Заявка на расчет
Меню Услуги

Технология повторительно-обобщающего урока по физике. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРИТЕЛЬНО ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

2.1. Повторительно-обобщающий урок в свете различных технологий обучения

 

Повторительно-обобщающий урок имеет цель обобщить знания темы, выстроить все её пройденные моменты в единую целостную «картину». Хотя учащиеся и не получают на нем особо новых сведений – вся тема уже пройдена, уроки этого типа имеют колоссальное значение для понимания темы, её восприятия как целостной системы знаний. В свою очередь без такого целостного восприятия, при фрагментальном усвоении темы, не формируется физическое виденье процессов и явлений, невозможно применение и грамотное использование материала при решении задач, отличных от стандартных, формальных задач, прорешенных на уроках. Уроки такого типа играют огромную роль в формировании мышления и мировоззрения, основа которого – понимание мира как взаимосвязанного целого.

По нашему мнению, повторительно-обобщающие уроки должны быть не обычными и заурядными, а интересными и хорошо запоминающимися. Поэтому мы считаем, что для составления уроков по разным темам можно использовать различные технологии обучения. Элемент новизны формы проведения такого урока будет способствовать поддержанию интереса, познакомит с тем, как еще может быть организован учебный процесс, что, без сомнения, благотворно повлияет на общее развитие учащихся. Так же мы хотим показать, что организация повторительно-обобщающих уроков возможна в рамках любой технологии обучения.

Рассмотрим подробнее такие педагогические технологии обучения: технология опорных схем, игровая технология, технология в соответствии с научным методом познания, технология исследовательской деятельности и здоровьесберегающая технология.

Технология опорных схем.

Опорный конспект – наглядная схема, отражающая информацию, которая подлежит усвоению, где представлены различные связи между элементами информации, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Она представляет собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала [34].

Опорный конспект помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, которая через зрительные образы и знаки воспроизводит из памяти учеников необходимые ассоциации, некий опорный знаниевый каркас. В этом смысл такого средства обучения. Применение таких конспектов способствует усвоению материала через наглядное представление его структуры. Упорядоченность материала облегчает запоминание, а так же усвоение нового.

Отличительной особенностью схем является их краткость, структурность. При их построении используются логические блоки и связки, объединенные стрелками, линиями и другими обозначениями. Элементы, имеющие наиболее важное значение, выделены рамками, оригинальным расположением составных частей. Соответствующее сочетание и расположение текста, схем и рисунков позволяет оптимальным образом выделить и подчеркнуть главные положения, логические связи темы. В физике существует свой язык условных обозначений, схем, графиков, рисунков и формул, поэтому нет необходимости искать новые опорные сигналы и сокращения.

Схемы способствуют организации системного подхода, установлению причинно-следственных связей. По форме схемы различаются на “схемы-рисунки”, “схемы-цепочки”, “схемы-ступеньки” и т. д., что делает их запоминающимися и понятными. При таком способе подачи информации используются все возможности визуального и психологического воздействия при получении знаний. С помощью опорных схем можно объяснять сложные моменты курса физики, что поможет легче их запомнить.

Наличие краткого, небольшого по объему опорного конспекта позволяет учащимся стать активными слушателями. Их основная цель — вникать в новые понятия, выстраивать связи нового материала с уже изученными, следить за ходом рассуждений, доказательствами, вникать в приводимые примеры, им нет нужды отвлекаться на подробные записи. Однако при таком подходе особенно важным условием эффективности работы является многократное обращение и устное проговаривание учащимися содержащего в них материала. Это не только способствует усвоению текущих знаний, но и со временем позволяет учащимся свободно овладеть физической терминологией, логически, последовательно и четко выражать свои мысли, что способствует развитию речи.

Технология опорных конспектов позволяет прочнее запомнить материл, основываясь на лаконичных зрительных образах, отражающих основное содержание. Она помогает развивать индивидуальные способности учащихся, их самостоятельность и инициативность. Прорисовывание, прописывание, проговаривание усиливает обобщение информации.

Опорные схемы могут использоваться учащимися, как в готовом варианте, так и составляться их по ходу выполнения задания. Такие схемы позволяют построить ответ ученика на тот или иной вопрос, быстро повторить изученный материал и выстроить логическую последовательность изученного ранее материала [52].

Игровая технология.

Под игровыми педагогическими технологиями подразумевается «огромная группа методов и приемов организации учебного процесса в виде различных педагогических игр» [57, с. 222].

Игра является одним из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди используют с давних времен. Широкое применение игра находит в педагогике и в наше время. «Игра – путь к познанию мира, в котором мы живем и который призваны изменить», – такую мысль высказал А. М. Горький. Применение игры в учебно-воспитательном процессе достаточно широко. Игровую технологию можно использовать как элемент урока или как основу целого урока. Она довольно хорошо подходит при проведении именно повторительно-обобщающих уроков [34].

Первое, что обусловливает сущность игры, это то, что её мотивы заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющих сторон. Игра, как и любая другая неигровая деятельность, мотивируется отношением к значимым для человека целям. В игре совершаются только те действия, цели которых имеют значение для учеников по их собственному внутреннему расположению. В этом заключается главная особенность игр и в этом их основное достоинство. Второй особенностью игры является игровое действие, реализующее различные мотивы деятельности, которые не всегда напрямую связаны с теми средствами, которыми эти действия выполняются в неигровой практике. Игра – это деятельность, в которой решается противоречие между ростом потребностей и запросами человека, который определяет мотив деятельности, и ограниченностью его личных возможностей [57, с. 222].

Характеристики игры как вида человеческой деятельности:

  • игра – вид непродуктивной и непроизвольной деятельности;
  • игра способна воссоздать другие виды деятельности;
  • мотив игры в самом процессе, а не в её результатах.

Виды игр, используемые на уроках:

1) дидактические игры (физический кубик, домино и др);

2) ролевые игры;

3) урок-путешествие;

4) творческие игры;

5) театрализованные игры.

Основной ролью дидактических игр является «повторение, обобщение и коррекция учебного материала» [14, с. 50]. Организация игр требует от учителя серьёзного отношения. Игра не должна нарушать дисциплину урока и тем более разрушать его. А значит, учителю необходимо учесть возможное возникновение конфликтов на почве соревнований между командами и продумать пути выхода из них. Игра обязательно должна давать учащимся реальные научные знания по физике. Это будет способствовать расширению кругозора учащихся, а также изначально поможет им усвоить информацию в нужном виде. «Стоит выбирать информацию, затрагивающую только те процессы, что были изучены полностью на необходимом для игры уровне» [51, с. 196].

Игровая деятельность учащихся в ходе урока является отличным средством закрепления знаний, совершенствует навыки социализации, реализует выполнение ряда предметных и метапредметных результатов. Игры, проведённые в рамках такого предмета, как физика, способствуют более глубокому пониманию предмет, а также учат применить на практике уже полученные знания. «Грамотно подобранная и проведённая игра может сделать урок запоминающимся, а предмет – одним из самых любимых» среди школьников [51].

Технология в соответствии с научным методом познания.

Более осмысленным и творческим процесс обучение физике позволяет сделать овладение учащимися методом научного познания. Процесс научного познания был представлен, на основе анализа истории развития физических идей, в виде последовательности циклов, каждый из которых состоял из следующих звеньев: факты, на основе которых выделяются проблемы и выдвигаются гипотезы, далее строится модель, затем логически выводятся следствия и проводится эксперимент. Данная логика познания определяется в физике как принцип цикличности [44].

На рисунке 2.1 представлена структурно-логическая схема принципа цикличности.

Рисунок 2.1 – Структурно-логическая схема принципа цикличности

 

Более конкретно содержание каждого из этапов цикла научного познания представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Принцип цикличности в логике познания природы

Факты На первом этапе познания происходит наблюдение явлений, которое возможно благодаря органам чувств человека и используемым приборам непосредственно в природе или с помощью специально поставленного опыта.

Обобщение исходных фактов приводит к постановке проблемы – вопроса, ответ на который позволяет объяснить множество явлений.

Модель Следующий этап научного познания – модель. Это самый ответственный и трудный этап. На этом этапе выдвигается гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза должна быть обоснована наблюдаемыми фактами. К данной гипотезе создается модель – упрощенное представление объекта или явления. Модель – количественная или качественная – включает в себя основные свойства изучаемого объекта и выражается в виде определений, законов, принципов, основных закономерностей.
Следствия Третий этап – объяснение известных и предвидение новых явлений на основе созданной модели. Это этап теоретических следствий, которые позволяют объяснить совокупность наблюдаемых явлений, предвидеть явления, еще неизвестные, предсказать ход их развития.

Однако нужно помнить, что и гипотезы, и вытекающие из них следствия – это лишь предположительные знания, основанные на догадке. Они требуют экспериментальной проверки. История науки знает немало примеров того, как очень правдоподобные гипотезы и их следствия существовали десятки и сотни лет, а потом опровергались экспериментом. Например, представления о строении мира. Несколько тысячелетий считалось, что Земля находится в центре, а вокруг нее обращаются все небесные тела. Лишь в XVI веке на основании новых наблюдаемых фактов она была опровергнута.

Эксперимент Поэтому и нужен эксперимент. Экспериментальная проверка гипотезы является важным этапом научного познания. Это специально поставленный опыт, который позволяет практически проверить ту или иную гипотезу и следствия, вытекающие из нее.

Кроме того, этот этап связан с практической реализацией сделанного теоретического вывода. Таким образом, на четвертом этапе происходит применение полученных знаний к конкретным физическим объектам и явлениям, в том числе и решение расчетных, качественных, экспериментальных задач.

Если теоретические следствия исходной гипотезы экспериментально подтверждаются, то принятая в основу теории абстрактная модель верно отражает изучаемое свойство явления. Если же эксперимент дает неожиданный результат, то это означает, что обнаружились границы применимости теории, что для объяснения новых явлений требуется уточнение или замена абстрактной модели, лежащей в основе теории. В последнем случае вновь возвращаются к фактам, строят новую модель, т. е. цикл замыкается.

 

К сожалению, большинство существующих учебников физики дают знания в готовом виде и не отражают логику познания окружающего мира, тем самым лишают школьников самостоятельному постижению науки. Это является одной из причин возникновения необходимости в создании принципиально новых подходов к организации процесса обучения, в основе которых лежит изложение изучаемого материала на основе принципа цикличности. Этот принцип включает в себя общенаучные методы экспериментального и теоретического познания.

Впервые принцип цикличности был сформулирован в 1972 г. Василием Григорьевичем Разумовским в его докторской диссертации на тему «Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения физике». Он утверждал, что для интеллектуального развития учащихся организация изложения учебного материала должна соответствовать циклу научного познания. В Кировской области эта тема активно разрабатывается. Над ней работал Вячеслав Всеволодович Мултановский, доктор педагогических наук, профессор Вятского педагогического (сейчас – гуманитарного) университета. В настоящее время её продолжают развивать Юрий Аркадьевич Сауров (член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор), Наталья Вячеславовна Соколова (кандидат педагогических наук, учитель физики высшей категории) и другие.

Схема научного познания (см. Рисунок 2.1) может успешно применяться на различных типах учебных занятий: на уроке изучения нового материала и первичного закрепления, на уроке обобщения и систематизации знаний и умений, на уроке комплексного применения знаний и умений.

Особый результат дает способ изучения основ физики с помощью структурно-логических схем (СЛС), которые содержат систему элементов учебного материала – основных знаний, составляющих единое целое на основе причинно-следственных связей и законов формальной логики. «Такой подход позволяет выделить систему знаний об исходных положениях и структуру физики, принципы формирования и добывания физических знаний, т. е. методологию этой науки. Логика профессионального становления обучающихся диктует необходимость использования целого ряда учебных действий: заполнения таблиц, построения графиков, систематизации изученного материала на основе структуры физических теорий, цикла научного познания и т. п.» [19, с. 6-7].

В результате чего нами была предложена следующая обобщающая логическая схема познания (см. Таблица 2.2) в ходе проведения повторительно-обобщающего урока по физике в 8-м классе по теме «Законы постоянного тока» (см. Приложение В).

Таблица 2.2 – Постоянный электрический ток

 

Урок, на котором последовательность изложения содержания проводится подобным образом, может быть проведен с использованием различных методов обучения. Часть самостоятельной познавательной работы учащихся определяется учителем и зависит от цели урока.

Технология исследовательской деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения или осмысления неизвестного. По мере проведения исследования осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой становится развитие исследовательской позиции к миру, к себе и окружающим, а также формирование мировоззрения.

Такого рода деятельность характеризуется рядом особенностей:

  1. В отличие от проектной деятельности, которая предполагает прогноз результатов и хорошее представление об итогах работа, исследовательская связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением.
  2. Обязательным условием организации является контроль руководителя, потому что уяснение сущности явления, достижение истины является целью такой работы [9, с. 48].

Исследовательская работа, как и проектная, позволяет развивать способности школьников, способствует совместной работе учителя и учащихся, а также дает возможность приобретать опыт публичных выступлений и умение отстаивать свою точку зрения [40].

При пассивном восприятии учебного материала не может происходить развитие. Его основой может стать именно собственное действие. Не удивительно, что бо́льший процент информации человек запоминания при самостоятельной работе, при поиске чего-то нового.

По мнению Переславцевой М. В. учебная исследовательская деятельность – это «специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности» [36].

Проектно-исследовательская деятельность, проводимая на уроках, отличается от научных исследований, осуществляемыми учеными. Учебное исследование представляет собой создание представления об объекте или явлении окружающего мира под руководством учителя. Проводя данную работу, систематизируя материал, учащиеся изучают методику научно-исследовательской работы. После проведения ученики анализируют результаты наблюдений, готовят отчеты о проделанной работе, которые заслушиваются на уроках [40].

Опираясь на методику проведения исследований, можно выделить следующие основные этапы исследовательской деятельности:

  1. постановка проблемы через проблемную ситуацию, беседу, опрос и другое;
  2. постановка вопросов и выдвижение гипотезы;
  3. поиск путей решения и проведение исследования;
  4. подведение итога, формулирование выводов [36].

Организация исследовательской деятельности способствует развитию мышления. Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания на активизацию познавательной деятельности. В ходе решения исследовательских задач формируются исследовательские умения обучающихся [8, с. 66].

Необходимым этапом процесса обучения, если мы хотим сделать его творческим, является мотивация исследовательской деятельности. Ее целью является создание условий для возникновения у ученика вопроса и формулирования проблемы. Цель исследовательской деятельности не только в овладении суммой знаний, но и в формировании исследовательских умений. При организации учебного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача планирования, проектирования исследования, затем выполнение самого исследования; получение результатов деятельности обучающихся и их анализ, корректировка результатов.

В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней такого рода обучения. На первом уровне учитель ставит проблему и выделяет методы ее решения. На втором – преподаватель только ставит проблему, учащиеся сами находят способы её решения. На третьем уровне ученики самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы её решения [8, с. 67].

Здоровьесберегающая технология.

В педагогической среде существует заблуждение, что сохранением и укреплением здоровья школьников должны заниматься специально обученные специалисты. Тем не менее, анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья у учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому учителю необходимо найти собственные резервы в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

«Школа – это та социальная структура, в которой ученики могут не только сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья учащихся» [47, с. 10].

Основная цель применения в обучении здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью. Здоровьесберегающие технологий – это совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [34, с. 98].

Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми. Цель концепции — сохранение, профилактика и укрепление здоровья, формирование культуры здоровья у субъектов учебно-воспитательного процесса [11, с. 70].

В последнее время о неблагополучии здоровья школьников пишут и говорят много. И для этого есть все основания. Лишь порядка 10% учащихся можно считать здоровыми, а чуть больше половины учащихся школ страдает различными заболеваниями хронического характера. Наблюдается стремительный рост числа хронических заболеваний и функциональных нарушений, регистрирующиеся у 50-60% (и более) школьников.

В настоящее время содержание школьных программ меняется в основном в сторону повышения требований, увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения. По объему постоянно возрастающая и по содержанию усложняющаяся научная информация вступает в противоречие с недостаточно гибкими учебными планами, программами, учебниками, что приводит к хроническим перегрузкам школьников, падению заинтересованности к учению, и, следовательно, ухудшению их здоровья. Это обусловило то, что одно из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья учащихся школ.

Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность психологического, педагогического и медицинского воздействия, направленного на защиту здоровья и формирование к нему ценного отношения. Их цель – это обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневности.

Для успешной реализации данной технологии необходимо придерживаться следующих правил:

  • создавать эмоциональные разрядки на уроке;
  • использовать физкультурные паузы на уроке;
  • освобождать, а не сковывать;
  • поддерживать, а не сдерживать;
  • распрямлять, не сгибать.

Безусловно, на уроках физики вопросам сохранения здоровья должно уделяться достаточное внимание. Необходимо ценностное отношение к здоровью, важно, чтобы дети задумывались о нем не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогание, а по внутреннему убеждению, пониманию необходимости беречь здоровье и пониманию того, почему это так важно [56, с. 3].

При использовании принципов здоровьесбережения детей, решаются следующие задачи: снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления; охрана и укрепление психического здоровья учащихся, формирование культуры здоровья учащихся [42].

Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса. Физика является предметом, выполняющим не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Она заключает в себе мощный потенциал, который дает возможность развивать мышление, раскрывает целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывает эстетическое чувство, сохраняет здоровье учащихся [47].

Личность ребенка формируется в процессе индивидуальной деятельности, которая, однако, невозможна без общения со взрослыми, взаимодействия с ними. Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления [34, с. 98].

 

2.2. Методика организации и проведения повторительно-обобщающего урока 

 

Среди уроков разных типов важное и даже особое место занимают повторительно-обобщающие уроки. Они выделяются среди общей массы занятий. Их бывает не много, возможно единожды за учебный год. Их цель не просто контроль качества усвоения отдельных знаний и умений, они призваны помочь выстроить систему из накопленных знаний, понять связь между ними. Образовательный потенциал таких уроков весьма велик. В связи с этим, мы считаем, что педагог не должен пренебрегать таким мощным средством усвоения и систематизации знаний, и повторительно-обобщающие уроки должны занять свое место в образовательной практике.

Однако, при всей важности включения таких уроков в образовательный процесс, методика их организации и проведения проработана недостаточно. Это является одной из причин того, что учителя редко проводят подобные уроки. В результате знания учеников формируются отрывочно, мозаично. По нашему мнению, в каждом изучаемом разделе физики должен быть проведен хотя бы один повторительно-обобщающий урок.

Для того чтобы организовать повторительно-обобщающий урок учитель должен отобрать тот физический материал, который будет включен в него. Это должен быть основной и главный материал по тому вопросу, которому посвящено занятие. Его должно быть не очень много, но он должен представлять всю изученную систему знаний, показать место отдельных элементов в этой системе.

На следующем этапе учитель должен выбрать те методы, формы и средства, которые будут применены на уроке. Они будут определены той основной образовательной технологией (или их совокупностью), которую преподаватель выберет для проведения занятия. Заметим, что повторительно-обобщающий урок можно организовать в рамках практически любой из них. Это могут быть технология опорных схем, игровая технология, технология в соответствии с научным методом познания, технология исследовательской деятельности и здоровьесберегающая технология, рассматриваемые нами, и многие другие.

Одним из основных требований к организации уроков рассматриваемого типа является их запоминаемость, интересность, возможно, их яркость на фоне остальных, «обычных» уроков. Именно поэтому учитель должен внимательно подходить к подбору методов, средств и форм их проведения.

В рамках работы нами были разработаны повторительно-обобщающие уроки по всему школьному курсу 8 класса и часть из них были проведены. Рассмотрим методику организации и проведения таких уроков на примере одного из них. Это урок по теме «Тепловые явления».

Цель данного урока: повторить и систематизировать знания учащихся по разделу «Тепловые явления».

Данный урок создан на основе технологии опорных схем. Эта технология выгодна с точки зрения цели повторительно-обобщающего урока: само представление материала располагает к тому, чтобы увидеть изученный предметный материал в системе знаний, в структуре темы, начать воспринимать её как единое взаимосвязанное целое.

Оборудование, необходимое для проведения урока, элементарно: классная доска, мел, карточки с домашним заданием.

В ходе урока выделяют несколько этапов:

  • обобщение и систематизация знаний
  • расширение знаний
  • экспресс-контроль знаний
  • подведение итогов занятия, выдача домашнего задания

Обобщение и систематизация знаний начинается с анализа содержания раздела «Тепловые явления». Для этого учитель предлагает вспомнить основное и главное в материале пройденного раздела. Актуализация знаний учащихся сопровождается вопросами по теме. Резюмируя ответы учащихся, учитель подводит краткий итог о том, что в основное содержание раздела входят следующие понятия: тепловое движение, внутренняя энергия, температура, теплопередача и механическая работа, количество теплоты, удельная теплоемкость, теплота сгорания, закон сохранения и превращения энергии. На основе молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества даётся объяснение тепловых явлений и процессов.

После выделения основных понятий учитель фокусирует внимание учеников на том, что связь между понятиями логико-генетическая. Далее выстраивается схема, отражающая взаимосвязь различных изученных понятий в разделе «Тепловые явления» и логика их представления в системе знаний (см. Приложение А, рисунок 1). Направление стрелок в схеме показывает порядок введения и рассмотрения понятий в данной главе. Такая структурная схема позволяет наглядно представить и обобщить основные понятия данного раздела, а также связи между ними.

После составления логико-генетической схемы понятий рассматриваемой темы урока, учащиеся под руководством учителя начинают работать с основными понятиями раздела. Эта часть урока посвящена повторению и обобщению знаний учащихся о понятиях «внутренняя энергия», «механическая работа», «теплопередача». Один из вопросов может быть разобран коллективно. Строится схема (см. Приложение А, рисунок 2) по следующему плану (для внутренней энергии):

  1. Определение понятия;
  2. Единица измерения физической величины;
  3. Связь внутренней энергии с другими физическими величинами;
  4. Способы изменения внутренней энергии;
  5. Расчет внутренней энергии.

Далее учащиеся работают в парах, составляя подобные схемы для остальных понятий. Затем по каждому из вопросов учащиеся одной из групп заполняют полученную схему у доски. Их ответ дополняется учащимися из других групп и при необходимости корректируется учителем.

На следующем этапе урока происходит расширение знаний. На нем повторяется материал о способах теплопередачи. Учащиеся зачитывают небольшие сообщения, при подготовке к которым учителем была рекомендована следующая последовательность выступления: определение понятия, отличительные признаки данного вида теплопередачи, условия его протекания, примеры использования на практике.

Третий этап урока посвящен экспресс-контролю знаний школьников. Он организован в виде устного опроса. Учитель быстро задает вопросы, а учащиеся отвечают “по цепочке”, друг за другом. Если кто-то из учеников не справляется, то отвечает следующий.

В конце занятия учитель подводит итоги урока и задает домашнее задание. Домой учащиеся получают две задачи по теме «Тепловые явления» с занимательным сюжетом.

Итак, повторительно-обобщающий урок должен давать возможность каждому из учеников класса в ходе активной работы повторить и систематизировать знания по теме или разделу, по которому он проводится. Он должен быть интересным и запоминающимся. Такие требования к организации повторительно-обобщающего урока обусловлены его целями. Все это мы посмотрели на примере разработанного урока по теме «Тепловые явления» в 8 классе (см. Приложение А).

Выделив необходимый «каркас», структуру знаний и отобрав нужный материал, ориентируясь на требования, которые предъявляются к уроку такого типа, любой учитель может организовать повторительно-обобщающий урок по нужной ему теме. Это может быть какой-либо раздел физики, а может быть и любая другая значимая тема, по которой необходимо структурировать знания, выстроить их в единую систему.

 

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭСПЕРИМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ФИЗИКЕ

3.1. Характеристика экспериментальной площадки

 

Педагогическая практика проходила на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 40» города Кирова, которая, согласно архивной справке, была открыта 1 ноября 1946 года.

Школа осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, обеспечивая работу предпрофильную (1-9 кл.) и профильную (10-11 кл.) подготовку учащихся по предметам: физика, математика, информатика, русский язык, обществознание, ОБЖ, экономика. В школе так же осуществляется внеурочная работа, реализуются дополнительные образовательные программы.

Текущее руководство школой реализовывает директор Казанцев Василий Петрович в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы. Так же в гимназии осуществляют свою деятельность Совет классных руководителей, Психолого-медико-педагогический консилиум, Административный совет, Методическая служба, Педагогический совет, Попечительский Совет, Родительские комитеты классов.

С целью получения школьниками знаний, отвечающих их возможностям, способностям и увлечениям, в школе разработана система кружков, спортивных секций и занятий кадетских классов по военно-патриотическому воспитанию. Первоклассники и ученики 2-4-х классов обучаются по 5-дневной рабочей неделе. Учащиеся 5-11-х классов по
6-дневной рабочей неделе с учетом экзаменационного периода. Продолжительность урока составляет 40 минут. Исключение – первое полугодье для учеников первых классов, когда продолжительность урока составляет 35 минут. Длительность перемен от 5 до 15 минут.

По данным на 2017/18 учебный год плановая численность обучающихся (в условиях работы школы в 2 смены) составляет 1225 человек. Обучение ведется в 21 кабинете средней наполняемостью 27-28 человек.

Учебную деятельность в образовательной организации осуществляют 60 педагогов, из которых 9 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 23 – I квалификационную категорию.

Школьная библиотека укомплектована печатными образовательными ресурсами по всем школьным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы, который включает художественную и научно-популярную литературу, справочные, энциклопедические, библиографические и информационные издания.

Учебные кабинеты оснащены компьютерной техникой, интерактивным оборудованием (мультимедиа-проекторы, интерактивные доски) и локальной сетью, подключенной к сети Интернет. Использование электронного журнала в школе ведётся в полном соответствии с Едиными требованиями к системам ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях РФ.

Есть 5 лабораторных комнат (химии, физики, биологии, трудового обучения, ОБЖ), спортивный зал, тренажерный зал, тир, актовый зал, медицинский кабинет, столовая. На территории образовательного учреждения имеется школьный стадион.

Численность обучающихся в школе растет с каждым учебным годом. Больше половины всех классов имеют по 4-5 классов в одной параллели. Школа развивается, следя за основными современными тенденциями в системе образования.

 

3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента

 

В рамках работы были проведены повторительно-обобщающие уроки по физики с применением различных технологий обучения. Исследование проводилось среди учащихся 8-х классов МБОУ СОШ № 40 города Кирова, обучающихся по физике на базовом уровне. Целью исследования являлось проектирование и проведение повторительно-обобщающих уроков, проведение диагностики данных уроков.

В результате нами была разработана система повторительно-обобщающих уроков по всем разделам учебного курса физики 8 класса, три из которых («Тепловые явления» (см. Приложение А), «Изменение агрегатных состояний вещества» (см. Приложение Б), «Законы постоянного тока» (см. Приложение В)) реализованы за период прохождения педагогической практики, а два других – («Электромагнитные явления» (см. Приложение Д) и «Световые явления» (см. Приложение Е)) – разработаны лишь теоретически. При составлении уроков мы опирались на учебник А. В. Перышкина «Физика. 8 класс», традиционно использующийся при изучении физики в этой школе.

По окончании педагогического эксперимента проведена небольшая диагностика уроков для оценки результативности предложенной технологии обучения и работы учителя.

Результативность разработанных нами повторительно-обобщающих уроков достигается с помощью применения различных методов обучения: словесные (рассказ, беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрация эксперимента, работа с графиком), решение задач, разгадывание ребусов и другие. Эти методы повышают познавательную активность учеников, развивают интерес к физике, способствуют более полному и прочному усвоению знаний учащимися, а так же развитию их внимания, мышления, памяти и творческих способностей.

Использование на уроках проекционного экрана или интерактивной доски имеют немаловажное значение в оформлении и наглядности урока.

Формы организации занятий соответствуют их содержанию. Реализация дидактических целей прослеживается в ходе всех этапов повторительно-обобщающих уроков. Они направлены на формирование способностей к сравнению, обобщению, анализу и синтезу, развитие познавательного интереса учащихся к предмету, а так же воспитание стремления к учению, навыков коллективной и самостоятельной работы. Поставленные цели урока совпадают с желаемым конечным результатом. Проведенные уроки соответствовали плану. Знания, требуемые на уроках, не выходят за рамки общеобразовательных программ по физике за 8 класс.

Учащиеся были ориентированы на намеченную учебную деятельность. Они проявили активность на уроке, дисциплину, взаимопомощь в процессе совместного решения задач, умение участвовать в диалоге, излагать и отстаивать свою точку зрения. В ходе обсуждения спорных вопросов учащиеся уважительно относились к мнению одноклассников. Проведенные повторительно-обобщающие уроки отличались атмосферой доброжелательности, поддержки и сотрудничества, способствовавшие проявлению личностных качеств школьников. При разработке уроков были учтены особенности классного коллектива, в том числе возрастные.

Время, отведённое на этапы уроков, было распределено рационально. При проведении каждого из них учитывалось усвоение ранее пройденного материала. Так, на первых этапах, организовано повторение теоретической части, на последующих – применение имеющихся знаний при различных видах учебной деятельности. Контроль усвоения знаний осуществлялся в письменной форме – тест по вариантам, в виде устного опроса и при решении задач.

Диагностическая карта уроков физики, представленная в таблице 3.1, заполнена нами по результатам разработки и проведения повторительно-обобщающих уроков.

Таблица 3.1 – Диагностическая карта уроков физики в 8 классе

Шалагинова Екатерина Васильевна

(Ф.И.О. учителя)

Физика

(Учебный предмет)

Тема Законы постоянного тока Тепловые явления Изменения агрегатного состояния вещества
Дата Март 2017 Апрель 2018 Апрель 2018
Класс
Показатели Оценка в баллах
Постановка триединой дидактической цели 3 3 3
Методы обучения (МО):
Словесные 3 3 3
Наглядные 3 3 2
Поисковые 0 0 0
Проблемные 2 1 0
Формы организации познавательной деятельности учащихся (ФОПДУ):
Фронтальная 2 2 3
Парная 0 3 0
Групповая 0 0 0
Индивидуальная 3 1 2
Содержание учебного материала (СУМ):
Объем
Качество 2 2 2
Соответствие базовому уровню 3 3 3
Превышение базового уровня 2 0 0
Сверх программы 0 0 0
Соответствие МО и ФОПДУ 3 3 3
Соответствие ТДЦ 3 3 3
Организация самостоятельной работы:
Время
Цель – поиск новых знаний 0 0 0
Закрепление знаний 3 3 3
Систематизация знаний 3 3 2
Контроль знаний 3 2 1
Средства обучения:
Технические (ТСО) 0 0 3
Наглядность 3 2 2
Первоисточник 0 0 0
Учебник 0 1 0
Эксперимент 2 0 0
Индивидуальные карточки 2 1 0
Приемы активизации УПД учащихся 2 2 2
Активность учащихся 3 3 3
Развивающие и творческие задания:
Наличие 3 3 3
Качество 2 2 2
Эффект от применения 3 3 3
Этап актуализации опорных знаний 3 3 3
Качество знаний, умений и навыков (ЗУН) 2 2 2
Коррекционные баллы 2 1 0
Итого: 65 58 53

 

Обработка данных, полученных по итогам педагогического эксперимента

Показатели оцениваются по 4-балльной шкале:

  • на данном уроке показатель не использован – 0 баллов;
  • показатель недостаточно проработан или неэффективен – 1 балл (удовлетворительно);
  • показатель выбран адекватно целям и задачам урока, но недостаточно проработан – 2 балла (хорошо);
  • показатель выбран адекватно целям и задачам урока и успешно применен – 3 балла (отлично).

Результативность урока оценивается по сумме баллов и характеризует уровень его проведения:

  • недостаточный уровень – менее 20 баллов;
  • низкий уровень – 20-40 баллов;
  • средний уровень – 40-60 баллов;
  • высокий уровень – более 60 баллов.

Интерпретация результатов

Диагностическая карта позволяет проследить динамику деятельности учителя. Результаты, полученные в одной из школ города Кирова, показывают средний (53 балла за урок «Изменение агрегатных состояний вещества» и 58 баллов за урок «Тепловые явления»), и даже высокий уровень (65 баллов за урок «Законы постоянного тока») проведения, что является довольно хорошим показателем организации повторительно-обобщающих уроков, разработанных по предложенным нами технологиям обучения. Однако полученные баллы являются лишь качественной оценкой данных уроков, поэтому их нельзя считать достаточно точными.

Таким образом, экспериментально доказана реализуемость повторительно-обобщающих уроков в образовательном процессе на основе предложенных технологий обучения. При качественной организации и проведении повторительно-обобщающих уроков с применением различных технологий обучения может быть прочно усвоен учебный материал, сформирована целостная система знаний у учащихся.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Во время выполнения работы на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы был рассмотрен эволюционный путь понятия “педагогическая технология”, а также понятие повторительно-обобщающего урока в условиях современного обучения. Так же были исследованы особенности изучения физики в 8 классе общеобразовательной школы. В ходе работы была разработана система повторительно-обобщающих уроков согласно определенным технологиям обучения и проведена их результативность. По полученным экспериментальным данным удалось провести диагностику организации и проведения повторительно-обобщающих уроков по физике.

В целом результаты педагогического эксперимента и их обработка позволяют сделать вывод о достаточно высокой результативности организации и проведения, разработанных повторительного-обобщающих уроков по физике по предложенным нами технологиям обучения: технология опорных схем, игровая технология, технология в соответствии с научным методом познания, технология исследовательской деятельности и здоровьесберегающая технология.

Экспериментальная часть работы доказывает выдвинутую гипотезу исследования. Созданная нами система повторительно-обобщающих уроков по предложенным технологиям, с помощью которых организовано повторение и систематизация знаний учащихся по школьному курсу физики, оказывает положительное влияние на прочное усвоение учебного материала, помогает сформировать у учащихся целостную систему знаний по курсу физики 8 класса, а также способствует развитию интереса к предмету в целом.

При выполнении работы мы столкнулись с некоторыми трудностями: недостаточной изученностью темы в методическом плане, что повлияло на отсутствие большого числа книжных ресурсов, трудностью отбора содержания учебного материала к урокам, неясностью интерпретаций результатов педагогического исследования, насколько результативны разработанные повторительно-обобщающие уроки. В той или иной степени их удалось разрешить.

На основании проделанного нами исследования, мы пришли к выводу, что разработанные технологии повторительно-обобщающих уроков по физике вполне могут быть реализованы другими педагогами при обучении физике в 8 классах.

Поиск и построение новых педагогических технологий повторительно-обобщающего урока по физике – один из главных показателей творческого отношения учителя к своему делу.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Айсмонтас, Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты [Текст] / Б. Б. Айсмонтас. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
  2. Балашов, М. М. О природе [Текст]: Кн. для учащихся 8 кл. / М. М. Балашов. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
  3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  4. Бойко, Л. А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/boyko-larisa. – (Дата обращения: 17.01.2018).
  5. Бугаев, А. И. Методика преподавания физики в средней школе: теоретические основы [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. И. Бугаев. – М.: Просвещение, 1981. – С. 31-41.
  6. Буров, В. А. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах средней школы [Текст]: Пособие для учителей / В. А. Буров, С. Ф. Кабанов, В. И. Свиридов. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с., ил.
  7. Волков, В. А. Поурочные разработки по физике [Текст]: 8 класс.
    – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с.
  8. VIII Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения», 30 апр. 2015 г. [Текст] / ред. Е. М. Мосолова.
    – Липецк, изд-во: ООО «РаДуши», 2015. – С. 65-70.
  9. Геращенко, Е. П. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке физики с использованием исследовательского и проектного метода [Текст] / Е. П. Геращенко // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2011. – № 2. – С. 47-49.
  10. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики [Текст]: учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
    – 96 с.
  11. Григорьев, А. И. Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы [Текст] / А. И. Григорьев, А. И. Бугаков // Известия ВГПУ. – Воронеж, 2015. – № 1(266). – С. 69-73.
  12. Григорьева, Ж. В. Применение опорных конспектов на уроках физики [Текст] / Ж. В. Григорьева // Молодой ученый. – 2013. – № 10.
    – С. 21-22.
  13. Гурова, В. Г. Обобщающее повторение курса физики 7-8 классов общеобразовательных учреждений [Текст]: Кн. для учителя / В. Г. Гурова
    – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.
  14. Гурьянова, Е. Н. Игровые технологии на уроках физики [Текст] / Е. Н. Гурьянова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. – 2015. – № 7. – С. 50-51.
  15. Данилов, М. А. и др. Дидактика [Текст] / Б. П. Есипов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; Под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики.
    – М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. – 517 с.
  16. Данюшенков, В. С. Игровые обобщающе-повторительные уроки по физике: 7-11 кл. [Текст]: Кн. для учителя / В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2004. – 176 с.
  17. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности при обучении физике [Текст] / В. С. Данюшенков. – Киров: ООО «Издательство «РАДУГА-ПРЕСС», 2016.
    – 154 с.
  18. Данюшенков, В. С. Целостный подход к формированию познавательной активности в обучении [Текст]: [монография] / В. С. Данюшенков. – Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. – 195 с.
  19. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессии и специальностей технического профиля. Методические рекомендации [Текст]: метод. пособие / В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
  20. Дьякова, Е. А. Обобщение знаний учащихся по физике в старших классах средней (полной) школы [Электронный ресурс]: автореферат дис. … доктора педагогических наук: 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2003. – 35 с. – Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002606682.pdf.
    – (Дата обращения: 03.02.2018).
  21. Зайцев, В. С. Современные педагогические технологии [Текст]: учебное пособие: в 2-х книгах. Книга 1. / В. С. Зайцев. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – С. 10-34.
  22. Каверин, Ю. А. Световые явления [Электронный ресурс]: Комбинированный урок повторения и коррекции знаний с элементами игры // Первое сентября. – 2010. – № 6. – Режим доступа: http://fiz.1september.ru/view_article.php?ID=201000603. – (Дата обращения: 06.03.2018).
  23. Караваев, А. И. Базовый курс физики [Текст]: Модели уроков / Под ред. Ю. А. Саурова. – Киров, 1995. – 47 с.
  24. Ключникова Н. В. Технологии работы на повторительно-обобщающем уроке в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Ключникова // Известия ВГПУ. – 2016. – № 4. – С. 116–119.
  25. Кобзева, Н. А. К вопросу о педагогических технологиях [Текст] / Н. А. Кобзева // Молодой ученый. – 2011. – № 5. Т.2. – С. 142-144.
  26. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Г. Ю. Ксенозова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
  27. Кульневич, С. В. Не совсем обычный урок [Текст]: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2006.
    – 175 с.
  28. Малафеев, Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе: из опыта работы [Текст]: пособие для учителя / Р. И. Малафеев.
    – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
  29. Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М. И. Махмутов.
    – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
  30. Методика обучения физике в средней школе: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fizmet.org/ru/. – (Дата обращения: 11.11.2017).
  31. Методика преподавания физики в 8-10 классах средней школы. Ч. 1 и 2 [Текст] / В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.; Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
  32. Новые ценности образования [Текст]: тезаурус для учителей и школьных психологов. Выпуск 1 / ред.-сост. Н. Б. Крылова. – М.: ИПИ РАО, 1995. – 110 с.
  33. Обобщающие уроки в курсе физики средней школы [Текст]: Пособие для учителей / Под ред. Ю. А. Саурова. – Киров, 2005. – 68 с.
  34. Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики [Текст] / Л. Г. Осипова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. – С. 96-98.
  35. Основы методики преподавания физики в средней школе [Текст]: методический материал / В. Г. Разумовский [и др.]; Под ред.: А. В. Перышкина, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. – М.: Просвещение, 1984. – С. 63-131.
  36. Переславцева, М. В. Исследовательские формы работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/03/issledovatelskie-formy-raboty. – (Дата обращения: 16.12.2017).
  37. Полянский, С. Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс [Текст]: к учеб. комплектам: С.В. Громова, Н.А. Родиной (М.: Просвещение), А.В. Перышкина (М.: Дрофа) / С. Е. Полянский. – 2-е изд., испр. и доп.
    – М.: ВАКО, 2004. – 366 с.
  38. Построение процесса обучения физике в соответствии с принципом цикличности [Электронный ресурс] / И. Буторина // Учительская газета: независимое педагогическое издание. – 09.04.2015. – Режим доступа: www.ug.ru/method_article/942. – (Дата обращения: 12.03.2017).
  39. Примерная программа основного общего образования по физике VII—IX классы. Пояснительная записка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://educ.admtyumen.ru/files/upload/EDU/School51877/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/327_16-o.pdf. – (Дата обращения: 28.10.2017).
  40. XV Региональная научно-практическая конференция «Реализация ФГОС начального общего образования в современных условиях: инновационные практики, проблемы, перспективы», 03-05 марта 2017 г. [Текст] / ред. П. П. Пивненко, И. В. Шатохина. – Ростов-на-Дону: Изд-во АкадемЛит, 2017. – С. 266-273.
  41. Рабочая программа педагога Моисеева С.Ю., высшая категория по физике 7-9 классы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://usadschool.ru/images/stories/Prog/fizika_7-9.pdf. – (Дата обращения: 19.11.2017).
  42. Рязанова, Н. М. Здоровьесберегающие технологии на уроках физики [Текст] / Н. М. Рязанова // Вестник научных конференций. – Тамбов, изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – № 1-5(1).
    – С. 130-131.
  43. Сафонов, А. В. Педагогическая технология развития единой образовательной информационной среды в школе [Электронный ресурс]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Ижевск, 2006. – 165 с. – Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2535/Safonov_ro.pdf?sequence=1. – (Дата обращения: 12.08.2017).
  44. Сауров, Ю. А. Исследование процесса обучения физике [Текст]: Сборник научных трудов. Вып. XIV / под ред. Ю. А. Саурова. – Киров:
    Изд-во ИРО Кировской области, 2013 – 63 с.
  45. Сауров, Ю. А. Физика. Поурочные разработки. 10 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. организаций / Ю. А. Сауров. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 272 с. – (Классический курс).
  46. Сауров, Ю. А. Электрические явления: VIII класс [Текст]: Модели уроков / Ю. А. Сауров, М. В. Исупов. – Киров, 2000. – 68 с.
  47. Сизоченко, А. И. Здоровьесберегающие технологии на уроках физики как один из методов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС второго поколения [Текст] / А. И. Сизоченко // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – Новокузнецк: КузГПА, 2017. – № 2(49). – С. 8-13.
  48. Скрелин, Л. И. Дидактический материал по физике: 7-8 кл [Текст]: Пособие для учителя / Л. И. Скрелин. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
  49. Сластенин, В. А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
    – 576 с.
  50. Соколова, Н. В. Теория и опыт использования принципа цикличности при обучении физике в старшей школе [Электронный ресурс]: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Вят. гос. гуманитар. ун-т. – Киров, 2005. – 20 с. – Режим доступа: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002869755.pdf. – (Дата обращения: 17.03.2017).
  51. Сухоручко, В. С. Игровые технологии на учебных занятиях по физике [Текст] / В. С. Сухоручко // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 194-197.
  52. Тенденции развития науки и образования [Текст]: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 июля 2015 г.: в 3 частях. Часть III. – М.: Изд-во «АРКонсалт», 2015. – С. 33.
  53. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
  54. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / С. Е. Каменецкий, Н. С. Пурышева, Т. И. Носова и др.; Под ред. С. Е. Каменецкого,
    – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.
  55. Тесты диагностики достижений школьников. 7-9-й классы. Базовый курс [Электронный ресурс] / Ю. А. Сауров, К. И. Гридина, А. Г. Наговицын // Первое сентября. – Киров, 2002. – № 5. – Режим доступа: http://fiz.1september.ru/2002/05/no05_1.htm. – (Дата обращения: 04.03.2017).
  56. Чистова, Т. А. Здоровьесберегающие технологии на уроках физики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kochetovka.68edu.ru/wp-content/uploads/2015/06/zdorovesberegajushchie-tehnologii-na-urokah-fiziki.pdf. – (Дата обращения: 03.03.2018).
  57. Уразбахтина, Е. Р. Игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики согласно ФГОС [Текст] / Е. Р. Уразбахтина, Н. Ф. Косарев // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. – С. 222-224.
  58. Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики [Текст] / А. В. Усова, А. А. Бобров. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.: ил. – (Б-ка учителя физики).
  59. Чеботарева, А. В. Тесты по физике. 8 класс [Текст]: к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8кл.» / А. В. Чеботарева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 222, [2] с.

Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф