Содержание
Теоретические основы разработки познавательного тура на основе этнокультурного потенциала региона
1.1. Специфика познавательного туризма
Человечество, как писал В. И. Вернадский, произвело на поверхности Земли преобразования, которые приравниваются к геологическим переворотам малого масштаба, и все это запечатлено в исторической среде. Но идет процесс утраты культурных ценностей, опасность которого цивилизация стала осознавать.
Сегодня необходимо содействовать возрождению национального достояния, то есть выявлять, восстанавливать, изучать и использовать культурное и природное наследие. Туризм заинтересован в этом процессе. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал.
Туризм удовлетворяет стремление к познанию, способствует пониманию многообразия культур, существующих на нашей планете, содействует развитию личности, его творческого потенциала, расширению горизонта знаний. Поэтому познавательный туризм – это важное явление в современном мире, двигающее развитие регионов в сторону концентрации на аутентичном, сохранении национального культурного наследия. [5, c. 76]
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа.
Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия. [5, c. 83]
Познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой. [1]
Историко-культурный потенциал региона – основа познавательного туризма. Он состоит из объектов культурного наследия (памятников истории, архитектуры, археологии и т.д.), уникальных культурно-исторических и природных территорий. При разработке проектов, связанных с познавательным туризмом, необходимо учитывать основные дифференциации познавательного туризма: [7, c. 112]
1.По формам пространственной локализации
– дифференциация по территории.
2.По типу мотивации
– дифференциация по позиции туриста в отношении культурно-исторического и природного наследия (соответственно по средствам размещения и передвижения).
- По видовой принадлежности:[18, c. 76]
– дифференциация по объекту наследия.
Объекты культурного наследия могут иметь различные формы пространственной локализации:
- Точечные
– отдельные исторические и архитектурные памятники.
- Линейные
– древние торговые пути, старинные каналы.
- Ареальные
– зоны распространения культурных традиций, традиционных форм природопользования, памятные исторические места.
В большинстве своем охраняются точечные историко-культурные объекты, но значительно возросло понимание познавательной ценности ареальных и линейных структур.
На основе ареальных объектов культурного наследия возможно создание природно-исторических парков, которые могут стать важными формами сохранения, возрождения и реконструкции культурного наследия. Туристы, посещая регион, воспринимают его социокультурную среду в комплексе с традициями, обычаями, национальными особенностями и окружающей природой.
Линейные же объекты культурного наследия должны стать основой для организации туристических маршрутов.
На основе точечных, ареальных и линейных объектов возникает пространственная структура познавательного туризма, где, во-первых, выделяются ядра и центры, выполняющие функции выявления, изучения, сохранения и туристского освоения историко-культурного наследия, создания исторических и экологических программ обучения. Во-вторых, это объекты наследия, имеющие определенную площадь, историко-культурные территории, где сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные и природные ландшафты, национальные праздники и традиции, бытовой уклад жизни. Здесь должны сохраняться и использоваться памятники в их естественной среде, восстанавливаться традиционное природопользование, так как нарушения ландшафта отрицательно влияет на привлекательность культурного объекта. В-третьих, определяются линейные объекты, играющие связующую роль. [5, c. 76]
Создание подобной структуры невозможно без правильной оценки территории и расположенных на ней памятников. Поскольку от ценности памятников и их территориальной концентрации зависит и месторасположение историко-культурных территорий, и направление их использования, и интенсивность рекреационных потоков, и возможность включения в экономическую инфраструктуру региона. Причем оценка должна происходит с учетом современных тенденций в туризме, где главным выступает возрастание активной роли туриста, которого привлекают не только памятники сами по себе, но и культурная среда, культурный и природный ландшафт, возможность включения в культурный процесс. [9, c. 32]
Таким образом, позиция туриста по отношению к культурно-историческому наследию делит познавательный туризм на туризм наследия, или культурно-исторический туризм, и туризм впечатления – экокультурный туризм.
Культурно-исторический туризм осуществляется в типичных формах обзорноознакомительного экскурсионного туризма. Турист выступает в роли наблюдателя, потребителя рекреационных ресурсов, ориентирован преимущественно на ознакомление с культурными ценностями, археологическими и историческими памятниками, архитектурными ансамблями, музеями. В экокультурном туризме, или туризме впечатлений, он погружается в изучаемую культуру, участвует в культурном процессе, осваивает новые знания, навыки и умения. [9, c. 76]
Соответственно, оба типа познавательного туризма отличаются и средствами передвижения, и размещения туристов. Если культурно-исторический туризм использует традиционные средства размещения (гостиницы, базы отдыха) и передвижения (автобусные, теплоходные туры), то экокультурный туризм предлагает туристам в качестве средств размещения экоотели, юрты, деревенские дома, палаточные городки, монастыри, а в качестве средств передвижения возможны собачьи и оленьи упряжки, конные повозки, то есть средства передвижения, соответствующие изучаемой культуре.
Экокультурный туризм объединяет природное и культурное наследие, показывая взаимное влияние друг на друга природных ландшафтов, форм природопользования и духовной жизни народа.
Экологический, этнографический, паломнический и экспедиционно-исторический туризм – виды экокультурного туризма. В настоящее время растет интерес к изучению редких и уникальных природных объектов и явлений природы при уважительном, бережном и гуманном отношении к животным и растениям посещаемой местности. В этом случае экологический туризм, в классическом его понимании, становится познавательным. Познание природы основной мотив путешествий по особо охраняемым природным территориям. [9, c. 87]
По определению Международной организации экотуризма, «экологический туризм – это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей» [36]. Таким образом, экотуризм смыкается с этнографическим туризмом, суть которого состоит в посещении мест проживания малых народностей, изучение их культуры, традиций, быта и духовной жизни, участие в праздниках.
По своей мотивации этнотуристы схожи с участниками экологических туров. Многие экотуристы с невысокими требованиями к уровню и качеству обслуживания, питания и размещения становятся основными потребителями этнографических туров.
Меньше требований к комфорту обычно предъявляют и участники паломнических туров. Размещаются они в монастырях, палаточных городках, храмах, пища часто постная, выбор ее невелик, потому что цель паломничества – готовность жертвовать материальными ценностями, удобствами для духовного познания.
Путешествия в условиях особых трудностей предполагает и исторический экспедиционный туризм. Туристы проходят маршрутами известных путешественников, уникальных экспедиций, испытывая на себе все трудности путешественников прошлых лет при освоении Сибири и Арктики.
Таким образом, познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
1.2. Сущность и понятие этнокультурного потенциала региона
Для ряда регионов, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, реальной возможностью социально-экономического подъема становится ориентация на культурное богатство. В постиндустриальную эпоху возвышаются ценности культурного разнообразия, самобытности, творчества, традиционного знания, ремесла. Они становятся фактором экономического развития, саморазвития местных сообществ. [21, c. 135]
Культурное своеобразие формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий; реализация потенциала этнической культуры становится одним из эндогенных факторов развития, способных перерасти в устойчивое конкурентное региональное преимущество. Историко-культурное наследие этнических групп – значимый фактор конкурентоспособности, который может быть использован для создания благоприятного имиджа на туристском рынке. В основном речь идет о таких направлениях туризма, как этнографический, аборигенный, событийный. [23, c. 54]
Усиление внимания туризма к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий. «Возрождение этнических культур является сопротивлением наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность».
Это формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий. Поэтому для многих российских территорий ориентация туризма на использование потенциала этнической культуры становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъема.
Этнографический туризм позволяет туристу узнать и прочувствовать опыт различных культур. Образцами этнографической привлекательности могут служить язык, религия, музыка, традиции, фольклор, история, ремесла и быт. Этнография может быть включена в любой туристический план и сделать региональный турпродукт более привлекательным для туристов. [23, c. 87]
Большой экономический словарь под редакцией А.Н. Азрилиана термин «потенциал» (от лат. potentia — сила, мощь) определяет как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. [33]
В более широком смысле потенциал — это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Важно подчеркнуть, что понятие «потенциал» по определению представляет собой абсолютные, а не реально используемые средства и возможности. Кроме того, само по себе это понятие ничего не говорит о степени эффективности их использования.
Стремление сохранить и возродить этническую культуру актуализируется в условиях глобализации. Усиление внимания к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий.
По мнению А.В. Костиной «возрождение этнических культур является сопротивлением, наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность». [22, c. 15] Этнический фактор – важный компонент идентичности региона в международных и внешнеэкономических связях. Международный «капитал» «этнических регионов» во многом определяется не материальными, а религиозно-культурными и политическими факторами.
Потенциал этнической культуры включает множество компонентов, составляющих его структуру и выполняющих определенные функции. Структурная и функциональная конфигурация этнокультурного потенциала будет меняться в зависимости от объекта анализа. Различным будет и характер дивидендов, получаемых в процессе реализации этнокультурного потенциала. Базовыми структурными элементами этнокультурного потенциала (рис. 1) выступают:[22, c. 19]
Рисунок 1 – Компоненты этнокультурного потенциала региона
1) элементы культурного наследия, используемые в качестве экономических ресурсов, либо способные участвовать в создании экстерналий, в том числе: [22, c. 23]
а) объекты материального наследия (памятники археологии, памятники истории, музеи и музеи-заповедники, этнографические деревни, архитектурные памятники, предметы народного быта и костюма и др.);
б) объекты нематериального наследия (произведения устного народного творчества и художественной литературы, искусства и религии и др.);
2) институции, участвующие в реализации экономических функций этнической культуры, в том числе:
а) неформальные правила, передаваемые через культуру (обычаи, обряды и празднества; устные традиции и формы их выражения; традиционные и старинные технологии; виды и формы хозяйствования, быта и природопользования; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами; религиозные культы и верования; виды и формы традиционного образования, медицины и спорта и др.);
б) формальные правила (например, закрепленные в правовых нормах
в) преференции для национально-территориальных образований или меры по государственной поддержке коренных малочисленных народов и др.);
3) институты, обеспечивающие включение обозначенных институций в социально-экономические отношения: [22, c. 34]
а) органы государственной власти и местного самоуправления (министерства культуры, регионального развития, администрации территориальных органов управления)
б) экономические институты (например, организации общественного питания, специализирующиеся на национальной кухне; организации по продаже сувенирной продукции, туристические организации и др.);
в) социальные институты (например, центры развития традиционных ремесел, фольклорные коллективы и др.);
г) институты гражданского общества (например, национальные общественные объединения и культурные автономии, общины, роды и др.).
В повышении конкурентоспособности ряда регионов, в условиях глобализации и становления постиндустриального общества, этнокультурный потенциал можно рассматривать как экономический ресурс, который выступает в материальной и нематериальной форме и создает условия для социально-экономического развития регионов и повышения качества жизни населения.
Этнокультурный потенциал может реализовываться в усилении гражданских характеристик регионального сообщества. Национальные общественные объединения и национально-культурные автономии занимают существенное место в третьем секторе, составляющем самостоятельный необходимый институт гражданского общества. Потенциал этнических сообществ видится в развитии гражданского общества через расширение сети НКО; увеличении количества социально-значимых общественных инициатив на региональном и муниципальном уровне; профилактики проявлений этнического экстремизма; укреплении имиджа региона. [24, c. 19]
Следующее о чем стоит упомянуть – это использование этнокультурного потенциала в позиционировании региона мире. Этническая близость (а также культурная, лингвистическая, религиозная) может быть использована для развития регионами связей с иностранными акторами. Это доказывают примеры развития международного экономического сотрудничества регионов проживания финно-угорских народов, регионов Саяно-Алтая, Татарстана и др.
Изучение этнокультурного потенциала позволит более обоснованно подходить к определению стратегий и тактик регионального развития, поскольку стратегия регионального развития должна в полной мере учитывать социальные, культурные, в частности, этнокультурные особенности населения, особенно в «этнических» регионах. [24, c. 112]
Результаты исследования этнокультурного потенциала могут стать информационной базой для формирования основ региональной этнокультурной политики и принятия всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия в экономику региона. Оценка этнокультурного потенциала человеческого ресурса региона как основной части производительных сил позволит конкретизировать его вклад в формирование региональных конкурентных преимуществ и обозначить перспективные направления его использования.
Решение этих задач, в свою очередь, будет способствовать созданию пространственных предпосылок для формирования дополнительных конкурентных преимуществ, базирующихся на внутренних ресурсах самого сообщества, что особенно важно на фоне неблагоприятной структуры других факторов и отсутствия очевидных выгод.
1.3. Технологии проектирования познавательного тура
Современная действительность требует инновационных подходов к организации туристской деятельности. Это касается не только инновационного менеджмента, но и особенностей организации туров различной направленности. Технология проектирования в этом направлении практически не отличается от создания проектов в каких-либо других областях. Различаться проекты будут только содержательно: кого вы отправите в путешествие, какая программа будет внедряться, какой тип отдыха предпочитает турист – активный (поход в горы) или пассивный отдых (у камина в уютной гостиной маленького пансионата). [14, c. 55]
Технология проектирования – это конструктивная творческая деятельность, направленная на достижение цели с наименьшими ресурсными затратами (временными, материальными, финансовыми, трудовыми, человеческими и т.д.) с использованием целесообразных форм, методов и средств. [16, c. 12]
Технология – это своеобразный процесс, отличающийся последовательностью действий, в ходе которых решается специфическая задача. [19, c. 19]
В данном пункте мы рассмотрим, как используются технологические методы при разработке тура.
Проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. В процессе разработки тура туроператору необходимо знать, как правильно взаимодействовать со следующими объектами внешней среды: потребители (рынки потребления), конкуренты (рынок предложения), а также поставщики и партнеры.
Потребители. В процессе формирования и планирования тура потребители являются основным и определяющим объектом. Туристское предприятие в первую очередь ориентируется на изучение потребителей, чтобы правильно сформировать идею, замысел и непосредственную разработку тура. Изучение контингента потребителей будет охватывать выявление их предпочтений, возможностей и вкусов в проведении туристического отдыха, покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем. Также необходимо учитывать ряд других факторов и характеристик, которые определяют поведение потребителей по отношению к туру. Изучение потребителей проводится на основе анализа комплекса маркетинговых исследований. [19, c. 165]
Конкуренты. Конкуренты являются важным аспектом при проведении исследований и прогнозировании. Изучение конкурентов при разработке тура предполагает маркетинговые исследования рынка предложения, а также анализ конкурирующих туров и ближайших конкурентов. На основе такого анализа туроператор разрабатывает свой замысел и реальное воплощение тура. При этом в тур закладываются конкурентные преимущества, его необходимо сделать более привлекательным для потребителей, а также следует предусмотреть ряд мер, направленных на противодействие конкурентов на выбранном сегменте рынка. У туроператора есть возможность выбрать для себя такой продукт или потребительский сегмент рынка, на котором конкуренция отсутствует, а если и присутствует, то минимальная. [18, c. 76]
Партнеры и поставщики. Эта позиция является одним из основных направлений взаимодействия туристского предприятия. При такой ситуации туроператору необходимо проводить изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для продвижения и сбыта своего конкурентоспособного продукта, который максимально отвечает потребностям потребителей. Также туроператор организовывает сотрудничество со своими партнерами и поставщиками. Под партнерами следует понимать другие туристические предприятия, как отечественные, так и зарубежные, которые принимают участие в полном или частичном формировании туристского продукта туроператора. Поставщиками являются производители первичных услуг туристского характера, которые включаются в тур. Сюда относятся отели, транспортные предприятия, предприятия питания, страховые, финансовые, транспортные компании, а так же ряд других организаций, чьи услуги можно включать в состав тура, как основные, так и дополнительные. [18, c. 89]
Большую роль в работе туристического предприятия играет также внешняя среда, которая включает в себя правительственные и другие государственные организации, а также профессиональные и общественные объединения, различные представительства иностранных государств, союзы и различные объединения потребителей.
Очень часто считают, что туристическая организация не может в полной мере воздействовать на внешнюю среду. Считается, что такая связь носит исключительно однонаправленный характер, и что туристическая организация должна только учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Но в действительности это не совсем так, так как обратное воздействие является очень важным, и оно заключается в формировании приемами и методами паблик рилейшнз благоприятного влияния со стороны внешней среды по отношению к деятельности туристических организаций. В конечном результате это дает возможность спланировать и организовать четкую работу туристической организации, и в конечном итоге снизить угрозы со стороны внешней среды.
Основой для проектирования услуги является её вербальная модель (краткое описание) – набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг. [19, c. 132]
Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды. Порядок формирования туров регламентирует ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги». [1]
Основу для разработки тура составляет его краткое описание. Сюда будет входить набор необходимых требований, которые выявлены в результате исследования рынка туристических услуг, согласованных с заказчиком с учетом возможностей исполнителя.
Проектирование тура включает в себя следующие этапы: [14, c. 16]
- Разработка технологической документации.
- Установление технологии процесса обслуживания клиентов.
- Установление нормируемых характеристик тура.
- Определение методов контроля качества.
- Анализ проекта.
Проект тура в обязательном порядке должен содержать ряд конкретных требований и мероприятий для обеспечения безопасности тура. Документация, которая предъявляет требования к процессам обслуживания туристов, должна содержать следующие позиции: [15, c. 32]
- Договорное обеспечение туров.
- Детальное описание процессов, методов и форм обслуживания туристов.
- Расчет количества обслуживающего персонала и их уровень профессиональной подготовки.
- Определение значений характеристик процессов обслуживания туристов.
К технологической документации по туру также будет относиться Технологическая карта туристского маршрута, к которой прилагаются рекомендации по ее правильному заполнению. Кроме того, здесь должен быть график загрузки туристкой организации и информационный листок к туристической путевке.
Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать: [15, c. 17]
- Описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
- Характеристики процессов обслуживания туристов;
- Требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
- Необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
- Договорное обеспечение обслуживания;
- Гарантии обслуживания туристов;
- Согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.
Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.
Раздел по контролю качества должен содержать установленные формы, методы и способы организации контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов, который должен полностью соответствовать запроектированным характеристикам.
Завершающей стадией проектирования будет стадия анализа проекта, который будет подтверждать следующую информацию: [18, c. 44]
- Методы контроля качества должны обеспечивать объективную оценку характеристик процесса обслуживания туристов.
- Требования к процессам обслуживания туристов должны полностью отвечать запроектированным характеристикам услуг.
- Характеристики проектируемого тура должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья туристов, а также охрану окружающей среды.
Анализ проекта направлен на своевременное выявление и устранение несоответствий в разделах проекта. После проведения анализа составляется перечень уточнений и дополнений к каждому разделу технологического проекта туристского предприятия.
После чего туристское предприятие может перейти к следующей позиции – формированию тура.
На стадии формировании тура разрабатывается сам тур, то есть определяете время, место проведение, продолжительность, выбираете форму проведения, просчитываете особенности тура, его материально-техническую составляющую. Необходимым и важным моментом является расчет бюджета туристкой программы.
В первой пункте выпускной квалификационной работы мы выявили, что познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов.
Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: [18, c. 87]
- археологическими;
- культурно-историческими памятниками,
- архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.
Познавательный туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.
Познавательный туризм редко выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными — отдых, развлечения. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное.
Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров: [17, c. 176]
1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: [21, c. 76]
- исторические экскурсии,
- литературные,
- театральные,
- этнографические,
- фольклорные,
- знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям),
- знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена),
- по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия — это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным — в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).
Питание на маршрутных турах — обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин. [15, c. 14]
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях — экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. [18, c. 76] Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.
Выводы
Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
Усиление внимания туризма к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий. Поэтому для многих российских территорий ориентация туризма на использование потенциала этнической культуры становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъема. Результаты исследования этнокультурного потенциала региона могут стать информационной базой для формирования основ региональной этнокультурной политики и принятия всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия в экономику региона.
Современная действительность требует инновационных подходов к организации туристской деятельности. Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель – набор, выявленных в результате исследований рынка услуг, согласованных с заказчиком. Основу для разработки тура составляет его краткое описание. Сюда будет входить набор необходимых требований, которые выявлены в результате исследования рынка туристических услуг, согласованных с заказчиком с учетом возможностей исполнителя. Таким образом, технология проектирования в направлении разработки познавательного тура практически не отличается от создания проектов в каких-либо других областях. Различаться проекты будут только содержательно: кого вы отправите в путешествие, какая программа будет внедряться, какой тип отдыха предпочитает турист – активный или пассивный отдых.
Список использованных источников
- Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.05.2012)
- Федеральный закон от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
- Федеральный закон от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
- ФЦП Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2018 гг.): постановление правительства РФ от 02.08.2011. – М., 2011. – 189 с.
- Аванесова Г.А., Воронкова Л.П., Маслов В.И., Фролов А.И.; Под ред. Л.П. Воронковой. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Т 86 — М: Аспект Пресс, 2013 – 321 с
- Азар В.И. Методологическое введение к программам региональ ного туристского развития//Труды Академии туризма. Вып.1. – СПб 2015., С.21-30
- Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. Учебное пособие. М., 2014.- 456 с. Алексеев A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг. М.: Маркетинг, 2014.-315 с.
- Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – № 1. – С. 51–61.
- Александрова, А. Ю. Познавательный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 267 с.
- Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Международные отношения, 2015, 314 с.
- Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2011. — 192 с.
- Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2014. — 260 с.
- Володоманова Н.Ю., Морозов М.А., Наумов А.Н. международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. М., 2014. — 187 с.
- Горбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2013. — № 5. – С. 21-25
- Дурович, А.П. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2012. — 640 с.
- Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2014. – 329с
- Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. — М., 2014. – 290 с.
- Ковалева ГА. Оценка потенциала конкурентоспособности как инструмент управления социально-экономическим развитием городских образований // Экономика региона. — 2013. — № 4. — С. 158-164.
- Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. — 2-е издание. – М.: Юнити, 2010. – 540 с.
- Кусков А. С. Голубева В. Л. , Одинцова Т. Н. Рекреационная география: учебно- методический комплекс. М. : Флинта: МПСИ, 2014 — 493 с.
- Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма : учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – Мн : [б.и.], 2012. – 644 с.
- Костина, А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М.: Книжный дом «Либроком» / 2010 — 214 с.
- Паникарова С.В. Этнокультурный потенциал региона как фактор увеличения его конкурентоспособности // ЭКО. — 2014. — №3. — С. 104-115.
- Паникарова С.В. Методологические вопросы оценки этнокультурного потенциала региона / Труды Всероссийской конференции «От идеи академика С.С. Шаталина о системных подходах к саморазвивающимся социально-экономическим системам». — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. — С. 109-111.
- Тимофеев Ю. Российские регионы только начинают развивать этнотуризм. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6052011_1.stm.
- Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие региона: учебное пособие. В 2 ч. / Т. Н. Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2014. – Ч.1. – 392 с.
- Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2012. – 152 с
- Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2014. – 300 с.
- Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010. – 304 с.
- Смирнягин Л. В. О региональной идентичности //Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. – 2014. – Вып. 17. – С. 22–23.
- Леонова Н. А. Оценка конкурентноспособного потенциала малых городов // Вестник Челябинского муниципального института. — 2014. — № 19 (157). Экономика. — Вып. 21. — С. 100-103.
- Лыкова Т. Р. Значение культурно-познавательного туризма в формировании патриотизма// Материалы I Международной научно-практической конференции «Человек в постиндустриальном обществе». — Варна: „Център за научни изследвания и информация „Парадигма” (Болгария) и АНО «Пресс-Лицей» (Россия), 2013. C.158-164.
- Смит, М. Туризм, культура, рекреация. – Будапешт, 2012. – 180 с.
- Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие/ Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.: Советский спорт, 2010 – 490 с.
- Чижова О. Потенциал российских территорий в плане этнотуризма просто огромен. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_30092011_3.stm.
- Этнографический туризм (этнотуризм). – Режим доступа: http://www.rusotdih.ru/publications/show15/.
Российский союз туриндустрии — http://www.rostourunion.ru
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф