынке товаров больше, чем продают.

В заключение отметим, что показатели развития внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза за 2011 год внушают оптимизм. Объемы торговли нарастают. Товарная структура характеризуется стабильностью. Преимущества интеграции на базе Таможенного союза дают надежду на дальнейшее развитие взаимовыгодного торгового сотрудничества Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, как между собой, так и с другими странами.

2.2. Евразийская экономическая комиссия преемница Комиссии Таможенного союза

Комиссия Таможенного союза учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза. Основной задачей Комиссии является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

В основу деятельности Комиссии государствами — членами Таможенного союза были заложены следующие принципы:

  • добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов государств — членов Таможенного союза;
  • экономическая обоснованность принимаемых решений ;
  • обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов государств — членов Таможенного союза;
  • открытость, гласность и объективность.

Правовую основу деятельности Комиссии составляют следующие документы: Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г.; Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 15.

В соответствии с указанным Договором Комиссия осуществляет следующие функции:

  • исполняет решения, принятые Высшим органом Таможенного союза;
  • осуществляет мониторинг исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;
  • разрабатывает при участии правительств государств — членов Таможенного союза рекомендации для Высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;
  • обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;
  • оказывает содействие государствам — членам Таможенного союза в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;
  • осуществляет в пределах своих полномочий взаимодействие с органами государственной власти государств — членов Таможенного союза;
  • выполняет функции депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

По решению Комиссии Таможенного союза для рассмотрения конкретного вопроса и разработки необходимых документов могут создаваться рабочие группы экспертов государств — членов Таможенного союза.

В Комиссию Таможенного союза входят по одному представителю от каждого государства — члена Таможенного союза, являющемуся заместителем главы правительства или членом правительства, наделенным необходимыми полномочиями. Состав Комиссии утверждается Высшим органом Таможенного союза.

Порядок и условия осуществления Комиссией функций в конкретных сферах ее деятельности определяются отдельными международными договорами государств — членов Таможенного союза. В настоящий момент ряд международных договоров, принятых в рамках Таможенного союза, наделил Комиссию рядом важнейших функций:

  • Принятие решений по кадровым вопросам Секретариата Комиссии (утверждение по представлению государств — членов ТС и освобождение от должности Ответственного секретаря и его заместителей; назначение по представлению государств — членов ТС и освобождение от должности директоров департаментов Секретариата Комиссии Таможенного союза и их заместителей);
  • Принятие решений о ревизиях финансово-хозяйственной деятельности Секретариата Комиссии;
  • Обеспечение таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе;
  • Обеспечение нетарифного регулирования в Таможенном союзе;
  • Применение защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • Обеспечение технического регулирования и санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в Таможенном союзе;
  • Обеспечение исполнения таможенного законодательства на единой таможенной территории Таможенного союза.

Председательство в Комиссии осуществляется поочередно в порядке, установленном Высшим органом Таможенного союза.

Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

В пределах своих полномочий Комиссия Таможенного союза принимает решения, имеющие обязательный характер для государств, формирующих Таможенный союз, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимо отметить, что в соответствии с Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) № 15 решения Комиссии, носящие обязательный характер в соответствии со ст. 7 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г., подлежат непосредственному применению в государствах — членах Таможенного союза и имеют юридическую силу актов, принимаемых (издаваемых) теми государственными органами и должностными лицами государств — членов Таможенного союза, к компетенции, которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии Таможенного союза соответствующих полномочий.

В соответствии с Договором голоса между государствами — членами Таможенного союза в Комиссии Таможенного союза распределяются следующим образом:

— Республика Беларусь — 21,5;

— Республика Казахстан — 21,5;

— Российская Федерация — 57.

Решения по общему правилу принимаются большинством в 2/3 голосов.

Принятые Комиссией решения и приложения к ним размещаются на официальном интернет-сайте Комиссии в течение двух рабочих дней с момента принятия решений. Дата размещения решения Комиссии на официальном интернет-сайте Комиссии является датой его официального опубликования. Решения Комиссии, имеющие обязательный характер, вступают в силу по истечении 30 календарных дней после дня их официального опубликования, а в исключительных случаях, требующих оперативного урегулирования, в решении Комиссии может быть определен иной срок вступления его в силу, но не ранее даты официального опубликования такого решения. Официальными источниками опубликования актов органов Таможенного союза являются упомянутый выше интернет-сайт, а также печатное издание «Вестник Таможенного союза».

Рабочим языком Комиссии является русский язык, а страной пребывания — Российская Федерация. 21 октября 2009 г. между Комиссией Таможенного союза и Правительством Российской Федерации было заключено Соглашение об условиях пребывания Комиссии на территории Российской Федерации, где были закреплены ее международные привилегии и иммунитеты.

Для обеспечения выполнения функций Комиссии на основании международного договора был создан Секретариат Комиссии Таможенного союза — рабочий орган Комиссии.

Основными задачами деятельности Секретариата являются организация работы Высшего органа Таможенного союза и Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.

В соответствии с Соглашением о Секретариате Комиссии Таможенного союза от 12 декабря 2008 г. он осуществляет следующие функции:

а) подготовка материалов, проектов решений и рекомендаций по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза, в том числе по заключению и изменению международных договоров, для рассмотрения Высшим органом Таможенного союза и Комиссией;

б) мониторинг соблюдения государствами положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, исполнения решений, принятых Высшим органом Таможенного союза и Комиссией;

в) мониторинг и анализ законодательства каждого из государств в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности;

г) подготовка проектов международных договоров и иных документов, необходимых для формирования Таможенного союза и создания единой таможенной территории;

д) взаимодействие с органами государственной власти;

е) разработка проекта сметы расходов Комиссии и ее исполнение, подготовка проектов отчетов о ее исполнении;

ж) обеспечение выполнения Комиссией функций депозитария международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза;

з) иные функции, определенные Высшим органом Таможенного союза или Комиссией и направленные на организацию их работы и информационно-техническое обеспечение.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) создана решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран).

ЕЭК имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

В соответствии с подписанным Договором о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), она наделяется функциями по осуществлению руководства интеграционными процессами в формате ТС и ЕЭП и должна приступить к работе с 1 января 2012 года.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

3.1. Проблемы региональной интеграции на Евразийском пространстве

Являясь на сегодняшний день наиболее продвинутой моделью сотрудничества постсоветских государств, ЕврАзЭС все же испытывает целый ряд существенных проблем в своей деятельности, среди которых, прежде всего следует выделить следующие:

1) неоднородность субъектного состава Сообщества;

2) отсутствие в рамках ЕврАзЭС эффективных наднациональных органов;

3) отсутствие баланса между государствами — членами альянса;

4) отсутствие полного всеобъемлющего подключения государств — членов ТС к процессам международной экономической интеграции на глобальном уровне в рамках ВТО

5) конкуренция и противодействие со стороны других геополитических сил.

Неоднородность субъектного состава Сообщества прежде всего проявляется в разной степени приверженности его государств-членов принципам рыночной экономики и крайне неодинаковом уровне экономического развития. Если ВНП на душу населения в 2011 г. (по данным Всемирного банка) в России, Казахстане и Белоруссии составлял 11 748, 8514 и 6277 долл. США, то в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане лишь 1022, 974 и 751 долл. США, соответственно.

Неизбежным следствием такой существенной гетерогенности является необходимость проведения многоуровневой и разноскоростной интеграции. Неслучайно реальные шаги в сторону создания единого экономического пространства в настоящее время предпринимаются лишь между Россией, Казахстаном и Белоруссией, в то время как Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан пока еще абсолютно не готовы к глубокой экономической интеграции.

Однако неготовность всех членов ЕврАзЭС к интеграционным процессам не должна служить тормозом для тех государств, которые могут и хотят начать процесс объединения своих национальных экономик. Бесспорно, что сама проблема неодинаковости экономического развития различных государств-членов решаема лишь посредством роста промышленности и сельского хозяйства в рамках всего Сообщества, что обуславливает необходимость отмены барьеров на пути свободного передвижения товаров, а затем и услуг, капитала и труда. В этой связи не подлежит сомнению правильность решения, принятого Белоруссией, Казахстаном и Россией, идти вперед к формированию Таможенного союза, не дожидаясь готовности остальных членов альянса.

Как показывает международный опыт, создание Таможенного союза является не самоцелью, а лишь одним из этапов на пути дальнейшей интеграции. Устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также и услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее логичным следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создание экономического союза путем введения единой валюты.

Действительно, после того как 27 ноября 2009 г. главы государств Беларуси, Казахстана и России подписали пакет документов о применении единого таможенного тарифа с 01.01.2010 г. и вступлении в силу Таможенного кодекса Таможенного союза с 01.06.2010 г. (и, таким образом, завершения формирования единой таможенной территории), уже 19 декабря 2009 г. они договорились создать единое экономическое пространство к 1 января 2012 г. В условиях незавершенности построения общего рынка вопрос введения единой валюты не может быть повесткой сегодняшнего дня, однако и эта перспектива уже становится предметом обсуждений в т.ч. и на правительственном уровне.

В то же время интеграционные процессы на Евразийском пространстве идут далеко не всегда гладко и без проблем. Так, Таможенный кодекс ТС вступил в силу с 1 июля 2010 г. только для Казахстана и России; вместе с тем Белоруссия ратифицировала кодекс после длительных и трудных переговоров только 6 июля 2010 г. Каковы бы ни были аргументы сторон, белорусско-российский спор делает наглядным одну из главных слабостей альянса, а именно чрезмерную роль, которую играет в нем топливно-энергетический комплекс (что, впрочем, должно рассматриваться альянсом также как одна из главных мотиваций к углублению интеграционных процессов в целях диверсификации экономики, развития перерабатывающей промышленности и отхода от сырьевой направленности).

Именно при возникновении подобного рода споров остро ощущается отсутствие в рамках ЕврАзЭС эффективных наднациональных органов, наделенных компетенцией самостоятельно принимать действенные решения в пользу всего Сообщества, а не в (часто противоречивых) интересах отдельных государств-членов. Важнейшей проблемой ЕврАзЭС является, несомненно, несоответствие ее институциональных структур (в большей части основанных на классических принципах международного права) стоящей перед организацией цели создания таких продвинутых интеграционных объединений, как Таможенный союз, и далее единое экономическое пространство. Очевидно, что глубокая интеграция невозможна без политической воли на построение наднациональных органов, а само функционирование вышеуказанных интеграционных объединений возможно лишь при условии передачи им государствами-членами определенной части своих суверенных полномочий.

Понимание того, что построение такой архисложной структуры, как Таможенный союз, требует отхода от традиционных форм международно-правового сотрудничества, безусловно, существует и в правящих элитах евразийских государств, заинтересованных в продвижении процессов региональной интеграции. В этой связи весьма показательным является то, что 6 октября 2007 г. Беларусь, Казахстан и Россия помимо договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза заключили также договор, учреждающий единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза — Комиссию.

Комиссия, по сути, является усовершенствованным форматом ИК и КПП ЕврАзЭС, переняв у обоих их наиболее лучшие черты: представительность и постоянство, соответственно. В Комиссию входят по одному постоянному представителю от каждой стороны на уровне заместителя главы правительства (или члена правительства, наделенного необходимыми полномочиями). Так же как ИК и КПП, Комиссия может в пределах своих полномочий принимать обязательные решения большинством в 2/3 голосов на основе принципа «взвешенного голосования» (при следующем распределении голосов: Беларусь — 21,5; Казахстан — 21,5; Россия — 57).

В то же время, так же как ИК и КПП, Комиссия является органом, полностью подчиненным Высшему органу (уже в силу внутригосударственной иерархии). Кроме того, если одна из сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии, то этот вопрос должен быть внесен на рассмотрение Высшего органа (который принимает решения только консенсусом). Также любая сторона имеет право внести в Высший орган предложение о пересмотре решения Комиссии. Таким образом, можно констатировать, что хотя создание Комиссии является большим шагом вперед на пути интеграции евразийских государств, характеризовать данный орган в качестве наднационального было бы в настоящее время, несомненно, преувеличением.

Наряду с этим нельзя, однако, не отметить, что государства — члены ТС договорились при создании Комиссии, что данный орган будет осуществлять свою деятельность на основе принципа «добровольной поэтапной передачи Комиссии части полномочий государственных органов сторон» (ст. 2 Договора о Комиссии). Не вызывает сомнений то обстоятельство, что именно от воплощения в жизнь данного принципа зависит будущее интеграционных проектов на Евразийском пространстве, обуславливается возможность построения эффективного прочного Таможенного союза и переход к единому экономическому пространству.

Другим обнадеживающим событием стало принятие нового Статуса Суда ЕврАзЭС от 05.06.2010 г. Прежде всего следует отметить, что согласно Статусу Суд ЕврАзЭС будет принимать обязательные решения относительно всех межгосударственных споров экономического характера в рамках ЕврАзЭС. При этом споры будут рассматриваться судом по заявлению не только государств, но и органов ЕврАзЭС (соответственно, органов ТС), а в рамках ТС — даже по заявлению хозяйствующих субъектов государств — членов Таможенного союза. Хотя Статус закрепляет, что обращения в суд хозяйствующих субъектов и особенности судопроизводства по ним будут определяться отдельным международным договором, само закрепление возможности обращения хозяйствующих субъектов к Суду ЕврАзЭС с заявлением о защите своих прав, вытекающих из создания Таможенного союза, является, несомненно, значительным шагом вперед (сопоставимым по значимости с введением «взвешенного голосования»).

Таким образом, можно констатировать, что в рамках ТС наметился определенный прогресс в сторону создания наднациональных органов, однако до сих пор остается неясным, хватит ли у евразийских государств политической воли превратить ТС (а затем и весь ЕврАзЭС) в подлинно наднациональную организацию. Такая трансформация, по нашему мнению, подразумевает прежде всего внесение в конституции государств-членов таких изменений, которые бы им позволили передать определенную часть своих суверенных полномочий в пользу своего интеграционного объединения. При этом целью передачи суверенных прав государств-членов должно быть создание организации, обладающей верховенством в тех областях межгосударственного взаимодействия, которые связаны с завершением формирования Таможенного союза и создания единого экономического пространства.

Этот невероятно сложный вызов усугубляется еще и отсутствием баланса между государствами — членами альянса. На Россию приходится 86,2% территории ТС; 84,7% его населения и 88,5% его ВНП (на Казахстан и Беларусь приходится, соответственно, 13,6% и 0,2% территории; 7,9% и 3,6% населения; а также 9,5% и 5,8% ВНП). Данное обстоятельство, несомненно, является одним из факторов, сдерживающих прогресс развития интеграционных процессов в рамках ТС, так как оно отнюдь не благоприятствует созданию наднациональных органов.

В этой связи нельзя не отметить, что практически с самого момента распада СССР предпринимались попытки привлечения в евразийский альянс Украины, а 19 сентября 2003 г. эта страна подписала наряду с Белоруссией, Казахстаном и Россией Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое, с одной стороны, предусматривало поэтапное построение общего рынка и создание особого интеграционного органа — Комиссии, а с другой — определяло, что «каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме» (ст. 5 Договора). Последнее положение, по существу, позволяло Украине не оставлять своих амбиций относительно интеграции в Евросоюз, вступая в более интенсивное взаимодействие с евразийскими государствами. Идея подключения Украины к участию в ТС активно выдвигалась и после смены прозападной «оранжевой» власти. Однако даже после прихода к власти нового президента Украина отказалась вступать в ТС, сославшись теперь уже на то, что данный шаг будет не совместим с принципами и правилами ВТО (членом которой Украина стала в мае 2008 г.).

В этой связи как нельзя остро стоит проблема полного всеобъемлющего подключения государств членов ТС к процессам международной экономической интеграции на глобальном уровне путем их присоединения к ВТО. Став членами ВТО и переняв принципы и правила этой организации, евразийские государства не только сделали бы значительный шаг в сторону гармонизации своих национальных законодательств, но и устранили бы значительную часть препятствий на пути к более тесному взаимодействию с другими постсоветскими государствами, которые уже вступили в ВТО (помимо Украины, также, например, с Арменией и даже членом ЕврАзЭС Кыргызстаном) и которые могли бы потенциально также стать частью евразийского альянса.

Более того, следует отметить, что ВТО делает исключение из своего общего требования режима наибольшего благоприятствования в отношении создаваемых его государствами — членами ЗСТ и таможенных союзов (ст. XXIV ГАТТ). Таким образом, государства — члены данных РИО, предоставляя экономические преференции друг другу, не обязаны предоставлять их третьим странам. Этим положением, например, успешно пользуется Европейский союз, который, представляя собой единую таможенную территорию и проводя единую внешнеэкономическую политику, является самостоятельным членом ВТО. Им же, несомненно, желал воспользоваться и ТС Белоруссии, Казахстана и России, о чем свидетельствует совместное заявление тройки от 09.06.2009 г. о намерении присоединиться к ВТО в качестве единой таможенной территории. Однако уже в октябре 2009 г. в силу значительного сопротивления США и Евросоюза тройка была вынуждена поменять свою позицию и объявить о том, что они будут вступать в ВТО хотя и на синхронизированных позициях, но в качестве отдельных субъектов.

Данное обстоятельство является одним из многих доказательств существования еще одной серьезной проблемы, стоящей перед евразийским альянсом: противодействия со стороны других геополитических сил. Естественно, что появление на глобальной арене еще одного мощного конкурента будет вызывать серьезную озабоченность других важных авторов мировой политики и экономики. Руководствуясь своими стратегическими интересами, США и Евросоюз будут естественным образом пытаться тормозить и, по возможности, даже остановить развитие своего соперника и, таким образом, не допустить образования мощного политико-экономического Евразийского союза.

3.2. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана как этап экономической интеграции – проблемы и перспективы в сфере законодательной базы

По результатам первых месяцев работы в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза (ТК ТС), можно отметить быстрое приспособление участников ВЭД к изменениям таможенного законодательства. При этом необходимо упомянуть о стратегических целях создания таможенного союза, а также остановиться на текущих проблемах, связанных с практикой применения положений ТК ТС

В соответствии с Договором «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» от 6 октября 2007 года таможенный союз представляет собой форму торгово-политической интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, предусматривающую единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Таможенный союз предусматривает также единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.

Согласно вышеуказанному договору, таможенный союз создан в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции сторон.

Формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, является частью главного стратегического плана России, выразившегося в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Согласно данной Концепции, формирование таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития России (2010 – 2012 гг). Второй этап инновационного развития России в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013 – 2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

ТК ТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции), а также соответствует принципам Генерального соглашения о тарифах и торговле. Законодательство таможенного союза ориентировано на долгосрочную перспективу, его положения направлены на дальнейшую интеграцию государств – членов таможенного союза в систему ГАТТ/ВТО.

С учетом международного опыта, любая экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкой норм унифицированного таможенного законодательства на практике. Приведем конкретные примеры таких проблем и возникших вопросов после вступления в силу ТК ТС с 1 июля 2010 года, с которыми пришлось столкнуться нашей организации.

  1. ТК ТС содержит много отсылочных норм к законодательству государства — члена таможенного союза. В настоящее время в Российской Федерации Таможенный кодекс РФ действует в части, не противоречащей новому ТК ТС. Таким образом, в настоящее время существует много пробелов в законодательстве, которые не могут быть разрешены вплоть до вступления в силу «Закона о таможенном регулировании». Например, статьей 215 ТК ТС не предусмотрена процедура таможенного транзита между складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами (ТС). Данной статьей предусмотрено применение таможенного транзита только между таможенными органами. Однако пунктом 3 указанной статьи установлено, что при перевозке товаров, перемещаемых по территории только одного государства – члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства – члена таможенного союза. Национальное законодательство РФ, а именно, пункт 2 статьи 79 Таможенного кодекса РФ, предусматривает внутренний таможенный транзит между СВХ и ТС. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 29.06.10 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 № 61-ФЗ», которое не является нормативным правовым актом, положения главы 10 (статьи 79-92) ТК РФ не применяются. Таким образом, проблема применения таможенной процедуры таможенного транзита в настоящее время не урегулирована на законодательном уровне и вызывает много вопросов.
  2. В настоящее время при пересечении транспортным средством государственной границы Белоруссия – Россия, Казахстан – Россия, таможенный орган в соответствии с пунктом 1 Решения Комиссии таможенного союза от 17.08.10 № 335, вправе требовать коммерческие и товаротранспортные документы, подтверждающие страну происхождения товаров. На основании представленного на границе пакета документов, таможенные органы идентифицируют, являются ли товары происходящими с территории стран – членов таможенного союза, или третьих стран. По отзывам участников ВЭД, процедура проверки документов с целью признания статуса товаров таможенного союза занимает много времени, часть товаров (примерно 20%) при этом помещается на СВХ. В данной ситуации участники ВЭД наблюдают не упрощение процедуры перемещения товаров и транспортных средств, а наоборот, ее усложнение и увеличение транспортных очередей на государственной границе. Полное решение данной проблемы возможно лишь на этапе формирования единого экономического пространства (ЕЭП).
  3. Спорным остается вопрос применения процедуры предварительного декларирования. Согласно части 1 статьи 193 ТК ТС, таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. Поскольку иных случаев подачи предварительной декларации ТК ТС не предусмотрено, российские таможенные органы часто отказывают в регистрации предварительной таможенной декларации, если товары уже пересекли таможенную границу таможенного союза. Здесь возникает вопрос, каким образом внутренний таможенный орган контролирует момент пересечения таможенной границы, и будет ли нарушением подача предварительной декларации на товары (ДТ) после ее пересечения, учитывая, что Единая система контроля за передвижением грузов таможенного союза находится на стадии разработки. Следует отметить, что статья 193 ТК ТС прямо не запрещает осуществлять подачу предварительной декларации на товары после пересечения товаров таможенной границы ТС, административная ответственность за это КоАП России не предусмотрена. Поэтому для участников ВЭД было бы важно получить соответствующие разъяснения Комиссии таможенного союза и ФТС России о возможности использования процедуры предварительного декларирования после пересечения товаром границы таможенного союза.
  4. В настоящее время участники ВЭД сталкиваются в большими трудностями при получении разрешительных документов (к примеру, Свидетельств о регистрации или сертификатов соответствия) по новым Единым формам, утвержденным Комиссией таможенного союза, также полностью не урегулированы вопросы, связанные с получением разъяснений уполномоченных органов, к примеру, разъяснений Минпромторга РФ о необходимости сертификации той или иной продукции.
  5. ТК ТС предусмотрена новая норма, которая решает проблему приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенных товаров, ввезенных, например, в качестве вклада в уставный капитал. В соответствии со статьей 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами прекращается у декларанта по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления. Поскольку согласно п. 4 статьи 200 ТК ТС, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные по ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, по истечении пяти лет условно выпущенные товары автоматически приобретут статус товаров таможенного союза. Однако, в соответствии со статьей 366 ТК ТС (Общие переходные положения) по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС (до 01.07.10), ТК ТС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу. То есть, в отношении товаров, которые были ввезены в уставный капитал до 01.07.2010 сохраняется порядок, предусматривающий полную уплату таможенных платежей в случае отчуждения товаров, а новая норма будет применяться только в отношении товаров, ввезенных после 01.07.2010 года.

Отмечая текущие проблемы на стадии формирования таможенного союза, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимной торговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценке Минэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всех стран-участниц.

В соответствии с Планом действий по формированию единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010-1011 гг., утвержденному Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от 19.12.09 № 35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободы движения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободы передвижения рабочей силы, технического регулирования, будет введен в действие 1 июля 2011 года, второй пакет – до 1 января 2012 года. Согласно указанному плану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должно быть завершено до 1 января 2012 года.

Таким образом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализации стратегических целей государства, таможенный союз является одним из этапов экономической интеграции на пути к единому экономическому пространству и оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России. Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки и реализации положений нового таможенного законодательства будет способствовать унификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России с государствами-участниками таможенного союза и третьими странами.


Страницы:   1   2   3


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф