2 Диагностика состояния экономической безопасности региона в
контексте функционирования теневого капитала (на примере
Республики Мордовия)
2.1 Выявление рискообразующих факторов образования теневого
капитала в регионе
Республика Мордовия относится к индустриально-аграрному типу
регионов РФ. Она обладает значительным производственно-экономическим,
научным и интеллектуальным потенциалом. Для всех субъектов РФ актуальна
задача ликвидации теневого сектора. Поэтому необходимо выяснить, какие
факторы способствуют образованию теневого капитала, и в дальнейшем с
учётом местных условий разработать методы противодействия для данного
субъекта. Для этого мы проанализируем состояние финансово-экономической
ситуации в регионе, используя показатели первой группы, указанные в таблице
1.1. Рассмотрим динамику показателей ВРП региона за 2012-2017 гг. (таблица
2.1).
Таблица 2.1 – Показатели валового регионального продукта Республики
Мордовия [31, 32]
Как видно из таблицы 2.1 ВРП Республики Мордовия за период 2012 —
2017 гг. растёт с 134 315,6 млн р. до 231 287,8 млн р. в 2017 году.
Соответственно и на душу населения данный показатель увеличивается: с 163
399 р. в 2012 г. до 264 363 р. в 2017 г. Данная положительная тенденция связана
с увеличением строительных работ в регионе в связи с проведением ЧМ-2018 и
общим улучшением экономической ситуации. Однако в сравнении со
среднероссийским уровнем, цифры ниже нормы: объём ВРП на душу
населения, % от среднероссийского не дотягивает до порогового в 70 % . На
протяжении рассматриваемого периода показатель возрос до 52 % в 2017 г. с 47
% в 2012 г. с небольшими отклонениями. Таким образом, экономическое
развитие в регионе на низком уровне.
Рисунок 2.1 – Налоговая нагрузка на производителей в РФ (% к ВВП) [29] Высокая налоговая нагрузка (рисунок 2.1) заставляет бизнес уходить в
теневой сектор, что провоцирует увеличение теневого капитала, так же это
приводит к уменьшению доходов бюджета. В РФ она составляет примерно 33
% от ВВП, самое большое значение было в 2012 г. − 34,38 %, а в 2017 г.
составляет 33,73 % ВВП. Для сравнения в странах ОЭСР налоговая нагрузка
варьируется от 25 % до 45 % ВВП. Средним значением является около 35 %
ВВП, поэтому оптимальным можно считать уровень не более 30-35 % ВВП. В
РФ показатель уже на уровне порогового, да и в нашей стране размер ВВП
отстаёт от других, поэтому даже нагрузка в 33 % является высокой для наших
предпринимателей.
Интересно рассмотреть Индекс взяткодателей для нашей страны, часто ли
прибегают к коррупции при совершении сделок в бизнесе (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Индекс взяткодателей за 2002-2011 гг. [21]
По результатам исследования «Transparency International» Россия является
одной из наиболее коррумпированных стран, компании часто прибегают к
взяткам представителям государственных органов для решения вопросов в
бизнесе. В 2002 году наибольший уровень взяткодателей, индекс составил 3,2;
но всё же ситуация улучшает и он постепенно растёт до 6,1 в 2011 году. Рядом
по рейтингу находится Китай. Для сравнения меньший уровень взяткодателей в
Германии в 2011 г. индекс составил 8,6. Рассмотрим состояние финансовой
сферы в Российской федерации в целом (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Финансовые показатели РФ за 2012-2017 гг. [29]
Исходя из таблицы 2.2 уровень инфляции за рассматриваемый период не
выходит за пороговое значение в 15 %. В целом рентабельность экономики
превышает уровень инфляции, за исключением 2014 г. (7,73 < 11,36) и 2015 г.
(8,62 < 12,91), во время них был кризис и вводились санкции против РФ.
Уровень изменения реальной процентной ставки по кредитным ресурсам и
депозитам не превышал критической значение в 50 % кроме 2015 г., где
изменение было на 262 %.
Образованию теневого капитала способствуют наличные деньги, если их
доля в денежной массе составит более чем 15 %, то это может говорить о риске
увеличения инфляции из-за реализации фальшивых денег. Однако за весь
период это значение больше порогового. Но сохраняется тенденция на
уменьшение доли наличных денег, в связи с распространением безналичных
операций: с 24,5 % в 2012 г. до 20,1 % в 2017 г. Можно сказать, что негативные
тенденции были в основном 2014-2015 гг., но большая доля наличных денег
сигнализирует о наличии теневых процессов в экономике. Теневой капитал
образуется за счёт операций с наличными деньгами и бартера.
Проанализируем динамику инвестиций в ВРП по Республике Мордовия за
2012-2017 гг. (рисунок 2.3). По мнению С. Ю. Глазьева доля инвестиций в ВРП
должна быть не менее 25 % для устойчивого развития экономики региона
[11, c. 10]. Если инвестиции с каждым годом уменьшаются, то, скорее всего
капитал уходит за рубеж, либо в тень.
Рисунок 2.3 − Доля инвестиций в ВРП Республики Мордовия
за 2012-2017 гг., % [31] По данным рисунка 2.3 инвестиций в ВРП Республики Мордовия выше
порогового значения в 25 %. Но с каждым годом есть тенденция на снижение: в
2012 г. 37,1 %, а в 2017 г. 27,4 %, снижение на 9,7 %. Если инвестиции падают,
то скорее всего капитал уходит за рубеж, либо в тень.
Индекс экономической свободы показывает на сколько бизнес свободен в
своих действиях. Если надзор государства и его вмешательство в экономику
слишком высоко, то население и бизнес вкладывает свои средства в зарубежные
компании, из-за чего происходит бегство капитала. По данным Фонда Наследия
США в 2016 г. этот индекс для нашей страны составлял 50,6; а в 2018 − 60,8.
Сначала Россия входила в группу в основном несвободных стран, и через 2 года
попала в зону умеренно свободных. Для сравнения в 2018 г. в группу свободных
стран входил Гонконг (90,2), в основном свободной является США (76,8), а
Китай ухудшил свои позиции и попал в группу в основном несвободных (58,4).
В целом условия для развития бизнеса в нашей стране ниже среднего уровня
[22].
Таким образом, проведя анализ первой группы индикаторов, мы можем
выделить следующие рискообразующие факторы, которые обуславливают
образование теневого капитала в регионе:
— слабая экономическая развитость региона, низкий уровень ВРП,
невысокая рентабельность экономики в целом, следовательно, уменьшение
инвестиций;
— весомая налоговая нагрузка на производителей в стране и в регионе
соответственно;
— частое применение коррупционных практик при решении вопросов с
государственными органами;
— большая доля наличных денег в обращении, которая сигнализирует о
наличии теневых процессов в экономике;
— недостаточно свободная экономика для развития бизнеса в регионе и
стране.
2.2 Основные схемы формирования и отмывания теневого капитала в
региональной экономике
Оценка масштабов распространения теневых отношений в регионе и их
влияние на состояние экономической безопасности проводится на основе
второй группы индикаторов (см. таблицу 1.1). При этом в качестве основного
115
индикатора для оценки масштабов распространения теневого капитала была
выбрана доля теневой экономики в ВРП (рисунок 2.4).
Доля теневой экономики в регионе не должна превышать 10 % ВРП [24].
В противном случае легальная экономика не выполняет своих функций,
снижаются поступления в бюджет, ухудшается доверие к власти и уровень
жизни населения.
Рисунок 2.4 − Доля теневой экономики в Республике Мордовия,
в % от ВРП [46] Как видно из рисунка 2.4 объём теневой деятельности, оценивается по
данным МВД, в 48 % в 2015 г., против 22,4 % в 2013 г. (Справочно: пороговое
значение составляет не более 10 % ВРП).
Двигателем теневых отношений является коррупция, поэтому
неудивительно, что в нашей стране снисходительно относятся к коррупции.
Согласно Индексу восприятия коррупции, составляемому международной
неправительственной организацией Transparency International с целью
отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и
предпринимателями, в нашей стране высокий уровень коррупции. Индекс
основывается на нескольких независимых опросах, в которых принимают
участие международные финансовые и правозащитные эксперты и представляет
собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие
коррупции). За рассматриваемый период 2012-2017 гг. индекс изменился с 28 до
29. Наименее коррумпированной страной является Дания с результатом в 89 в
2017 г. В США значение индекса падает и в 2017 г. составило 68, а у Китая
средний уровень коррупции (44). Если в стране снисходительно относятся к
взяткам и злоупотреблениям, то и теневого капитала в экономике больше.
Россия по данному рейтингу находится в числе аутсайдеров (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 − Индекс восприятия коррупции за 2012-2017 гг. [20] Так же у России низкие показатели по индексу контроля коррупции,
который рассчитывается Всемирным Банком. За 2017 г. значение было всего
лишь 17, что говорит о неспособности государства влиять на коррупцию и
бороться с ней, о вовлеченности элит в теневые отношения. Для сравнения
стоит отметить, что результат для США составил 85,17, а одним из лидеров
является Австралия (93,73). В этих странах власть способна управлять и
пресекать коррупционные связи. У Китая среднее значение в 2017 г. − 46,89. Всё
это говорит о высокой коррумпированности отношений в нашей стране,
государственные органы не только не могут снизить объёмы коррупции, но и
сами прибегают к ней. Средства, которые были получены незаконным путём в
виде «отката» или простой взятки, формируют теневой капитал.
Теперь рассмотрим показатели, характеризующие масштабы
экономических преступлений в Республике Мордовия, именно они
способствуют аккумуляции средств для образования теневого капитала в
регионе (рисунки 2.6, 2.7).
По данным МВД по Республики Мордовия общая динамика преступлений
экономической направленности идёт на убыль: с 2308 случаев в 2010 г. до 700 в
2017 г. Однако в 2018 г. наблюдается прирост на 12,7 % по сравнению с 2017 г. и
составило 789 зарегистрированных правонарушений. Уменьшение количества
преступлений данного вида связано с улучшением экономической ситуации в
стране, но так же и за счёт не выявления некоторых случаев. Данные виды
преступлений имеют сложный характер: совершаются с использованием сети
Интернет и компьютерных технологий, субъектами являются образованные
люди, госслужащие, злоупотребляющие своим служебным положением.
Рисунок 2.6 – Количество зарегистрированных преступлений экономической
направленности в Республике Мордовия [46] На рисунке 2.7 отражена динамика нераскрытых преступлений
экономического характера. При общей динамике на уменьшение числа
правонарушений за несколько лет наблюдается увеличение неразрешённости
дел: в 2011 г. − 160, в 2014г. – 172, 2015 г. − 164 и максимально значение в 2016
г. – 177. Начиная с 2017 г. этот показатель сокращается и в 2018 г. составил 119
нераскрытых преступлении. Можно сказать, что в Республике Мордовия
достаточно много преступлений экономической направленности, но
правоохранительные органы работают достаточно оперативно при
расследовании таких правонарушений. Доля нераскрытых преступлений в 2012
г. составила 10,78 %, в 2017 г. − 20,14 %, а в 2018 г. – 15,08 %. При сокращении
общего числа правонарушений за рассматриваемый период 2011-2018 гг., доля
нераскрытых снижается более медленными темпами только с 2017 г.
Рисунок 2.7 – Количество нераскрытых преступлений экономического
характера в Республике Мордовия [46] Теперь рассмотрим отдельные виды преступлений экономической
направленности, как менялось их количество за 2014-2018 гг. (рисунок 2.8).
Как видно из рисунка 2.8 наибольшее число преступлений совершенных в
Республике Мордовия относится к коррупционной направленности, но их
количество к 2018 г. уменьшилось до 247 случаев с 352 в 2014 г. Так же
преобладают преступления в экономической сфере (гл. 22 УК РФ), но их
количество увеличилось за рассматриваемый период: с 144 фактов в 2014 г. до
270 в 2018 г.
Рисунок 2.8 − Сведения о преступлениях экономической направленности в
Республике Мордовия
В начале рассматриваемого периода было характерно большое
количество преступлений, связанных с подделкой денег (2014 г. – 177 фактов),
но уже к 2018 г. их число уменьшилось до 61 факта. Это связано с
усовершенствованием средств защиты банкнот и переходом на безналичные
расчёты. Уменьшилось количество случаев получения взятки с 46 в 2014 г. до 19
в 2018 г. Однако факты дачи взятки и посредничества во взяточничестве
сохраняются и увеличивались за рассматриваемый период: наибольшее число
фактов в 2015 г. – 76, уменьшение в 2017 г. до 22 и снова рост в 2018 г. до 38
случаев. Меньше всего мошенничества с НДС по ст. 159 УК РФ: в 2014 г. − 8
случаев, а в 2018 г. − 11.
Однако преступления по налоговым составам имеют динамику на существенное
увеличение: в 2014 г. их было совершено 11 случаев, а уже к 2018 г. их число
возросло до 62.
Рисунок 2.9 − Сведения о преступлениях экономической направленности в
Республике Мордовия
Если рассматривать преступления экономической направленности по их
категориям то, как видно из рисунка 2.9, преобладают тяжкие и особо тяжкие
правонарушения. Набольшее их число было в 2015 г. – 507 случаев, а к 2018 г.
уменьшение до 351. Схожая динамика и у преступлений в крупном и особо
крупном размере: в 2015 г. наибольшее число фактов – 199, а в 2018 г. снижение
до 113. Наименьшее число правонарушений совершённых группой лиц и по
предварительному сговору: в 2014 г. всего 4 случая, в 2015 г. увеличение до 17
случаев, а в 2018 г. уменьшение до 10. Можно сказать, что преступления
экономической направленности в Республике Мордовии совершаются в
основном отдельными лицами, организованной преступности наблюдается
мало.
Рассмотрим динамику отдельных видов преступлений относящихся к
экономической сфере (гл. 22 УК РФ), которые способствуют созданию теневого
капитала в регионе (таблица 2.3).
Таблица 2.3 − Сведения о выявленных преступлениях, совершённых в сфере
экономики (гл. 22 УК РФ) в Республике Мордовия
Исходя из таблицы 2.3, наибольшее число преступлений в сфере
экономики имеет незаконное образование (создание, реорганизация)
юридического лица ст. 173.1 УК РФ: в 2014 г. − 1 случай, а в 2018 г. – 57 случаев
(прирост на 98 %). Так же много фактов легализация (отмывания) денежных
средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения
им преступления ст. 174 .1 УК РФ : в 2014 г. – 4, а в 2018 г. – 27 (увеличение на
85 %). Возросло число случаев незаконного предпринимательства ст. 171 УК
Как мы уже отмечали в главе 1 «грязные деньги» стремятся
легализоваться, чтобы в дальнейшем вернутся в оборот и приносить прибыль
своему владельцу. С этой целью денежные средства нелегально переводятся
заграницу, и возникает такое явление как отток капитала, создаются
«обнальные» площадки, происходит отмывание незаконно полученных
денежных средств.
Так, по данным аналитической записки МВД по Республике Мордовия «О
легализации преступных доходов на территории Республики Мордовия за 2018
год и январь 2019 года» за 2018 г. на территории региона пресечены
«обнальные» площадки, сформированные четырьмя межрегиональными
преступными группами общей численностью 41 участник, осуществлявших
деятельность в республике, сопредельных регионах, городах Москва и Казань.
В сентябре 2018 года возбуждено уголовное дело по п. «б» ч.2 ст. 172 УК
РФ в отношении участников организованной группы, осуществлявших
незаконную банковскую деятельность на территории го Саранск, сумма
обналиченных денежных средств составила более 300 млн рублей.
Пресечена деятельность бывшего участника ОПФ «Юго-запад»
(причастного к совершению тяжких общеуголовных преступлений), который
предоставлял услуги по обналичиванию денежных средств через фирмы —
однодневки, незаконный оборот составил 43 млн рублей.
За период 2018 г. возбуждено 19 уголовных дел по экономическим
составам, предусмотренных ст. 174 УК РФ «Легализация денежных средств или
иного имущества, приобретённых другими лицами преступными путём» и ст.
174.1 УК РФ «Легализация денежных средств или иного имущества,
приобретённых лицом в результате совершения им преступления».
За 2018 год и январь 2019 года органами внутренних дел выявлено 112
преступлений, связанных с образованием юридического лица на «подставных»
лиц, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, что способствовало
значительному сокращению «теневых операций» и подрыву деятельности
формально легитимных организаций.
Пресечение деятельности «обнальных площадок», положительно
отражается на поступлении налоговых платежей в региональный бюджет, так
как для уклонения от уплаты налогов предпринимателями республики активно
используются схемы занижения налоговой базы путем оформления сделок с
фирмами-однодневками. В 2018 году возбуждено 29 уголовных дел по
налоговым составам (по ст.159, 198, 199 УК РФ), в рамках которых
применялись взаиморасчеты с формально легитимными организациями; в 2019
году возбуждено 5 уголовных дел.
В 2018 году и январе 2019 года в результате взаимодействия с
Прокуратурой и следственными органами по экономическим преступлениям
задокументирован 21 факт легализации доходов, полученных преступным
путем .
Анализируя статистические показатели регионов в 2018 году по
выявлению преступлений рассматриваемой категории нагрузка в республике
выше среднероссийской и ПФО: в РМ − 0,21; в РФ – 0,06, в ПФО – 0,11 [46].
Опишем несколько схем формирования теневого капитала в Республике
Мордовия. Летом 2015 г. Гражданин Б. будучи специалистом по договорной и
претензионной работе в ГКУ «У» располагал информацией о предстоящем
государственном заказе на сумму свыше нескольких десятков миллионов
рублей. Он предложил принять участие в конкурсе представителю
коммерческой организации гражданину К., пообещав за вознаграждение в
сумме 500 000 рублей победу организации, которую будет представлять гр. К.
В ноябре 2015 г. победителем конкурса стал ИП гражданки В., с которой
был заключен государственный контракт на сумму 23 631 522 рубля. Однако
гражданин Б. в силу своего положения не мог повлиять на решение конкурсной
комиссии. Он ввёл в заблуждение гражданина К. относительно своих
преступных намерений путём обмана завладеть средствами ИП гражданки В.
Осенью 2016 г. деньги в сумме 499 000 рублей были перечислены
гражданину Б. Таким образом, он используя служебное положение, путём
обмана гражданки В, похитил денежные средства индивидуального
предпринимателя в крупном размере в сумме 499 000 рублей. Действия
осужденного суд квалифицировал по ч. 3 ст. 159 УК РФ – Мошенничество,
совершённое лицом с использованием своего служебного положения в крупном
размере . В данной схеме преступный доход был получен за счёт обмана и
использования служебного положения.
Гражданин Т., будучи начальником отдела строительства Министерства
культуры РМ, осуществлял контроль за производством строительных и
ремонтных работ. В июне 2016 года было утверждено распределение субсидий
в сумме 37 788 400 рублей на завершение объекта в с. Куликово. Главным
распорядителем средств, выделенных на данную цель, являлось Министерство
культуры РМ. 14 июля 2016 г. между администрацией с. Куликово и ООО «С»
был заключён муниципальный контракт на выполнение работ по завершению
строительства объекта. Сумма контракта составила 37 178 966 рублей.
Гражданин Т. являясь ответственным лицом по проверке строительных
работ и по организации оплаты выполненных работ, и понимая, что ООО «С»
находится в финансовой зависимости от Минкультуры, решил данные
обстоятельства использовать своих корыстных целях и получить взятку от ООО
«С». С этой целью Т. встретился со своим знакомым С., являющимся
представителем ООО «С», и изложил ему своё предложение: за вознаграждение
в виде 0,5 % от цены контракта он будет принимать все работы без проверки
и организовывать по ним оплату, передавая документы в бухгалтерию
Минкультуры. С. сообщил своему начальнику о разговоре, он желая получать
своевременную оплату работ согласился передать Т. денежное вознаграждение
в размере 0,5 % от цены контракта (150 000 рублей).
В период с июля по декабрь 2016 года гражданин Т. реализовывал свой
преступный умысел и без проверки принимал и организовывал оплату
строительных работ ООО «С». Таким образом на счёт ООО было перечислено
37 178 966 рублей. За указанные действия Т. получил частями от С. взятку в
крупном размере в виде денежных средств в сумме 155 000 рублей.
Суд признал Т. виновным в содеянном преступлении и квалифицировал
его действия по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ – получение взятки должностным
лицом в крупном размере. Во второй схеме теневой капитал сформировался за
счёт получения взятки и использования служебного положения.
Полковник Р., исполняя обязанности начальника военного
представительства Минобороны России, обеспечивал своевременную и
качественную приёмку продукции военного назначение на подконтрольных
данному военному представительству предприятиях оборонно-промышленного
комплекса, обладал организационно-распорядительными и административно-
хозяйст-венными функциями, в связи с чем являлся должностным лицом.
Одним из подконтрольных Р. предприятий оборонно-промышленного
комплекса является ОАО «ТЗ», где он лично осуществлял мероприятия по
контролю приёмки изделий в рамках исполнения государственного оборонного
заказа. Гражданин С. является генеральным директором ОАО «ТЗ» и выполняет
общее руководство предприятием.
21 июля 2017 г. Р. для дачи объяснений прибыл в помещение военной
прокуратуры, где узнал от гражданина Д. сведения, содержащие информацию о
его нарушениях на службе. В связи с этим около 16 часов 15 минут Р.
предложил гражданину Д. взятку в крупном размере в сумме 300 000 рублей за
совершение заведомо незаконного бездействия в его пользу, в именно не
проведение военной прокуратурой проверки указанных сведений.
В период с 21 по 23 июля 2017 г. гражданин Р. с целью изыскания
денежных средств для дачи взятки Д., а также руководствуясь корыстным
умыслом, желая незаконно обогатиться, используя своё служебное положение,
решил получить взятку в крупном размере у директора ОАО «ТЗ» − С.
24 июля 2017 г. около 8 часов утра Р., реализуя свой преступный умысел,
встретился с С. и предложил за взятку в размере 500 000 рублей оказать общее
покровительство и попустительство по службе в пределах своих полномочий
при приёмке продукции, в том числе скрывать известные ему недостатки при
проведении проверок на «ТЗ» надзорными органами.
С. осознавая наличие у Р. реальной возможности оказать воздействие в
силу служебного положения, не желая обнародования недостатков при
проведении проверок в будущем, согласился передать Р. требуемую сумму денег
в размере 500 000 рублей.
24 июля 2017 года Р. лично получил взятку в крупном размере в виде
денег в сумме 500 000 рублей от С. купюрами номиналом 5000 рублей за общее
покровительство и попустительство по службе.
В действиях Р. имеются доставочные указания на признаки преступления,
предусмотренные п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ – получение взятки в крупном
размере. Преступный доход был получен с использованием служебного
положения и получением взятки в крупном размере.
Теперь опишем схему отмывания преступных доходов и незаконной
банковской деятельности организованной группой. В сентябре 2015 г.
гражданин Б. имея умысел на осуществление незаконной банковской
деятельности, решил создать организованную преступную группу в г. Саранск.
При этом, он заранее разработал план преступной деятельности , согласно
которому он и иные участники организованной группы, действуя по его
поручение и в рамках отведённых ролей, должны были подыскать, приобрести и
оформить пакеты документов юридических лиц, не осуществлявших реальной
финансово-хозяйственной деятельности, для последующего их использования в
преступной схеме, открыть в банках, расположенных в РМ и иных регионах РФ,
расчётные счета на подконтрольные юридические лица. После этого действуя
совместно и согласованно, в рамках определённых Б. ролей и функций,
обеспечивать:
— поступление безналичных денежных средств на расчётные счета
подконтрольных организаций, от заказчиков незаконных банковских операций;
— неоднократное перечисление безналичных денежных средств на
необходимый расчётный счёт подконтрольной организации для создания
видимости законности и легальности осуществляемых операций;
— перечисление безналичных денежных средств транзитом на расчётный
счёт организаций, либо физического лица, указываемых заказчиком незаконной
банковской операции;
— передачу заказчику незаконной банковской операции наличных
денежных средств, переведённых из безналичных;
— получение дохода в виде комиссионного вознаграждения в размере не
менее 4 % за обналичивание денежных средств, являвшегося источником
распределявшейся незаконной прибыли и основной целью совместной
преступной деятельности.
Тогда же, гражданин Б. в целях реализации своих противоправных
намерений в качестве участников организованной группы привлёк 7
установленных и несколько неустановленных лиц. Таким образом, Б. в сентябре
2015 года создал организованную группу для осуществления незаконной
банковской деятельности. В феврале 2016 г. вторым лидером группы и
фактическим организатором продолжения её преступной деятельности стал
гражданин Х.
Б., являясь организатором и руководителем группы, выполнял следующие
действия: разработал план совершения преступлений и механизм их
реализации; организовал привлечение новых лиц для участия в группе,
руководил участниками, определяя роли и закрепляя функции, ставя задачи и
контролируя ход выполнения; исчислял размер комиссии, взымаемой с клиента-
заказчика незаконной банковской операции; распределял доход между
участниками группы.
Х., являясь руководителем и активным участником группы, выполнял
следующие действия: организовал привлечение новых лиц для участия в
группировке, руководил каждым членом, определял ему роль и закреплял
функции, ставил задачи и контролировал ход их выполнения; исчислял размер
комиссии, взимаемой с клиента-заказчика незаконной банковской операции;
распределял доход между участниками группы.
Г., являясь активным участником группы, выполнял следующие действия:
подыскивал заказчиков незаконных банковских операций, лично и через других
участников группы осуществлял взаимодействие с клиентами, рассчитывался с
заказчиками незаконных банковский операций.
Гражданки К. и З. осуществляли перечисление денежных средств на
расчётные счета подконтрольных коммерческих организаций, либо ФЛ,
указываемых заказчиками незаконных банковских операций; вели учёт расходов
и доходов членов группы от осуществления незаконных банковских операций,
размеров комиссии, взимаемой с клиента-заказчика незаконной банковской
операции; вели учёт состояния расчётов с клиентами и общих оборотов по
каждому клиенту, использовали печати и средства идентификации к
программам удалённого доступа к банковским счетам подконтрольных
юридических лиц.
Граждане Т. и С. получали в банкоматах наличные денежные средства со
счетов, выполняли поручения по доставке наличных денежных средств и
документов, обеспечивали сохранность имущества и документов членов
группы .
Гражданин С. подыскивал, приобретал и оформлял пакеты документов
юридических лиц, не осуществлявших реальной финансово-хозяйственной
деятельности, для последующего их использования в преступной схеме,
организовал регистрацию и открытие расчётных счетов подконтрольных
организаций.
Неустановленные лица занимались отыскиванием лиц, которых не
ставили в известность о преступных намерениях членов организованной
группы, на которых впоследствии при их участии, были зарегистрированы в
налоговых органах подконтрольные юридические лица, приобретали готовые
пакеты учреждённых организаций и перерегистрировали на иных лиц; получали
в банкоматах наличные денежные средства со счетов, выполняли поручения по
доставке наличных денежных средства и документов , а также выполняли иные
функции.
В период с сентября 2015 г. по октябрь 2016 г. участники преступной
группы приобрели и создали 15 подконтрольных им юридических лиц и
открыли на них расчётные счета в кредитных учреждениях. В указанный период
времени участники группы на территории г. Саранска умышленно и
целенаправленно проводили незаконные банковские операции в «теневой»
сфере экономики без получения лицензий на осуществление отдельных
банковских операций.
В данный период времени лица, входящие в преступную группировку
предоставляли неограниченному кругу юридических и физических лиц услуги
по осуществлению следующих незаконных банковских операций,
проводившихся в рамках банковской системы безналичных расчётов РФ , но
позволяющих заказчику незаконной банковской операции избежать банковского
и государственного контроля законности проводимой операции, а также не
соблюдать порядок осуществления безналичных расчётов и правила
организации наличного денежного обращения в РФ:
а) перевод безналичных денежных средств в наличные, проводимый
путём получения наличных денежных средств в банкоматах по банковским
картам, перечисления безналичных денежных средств на банковские счета
физических лиц, с последующим снятием наличных денежных средств,
являющийся по своему содержанию банковской операцией – инкассация
денежных средств и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, за
что взимали комиссию в размере не менее 4 % от суммы операции.
б) перечисление денежных средств транзитом на расчётный счёт
коммерческой организации либо физического лица, указываемых заказчиками
незаконных банковских операций, являющееся по своему содержанию
банковской операцией − осуществление расчётов по поручению физических и
юридических лиц.
В результате осуществления участниками группировки в период с
сентября 2015 г. по октябрь 2016 г. незаконной банковской деятельности
организованная группа произвела банковские операции без регистрации и без
специального разрешения на сумму не менее 355 298 230 рублей 43 копейки и
извлекла доход исходя из ставки 4 % от суммы денежных средств,
перечисленных для обналичивания, в сумме не менее 14 211 929 рублей 22
копейки, то есть в особо крупном размере.
В действиях данных лиц усматриваются признаками преступления,
предусмотренного п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 172 УК РФ, то есть осуществление
банковской деятельности без регистрации и без специального разрешения в
случаях, когда такое разрешение обязательно, организованной группой, с
извлечением дохода в особо крупном размере.
Таким образом, преступления экономической направленности в
Республике Мордовия в основном совершаются отельными лицами. По видам
основное их количество совершается в сфере экономики (гл. 22 УК РФ),
коррупционной направленности, связанных с подделкой денег и возросло число
налоговых составов.
В Республике Мордовия чаще всего совершаются преступления в
экономической сфере в виде незаконного образования (создания,
реорганизации) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ) и легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в
результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ).
Преступные схемы по отмыванию теневого капитала совершаются при
помощи совершения сделок с фирмами-однодневками, «обнальных площадок»,
незаконной банковской деятельности, посредством образования юридического
лица на «подставных» лиц, а так же применяется занижение налоговой базы
путем оформления сделок с фирмами-однодневками.
Первая схема иллюстрирует мошеннические действия должностного лица,
которое, путём введения в заблуждение о своих полномочиях и пообещав
победу в конкурсе на государственный контракт завладело денежными
средствами в сумме 499 000 рублей.
Во второй схеме гражданин Т. являясь должностным лицом министерства,
используя своё особое положение и возможность влиять на распределение
денежных средств, предложил застрой-щику, заключившему с этим
министерством договор, за вознаграждение в виде 0,5 % принимать все
строительные работы без проверки и организовывать по ним оплату, передавая
документы в бухгалтерию Минкультуры. Строительная компания согласилась с
предложением и выплатила взятку через посредника, гражданина С.,
должностному лицу в размере 155 000 рублей.
В третьей схеме полковник Р., узнав об информированности прокуратуры
о нарушениях в своей работе, решил предложить взятку работнику прокуратуры
в размере 300 000 р. за совершение заведомо незаконного бездействия в его
пользу, а именно не проведение военной прокуратурой проверки указанных
сведений. Чтобы получить средства на взятку он решил воспользоваться своим
служебным положением и истребовал от подконтрольного ему предприятия
денежные средства в размере 500 000 р за общее покровительство и
попустительство по службе в пределах своих полномочий при приёмке
продукции.
Схема осуществления незаконной банковской деятельности
организованной группой. Гражданин Б., создал организованную преступную
группу в г. Саранск, в которую входили 7 установленных и несколько
неустановленных лиц для совершения незаконной банковской деятельности по
заранее разработанному им плану. Для этого он и иные участники
организованной группы, приобрели и оформили пакеты документов
юридических лиц, не осуществлявших реальной финансово-хозяйственной
деятельности, для последующего их использования в преступной схеме,
открыли в банках расчётные счета на подконтрольные юридические лица.
Участники группы умышленно и целенаправленно проводили незаконные
банковские операции в «теневой» сфере экономики без получения лицензий на
осуществление отдельных банковских операций, а именно: перевод
безналичных денежных средств в наличные, за что взимали комиссию в размере
4 % от суммы операции; перечисление денежных средств транзитом на
расчётный счёт заказчика; осуществление расчётов по заказу физических и
юридических лиц.
В результате преступной деятельности организованная группа произвела
обналичивание средств на сумму более 355 млн рублей и извлекла доход исходя
из ставки 4 % от суммы денежных средств сумме не менее 14 млн рублей, то
есть в особо крупном размере.
Анализируя статистические показатели регионов в 2018 году по
выявлению преступлений рассматриваемой категории нагрузка в республике
выше среднероссийской и ПФО: в РМ − 0,21; в РФ – 0,06, в ПФО – 0,11.
2.3 Оценка эффективности проводимой политики противодействия
формированию теневого капитала в контексте современных вызовов
и угроз экономической безопасности региона
На региональном уровне приняты следующие нормативно-правовые акты
по противодействию распространения теневого капитала:
а) Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. No 54-З « О
противодействии коррупции в Республике Мордовия». Данный Закон в
соответствии с ФЗ «О противодействии коррупции», иными нормативными
правовыми актами РФ в области противодействия коррупции определяет задачи
и организационные основы деятельности государственных органов Республики
Мордовия в области противодействия коррупции в пределах их полномочий
[43].
б) Указ Главы Республики Мордовия от 12 октября 2015 г. No 336- УГ « О
Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике
Мордовия». Включает в себя задачи, полномочия, порядок формирования,
организацию деятельности Комиссии, а так же порядок рассмотрения вопросов,
входящих в её компетенцию [36].
в) Указ Главы Республики Мордовия от 30 июля 2014 г. No 163-УГ
«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 3
декабря 2012 г. No 230- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [40].
г) Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 марта
2019 г. No 140 «О внесении изменений в Государственную программу
Республики Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014 —
2020 годы». Устанавливает участников государственной Программы, этапы и
сроки реализации, объемы финансового обеспечения, ожидаемые результаты
реализации. Включает в себя так же государственные подпрограммы, их сроки,
участников, объёмы финансирования и предполагаемые результаты. Содержит в
себе целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход
реализации Программы. Устанавливает «Перечень основных мероприятий
Государственной программы Республики Мордовия « Юстиция и профилактика
правонарушений» и ресурсное обеспечение реализации Государственной
программы Республики Мордовия за счет средств республиканского бюджета
Республики Мордовия [35].
Основными инструментами легализации теневого капитала в экономике
региона являются региональные и местные налоги. Облегчая налоговое бремя
на предпринимателей и отельные отрасли, мы можем стимулировать их к
развитию и встраиванию в легальный сектор, предупреждать уклонение от
уплаты налогов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф