Меню Услуги

Таможенный союз: проблемы экономической интеграции. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

3.3. Анализ деятельности Таможенного союза как альтернативного пути интеграции в мировую экономику

В условиях современной глобализации жизнеспособность развития государства во многом зависит от количества конкурентных преимуществ, которыми обладает национальная экономика. Одной из главных негативных сторон глобализации является жесткая конкурентная среда, в которой оказываются экономики стран-участниц, вне зависимости от того, производит ли страна передовую микроэлектронику или же, например, вершиной инновационной мысли является отверточно-сборочное производство. Таким образом, отсутствие или низкий уровень конкурентных преимуществ будет способствовать закреплению периферийной модели экономики. Поэтому крайне актуален вопрос жизнеустойчивости и конкурентоспособности государства в наши дни.

После распада СССР, на фоне таких политических шагов как вступление РФ в ВТО и создание Таможенного союза ЕврАзЭС, проблема интеграции в мировую экономику особенно актуальна для России. В этой части необходимо проводить грамотную политику, если стратегической целью является развитие и процветание страны, а не деградация и социально-экономический упадок. Ведь как отмечает американский экономист, лауреат нобелевской премии, Джозеф Стиглиц — глобализация принесла пользу только тем странам, которые приняли её на своих собственных условиях и придали ей собственный постепенный темп и порядок.

В девяностые годы прошлого века в России начались масштабные рыночные преобразования. Экономика СССР конца восьмидесятых годов требовала проведения масштабной модернизации. Однако концепция модернизации так и не была разработана. Выбор реформаторов пал на так называемую шоковую терапию, которая была основана на доктрине рыночного фундаментализма. Таким образом, была принята доктрина «Вашингтонского консенсуса», суть которой сводилась к трем ключевым принципам: либерализация, приватизация и макроэкономическая стабилизация через административное планирование количества денег. Такая концепция предусматривает максимальное ограничение роли государства как активного субъекта экономического влияния и сведение его функций макроэкономического регулирования к контролю за динамикой показателей денежной массы. В целях осуществления такого контроля систематически урезаются социальные расходы, прекращается финансирование науки, сворачиваются государственные инвестиционные программы, не финансируются государственные закупки, задерживается зарплата и т.д.

Подобная политика повлекла за собой затяжной экономический спад, который, к сожалению, не был преодолен и в 2000-е годы. Тотальная приватизация предприятий и других объектов государственной собственности сказалась на промышленности России, динамика индекса промышленного производства относительно уровня 1990 года показана на графике 1 (Индекс промышленного производства, в процентах от уровня 1991 г.). Любопытно, что в период 1940-1946 годов объемы промышленного производства в Советском Союзе упали на 24%. В период 1990-1999 годов объемы промышленного производства в России сократились почти на 60% даже больше, чем ВВП (54%).

График 1. Индекс промышленного производства, в процентах от уровня 1991 г.

Несмотря на происходящее в последние годы оживление экономики, ее общее состояние определяется последствиями предшествующего продолжительного и резкого падения производства и инвестиций. К 1998 г. уровень производства в России сократился по сравнению с 1990 г. на 42,5 %, а инвестиции в основной капитал на 79%. Хотя с 1999 года наблюдается устойчивый рост ВВП, сегодня он едва дотягивает до дореформенного уровня. При этом рост ВВП в 2000-е годы в основном происходил за счет ренты от добычи и экспорта энергоресурсов и роста торговли.

Известно, что чем конкурентоспособнее экономика, тем больше ее доля в мировом экспорте, а в структуре экспорта больше высокотехнологической продукции и меньше сырья. На мировых рынках высокотехнологической продукции Россия занимает менее 0,3% — это более чем на два порядка меньше, чем США, на порядок меньше, чем Мексика, втрое меньше чем Филиппины. Заметим, что доля СССР составляла около 18%. После его распада развитие отечественной высокотехнологической промышленности попросту прекратилось.

Что касается структуры экспорта России, то она существенно отличается от структуры экспорта развитых стран. Отечественный экспорт – это преимущественно нефть и нефтепродукты, газ, уголь, железная руда, необработанная древесина, черные и цветные металлы, драгоценные камни, минеральные удобрения. В развитых странах Европы, в США, Канаде, Китае, Японии, Республике Корея, Сингапуре и др. – основу экспорта составляют автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другая электроника, сложная бытовая техника, одежда. Объем российского экспорта (до кризиса) по данным таможенной статистики составил 467,5 млрд. долларов, из которых около 70% (то есть примерно 326 млрд.) составляет экспорт минеральных ресурсов и продуктов (не считая некоторое другое сырье). Таким образом, существует серьезный дисбаланс в структуре экспорта/импорта. Пример динамики структуры экспорта показан на графике 2 (сырье и высокотехнологичная продукция в структуре российского экспорта, в процентах).

График 2 . Сырье и высокотехнологичная продукция в структуре российского экспорта, в процентах

В структуре промышленного производства резко выросла доля топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Наибольшие ухудшения произошли в наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, в легкой промышленности и производстве промышленных товаров. Самые серьезные разрушения произошли в научно-техническом потенциале страны, который является главным источником современного экономического роста. С началом реформ объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок сократился на порядок, снизившись втрое по отношению к ВВП. Если в конце восьмидесятых годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то к настоящему времени она снизилась ниже 10% (в развитых странах она превышает 70%). Интенсивность инновационной деятельности в обрабатывающей промышленности упала до 1 %, а уровень инновационной продукции снизился до 10%.

Это повлекло резкое снижение конкурентоспособности национальной экономики и утрату значительной части потенциала экономического роста. При этом наибольшему разрушению подверглась прикладная наука, ставшая жертвой приватизации, уничтожившей большую часть отраслевых НИИ и КБ. В результате производственный сектор экономики остался без науки. Что касается фискальной системы, то она также имеет сырьевой характер, потому что Федеральный бюджет России формируется в основном за счет двух налогов – на добычу полезных ископаемых и НДС. В сумме они  дали 86% всех бюджетных поступлений за первый квартал текущего года. Для сравнения в 2008 году на их долю приходилось лишь 64% доходов бюджета. При этом по сравнению с первым кварталом прошлого года сборы НДПИ выросли на 34%, а НДС – лишь на 6%. Благодаря высоким ценам на нефть эта тенденция будет укрепляться, и вскоре НДПИ неизбежно станет главным бюджетообразующим налогом в России.

Таким образом, очевидно, что на сегодняшний день российская экономика испытывает серьезнейший структурный дисбаланс. Значительный перевес доли сырьевого сектора в структуре экономики не позволяет полноценно развивать конкурентные преимущества. Соответственно, в такой же неравной пропорции будет происходить дальнейшая интеграция России в мировую экономику. Исходя из ключевых существующих конкурентных преимуществ, Россия может предложить европейскому рынку:

  • Энергоресурсы ( газ, нефть, мазут и различные нефтепродукты)
  • Сырье и материалы (древесина, прокат стали, трубопрокат)
  • Дешевая рабочая сила (различной квалификации)

Очевидно, что конкурентные преимущества основаны на сырьевом богатстве страны. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ Давида Рикардо, экспорт будет базироваться на наименее затратной и наиболее рентабельной продукции. Однако, интеграция с таких позиций ставит в тупик развитие инновационной экономики. Значит необходимо проводить такую политику, при которой упор будет сделан на развитии высокотехнологического экспорта, увеличении его доли в структуре всего экспорта. Но также необходимо понимать, что даже в случае оперативного изменения стратегии развития потребуется не один год, чтобы динамика производства конкурентной высокотехнологической продукции показала тенденцию роста. Связано это не только с тем, что сильно устарела производственная база и что слишком велик отток капитала. Дело также в том, что рассматривая современный несырьевой рынок Европейского союза , США и других стран, очевидно, что бороться за конкурентные преимущества будет крайне тяжело. Если передовые страны, включая США, Японию, Германию и другие, готовятся к осуществлению перехода на шестой технологический уклад, при этом делая значительный прогресс в нынешнем пятом технологическом укладе, то Россия на сегодняшний день лишь частично освоила технологии пятого уклада. В основном успехи передовой инновационной мысли сосредоточены у нас в таких отраслях как:

  • Оборонно-промышленный комплекс
  • атомная промышленность
  • ракетно-космическая промышленность
  • гражданское авиастроение
  • энергетическое машиностроение

Исходя из текущей ситуации, Россия, участвуя в процессах интеграции может конкурировать лишь незначительно в общей доле участия нашей экономики в мировой. Этот факт ставит под сомнение целесообразность такой интеграции. К тому же, имея конкурентные преимущества даже в таком незначительном объеме, существует риск их полной утраты, так как помимо имеющихся технологий фактически отсутствует воспроизводство и развитие. Как уже было сказано, в период реформ девяностых годов пострадал сектор научно-исследовательских разработок и были выведены из строя десятки НПО и НИИ. А без них невозможна эволюция текущего технологического уклада в грядущий. Существует ли альтернатива слепой интеграции в мировую экономику? Логично предположить, что Россия, не имея достаточных конкурентных преимуществ в экономике не должна всецело ориентироваться на европейский рынок, где наша высокотехнологическая продукция будет носить второсортный характер и вряд ли в ближайшее время сможет обойти по качеству продукцию американской, немецкой, и теперь уже даже китайской высокотехнологической промышленности. При таком раскладе, существует целесообразность ориентации на рынок стран СНГ, в рамках создания Таможенного союза. Первый шаг уже сделан.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года сформировали Таможенный союз. Создание Таможенного союза ЕврАзЭС продиктовано стремлением его участников обеспечить свободное перемещение товаров во взаимной торговле и создать благоприятные условия развития экономической интеграции. В мировой практике таможенный союз известен как соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, а также как форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Среди наиболее известных таможенных союзов на сегодняшний день можно выделить Европейский союз, Меркосур, Южноафриканский таможенный союз, Южноамериканский общий рынок. Также важно помнить, что существует теория таможенного союза, впервые разработанная в 19 веке юристом, философом и экономистом Фридрихом фон Листом, в его основополагающем труде «национальная экономика», в котором Лист спорит с либеральными экономистами Давидом Рикардо и Адамом Смитом. Согласно Смиту и Рикардо, если государство снимает всякие таможенные барьеры и полностью освобождает внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни государства. Лист сделал вывод, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд концентрируется в неразвитой стране, а дивиденды получает развитая страна. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Фридрих Лист предложил третий путь, суть его сводится к компромиссному варианту, когда стране нельзя открываться для мировой экономики полностью, но и нельзя пребывать в изоляции. Воплощением этого пути развития и явился таможенный союз. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом интегрироваться во внешнюю торговлю, рационально контролируя поток товаров через границы стран таможенного союза.

Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС призван решать задачу подобно той, которую Лист решал в 19 веке для Германии. Тогда Фридрих Лист предлагал объединить Пруссию, Германию и Австрию. В итоге это объединение произошло и миру явилось германское экономическое чудо. Если же Россия откроется ВТО и Западу поодиночке, то начнется процесс разделения труда, и нам грозит роль сырьевой периферии. Важно учесть, что уровень развития Европейского союза и России за последние двадцать лет существенно различаются. В условиях, когда современный уровень ВВП на душу населения в Европейском союзе составляет 30388 долларов США (таблица 2), а аналогичный показатель в странах Таможенного союза составляет 8469.79 долларов, то существует риск формирования периферийной модели экономики. В таких условиях интеграция на принципах либерализации внешней торговли может носить экспансивный характер, и разделение труда для наших стран произойдет не в пользу квалифицированной высокооплачиваемой деятельности, а в пользу низкооплачиваемого труда (относительно стран ЕС), преимущественно в добывающем секторе и секторе услуг и торговли.

Сегодня в рамках развития Таможенного союза происходит становление общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и совокупным населением около 167 миллионов человек. ВВП Таможенного союза составляет 1 триллион 658,2 миллиарда долларов (таблица 2). Таможенный союз необходим, прежде всего, для тех предприятий, которые производят высокотехнологическую продукцию, когда в процессе этого производства приходится пересекать границы между нашими странами по несколько раз. То есть Таможенный союз крайне важен для повышения экономической активности в сферах совместной деятельности стран-участниц.

По оценкам экономистов, к 2015 году чистый эффект от Таможенного союза составит 15% прироста ВВП, в цифрах это – около 400 млрд. долларов дополнительной экономической активности. В случае присоединения Украины к Таможенному союзу, экономический эффект увеличится до 773 млрд. долларов, при этом прирост ВВП Украины оценивается в 34% современного уровня ВВП. Участие Украины в процессе формирования Таможенного союза крайне необходимо. Для того чтобы сформировался относительно независимый рынок товаров и услуг в рамках стран Таможенного союза, важно, чтобы совокупное население достигало примерно 200 млн. человек. Вступление Украины в Таможенный союз гарантирует такую цифру. Это позволит минимизировать зависимость от конъюнктуры внешних рынков и позволит контролировать экономическое развитие относительно заданных приоритетов.

Как показывают расчеты, участие Украины повышает величину интеграционного эффекта более, чем в полтора раза. Столь существенное увеличение интеграционного эффекта объясняется расширением рынка взаимного товарообмена продукцией обрабатывающих отраслей промышленности и сельского хозяйства, которые еще со времен СССР составляют основную часть украинской экономики, связанной с Россией, Белоруссией и Казахстаном тысячами кооперационных связей. Особенно в машиностроении. В цене украинских машиностроительных изделий доля российской комплектации составляет от 30 до 80%, и следовательно, экономический рост на Украине оказывает мощный положительный эффект и на рост российской экономики. Понятно, что некоторые отрасли окажутся в более сложном положении, но в целом это будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики. Для полноценной интеграции необходимо создать единое транспортное, энергетическое, информационное пространство, а национальным экономикам следует объединяться в единый комплекс.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страны должны согласовывать цели социально-экономического развития, вырабатывать единую структурную, инновационную, внешнеэкономическую и социальную политику. То есть, таким образом, как это происходит в Европейском союзе. Что конкретно дает сегодня Таможенный союз? Прежде всего, это серьезнейший стимул для взаимной торговли потому что отсутствуют таможенные барьеры, нет дополнительных затрат на таможенные процедуры, на оформление таможенных деклараций. Беспошлинно перемещаются товары и собственного производства, и иностранные, выпущенные в свободное обращение одной из стран-участниц Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров внутри Таможенного союза самым благоприятным образом сказался на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли вырос на 25-30 процентов. По данным таможенной статистики внешней торговли суммарный внешнеторговый оборот государств-членов Таможенного союза за период 2008-2010 гг. составил 805,7;516,6 и 686,1 млрд. долл. Соответственно.

Таким образом, полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит России обеспечить для своих товаров (прежде всего машиностроительной и станкостроительной продукции, как известно, еще незначительно конкурентоспособной на рынках дальнего зарубежья) свободный доступ на рынки государств-членов союза. Такая политика позволит восстановить хозяйственные связи с бывшими советскими республиками, что будет гораздо эффективнее для наших экономик, в силу того, что, несмотря на процессы дезинтеграции в девяностых годах, удалось сохранить значительную часть кооперационных механизмов между предприятиями. Реставрация и модернизация старых связей позитивно скажется на ряде отраслей и сотнях предприятий.

Отмена ограничений в торговле позволит России увеличить закупки необходимой для российского рынка продукции. Энергетических и коксующихся углей, продукции черной и цветной металлургии — в Казахстане, бытовой техники, транспортных средств и сельхоз техники, мясных и молочных продуктов — в Белоруссии, хлопка, табачного сырья и продукции цветной металлургии — в Киргизии.

Единый таможенный тариф участников Таможенного союза в отношении третьих стран позволит России обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции. Таким образом, станет возможным проведение политики импортозамещения, с целью сокращения зависимости от импортной продукции и замены аналогичных изделий на изделия стран союза.

Единый таможенный контроль в рамках Таможенного союза будет препятствовать получившему в последнее время широкое распространение бесконтрольному вывозу из РФ стратегического сырья и незаконному ввозу товаров через территории стран-партнеров. Предполагаемые в рамках Таможенного союза унификация законодательств и выравнивание условий хозяйственной деятельности могут в перспективе значительно облегчить работу предпринимательских структур на территориях стран-участниц.

Немаловажное значение для РФ имеет предусматривающийся в рамках Таможенного союза бесплатный транзит внешнеторговых грузов через территории государств-партнеров. Особенно важна возможность свободного транзита энергоносителей на Запад через Белоруссию (известно, например, что два из пяти основных нефтепроводов из России на Запад проходят через белорусскую территорию). Кроме того, формирование Таможенного союза избавляет от немалых затрат по обустройству внутренних границ. По данным Таможенного комитета РФ, обустройство 1 км. границы обходится по различным данным от 15 млн. до 3 млрд. руб., в зависимости от рельефа местности. А общая стоимость обустройства границ России с Белоруссией и Казахстаном составила бы 21 трлн. руб.

Наряду с несомненными выгодами для России реализация Таможенного союза первоначально привело к определенным трудностям и потерям.

-Таким образом, полная отмена пошлин, налогов и сборов во взаимной торговле фактически перекрывает один из важных источников бюджета России.

-Также на первом этапе серьезной проблемой может стать предполагаемое в рамках Таможенного союза осуществление взаимопоставок всех товаров (включая энергоносители) по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия должна будет поставлять своим партнерам энергоресурсы по льготным ценам и тем самым в течение определенного времени субсидировать экономики стран-участниц. Важно учесть и то обстоятельство, что себестоимость производства товаров в Белоруссии, Казахстане, Украине и Киргизии в целом ниже, чем цены на аналогичные товары в России. А в случае Белоруссии регулируются государством. И это обеспечивает их предприятиям конкурентные преимущества.

Вместе с тем, минусы Таможенного союза не следует преувеличивать, тем более что некоторые из них при внимательном рассмотрении оборачиваются плюсами. Таким образом, конкурентные преимущества предприятий стран-участниц в результате более низкой себестоимости их продукции могут оказать положительное воздействие на российские предприятия, стимулируя повышение их конкурентоспособности, путем снижения издержек. В частности издержек спекулятивного характера, негативный пример которых показала ситуация на российском продовольственном рынке осенью 2010 года, в связи с дефицитом некоторых продуктов после ущерба, нанесенного лесными пожарами.

Финансовые потери РФ от формирования Таможенного союза во многом компенсируются значительным упрощением доступа предприятий на рынки государств-членов, а также другими выгодами. В целом представляется, что выгоды Таможенного союза значительно превосходят издержки в долгосрочном периоде. Безусловно, Таможенный союз не сможет оперативно уменьшить зависимость экономики России от природной ренты. Потребуются значительные усилия и грамотная политика руководства наших стран, для того чтобы выйти на тенденцию увеличения экономического эффекта.

Против развития Таможенного союза зачастую выступают сторонники вступления России в ВТО и интеграции в мировую экономику на принципах либерализации внешней торговли. Однако как уже было описано выше, российская экономика претерпела колоссальные потрясения в последние десятилетия и эксперты, выступающие с подобной критикой, не учитывают, что сегодня Россия просто не в состоянии выдержать полноценную конкуренцию с передовыми странами. В этих условиях именно  развитие Таможенного союза Белоруссии Казахстана и России, а также вступление других государств СНГ будет способствовать укреплению производственного потенциала России, его качественному обновлению и созданию предпосылок для более активного выхода передовых предприятий на мировой рынок.

Таблица 2. Население, ВВП, стран Таможенного союза, Украины, Киргизии

страна Население млн. чел ВВП (номинал)
Итого (млрд. $) На душу населения ($) На душу населения ППС ($)
Казахстан 16,47 138,43 8882,97 12602,87
Россия 141,90 1465,08 10437,49 15836,75
Киргизия 5,48 4,62 863,65 2248,46
Беларусь 9,47 54,71 5800,43 13909,33
Украина 45,78 136,42 2999,63 6711,61
Итого 219,10 1799,25 5796,84 10261,80

Заключение

Внешняя торговля во все времена имела важное значение для экономической жизни всех стран, поскольку ее успехи оказывают серьезное воздействие на экономическое развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Международная торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста.

Обращаясь к истории создания экономики в наиболее развитых странах можно прийти к выводу, что деятельное участие в мировой торговле принесли подъем производства, процветание и высокий уровень жизни населения этих стран.

Сфера внешней торговли предоставляет дополнительные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Перемещение товаров через таможенную границу, как правило, связывается с уплатой таможенной пошлины, налогов, которые служат одним из источников пополнения федерального бюджета. На протяжении последних нескольких лет удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета составляет около 50%.

Огромный поток товаров, перемещаемых через таможенную границу, может, насыщая внутренний рынок необходимыми товарами, так одновременно, конкурирует с товарами отечественных товаропроизводителей.

В этой связи таможенный союз как соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговли между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран представляется очень перспективным направлением, правда, требующим серьезной работы, по следующим направлениям:

  1. неоднородность субъектного состава Сообщества;
  2. отсутствие в рамках ЕврАзЭС эффективных наднациональных органов;
  3. отсутствие баланса между государствами — членами альянса;
  4. отсутствие полного всеобъемлющего подключения государств — членов ТС к процессам международной экономической интеграции на глобальном уровне в рамках ВТО
  5. конкуренция и противодействие со стороны других геополитических сил.

Данные проблемы автором были рассмотрены и проанализированы в п.3.1.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Разрешения проблем, исходя из статьи Путина В.В. про Таможенный союз, автором видятся в следующем:

  • «конкуренции юрисдикций», о борьбе за предпринимателя — ведь каждый российский, казахстанский, белорусский бизнесмен получает право выбирать — в какой из трех стран ему регистрировать свою фирму, где вести дела, где заниматься таможенным оформлением грузов. Это серьезный стимул для национальных бюрократий заняться совершенствованием рыночных институтов, административных процедур, улучшением делового и инвестиционного климата. Словом, устранять те «узкие места» и пробелы, до которых прежде не доходили руки, совершенствовать законодательство в соответствии с лучшей мировой и европейской практикой;
  • в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через «лес» многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм. Для работы им будет достаточно всего лишь двух базовых документов — Таможенного кодекса и Кодифицированного договора по вопросам Таможенного союза и ЕЭП;
  • с 1 января 2012 года в полном формате заработал и Суд ЕврАзЭС. Обращаться в суд по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса, смогут не только государства, но и участники экономической жизни;
  • должна повышаться роль комиссии Таможенного союза, которая уже сейчас обладает значительными полномочиями. На сегодня их около сорока, а в дальнейшем — уже в рамках ЕЭП — будет более ста. В том числе это полномочия на принятие ряда решений по конкурентной политике, по тех. регламентам, по субсидиям. Решать столь сложные задачи можно только путем создания полноценной, постоянно действующей структуры — компактной, профессиональной и эффективной. Поэтому Россия выдвинула предложение создать Коллегию КТС с участием представителей государств «тройки», которые будут работать уже в качестве независимых, международных чиновников (с 1.01.12 года КТС — Коллегия Евразийской экономической комиссии);
  • строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана;
  • Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже начал переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли. В повестке форума АТЭС, который пройдет через год во Владивостоке, важное место займут темы либерализации торговли, снятия барьеров на пути экономического сотрудничества. Причем Россия будет продвигать общую, согласованную позицию всех участников Таможенного союза и ЕЭП;

Таким образом, интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит нам не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего. Создание Евразийского союза, эффективная интеграция — это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания.

Список используемой литературы

Нормативно законодательные акты

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.1993 г. (ред. от 30.12.2008 г.). Российская газета, 25.12.1993 г.;
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 года N 17). В ред. от 16.04.2010 г. Российская газета, 01.07.10 г.;
  3. ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Принят ГД ФС РФ 19.11.2010 г. Российская газета, 29.11.2010 г.;
  4. Федеральный Закон от 8.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД» (ред. от 08.12.2010 г.). Принят ГД ФС РФ 21.11.2003 г. Российская газета, 18.12.2003 г.;
  5. Федеральный   Закон » О   техническом   регулировании «от 27.12.2002 N 184-ФЗ(принят ГД ФС  РФ  15.12.2002);
  6. Решение от 19 мая 2011 г. № 80 О Докладе Ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза «Основные итоги функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и первоочередные задачи на 2011 – 2012 годы;
  7. Решение от 17 августа 2010 г. № 335   О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза г. Москва;
  8. Решение КТС от 20.05.2010 N 256 «О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары до принятия решения о выпуске товаров при предварительном таможенном декларировании»;
  9. Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г.;
  10. Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 15;
  11. Соглашение о Секретариате Комиссии Таможенного союза от 12 декабря 2008 г;
  12. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.;
  13. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 г. на таможенной территории Таможенного союза;
  14. Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010г.;
  15. Решения Комиссии от 16 апреля 2010 г. № 218 «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза» таможенными службами с 1 января 2011 г.;
  16. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 502 «О новой редакции Статута Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 апреля 2003 года N 122 , и проекте протокола о внесении изменений в Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 года»;
  17. «Таможенный Кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003);
  18. «Налоговый Кодекс Российской Федерации»от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998);
  19. Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
    С 1 января 2012 года новая редакция единой ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС (Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. N 850);

Основная литература. Учебники

  1. С.Ю.Глазьев, Т.А. Мансуров, Регулирование внешней торговли Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие, М: Проспект 2011г.;
  2. Авдокушин Е. Ф. Международные отношения. – М.: Юрист, 2010
  3. Рачков И.В. Ответственность государства за международно-противоправные деяния международной организации// Международное публичное и частное право. – 2005. – N 3.
  4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Европейский союз. // Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007
  5. Вагин В.Д. Таможенные процедуры и таможенные операции. Курс лекций по дисциплине «Таможенное право»: М.: — РИО РТА, 2010.;
  6. Попов М.С. Деятельность международных экономических организаций по созданию международно-правовых норм//Право и политика. – 2006. – N 7
  7. Малиновская В.М. Система международного таможенного права. // Международное публичное и частное право, № 1, 2011.;
  8. Основы таможенного дела. Учебное пособие т.1./ под общей ред. Ю.Ф.Азарова – М.: РИО РТА, 2010 .;
  9. Авдокушин Е. Ф. Международные отношения. – М.: Юрист, 2004
  10. Рассолова М.М., Эриашвили  Н.Д.  Таможенное право. Учебник для вузов / под ред.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДИАНА, 20112.;
  11. Халипов С.В. Таможенный представитель. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юриспруденция, 2013.;
  12. Бакаева О.Ю. Толкование отдельных положений таможенного законодательства // Таможенное дело. – 2008. – № 2.
  13. Трошкина Т.Н. Соотношение экономических и административных методов регулирования внешнеторговой деятельности в России // Таможенное регулирование & таможенный контроль. – 2008. — № 11
  14. Обухов Н.П. Глобализация и возникновение новых направлений//Финансы. – 2004. – №12
  15. Бакаева О.Ю. Таможенное право России. – М.: Юристъ, 2007

Электронные ресурсы

  1. Виртуальная таможня. Интернет ресурс. http://vch.ru/;
  2. Все о таможне. Интернет ресурс. http://www.tks.ru/;
  3. Налоги и налогообложение. Акцизное налогообложение. Интернет ресурс. www.jourclub.ru/;
  4. http://www.ecsocman.edu.ru/text/19280381/
  5. http://europa.eu/ Официальный сайт Европейского Союза
  6. Официальный сайт ФТС России. Интернет ресурс. http://customs.ru/ru/;
  7. Таможенный портал. Интернет ресурс. http://www.tamognia.ru/;
  8. http://www.alconews.ru/russia/document418.php;
  9. http://www.vesti.ru/ — официальный сайт, посвященный Новостям федерального телеканала «Россия»;
  10. http://tstk.narod.ru/ — сайт Международного Таможенно-информационного объединения;
  11. http://www.3dnews.ru/ — новостной портал в области исследования новейших информационных и технологических разработок;
  12. news.rufox.ru.

Перечень сокращений

РФ – Российская Федерация;

РБ – Республика Беларусь;

РК  — Республика Казахстан;

СНГ – Союз независимых государств;

КТС — Комиссия Таможенного союза (КТС);

ТС- Таможенный союз;

ВВП- Внутренний валовый продукт;

ЗСТ — Зона свободной торговли;

ЕЭК  — Евразийская экономическая комиссия;

ЕЭП- Единое экономическое пространство;

КТС- Комиссия таможенного союза;

ЕврАзЭС- Евразийское экономическое сообщество;

Межгоссовета ЕврАзЭС- Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;

ЕЭС- Европейское экономическое сообщество;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

НК РФ — Налоговый Кодекс Российской Федерации;

ЕТТ ТС — Единый Таможенный Тариф Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;

ТН ВЭД ТС — Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза;

ЕС- Европейский союз;

МЕРКОСУР —  (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки объединяет 250 млн. человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

ОВПБ — Общая внешняя политика и политика безопасности ;

ППС — Паритет покупательной способности;

ВВП — Валовый внутренний продукт;

ВНП — Валовой национальный продукт;

ЭВС  — Экономический и валютный союз ;

НАФТА  — Североамериканская зона свободной торговли —( NAFTA —  North American Free Trade Agreement );

БРИКС  — (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

МДП- международная дорожная перевозка;

ВТО- Всемирная торговая организация;

ДТ  — декларации на товары ;

КоАП —  Кодекс об административных правонарушениях ;

НДС- Налог на добавленную стоимость;

СВХ  — складами временного хранения .


Страницы:   1   2   3