1 2
2.2. Формирующий этап педагогического эксперимента по формированию культуры здоровья подростков средствами театральной деятельности
Деятельность по повышению уровня культуры здоровья подростков организовывалась по направлениям:
— увеличение объема знаний в сфере культуры здоровья,
— формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни»,
— повышение физической подготовленности (развитие выносливости, силы, гибкости).
Разработан план мероприятий с использованием средств театральной деятельности (таблица 8).
Таблица 8 — План мероприятий по формированию культуры здоровья подростков с использованием средств театральной деятельности
| № п/п | Мероприятие | Цель | Срок проведения |
| 1. | Конкурс «Спортивная пантомима» | увеличение объема знаний в сфере культуры здоровья | Сентябрь |
| 2 | Сценка для школьников начальной школы «Будни солдатов Урфина Джюса | формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Сентябрь |
| 3. | Театрализованная игра «Тарелка и пищевая пирамида» | увеличение объема знаний в сфере культуры здоровья, | Сентябрь |
| 4. | Игра-презентация «День спортсмена» | повышение физической подготовленности, формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Октябрь |
| 5. | Пантомима «Красота здорового образа жизни» | повышение физической подготовленности, формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Ноябрь |
| 6. | Монолог спортсмена на тему: «Культура здоровья» | увеличение объема знаний в сфере культуры здоровья | Декабрь |
| 7. | Сценка для учащихся начальной школы «Рассказ гномов о здоровом образе жизни» | увеличение объема знаний в сфере культуры здоровья | Январь |
| 8. | Пантомима «Я говорю «Нет» | формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Январь |
| 9. | Пантомима «Здоровые слова» | формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Февраль |
| 10. | Пантомима «Здорово, спорт» | формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни | Март |
Опишем проведенную работу.
Так, во время конкурса «Спортивная пантомима» ведущим (автор исследования) раскрывалась сущность такого средства театральной деятельности как «пантомима». После этого подростки делились на две команды и выбирали капитанов команд. Далее одной команде давались карточки с заданиями, согласно которых необходимо было показать пантомиму вида спорта, указанного на той или иной карточке. В качестве видов спорта были предложены следующие:
— стрельба из лука;
— метание ядра;
— бег с препятствиями;
— карате;
— сумо;
— велогонки.
На подготовку одной пантомимы давалось 2 минуты. Максимальное число баллов за этот конкурс 12.
Далее подросткам было предложено поставить сценку на основе одной из сказок для детей начальной школы, в которой бы они могли показать как занятия физкультурой влияют на физическое развитие личности. В качестве инсценировок подростками были подготовлены следующие:
— «Будни солдатов Урфина Джюса»,
— «Зарядка от Упсеня и Пупсеня»,
— «Советы от солдата Пешкина».
Во время театрализованной игры «Тарелка и пищевая пирамида» подростки выступали в роли специалистов по здоровому питанию и рассказывали своим сверстникам о том, как сделать так, чтобы пища давала не только положительные вкусовые ощущения, но и энергию для жизнедеятельности, пользу для здоровья, проводили мастер-класс по сбору пищевой тарелки.
Следующим мероприятием была игра-презентация «День спортсмена». В рамках данного мероприятия подростки выбирали себе роли (боксер, каратист, фигуристка, легкоатлет, тренер). Каждый тренер готовил распорядок дня спортсмена (включая сбор пищевой тарелки спортсмена по выбранному виду спорта, комплекса физических упражнений). Далее подростки в роли «тренера» и «спортсмена» инсценировали день спортсмена. «Тренер» рассказывал об особенностях того или иного вида спорта, значении правильного питания для спортсмена и систематических упражнений, «спортсмен» же демонстрировал выполнение подготовленных тренером упражнений, под музыкальное сопровождение и демонстрацию видео-роликов на спортивную тематику.
В рамках мероприятия «Красота в движении» подросткам давалась инструкция, согласно которой им необходимо было в течение 5 минут с помощью жестов, поз, мимики и движений продемонстрировать красоту здорового образа жизни.
Монолог известного спортсмена на тему: «Культура здоровья» предполагал выбор любого известного спортсмена, который размышляет о культуре здоровья. Данное мероприятие предполагало построение монолога на основе реальных фактов о спортсмене, его взглядах на здоровый образ жизни, создание образа выбранной личности.
Кроме этого, подростки готовили сценку «Рассказ гномов о здоровом образе жизни» для учащихся начальной школы по сказке «Белоснежка и семь гномов», где они, переодевшись в гномов, рассказывали о значении образа жизни для человека, особенностях его проведения.
В рамках пантомимы «Я говорю «Нет» подросткам предлагалось обыграть такие ситуации как: «Я говорю нет курению», «Нет предложению покурить, выпить и др.».
Во время пантомимы «Здоровые слова» подростки показывали загаданное слово (спорт, здоровье и др.), а другие отгадывали его. Во время показа запрещено: говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками; показывать слово по буквам. Зрители могли задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.
Пантомима «Здорово, спорт» предполагала разделение подростков на две команды, каждая из демонстрировала преимущества занятий спортом. Зрители в конце должны были назвать продемонстрированные преимущества.
В процессе проведения мероприятий наблюдалась заинтересованность подростков, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
Таким образом, на формирующем этапе проведен комплекс мероприятий, с помощью которых мы прогнозировали повысить уровень культуры здоровья детей посредством театральной деятельности.
2.3. Контрольный этап педагогического эксперимента по формированию культуры здоровья подростков средствами театральной деятельности
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика подростков с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты представлены ниже.
Данные относительно уровня культуры здоровья по когнитивному критерию представлены в таблице 9.
Таблица 9 — Уровень культуры здоровья подростками по когнитивному критерию (контрольный этап)
Результаты представим графически (см. рисунок 5.)В контрольной группе на высоком уровне культуры здоровья по когнитивному критерию находится у 50% (15 чел.), среднем — 30% (9 чел.), низком — 20% (6 чел.), что на 3,3% меньше, чем до эксперимента. В экспериментальной группе результаты распределились следующим образом: на высоком уровне культуры здоровья по когнитивному критерию находится 40% (12 чел.) подростков, что на 10% больше от результатов первичной диагностики, на среднем — 50% (15 чел.) было 36,6% (11 чел), низком – 10% (3 чел.) было 33,3% (10 чел.)., что указывает на наличие динамики в экспериментальной группе по данному показателю.
Рисунок 5 — Уровень культуры здоровья подростков по когнитивному критерию на контрольном этапе
Данные относительно уровня культуры здоровья по эмоционально-ценностному критерию представлены в таблице 10.
Таблица 10 — Уровень культуры здоровья подростков по эмоционально-ценностному критерию (контрольный этап)
Результаты представим графически (см. рисунок 6.)Из данных таблицы видно, что в контрольной группе изменений в уровне культуры здоровья по эмоционально-ценностному критерию не произошло. В экспериментальной группе подростков процент детей на высоком уровне увеличился на 10%. Такая же картина наблюдается и на среднем уровне. Низкий уровень, соответственно, снизился на 20%, что не может не радовать.
Рисунок 6 — Уровень культуры здоровья подростков по эмоционально-ценностному критерию на контрольном этапе
Уровень культуры здоровья подростков по деятельностному критерию отражен в таблицах 11-13.
Таблица 11 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (выносливость) в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Как видно из таблицы, в контрольной группе произошли не существенные изменения. В экспериментальной группе увеличилось число детей на высоком уровне на 6,6% на 23,3% на среднем, и на низком уменьшилось на 30%.
Таблица 12 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (сила) в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Таблица 13 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию (гибкость) в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)Как видно из таблицы, в контрольной группе произошли не существенные изменения. В экспериментальной группе большинство детей по данному показателю культуры здоровья находится на среднем уровне, что составляет 53,3%.
Усредненные данные сформированности уровня культуры здоровья подростков по деятельностному критерию представим в таблице 14.Из данных таблицы видно, что в двух группах имеют место изменения, однако в экспериментальной группе они значительно выше.
Таблица 14 — Уровень развития культуры здоровья подростков по деятельностному критерию в контрольной и экспериментальной группах (контрольный этап)
Результаты представим графически (см. рисунок 7.)Из данных таблицы можно увидеть, что в контрольной группе существенные изменения не произошли. В экспериментальной группе на высоком уровне культуры здоровья по данному критерию находится 20% подростков (было 16,6%), на среднем – 53,3% (было 36,6%), низкий уровень зафиксирован у 26,6% (было 46,6%).
Рисунок 7 — Уровень культуры здоровья подростков по деятельностному критерию на контрольном этапе
Приведем усредненные результаты сформированности культуры здоровья подростков по выделенным критериям (см. таблицу13).
Таблица 13 — Сформированность культуры здоровья подростков (контрольный этап)
Результаты представим графически (см. рисунок 8.)Данные, полученные в результате диагностики, позволяют заключить, что в контрольной группе значительных изменений не произошло. В экспериментальной на высоком уровне культуры здоровья число подростков увеличилось на 7,8%, на среднем – на 13,4%, низкий уровень снизился на 21,1%.
Рисунок 8 — Уровень культуры здоровья подростков на контрольном этапе
Таким образом, анализ результатов диагностики после проведения формирующего этапа указывает на ее эффективность, что подтверждено количественными показателями культуры здоровья, которые отражают ее компоненты (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностный).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы.
По решению первой задачи исследования выявлено, что за последнее десятилетие уровень заболеваемости подростков увеличивается, в связи с чем, состояние здоровья данной категории детей, его сохранение и укрепление, является задачей стратегического значения, которая требует внимания к ее решению всего общества.
По решению второй задачи исследования сделано заключение, что культура здоровья подростка – это часть общей культуры личности, результат ее воспитания и обучения.
Компонентами культуры здоровья определены: когнитивный (знания относительно роли здоровья, здорового образа жизни в жизни человека и общества, в сфере организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья), эмоционально-ценностный (отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни как к ценности); деятельностный (умения и навыки сохранения и укрепления здоровья).
По решению третьей задачи исследования установлено, что специфика формирования культуры здоровья подростков определяются рамками социальной ситуации развития в таких системах как «подросток-сверстники», «подросток-взрослые». Коллектив, группа ровесников определена в качестве приоритетной среды для формирования культуры здоровья детей подросткового возраста, однако при этом взрослые, их нормы и ценности являются альтернативным источником выбора моделей поведения подрастающей личности, среди которых те, что ориентированы на укрепление и сохранение здоровья.
По решению четвертой задачи исследования сделан вывод о том, что театральная деятельность обладает большими возможностями относительно формирования культуры здоровья подростков, при умелом использовании которой возможно успешное достижение результатов в этой сфере.
По решению пятой задачи исследования проведен эксперимент, который включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В результате первого замера по методикам установлено, что экспериментальная и контрольная группы по сформированности культуры здоровья не имеют существенных различий (контрольная группа: высокий уровень – 35%, средний уровень – 32,1%, низкий уровень – 32,8%; экспериментальная группа: высокий уровень – 25,5%, средний уровень – 37,7%, низкий уровень – 36,7%).
На формирующем этапе опытно — экспериментальной работы разработан комплекс мероприятий с использованием средств театральной деятельности, ориентированные на формирование ценностей «здоровье», «здоровый образ жизни», расширение знаний подростков относительно роли здоровья, здорового образа жизни в жизни человека и общества, которые проводились во внеурочное время.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы зафиксирована положительная динамика в уровне культуры здоровья подростков экспериментальной группы (высокий уровень – 33,3% (было 25,5%), средний уровень – 51,1% (было 37,7%), низкий уровень – 15,6% (было 36,7%), что указывает на эффективность экспериментального фактора – комплекса мероприятий. Значительных изменений в показателях контрольной группы не зафиксировано.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2011. – 271с.
- Безруких М.М, Сонькина В. Д. Здоровье сберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. ‒ М.: Триада-фарм., 2010. ‒ 114 с.
- Блинов А.С. Учить здоровому образу жизни / А. С. Блинов // Педагогика. — 2013. — № 4. — С. 31 — 34.
- Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье : учеб. для вузов. М. : Питер, 1990.
- В Кремле обсудили состояние здоровья детей и подростков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/news/544789/#ixzz44G2S3jF3
- Васильков А.К. Вот игры — к спорту: Сборник эстафет и игровых заданий / Васильков А.К. — М.: ФиС, 2013.- 98 с.
- Виды здоровья [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.publicecology.ru/publojs-695-1.html
- Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. / Виноградов П.А. – М.: ЭКСМО, 2014.- 123С.
- Десятов С. М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы образовательного процесса в массовой школе : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. М. Десятов. — Омск, 1999. — 22 с.
- Емельянова С.А. Педагогические проблемы формирования здорового образа жизни школьников / Емельянова С.А. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2011. ‒ № 4. – С.12-17.
- Еникеев М. И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М. И. Еникеев. — М. : Приор-издат, 2013. — 283 с.
- Здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gufo.me/content_bigmedslov/zdorov-e-105325.html
- Здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gufo.me/content_psy/zdorove-1474.html
- Здоровье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovar.cc/enc/ped/2137013.html
- Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию./ Казин Э.М. – М.: Дрофа, 2012. – 145с.
- Крылатов С.А. Культура здорового образа жизни / Крылатов С.А. //Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа.- 2013.- №4. – С.15-23.
- Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.rosminzdrav.ru/health/zdravo202
- Куинджи Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод. пособие. / Куинджи Н. Н. — М. : Ас- пект Пресс, 2013. – 156с.
- Культура здоровья и физическая культура: о соотношении понятий [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sportsscience.org/index.php/health/article/download/412/429
- Культура здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: slovar.tvereza.info/ru/Культура_здоровья
- Лаптева М.И. Формирование здоровьесберегающего поведения младших школьников средствами театрализованной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uchportfolio.ru/blogs/read/?id=2657
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для ву- зов./ Мухина В. С. — М. : Академия, 2012. – 213с.
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни./ Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. – М. : Академия, 2012. – 191 с.
- Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. / Никитина Н.И., Глухова М.Ф. ‒ М.: Владос, 2015.‒ 399с.
- Никофоров Г. С. Психология здоровья : учеб. для вузов./ Никофоров Г. С. — СПб.: Питер, 2016.- 123с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физ. культуры. / Под ред.B.C.Иванова. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — 176 с.
- Определение понятия «культура здоровья личности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: valeologija.ru/knigi/valeologiya…/opredelenie-ponyatiya-kultura-zdorovya-lichnosti
- Полунина Н.В. Состояние здоровья детей в современнной России и пути его улучшения / Полунина Н.В. //Вестник Росздравнадзора.- — №5. – С.5-10.
- Полунина Н.В., Попов В.В. Дифференцированный подход к формированию здоровья подрастающего поколения / Полунина Н.В., Попов В.В. // Главврач. — 2016. — №11. — С. 49—53.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников)./ Попов С.В. – М.: Амфора, 2013.- 123с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2012. — 442 с.
- Психология современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.:Дрофа, 2012.- 234с.
- Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. — М.: Лира, 2013. — 433 с.
- Театральная деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://official.academic.ru/25949/Театральная_деятельность
- Тубчинова В. С. Исследование, разработка формирования здорового образа жизни среди подростков : автореф. дис. … канд. соц. наук. / Тубчинова В. С. — Улан-Удэ, 2005. – 18с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации «[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
- Шамьюнов Р.Я. Воспитание культуры здоровья подростков в учреждениях дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vospitanie-kultury-zdorovya-podrostkov-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey
1 2
