Скоро защита?
Меню Услуги

Теоретические основы краудфандинга как метода финансирования проектов (на примере платформы Бумстартер). Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРАУДФАНДИНГА КАК МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ БУМСТАРТЕР

 

2.1 SWOT-анализ российской краудфандинговой платформы Бумстартер

 

На основе информации изученной и подробно описанной в предыдущих главах, мы провели SWOT анализ краудфандинга, который представлен ниже.

  • Сильные стороны

Основными преимуществами краудфандинговых платформ является то, что это значительно облегчает процесс создания своего бизнеса. Затраты на популяризацию могут быть очень низкими и несущественными, что очень важно в условиях  современного бизнеса. У краудфандинговых сайтов есть постоянная база пользователей, которые могут заинтересоваться новыми проектами, а также привлечь людей со стороны. Во-вторых, создателям проекта краудфандинг позволяет лучше контролировать свою работу. Благодаря четкому плану действу, который был опубликован на сайте заранее и доступен инвесторам, у создателей есть четкий график. Спонсорам, в свою очередь, краудфандинг выгоден, как возможность повлиять на будущее проекта. Деньги, которые люди тратят на проект, дают возможность поделиться своими идеями с разработчиками. Отсюда вытекает еще преимущества — возможность установить связь между пользователем и разработчиком, то есть они могут обмениваться идеями, и разработчик имеет представление о том, что хочет получить от проекта пользователь. Таким образом, модель краудфандинга более гибкая и позволяет проекту стать идеальным для разработчиков и для будущих пользователей.

  • Слабые стороны

В первую очередь, краудфандинг требует от разработчика больше работы и усилий, чем стандартная модель финансирования. Создатель должен сделать все сам, то есть разработать проект, оформить его, запустить на рынок, а также в дальнейшем монетизировать. После сбора средств на реализацию и предоставлении первоначальной аудитории, сайт перестает оказывать поддержку. Во-вторых, разработчики должны устанавливать справедливую цену, в зависимости от затрат, так как любой человек может проследить за этим. То есть возможность сделать наценку на товар сводится к минимуму, а в случае если товаров-аналогов нет на рынке, тяжело установить цену. В-третьих, успех краудфандинга зависит от связи между разработчиком и пользователем. Для разработчика это означает то, что необходимо придумать такую идею проекта, которая привлечет людей и заинтересует их. Для инвесторов необходим как раз найти  интересующие его проекты. Вдобавок, краудфандинговые проекты  часто не имеют возможности взять в кредит, получить гранты, в отличие от обычной модели.

  • Возможности
    Достаточно иметь хорошую идею, чтобы реализовать проект, потому что сайт дает возможность представить идею людям, которые оценят и проинвестируют проект. Также есть возможность изучить потребности пользователей, понять, какой проект будет актуальным и востребованным.
    В случае с грантами нужно соревноваться со многими проектами, но в итоге деньги получит наилучший, здесь же у всех равные возможности, нет никакого лимита на получение средств. Важно заметить, что высоко ценится оригинальность идеи, поскольку, если у проекта нет существующих аналогов, и идея понравится пользователям, то популярность будет высокой.
  • Угрозы

Существует высокая конкуренция между проектами близкой тематики. Также есть риск, что на данный момент времени идея будет не актуальна, несмотря на возможности разработчика сделать его качественным.
Самый важный риск, на который идет разработчик-это то, что проект не получит нужное для реализации количество денег, тогда разработчику придется привлекать другие источники. Более того, есть вероятность, что после реализации проект не получит широкой популярности уже на рынке, таким образом разработчики не получат прибыли.

 

2.2 Информационная база и критерии выбора проектов

 

В качестве информационной базы для анализа использовались данные о краудфандинговых проектах, представленных на крупнейшей российской краудфандинговой платформе Boomstarter. Данные о проектах с площадки были получены путем написания кода на языке программирования Visual Basic for Applications (VBA), встроенном в MS Excel.

По состоянию на 2019 г. были собраны данные о 3754 проектах, размещенных на платформе Boomstarter, из них были исключены отмененные проекты и текущие активные проекты (488 проектов). Кроме того, на платформе имеется возможность спонсирования проекта самим автором, что чаще всего происходит в конце срока краудфандинговой кампании, чтобы достигнуть нужной финансовой цели. Так как целью анализа является выявление и оценка факторов, которые влияют на результативность именно краудфандинга как источника финансирования, такие проекты были исключены из числа тех, которые достигли финансовой цели (далее – успешные) и считались неуспешными. Окончательный набор проектов для анализа включает 3266 проектов, в том числе 1298 успешных. Прежде чем перейти к регрессионному анализу, дадим краткую характеристику значений параметров модели для краудфандинговых проектов на Boomstarter.

Всего на платформе представлены 20 категорий проектов. Распределение проектов по категориям показано на рисунке 9, в раздел «Другие» отнесены проекты категорий, составляющие менее 5% от общего числа проектов.

Рисунок 1. Распределение завершенных краудфандинговых проектов на платформе Boomstarter по категориям (в % по состоянию на 2019)

Таким образом, на краудфандинговой платформе чаще всего запускаются проекты категорий «Издания» (19%, 617 проектов), «Фильмы и Видео» (12%, 402 проекта), «Технологии» (11%, 343 проекта). Несмотря на такое преобладание проектов творческого характера в общей совокупности проектов, запущенных на платформе Boomstarter за все время ее существования (с 2012 г.), на данный момент наблюдается тенденция их сокращения. Так, 89,1% проектов категории «Издания» относятся к периоду 2013-2016 гг., и только 10,9% – к периоду 2017-2019 гг. Аналогично, в 2013-2017 гг. было запущено 96,8% всех проектов из категории «Фильмы и Видео», 88% всех проектов категории «Игры», в то время как число проектов таких категорий, как «Бизнес», «Технологии», «Общество» демонстрирует рост. Однако в целом структура проектов за весь период не сильно изменилась на фоне общего сокращения количества размещаемых проектов. Такая тенденция соответствует общемировой и скорее связана со спадом первоначального ажиотажа и постепенным пониманием пользователями, что такое краудфандинг и как он работает. Общая доля успешных проектов среди всех завершенных составила 39,74%, при этом соотношение успешных и провальных проектов различается в зависимости от категории (Рисунок 10).

Рисунок 2. Соотношение успешных и неуспешных краудфандинговых проектов с платформы Boomstarter по категориям (в %)

Средний процент достижения финансовой цели для успешных проектов составляет 134,6%, при этом более 200% от цели достигли только 150 проектов из 1298, более 400% – 56 проектов. Среди проектов, которым не удалось собрать необходимую сумму средств в срок, средняя величина сборов в процентах от финансовой цели составляет всего 15,9%, а доля проектов, собравших более 50% (но менее 100%), занимает лишь 4,6% от всех неудачных проектов. Таким образом, между успешными и провальными проектами существует достаточно большой разрыв в величине собранных средств. Средний размер финансово й цели проектов составил 337 212 руб., минимальная сумма составила 73 руб., максимальная – 80 млн. руб. Средняя величина сборов по всем проектам – 158 149 руб., максимальная сумма – 6 949 тыс. руб. Средние значения финансовой цели и суммы собранных средств достаточно сильно различаются по категориям (Приложение Б). Наибольший требуемый размер финансирования в среднем заявляют авторы проектов категорий «Криптовалюты» (6 199 601 руб.), «Здоровье» (1 264 924 руб.), «Бизнес» (1 025 248 руб.), «Технологии» (851 013 руб.). Наибольшую величину сборов в среднем имеют проекты категорий «Криптовалюты» (874 717 руб.), «Общество» (202 482 руб.), «Еда» (197 347 руб.), «Мероприятия» (183 805 руб.). Как видно, категории, имеющие наибольшие финансовые цели  и наибольшие сборы, практически не совпадают, что может в том числе свидетельствовать о том, что авторы, выходя на рынок краудфандинга со своим продуктом впервые, завышают сумму средств, требуемых для реализации их проектов. Максимальная цена самого дешевого вознаграждения составила 8 500 руб., минимальная – 28 руб. Наиболее дорогие вознаграждения предлагаются в проектах категорий «Бизнес», «Дизайн», «Технологии», наиболее дешевые – «Туризм», «Фотография», «Фильмы и видео» (Приложение Б). Среднее число вознаграждений по всем проектам равно 9, при этом наибольшее количество имеет проект из категории «Искусство» (69 штук). Видео о проекте имеют 2148 краудфандинговых кампаний, из них 879 достигли финансовой цели, фотографии – 3035 кампаний, в том числе 1219 успешных. Средняя продолжительность видео равна 2,5 минуты. Средняя длина текста описания проекта по всем кампаниям составляет 543 слова. Из 3266 кампаний ссылки на страницы в социальных сетях присутствовали у 84,7% проектов, среднее количество друзей автора составило 736 чел., максимальное значение – 9 997 чел., минимальное – 1 чел. 2365 авторов являются создателями единственной краудфандинговой кампании на платформе Boomstarter. Максимальное количество проектов, размещенных одним автором, составляет 19 штук. Спонсированием чужих проектов авторы занимаются более активно: доля проектов, авторы которых занимаются данной деятельностью, занимает 52,6% от общего числа проектов. Наибольшее число поддержанных одним автором проектов равно 199. Среднее количество новостей о проекте равно 6, при этом 30,6% краудфандинговых кампаний не содержат на странице проекта ни одной новости. Хотя бы один комментарий имеют 48% проектов, максимальная величина составляет 422 комментария.

Таким образом, на основании произведенных расчетов можно сделать промежуточные выводы относительно влияния указанных факторов на достижение финансовой цели краудфандинговой кампании. В среднем успешные краудфандинговые кампании имеют меньшие финансовые цели, больший ассортимент вознаграждений, при этом минимальная сумма взноса мало отличается для категорий успешных и неуспешных проектов. Описание успешных проектов содержит более длинный текст, фото, видео, причем длительность последнего также практически одинакова как для успешных, так и для провальных проектов. Доля успешных проектов значительно возрастает по мере увеличения количества новостей и комментариев о проекте.

Также наблюдается положительная зависимость доли успешных проектов от опыта автора в создании и спонсировании проектов.. Количество друзей автора в социальных сетях имеет неоднозначное влияние: скорее всего, данный фактор положительно влияет на результативность краудфандингового проекта только до определенного уровня, после чего его влияние становится не таким сильным.

 

2.3 Оценка основных показателей применения краудфандинга как метода финансирования проектов

 

Для начала мы провели статистический анализ всей выборки. Компьютерные игры в данной выборке составили примерно 75%, остальное, 25%, мобильные игры. Зачастую игра создается одновременно и для PC и для мобильных устройств.

Рассмотрим сначала данные по мобильным играм (Таблица 1).  Нами были рассчитаны средние значения для выборки. Таким образом, средняя запрашиваемая сумма на реализацию игры составляет $215 488,7. Среднее полученное значение собранной суммы, инвестиций- $369 393.  Далее мы рассчитали величину средней инвестиции для каждой игры, разделив собранную сумму на количество инвесторов, 8238. Затем мы подсчитали среднее значение инвестиции на одного инвестора по выборке мобильных игр, оно составило $58,2.

 

Таблица 1. Мобильные игры

Таблица 2. Компьютерные игрыЧтобы посмотреть, сильно ли отличаются найденные нами значения для мобильных игр от остальных игр, мы подсчитали эти же показатели для 75 остальных игр. Результаты представлены в таблице ниже (Таблица 2).

Проанализировав выборку из 100 самых успешно профинансированных проектов краудфандингового сервиса Бумстартер, можем сравнить показатели мобильных игр с показателями компьютерных игр по таблице, приведенной ниже (Таблица 3).Таким образом, видно, что в целом значения не слишком разняться. Однако среднее значение необходимой на разработку суммы выше для мобильных игр, при этом средняя величина собранной суммы выше для остальных игр, взятых из выборки. Среднее число инвесторов примерно одинаково как для мобильных игр, так и для стальных, игр, но для мобильных это значение все же ниже. Средний размер инвестиции в расчете на одного человека выше для мобильных игр.

Таблица 3. Анализ всей выборки

Несмотря на то, что мобильная игра требует меньших затрат, чем компьютерная, средняя полученная сумма для мобильных игр не слишком отличается от суммы, полученной  разработчиками компьютерных игр. Это говорит о высокой популярности мобильных игр и их востребованности на данном рынке. То же самое можно и сказать, опираясь на среднее количество инвесторов. При этом средняя величина 1 инвестиции для мобильной игры выше, чем для компьютерной.  Важным показателем также является то, насколько собранная сумма превосходит необходимую для разработки. В случае компьютерных и мобильных игр максимальная разность превышает $2 млн. Все это свидетельствует о возрастающей популярности краудфандинговых сервисов не только со стороны разработчиков, но и со стороны пользователей.

Более того, по данным исследования компании Marmalade, которая занимается выпуском программного обеспечения для написания приложений, оценила разработку приложений. Приложение премиум класса, разрабатываемое крупной организацией, с профессиональными разработчиками без учета затрат на продвижение на рынке, в среднем составляет от 160 000 до 1,4$ млн. Стандартное приложение, разрабатываемое небольшими компаниями с профессиональными разработчиками, в среднем обходится в 12 000- 90 000$. Бюджет приложения, разработанного независимым разработчиком в среднем составляет 3 000$.  Таким образом, как видно по результатам статистического анализа, разработчики, в среднем, получают инвестиции, которых хватит на разработку высококачественного приложения. Учитывая, что обычно краудфандинговыми проектами занимаются не крупные компании, то можно предположить, что доход таких успешно профинансированных проектов существенно превосходит доход компаний, которые использовали бы другие методы привлечения капитала.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРАУДФАНДИНГА КАК МЕТОДА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПЛАТФОРМЫ БУМСТАРТЕР

 

3.1 Результаты применения краудфандинга при финансировании проектов

 

Далее мы сравнили две модели — модель с независимым разработчиком и модель с краудфандингом. Мы сопоставили две успешные игры. Игра, выпущенная независимым разработчиком, называется  Clash of Clans.  Разработчик, Supercell Oy, выпустил первую версию игры  2 августа 2012 года. Несмотря на то, что создатели игры — небольшая финская  студия, у которой всего две игры на iOS, им удалось опередить по популярности игры, такие крупные компании — разработчики, как Electronic Arts, которые выпустили 969 приложений для AppStore, по данным сайта AppAnnie, GREE с их 92 приложениями, а также DeNA с 68 приложениями. По данным, представленным в газете New York Times, три месяца назад Clash of Clans приносила разработчикам по $500 тысяч в день, затем в ноябре уже по $750 тысяч в день.  При этом в ноябре затраты на игру составляли примерно $60 тысяч в день. В то время аналитики AppAnnie  и  Distimo поместили проект рейтинг самых кассовых компаний iOS, который представлен ниже (Рис 11).

Рисунок 3. Рейтинг игр

Способ монетизации данной игры – Free-To-Play. Ее можно установить бесплатно, но учитывая специфику данного способа монетизации, внутри игры можно совершать покупки, которые помогают быстрее проходить игры.

Важным показателем также является то, что разработчики разместили игру только на iOS и не имеют каких-то дополнительных заработков, например на Android, в отличие от остальных проектов, которые вошли в рейтинг самых кассовых проектов.  На сегодняшний день игра приносит разработчикам $1 млн. в день, по данным  PandoDaily и The Next Web.

Мы сравнили финансовые показатели этой игры с проектом Бумстартер, Double Fine Adventure, которая является одним из самых успешных краудфандинговых проектов Изначально разработчики просили $400 000, однако  собранная сумма, $3 336 371, превышает эту цифру в  8,43 раза.

Мы соотнесли количество загрузок Clash of Clans с числом людей, которых заинтересовал проект Double Fine Adventure на Бумстартер. Мы можем это сделать, поскольку число заинтересованных в проекте людей, то есть те люди, которые внесли определенную сумму денег в развитие проекта, это первые пользователи проекта. Они инвестировали в проект до его выпуска, они, таким образом, уже приобрели проект. Поэтому можно считать, что этот показатель в некоторой степени соотносим с количеством загрузок обычной игры. При этом обычно пользователь iOS скачивает игру за плату (изначально, до выхода последней версии, игра Clash of Clans стоила 99 центов), либо совершает покупки внутри самой игры, все это приносит прибыль разработчику. Количество  загрузок  игры в модели с независимым разработчиком, существенно больше, чем количество инвесторов в краудфандинговых моделях. Мы соотносим их через прибыль от игры, чтобы найти возможную прибыль от реализации проекта с Бумстартер  на начальном этапе. Таким образом, мы составили пропорцию (Таблица 4).

Таблица 4. Пропорция

Далее, мы заполнили таблицу с учетом реальных значений.  Общую прибыль от игры Clash of Clans, рассчитали как среднее значение от ежедневной прибыли за разные периоды с учетом затрат разработчиков. Средняя выручка  получилась равной  $750 000  в день. В день разработчики тратят примерно $60 000. Таким образом, ежедневная прибыль получилась равной $690 000. На начало января  игра просуществовала уже 152 дня. Соответственно, общая прибыль от игры составляет $104 880 000. Количество загрузок игры равно примерно 75 млн. (3dnews.ru, 2013). Количество инвесторов для игры Double Fine Adventure составляет примерно 90 000 человек (Таблица 5).

Таблица 5. Сравнение модели краудфандинга и модели с независимым разработчиком

Из данной пропорции получили, что потенциальная прибыль будет равна $125,856. Таким образом, при данных условиях более успешной будет модель с независимым разработчиком. Однако не стоит забывать, что это только первоначальная прибыль, то есть в дальнейшем она будет существенно выше, а также то, что риске при использовании  Бумстартер гораздо меньше. Для более качественного сравнения этих двух моделей, мы можем рассчитать некоторые количественные показатели, которые используют для  оценки популярности игры, в частности ARPU.

ARPU= средний доход от пользователя. Для его нахождения делим прибыль на количество игроков. Получаем, что для игры Clash of Clans этот показатель равен ($104880000)/75000000= $1.3.

В случае краудфандинга, пользователи инвестируют гораздо больше, средняя инвестиция на одного человека- $58,2. Однако пользователь делает это добровольно, помимо цели поиграть в данную игру человек помогает разработчикам реализовать проект. В игру он в дальнейшем сможет играть бесплатно.

Таким образом, потенциальная прибыль краудфандингового проекта равна 18,000. Мы пришли к похожим результатам, при этом риски в случае модели с издательством в данном случае будут меньше.

Рассчитаем показатель ARPU для игры  Cut the Rope. Получаем, что он равен: ($9,000,000/45,000,000)=0,2. Коэффициент очень низкий, так как, возможно, не большое количество людей совершает покупки внутри игры. Опираясь на результаты этого показателя, то в данном случае Double Fine Adventure будет более успешным проектом.

 

 

3.2 Новые подходы к использованию краудфандинга в российской практике

 

Одним из основных недостатков, которые можно выявить, считается тот факт, что краудфандинг- метод финансирования новых проектов, поскольку инвесторы не будут вкладывать деньги в проекты крупных коммерческих компаний, обладающих достаточным капиталом для самостоятельной реализации проекта. Тем не менее, за последние годы краудфандинг распространился настолько, что даже коммерческие компании стали использовать его в своих интересах. Во время практики мною были изучены цели коммерческих компаний при использовании открытого финансирования.

Крупные компании могут использовать краудфандинг в следующих целях:
1. Реклама.  Традиционные формы рекламы теряют свое обращение, таким образом, компании ищут различные способы прорекламировать свои проекты. Некоторые компании могут использовать краудфандинг с целью осуществления предпродаж.

  1. Позволяет провести исследование рынка. Крупные компании могут проверить, сколько людей заинтересовано в том или ином продукте. В данном случае краудфандинг может послужить аналогом фокус группы или производству тестовой продукции
  2. Источник инноваций. Многие коммерческие компании используют краудфандинг внутри компании. Создается платформа, на которой любой сотрудник может выкладывать свои идеи по улучшению. У каждого сотрудника есть некий бюджет, который он может тратить на реализацию понравившихся проектов.
  3. Социальная ответственность. С помощью краудфандинга компании могут реализовать какие-то социальные проекты.
  4. Поиск новых проектов или сотрудников. В частности, компания Google проводила соревнования среди немецких краудфандинговых проектов, они заплатили 10 000 долларов, компании, чей проект набрал большее количество средств от инвесторов. Тем самым компания Google инвестировала средства в проект компании, которая в будущем может стать выгодным сотрудником. Аналогичный ход был сделан компанией Кока-Кола, которая провела аналогичный конкурс, пообещав выплатить 50%  от средств, затраченных на реализацию проекта компании, которая соберет наибольшую сумму инвестиций. Таким образом, крупные компании могут стимулировать развитие сферы, в которой работают, а также, возможно,  ищут интересные идеи.

Далее рассмотрим  возможность применения коммерческой компанией краудфиндингового финансирования. Привлечение краудфандингового финансирования для реализации внутренних проектов компании,  означает, что нужно выложить идею проекта, а также все затраты на его реализацию на краудфандинговую платформу. Однако, это противоречит внутренним нормам большинства коммерческих компаний о неразглашении информации о внутренних процессах. Краудфандинг подразумевает полную открытость информации, открыв информацию о методах реализации проекта, компания стала бы уязвимой для конкурентов, поэтому такой вариант развития – невозможен.

Рассмотрим другой случай, компания решает использовать краудфандинг с целью рекламы. Данный вариант более реалистичен, поскольку компания может внести средства в развитие проектов, тем самым создав себе рекламу.

Что касается, поиска источника для новых инновационных идей, то в данном случае краудфандинг может послужить хорошей основой для исследования рынка, все данные краудфандинговых платформ находятся в свободном доступе. С помощью анализа новых идей и потребностей рынка, маркетинговый отдел может установить, какие тенденции сейчас востребованы.

Проекты, связанные с социальной ответственностью могут быть реализованы с помощью краудфандинговых проектов, однако в таком случае компания должна выступать инициатором проекта. По определению, корпоративная социальная ответственность—это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной среды. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Таким образом, обычно затраты на реализацию проектов социальной ответственности берет на себя компания.  Более того, некоторые компании не имеют права разглашать информацию о том, какие проекты являются их социальной ответственностью, в частности компании табачного сектора в соответствии с законодательством РФ не имеют права разглашать свои проекты, поскольку это может быть воспринято как реклама. В целом, такой пример использования краудфандинга может быть вполне приемлемым для коммерческих компаний, поскольку не требует разглашения информации о внутренних процесс, а только о деталях проекта.

Самым реальным способом применения краудфандинга может являться создание собственной платформы, на которую сотрудники будут выкладывать собственные проекты. На сегодняшний день в большинстве компаний существуют различные методики по реализации проектов, придуманных самими сотрудниками, согласно которой любой сотрудник может предложить любое изменение процессов, при условии, что это не относится к его прямым обязанностям. Далее этот проект поступает на рассмотрение менеджеров, если проект признан выгодным, его реализуют, а сотрудник, предложивший эту идею, получает бонус – процент от экономии, которая поступает от этого проекта. Такие методики применяются в большинстве западных и американских компаний. По сути, создание краудфандинговой платформы является альтернативной методикой, однако она имеет ряд преимуществ, в частности, все сотрудники будут иметь возможность принимать участие в решении о применении этого проекта. Сам процесс может выглядеть следующим образом: каждый сотрудник получает определенную сумму денег, затем на внутреннюю краудфандинговую платформу сотрудники выкладывают идеи проектов с подробным описанием деталей реализации, другие сотрудники могут из имеющихся у них средств инвестировать в проект. Если проект набирает достаточную сумму, то его реализуют. Таким образом, идея краудфандинга может быть применена компаниями не только для внешних целей, но и для внутренних оптимизационных процессов. На сегодняшний день подобную методику испробовала компания исследовательская компания IBM, которая успешно внедрила этот процесс в конце 2012 года, что позволило компании не только изменить подход к работе, но и улучшить отношения между работниками.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С каждым днем все большую популярность набирает экономика совместного потребления (sharing economy). Сейчас во всем мире существует множество сервисов, предоставляющих товары и услуги для коллективного использования. Наиболее яркими представителями можно назвать каршеринговые компании, которые дают возможность арендовать машину на условиях поминутной оплаты, а также компании по аренде посуточного жилья от собственников. Есть мнения, что в скором времени будет осуществляться совместное пользование очень широкого спектра товаров и услуг.

Краудсорсинг — еще один представитель данного направления экономики, который подразумевает объединение ресурсов большого количества людей для решения определенной задачи. Краудфандинг является более узким определением феномена краудсорсинга и включает в себя лишь финансирование проектов с помощью малых взносов от большого количества людей, как правило посредством интернета. Дословный перевод этого термина — народное финансирование (от «crowd» – толпа и «funding» — финансирование).

Понятие «краудсорсинг» впервые было использовано Джефом Хоу в 2006 году в его статье “The Rise of Crowdsourcing”, однако сама идея появилась многими годами ранее. Так, еще много лет назад осуществлялись сборы средств на строительство важных монументов и других культурных объектов — например, строительство Храма Христа Спасителя в Москве (организованное Фондом финансовой поддержки реконструкции Храма Христа Спасителя), Статуя Свободы в Нью-Йорке (организованная французским и американским комитетами) и так далее. Однако наибольшее процветание краудфандинг получил с развитием интернета. Первый опыт сбора средств через интернет зафиксирован в 1997 году, когда фанаты рок-группы Marillion собрали деньги для гастрольного тура исполнителей. После этого в интернете стало появляться множество сайтов, которые выступали в роли платформ для финансирования проектов. Большей частью данные проекты были связаны с искусством, музыкой, кинематографом и иными творческими сферами.

На сегодняшний день в краудфандинге существует три основных игрока: создатели (фаундеры), спонсоры (они же бэкеры / доноры) и платформы. Некоторые платформы специализируются на проектах строго определенной тематики, например, благотворительность, музыка. Однако множество платформ размещают у себя любые типы проектов. Сегодня самыми крупными мировыми платформами являются Kickstarter, GoFundMe и IndieGoGo. Если говорить о российском краудфандинге, то наиболее заметные его представители – это платформы Planeta и Boomstarter.

Краудфандинг – новый тип взаимодействия между создателями и инвесторами. Посредником здесь является не банк, а платформа с трансформированными функциями. Другими словами, контакт между игроками – создателями проектов и их инвесторами — все еще не прямой, но дистанция между ними значительно сократилась. Кроме того, краудфандинг предполагает большое число инвесторов проекта, взнос каждого из которых обычно очень небольшой. В будущем развитие этого типа взаимодействия между создателями  проектов и их инвесторами  может достаточно сильно изменить рыночные отношения, еще сильнее трансформировать роль и  само понимание функции посредников, снизить или видоизменить характер трансакционных издержек процесса инвестирования, сместить типичные характеристики инвесторов.   Все это определяет актуальность исследований процессов, происходящих на данном рынке, к которым относится и данная работа.

На данный момент нет единого мнения о том, сможет ли краудфандинг заменить традиционные способы финансирования проектов и стать их субститутом, или же будет играть роль комплимента. Однако М. Дэамбросио и  Д. Джианфрате в своем исследовании пришли к выводу, что краудфандинг имеет все шансы стать основным инструментом финансирования на ранних стадиях запуска проектов.

К особенным чертам краудфандинга можно отнести то, что он значительно размывает географические границы спонсирования проектов, так как большей частью все взаимодействие происходит через интернет и нет необходимости личных встреч. Также он смягчает личностные факторы, которые имеют большее влияние для венчурных капиталистов. В то же время, несмотря на значительные различия в инструментах финансирования, множество индивидуальных мелких инвесторов ориентируются на те же сигналы качества проекта, что и крупные инвесторы (также именуемые в литературе «ангелами»).

Сегодня насчитываются тысячи краудфандинговых проектов по всему миру. Некоторые из них собрали необходимую денежную сумму и успешно запустились, в то время как другие потерпели неудачу, не получив достаточного финансирования от спонсоров. Существует несколько исследований, авторы которых изучали факторы, определяющие успех компании, и пытались предсказать успех проекта исходя из его основных характеристик. Например, Д. Коч и М. Сиринг в рамках своей работы разделили факторы на три основные группы относительно их принадлежности к медиа параметрам, характеристикам создателя и самого проекта. Они выявили, что наиболее высокую корреляцию с  успехом кампании имеют аспекты, включенные в группу медиа, такие как наличие и количество графических и видео материалов на странице проекта и полнота текстового описания.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга. Стартап. 2015. // СПС «Консультант Плюс».
  2. Асосков А.В. Коллизионное регулирование договорных обязательств. М.: М-Логос. 2017. 640 с.
  3. Белицкая А.В. Государство как участник и регулятор инвестиционных отношений в рамках государственно-частного партнерства // Бизнес, Менеджмент и Право. 2017. N 1-2.
  4. Белицкая А.В. Инвестиционная политика государства и ее отражение в законодательстве Российской Федерации // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2016. N 1.
  5. Белицкая А.В. Правовое обеспечение участия финансирующих лиц в инвестиционных проектах // Юрист. 2017. N 7.
  6. Белицкая А.В. Понятие и правовые основы проектного финансирования // Юрист. 2015. N 11.
  7. Беломестная Л.А. Привлечение инвестиций: понятие и правовые формы // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. N 4.
  8. Белых В.С., Алексеенко А.П. Правовое регулирование инвестиционных отношений с иностранным элементом: опыт России и Китая // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 2.
  9. Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профатилов Д.А. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // ИННОВАЦИИ. – 2015. – № 2 (196). – С. 58-63.
  10. Возжова А.А., Руденко О.Н. Тенденции мирового рынка проектного финансирования // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. N
  11. Володин С. Н., Жирнов Г. А., Кадырова Р.Р. Краудинвестинг как новый способ венчурного финансирования. // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2017. – № 10. С. 50-58.
  12. Громова Е.А. Государственно-частное партнерство и его правовые формы: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2019.
  13. Губин Е.П. Защита прав иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2018. N 1.
  14. Денисов Д.С. Перспективы развития проектного финансирования в Российской Федерации // Предпринимательское право. 2016. N 4.
  15. Доронина Н.Г., Казанцев Н.М., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование экономических отношений: глобальное, национальное, региональное. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2017.
  16. Ермакова Е.А., Нестеренко Е.А. «Особенности регулирования краудфандинга в цифровой экономике России». // Вестник СГСЭУ. – 2018. – № 3 (72). С. 121-124.
  17. Ерофеев А.А. Создание и использование SPV как способ снижения риска банкротства компании и защиты интересов инвесторов // Современное право. 2015. N 10.
  18. Ефимова Л.Г. Правовые особенности договора синдицированного кредита // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 10.
  19. Касаткина А., Нестерова Н. Вопросы международного частного права, возникающие при международном проектном финансировании // Хозяйство и право. 2016. N 11.
  20. Киевич А.В., Койпаш Д.А. Краудинвестинг как альтернативная модель финансирования инвестиционного проекта // Экономика и банки. – 2016. – № 1. – С. 58-64.
  21. Клейменова А.В. Ключевые особенности проектного финансирования // European science review. 2018. N
  22. Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Закон. – 2018. – № 2 // СПС «Консультант Плюс».
  23. Котенко Д. А. Краудфандинг – инновационный инструмент инвестирования // Закон. – 2019. – № 5. – С. 140-145.
  24. Кузнецов С.В. Правовые формы участия институтов развития в организации проектного финансирования в России // Право и экономика. 2016. N 2.
  25. Латышева А.Н. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга. // Журнал исследований социальной политики. НИУ «Высшая школа экономики». – 2017 – 15 (4). – С. 660-669.
  26. Литвинова Д.А. Краудинвестинг как новая форма инвестирования // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2017. – Том 4. – № 2. – С. 73-81.
  27. Маслова Т. Е., Проваленова Н. В., Удалов О. Ф. Международный краудфандинг как способ развития инвестирования проектной деятельности в РФ // Вестник НГИЭИ. – 2019. – № 5 (96). – С. 119-135.
  28. Мотовилов О. В. Феномен краудфандинга: исследование особенностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2018. – Том 34. – Вып. 2. – С. 298-316.
  29. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2019.
  30. Никонова И.А. Проблемы развития проектного финансирования в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 12.
  31. Нуриев А.Х. Ограничение риска банкротства компании через использование SPV // Закон. 2018. N 10.
  32. Нуриев А.Х. Ключевые аспекты правового регулирования проектного финансирования в России // Международные банковские операции. 2019. N 4.
  33. Пашковская И.В. Краудлендинговые операции: основные модели и перспективы развития // Вестник Евразийской науки. – 2018 – № 3 (10). 15 с.
  34. Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирования инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. N
  35. Попкова Л.А. Правовая конструкция синдицированного кредита. Москва: Проспект, 2018.
  36. Правкин С.А., Смирнова В.В. Проблемы реализации инвестиционных проектов в соглашениях, основанных на государственно-частном партнерстве // Российская юстиция. 2019. N 4.
  37. Рукавишников С.В. Краудфандинг в системе предпринимательства, его виды и используемые технологии» // Инновационный менеджмент. – 2017. – № 2. – С. 189-193.
  38. Санин М. К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2015. – № 4. – С. 57-63.
  39. Собина Н.В., Логинов М.П. К вопросу о сущности проектного финансирования // Вопросы управления. 2016. N
  40. Собина Н.В., Логинов М.П. Механизм и система проектного финансирования // Вопросы управления. 2017. N
  41. Тропская С.С. Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) // Финансовое право. – – № 8. – С. 28-33.
  42. Троценко О.С. Оценка эффективности проектов ГЧП в сравнении с иными формами реализации инфраструктурных проектов: российский и зарубежный опыт // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. N 4.
  43. Тютюнник И.Г. Правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2016. N 4.
  44. Усоскин В. М., Белоусова В. Ю., Клинцова М. В. Базель III: влияние на экономический рост (обзор эмпири­ческих исследований) // Деньги и кредит. – 2019. – № 9. – С. 32-38.
  45. Ушакова Е.Ю. Формы участия банков в инвестиционных отношениях // Банковское право. 2016. N 1.
  46. Фаянцева Д. Ю. Появление и развитие проектного финансирования в России // Проблемы современной науки и образования. 2016. N
  47. Фияксель Э. А., Соколов И. Н. и др. Новые инструменты привлечения финансирования на развитие технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России. М.: Центр стратегических разработок. 2018. 91 с.
  48. Чугнин А. А. Проектное финансирование: сущность, оценка возможностей применения в России, стимулирование: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2019.
  49. Шальнева М.С., Цицкиев М.М. Краудинвестинг как альтернативный источник Финансирования коммерческих организаций // Journal of Economy and Business. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – 2019. – Вып. 6-2. – С. 169-173.
  50. Шестакова К.С. Правовое регулирование инвестиционно-банковской деятельности в США // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. N 3.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф