Скоро защита?
Меню Услуги

ТЕНЕВОЙ КАПИТАЛ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Часть 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы 1 2 3


3 Разработка авторской концепции противодействия
отмыванию теневого капитала в интересах укрепления
экономической безопасности региона

3.1 Цели, задачи и направления политики противодействия
формированию теневого капитала в контексте обеспечения
экономической безопасности региона

Учитывая настоящее социально-экономическое положение Республики
Мордовия, уровень криминализации её экономики, неспособности
самостоятельно и устойчиво развиваться выявляется необходимость укрепления
экономической безопасности региона за счёт проведения комплексной политики
противодействия формированию теневого капитала в регионе.
Экономическая безопасность региона предусматривает баланс интересов
между властью, обществом и бизнесом. Чем слабее этот баланс, тем выше
уровень теневого капитала и развития неформального сектора в экономике
региона. Поэтому необходимо выработать такую политику противодействия
формированию теневого капитала, чтобы она учитывала интересы всех трёх
субъектов хозяйствования и имела социальный результат.
Необходимо четко определить такие важные составляющие политики как
цель, задачи и направления противодействия формированию теневого капитала.
Основной целью данной политики в контексте обеспечения экономической
безопасности региона является нейтрализация причин и условий формирования
и функционирования теневого капитала в экономике регионе.
Для реализации обозначенной цели необходимо сформулировать задачи
политики региона по противодействию формирования теневого капитала. На
основе изученных нами теоретических основ теневой экономики, выводов
полученных по результатам проведенных исследований во второй главе, мы
выделили следующие основные задачи, которые применимы к нашей
республике:
— повышение экономической развитости региона и привлечение
инвестиций в экономику;
— уменьшение налоговой нагрузки на производителей и проведение более
социально-ориентированной налоговой политики в отношении физических лиц;
— пресечение коррупционных практик, в частности при решении
вопросов с государственными органами;
— создание условий и инфраструктуры для развития бизнеса и
функционирования предприятий в регионе;
— уменьшение доли теневых процессов в экономике региона за счёт
создания таких условий в экономике, при которых ведение деятельности
легально выгоднее и целесообразнее;
— противодействие оттоку капитала из региона, в другие субъекты РФ и за
рубеж;
— повышение доходной части консолидированного бюджета республики;
— увеличение расходов консолидированного бюджета на здравоохранение,
образование и социальную политику, в целях улучшение уровня и качества
жизни населения региона, сокращения дифференциации по доходам;
— повышение уровня доверия к региональным и местным органам власти ;
— уменьшение зависимости от субсидий и дотаций и погашение
регионального долга.
Политика противодействия теневому капиталу должна включать в
себя три направления деятельности: запретительную, профилактическую,
легализующую. Данные направления деятельности должны проводиться
одновременно, причем во всех сферах жизнедеятельности региона для
предотвращения дисбаланса.
Основными инструментами легализации теневого капитала в экономике
региона являются региональные и местные налоги. Облегчая налоговое бремя
на предпринимателей и отельные отрасли, мы можем стимулировать их к
развитию и встраиванию в легальный сектор, предупреждать уклонение от
уплаты налогов. Субъекты РФ вправе устанавливать свои ставки и льготы для
каждой категории налогоплательщиков, тем самым стимулируя выход бизнеса
из теневой деятельности. В Республике Мордовия такими налоговыми
инструментами выступают налог на имущество организаций, земельный налог
и налог на имущество физических лиц.
На территории Республики Мордовия основная ставка налога на
имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента. В отношении
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей
площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них и нежилых помещений
общей площадью свыше 1000 кв. метров, назначение, разрешенное
использование или наименование которых предусматривает размещение
офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового
обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов,
торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания
ставка составляет 2,0 процента. Налог на имущество организаций уплачивается
по ставке 1,1 процента организациями, осуществляющими в качестве основного
вида деятельности лизинг и сдачу в аренду вагонов, подвижного состава и
основных средств для их производства, при условии, что доля доходов от
реализации товаров (работ, услуг) по данному виду деятельности составляет не
менее 70 процентов в общем объеме доходов от реализации.
От уплаты налога на имущество организаций в Республике Мордовия
освобождаются:
— организации, реализующие в соответствии с Законом Республики
Мордовия от 20 февраля 2006 года No 6-З «О государственной поддержке
инвестиционной деятельности в Республике Мордовия» приоритетные
инвестиционные проекты Республики Мордовия, − в отношении основных
средств, созданных и (или) приобретенных (в том числе поступающих в виде
вклада в уставной (складочный) капитал) в рамках реализации инвестиционного
проекта с начала его финансирования, на период окупаемости приоритетного
инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет с даты включения
указанного инвестиционного проекта в Перечень приоритетных
инвестиционных проектов Республики Мордовия;
— организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности
проектирование, разработку технической документации и производство вагонов
различного назначения и другого подвижного состава, комплектующих узлов,
оборудования и материалов для их изготовления, при условии, что доля доходов
от реализации товаров (работ, услуг) по данному виду деятельности составляет
не менее 40 процентов в общем объеме доходов от реализации;
— резиденты Технопарка в сфере высоких технологий Республики
Мордовия, осуществляющие производство продукции, при условии, что доля
доходов от реализации инновационной продукции в общем объеме доходов от
реализации составляет не менее 50 процентов, − в отношении имущества,
учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств;
— хозяйственные общества, осуществляющие практическое применение
(внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для
электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных
моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий
интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), учредителями
которых выступают образовательные организации высшего образования,
являющиеся бюджетными учреждениями, расположенные на территории
Республики Мордовия;
— организации — управляющие компании − в отношении имущества,
расположенного в пределах территории индустриального (промышленного)
парка в Республике Мордовия, непосредственно используемого для ведения
деятельности резидентов индустриального (промышленного) парка;
— резиденты индустриального (промышленного) парка − в отношении
недвижимого имущества (в том числе производственных, офисных и иных
площадей), располагающегося по месту нахождения индустриального
(промышленного) парка;
— организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности
производство цемента, при условии, что доля доходов от реализации товаров
(работ, услуг) по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов
в общем объеме доходов от реализации;
— организации-резиденты территории опережающего социально-
экономического развития, созданной на территории монопрофильного
муниципального образования (моногорода) Республики Мордовия, − в
отношении имущества, используемого в целях осуществления деятельности в
соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории
опережающего социально-экономического развития [41].
Таким образом в регионе стимулируется инновационная и
производственная деятельность, поддерживаются высокотехнологичные,
вагоностроительные предприятия, так же те у кого основной вид деятельности
производство цемента. Данные льготы позволяют предотвратить уход данных
видов предприятий в тень и стимулируют их развитие.
По земельному налогу в Республике Мордовия установлены следующие
ставки (таблица 3.1). Льготы предоставляются предприятиям, производящим
электрические лампы и (или) осветительного оборудования к ним, ставка в
размере 0,3 процента для жилищнокоммунального сектора и строительной
отрасли, сельскохозяйственных организаций.
Таблица 3.1 – Ставки земельного налога в Республике Мордовия

полностью или частично для производства электрических ламп и (или)
осветительного оборудования к ним;
— организации − в отношении земельных участков, занятых под
объектами, признаваемыми памятниками истории и культуры республиканского
и местного значения;
— физические лица − в отношении земельных участков, входящих в состав
территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения;
— организации − в отношении земельных участков, занятых парками,
городскими лесами, скверами, пляжами, береговыми полосами водных объектов
общего пользования;
— организации − в отношении земельных участков для размещения
спортивных объектов вместимостью более 40000 зрительских мест с момента
ввода их в эксплуатацию [49].
Другим легализующим инструментом сокращения масштабов теневого
капитала являются государственные программы Республики Мордовия.
Например, Государственная программа «Экономическое развитие Республики
Мордовия» на 2014-2024 гг. направлена на повышения инвестиционной
привлекательности, конкурентоспособности экономики за счет модернизации
базовых отраслей, развития инновационного сектора, высокотехнологичных
производств, человеческого потенциала. Предприятия получают стимулы к
развитию и ведению деятельности легально.
Для развития субъектов инвестиционной и предпринимательской
деятельности действуют следующие механизмы государственной поддержки:
— присвоение статуса приоритетного инвестиционного проекта
Республики Мордовия, что дает право на получение налоговых льгот: снижение
ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет
Республики Мордовия до 13,5 % на период окупаемости приоритетного
инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет; освобождение от налога
на имущество на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта,
но не более чем на 10 лет.
— государственные гарантии Республики Мордовия;
— субсидирование части процентной ставки по привлекаемым банковским
кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в
Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-
2021 годы;
— поручительство и займы юридическим лицам с целью финансирования
проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития
Республики Мордовия на 2013-2021 годы;
— освобождение от земельного налога (в ведении муниципальных
властей);
— залоговое обеспечение под привлекаемые кредиты имуществом казны
Республики Мордовия (сформирован специальный залоговый фонд);
— поручительство Гарантийного фонда Республики Мордовия;
— подбор необходимых в строительстве земельных площадок и оказания
помощи в части создания необходимых объектов транспортной, инженерной и
энергетической инфраструктуры;
— закрепление за каждым крупным проектом ответственного лица на
уровне Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия [12].
Государственная программа повышения эффективности управления
государственными финансами в Республике Мордовия предполагает развитие
системы внутреннего государственного финансового контроля в РМ, это
поможет предотвратить преступные действия (откаты, незаконное завладение
бюджетными средствами, нецелевое расходованию бюджетных средств и др.) со
стороны должностных лиц. Министерством финансов Республики Мордовия
как финансовым органом на постоянной основе будут осуществляться при
проведении каждой расчетной операции следующие виды контроля:
— за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных
обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
— за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной
классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе,
представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
— за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного
обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Кроме того, Министерством финансов Республики Мордовия как органом
внутреннего государственного финансового контроля будет осуществляться:
— контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные
правоотношения;
— контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации
государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об
исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Осуществлению Министерством финансов Республики Мордовия
государственного финансового контроля в сфере закупок будет способствовать
внедрение автоматизированной региональной информационной системы в
сфере закупок Республики Мордовия [13].
Государственная программа Республики Мордовия « Юстиция и
профилактика правонарушений на 2014-2020 годы» направлена на снижение
уровня преступности, охрану конституционных прав и свобод граждан,
обеспечение экономической безопасности, профилактику преступлений в
Республике Мордовия. Для достижения указанных целей необходимо
решение следующих задач:
— снижение общего уровня преступности, наращивание усилий
государственных органов и институтов гражданского общества в борьбе с
преступностью, снижение темпов прироста тяжких и особо тяжких
преступлений, повышение раскрываемости преступлений, создание безопасной
обстановки на улицах и в общественных местах, усиление борьбы с
преступлениями в сфере экономики, защита всех форм собственности,
реализация системы противодействия коррупции;
— повышение уровня взаимодействия и эффективности управленческой
деятельности, ответственности за состояние правопорядка исполнительных
органов государственной власти и правоохранительной системы;
— обеспечение безопасности граждан на территории региона,
противодействие терроризму и экстремизму, борьба с организованной
преступностью и незаконным оборотом оружия;
— создание условий для своевременного и наиболее полного возмещения
государству и гражданам ущерба, причиненного преступлениями и
правонарушениями;
— информационно-пропагандистское обеспечение правоохранительных
органов, в том числе повышение авторитета сотрудников правоохранительных
органов, а также совершенствование профессионально-нравственного и
культурно-эстетического воспитания граждан, снижение «правового нигилизма»
населения, создание системы стимулов для ведения законопослушного образа
жизни [15].
Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие
коррупции в Республике Мордовия». Цель Государственной программы −
снижение уровня коррупции, устранение причин ее возникновения во всех
сферах жизни и деятельности общества путем повышения эффективности
координации антикоррупционной деятельности государственных органов и
институтов гражданского общества. В Государственной программе определены
стратегические направления развития республиканской антикоррупционной
политики, в соответствии с которыми выделены отдельные основные
мероприятия по:
— совершенствованию системы переподготовки и повышению
квалификации государственных гражданских служащих, осуществляющих
функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по
обеспечению проверки достоверности сведений о доходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера государственных гражданских
служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, а также о расходах членов
своей семьи − супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— активизации деятельности комиссий по соблюдению требований к
служебному поведению государственных гражданских служащих и
урегулированию конфликта интересов;
— обеспечению реализации механизма уведомления о фактах обращения к
государственным служащим в целях склонения их к совершению
коррупционных правонарушений;
— совершенствованию организации деятельности по размещению
государственных заказов;
— усилению роли средств массовой информации в правовом просвещении
населения в области противодействия коррупции;
— введению мониторинга информации о коррупционных проявлениях в
деятельности должностных лиц, размещенной в средствах массовой
информации и содержащейся в поступающих обращениях граждан и
юридических лиц, с рассмотрением его результатов на заседаниях
антикоррупционных комиссий;
— развитию системы нормативных правовых актов государственных
органов в сфере противодействия коррупции, быстрое и эффективное
устранение пробелов нормативно-правового регулирования;
— совершенствованию системы проведения антикоррупционной
экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, в том числе
независимой антикоррупционной экспертизы;
— повышение уровня вовлеченности институтов гражданского общества в
реализацию антикоррупционной политики;
— введению в действие системы антикоррупционного мониторинга в
деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия [14].
Реализация Государственных программ в совокупности с иными мерами,
проводимыми в Республике Мордовия, будет способствовать
совершенствованию системы противодействия формированию теневого
капитала, сокращению причин и условий, порождающих теневую деятельность,
вовлечению гражданского общества в нелегальный сектор экономики.
Социальный эффект Государственных программ оценивается в более
полной реализации гражданами своих конституционных прав и свобод,
повышения уровня и качества жизни .
Экономическая эффективность реализации Государственных программ
оценивается привлечением новых инвестиций в экономику республики, ростом
предпринимательской активности и увеличением налоговых поступлений в
бюджеты различных уровней, сокращением бюджетных потерь.
Запретительные и контролирующие меры осуществляет Федеральная
служба по финансовому мониторингу, налоговые и таможенные органы
Республики Мордовия, Министерство внутренних дел, в частности УЭБиПК по
Республике Мордовия.

3.2 Рекомендации и предложения, направленные на снижение
уровня теневизации экономики региона

Одной из причин развития теневой экономии в регионе является низкий
уровень жизни и социальная дифференциация населения. Для нивелирования
этого фактора необходимо повысить собираемость налогов в бюджет региона, а
полученные доходы перераспределять на социальную политику, образование и
здравоохранение.
Расходы на образование повышают качество человеческого капитала и,
как говорят многие исследования, способствуют повышению экономического
роста. В частности, в работе: Baldacci et al., 2008, выявлено значительное
воздействие таких расходов на темпы роста в развивающихся странах. При этом
2/3 эффекта проявляется в первые пять лет, а оставшаяся часть − в следующие
пять лет. Межстрановой анализ позволяет сказать, что увеличение удельного
веса расходов на образование в 25 % случаев приводит к существенному
ускорению роста [68, c. 1320].
Увеличение бюджетных расходов на здравоохранение приводит к
снижению заболеваемости и смертности населения, это приводит к повышению
продолжительности жизни. Увеличение численности и повышение качества
рабочей силы приводит к ускорению экономического роста. По оценкам МВФ,
расширение расходов на здравоохранение в 40 % случаев даёт ускорение роста
производства − чаще, чем после увеличения любых других расходов [27].
Таким образом, увеличение расходов на социальную сферу улучшит
уровень и качество жизни населения , сократит дифференциацию, что обеспечит
экономический рост в регионе, привлечёт инвестиции и создаст условия для
легального ведения бизнеса.
Чтобы стимулировать физических лиц платить имущественные налоги и
не скрывать свою собственность, а также для сглаживания социально-
экономической дифференциации населения как профилактической меры
распространения теневой деятельности, мы предлагаем установить
прогрессивную ставку налогообложения для налога на имущество физических
лиц .
Она будет ориентироваться на совокупную кадастровую стоимость всех
объектов недвижимости в собственности физического лица в диапазоне от
0,05 % до 0,3 %. Максимальная ставка (без возможности ее снижения на
местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех
объектов недвижимости свыше 300 млн р. Также предполагается, что
повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости,
будет применяться вне зависимости от количества собственников, а также
наличия льгот у собственников. Стоит отметить, чтобы не допустить
значительных отрицательных последствий прогрессивно ставки налога,
необходимо чтобы разрыв между ступенями шкалы был незначительным.
Это нововведение так же позволит увеличить налоговые доходы местных
бюджетов и перераспределить средства от богатых к бедным слоям населения,
что уменьшит количество преступлений в регионе. Так, по оценке Минфина
России, предполагаемая максимальная сумма налога, которую могут получить
местные бюджеты, может составить 100-120 млрд р. Поступления от налога на
имущество, исчисляемые с инвентаризационной стоимости были скромнее
в 5-6 раз.
Прогрессивный налог на недвижимость не сможет полностью реализовать
перераспределительную функцию, поэтому необходимо введение налога на
роскошь. Он представляет собой обложение предметов, владение которыми
свидетельствует о богатстве или об относительной зажиточности. По способу
взимания данный налог является прямым, так как уплачивается
непосредственно в местные бюджеты с имущества или сверхдохода
налогоплательщика. Чаще всего им облагаются физические лица, имеющие в
собственности объекты роскоши. В некоторых странах этот налог
прогрессивный (чем больше стоимость объекта налогообложения, тем больше
сумма налога).
При введении данного налога обязательно нужно определиться с
понятием роскошь в правовом аспекте. По нашему мнению, оно должно быть
таким: роскошь – это предметы, обладающие характеристиками, выделяющими
их среди других, и включают в себя сравнительно высокую стоимость, качество,
эстетику, редкость, необычность и особое значение для владельца. Однако
возникает вопрос, как измерять данный объект налогообложения: качественно
или количественно?
Лучшим на наш взгляд является стоимостная оценка, исходя из которой,
можно взимать соответствующий процент от цены в местные бюджеты.
Дождева Е. Е. и Кутилина М. А. предлагают следующие ставки налога на
роскошь физических лиц, которые указаны в таблице 3.2
Таблица 3.2 − Рекомендуемые ставки налога на роскошь на объекты
недвижимости [17]

Стоит обратить внимание на то, что при определении стоимости объектов
недвижимости нельзя сравнивать стоимость жилья в российской столице и
небольшом муниципалитете для оценки и расчета налога на роскошь.
Недвижимое имущество будет отличаться в цене в крупном городе
федерального значения от цены в небольшом городе (в зависимости от
отдалённости от центра, климатических условий).
Косвенный инструмент снижения теневого капитала в регионе является
пониженная ипотечная ставка в размере 5 процентов, даёт профилактическое
воздействие гарантируя жильё работающим в Республике Мордовия. АО
«Мордовская ипотечная корпорация» выдаёт ипотечные займы на покупку
готового и строящегося жилья под ставку от 5 %. До 30.06.2019 г. гражданам-
заемщикам, улучшившим свои жилищные условия с использованием
ипотечного займа/кредита, предоставляется возмещение части процентной
ставки в течении всего срока кредитования на основании Закона Республики
Мордовия от 5 июня 2018 г. No 57-З « О мерах государственной поддержки,
направленных на создание условий для осуществления гражданами права на
жилище и стимулирования жилищного строительства на территории
Республики Мордовия (принят ГС РМ 29.05.2018)».
В соответствии с законом No 57-З в целях создания условий для
осуществления гражданами права на жилище и стимулирования жилищного
строительства на территории РМ за счет средств республиканского бюджета РМ
предоставляются следующие меры государственной поддержки:
— социальная выплата гражданам-заемщикам ипотечных кредитов
(ипотечных займов) на возмещение части процентной ставки по ипотечным
кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами на приобретение или
строительство жилья в российских кредитных организациях (у юридических
лиц);
— социальная выплата гражданам-заемщикам ипотечных кредитов
(ипотечных займов) на уплату части ежемесячного платежа по ипотечным
кредитам (ипотечным займам), полученным гражданами в российских
кредитных организациях (у юридических лиц), находящихся на территории РМ,
в целях рефинансирования (перекредитования) ипотечных кредитов (ипотечных
займов) на строительство либо приобретение на территории Республики
Мордовия жилья.

Мера государственной поддержки предоставляется в случае получения
гражданином-заемщиком ипотечного кредита (ипотечного займа) с 8 июля 2015
года по 31 октября 2017 года, если процентная ставка по нему не выше 12
процентов, в случае получения гражданином-заемщиком ипотечного кредита
(ипотечного займа) с 1 ноября 2017 года по 19 апреля 2018 года, если
процентная ставка по нему не выше 10 процентов, в случае получения
гражданином-заемщиком ипотечного кредита (ипотечного займа) с 20 апреля
2018 года по 31 декабря 2018 года, если процентная ставка по нему не выше 9,5
процента, а также в случае получения гражданином — заемщиком ипотечного
кредита (ипотечного займа) с 1 января 2019 года по 30 июня 2019 года, если
процентная ставка по нему не выше 10 процентов [38].
Благодаря этой мере молодые семьи остаются в регионе и работают для
экономики республики, это стимулирует и поддерживает развитие строительной
сферы: спрос на квартиры увеличивает их строительство, что в свою очередь
благоприятно влияет на предприятия, производящие строительные материалы и
оказывающие строительные услуги. Это способствует строительному сектору
экономики вести свою деятельность легально.
Как было сказано выше одной из задач политики противодействия
формированию теневого капитала является пресечение коррупционных
практик, в частности при решении вопросов с государственными органами.
Именно коррупция порождает теневые отношения и теневой капитал в
экономике. Для этого мы предлагаем проведение антикоррупционного
мониторинга, который включает в себя выявление «критических точек»
коррупции, коррупционных рисков и мер по устранению или минимизации
коррупционных рисков.
Субъектом такого мониторинга будет существующая в регионе Комиссия
по координации работы по противодействию коррупции в Республике
Мордовия , которую формирует Глава Республики.
Нами предлагается следующие этапы и мероприятия антикоррупционного
мониторинга:
а) Для каждого крупного субъекта рыночных отношений необходимо
выделить те «критические точки», в которых наиболее вероятно возникновение
коррупционных нарушений и составить их возможное описание, включающее:
1) характеристику выгоды или преимущества, которое может быть
получено данным звеном или её отдельными работниками при совершении
коррупционного правонарушения;
2) должности или должностные лица, которые являются «ключевыми»
для совершения коррупционного правонарушения;
3) вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
б) На основании анализа подготовить «карту коррупционных рисков
субъекта рыночных отношений», в которой должно найти отражение сводное
описание «критических точек» и возможные коррупционные правонарушения;
в) Сформировать перечень должностей, связанных с высоким
коррупционным риском. В отношении работников, замещающих такие
должности, могут быть установлены специальные антикоррупционные
процедуры и требования, например, регулярное заполнение декларации о
84
конфликте интересов.
г) Разработать комплекс мер по устранению или минимизации
коррупционных рисков. Такие меры рекомендуется разработать для каждой
«критической точки». В зависимости от специфики конкретного процесса такие
меры могут включать:
1) детальную регламентацию способа и сроков совершения действий
работником в «критической точке»;
2) перечень функций, в том числе их перераспределение между
структурными подразделениями внутри субъекта;
3) установление дополнительных форм отчётности работников о
результатах принятых решений;
4) введение ограничений, затрудняющих осуществление
коррупционных платежей и т. д.
В качестве дополнительных рекомендаций следует также отметить и такие
меры как:
— ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными
документами, регламентирующими вопросы предупреждения и
противодействия коррупции в организации;
— проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и
противодействия коррупции;
— организация индивидуального консультирования работников по
вопросам применения антикоррупционных стандартов и процедур;
— осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учёта;
— осуществление регулярного контроля экономической обоснованности
расходов в сферах с высоким коррупционном риском: обмен деловыми
подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования,
вознаграждения внешним консультантам;
— периодическое привлечение внешних независимых экспертов при
осуществлении хозяйственной деятельности и организации антикоррупционных
мер ;
85
— проведение регулярного анализа результатов работы по
противодействию коррупции;
— подготовка и составление отчётных материалов о проводимой работе и
достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Данный алгоритм антикоррупционного мониторинга применим как для
коммерческих предприятий, так и для государственных и муниципальных
организаций, органов власти субъекта.
Необходима консолидация усилий общественности и государственных
органов в деле противодействия коррупции и административным барьерам,
формирования в общественном сознании нетерпимого отношения к лицам,
нарушающим закон, независимо от занимаемой ими должности.

3.3 Необходимость предупреждения и пресечения легализации
теневого капитала для обеспечения экономической безопасности
региона

Легализация теневого капитала − это придание законного вида владению,
пользованию или распоряжению любым имуществом, полученным в результате
совершения преступления. При существовании возможностей и условий для
отмывания криминального капитала, чтобы его использовать легально,
появляются стимулы для совершения преступлений и незаконного
приобретения имущества и денежных средств. Поэтому важно пресекать любую
возможность легализации теневого капитала, чтобы повысить экономическую
безопасность региона.
На уровне Российской Федерации пресечением легализации теневого
капитала занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее
– Росфинмониторинг). Росфинмониторинг является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляет обязательный контроль , который
86
включается в себя меры по контролю над операциями с любым имуществом на
основании информации, полученной от организаций, осуществляющих такие
операции, а также по проверке полученной информации [9].
Законодательством в России устанавливаются пороговые суммы, при
достижении которых финансовые сделки и операции подвергаются
обязательному контролю. Например:
— операция с денежными средствами если сумма, если сумма по ней равна
или превышает 600 000 р. либо равна сумме в иностранной валюте,
эквивалентной 600 000 р.;
— операция с наличными денежными средствами при сделке с движимым
имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает
600 000 р.;
— сделки с недвижимостью, результатом совершения которой является
переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на
которую она совершается, равна или превышает 3 млн р. [44].
Однако нет законодательных норм противодействия легализации теневого
капитала и имущества применительно к субъектам РФ. Анализируя
статистические показатели регионов в 2018 году по выявлению преступлений
рассматриваемой категории нагрузка в Республике Мордовия выше
среднероссийской и Приволжского Федерального округа (ПФО): в Республике
Мордовия − 0,21; в РФ – 0,06, в ПФО – 0,11. Поэтому необходимо разработать
региональные и местные нормативные акты по борьбе с отмыванием
нелегального капитала с учётом особенностей условий его образования в
Республике Мордовия. Так же следует разработать стандарты и памятки для
граждан, где описать, чем опасна незаконная банковская деятельность,
махинации с имуществом и денежными средствами, к чему может привести
легализация средств, приобретённых преступным путём и какие за данные
преступления меры ответственности для виновных лиц.
Свою роль в противодействии легализации теневого капитала играет
политика «Банк, знай своего клиента». Её соблюдение проверяется
соответствующими контролирующими органами. Банки и другие организации,
осуществляющие операции с каким-либо имуществом, должны организовать
внутренний контроль, который способствует выявлению операций, связанных
с легализацией криминального капитала. Процесс такого контроля включает в
себя следующие мероприятия:
а) соблюдать правила внутреннего контроля;
б) определять личность клиентов, их представителей;
в) фиксировать сведения на информационные носители;
г) предоставлять такую информацию в контролирующий орган;
д) обязательно сохранить такие документы и информацию;
е) подготовить и обучить персонал внутреннему контролю [63, c. 102].
Документально фиксируется информация о тех операциях, в которых
выявлены следующие обстоятельства:
— запутанность или необычность сделки, которая не обладает очевидным
экономическим смыслом или целью;
— несоответствие сделки целям деятельности клиента;
— многократность совершения операций или сделок;
— совершение операции или сделки клиентом, в отношении которого
уполномоченный орган в организацию направил либо ранее направлял запрос;
— отказ клиента от совершения разовой операции, по которой возникают
подозрения, что она осуществляется в целях легализации доходов, полученных
преступным путём, или фиксирования терроризма;
— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки
осуществляются в целях легализации криминальных доходов [44].
Такие меры необходимо осуществлять банкам Республики Мордовия, к
тому же если организация, занимающаяся операциями с имуществом, не
проводит внутренний контроль, то стоит задуматься о законности её
функционирования и проводимых ей сделок. Здесь возникает проблема «фирм-
однодневок».
Как было выявлено в главе 2 преступные схемы по отмыванию теневого
капитала совершаются при помощи совершения сделок с фирмами-
однодневками, «обнальных площадок», незаконной банковской деятельности,
посредством образования юридического лица на «подставных» лиц, а так же
применяется занижение налоговой базы путем оформления сделок с фирмами-
однодневками.
Для борьбы с фирмами однодневками мы предлагаем следующие меры:
а) внедрение на законодательном уровне понятия добросовестного
поведения налогоплательщика. Под таковым поведением понимается
надлежащее исполнение налогоплательщиком своих обязанностей,
предусмотренных законодательством о налогах и сборах , если налоговыми
органами не будет выявлено фактов целенаправленных действий по созданию
«схем» ухода от налогообложения.
Налоговым органам будет предоставляться право отказа в признании
расходов и применении вычетов по сделкам с недобросовестными
контрагентами, о которых известно, что они не исполняют своих налоговых
обязательств, не располагают производственными и трудовыми ресурсами и не
имеет соответствующей деловой репутации. То есть, налогоплательщики не
смогут укрывать или уменьшать свою налогооблагаемую базу с помощью
специально созданных для этих целей фирм [30, c. 54].
б) предоставление возможности проверить компанию на наличие
признаков фирм-однодневок для правоохранительных органов, организаций и
граждан. В настоящее время на сайте налоговой службы доступен сервис
«Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С помощью данного сервиса
налогоплательщик может оперативно получить информацию о том, какие
сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр
юридических лиц (ЕГРЮЛ). Например, узнать, не является ли контрагент
компанией, находящейся в стадии ликвидации, значится ли руководитель или
учредитель компании-контрагента в списке дисквалифицированных лиц,
является ли поставщик «фирмой-однодневкой», зарегистрированной по адресу
«массовой регистрации».

Таким образом, мы предлагаем следующие инструменты и меры по
снижению и предупреждению распространения теневого капитала в экономике
региона:
— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере противодействия
формированию теневого капитала на уровне региона и выработка механизма
реализации действующего законодательства с учётом специфики региона;
— систему антикоррупционного мониторинга, которая включает в себя
выявление «критических точек» коррупции, коррупционных рисков и мер по
устранению или минимизации коррупционных рисков. Она применим как для
коммерческих предприятий, так и для государственных и муниципальных
организаций, органов власти субъекта.
— в качестве профилактической меры для физических лиц − введение
прогрессивной ставки налогообложения, которая будет ориентироваться на
совокупную кадастровую стоимость всех объектов недвижимости в
собственности физического лица в диапазоне от 0,05 % до 0,3 %. Так же
введение прогрессивного налога на роскошь по стоимостной оценке имущества
(от 0,3 % до 5%), исходя из которой, можно взимать соответствующий процент
от цены в местные бюджеты;
— для борьбы с фирмами однодневками − внедрение на законодательном
уровне понятия добросовестного поведения налогоплательщика,
предоставление возможности проверить компанию на наличие признаков фирм-
однодневок для правоохранительных органов, организаций и граждан;
применять перечень признаков организаций, не осуществляющих финансово-
хозяйственную деятельность, разработанный ФНС.
— усиление контроля за расходами и финансовыми сделками и операциями
физических лиц в наличной форме со стороны банков и других коммерческих
фирм (свыше 10 тыс. долл. США по курсу ЦБ РФ). Своевременно
документировать факт крупных наличных сделок и сообщать о таких операциях
в налоговые органы и Росфинмониторинг;
— конфискация собственности, полученной незаконным путём и уплата
налогов с раскрытого уполномоченными органами незаконного дохода путём
расчёта его условной среднегодовой величины по ставке 13 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теневой капитал представляет собой денежные средства, формируемые
незаконным путем с последующим сокрытием от органов государственного
управления и контроля в целях извлечения доходов для удовлетворения личных
потребностей или потребностей обособленной группы людей. Его
характеристики: основной мотив − получение сверхвысоких доходов; теневой
сектор способствует его воспроизводству; теневой капитал функционирует чаще
в форме денег.
Возникновение теневого капитала провоцирует определённая социально-
экономическая среда и наличие источников его формирования: разрушение
существующих систем социальных норм, приоритет отдаётся материальным, а
не нравственным ценностям; утрата взаимосвязанной и эффективной
правоохранительной системы из-за перехода к рынку; навязывание людям
представления о деньгах как высшей социальной ценности и ключе к
достижению успеха; увеличение и усложнение организованной преступности;
неспособность законодательства о хозяйственных и финансовых отношениях
пресекать извлечение необоснованных доходов; лоббирование в
государственных структурах интересов лидеров преступных сообществ и
предпринимателей.
Методы формирования теневого капитала достаточно разнообразны.
Наиболее популярны следующие: уклонение от уплаты налогов; уклонение от
контроля над ценами; паразитирование на дотациях; коррупция.
Для того чтобы использовать теневой капитала в легальной экономике, где
контроль намного выше, необходимо его легализовать. Этот процесс так же
обозначают термином «отмывание денег». Оно представляет собой приёмы и
процедуры, которые полученные преступным путём денежные средства
позволяют перевести в другие активы для сокрытия их истинного
происхождения, настоящих собственников и других характеристик, которые
могут говорить о нарушении законодательства. В отмывании денег выделяют
три четких фазы:
собственно введение денег в оборот (размещение); придание их обращению
законного характера (пропускание денег через ряд юридических лиц);
интегрирование денег у их незаконного владельца .
Чтобы проанализировать масштабы негативного влияния теневого
капитала на экономическую безопасность региона необходимо выделить три
группы показателей и индикаторов: для оценки рискообразующих факторов;
индикаторы остроты кризисной ситуации; индикаторы поредения ущерба
(социально-экономических последствий).
Чаще отмывание денег происходит посредством совершения операций с
наличностью, при помощи банковских и других финансовых институтов,
операций с дорогостоящим движимым и недвижимым имуществом. В
настоящее время популярно выводить деньги через офшорные компании, сеть
Интернет, альтернативные системы перевода денежных средств .
Экономическая политика государства противодействия формированию
теневого капитала делится на запретительную, профилактическую,
легализующую. В мировой практике существуют два основных подхода к
легитимизации теневого капитала − ужесточение «ожидаемого» наказания и
стимулирование добровольного выхода из тени. В Российской Федерации
определен уполномоченный орган по противодействию легализации
криминального капитала – Федеральная служба по финансовому мониторингу .
Проанализировав индикаторы первой группы, мы можем выделить
следующие рискообразующие факторы, которые обуславливают образование
теневого капитала в регионе:
— слабая экономическая развитость региона, низкий уровень ВРП,
невысокая рентабельность экономики в целом, уменьшение инвестиций;
— весомая налоговая нагрузка на производителей в стране и в регионе
соответственно;
— частое применение коррупционных практик при решении вопросов с
государственными органами;
— большая доля наличных денег в обращении, которая сигнализирует о
наличии теневых процессов в экономике;
— недостаточно свободная экономика для развития бизнеса в регионе и
стране.
Преступления экономической направленности в Республике Мордовия в
основном совершаются отельными лицами. По видам основное их количество
совершается в сфере экономики (гл. 22 УК РФ), коррупционной
направленности, связанных с подделкой денег и возросло число налоговых
составов.
В Республике Мордовия чаще всего совершаются преступления в
экономической сфере в виде незаконного образования (создания,
реорганизации) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ) и легализации
(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в
результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ).
Преступные схемы по отмыванию теневого капитала совершаются при
помощи совершения сделок с фирмами-однодневками, «обнальных площадок»,
незаконной банковской деятельности, посредством образования юридического
лица на «подставных» лиц, а так же применяется занижение налоговой базы
путем оформления сделок с фирмами-однодневками. Анализируя
статистические показатели регионов в 2018 году по выявлению преступлений
рассматриваемой категории нагрузка в республике выше среднероссийской и
ПФО: в РМ − 0,21; в РФ – 0,06, в ПФО – 0,11.
Проведя анализ экономической безопасности и состояния преступности в
сфере экономики Республики Мордовия, мы можем выделить следующие
угрозы, связанные с функционированием теневого капитала в регионе:
— наличие высокой доли теневых процессов в экономике региона;
— большой отток капитала из региона и страны в целом за рубеж;
— уменьшение доходной части консолидированного бюджета республики;
— сокращение расходов консолидированного бюджета на здравоохранение,
образование и социальную политику, что влечёт ухудшение уровня и качества
жизни населения региона;
— вследствие уменьшения расходов на социальную сферу остаётся
невысоким уровень доверия к органам власти;
— дотационный регион из-за нехватки средств не может погасить
внутренний долг, поэтому его размеры увеличиваются с каждым годом и дошли
до критического уровня.
С данными угрозами проводимая экономическая политика
противодействия формированию теневого капитала в регионе справляется не
полностью.
Отдельные направления, такие как повышение доходности бюджета региона,
улучшение уровня жизни населения Республики Мордовия, сглаживание
дифференциации по доходам, противодействие коррупции и создание
благоприятных условий для ведения бизнеса и функционирования предприятий
в легальном секторе, требуют дальнейшего совершенствования и выработки
новых мер воздействия.
Основной целью политики противодействия формированию теневого
капитала в контексте обеспечения экономической безопасности региона
является нейтрализация причин и условий формирования и функционирования
теневого капитала в экономике регионе.
Для решения поставленной цели мы предлагаем следующие инструменты
и меры по снижению и предупреждению распространения теневого капитала в
экономике региона:
— совершенствование нормативно-правовой базы в сфере противодействия
формированию теневого капитала на уровне региона и выработка механизма
реализации действующего законодательства с учётом специфики региона;
— систему антикоррупционного мониторинга, которая включает в себя
выявление «критических точек» коррупции, коррупционных рисков и мер по
устранению или минимизации коррупционных рисков. Она применим как для
коммерческих предприятий, так и для государственных и муниципальных
организаций, органов власти субъекта.
— в качестве профилактической меры для физических лиц − введение
прогрессивной ставки налогообложения, которая будет ориентироваться на
совокупную кадастровую стоимость всех объектов недвижимости в
собственности физического лица в диапазоне от 0,05 % до 0,3 %. Так же
введение прогрессивного налога на роскошь по стоимостной оценке имущества
(от 0,3 % до 5%), исходя из которой, можно взимать соответствующий процент
от цены в местные бюджеты;
— для борьбы с фирмами однодневками − внедрение на законодательном
уровне понятия добросовестного поведения налогоплательщика,
предоставление возможности проверить компанию на наличие признаков фирм-
однодневок для правоохранительных органов, организаций и граждан;
применять перечень признаков организаций, не осуществляющих финансово-
хозяйственную деятельность, разработанный ФНС.
— усиление контроля за расходами и финансовыми сделками и операциями
физических лиц в наличной форме со стороны банков и других коммерческих
фирм (свыше 10 тыс. долл. США по курсу ЦБ РФ). Своевременно
документировать факт крупных наличных сделок и сообщать о таких операциях
в налоговые органы и Росфинмониторинг;
— конфискация собственности, полученной незаконным путём и уплата
налогов с раскрытого уполномоченными органами незаконного дохода путём
расчёта его условной среднегодовой величины по ставке 13 %.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Артемьев Н. В. Теневая экономика как фактор риска снижения уровня
экономической безопасности / Н. В. Артемьев, С. А. Хмелев // Инновационное
развитие экономики. – 2018. − No 1. – С. 362−369.
2 Аузан А. А. Институциональная экономика : Новая институциональная
экономическая теория : учебник / А. А. Аузан, М. Е. Дорошенко, В. В. Иванов и
др. – Москва : ИНФРА-М, 2011. − 447 с.
3 Бабичева Ю. А. Борьба с легализацией преступных доходов : опыт и
перспективы / Ю. А. Бабичева // Финансы и кредит. Банковская деятельность. –
2013. − No 16. – С. 2−7.
4 Балашов А. И. Теневая экономика : понятие и методы оценки /
А. И. Балашов, Т. Д. Имамов // Вестник Московского университета МВД
России . − 2013. − No 4. − С. 159−165.
5 Барсукова С. Ю. Эссе о неформальной экономике : шестнадцать
оттенков серого / С. Ю. Барсукова. Национальный исследовательский
университет Высшая школа экономики . − М. : Изд. дом ВШЭ, 2015. – 216 c.
6 Болотский Б. С. Борьба с отмыванием доходов от индустрии
наркобизнеса в странах содружества / Б. С. Болотский, А. Г. Волеводз, Е. В.
Воронова, Б. Ф. Калачаев.− М. : Юрлитинформ, 2011. – 30 с.
7 Бондарев Н. С. К вопросу об оптимальном уровне налоговой нагрузки
[Электронный ресурс] / Н. С. Бондарёва // Современные научные исследования
и инновации . − 2015. − No7. − Ч. 4. − Режим доступа: http://web.snauka.ru/
8 Быковская Ю. В. Влияние криминализации секторов экономики на
развитие национальной экономики / Ю. В. Быковская, Е. В. Егорова, Е. А.
Сафохина // Конкурентоспособность в глобальном мире : экономика, наука,
технологии . − 2017.− No 9−1 (56). − С. 12−17.
9 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу
[Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 13.06.2012 No 808.
− Режим доступа: http://ivo.garant.ru
10 Всемирный Банк [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим
доступа: https://datacatalog.worldbank.org/
11 Глазьев С. Ю. Вызовы и риски модернизации России / С. Ю. Глазьев //
Стратегия гражданской защиты : проблемы и исследования . − 2013. − Т. 3. −
No 2 (5). − С. 9−12.
12 Государственная программа «Экономическое развитие Республики
Мордовия» [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики
Мордовия от 23 сентября 2013 г. No 417. – Режим доступа: http://mineco.emordovia.
ru/
13 Государственная программа повышения эффективности управления
государственными финансами в Республике Мордовия [ Электронный ресурс] :
постановление Правительства Республики Мордовия от 21 октября 2013 г. No
475.− Режим доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/
14 Государственная программа Республики Мордовия «Противодействие
коррупции в Республике Мордовия» [ Электронный ресурс] : постановление
Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. No 578. − Режим
доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/
15 Государственная программа Республики Мордовия «Юстиция и
профилактика правонарушений» [ Электронный ресурс] : постановление
Правительства Республики Мордовия от 6 сентября 2013 г. No 385. − Режим
доступа: http://mineco.e-mordovia.ru/
16 Гуськова А. В. Параллельная экономика : серфинг по пяти теневым
секторам / А. В. Гуськова // Юридическая наука и практика : Вестник
Нижегородской академии МВД России . − 2017. − No 3 (39). − С. 296−299.
17 Дождева Е. Е. Перспективы развития налогообложения предметов
роскоши в России [Электронный ресурс] / Е. Е. Доджаева, М. А. Кутилина //
Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. − 2014. −
No3,4. – С. 139−142. − Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
18 Жубрин Р. В. Генезис легализации преступных доходов на финансово-
экономических рынках / Р. В. Жубрин // Вестник Академии Генеральной
прокуратуры Российской Федерации . − 2016. − No 2 (52). − С. 9−15.
19 Зиберова О.С. Теневая экономика в России (новые пути вывода
капитала за рубеж) / О. С. Зиберова, И. М. Парунов // Вестник
Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. −
2017. − No 2 (48). – С. 86−89.
20 Индекс восприятия коррупции 2018. Сайт Transparency
International [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа:
https://www.transparency.org
21 Индекс взяткодателей. Сайт Фонда наследия [Электронный ресурс] :
официальный сайт. – Режим доступа: https://www.heritage.org
22 Индекс экономической свободы 2018 года. Сайт Фонда
наследия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа:
https://www.heritage.org
23 Кириенко А.П. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов:
монография / А. П. Киреенко [и др.] ; под ред. А. П. Киреенко, Д. Ю. Федо-това.
− Иркутск : ИрГУПС, 2017. − 202 с.
24 Кормишкина Л. А. Финансовая безопасность : учебник / Л. А.
Кормишкина, Л. П. Королева. – Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2016. –
197 с.
25 Косалс Л. Я. Теневая экономика как особенность российского
капитализма / Л. Я. Косалс // Вопросы экономики . − 2008.− No 10. − 60 с.
26 Коттке, К. «Грязные» деньги – как с ними бороться? : Справочник по
налоговому законодательству в области «грязных» денег / К. Коттке. – М. : Дело
и Сервис, 2005. – 688 с.
27 Кудрин А. Л. Бюджетный маневр и структурная перестройка
российской экономики/ А. Л. Кудрин, И. А. Соколов // Вопросы экономики. −
2017. − No 9. − С. 5−27.
28 Мацкевич Р. С. Теневая экономика и криминальные угрозы
экономической безопасности государства / Р. С. Мацкевич // Социально-
экономические явления и процессы. − 2016.− No2. – С. 74−82.
29 Министерство финансов Российской Федерации [ Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://www. minfin.ru/
30 Мишустин М. В. Совершенствование инструментов налогового
администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного
бюджета / М. В. Мишустин // Экономика. Налоги. Право. − 2014. − No4. – С.
52−58.
31 Мордовия : Стат. Ежегодник. / Мордовиястат. − Саранск, 2018. − 461
с.
32 Мордовия : Стат. Ежегодник. / Мордовиястат. − Саранск, 2017. − 465
с.
33 Новенькова А.З. Влияние теневой экономики на динамику показателей
регионального социально-экономического развития / А. З. Новенькова // Теневая
экономика. – 2016. − No 3.− С. 21−28.
34 О банках и банковской деятельности [ Электронный ресурс] : федер.
закон Рос. Федерации от 2 декабря 1990 г. No 395-I. – Доступ из справ.-правовой
системы «Консультант Плюс».
35 О внесении изменений в Государственную программу Республики
Мордовия «Юстиция и профилактика правонарушений на 2014-2020 годы»
[ Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Мордовия от
25 марта 2019 г. No 140. − Режим доступа: http://ivo.garant.ru
36 О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в
Республике Мордовия [Электронный ресурс] : указ Главы Республики
Мордовия от 12 октября 2015 г. No 336 – УГ. − Режим доступа: http://ivo.garant. ru
37 О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам [ Электронный ресурс] :
федер. закон Рос. Федерации от 03.12.2012 No 230. – Доступ из справ.-правовой
системы «Консультант Плюс».
38 О мерах государственной поддержки, направленных на создание
условий для осуществления гражданами права на жилище и стимулирования
100
жилищного строительства на территории Республики Мордовия [ Электронный
ресурс] : закон Республики Мордовия от 5 июня 2018 г. No 57-З. − Режим
доступа: http://ivo.garant.ru
39 О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О
контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные
должности, и иных лиц их доходам» [ Электронный ресурс] : указ Президента
Рос. Федерации от 2 апреля 2013 г. No 310. − Режим доступа: http://base.garant.ru


Страницы 1 2 3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф