1 2
Информация об основных городских и окружных мероприятиях размещалась на Официальном сайте Мэра Москвы. Москомспорт строит работу по развитию массового спорта, опираясь на инициативу спортивной общественности, мнение москвичей. В этом большую помощь оказывает городской проект «Активный гражданин». Программы и формы проведения популярных физкультурно-спортивных мероприятий формируются и в дальнейшем реализуются по итогам опросов москвичей. В 2019 г. по итогам голосования была сформирована программа, и проведено 32 мероприятия с участием семейных команд в зимний период и 42 мероприятия в летний период по программе «Фитнес городских улиц».
Задача увеличения доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом, решается также путем вовлечения в подготовку к выполнению и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В Москве создан 21 Центр тестирования комплекса ГТО (из них 14 – на базе учреждений Москомспорта).
В 2019 г. граждане имели возможность выполнить нормативы комплекса в любом центре тестирования, выбрав удобное время и место. Актуальное расписание приема нормативов размещалось на портале Мэра Москвы mos.ru, сайтах учреждений, в социальных сетях. Кроме того, в 2019 г. площадки ГТО были организованы на окружных и городских мероприятиях. В мае 2019 г. состоялся традиционный Московский весенний фестиваль ГТО, в сентябре проведен Московский осенний фестиваль ГТО. В целях совершенствования физкультурно-массовой работы по месту жительства в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 июня 2013 г. № 350-ПП «Об утверждении Положения о ежегодном городском смотре-конкурсе «Московский двор – спортивный двор» Москомспортом проведен смотр-конкурс по номинациям «Лучшая администрация муниципального образования, управа района города Москвы по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства», «Лучшая физкультурно-спортивная организация», «Лучший спортивный двор», «Лучший организатор физкультурно-спортивной работы по месту жительства», «Лучшая спортивная семья».
В целях популяризации детского спорта и поощрения тренеров, работающих с детьми, в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 17 января 2008 г. № 50-РП «О ежегодном награждении лучших тренеров и специалистов по работе с детьми в сфере физической культуры и спорта в городе Москве» в 2019 г. награждены 150 специалистов физической культуры и спорта (тренеры спортивных организаций, инструкторы 6 физкультурно-спортивных организаций, преподаватели физической культуры образовательных организаций).
Системная работа по развитию физической культуры и массового спорта позволяет добиться роста числа москвичей, занимающихся физической культурой и спортом, а также показателя удовлетворенности населения условиями для занятий физической культурой и спортом. Из проживающих в Москве около 1,05 млн инвалидов почти 400 тысяч имеют медицинские показания для занятий физической культурой и спортом, из них на регулярной основе в 2019 г. занимались физической культурой и спортом 11 % (порядка 46 тыс. человек), к концу 2020 г. планируется сохранение показателя на достигнутом уровне. Физкультурно-массовую работу с населением, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в городе Москве организуют Государственные бюджетные учреждения города Москвы — Центры физической культуры и спорта административных округов города Москвы (далее – ЦФКиС).
На базе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных комплексов в жилых микрорайонах города Москвы лица с ОВЗ и инвалиды разных категорий и возрастных групп занимаются физической культурой в более 900 физкультурно-оздоровительных группах и секциях по различным спортивным дисциплинам, самыми популярными из которых традиционно являются плавание, настольный теннис, дартс, шашки, шахматы, скандинавская ходьба и игровые виды спорта. Занятия физической культурой и спортом лиц с ОВЗ организуются при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий выбранной спортивной дисциплиной.
В соответствии с Законом города Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» инвалидам физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги, оказываемые учреждениями, подведомственными Москомспорту, предоставляются безвозмездно за счет средств городского бюджета.
Информация о возможности занятий для инвалидов физической культурой и спортом в городе Москве размещена на официальных сайтах ЦФКиС. Кроме того, обратившись непосредственно в ЦФКиС, граждане могут получить подробную информацию не только о физкультурно-оздоровительных секциях для лиц с ОВЗ, но также о порядке записи и предоставления на льготных основаниях физкультурно-оздоровительных услуг.
На официальном сайте Москомспорта размещена информация об открытых в системе Москомспорта отделениях инваспорта, работе физкультурно-оздоровительных секций и спортивных групп для инвалидов, организованных ЦФКиС, анонсы мероприятий инваспорта. В целях популяризации и развития адаптивных форм физической культуры и спорта Москомспорт взаимодействует с общественными организациями инвалидов и спортивными федерациями столицы, в том числе 7 по совместному проведению физкультурно-спортивных мероприятий для инвалидов. В соответствии с Единым календарным планом физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы на 2019 год (далее – ЕКП) проведено 489 физкультурных и массовых спортивных мероприятий различного уровня для инвалидов разных категорий и возрастных групп.
Среди наиболее крупных мероприятий: традиционный фестиваль спорта инвалидов «Воробьевы горы» (900 участников с инвалидностью), Московская комплексная межокружная Спартакиада «Мир равных возможностей» для лиц с ограниченными возможностями здоровья (1299 участников), Параспартакиада для лиц с ограниченными возможностями здоровья всех категорий (1106 участников).
В 2019 г. приоритетными направлениями информационной работы Москомспорта являлись популяризация среди москвичей занятий физической культурой и спортом (в том числе комплекса ГТО), информирование жителей о результатах выступления московских спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях, подготовке и проведении в городе Москве крупнейших международных соревнований. Анонсы значимых физкультурно-спортивных и массовых мероприятий, проводимых в Москве, а также пресс-релизы ключевых событий спортивной жизни столицы публиковались в новостной ленте Официального сайта Мэра Москвы www.mos.ru и активно цитировались средствами массовой информации.
Нельзя не отметить влияние пандемии COVID-19 на развитие сферы физической культуры и спорта.
Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на мировой спортивный календарь 2020 года: были отложены или отменены многие текущие или запланированные спортивные соревнования. По масштабу воздействия на спорт распространение COVID-19 стало самым существенным событием со времён Второй мировой войны.
В этой связи в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации Минспортом России были предприняты неотложные меры, в том числе по ограничению проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 16 марта 2020 года №ОМ-01 -00/2073.
В частности, Минспортом России согласно указанному письму было отменено с 16 марта 2020 года до особого распоряжения проведение на территории Российской Федерации всех международных спортивных мероприятий; рекомендовано ограничить проведение на территории Российской Федерации межрегиональных и всероссийских спортивных мероприятий; перенесено проведение массовых физкультурных мероприятий; запрещено посещение и участие в мероприятиях различного статуса спортсменами, тренерами, специалистами из субъектов Российской Федерации, в которых объявлен карантин.
Минспортом России также был издан Приказ от 16 марта 2020 года №216 «Об отмене или переносе спортивных соревнований на территории Российской Федерации в целях предупреждения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которым общероссийским спортивным федерациям рекомендовано отменить или перенести с 21 марта 2020 года до особого распоряжения проведение на территории Российской Федерации всех официальных спортивных соревнований; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта рекомендовано отменить или перенести с 21 марта 2020 года до особого распоряжения все спортивные соревнования, обеспечить меры по недопуску участия во всех физкультурных и спортивных мероприятиях спортсменов, тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта, находящихся на территории субъектов Российской Федерации или прибывших из субъектов Российской Федерации, в которых объявлен карантин.
Помимо этого, государственные органы приказами утверждают планы неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), в которых, в том числе, предусматривают запрет спортивных мероприятий (например, Приказ Росгидромета от 19.03.2020 №113 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», Приказ Росводресурсов от 19.03.2020 №69 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», Приказ Росморречфлота от 19.03.2020 №23 «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», Приказ ФНС России от 17.03.2020 №ЕД-7-10/163@ «О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»).
В результате отмены и переноса спортивных мероприятий, закрытия спортивных организаций в связи с введением режима самоизоляции спортивные организации вошли в перечень отраслей экономики, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года №434 перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вошла физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, а именно деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код ОКВЭД 2 — 93), деятельность физкультурно-оздоровительная (код ОКВЭД 2 — 96.04), деятельность санаторно-курортных организаций (код ОКВЭД 2 — 86.90.4).
В этой связи государством предпринимаются значительные меры по утверждению отсрочек (рассрочек) уплаты налогов, авансовых платежей, страховых взносов.
Следует отметить, что налоговые преференции являются одним из стимулов, который может дать государство для развития спорта и его инфраструктуры. Между тем, несмотря на важность и актуальность темы налоговых преференций для индустрии спорта, в России это направление до настоящего времени была развито довольно слабо: число льгот было минимально, а уже имеющиеся не систематизированы и не всегда эффективны.
На федеральном уровне Правительством Российской Федерации было издано поручение от 20 марта 2020 года, согласно которому ФНС России было указано обеспечить предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 года, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в порядке, предусмотренном поручением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года.
Также меры поддержки предпринимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в городе Москва Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2020 года №212-1111 «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности» в соответствии со статьей 4 Налогового кодекса РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2020 года №670-р, указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года №12-УМ «О введении режима повышенной готовности» были установлены меры государственной поддержки для спортивных организаций города Москвы. Также очередной пакет мер поддержки бизнеса в связи с распространением коронавируса и введением режима повышенной готовности был принят Постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2020 года №405-ПП.
Между тем остается проблема государственной поддержки некоммерческих спортивных организаций. В отношении некоммерческих спортивных организаций в открытых источниках практически нет информации о предпринимаемых государственными органами мерах поддержки.
В средствах массовой информации данная проблема также поднималась. На портале «КоммерсантЪ» в сети Интернет была опубликована новость от 14 апреля 2020 года об обращении физкультурно-спортивных сообществ («Трудовые резервы», «Локомотив», «Спартак», «Юность России», «Урожай») к министру спорта России Олегу Матыцину и главе правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой включить спортивные организации в перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших от пандемии коронавируса COVID-19.
В этой связи необходимо учитывать, что государство разрабатывает новые меры поддержки организаций, работающих в отраслях, которые пострадали из-за распространения коронавируса.
При этом стоит отметить, что и до пандемии развитию спорта, относящегося к наиболее востребованным видам деятельности в России, уделялось серьезное внимание. Профессиональный спорт и спорт высших достижений, как мощная индустрия, привлекал значительные государственные и спонсорские инвестиции в ведущие спортивные команды, спортивные объекты и мероприятия мирового уровня.
Таким образом, пандемия, приведшая к приостановлению деятельности спортивных организаций, негативным образом отразилась на их финансовом состоянии. Данное обстоятельство послужило основанием для включения спортивных организаций в перечень отраслей экономики, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). В целях поддержки спортивных организаций государством предпринимаются значительные меры, в том числе по утверждению отсрочек (рассрочек) уплаты налогов, авансовых платежей, страховых взносов. Отдельно на региональном уровне разрабатываются программы льготного кредитования. Рассматриваются и иные меры поддержки вплоть до прямой безвозмездной помощи на неотложные нужды. Однако, по-прежнему острой остается проблема государственной поддержки некоммерческих спортивных организаций, которая также требует дополнительной проработки на федеральном уровне.
2.3. Проблемы спортивной сферы Дмитровского городского округа Московской области
В качестве стратегического механизма реализации государственной политики в области спорта и физической культуры выступает Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р.
В качестве параметра реализации государственной политики задаются определенные индикаторы – показатели, достижение которых будет свидетельствовать об эффективности реализации государственной политики.
Параметры реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта рассмотрим на примере Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (см. таблицу 2.1.).
Таблица 2.1 — Параметры реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
Показатель | Предыдущий год (2018) | Отчетный год (2019) | |
план | факт | ||
— доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % | 39,8 | 40,3 | 42,3 |
— доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов, % | 83 | 80,3 | 83,3 |
-доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % | 17,2 | 18,0 | 19,4 |
— доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 — 15 лет, % | 39,8 | 42,2 | 41,2 |
— количество квалифицированных тренеров и тренеров — преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, тыс. чел. | 370 | 370 | 402,4 |
— доля российских спортсменов — членов сборных команд страны, прошедших процедуру антидопингового контроля, % | 100 | 100 | 100 |
— единовременная пропускная способность объектов спорта, % | 54,2 | 54,7 | 55,7 |
Как показывают данные таблицы 2.1, среди индикаторов, определенных в качестве параметров реализации государственной программы несоответствие отмечается относительно доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 — 15 лет – плановое значение установлено в размере 42,2%, фактическое – 41,2%.
На уровне Администрации Дмитровского городского округа Московской области вопросами государственной политики в сфере физической культуры и спорта занимается Сектор по физической культуре и спорту.
Основными функциями сектора являются: обеспечение условий для развития на территории Дмитровского городского округа Московской области физической культуры и массового спорта, организация и проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Состав отдела на 31 декабря 2020 года: 4 человека (начальник отдела, главный специалист, ведущий специалист и специалист 1 категории). Все имеют высшее образование. Возраст работников от 26 до 50 лет.
Для занятий физкультурой и спортом в районе имеется необходимая спортивная база. Всего спортивных сооружений с учетом объектов городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленных для занятий физической культурой и спортом – 137, из них: 5 стадионов, 56 плоскостных сооружений, 17 футбольных полей, 53 спортивных зала, 3 плавательных бассейна, ДЮСШ №1, лыжная база, 2 стрелковый тира, шахматный клуб на 50 мест, 3 фитнес-клуба.
В своей работе отдел по физической культуре, спорту и работе с молодежью тесно взаимодействует с Управлением образования, ВУЗом, ССУЗами, отделом культуры и искусства, управлением социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ГБУЗ НО «ЦРБ», МО МВД России, МПОУ ДПО Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе ДОСААФ России, федерациями и объединениями по видам спорта.
Для обеспечения целенаправленного процесса развития, координации деятельности учреждений, организаций, образовательных учреждений и работы по совершенствованию системы физической культуры и спорта в районе создан районный Координационный совет по развитию физической культуры, спорта и молодежной политики в Павловском муниципальном районе, председателем которого является заместитель главы администрации по социальным вопросам.
Популярными видами спорта в Дмитровском городском округе Московской области были и продолжают оставаться: футбол, баскетбол, самбо, дзюдо, сумо, легкая атлетика, волейбол, бокс, лыжные гонки. С появлением ледовой арены проведение соревнований по хоккею стало возможным не только в зимний период. Для девочек работает секция фигурного катания.
Жители района активно участвуют в массовых мероприятиях: весенних и осенних л/атлетических эстафетных пробегах, военно-прикладных спартакиадах, спартакиаде студенческой и работающей молодежи, «Малых Рождественских олимпийских играх, «Лыжне России», «Кроссе нации», Всероссийском дне бега, спортивных соревнованиях среди школьников, спартакиадах среди лагерей с дневным пребыванием детей и загородных оздоровительных центров, различных первенствах, чемпионатах, кубках, турнирах по видам спорта для всех категорий населения.
Проведя сравнительный анализ статистических наблюдений по Дмитровского городского округа Московской области за 2019 и 2020 год, можно отметить следующее:
1. Сократилось количество штатных работников физической культуры и спорта Дмитровского городского округа Московской области до 220 чел. (в 2019 г. – 230 чел.)
2. Снижение численности занимающихся физической культурой и спортом в 2020 г. до 30014чел. / в 2019 г. — 31554 чел.
В связи с недостаточностью средств в бюджете нет возможности привести в соответствие с современными требованиями большинство спортивных объектов и сооружений в районе, фактически отсутствие спортивных обществ, инструкторов по физкультуре и спорту в ВУЗах, на предприятиях и в организациях района, недостаточный уровень переподготовки и повышения квалификации тренеров, низкая поддержка со стороны муниципалитета спорта высших достижений, большинство спортсменов ездят на учебно-тренировочные сборы и соревнования областные, всероссийские и международные за свои средства или средства спонсоров.
Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ СПОРТА ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Направления совершенствования развития индустрии спорта в Дмитровском городском округе Московской области
Комплекс мер для оперативного восстановления и противодействия кризису учреждений в физкультурно-спортивной сфере должен включать помимо механизмов управления, но и собственную отраслевую методическую службу.
В качестве главного направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта региона в рамках антикризисного управления в работе предлагается внедрение инновационного аспекта, что обусловлено актуальностью функционирования учреждений в режиме онлайн, что было вызвано условиями пандемии.
В рамках совершенствования существующей системы антикризисного управления уже проделана определенная работа: в частности, приказом Минспорта России от 30 сентября 2015 года № 914 был принят порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта с последующими изменениями, внесенными приказом Минспорта России от 23 ноября 2017 года № 1017.
В феврале 2016 года при Министерстве спорта Российской Федерации создана Координационная группа по экспериментальной и инновационной деятельности, первый состав которой был утвержден министром спорта России В. Л. Мутко. Обновленный состав Координационной группы в последствии утвержден приказом Минспорта России от 7 июня 2017 года № 494 и в дальнейшем уточнялся.
В период 2015-2017 годов был подготовлен ряд документов и методических материалов по вопросам организации инновационной деятельности, в частности: методические рекомендации по созданию субъектами Российской Федерации условий для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности, и внедрения достигнутых результатов в практику (письмо Минспорта России от 2 февраля 2016 года № ВМ-ДК-30/559), перечень приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, для дальнейшего развития которых требуется осуществление экспериментальной (инновационной) деятельности (письмо Минспорта России от 14 марта 2016 года № ЮН-00-10/1471), письма Минспорта России по частным вопросам организации и осуществления инновационной деятельности (от 10 марта 2016 года № ЮН-00-10/1393 и др.).
В этот же период была создана и в последующем пополнялась рубрика «Экспериментальная и инновационная деятельность в области физической культуры и спорта» на сайте Минспорта России.
Исполнению полномочий по организации экспериментальной и инновационной деятельности способствует включение в базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в сфере «Физическая культура и спорт» работы по организации и обеспечению экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.
Таким образом, на федеральном уровне были предприняты и реализованы меры по созданию и функционированию отраслевой инновационной инфраструктуры. Несмотря на это на уровне субъектов Российской Федерации процесс создания такой инфраструктуры протекает неравномерно, что побуждает к глубокому анализу причин и выработке решений.
В ходе проведенного анализа, опирающегося на опыт участия в координации и информационно-методическом обеспечении инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта на федеральном уровне в течение ряда лет, в работе предложены следующие рекомендации.
1 — Существует потребность в повсеместном введении линейки мотиваторов (стимулов) для руководителей и участников инновационных проектов, а также научных руководителей (консультантов) таких проектов, задействуя для этих целей финансовые ресурсы государственных программ субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта (гранты, субсидии и т. д.). При этом было бы весьма своевременно разработать и направить в регионы примерный порядок поощрения (стимулирования, мотивирования) участников инновационных проектов в области физической культуры и спорта.
2 — Целесообразно в действующем порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта «развести» понятия «экспериментальная площадка» и «инновационная площадка» (в настоящее время используется интегрированное понятие «экспериментальная (инновационная) площадка в области физической культуры и спорта»).
3 — Присваивать статус «Региональная экспериментальная или инновационная площадка в области физической культуры и спорта» по итогам регионального конкурса творческих инициатив, инновационных проектов и рационализаторских решений/предложений.
4 — Систематически на уровне субъектов Российской Федерации проводить тематические курсы повышения квалификации, методические семинары, стажировки, конференции, выставки, форумы, инновационные салоны и иные мероприятия по вопросам инновационного проектирования и организации инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, включая подготовку пула экспертов по инновационной деятельности; содействовать созданию и деятельности объединений специалистов, осуществляющих инновационную деятельность в области физической культуры и спорта (отраслевого инновационно-методического актива).
5 — Ввести в региональные рейтинги, смотры-конкурсы и/или перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта показатель, отражающий вовлеченность субъектов отрасли в инновационные процессы, а также предусмотреть возможность создания муниципальных экспериментальных и инновационных площадок в области физической культуры и спорта (что особенно актуально для крупных мегаполисов).
6 — Повсеместно в субъектах Российской Федерации утвердить общие критерии, контрольные (целевые) индикаторы эффективности реализации инновационных проектов в области физической культуры и спорта.
7 — Обеспечить повышение роли региональных спортивных федераций в организации и осуществлении инновационных проектов в области физической культуры и спорта, в том числе посредством включения мер поддержки инновационной деятельности в региональные программы развития видов спорта.
Таким образом, считаем реализацию масштабных и множества локальных инновационных проектов, творческих идей и инициатив важнейшим источником поступательного развития сферы физической культуры и спорта Российской Федерации в условиях необходимости противодействия сложившейся кризисной ситуации.
В качестве перспективного направления системы управления сферой физической культуры и спорта в работе предложен кластерный подход, получивший наибольшую популярность в странах Европы.
В связи с практическим отсутствием опыта формирования и развития спортивных кластеров и их объединений на территории России был проанализирован опыт функционирования европейского спортивного кластерного объединения и оценена вероятность применения данного опыта в отечественной системе управления.
Согласно информации, представленной на официальном сайте организации «Европейская платформа для спортивных инноваций» (далее «EPSI») организация является официальным партнером Европейской комиссии. Она была создана в 2008 году на первой европейской конференции по спорту и инновациям, проходившей в Брюсселе (Бельгия).
«EPSI» создана в форме некоммерческой Европейской ассоциации с трехзвенной системой управления: Генеральная Ассамблея, совет директоров, президент. Повседневной деятельностью руководят два директора-исполнителя: Альберто Бичи и Рене Вийленс. «EPSI» представляет собой сетевую организацию. В настоящее время членами организации являются 65 национальных инновационных организаций, представляющих 19 стран, ориентированных на инновации в областях спорта, спортивной индустрии, активного отдыха, здравоохранения, туризма и многих других сферах.
Ключевыми задачам «EPSI» являются: создание более благоприятной инновационной среды для спортивной индустрии стран Евросоюза (далее ЕС), стимулирование технологических инноваций и создание предприятий, использующих инновационные технологии.
С декабря 2010 года «EPSI» генерирует международные спортивные и инновационные проекты в спортивной отрасли, в том числе моделирует спортивные бизнес-кластеры. В деятельности спортивных кластеров «EPSI» особое внимание уделено использованию концепции четырехзвенной спирали (quadruple helix), где наряду с наукой, бизнесом и государством ключевую роль в сфере физической культуры и спорта играет общество как конечный потребитель спортивного продукта.
Международные форумы «EPSI» представляют его участникам возможность обмениваться информацией, представлять новую информацию, обсуждать будущие направления и приоритеты в области спорта, спортивных инноваций и производства спортивных товаров, укреплять партнерские отношения и создавать совместные проекты.
Сфера спорта всегда рассматривалась участниками международных конференций и форумов «EPSI» как многогранное общественное явление, поэтому всякий раз организаторы конференций ставили перед собой задачу активизировать деятельность спортивных кластеров по тем направлениям, которые были актуальны для общества и требовали особого внимания на конкретном этапе деятельности. Так, например, осознавая, что спортивные кластеры обладают высоким потенциалом для межсекторальных взаимодействий и взаимосвязей в различных социальных и экономических областях, одну из первых конференций посвятили теме «Спорт как драйвер модернизации промышленности и экономического роста».
Применение «EPSI» в системе управления физической культуры и спорта России даст следующие эффекты:
— научно-исследовательским организациям, работающим в сфере инновационных технологий в области спорта, позволит выявить новых партнеров и потребителей услуг;
— спортивным учреждениям позволит найти новых партнеров в сфере бизнеса, в сфере разработки и применения новых технологий и проведения исследований в спортивной отрасли;
— органам государственного управления выявить пробелы в законодательстве сферы спорта, разработать, представить и обсудить новые проекты.
В рамках конкурсного отбора заявок участников спортивного кластерного объединения на реализацию разработанных ими проектов «EPSI» осуществляет их экспертизу и формирует благоприятные условия для доработки в случае необходимости. Информация об отложенных проектах «EPSI» является открытой.
«EPSI» осуществляет сотрудничество в области инноваций и обмена опытом, передовыми практиками. С этой целью спортивное кластерное объединение реализует:
проект «TRUST» — проведение специальной подготовки для предпринимателей, работающих в сфере туризма в сельской местности;
проект «TEAMS» — обучение спортивных специалистов для лечения психических и психологических проблем спортсменов;
проект «A4SEE», способствующий созданию системы спортивных инноваций и повышению уровня инженерного образования в области спорта.
С целью поддержки политических реформ «EPSI» реализует проект «SPORTWIND». Проект интегрирует спортивное движение в структурированный диалог между молодыми людьми и политиками. Проект стимулирует развитие талантов и способствует созданию карьеры социально незащищенной молодежи.
Потенциал спортивных кластеров ЕС стал рассматриваться в качестве движущей силы инновационного роста. Спортивные кластеры обладают высоким потенциалом для межсекторальных взаимодействий и взаимосвязей в различных социальных и экономических областях. Тем не менее на муниципальных и региональных уровнях спортивные кластеры остаются недостаточно развитыми.
Причина сложившейся ситуации кроется чаще всего в отсутствии у органов власти информации о потенциальных и реальных возможностях спортивных кластеров развивать инновационные технологии, стимулирующие развитие бизнеса в сфере досуга, транспорта, образования, туризма, окружающей среды, строительства и здоровья. Как следствие, возможности спортивных кластеров практически не находят отражения в региональных программах развития.
С целью активизации деятельности спортивных кластеров на региональном и муниципальном уровне летом 2018 г. «EPSI» приступила к реализации проекта «Inno4Sports». «InnoSports» позиционирует себя в контексте социально-экономических преобразований региональных и муниципальных объединений Европы, которые открывают новые измерения для капитализации спортивных кластеров.
Участниками проекта «Inno4Sports» являются пять регионов, деятельность которых в рамках проекта объединена общей целью: «Повышение эффективности работы территориальных кластеров в области спорта».
К ключевым задачам проекта относятся:
— выявление и укрепление возможностей сотрудничества спортивных кластеров по «четырехзвенной спирали» (бизнес, научные круги, государственные органы и конечные потребители);
— создание синергии с интеллектуальными процессами специализации;
— решение проблемы изменения
— социальной роли спорта;
— использование спорта как средства регионального экономического роста.
Деятельность регионов — участников проекта, направлена на повышение эффективности и результативности региональных программ развития. Участниками проекта являются регионы, способные поддерживать процессы кластеризации спорта на основе сотрудничества по «четырехзвенной спирали» и тем самым способствовать созданию инновационных цепочек добавленной стоимости в спорте.
Углубленная кластерная интеграция, интенсивный процесс межрегионального обучения, обмен знаниями и длительный процесс межкластерного сотрудничества направлены на достижение партнерами поставленных в рамках проекта целей.
«EPSI» выступила не только координатором проекта, но и консультационным партнером. Благодаря этому результаты проекта стали доступны не только региональным, национальным, но и директивным органам управления на уровне ЕС. Изучение опыта реализации проекта позволяет выявить и минимизировать проблемы взаимодействия спортивных кластеров и региональных органов власти.
Таким образом, «EPSI» является кластером наднационального уровня, так как его участники вовлечены в трансграничное сотрудничество. «EPSI» выполняет функцию специализированной организации спортивных кластерных объединений, деятельность которой направлена на создание более благоприятной инновационной среды всей спортивной индустрии ЕС.
«EPSI» осуществляет деятельность, направленную на создание, разработку, координацию и управление проектами в области спорта. Благодаря лоббистской деятельности «EPSI» вопросы развития спорта и спортивной индустрии были включены в социально-экономические программы развития ЕС. В 2014 году ЕС создал специальные фонды для оказания финансовой поддержки сферы спорта и спортивной индустрии. Из года в год ЕС увеличивает объем средств, выделяемых на спортивные проекты.
3.2. Расчет эффективности предложенных мероприятий
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальный приоритет повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) подразумевает превентивные меры оздоровления населения, что отражено в соответствующем Национальном проекте «Демография», а также во входящих в него федеральных проектах «Укрепление общественного здоровья» и «Спорт – норма жизни». Так, целью приоритетного для отрасли физической культуры и спорта федерального проекта «Спорт – норма жизни» является – доведение к 2024 году до 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, путем мотивации населения, активизации спортивномассовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде.
В целях выполнения заявленной цели в федеральном проекте «Спорт – норма жизни» обозначена задача: создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, и подготовка спортивного резерва. Достижение цели и задачи обеспечивается их декомпозицией в паспорте федерального проекта на следующие основные показатели в трех возрастных категориях:
— доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет) в общей численности детей и молодежи (%);
— доля граждан среднего возраста (женщины: 30- 54 года, мужчины: 30-59 лет) в общей численности граждан среднего возраста (%);
— доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет, мужчины: 60-79 лет) в общей численности граждан старшего возраста (%).
Базовые значения вышеуказанных основных показателей зафиксированы на дату 31 декабря 2017 года, согласно которой:
— доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи составляла – 77,2%;
— доля граждан среднего возраста (женщины: 30- 54 года, мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста – 21,6%;
— доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет, мужчины: 60-79 лет) в общей численности граждан старшего возраста – 5,8%.
Планируемые значения вышеуказанных основных показателей к концу 2024 года выглядят следующим образом:
— доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи составляла – 86%;
— доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста – 52%;
— доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет, мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста – 22%.
Таблица 3.1 – Показатели развития физической культуры и спорта
Показатель | 2018 год | 2019 год | +;- | 2024 год Прогноз |
Доля и численность граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в возрасте 3-79 лет | 39,8% (54,2 млн. чел) | 43,0% (58,5 млн. чел) | + 3,2% (+4,3 млн. чел) | 55% |
Доля и численность детей и молодежи (3-29 лет), систематически занимающихся физкультурой и спортом | 81,2% (37,0 млн. чел) | 83,9% (37,8 млн. чел) | +2,7% (+0,7 млн. чел) | 86% |
Доля и численность граждан среднего возраста (30 -54 лет (женщины), 30-59 лет (мужчины), систематически занимающихся физкультурой и спортом | 24,9% (14,5 млн. чел) | 29,1% (16,9 млн. чел) | +4,2 % (+2,4 млн. чел) | 52% |
Доля и численность граждан старшего возраста (55-79 лет (женщины), 60-79 лет (мужчины), систематически занимающихся физической культурой и спортом | 8,2 % (2,6 млн. чел) | 11,7% (3,8 млн. чел) | +3,5% (+1,2 млн. чел) | 22% |
Согласно федеральному проекту «Спорт – норма жизни» заявленный показатель вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом в 2019 году – не менее 3 млн. человек (дополнительно к прогнозному показателю 2018 года), который согласно статистическому отчету Минспорта России 1-ФК был перевыполнен и составил + 8,6 млн. чел. При этом стоит учесть, что уже практически достигнутый показатель для целевой аудитории доли численности детей и молодежи (3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, обеспечен за счет бюджетной системы образования: дошкольных учреждений, организаций дополнительного образования детей и молодежи, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также за счет бюджетной системы подготовки спортивного резерва, динамика роста показателя в которых, хоть и не подвержена риску сокращения, но практически исчерпана с точки зрения её дальнейшего возможно роста.
В защиту низкого ожидаемого показателя 22% к 2024 году доли численности граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет, мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста, стоит отметить, что превентивные меры оздоровления за счет физической культуры и спорта для данной целевой аудитории не являются рекомендованными для тех граждан, кто ранее физической культурой и спортом систематически не занимался, ввиду чего оздоровление данной целевой аудитории достигается в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», Национального проекта «Демография», а система физической культуры и спорта вносит свой заявленный в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» частичный вклад прежде всего за счет обеспечения условия для занятий людей, продолжающих систематично заниматься и в старшем возрасте. Согласно федеральному проекту «Спорт – норма жизни», с учетом определения индивидуальных запросов всех категорий и групп населения, в систематические занятия физической культурой и спортом необходимо вовлечь не менее:
— 2020 год – 3 млн человек (дополнительно к прогнозному показателю 2019 г.);
— 2021 год – 3,5 млн человек (дополнительно к прогнозному показателю 2020 года);
— 2022 год – 4 млн человек (дополнительно к прогнозному показателю 2021 года);
— 2023 год – 4,8 млн человек (дополнительно к прогнозному показателю 2022 года);
— 2024 год – 5 млн человек (дополнительно к прогнозному показателю 2023 года).
Учитывая вышеизложенное, последующий потенциал роста показателя вовлеченности в систематические занятия физической культурой и спортом возможен за счет следующих возрастных целевых аудиторий:
— первичный приоритет – граждане среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), показатель систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан среднего возраста к 2024 году для которых – 52%;
— вторичный приоритет – молодежь (возраст 26-29 лет), не охваченная организованными формами занятий в рамках бюджетной системы образования и подготовки спортивного резерва.
При этом, согласно официальным статистическим прогнозам, к 2023 году будет достигнуто статистическое «дно» численности молодежи данного возраста. В числовом выражении требуемый потенциал вышеуказанных целевых аудиторий для достижения основной задачи федерального проекта «Спорт – норма жизни» должен составить за период до 2024 года – более 16 млн человек.
Учитывая, что охват вышеуказанных целевых аудиторий обеспечивается за счет самостоятельных и организованных занятии в негосударственном (небюджетном) секторе, Министерству спорта России, в условиях падения спортивного рынка МСП и СО НКО, нужно находить дополнительные антикризисные меры по сохранению и дальнейшему развитию СО НКО и МСП, оказывающих услуги населению в области физической культуры и спорта, развивая механизмы государственной и муниципальной поддержки вышеуказанных субъектов физической культуры и спорта, в том числе за счет развития механизмов государственного (муниципального) заказа для оказания услуг социально слабо-защищенным группам населения за счет бюджетных источников различных уровней.
При этом для антикризисных мер поддержки именно СО НКО и субъектов МСП в бюджетах разных уровней предусмотрены бюджетные ассигнования на официальные физкультурные и спортивные мероприятия, учебно-тренировочные сборы, командирование на мероприятия и соревнования по видам спорта, проведение физкультурных и спортивных мероприятий, финансирование профессиональных спортивных клубов по игровым видам спорта на их выступление в различных профессиональных лигах, которые за период ограничительных мер и после выхода из них, имеют риск быть неосвоенными и не потребуют перераспределения на осенний период 2020 года и очередной отчетный период 2021 года.
Предлагается заинтересованным федеральным органам исполнительной власти совместно с субъектами РФ (возможно органами местного самоуправления) проработать вопрос о перераспределении на период осени 2020 года и первого полугодия 2021 года вышеуказанного неосвоенного в II-III кварталах 2020 года финансирования бюджетов всех уровней в адрес индивидуальных предпринимателей, предприятий МСП и СО НКО в области организации массовых спортивных мероприятий и оказывающих персонализированные услуги населению в сфере физической культуры и массового спорта в рамках спортивных клубов (центров, школ) на формирование осенью 2020 года и в первом полугодии 2021 года целевого социального государственного (муниципального) заказа на оказание персонализированных услуг в сфере физической культуры и массового спорта социально-незащищенным категориям населения в адрес вышеуказанных пострадавших индивидуальных предпринимателей, предприятий МСП, СО НКО, обеспеченного социальным сертификатом (ваучером) на компенсацию стоимости их участия в массовых спортивных мероприятиях и организованных занятиях в рамках спортивных клубов (центров, школ).
Основания для реализации вышеуказанной меры: п. 4.17. и п. 4.36 Раздела II Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, определяющие полномочия Министерства спорта Российской Федерации по разработке и реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленных на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности, а также полномочия Министерства спорта Российской Федерации по оказанию поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта, формированию и ведению федерального реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей такой поддержки.
Таким образом, в качестве главного направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта региона в рамках антикризисного управления в работе предлагается внедрение инновационного аспекта, что обусловлено актуальностью функционирования учреждений в режиме онлайн, что было вызвано условиями пандемии.
В качестве перспективного направления системы управления сферой физической культуры и спорта в работе предложен кластерный подход, получивший наибольшую популярность в странах Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спорт является важным фактором, который, наряду с такими первостепенными социальными сферами, как наука, образования, медицина, отражают достижения страны, уровень ее развития и конкурентоспособность.
Управление спортом осуществляется на трёх уровнях: федеральном, региональном и местном. При этом осуществляется взаимодействие органов государственного и муниципального управления в указанной сфере.
Спорт — составная часть культуры личности человека; область деятельности, которая представляет совокупность духовных и материальных ценностей, формирующиеся и использующиеся обществом для гармоничного физического развития населения, улучшения состояния здоровья, качества жизни, повышения уровня двигательной активности.
На федеральном уровне создаётся модель отношений в сфере спорта, которая определяет основные цели, задачи, принципы и методы осуществления физкультурно-спортивной политики. Существующая на федеральном уровне нормативная и ресурсная база позволяет планомерно и последовательно добиваться поставленных целей, прогнозировать высокую эффективность развития, своевременно реализовывать задачи на региональном муниципальном уровне управления сферой физической культуры и спорта.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России).
В целях развития видов спорта на территории Российской Федерации созданы и действуют 105 общероссийских общественных организаций, которые получили государственную аккредитацию и наделены статусом общероссийской спортивной федерации по 108 видам спорта и 28 общероссийских общественных организаций, которые наделены правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по 28 видам спорта.
В качестве стратегического механизма реализации государственной политики в области спорта и физической культуры выступает Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р.
Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на мировой спортивный календарь 2020 года: были отложены или отменены многие текущие или запланированные спортивные соревнования. По масштабу воздействия на спорт распространение COVID-19 стало самым существенным событием со времён Второй мировой войны.
В этой связи в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации Минспортом России были предприняты неотложные меры, в том числе по ограничению проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 16 марта 2020 года №ОМ-01 -00/2073.
Комплекс мер для оперативного восстановления и противодействия кризису учреждений в физкультурно-спортивной сфере должен включать помимо механизмов управления, но и собственную отраслевую методическую службу.
В качестве главного направления совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта региона в рамках антикризисного управления в работе предлагается внедрение инновационного аспекта, что обусловлено актуальностью функционирования учреждений в режиме онлайн, что было вызвано условиями пандемии.
В ходе проведенного анализа, опирающегося на опыт участия в координации и информационно-методическом обеспечении инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта на федеральном уровне в течение ряда лет, в работе предложены следующие рекомендации: существует потребность в повсеместном введении линейки мотиваторов (стимулов) для руководителей и участников инновационных проектов; присваивать статус «Региональная экспериментальная или инновационная площадка в области физической культуры и спорта» по итогам регионального конкурса творческих инициатив, инновационных проектов и рационализаторских решений/предложений; систематически на уровне субъектов Российской Федерации проводить тематические курсы повышения квалификации; ввести в региональные рейтинги, смотры-конкурсы и/или перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта показатель, отражающий вовлеченность субъектов отрасли в инновационные процессы; повсеместно в субъектах Российской Федерации утвердить общие критерии, контрольные индикаторы эффективности реализации инновационных проектов в области физической культуры и спорта; обеспечить повышение роли региональных спортивных федераций в организации и осуществлении инновационных проектов в области физической культуры и спорта, в том числе посредством включения мер поддержки инновационной деятельности в региональные программы развития видов спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Рос. газета. – № 276. – 08.12.2007.
2. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 28.08.2018) «О Министерстве спорта Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве спорта Российской Федерации») // СЗ РФ. – 25.06.2012. – № 26. – Ст. 3525.
3. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // СЗ РФ. — 31.03.2014. -№ 13. — Ст. 1452.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ. — 24.11.2008. — № 47. — Ст. 5489.
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 302 (ред. от 26.05.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» // СЗ РФ. — 05.05.2014. — № 18 (часть I). — Ст. 2151.
6. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. — 17.08.2009. — № 33. — Ст. 4110.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1188-р «Об утверждении Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. — 17.06.2019. — № 24. — Ст. 3111.
8. Абрамов Э. Н. Координация и методическое обеспечение прикладной экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта / Э. Н. Абрамов, К. В. Вырупаев, Д. П. Антонов / Вестник спортивной науки. — 2016. — №3. — С. 3-6.
9. Абрамов Э. Н. Региональная инновационная инфраструктура в сфере физической культуры и спорта : монография / Э. Н. Абрамов, Д. П. Антонов, В. Л. Рахманский. — Курган : Изд-во Курганского госуниверситета, 2016. — 112 с.
10. Анненков В.Н. Система физической культуры и спорта Российской Федерации и ее субъектов // Теория и практика физической культуры. — 2016. — №7. — С. 88-89.
11. Бескровная В.А., Петров С.Ю., Виноградова Т.И. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: оценка прозрачности // Теория и практика физической культуры. — 2015. — № 6. — С. 42-44.
12. Бобровский Е.А. Развитие материально-технической базы как фактора повышения доступности занятий спортом // Наука и практика регионов. — 2018. — № 3 (12). — С. 103-107.
13. Бойкова Т.Ю., Молчанова Н.А. Физическая культура и спорт как объект государственного управления // Проблемы защиты прав: история и современность Материалы XIV международной научно-практической конференции. — 2020. — № 4. — С. 387-390.
14. Бойкова Т.Ю., Смирнов С.И. Правовое регулирование государственной политики развития и поддержки массового спорта в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал.- 2019 . — № 1. (55). – С. 188.
15. Бондаренко О.А., Москвичев Ю.Н. К вопросу о совершенствовании нормативных основ конституционно-правовой политики Российской Федерации в области физической культуры и спорта // Государство, право и общество: вопросы теории и практики. — 2019. — С. 283-288.
16. Бритикова Е.А. Постсоветская модернизация России: значение властного ресурса (статья 2) // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2017. — № 11. — С. 112-117.
17. Бывших В.П., Кочеткова Е.Н. Управление развитием конкурентного потенциала в сфере физической культуры и спорта на примере Республики Хакасия // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. — 2019. — № 2. — С. 173-175.
18. Волкова В.В., Акулинин В.Н. Современный российский массовый спорт как политическая коммуникация в медиа // Спорт: экономика, право, управление. — 2017. — № 1. — С. 15-19.
19. Германова А.И., Семендяева Т.В., Франтасова Н.В. Управление качеством образования в подготовке специалистов по физической культуре и спорту // Наука и практика в XXI веке Межвузовский сборник научных трудов с международным участием. — 2019. — №. — С. 52-54.
20. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб, заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 312 с.
21. Енченко, И. В. Анализ показателей развития физической культуры и спорта в регионах России / И. В. Енченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 63—71.
22. Золотов Д.И. Сфера физической культуры и спорта региона как объект государственного и муниципального управления // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. — 2018. — № 2. — С. 21-23.
23. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Анализ динамики как основной способ исследования развития процессов в ФКИС // Наука и практика регионов. — 2018. — № 3 (12). — С. 76-81.
24. Зюкин Д.А., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Организационно-экономические аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. — 2017. — № 4 (33). — С. 28.
25. Иванова А.О., Климовских Н.В. Оказание государственных и муниципальных услуг в социальной сфере // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. — 2018. — № 5. — С. 228-231.
26. Игнатьев С.П. Органы управления физической культурой и спортом // Повышение экономической эффективности современного агропромышленного комплекса: теория, методология и практика. — 2019. — № 4. — С. 544-547.
27. Коваленко М.Г., Алимпиева К.О. Бизнес в сфере спорта в наши дни // Наука, технологии, инновации в мире глобальных трансформаций. — 2021. — №4. — С. 107-109.
28. Корогодина Е.А. Рост рынка платных услуг физической культуры и спорта как показатель развития фитнес-индустрии в России // Региональный вестник. — 2018. — № 2 (11). — С. 40-42.
29. Косаченко А.В., Величко А.И., Кривенец В.Ю. Совершенствование системы управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании // Вопросы педагогики. — 2019. — № 11-2. — С. 138-140.
30. Криницына М. А., Климовских Н. В. Повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг населению // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. — 2018. — № 1. — С. 309-312.
31. Лесникова Г.Н., Кургузкина О. Управление в сфере физической культуры и спорта // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 44-3. — С. 76-78.
32. Макарычева И.В. Эволюционное развитие организационной структуры органов управления физической культурой и спортом в России // Спортивный менеджмент. — 2019. — № 11. — С. 128-137.
33. Мецлер О.Е. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации // Современный взгляд на будущее управленческой науки. — 2019. — № 2. — С. 59-62.
34. Морозов С.А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики? // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 8 (42). — С. 456-458.
35. Музалевский А.А. Особенности иммитационного моделирования в управлении физической культурой и спортом на региональном уровне // Современные технологии в физическом воспитании и спорте. — 2019. — № 5. — С. 108-112.
36. Ольховский Р.М., Андрющенко Л.Б., Филимонова С.И. Перспективы развития физической культуры и спорта в рамках национальных проектов до 2030 года // Культура физическая и здоровье. — 2020. — № 2 (74). — С. 9-12.
37. Османов О.И., Гремина Л.А. Система управления в спортивной индустрии // Colloquium-journal. — 2020. — № 18-2 (70). — С. 27-30.
38. Патяшина М.А., Балабанова Л.А. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия массовых мероприятий с международным участием в современных условиях // Казанский медицинский журнал. — 2015. — № 1. — С. 90-95.
39. Погосова С.Н., Тиникашвили Г.С. Развитие массового спорта как основа здорового образа жизни учащейся молодежи // Научен вектор на Балканите. — 2019. — № 3 (5). — С. 41-43.
40. Рапопорт Л.А., Терентьев А.Е., Харитонова Е.В. Значение мегаспортивных мероприятий для развития физической культуры и спорта на территориях // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 1. — С. 19-21.
41. Романов Б.К. Коронавирусная инфекция COVID-2019 // Безопасность и риск фармакотерапии. — 2020. — № 1. — С. 3-8.
42. Сиблани А.Н. Государственно-частное партнерство в спортивно-массовой индустрии: понятия, типология, методы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. — 2021. — № 2 (34). — С. 150-155.
43. Усачёв В.В. Из истории физической культуры и спорта // Инновационные методы обучения и воспитания. — 2021. — №4. — С. 147-150.
44. Фролова О.Ю., Хорошева Т.А. Индустрия спорта: коммерческая деятельность и политика министерства спорта РФ // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 9 (52). — С. 69-72.
45. Халил, Мусаб Рушади Ахмад. Содержание государственной политики, механизмы, методы и технологии ее разработки и реализации / Мусаб Рушади Ахмад Халил. // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 207-209.
46. Хрипунова Ю.И. Пути совершенствования и перспективы развития управления сферой физической культуры и спорта в Вологодской Области // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий. — 2019. — № 1. — С. 23-25.
47. Хурамшина А.З., Агалтдинова А.А., Хурамшин Б.И. Характеристики эффективного стиля управления в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики: результаты эмпирического исследования // Вестник экономики, права и социологии. — 2019. — № 3. — С. 153-157.
48. Чельдиев З.Р., Дзапаров В.Х. Развитие физической культуры и спорта — важнейшая социально-значимая задача государства // Балканско научно обозрение. — 2019. — № 3 (5). — С. 12-14.
49. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь – декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2018/report.html
50. Карта влияния коронавируса на спорт. sports.ru.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/odukhevremeni/2741750.html (Дата обращения: 30.09.2020 г.).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф