Меню Услуги

Технологии мотивации персонала в современной компании

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1.Теории мотивации и их практическое применение
  • 1.1. Сущность мотивации
  • 1.2. Теории мотивации в управлении персоналом
  • Глава 2. Анализ мотивационного механизма в ООО «7ЦВЕТОВ»
  • 2.1. Характеристика компании ООО «7ЦВЕТОВ»
  • 2.2. Анализ методов и форм мотивации персонала, применяемых в ООО «7ЦВЕТОВ»
  • Глава 3. Пути повышения трудовой мотивации персонала
  • 3.1. Зависимость мотивационных средств и инструментов от типа работника
  • 3.2. Средства повышения мотивационной деятельности
  • 3.3. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации персонала в компании ООО «7ЦВЕТОВ»
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

Эффективное управление персоналом не может обходиться без потребностей сотрудника, без определения и понимания его мотивов. Совокупность общественных и личных целей всегда является основой управления человеческими ресурсами в любых компаниях. Обоснование и выбор единой экономической или производственной цели является главной задачей сотрудников на всех уровнях управления и должно быть важной функцией современного менеджмента.

Выбранная тема состоит из нескольких составляющих моментов, которые связаны с деятельностью сотрудника в компании. Для жизнедеятельности компании необходимо объединять действия людей, это реализуется при координации действия персонала, также при разделении работ между рабочими в компании, а самое главное – при существованиях общей цели в организации. Объединение возможно реализовать, если каждый сотрудник компании будет знать, с кем, когда, что, и где делать, все это позволяет достигать целей, которые недостижимы одному сотруднику, а также помогает решать возникающие проблемы. Отношения между организацией и сотрудником –это обмен вознаграждения и результата деятельности, которые в результате приходят к противопоставлению общих интересов, при этом могут создаваться трудности при самоотдаче сотрудника и будет ограничиваться его вклад в жизнедеятельность предприятия, которая выплачивает вознаграждение. Если компания попытается получить от рабочего лучшего выполнения работы или больших результатов за одинаковую плату, то у сотрудника возникнет чувство несправедливости, и со своей стороны он будет пытать препятствовать этому. Руководители должны обращать своё внимание на формирование системы стимулирования и вознаграждения, чтобы у каждого работника сформировалось поведение, которое будет направлено на более качественное выполнение работы в организации. Отрицательная сторона этих систем заключается в том, что нужно постоянно воздействовать на сотрудника, а также отсутствие заинтересованности работников на результат выполнение работ. Самое важное, что для выполнения работ, нужно чтобы у работника была заинтересованность в конечном результате работ. Но иногда, особенность работы заключается в том, что результат будет формироваться на протяжении всего процесса, поэтому для получения более высоких результатов нужно приложить все усилия и внимания сотрудника, не только в процессе выполнения работы, но и также к завершению процесса работы.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что существует множество подтверждений тех фактов, что организация работы в ведущих корпорациях становится все более интересной, содержательной и творческой. Более эффективно происходит развитие тех организаций, которые занимаются повышением качества жизни сотрудников на работе, развитием персонала, а также стимулированием участия сотрудников в управлении компании.

Предмет изучения дипломной работы – технологии мотивации персонала в современной организации.

Объект – организация ООО «7ЦВЕТОВ».

Цель дипломной работы – изучение подходов современного менеджмента, изучение проблем по внедрению новых методов мотивации, применение современных инструментов для повышения мотивации.

Для выполнения поставленных целей в работе рассматривались следующие задачи:

  • определение основных понятий мотивации труда;
  • анализ применяемых методов мотивации труда в ООО «7ЦВЕТОВ»;
  • предложения по совершенствованию мотивации труда.

Документация компании ООО «7ЦВЕТОВ» послужила исходной базой для проведения анализа технологии мотивации труда. Это приказы и распоряжения руководства, положение об оплате труда, экономические показатели работы организации (данные за 2014 г. – 2015 г.).

Мотивация трудовой деятельности сотрудников – одна из главных функций управления персоналом, мотивации необходимо отводить главную роль в развитии, так как от результатов мотивирования сотрудников зависит не только эффективность работы, но и развитие любой компании.

 

Глава 1. Теории мотивации и их практическое применение

1.1. Сущность мотивации

В управлении человеческими ресурсами, мотивацию рассматривают как комплекс стимулирования мотивов работников на предприятии (относится к внутренней мотивации) и формирование стимулов (относится к внешней мотивация) для их деятельности в повышении эффективности труда. К мотивации относятся такие термины как мотивирование и стимулирование.  Целью мотивации является – формирование комплекса условий, которые побуждающих сотрудника к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

В современной практике управления и представления о возможностях мотивации труда сотрудников произошли большие изменения. На протяжении длительного периода считалось, что достаточным и единственным стимулом для побуждения сотрудника к эффективной деятельности является материальное вознаграждение.

Тейлор Ф.У. является основателем школы научного менеджмента, его теория является одной из самых ранних (первое десятилетие XX века). Он применял только один стимул – денежный, который считал самым естественным в мире, поэтому разработал свою систему организации труда сотрудников, убедительно доказывающую связь между оплатой и производительностью труда.

Элтона Мэйо обнаружил влияние на производительность труда ряд других психологических факторов. Работы Элтона Мэйо были направлены на достижение согласий рабочего с программой руководства на предприятии, на снижение недовольства, на адаптацию работника. Изучением мотивации труда занимались также Маслоу А.Х (создатель «Иерархическая модель потребностей»), Херцберг Ф. («мотивационно – гигиеническая» теория или «теорией обо­гащения работы»), Д. МакГрегор (книга «Человеческая сторона предприятия»), МакКлелланд (выделивший три фактора: а) стремление к успеху, б) получение признания и в) стремление к власти), Врум В. (Теория ожиданий), Л. Портера – Э. Лоулера, Выгодский и др.

Позже появились различные психологические теории мотивации, которые рассматривали с разных позиций структуру мотивационного процесса и определяющие факторы. В результате, политика «кнута и пряника» поменялась выработкой более глубоких систем стимулирования мотивации сотрудников к труду, базирующихся на результатах ее теоретического изучения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Представления, сформулированные психологической наукой, исследующей механизмы и причины целенаправленного поведения работника, лежат в основе современных теоретических подходов к мотивации. Мотивацию определяют, как движущую силу человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь целей, мотивов и потребностей человека.

Перед тем, как рассмотреть все вопросы в дипломной работе, нужно охарактеризовать основные понятия, которые будут использоваться в дальнейшем.

Потребности. Находятся внутри человека, это обобщает разных людей, но проявляется индивидуально у каждого человека (14, с.56). Все могут по – разному попытаться удовлетворить потребности, устранить их, не реагировать на них или подавлять.  Для того чтобы более лучше узнать сотрудника, руководитель может использовать метод круговой оценки «360 градусов».

Метод «360 градусов» — это оценочная процедура, которая заключается в сборе информации о сотрудниках от взаимодействующих с ними лиц, с последующей обратной связью. Основу данного метода составляет  «круговая» оценка по компетенции сотрудника его коллегами, руководителем, клиентами, подчиненными. К направлениям этого метода относят также сбор мнений о сотруднике (оценка работы  организации ее коллективом, оценка отделов компании другими отделами). Результаты  применения метода можно приметь для развития корпоративных компетенций, формирования коммуникации в компании, удержания персонала (35, с.7) Пример опросника для данного метода представлен в приложении 5.

Следующее понятие мотив. Это сознательно поставленная цель, субъективное отношение человека к своему поступку. Мотив дает направление человеку и объясняет его поведение. (2, с 40). Мотив не только определяет, как сделать и выполнить определенное действие, но и побуждает человека к действию. Это можно объяснить тем, что разные люди могут испытывать одинаковую потребность, но действия по устранению потребности могут совершенно отличаться. Мотив поддается осознанию человека, он может приглушать действие своих мотивов, устранять их, то есть, иначе говоря – человек может воздействовать на них. Именно поэтому мотивационная структура рассматривается как основа осуществления определенных действий человека. Мотивационная структура человека может обладать стабильностью, которая чаще всего определенна, но может иногда меняться (в процессе образования человека или воспитания). (6, с. 63).

Мотив можно рассматривать с разных сторон: как побуждение, намерение, цель (предмет удовлетворения потребностей). Мотив также рассматривают как сложное психологическое образование (интегральное или системное) (7, с 42).

Мотивы классифицируются по различным признакам:

1) виды активности, которые проявляются человеком (название мотива всегда определяется видом проявляющейся активности):

  • мотив игры;
  • мотив общения;
  • мотив учения;
  • спортивный мотив;
  • мотив общественной деятельности;
  • профессиональный мотив и т.д.

2) виды мотивов, которые классифицируются с учетом временной характеристики:

  • кратковременные;
  • устойчивые;
  • ситуативные;
  • постоянные и т.д.

3) на основании структуры мотивов:

  • первичные (абстрактные);
  • вторичные (наличие определенной цели);
  • полные;
  • укороченные (7, с 87)

Как известно, не существует единой, удовлетворяющей всех потребностей классификации мотивов. Мотивы могут быть разнообразными в зависимости от угла рассмотрения вопроса, от цели исследования и т.п. Главное требование от этих классификаций – не противоречие их генезису, мотиву.

Можно сформировать определение, что мотивация труда – это процесс воздействия на человека, с целью побуждения его к определенным действиям, путем пробуждения в нем определенной мотивации. Мотивация составляет ядро управления персоналом. Насколько успешно осуществляется процесс мотивации, будет зависть эффективность управления человеческими ресурсами на предприятии.

В зависимости от того, какие задачи решает, а также преследует мотивация, выделяют два основных типа мотивации.

Первый тип характеризуется тем, что при внешнем воздействии на сотрудника вызываются к действию свои определенные мотивы, они побуждают человека действовать по определенным действиям и приводят к желательному результату для мотивирующего субъекта. Используя данный тип мотивации, необходимо хорошо знать, какие мотивы будут побуждать человека к нужным действиям. Этот тип мотивирования имеет сходство с торговой сделкой: «Ты даешь мне то, что я хочу, я даю тебе то, что ты хочешь».  Если две стороны не нашли точки взаимодействия, то и мотивируемый процесс может не состояться.

Второй мотивирующий тип формирует определенную мотивационную структуру человека. В данном случае нужно обращать внимание на то, чтобы усилить и развить желательные для субъекта мотивации действия, и наоборот, нужно ослабить мотивы, которые могут помешать эффективности управления человеком. Данный тип мотивирования часто не связан с конкретными действиями, он носит характер образовательной и воспитательной работы. Этот тип мотивации требует намного больше знаний, способностей и усилий для его осуществления. Но следует отметить, что результаты второго типа мотивации существенно превосходят результаты первого типа мотивации. Компании, которые освоили данный тип мотивации, и использует его в своей практике, могут гораздо результативнее и успешнее управлять своими сотрудниками.

Первый и второй типы мотивирования не нужно противопоставлять, потому что в современной практике управления человеческими ресурсами многие корпорации сочетают эти два типа мотивации сотрудников. Стимулы всегда выполняют рычаги «раздражения» носителей или воздействия, которые приводят в действие определенные мотивы. Выделяют четыре основные формы стимулов:

  • Принуждение. В организациях часто применяются административные методы принуждения (выговор, перенос отпуска, замечание, перевод на пониженную должность, строгий выговор, увольнение с работы и др.)
  • Материальное поощрение. Это стимулы в вещественно – материальной форме: ссуды для строительства жилья, путевки, компенсации, заработная плата, кредиты на покупку автомобиля и др.
  • Моральное поощрение. Это стимулы, которые направлены на удовлетворение нравственных и духовных потребностей человека: доска почета, почетная грамота, благодарность, публикация в прессе, правительственная награда, ученая степень и др.
  • Самоутверждение. Внутренние силы человека, которые побуждают его к достижению поставленных целей без поощрения. Сюда можно отнести авторское изобретение, получение второго образования, публикация книги, написание диссертации и др. (1, с. 175)

Методы мотивации сотрудников зависят от проработанности системы мотивирования в организации, от общей системы управления, особенностей деятельности самой организации.

Для выбора и реализации методов мотивации можно рассмотреть следующие принципы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  • эффективность – данный принцип обеспечивает достижение реально возможного экономического и социального эффекта при затратах, связанных с осуществлением и разработкой мероприятий, которые реализую данный метод;
  • адаптивность – применяемые методы всегда осуществляются в форме, которая позволяет их адаптироваться к изминающимся ситуациям;
  • системность – методы обязательно должны представлять единую систему;
  • целенаправленность – применение этих методов должно побуждать сотрудников действовать для достижения определенных целей;
  • реализуемость – осуществляется возможностью осуществления и разработкой мероприятий, реализующий данный принцип с соответствием с социальными и нормативными нормами.

Все перечисленные методы мотивации эффективного трудового поведения можно объединить в три группы: социально – психологические, экономические и административно – организационные методы. Для подробного изучения можно охарактеризовать данные методы:

1) Социально – психологические методы – это способы, которые осуществляются  взаимодействие на персонал, они основаны на использовании закономерностей психологии и социологии. Эти методы могут направляться на отдельные личности, а также на группу сотрудников. По способам и масштабам воздействия их делят на психологические и  социальные.

Социологические методы оценивают назначение и место сотрудников в коллективе, выявляют неформальных лидеров, предупреждают межличностные конфликты в коллективе. К социальным методам управления относятся:

  • управление конфликтными ситуациями;
  • социальное планирование;
  • партнерство;
  • оценка личностных качеств;
  • соревнование;
  • социологические исследования.

Психологические методы управления являются составной частью в работе с персоналом, потому что они  направлены на конкретную личность (индивидуальны). Важная особенность данных методов – это направление на интеллект человека, его внутренний мир, чувства, образы, поведение, они помогают сосредоточить внутренний потенциал работника на выполнение конкретных производственных задач.

2) Экономические. Методы управления персоналом, которые являются способами воздействия на основе экономических законов.

Выделяют три уровня экономической мотивации персонала (8, с. 102):

  • стимулирование компаний со стороны государства;
  • стимулирование сотрудников компании;
  • стимулирование отдельных подразделений компании со стороны руководства, администрации.

К основным методам первого уровня относят: налогообложение, финансирование, госзаказ.

Метод стимулирования как налогообложение основывается на том, что государство, при изменении ставки налогов, будет способствовать как снижению активности предприятия, так и его росту, развитию определенных отраслей.

Финансирование (в виде кредитования и субсидирования) предполагает финансовую поддержку и помощь государства тем предприятиям, в развитии которых оно заинтересовано.

Под госзаказом понимают метод стимулирования,  который гарантирован  на сбыт произведенной продукции.

Главным экономическим методом, который применяется на уровне подразделений компании, является внутрипроизводственный хозяйственной расчет, исходные положения которого являются:

  • применение штрафов при неисполнении подразделением своих обязательств;
  • предоставление подразделению хозяйственно – оперативной самостоятельности (наделение соответствующими полномочиями его руководства);
  • закрепление ресурсов за подразделением.

При определении методов и размеров персонального экономического воздействия следует отметить, что благосостояние сотрудников всегда является источником развития общества и повышения эффективности деятельности всего предприятия. Экономическая мотивация персонала включает в свой состав: материальное вознаграждение, премии (бонусы), заработная плата, участие в акционерном капитале, налогообложение, штрафные санкции.

3.Административно – организационные методы. Способы осуществления управленческого воздействия на сотрудников, которые основываются на властных отношениях, системе административно – правовых взысканиях.

Необходимость данных методов объясняется тем, что любой человек, который приходит в компанию, берет ответственность на себя за качество выполнения поручений, определенных обязанностей, ответственность за результаты деятельности компании в целом. Существует группа методов, с помощью которых можно определить:

  • права сотрудников, меру ответственности и обязанности;
  • место отдельных сотрудников и их группы в компании;
  • способы координации действия сотрудников в процессе трудовой деятельности.

Эти методы являются административными, они выполняют следующие функции:

  • оказывают воздействие на волю сотрудника, которое выражается в обязательности выполнения и однозначности отдаваемых распоряжений;
  • имеют безвозмездный характер, которые не предусматривают получение вознаграждений, но могут нести возможные наказания;
  • выполнение определенных требуемых действий;
  • устанавливают строгую дисциплину в компании;
  • обеспечивают выбранную технологию управления и производства;
  • приводят в концентрации власти;
  • не способствуют развитию творческого начала личности у сотрудника, поэтому очень часто негативно оцениваются персоналом.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Большинство психологических проблем решаются, при понимании того, что люди всегда осознают мотивы своих поступков, мыслей, действий, и чувств. Истинные мотивы не всегда бывают такими, какими они кажутся.

В психологии выделяют два типа мотивации: положительную и отрицательную. Желание добиться успеха в своем труде – это положительная мотивация. Она проявляется сознательной активностью и связывается проявлением положительных эмоций и чувств (одобрение или похвала тех, с кем работает сотрудник). Отрицательная мотивация — связывает с применением осужде­ния и неодобрения, обычно это влечется материальным и психологическим наказанием. Когда применяется отрицательная мотивация, сотрудник будет избегать неуспеха, потому как наказания приводит к возникновению отрицательных эмоций и чувств.

Цикличность мотивационного процесса, можно рассмотреть на рисунке 1, здесь отображена взаимосвязь потребностей, целей и мотивов.

Рисунок 1. Этапы формирования мотивационного процесса

 

Предложенная схема дает представление о взаимосвязях мотивов и потребностей, так как реальный мотивационный процесс может оказаться значительно сложнее. Мотивы, которые двигают человека вперед, чрезвычайно сложны, они складываются под влиянием комплекса факторов (внутренних и внешних) – образования, материального благосостояния, способностей, социального положения, общественного мнения, они  подвержены частым переменам.

Существует обширный ряд потребностей (см. рисунок 2), которые не только лежат в основе трудовой мотивации, но и оказывают влияние на работу человека и его организационное поведение.

Рисунок 2. Ряд потребностей человека

 

Функция управления как мотивация, реализуется через комплекс стимулов, то есть любые действия работника должны иметь отрицательные или положительные результаты со стороны удовлетворения потребностей человека и достижения его целей. Изучение персонала позволяет руководителю создавать мотивационную структуру, при которой он может осуществлять развитие сотрудников персонала в нужном для него направлении.

Формирование и внедрение эффективной системы стимулирования персонала, является одной из самых актуальных и важных проблем менеджмента. Чтобы разработать эффективную систему мотивации, необходимо знать типичные проблемы в компаниях, связанные  с низкой мотивацией сотрудников:

  • высокая текучесть кадров;
  • высокий уровень конфликтов в коллективах;
  • низкий уровень исполнительской дисциплины;
  • не качественность труда;
  • нецелесообразность мотивов поведения кадров;
  • слабая связь результатов труда и поощрения;
  • сбой в промышленном процессе;
  • сложности, связанные с созданием согласованной команды;
  • противоречия в отношениях между руководством и сотрудником;
  • бездействие работников;
  • плохое оборудование рабочих мест;
  • слабое внимание к учебе и стажировке персонала;
  • отсутствие корпоративной культуры;
  • нежелание работников повысить уровень своей квалификации;
  • не организованность методов стимуляции труда;
  • разногласия между поведением сотрудника и желанием руководителя;
  • слабый нравственный настрой в коллективе;

Для построения эффективной системы мотивации требуется изучать теоретические основы, а также уметь внедрять их в систему стимулирования.

В современном обществе, мотивация основывается на механизмах и знаниях психологии. Современные содержательные теории мотивации оказывают внимание определению структуры и потребностям человека.

Процессуальные теории мотивации в наше время считают более современными, так как они выполняют мотивирующую роль потребностей.

Поведение людей выражается в удовлетворении тех или иных потребностей, поэтому – это условие, которое необходимо для эффективной работы. Необходимо определить «сколько стоит потребность», какую работу нужно сделать для ее достижения, на каких условиях можно реализовать свои потребности. Существует два вида процессуальных теорий:

1)теория ожидания (основным стимулом к деятельности является определенное ожидание вознаграждения или результатов)

2) теория справедливости (люди субъективно оценивают вознаграждение к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы.

Теории Герцберга, МакКлелланда и Маслоу в наши дни выступают как самые распространенные содержательные теории мотивации.

Согласно теории Маслоу, выделяется пять главных типов потребностей, которые составляют иерархическую структуру (рисунок 3).

Рисунок 3. Иерархия потребностей согласно теории Маслоу

 

МакКлелланда выдвигал теорию, дополняющую потребности Маслоу:

  • потребности во власти;
  • потребности в успехе;
  • потребности в принадлежности.

Герцберг основал теорию на анализе факторов, которые действуют на сотрудника в процессе работы, а также оказывают влияние на удовлетворение потребностей. Факторы подразделяют на гигиенические (межличностные отношения, оплата труда, характер контроля) и мотивирующие (рост возможностей, чувство успеха, повышение по службе, признание коллег в отделе и со стороны, ответственность).


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4