Страницы 1 2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ПРЕСТАРЕЛЫХ ГРАЖДАН
2.1 Порядок реализации социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан
В Российской Федерации действует большая сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. Это более 1073 государственных и муниципальных социальных учреждений, которые предоставляют услуги, как на дому, так и в условиях отделений дневного пребывания, а также услуги стационарного обслуживания в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, геронтологических центрах и психоневрологических интернатах.
Например, в г. Мытищи в условиях стационара обслуживаются 4,5 тысячи человек, в отделениях дневного пребывания у нас ежегодно получают услуги порядка 13 тысяч человек и более 35 тысяч граждан пожилого возраста получают социальные услуги на дому. Активно последние годы развиваются формы нестационарного обслуживания.
В 2017 году комплексными центрами социального обслуживания населения обеспечено развитие и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности, таких как «Социальный туризм», «Библиотека на дому», «Выездное полустационарное обслуживание в отдаленных селах».
В 2016 году в ряде комплексных центров социального обслуживания апробировано предоставление дополнительных платных услуг по технологии «Служба сиделок на дому».
В целях активизации работы по обеспечению доступности социальных услуг министерствами и ведомствами проводится работа по замене автотранспорта для мобильных социальных служб.
К работе со старшим поколением активно привлекаются социально ориентированные некоммерческие организации, а также благотворители и добровольцы. Так стали популярны такие технологии, как «Клуб юных волонтеров» и «Серебряный волонтер».
Обеспечено дальнейшее развитие стационарозамещающей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов».
Начато субсидирование негосударственного поставщика социальных услуг, предоставляющего услуги в стационарной форме. Приглашаются к сотрудничеству частные дома-интернаты. Для включения в реестр поставщиков социальных услуг и возмещения части затрат необходимо подать пакет документов, со списком которого можно ознакомиться на сайте минсоцотношений.
Организации социального обслуживания в субъектах РФ должны создаваться и действовать с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей регионов в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
Формы и виды социальных услуг включают;
- социальное обслуживание на дому;
- полустационарное обслуживание — предоставление социальных услуг в определенное время суток;
- стационарное обслуживание — предоставление социальных услуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании ПСУ в организации социального обслуживания.
Вышеуказанные услуги делятся на восемь видов:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-трудовые;
- социально-правовые;
- услуги для повышения коммуникативного потенциала ПСУ, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
- срочные социальные услуги.
Следует отметить, что внедренная Федеральным законом от 28.12.2013 №N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система видов социальных услуг в корне отличается от прежней. Уже не выделяется материальная и консультативная помощь, реабилитационные услуги, предоставление временного приюта. Стоит отметить, что в каждом регионе законом субъекта РФ должен устанавливаться перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг.
Клиентские службы организуют работу по следующим направлениям:
– ведут прием населения и осуществляют консультационные услуги по предоставлению мер социальной поддержки, информируют о деятельности учреждений соц. обслуживания и реабилитации, ведут учет обращений граждан;
– осуществляют прием заявлений и документов для предоставления государственных услуг пенсионерам, инвалидам, детям-инвалидам и лицам с ограничениями жизнедеятельности, семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, находящимся в трудной жизненной
– ситуации, в том числе для назначения социальных выплат в соответствии с действующим законодательством, для предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан, для оказания материальной и адресной социальной помощи остронуждающимся пенсионерам и инвалидам, для получения технических средств реабилитации, для выплаты компенсации за их самостоятельное приобретение в соответствии с действующим законодательством);
– осуществляют направление принятых документов по принадлежности (УСЗН, ЦСО, реабилитационные учреждения) для принятия решений по соответствующим государственным услугам;
– производят выдачу заявителям оформленных документов по результатам предоставления государственных услуг по заявлениям, принятым в Клиентской службе.
Также в рамках социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста оказываются платные социальные услуги. Примеры данных услуг в ГБУ ЦСО «Московский» представлены в приложении.
Социальное обслуживание в стационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности.
При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности[1].
Примерный порядок включает в себя следующие действия:
1) принятие заявления;
2) информирование о порядке предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, видах социальных услуг, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно;
3) разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и принятия решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
4) анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, и принятие решения о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
5) составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа);
6) заключение договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (далее — договор);
7) предоставление получателю социальных услуг социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в соответствии с заключенным договором;
8) прекращение предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в связи с возникновением оснований, предусмотренных пунктом 38 Примерного порядка[2].
Для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания подается в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 26 мая 2014 г. N 32430) (далее — заявление).
В Российской Федерации в настоящее время действуют также социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального обслуживания населения, которые стали появляться в 2014 году. Сегодня в список социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субъектов социального обеспечения, осуществляющих свою деятельность на территории, например, Волгоградской области, входят 77 организаций, из них — 17 социально ориентированных НКО, осуществляющих социальное обслуживание в полустационарной форме и на дому.
Так, в НКО «Милосердие» оказывается значительную помощь пожилым людям, оказавшихся по какой-либо причине без определенного места жительства. В полустационарной форме можно получить социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-трудовые, социально-правовые, социально- педагогические и срочные социальные услуги. Главная цель работы учреждения применительно к пожилым людям заключается в адаптации пожилых людей, оказавшихся на улице, поддержание их здоровья, обучение навыкам самообслуживания, содействие в трудоустройстве и получении временного жилого помещения.
НКО «Солнечный дом» оказывается весь спектр социально-бытовых услуг пожилым людям на дому, а также поддержание и сохранение здоровья пожилых получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий с ними, наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.Так же организация занимается непосредственно адресной помощью нуждающимся больным, пожилым людям подчас одиноким, оставшимся без участия близких, в их судьбе.
Примечателен опыт работы НКО «Золотая осень», который специализируется на социальном обслуживании именно пожилых и инвалидов. Основной целью создания и деятельности организации является оказание всесторонней социальной помощи пожилым гражданам и инвалидам для максимального продления их жизнедеятельности и сохранения здоровья. Организация осуществляет обучение родственников практическим навыкам ухода за тяжелобольными с целью активации их подвижности, способности к самообслуживанию.
Таким образом, вопросы реализации социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан жестко регламентированы соответствующими Приказами Минтруда России как по порядку организации социального обслуживания, так и посредством установления крайних сроков реализации действий на каждом этапе организации социального обслуживания.
2.2 Проблемы совершенствования социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан
В рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2017 году должностными лицами Роструда проведены плановые проверки в 18 субъектах Российской Федерации (Карачаево-Черкесская Республика, Забайкальский край, Астраханская, Брянская, Тамбовская, Владимирская, Московская, Новгородская, Омская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Тверская, Тульская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург, Еврейская автономная область), а также внеплановые проверки в 3 субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия), Калининградская область, г. Москва).
Всего в 2017 году Рострудом проверено 46 организаций социального обслуживания, из них в 43 организациях социального обслуживания проведены плановые проверки, в 3 организациях – внеплановые проверки по поступившей информации от граждан и органов исполнительной власти.
Таблица 1 – Проблемы социального обслуживания инвалидов и престарелых по данным надзорной деятельности Роструда
Период | Количество субъектов Российской Федерации, в которых проведены плановые проверки | Количество субъектов Российской Федерации, в которых проведены внеплановые проверки | Количество проверенных организаций социального обслуживания | Количество предписаний об устранении выявленных нарушений |
2015 год | 15 | 1 | 41 | 24 |
2016 год | 6 | 0 | 18 | 17 |
2017 год | 18 | 3 | 46 | 35 |
В ходе проведения проверок в 2017 году Рострудом были выявлены нарушения в 35 организациях социального обслуживания (76% от общего количества проверенных), в том числе:
— поставщиком социальных услуг не соблюдаются требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе: потолки, стены, полы отдельных помещений имеют нарушение целостности (выявлено в 29 организациях социального обслуживания 16 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не обеспечено дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации (выявлено в 26 организациях социального обслуживания 12 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не обеспечено дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода) (всего нарушение выявлено в 23 организациях социального обслуживания 12 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не в полном объеме обеспечена возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках) (выявлено в 22 организациях социального обслуживания 10 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не обеспечено постоянное повышение квалификации специалистов, в том числе на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными способами (выявлено в 11 организациях социального обслуживания 7 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не соблюдаются требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: спальные комнаты рассчитаны для проживания более необходимого количества человек (выявлено в 9 организациях социального обслуживания 7 субъектов Российской Федерации);
— поставщиком социальных услуг не соблюдаются требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов: в жилых комнатах мебель нуждается в замене по причине изношенности, количество стульев, тумбочек либо отделений в шкафах не соответствует количеству спальных мест в комнате (выявлено в 9 организациях социального обслуживания 6 субъектов Российской Федерации).
Для развития социального обслуживания в Российской Федерации необходимы квалифицированные и подготовленные люди в данной области, а также, наличие и расширение социальных служб, работа которых ориентирована «на удовлетворение потребностей населения в социальных услугах[3].
Значительный отрицательный вклад в углубление кризиса старшего поколения внесло и слишком резкое падение экономического статуса пожилых граждан: большой спад пенсий, покупательской способности, независимость размера пенсии от единовременного обесценивание пенсионного вклада, а также трудового вклада.
Социальная незащищённость данной группы населения связана, прежде всего, с понижением двигательной активности, заболеваниями, присутствием психологического фактора, который формирует контакт с остальными группами населения. В связи с этим, пожилые люди считаются наименее защищенной и, в то же время, уязвимой частью общества. [3]
Более сложную социально-экономическую ситуацию способны смягчить нестационарные и стационарные предприятия социального обслуживания, способствующие улучшению качества жизни пожилых граждан, создающие условия для решения различных сложных проблем, а также, улучшению их жизненного уклада, которые связаны с поддержанием здоровья и психологической помощью. В настоящее время, проблемы социального обслуживания пожилых граждан находятся в центре внимания многих исследовательских и социальных программ, социальных институтов, которые направлены на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан.
Рассматривая данную проблему, авторы С.И. Татаренкова и Т.Б. Белозерова отмечают, что для совершенствования программы социального обслуживания необходимо создать «дорожную карту», которая повысит качество и создаст эффективную работу в сфере социального обслуживания.
Одной из главной целей данной карты является развитие рынка социальных услуг с помощью расширения штата, а также организаций для предоставления социальных услуг.
Нужно создать полностью новую систему социального обслуживания, которая будет представлять собой только договорную форму отношений для получения социальных услуг всем нуждающимся гражданам.[4]
Сейчас, в качестве перспектив для оказания социального обслуживания в Российской Федерации создано многочисленное количество многофункциональных центров (МФЦ) — это организация, созданная органом местного самоуправления для предоставления юридическим лицам и населению комплекса государственных (в том числе и федеральных органов власти) и муниципальных услуг в режиме «одного окна», в максимально комфортабельных условиях. МФЦ — Это единое помещение, где граждане смогут получить комплекс взаимосвязанных муниципальных и государственных, которые им могут окажут представители различных ведомств. Организовывается это по принципу «одного окна». Здание, где располагается МФЦ, обязано отвечать всем необходимым требованиями комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг. В первую очередь — это комфорт расположенности центра. При планировке здания МФЦ учитывается пешеходная доступность от остановок общественного транспорта. Вход в здание у любого МФЦ оборудован удобной лестницей с пандусами и поручнями для беспрепятственного входа детскими и инвалидными колясками. Кроме того, предусматриваются бесплатные стоянки для автомобильного транспорта.
Путем создания МФЦ большая часть вопросов, связанная с документацией граждан. Благодаря использованию принципа «одного окна» при получении юридическими или физическими лицами государственных и муниципальных услуг происходит:
сокращение сроков;
повышение комфортности их получения;
наиболее упрощенная процедура оказания услуг;
повышение удовлетворенности их качеством.
Рассматривая перспективы развития социального обслуживания, О.Н. Усова считает, что человеку, нашедшему проблемы в социуме, необходимо приставить наставника, который поможет справиться со столкнувшимися проблемами, а так же в оказании социальной помощи нуждающимся.
Для перспектив в развитии социального обслуживания необходима приемная семья для социального работника, которая должна предоставлять помощь тем людям, которые нуждаются в социальном обслуживании из-за своего возраста, инвалидности или образовавшихся проблем в социуме[5].
Главным принципом организации социальных служб в РФ считается территориальный принцип. При этом социальные службы всевозможных ведомств и министерств рассматриваются в качестве обязательных секторов (или компонентов) территориальных социальных служб. Иногда организации социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и некоторые количество финансирования. Совместно с этим, практика показывает надобность становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, к примеру, образования или социальной защиты населения, МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие предприятий, оказывающие социальное обслуживания на сегодняшний день сдерживается такими факторами, как:
ограниченность персонала, которые имеют отличную подготовку в сфере социальной работы;
отсутствие координации в работе ведомств и министерств в области социального обслуживания;
ограничение финансовых ресурсов, которые имеются в распоряжении органов управления регионального и федерального уровней, а также органов местного самоуправления;
низкая правовая база системы общественного обслуживания;
недостающее использование денежных, интеллектуальных и экономических возможностей негосударственных учреждений;
низкая зарплата у сотрудников социальных служб, а также низкий социальный статус.
Основным аспектом в урегулировании социально — экономических процессов в обществе считается поддержка и защита института семьи. Главными принципами в деле организации социальной поддержки семьи со стороны муниципальных, государственных, а также общественных организаций можно выразить:
развитие самопомощи для поддержания семейной социальной политики на территориях;
содействие гуманному и наиболее эффективному действию семья как социально-экономической системы;
установления связей между семьей и другими коллективами, социальными институтами и предприятиями, которые помогут с обеспечением ресурсов и окажут поддержку;
расширения возможностей семьи для решения жизненно — важных задач[6].
Одна из наиболее значимых проблем социальной сферы — информированность граждан. Социальное обслуживание на бесплатной основе в государственной системе социальных служб предоставляется[7]:
гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, одиноким или одинокопроживающим, — если среднедушевой доход этих граждан ниже величины прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают,
несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации,
гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф, пострадавших от вооруженных и межэтнических конфликтов.
Таким образом, многие граждане, подпадающие в данные категории, не информированы о своих возможностях и не могут обратиться за помощью в специализированные центры социального обслуживания населения. Другой проблемой при предоставлении бесплатной социальной помощи является предоставление доказательств о нужде в социальной помощи это, соответственно, сбор и подача пакета документов, что для данных категорий граждан (в силу состояния здоровья, ограничения дееспособности) также составляет трудность.
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, который также устанавливается органами государственной власти субъектов РФ на добровольной основе:
гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях с родственниками трудоспособного возраста,
гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим детей трудоспособного возраста,
гражданам пожилого возраста и инвалидам по их личному желанию.
Таким образом, для данных категорий граждан могут быть свойственны проблемы предыдущей категории, однако, чаще всего, для большинства граждан пенсионного возраста и инвалидов основную проблему составляет стоимость услуг. Тарифы специализированных Центров социального обслуживания, как правило, не высоки, но пожилые граждане, проживающие с родственниками, в большинстве случаев, имеют общий семейный бюджет, который не предусматривает приобретение социальных услуг. Кроме того, гражданам пожилого возраста и инвалидам бывает сложно обратиться за социальной помощью на платной основе и по психологическим причинам[8].
Проблемой социального обслуживания является отсутствие информационной открытости по вопросам качества оказания социальных услуг. При подготовке работы были рассмотрены официальные сайты таких учреждений социального обслуживания г. Москвы как:
ГБУ ЦСО «Московский»;
ГКУСО МО Мытищинский СРЦН Преображение;
ГБУ г. Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Ярославский».
По итогам исследования лишь на 1 сайте была обнаружена информация по данным мониторинга мнения населения о качестве социального обслуживания, но данные были только за 2015 год.
В 2016 году О.А. Тюкин провел исследование возможностей социального обслуживания как фактора повышения качества жизни пожилых людей, подверженных социальным рискам[9].
Исследование проводилось в г. Москве в январе — феврале 2016 г.
Респондентами эмпирического исследования стал 21 эксперт (16 женщин и 5 мужчин в возрасте 27-56 лет) — специалисты из центров социального обслуживания и учреждений разного административно-территориального и ведомственного подчинения. Главными критериями при отборе экспертов являлись следующие: 1) принадлежность экспертов к научному сообществу; 2) работа в штате профильных учреждений по социальной защите, занятых предоставлением социальных услуг пожилым людям на дому; 3) большой опыт в работе с пожилыми людьми.
В ходе исследования экспертам было предложено ранжировать формы и виды социальных услуг по степени их значимости в обеспечении должного уровня качества жизни пожилых людей. На первом месте среди форм социальных услуг оказалось надомное социальное обслуживание (42%), на втором — полустационарные социальные услуги (38%), на третьем — стационарные социальные услуги (20%). В ходе ранжирования социальных услуг по видам было установлено, что наиболее значимыми стали социально-медицинские услуги (33%), на втором месте — социально-психологические (30%), на третьем — социально-бытовые (26%). Полученные результаты свидетельствуют о том, что для повышения уровня качества жизни пожилых людей эксперты рекомендуют активно реализовывать надомные и полустационарные социальные услуги, поскольку иные формы социальных услуг в меньшей степени способны противостоять социальным рискам, негативно влияющим на жизнедеятельность пожилого человека[10].
Также экспертам был задан вопрос о необходимости создания специального критериального аппарата для оценки качества жизни пожилых людей на уровне регионов. 32% экспертов ответили, что такой критериальный аппарат необходим для формирования эффективной государственной политики социальной защиты населения; вариант «скорей необходим, чем нет» выбрали 26% экспертов.
Ответы на вопрос о том, позволит ли ориентация социального обслуживания пожилых людей на концепцию качества жизни снизить вероятность возникновения социальных рисков, распределились следующим образом: «да» — 42%, «скорей да, чем нет» — 32%, «скорей нет, чем да» — 16%, «нет» — 10%[11].
Создание специального критериального аппарата для оценки качества жизни инвалидов и пожилых позволит более продуктивно систематизировать и анализировать информацию о результатах влияния социального обслуживания на качество жизни данной категории граждан.
Следует отметить, что инвалиды и граждане пожилого возраста, проживающие в учреждениях социального обслуживания, по итогам социологических опросов предлагают выделять больше средств на совершенствование технического оснащения медицинских кабинетов (приобретать новое медицинское оборудование, аппаратуру, учитывая новые технологии медицинского обслуживания). Проживающие отмечают то, что не обеспечивается их законное право на лечение в санаториях, на курортах. Также отмечается, что следовало бы обеспечивать проживающих в домах-интернатах хозяйственными принадлежностями (мылом, стиральным порошком и пр.), необходимым инвентарем[12].
Бытует мнение среди проживающих домов-интернатов о том, что больше финансовых средств домам-интернатам следует выделять «на улучшение социального и медицинского обслуживания, повышение качества питания, а не на проведение евроремонта». На их взгляд, конечно необходимо в помещении домов-интернатов проводить капитальный и косметический ремонт, но без излишеств. Например, «евроремонт» для них особо значения не представляет, им было бы полезнее приобретение одежды, инвалидных колясок, ортопедических приборов, медицинского оборудования, дорогостоящих лекарств и пр.
Пожелание обратить внимание на качество приготовления пищи, на разнообразие блюд. Поскольку даже из имеющего ассортимента продуктов питания можно разнообразнее и качественнее готовить пищу.
Есть рациональное предложение увеличить количество телевизоров на этаже, поскольку зачастую причиной конфликтов между проживающими выступают споры по поводу того, какую телевизионную программу просматривать. Наблюдается нехватка радио в комнатах, что особенно неблагоприятно влияет на психологическое самочувствие «лежачих» больных, т.к. радио для них по сути единственный способ связи с окружающим миром.
Проживающие просят создать тренажерный зал, спортзал и теннисный корт. Один из проживающих внес рациональное предложение привлекать помощь спонсоров, особенно при проведении праздников в домах-интернатах. В целом необходимо «больше интересоваться жизнью проживающих», не только формально подходить к обслуживанию граждан»[13].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальная защита — это не только обеспечение гарантированных государством социальных выплат, а скорее — это развитые системы социальных услуг, которые предоставляются с учетом особенностей положения разных слоев населения. Такой общественный контроль настоятельно требует новейших подходов к работе в сфере социального обслуживания граждан, соотношения данной работы с требованиями государственных социальных стандартов, а также расширения в области платных услуг. Эффективность социального контроля напрямую зависит от набора санкций, применяемых формальными и неформальными организациями, осуществляющими социальное управление. Социальные санкции являются процессуальным средством, применяемым в механизме социального контроля.
Заключение
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей законодательного регулирования теоретических и практических вопросов социального обслуживания инвалидов и престарелых. В работе проанализированы понятие и виды социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан; изучено нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан; рассмотрень порядок реализации социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан; сформулированы проблемы совершенствования социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан.
В ходе работы было изучено российское законодательство о социальном обслуживании инвалидов и престарелых. Наряду с отечественным законодательством изучались нормы зарубежных стран по данному вопросу.
В рамках написания работы изучались статистические данные Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации (2015-2018 гг.), а также материалы следственной практики. В работе представлена судебная практика по г. Москва, Московской области и других городов РФ.
В ходе решения задач исследования нами получены итоговые выводы, логично вытекающие из содержания параграфов и глав работы:
При анализе действующего законодательства о социальном обслуживании инвалидов и престарелых можно выделить следующие принципиальные положения:
1 Социальное обслуживание является важным фактором повышения качества жизни инвалидов и граждан пожилого возраста, однако лишь некоторые его формы (надомное и полустационарное) способны существенно повысить уровень качества жизни пожилых людей, подвергнутых социальным рискам.
2 Правовой механизм оказания социальных услуг представляет собой достаточно сложный юридический феномен. Для его формирования и эффективного функционирования необходимо надлежащее нормативно-правовое обеспечение и создание условий для адекватной правоприменительной практики. Положительным моментом Федерального закона от 28.12.2013 №N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является то, что вводятся единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России. Помимо государственных учреждений социальные услуги смогут оказывать представители негосударственного сектора. Таким образом, государство стремится увеличить число поставщиков социальных услуг, чтобы у человека, нуждающегося в помощи, был шире выбор организаций социального обслуживания.
3 Порядок реализации социального обслуживания инвалидов и престарелых граждан регулируется комплексом приказов Минтруда России, при этом отмечается бланкетность многих норм с отсылкой, например, на Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Стоит отметить четкое указание всех этапов организации социального обслуживания с указанием крайних сроков их реализации в вышеуказанных нормативно-правовых актах.
Реализация социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста является стандратизированной. Стандарт социальной услуги представляет собой систематизи-рованный набор требований к органу исполнительной власти, определенный исходя, с одной стороны, из потребностей и пожеланий его клиентов, а с другой — учитывающий технологические, материально-технические, финансовые и иные ресурсные ограничения государственного органа.
В ходе исследования нами были обозначены проблемы, требующие решения:
1 Поставщиком социальных услуг в рамках социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста нарушаются нормы действующего законодательства: требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др., не обеспечено постоянное повышение квалификации специалистов.
В целях решения данной проблемы необходимо установить двухуровневую систему внутреннего контроля реализации социального обслуживания : администрацией самого учреждения и вышестоящей организацией.
2 Отсутствие координации в работе ведомств и министерств в области социального обслуживания.
Решить данную проблему можно посредством формирования единой информационной сети учреждений и организаций в области социального обслуживания в целях своевременного и полного информационно-аналитического обеспечения ведомств и министерств при принятии управленческих решений, формировании законопроектов и т.п.
3 Создание специального критериального аппарата для оценки качества жизни инвалидов и пожилых, рост информационной открытости учреждений социального обслуживания позволит более продуктивно систематизировать и анализировать информацию о результатах влияния социального обслуживания на качество жизни данной категории граждан. Кроме того, введение данных публикаций на сайтах государственных учреждений социального обслуживания позволит привлечь на общественных началах организации по программам социального партнерства, повысить уровень значимости стационарного и полустационарного обслуживания.
Содержание изложенных выше выводов позволяет говорить о том, что автором решены задачи исследования и, соответственно, его цель достигнута.
К сожалению, объем выпускной квалификационной работы, как вид научного исследования, не позволяет подробно раскрыть и другие аспекты выбранной нами проблемы, которые могут быть предметом дальнейшего научного изучения данной темы.
Список литературы
- I. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.: ратифицирована Россией 5 мая 1998 г. // Рос. юстиция. –1998. – № 7.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17 (1831).
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1978.
- Конституция Российской Федерации (ред. от 30 декабря 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018)»О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1995. – №48. – Ст. 4563.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2011. – №48. – ст. 6724.
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2280.
- Федеральный закон от 28.12.2013 №N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // СЗ РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – ст. 7007.
- Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 N 150 «О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.1993 N 341) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. – 1993. – – №11.
- Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 31801) // Российская газета. – – №83.
- Приказ Минтруда России от 17.04.2014 № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2014 N 32363) // Российская газета. – № 124. – 04.06.2014.
- Приказ Минтруда России от 24.11.2014 N 935н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2014 N 35248) // Российская газета. – №297. – 12.2014.
- Приказ Минтруда России от 06.11.2014 № 870н «Об утверждении Порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2014 N 35123) // Российская газета. – №287. – 12.2014.
- Приказ Минтруда России № 861, Минздрава России № 1036 от 21.12.2017 «Об утверждении методических рекомендаций по организации социального обслуживания и социального сопровождения граждан, полностью или частично утративших способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, и оказания им медицинской помощи» // [Электронный ресурс]. – URL: https://bazanpa.ru/ (дата обращения: 08.11.2018).
- ГОСТ Р 52884-2007. «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Порядок и условияпредоставлениясоциальныхуслуггражданампожилоговозраста и инвалидам» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 562-ст) // [Электронный ресурс]. – URL: https://bazanpa.ru/ (дата обращения: 08.11.2018).
- II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2003 N ГКПИ03-323 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными (недействующими) пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018).
III. ЛИТЕРАТУРА
- Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 575 с.
- Право социального обеспечения России. Учебник для бакалавров / Под ред. Э.Г. Тучковой. – М.: Проспект, 2018. – 480 с.
Право социального обеспечения: учебник и практикум ПСО / под ред. М.В. Филипповой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с.
- IV. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Ильченко Е.В. Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью: диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Ставрополь, 2013. – 176с.
- V. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
- Баглаенко, И.А. Проблемы платного и бесплатного социального обслуживания населения в РФ / И.А. Баглаенко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 72-74.
- Башкова, Н.С. Приоритетные направления развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов / Н.С. Башкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2016. – № 1 (7). – С. 180-181.
- Блинова, М.Г. Новые подходы к социальному обслуживанию населения: проблемы и решения / М.Г. Блинова // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 3 (3). – С. 167-170.
- Блинова, М.Г. Социальное обслуживание населения по новым правилам: проблемы и решения / М.Г. Блинова // Наука и образование: новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 74-81.
- Горбунова, В.В. Повышение социально-экономической эффективности социального обслуживания граждан пожилого возраста в российской федерации / В.В. Горбунова, Н.П. Иванов, И.Н. Киселева // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 9-2. – С. 418-422.
- Даниелян, Е.В. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста: формы и услуги / Е.В. Даниелян // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. – № 5. – С. 34-39.
- Закиров, Р.М. Социальное обслуживание отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья / Р.М. Закиров, Д.Р. Закирова // Инновационная наука. – 2016. – № 1-2 (13). – С. 163-165.
- Зиннурова, А.Ф. Развитие института семьи в Государственном автономном учреждении социального обслуживания «Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых и инвалидов» / А.Ф. Зиннурова, М.Н. Максимова // В сборнике: Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России (посвящается 25-летию социальной работы как профессии в России): материалы VII заочной научно-практической конференции с международным участием. Моордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Историко-социологический институт; кафедра социальной работы; Под общей редакцией Л. И. Савинова. – Саранск, 2016. – С. 28.
- Зиннурова, А.Ф. Формирование доступной среды как инновационное направление деятельности ГАУСО «Верхнеуслонский дом-интернат для престарелых и инвалидов» / А.Ф, Зиннурова, М.Н. Максимова // В сборнике: Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения сборник статей IV межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – М., 2017. – С. 133-137.
- Золотова, Ю.Е. Проблемы и перспективы социального обслуживания в Российской Федерации / Ю.Е. Золотова, Н.В. Булей // Материалы Ивановских чтений. – 2017. – № 2-2 (13). – С. 82-88.
- Зуева, Н.Л. Текущие проблемы законодательства о социальном обслуживании и тенденции законотворчества / Н.Л. Зуева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – № 1 (24). – С. 16-22.
- Карпова, Е.Ю. Новые аспекты законодательства о социальном обслуживании граждан в Российской Федерации / Е.Ю. Карпова // Наука и современность. – 2015. – № 35. – С. 228-232.
- Козловская, С.Н. Организация и методы социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому / С.Н. Козловская, Я.В. Шимановская // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – Т. 16. – № 1 (140). – С. 175-181.
- Корнилова, М.В. Социальное обслуживание как способ защиты пожилых москвичей от социальных рисков / М.В. Корнилова // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 3 (122). – С. 112-119.
- Корсаненкова, Ю.Б. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании отношений по социальному обслуживанию / Ю.Б. Корсаненкова // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2017. – № 2 (8). – С. 114-123.
- Корсаненкова, Ю.Б. К вопросу о модификации механизма правового регулирования отношений по социальному обслуживанию / Ю.Б. Корсаненкова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. – 2016. – № 4 (24). – С. 44-53.
- Лиджи-Горяева, С.Э. Социальное обслуживание как фактор стабильности общества / С.Э. Лиджи-Горяева, И.С. Авджаева // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. – 2017. – № 2 (2). – С. 15-22.
- Макарова, Е.А. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов / Е.А. Макарова // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2017. – Т. 6. – № 1-1 (7). – С. 192-198.
- Мороз, Н.И. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста как перспективное направление реализации социальной политики / Н.И. Мороз // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 6-2 (89). – С. 171-174.
- Нефедьева, Е.И. Социально-экономическая адаптация граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных условиях социального обслуживания (на примере огбусо «ново-ленинский дом-интернат для престарелых и инвалидов») / Е.И. Нефедьева, С.И. Кудрявцев // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8. – № 3. – С. 26.
- Носова, Н.А. Роль некоммерческих организаций в социальном обслуживании пожилых людей в сельской местности волгоградской области / Н.А. Носова // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 109.
- Павлюк, С.В. Социальное обслуживание в россии: поиск оптимальных моделей / С.В. Павлюк, И.Н. Колесников, В.В. Мельников // Социальная политика и социология. – 2017. – Т. 16. – № 3 (122). – С. 154-162.
- Панова, А.А. Ключевые виды социального обеспечения / А.А. Панова // ScienceTime. – 2015. – № 2 (14). – С. 374-376.
- Парфенова, О.А. Гендерный аспект в социальном обслуживании пожилых граждан / О.А. Парфенова // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2017. – № 11. – С. 153-157.
- Притуманов, Д.М Всеобщее право на социальное обеспечение / Д.М. Притуманов, О.Е. Савельева // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 30. – С. 21-24.
- Сабанов, З.М. Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной защиты населения / З.М. Сабанов // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 5. – № 10. – С. 29-31.
- Слиткова, А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации / А.Н. Слиткова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2016. – № 3. – С. 205-217.
- Тюкин, О.А. Социальное обслуживание как фактор повышения качества жизни пожилых людей (по материалам опроса экспертов) / О.А. Тюкин // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 2. – С. 320-328.
- Тяпкина, Е.Ю. Законодательные основы социального обслуживания пожилых людей / Е.Ю. Тишкина // Nauka-Rastudent.ru. – 2017. – № 1. – С. 32.
- Чельцова, М.Г. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения / М.Г. Чельцова // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 48-51.
Страницы 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф