Меню Услуги

Технология повторительно-обобщающего урока по физике

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

1.1. Теоретические основы технологии обучения

1.2. Понятие повторительно-обобщающего урока и его особенности

1.3. Особенности изучения физики в 8 классе

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРИТЕЛЬНО ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

2.1. Повторительно-обобщающий урок в свете различных технологий обучения

2.2. Методика организации и проведения повторительно-обобщающего урока

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ПО ФИЗИКЕ

3.1. Характеристика экспериментальной площадки

3.2. Анализ результатов педагогического эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Педагогическая практика свидетельствует о том, что имеются определённые трудности в усвоении школьниками курса физики на начальном этапе её изучения (7-8 класс). Это связано как с общим снижением мотивации обучения в подростковом возрасте, так и введением абстрактного материала в курсе физики, что требует напряжения интеллектуальных возможностей учеников. Поэтому на данном этапе обучения особую важность приобретает поддержание познавательного интереса учащихся.

Кроме того, в современной образовательной среде актуальным является повышение качества знаний и развитие мышления школьников. Поэтому в процессе обучения физике важным и необходимым условием для глубокого и осознанного усвоения учебного материала является систематизация и обобщение знаний учащихся, которое способствует формированию прочных и структурированных знаний.

Поэтому, сейчас особенно важно в практике образования использовать такую форму учебного занятия как урок повторительно-обобщающего типа. При его грамотной организации, он позволяет добиваться прочного, качественного усвоения учебного материала при поддержании достаточно высокого познавательного интереса.

В связи с этим появляется необходимость исследования организации повторительно-обобщающих уроков по физике, с тем, чтобы способствовать обобщению и систематизированию полученных знаний, а также стимулированию познавательного интереса к изучению физики.

В ходе выполнения работы мы опирались на дидактические и методические работы, в которых освящены вопросы формирования знаний, умений и процесса обобщения знаний, а также труды, где раскрываются идеи современного физического образования, вопросы методологии познания при освоении школьного курса физики: В. П. Беспалько, В. Г. Гуровой, В. С. Данюшенкова, С. Е. Каменецкого, В. В. Мултановского, Н. С. Пурышевой, В. Г. Разумовского, Ю. А. Саурова, В. А. Сластенина, А. В. Усовой и др.

Объектом исследования является процесс обучения физике учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Цель исследования заключается в конструировании технологии обучения, а также в разработке и проведение повторительно-обобщающих уроков по физике в средней школе.

Предмет исследования – особенности построения технологии повторительно-обобщающего урока по физике в средних классах.

Гипотеза исследования: если организовать повторение и систематизацию знаний по школьному курсу физики с помощью повторительно-обобщающих уроков по предложенной нами технологии, то можно достичь более полного и прочного усвоения учебного материала, формирования у учащихся целостной системы знаний, развития интереса к предмету.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:

– рассмотреть понятие «педагогическая технология» и её структуру, а также понятие повторительно-обобщающего урока в свете современного обучения с помощью анализа литературных источников;

– исследовать особенности изучения физики в 8-ом классе;

– описать конкретные педагогические технологии обучения;

– разработать систему повторительно-обобщающих уроков по школьному курсу физики;

– провести ряд уроков согласно определенным технологиям обучения и провести их диагностику.

При написании работы были использованы следующие теоретические и экспериментальные методы:

  1. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по рассматриваемой теме;
  2. Анализ содержания стандартов и программ образования по физике;
  3. Моделирование методики организации повторительно-обобщающего урока для учителя физики;
  4. Организация и проведение педагогического эксперимента в средних классах;
  5. Наблюдение за учебным процессом;
  6. Личный опыт преподавания в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами были рассмотрены понятия педагогической технологии и повторительно-обобщающего урока, обобщены и систематизированы особенности организации повторительно-обобщающего урока на уроке физики, выявлены особенности изучения физики в 8-м классе.

Практическая значимость исследования состоит в использовании повторительно-обобщающих уроков физики для повторения и систематизации знаний учащихся по основным разделам курса физики для 8 класса общеобразовательной школы. Разработанная методика организации повторительно-обобщающего урока может оказаться полезной учителям в ходе её создания, при выборе технологии обучения, а также в образовательном процессе.

Структура исследования состоит из введения, в котором раскрыта актуальность исследования, его цели и задачи, которые были реализованы в ходе работы. В теоретической части раскрывается суть педагогической технологии, её роль в процессе обучения. Вторая глава описывает конкретные технологии обучения, а также методику организации одного из повторительно-обобщающих уроков по физике. Разработанные повторительно-обобщающие уроки, которые были использованы на уроках физики в одной из школ города Кирова в соответствии с технологиями обучения и результаты исследования изложены в третьей главе. Выводы и итоги исследования описаны в заключении.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО ФИЗИКЕ

1.1. Теоретические основы технологии обучения

 

В настоящее время не существует общепринятого определения, что такое педагогическая технология. Процесс определения этого понятия представляет интерес, так как растянулся примерно на четыре десятка лет: в период с 40-х годов до начала 80-х годов XX века. Понятие прошло собственный эволюционный путь развития от изначального понимания о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о предварительно сконструированном учебном процессе, системно и структурированно реализованном на практике. С течением времени менялась и формулировка термина от “технологии в образовании” к “технологии образования”, а затем к “педагогической технологии”. Вероятно, понятие педагогической технологии будет и дальше развиваться вместе с наукой [3].

В нашей стране термин “педагогическая технология” появился в пятидесятые годы, но, а массовое распространение и разработку педагогических технологий ученые относят к началу 60-х годов в связи с воздействием технологического подхода на процесс обучения сначала в американской школе, а после и в европейской. Это постепенно привело к созданию педагогических технологий, сущность которых была сведена к созданию условий для достижения поставленных целей в учебном процессе.

Ниже представлена таблица 1.1, в которой приведены подходы к определению понятия “педагогическая технология” в зарубежной и отечественной литературе.

Таблица 1.1 – Подходы к определению педагогической технологии

Автор Смысловое значение понятия “педагогическая технология“
П. Д. Митчелл «Область исследования и практики (в рамках системы образования), имеющая связи (отношения) со всеми аспектами организации педагогических систем и процедурой распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых результатов» [25, с.143].
М. Кларк «Применение в сфере образования изобретений, промышленных изделий и процессов, которые являются частью технологии нашего времени» [25, с. 143].
Ф. Персиваль, Г. Эллингтон «Оборудование, применяемое в системе образования, такое как телевидение, языковые лаборатории и различные средства проекции изображений. Другими словами, технология в образовании, это аудиовизуальные средства» [25, c. 143].
Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний …
ЮНЕСКО Системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Т. Сакамото Систематизированное обучение на основе системного способа мышления.
В. П. Беспалько «Содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса» [3, с. 176].
М. В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех методологических, инструментальных и личностных средств, используемых для достижения педагогических целей» [25, с. 143].
С. Г. Абрамова «Сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями; концептуально взаимоувязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса»…[32, с. 57]
И. П. Волков Это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
В. М. Монахов Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Г. Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер» [26, c. 6].

 

Обобщая различные мнения отечественных и зарубежных авторов можно сказать, что педагогическая технология – это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [18, с. 163].

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на множество определений понятия “педагогическая технология”, каждое из них в какой-то степени удовлетворяет основным методологическим требованиям – критериям технологичности (см. Рисунок 1.1), которые были выдвинуты профессором, кандидатом педагогических наук, автором «Энциклопедии образовательных технологий» Г. К. Селевко.

Рисунок 1.1 – Критерии современных педагогических технологий

 

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Указанные выше критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая представляет собой совокупность трех взаимосвязанных аспектов (см. Рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 — Основные аспекты понятия “педагогическая технология”

 

Технологии изменяют и функции учителя: основные усилия преподаватель будет затрачивать на создание проекта технологии, а в учебном процессе его деятельность, как педагога, ограничивается консультационно-организационными функциями.

Главная функция учителя – создание методического проекта (технологии) и управление процессом её реализации в ходе выполнения проекта: преподавания предмета. Создавая технологии, преподаватель должен учитывать специфику учебного материала, расписание уроков, особенности ученического коллектива, в том числе возраст учащихся, успеваемость – всё это должно в какой-то мере гарантировать достижение поставленных целей – результата. В соответствии с этим положением технологического подхода выделяются следующие требования к обучению:

– постановка целей, их максимальная конкретизация с учетом ориентации процесса обучения на заданные цели;

– соответствие средств обеспечения “работы” технологии (сложность, последовательность применения) состоянию личности ученика на момент её применения;

– четкая реализация хода обучения в направлении получения гарантированного достижения результатов;

– оценка промежуточных этапов деятельности в технологии, их коррекция;

– адекватное получение результата заданной цели [18, с. 164].

Из вышеперечисленных требований следует, что в основании технологии лежат цели, средства, результат и состояние личности ученика.

Опираясь на современные исследования в области создания технологий обучения, Данюшенков В. С. утверждает, что «технология в обучении есть результат деятельности педагога по конструированию целостного образования, соединяя цели, содержание, методы, формы и средства обучения в единое целое для реализации задач по развитию личности средствами физической науки» [18, с. 168]. Схематично это показано на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 – Целостная методическая система

 

Таким образом, технологии обучения физике определяются нами как результат целостного проектирования учебно-познавательной деятельности ученика, направленные на его развитие средствами физики независимо от мастерства преподавателя [3, с. 95]. Технология – это своеобразная форма преподнесения материала, доступная всем учащимся, способствующая формированию их познавательного интереса, а с точки зрения деятельностного подхода – это средства получения положительного результата обучения для каждого школьника независимо от его успеваемости.

 

1.2. Понятие повторительно-обобщающего урока и его особенности

 

Ни для кого не секрет, что постоянно и непрерывно развивающееся общество требует от системы образования организации таких форм занятий, которые будут систематически и целенаправленно развивать мыслительные способности учащихся, реализовывать их творческий потенциал и способствовать формированию научного мировоззрения. Одной из таких форм учебных занятий может являться повторительно-обобщающий урок, целью которого, в первую очередь, является «повторение и закрепление материала, а также его обобщение в том или ином систематизированном виде» [53, с. 203].

В основном повторительно-обобщающие уроки различаются по объему материала и по глубине содержания. В курсе физики это зависит непосредственно от того, на каком уровне осуществляется обобщение знаний: на уровне фактов, понятий, законов, теорий или научной картины мира. Так, например, в конце изучения какой-либо темы, усвоенные учениками знания, проверяются и обобщаются на уровне фактов, понятий и законов; в конце раздела – на уровне теорий, а по окончании изучения всего учебного курса физики – на уровне физической картины мира [16, с. 4].

Если рассматривать структуру такого урока, то она может быть различной. Приведем традиционную последовательность этапов повторительно-обобщающего урока:

  • организационный момент: ученики заранее оповещены о теме урока и получают перечень заданий в виде тем для докладов, кратких сообщений;
  • вступительное слово учителя с сообщением цели и плана урока;
  • выполнение учащимися в течение урока индивидуально, группами и коллективно различного рода устных или письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера;
  • проверка выполнения работ, их корректировка (при необходимости);
  • формулирование выводов по изученному материалу;
  • подведение итогов и оценка результатов урока;
  • домашнее задание (не всегда) [24, с. 117].

Следует подчеркнуть, что необходимо различать между собой традиционный урок повторения и обобщения и современный обобщающий урок физики. Как уже говорилось ранее, целью повторительно-обобщающего урока является обобщение и структурирование знаний учащихся, в то время как цель традиционного урока – повторение ранее изученного. Можно отметить и то, что на обобщающем уроке выделяются и структурируются наиболее значимые признаки и характеристики элементов знаний, устанавливаются их причинно-следственные связи, что отличает их от уроков повторения, где не уделяется должного внимания пониманию логики процесса познания. Также отличительной особенностью является способ представления знаний, когда знание представляется в соответствии с его познавательным значением, а не логически выстроенной последовательности, что присуще традиционным урокам повторения. В отличие от традиционных уроков уроки обобщающего типа строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Если говорить о времени организации урока, то, как правило, традиционный урок проводится в конце изучения темы или раздела курса, тогда как обобщающий урок можно организовать на любом этапе изучения темы.

Выделенные признаки показывают существенные преимущества современного урока, что в свою очередь приводит к пересмотру и корректировке традиционных методов и форм обучения.

Повторение в обучении можно рассматривать, как познавательный процесс, организуемый учителем и учеником, направленный на решение следующих задач:

– предотвращение забывания главного в учебном материале;

– возобновление в памяти учащихся ранее приобретенных знаний;

– выделение новых признаков изучаемых явлений, понятий;

– связывание новых знаний с системой уже имеющихся.

Качественно организованное повторение способствует осознанному пониманию материала, его прочному и глубокому усвоению, систематизации и обобщению знаний, развитию памяти и логического мышления учащихся. Учитывая необходимость организации повторения в учебной деятельности, исследователи выделяют некоторые мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнение), которые способствуют интенсивному протеканию процесса запоминания, и открывают возможности для формирования научного мировоззрения учеников. При этом развиваются логическое мышление, память, познавательные способности, обобщенность научных знаний.

В процессе обучения новые знания связываются с ранее полученными, закрепляются и обогащаются на их основе, а уже приобретенные знания совершенствуются с учётом вновь изученного учебного материала. Такая взаимосвязь между процессом усвоения нового материала и процессом повторения пройденного позволяет осуществлять обобщение и систематизацию знаний на каждом этапе урока.

Эффективность повторения в обучении во многом зависит от его организации. Рассмотрим классификацию учебного повторения по времени, которая может встречаться в школьной практике в 8-9 классах [13].

Начнем с вводного повторения, которое проводится в начале учебного года с целью восстановления знаний в памяти учеников после длительного перерыва. В этом случае повторение должно носить обобщающий и систематизирующий характер, так как за короткое время невозможно повторить все ранее изученное. При организации данного повторения его следует проводить как обзор основных тем по материалу, изученному раньше и углубленно повторять вопросы, непосредственно связанные с материалом нового учебного года. Задания, предлагаемые учителем при проведении повторения, должны помогать учащимся восстанавливать забытое за период летних каникул и сопровождаться дополнительным объяснением.

Основное место в системе повторения занимает текущее повторение. Определение из «Дидактики» М. А. Данилова: «текущее повторение – постоянное обращение к изученному ранее учебному материалу, освещение его в памяти, предупреждение забывания и дальнейшее закрепление пройденного» [15, с. 342]. В текущем повторении можно выделить два подвида:

1) Сопутствующее повторение, т. е. повторение ранее пройденного материала в связи с изучением нового, задачей которого является закрепление знаний по уже изученному учебному материалу, и подготовка учащихся к восприятию нового, опираясь на конкретные умения и навыки.

2) Повторение пройденного, несвязанного с новым материалом. В этом случае осуществляется повторение особо важных и трудных вопросов учебной программы, темы, изученные один раз.

«Периодическое повторение – это повторение, которое проводится на определенных этапах изучения курса физики, на специальных уроках и осуществляется в логической связи с изучаемым учебным материалом темы (раздела)» [13, с. 21]. Его основная задача – подведение итога изучения определенной части курса с совершенствованием знаний.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Повторение, проводимое в конце учебного года, что является завершением изучения основных вопросов курса физики, чтобы привести в систему теоретические и практические знания и умения, полученные учащимися за год, называется заключительным повторением.

К традиционным методам повторения материала на уроках физики относятся вопросы, тесты, задания.

В ходе ответов на вопросы по различным темам изученного материала исследуется усвоение понятийного аппарата. Ученикам предлагается блок вопросов, в которых анализируется истинность высказываний, и исследуется правильность рассуждений относительно основных признаков понятий. Вопросы, содержащие логические связки: «Если…, то…», «Для того, чтобы…, нужно…» позволяют выявлять уровень понимания школьниками связей между понятиями. При пояснении своих ответов, учащийся закрепляет в памяти свои знания, развивает способность к обобщению и приучается к логическому изложению своих мыслей.

Тесты, в свою очередь, считаются традиционным средством повторения, поскольку акцентируют внимание на тех фактах, законах, понятиях, которые актуализированы в теме урока; косвенно выявляют уровень понимания связей между ними и возможные ошибки учащихся. Актуальность введения тестовых заданий в структуру уроков связана также с перспективными задачами подготовки учащихся к ОГЭ.

Кроме того, важным методом повторения считается творческая задача, способствующая мотивации и познавательному интересу ученика к изучению физики. Задачи творческого содержания развивают умственные способности школьников, а также воспитывают культуру мышления в том случае, если решение задачи дается не в готовом виде, а побуждает учеников к самостоятельному поиску путей и способам решения. В данном случае фиксируется не только результат, но и сам процесс решения. Однако при выборе любого варианта проведения обобщающего повторения и систематизации знаний необходимым является использование активных методов обобщения учебного материала.

Основной нашей целью является рассмотрение возможностей такого обобщающего повторения, которое имеет и систематизирующий, и диагностический, и развивающий характер, включает в себя ранее пройденный учебный материал, интересно организовано и доступно для понимания учащимися.

При подготовке к организации повторительно-обобщающего урока учителя пользуются печатными материалами: учебниками, сборниками задач, справочниками, книгами для дополнительного чтения и т. п.

По ходу всего учебного процесса ученики вовлечены в различные виды деятельности: проводятся беседы, игры, лабораторные работы, организуется работа с учебником, решение комбинированных задач, составляются систематизирующие таблицы и схемы, демонстрируются эксперименты, ставятся опыты и другое. Также в структуру урока могут быть включены краткие сообщения учащихся, посвященные теме обобщения, выступления с устными докладами или отчетами о проведенном исследовании.

Повторительно-обобщающие уроки позволяют восстановить знания по уже изученному материалу, а так же предупреждают процесс забывания. Развивающая функция данных уроков проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи возможно решить как через методы, содержание учебного материала, так и через организацию деятельности учащихся.

Подводя итог вышесказанному стоит сказать, что повторительно-обобщающий урок стоит причислить к урокам повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений. Основным элементом данного типа урока является повторение.

Хорошо организованное повторение является одним из факторов, которые способствует индивидуальному развитию каждого школьника, прочному закреплений знаний. Без качественного усвоения, без умения повторить и использовать приобретенные знания в соответствующий момент, изучение нового материала всегда связано с большими трудностями и не дает надлежащего результата.

 

1.3. Особенности изучения физики в 8 классе

 

Физика, как школьный предмет, является основополагающим источником знаний об окружающем мире. Как наука физика раскрывает фундаментальные законы природы, формирует современное научное мировоззрение, вносит существенный вклад в развитие научно-технического прогресса, а так же выступает одним из компонентов культуры человека.

Изучение физики как общеобразовательного предмета в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся ценности современного образования, важности физических знаний для каждого человека, умений отличать факты от оценки, делать выводы; иметь свою точку зрения, уметь её формулировать и обосновывать;
  • формирование у учеников целостной естественнонаучной картины мира; умения находить и объяснять явления и процессы, которые происходят в окружающей действительности;
  • приобретение школьниками опыта деятельности, познания, самопознания; ключевых навыков решения различных проблемных ситуаций, принятия решения, поиска, анализа и обработки информации, которые относятся к различным видам деятельности;
  • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших немаловажное влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы.

Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учеников с методом научного познания, а также методами научного исследования объектов и явлений природы;
  • способствовать формированию знаний об основных видах физических явлений и тех величинах, которые их характеризуют;
  • развитие наблюдательности у учащихся, умения находить ответы на возникающие вопросы в ходе проведения экспериментальных мини-исследований или лабораторных работ; умение грамотно использовать измерительные приборы в жизни;
  • формирование представлений об общенаучных понятиях таких, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • умение оценивать валидность поступающей информации; понимать ценности науки для общества.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование естественнонаучных методов: моделирование, эксперимент, наблюдение, измерение для познания окружающего мира;
  • приобретение умения различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • определение способов и методов решения теоретических и экспериментальных задач, а также прогнозирование ожидаемого результата;
  • давать определения изученным понятиям, классифицировать изученные объекты и явления, называть основные положения изученных теорий и гипотез, описывать демонстрационные опыты и самостоятельно проводить эксперименты [39].

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • развитие умений и навыков поиска требуемой информации по определенной теме в источниках различного типа; извлечение необходимой информации из теста, таблиц, графиков, диаграмм и т. п., оценивание достоверности полученной информации;
  • владение основными видами публичных выступлений;
  • использование школьниками компьютерных технологий и мультимедийных ресурсов [39].

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своих учебных действий, умением предвидеть возникшие трудности и определять пути их устранения;
  • самостоятельная организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;
  • осознание сферы своих интересов и их соотношение с образовательными достижениями и индивидуальными особенностями [39].

В процессе освоения курса физики 8 класса у учащихся формируются следующие знания:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.
  • смысл физических законов: закона сохранения энергии в тепловых процессах, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка электрической цепи, закона Джоуля-Ленца, законов прямолинейного распространения и отражения света [42].

Также формируются следующие умения:

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты как средство для прямых измерений физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения и угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы (СИ);
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), проводить её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, рисунков и презентаций);
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности при использовании электробытовых приборов, электронной техники, а также для контроля за исправностью электропроводки в квартире.

В 8 классе учебным планом предусмотрено изучение следующих разделов:

  1. Тепловые явления.
  2. Изменение агрегатных состояний вещества.
  3. Электрические явления.
  4. Электромагнитные явления.
  5. Световые явления.

Программа курса физики средней школы построена таким образом, что изучение любого материала или отработка каких-либо умений и навыков могут быть успешными только в том случае, если предшествующий учебный материал был прочно усвоен. В 8 классе последовательность изучения явлений расположена в порядке усложнения форм движения материи (от тепловых и электрических явлений к электромагнитным и световым).

В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение. При изучении фундаментальных понятий у учеников формируются представления о научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в развитии научно-технического прогресса.

Тепловые, электрические и магнитные явления основываются на теории строения вещества. При объяснении строения атомов (молекул) учащиеся знакомятся с идеями квантовой механики, которая является одним из основных направлений развития современной физики. Знание о строении металлов позволяет обосновать причину их тепло- и электропроводности. Знакомство со строением кристаллических и аморфных тел позволяет объяснить их физические свойства, тем самым более точно раскрыть тему «Плавление и кристаллизация». При изучении тепловых машин развивается идея закона сохранения энергии. Введение формулы коэффициента полезного действия (КПД) для тепловой машины подчёркивает невозможность существования вечного двигателя первого и второго рода. При рассмотрении такой физической величины как “сопротивление” анализируется её зависимость от размеров и форм проводника, а также от вещества, из которого проводник изготовлен. Ученики также узнают зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. Практическое проявление электромагнитных явлений требует разъяснения принципа действия соответствующих установок. Поэтому учащимся объясняется представление об электромагнитной индукции с демонстрацией опытов Фарадея. Идея закона сохранения энергии реализуется через его частный случай – правило Ленца. Из курса астрономии в 8-м классе рассматриваются физические условия планет Солнечной системы, влияние Солнца на магнитосферу Земли и биопроцессы. Завершается данный курс физики разделом «Световые явления», при изучении которого учащиеся знакомятся с геометрической оптикой. Этот раздел предусматривает рассмотрение закона прямолинейного распространения света, закона независимости световых лучей, законов отражения и преломления света, плоского зеркала, рассеивающих и собирающих линз, а также правила построения изображения в линзах и многое другое. При изучении этого раздела школьники узнают о дефектах зрения, причинах и методах профилактики и коррекции близорукости и дальнозоркости.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2