Заявка на расчет
Меню Услуги

Теоретические основы разработки познавательного тура на основе этнокультурного потенциала региона

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram


Содержание

 

Теоретические основы разработки познавательного тура на основе
этнокультурного потенциала региона
1.1. Специфика познавательного туризма
1.2. Сущность и понятие этнокультурного потенциала региона
1.3. Технологии проектирования познавательного тура
Выводы

 

 Теоретические основы разработки познавательного тура на основе этнокультурного потенциала региона


1.1. Сп
ецифика познавательного туризма

Человечество, как писал В. И. Вернадский, произвело на поверхности Земли преобразования, которые приравниваются к геологическим переворотам малого масштаба, и все это запечатлено в исторической среде. Но идет процесс утраты культурных ценностей, опасность которого цивилизация стала осознавать.

Сегодня необходимо содействовать возрождению национального достояния, то есть выявлять, восстанавливать, изучать и использовать культурное и природное наследие. Туризм заинтересован в этом процессе. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал.

Туризм удовлетворяет стремление к познанию, способствует пониманию многообразия культур, существующих на нашей планете, содействует развитию личности, его творческого потенциала, расширению горизонта знаний. Поэтому познавательный туризм – это важное явление в современном мире, двигающее развитие регионов в сторону концентрации на аутентичном, сохранении национального культурного наследия. [5, c. 76]

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса. Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа.

Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия. [5, c. 83]

Познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью — насыщенность поездки экскурсионной программой. [1]

Историко-культурный потенциал региона – основа познавательного туризма. Он состоит из объектов культурного наследия (памятников истории, архитектуры, археологии и т.д.), уникальных культурно-исторических и природных территорий. При разработке проектов, связанных с познавательным туризмом, необходимо учитывать основные дифференциации познавательного туризма: [7, c. 112]

1.По формам пространственной локализации

– дифференциация по территории.

2.По типу мотивации

– дифференциация по позиции туриста в отношении культурно-исторического и природного наследия (соответственно по средствам размещения и передвижения).

  1. По видовой принадлежности:[18, c. 76]

– дифференциация по объекту наследия.

Объекты культурного наследия могут иметь различные формы пространственной локализации:

  1. Точечные

– отдельные исторические и архитектурные памятники.

  1. Линейные

– древние торговые пути, старинные каналы.

  1. Ареальные

– зоны распространения культурных традиций, традиционных форм природопользования, памятные исторические места.

В большинстве своем охраняются точечные историко-культурные объекты, но значительно возросло понимание познавательной ценности ареальных и линейных структур.

На основе ареальных объектов культурного наследия возможно создание природно-исторических парков, которые могут стать важными формами сохранения, возрождения и реконструкции культурного наследия. Туристы, посещая регион, воспринимают его социокультурную среду в комплексе с традициями, обычаями, национальными особенностями и окружающей природой.

Линейные же объекты культурного наследия должны стать основой для организации туристических маршрутов.

На основе точечных, ареальных и линейных объектов возникает пространственная структура познавательного туризма, где, во-первых, выделяются ядра и центры, выполняющие функции выявления, изучения, сохранения и туристского освоения историко-культурного наследия, создания исторических и экологических программ обучения. Во-вторых, это объекты наследия, имеющие определенную площадь, историко-культурные территории, где сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные и природные ландшафты, национальные праздники и традиции, бытовой уклад жизни. Здесь должны сохраняться и использоваться памятники в их естественной среде, восстанавливаться традиционное природопользование, так как нарушения ландшафта отрицательно влияет на привлекательность культурного объекта. В-третьих, определяются линейные объекты, играющие связующую роль. [5, c. 76]

Создание подобной структуры невозможно без правильной оценки территории и расположенных на ней памятников. Поскольку от ценности памятников и их территориальной концентрации зависит и месторасположение историко-культурных территорий, и направление их использования, и интенсивность рекреационных потоков, и возможность включения в экономическую инфраструктуру региона. Причем оценка должна происходит с учетом современных тенденций в туризме, где главным выступает возрастание активной роли туриста, которого привлекают не только памятники сами по себе, но и культурная среда, культурный и природный ландшафт, возможность включения в культурный процесс. [9, c. 32]

Таким образом, позиция туриста по отношению к культурно-историческому наследию делит познавательный туризм на туризм наследия, или культурно-исторический туризм, и туризм впечатления – экокультурный туризм.

Культурно-исторический туризм осуществляется в типичных формах обзорноознакомительного экскурсионного туризма. Турист выступает в роли наблюдателя, потребителя рекреационных ресурсов, ориентирован преимущественно на ознакомление с культурными ценностями, археологическими и историческими памятниками, архитектурными ансамблями, музеями. В экокультурном туризме, или туризме впечатлений, он погружается в изучаемую культуру, участвует в культурном процессе, осваивает новые знания, навыки и умения. [9, c. 76]

Соответственно, оба типа познавательного туризма отличаются и средствами передвижения, и размещения туристов. Если культурно-исторический туризм использует традиционные средства размещения (гостиницы, базы отдыха) и передвижения (автобусные, теплоходные туры), то экокультурный туризм предлагает туристам в качестве средств размещения экоотели, юрты, деревенские дома, палаточные городки, монастыри, а в качестве средств передвижения возможны собачьи и оленьи упряжки, конные повозки, то есть средства передвижения, соответствующие изучаемой культуре.

Экокультурный туризм объединяет природное и культурное наследие, показывая взаимное влияние друг на друга природных ландшафтов, форм природопользования и духовной жизни народа.

Экологический, этнографический, паломнический и экспедиционно-исторический туризм – виды экокультурного туризма. В настоящее время растет интерес к изучению редких и уникальных природных объектов и явлений природы при уважительном, бережном и гуманном отношении к животным и растениям посещаемой местности. В этом случае экологический туризм, в классическом его понимании, становится познавательным. Познание природы основной мотив путешествий по особо охраняемым природным территориям. [9, c. 87]

По определению Международной организации экотуризма, «экологический туризм – это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей» [36]. Таким образом, экотуризм смыкается с этнографическим туризмом, суть которого состоит в посещении мест проживания малых народностей, изучение их культуры, традиций, быта и духовной жизни, участие в праздниках.

По своей мотивации этнотуристы схожи с участниками экологических туров. Многие экотуристы с невысокими требованиями к уровню и качеству обслуживания, питания и размещения становятся основными потребителями этнографических туров.

Меньше требований к комфорту обычно предъявляют и участники паломнических туров. Размещаются они в монастырях, палаточных городках, храмах, пища часто постная, выбор ее невелик, потому что цель паломничества – готовность жертвовать материальными ценностями, удобствами для духовного познания.

Путешествия в условиях особых трудностей предполагает и исторический экспедиционный туризм. Туристы проходят маршрутами известных путешественников, уникальных экспедиций, испытывая на себе все трудности путешественников прошлых лет при освоении Сибири и Арктики.

Таким образом, познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

 

1.2. Сущность и понятие этнокультурного потенциала региона

 

Для ряда регионов, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, реальной возможностью социально-экономического подъема становится ориентация на культурное богатство. В постиндустриальную эпоху возвышаются ценности культурного разнообразия, самобытности, творчества, традиционного знания, ремесла. Они становятся фактором экономического развития, саморазвития местных сообществ. [21, c. 135]

Культурное своеобразие формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий; реализация потенциала этнической культуры становится одним из эндогенных факторов развития, способных перерасти в устойчивое конкурентное региональное преимущество. Историко-культурное наследие этнических групп – значимый фактор конкурентоспособности, который может быть использован для создания благоприятного имиджа на туристском рынке. В основном речь идет о таких направлениях туризма, как этнографический, аборигенный, событийный. [23, c. 54]

Усиление внимания туризма к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий. «Возрождение этнических культур является сопротивлением наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность».

Это формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий. Поэтому для многих российских территорий ориентация туризма на использование потенциала этнической культуры становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъема.

Этнографический туризм позволяет туристу узнать и прочувствовать опыт различных культур. Образцами этнографической привлекательности могут служить язык, религия, музыка, традиции, фольклор, история, ремесла и быт. Этнография может быть включена в любой туристический план и сделать региональный турпродукт более привлекательным для туристов. [23, c. 87]

Большой экономический словарь под редакцией А.Н. Азрилиана термин «потенциал» (от лат. potentia — сила, мощь) определяет как совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области. [33]

В более широком смысле потенциал — это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Важно подчеркнуть, что понятие «потенциал» по определению представляет собой абсолютные, а не реально используемые средства и возможности. Кроме того, само по себе это понятие ничего не говорит о степени эффективности их использования.

Стремление сохранить и возродить этническую культуру актуализируется в условиях глобализации. Усиление внимания к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий.

По мнению А.В. Костиной «возрождение этнических культур является сопротивлением, наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность». [22, c. 15] Этнический фактор – важный компонент идентичности региона в международных и внешнеэкономических связях. Международный «капитал» «этнических регионов» во многом определяется не материальными, а религиозно-культурными и политическими факторами.

Потенциал этнической культуры включает множество компонентов, составляющих его структуру и выполняющих определенные функции. Структурная и функциональная конфигурация этнокультурного потенциала будет меняться в зависимости от объекта анализа. Различным будет и характер дивидендов, получаемых в процессе реализации этнокультурного потенциала. Базовыми структурными элементами этнокультурного потенциала (рис. 1) выступают:[22, c. 19]

Рисунок 1 – Компоненты этнокультурного потенциала региона

1) элементы культурного наследия, используемые в качестве экономических ресурсов, либо способные участвовать в создании экстерналий, в том числе: [22, c. 23]

а) объекты материального наследия (памятники археологии, памятники истории, музеи и музеи-заповедники, этнографические деревни, архитектурные памятники, предметы народного быта и костюма и др.);

б) объекты нематериального наследия (произведения устного народного творчества и художественной литературы, искусства и религии и др.);

2) институции, участвующие в реализации экономических функций этнической культуры, в том числе:

а) неформальные правила, передаваемые через культуру (обычаи, обряды и празднества; устные традиции и формы их выражения; традиционные и старинные технологии; виды и формы хозяйствования, быта и природопользования; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами; религиозные культы и верования; виды и формы традиционного образования, медицины и спорта и др.);

б) формальные правила (например, закрепленные в правовых нормах

в) преференции для национально-территориальных образований или меры по государственной поддержке коренных малочисленных народов и др.);

3) институты, обеспечивающие включение обозначенных институций в социально-экономические отношения: [22, c. 34]

а) органы государственной власти и местного самоуправления (министерства культуры, регионального развития, администрации территориальных органов управления)

б) экономические институты (например, организации общественного питания, специализирующиеся на национальной кухне; организации по продаже сувенирной продукции, туристические организации и др.);

в) социальные институты (например, центры развития традиционных ремесел, фольклорные коллективы и др.);

г) институты гражданского общества (например, национальные общественные объединения и культурные автономии, общины, роды и др.).

В повышении конкурентоспособности ряда регионов, в условиях глобализации и становления постиндустриального общества, этнокультурный потенциал можно рассматривать как экономический ресурс, который выступает в материальной и нематериальной форме и создает условия для социально-экономического развития регионов и повышения качества жизни населения.

Этнокультурный потенциал может реализовываться в усилении гражданских характеристик регионального сообщества. Национальные общественные объединения и национально-культурные автономии занимают существенное место в третьем секторе, составляющем самостоятельный необходимый институт гражданского общества. Потенциал этнических сообществ видится в развитии гражданского общества через расширение сети НКО; увеличении количества социально-значимых общественных инициатив на региональном и муниципальном уровне; профилактики проявлений этнического экстремизма; укреплении имиджа региона. [24, c. 19]

Следующее о чем стоит упомянуть – это использование этнокультурного потенциала в позиционировании региона мире. Этническая близость (а также культурная, лингвистическая, религиозная) может быть использована для развития регионами связей с иностранными акторами. Это доказывают примеры развития международного экономического сотрудничества регионов проживания финно-угорских народов, регионов Саяно-Алтая, Татарстана и др.

Изучение этнокультурного потенциала позволит более обоснованно подходить к определению стратегий и тактик регионального развития, поскольку стратегия регионального развития должна в полной мере учитывать социальные, культурные, в частности, этнокультурные особенности населения, особенно в «этнических» регионах. [24, c. 112]

Результаты исследования этнокультурного потенциала могут стать информационной базой для формирования основ региональной этнокультурной политики и принятия всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия в экономику региона. Оценка этнокультурного потенциала человеческого ресурса региона как основной части производительных сил позволит конкретизировать его вклад в формирование региональных конкурентных преимуществ и обозначить перспективные направления его использования.

Решение этих задач, в свою очередь, будет способствовать созданию пространственных предпосылок для формирования дополнительных конкурентных преимуществ, базирующихся на внутренних ресурсах самого сообщества, что особенно важно на фоне неблагоприятной структуры других факторов и отсутствия очевидных выгод.

 

1.3. Технологии проектирования познавательного тура

 

Современная действительность требует инновационных подходов к организации туристской деятельности. Это касается не только инновационного менеджмента, но и особенностей организации туров различной направленности. Технология проектирования в этом направлении практически не отличается от создания проектов в каких-либо других областях. Различаться проекты будут только содержательно: кого вы отправите в путешествие, какая программа будет внедряться, какой тип отдыха предпочитает турист – активный (поход в горы) или пассивный отдых (у камина в уютной гостиной маленького пансионата). [14, c. 55]

Технология проектирования – это конструктивная творческая деятельность, направленная на достижение цели с наименьшими ресурсными затратами (временными, материальными, финансовыми, трудовыми, человеческими и т.д.) с использованием целесообразных форм, методов и средств. [16, c. 12]

Технология – это своеобразный процесс, отличающийся последовательностью действий, в ходе которых решается специфическая задача. [19, c. 19]

В данном пункте мы рассмотрим, как используются технологические методы при разработке тура.

Проектирование  тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего  это проектирование, с запросами  туристов. В процессе разработки тура туроператору необходимо знать, как правильно взаимодействовать со следующими объектами внешней среды: потребители (рынки потребления), конкуренты (рынок предложения), а также поставщики и партнеры.

Потребители. В процессе формирования и планирования тура потребители являются основным и определяющим объектом. Туристское предприятие в первую очередь ориентируется на изучение потребителей, чтобы правильно сформировать идею, замысел и непосредственную разработку тура. Изучение контингента потребителей будет охватывать выявление их предпочтений, возможностей и вкусов в проведении туристического отдыха, покупательной способности, размеров рынка и состояния спроса на нем. Также необходимо учитывать ряд других факторов и характеристик, которые определяют поведение потребителей по отношению к туру. Изучение потребителей проводится на основе анализа комплекса маркетинговых исследований. [19, c. 165]

Конкуренты. Конкуренты являются важным аспектом при проведении исследований и прогнозировании. Изучение конкурентов при разработке тура предполагает маркетинговые исследования рынка предложения, а также анализ конкурирующих туров и ближайших конкурентов. На основе такого анализа туроператор разрабатывает свой замысел и реальное воплощение тура. При этом в тур закладываются конкурентные преимущества, его необходимо сделать более привлекательным для потребителей, а также следует предусмотреть ряд мер, направленных на противодействие конкурентов на выбранном сегменте рынка. У туроператора есть возможность выбрать для себя такой продукт или потребительский сегмент рынка, на котором конкуренция отсутствует, а если и присутствует, то минимальная. [18, c. 76]

Партнеры и поставщики. Эта позиция является одним из основных направлений взаимодействия туристского предприятия. При такой ситуации туроператору необходимо проводить изучение, поиск и выбор партнеров и поставщиков для продвижения и сбыта своего конкурентоспособного продукта, который максимально отвечает потребностям потребителей. Также туроператор организовывает сотрудничество со своими партнерами и поставщиками. Под партнерами следует понимать другие туристические предприятия, как отечественные, так и зарубежные, которые принимают участие в полном или частичном формировании туристского продукта туроператора. Поставщиками являются производители первичных услуг туристского характера, которые включаются в тур. Сюда относятся отели, транспортные предприятия, предприятия питания, страховые, финансовые, транспортные компании, а так же ряд других организаций, чьи услуги можно включать в состав тура, как основные, так и дополнительные. [18, c. 89]

Большую роль в работе туристического предприятия играет также внешняя среда, которая включает в себя правительственные и другие государственные организации, а также профессиональные и общественные объединения, различные представительства иностранных государств, союзы и различные объединения потребителей.

Очень часто считают, что туристическая организация не может в полной мере воздействовать на внешнюю среду. Считается, что такая связь носит исключительно однонаправленный характер, и что туристическая организация должна только учитывать влияние внешней среды на свою деятельность. Но в действительности это не совсем так, так как обратное воздействие является очень важным, и оно заключается в формировании приемами и методами паблик рилейшнз благоприятного влияния со стороны внешней среды по отношению к деятельности туристических организаций. В конечном результате это дает возможность спланировать и организовать четкую работу туристической организации, и в конечном итоге снизить угрозы со стороны внешней среды.

Основой для проектирования услуги является её вербальная модель (краткое описание) –  набор требований, выявленных в результате исследования рынка  услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя  услуг. [19, c. 132]

Характеристики  услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды. Порядок формирования туров регламентирует ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристской услуги». [1]

Основу для разработки тура составляет его краткое описание. Сюда будет входить набор необходимых требований, которые выявлены в результате исследования рынка туристических услуг, согласованных с заказчиком с учетом возможностей исполнителя.

Проектирование тура включает в себя следующие этапы: [14, c. 16]

  1. Разработка технологической документации.
  2. Установление технологии процесса обслуживания клиентов.
  3. Установление нормируемых характеристик тура.
  4. Определение методов контроля качества.
  5. Анализ проекта.

Проект тура в обязательном порядке должен содержать ряд конкретных требований и мероприятий для обеспечения безопасности тура. Документация, которая предъявляет требования к процессам обслуживания туристов, должна содержать следующие позиции: [15, c. 32]

  1. Договорное обеспечение туров.
  2. Детальное описание процессов, методов и форм обслуживания туристов.
  3. Расчет количества обслуживающего персонала и их уровень профессиональной подготовки.
  4. Определение значений характеристик процессов обслуживания туристов.

К технологической документации по туру также будет относиться Технологическая карта туристского маршрута, к которой прилагаются рекомендации по ее правильному заполнению. Кроме того, здесь должен быть график загрузки туристкой организации и информационный листок к туристической путевке.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать: [15, c. 17]

  1. Описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;
  2. Характеристики процессов обслуживания туристов;
  3. Требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;
  4. Необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;
  5. Договорное обеспечение обслуживания;
  6. Гарантии обслуживания туристов;
  7. Согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

Конкретные  требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.

Раздел по контролю качества должен содержать установленные формы, методы и способы организации контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов, который должен полностью соответствовать запроектированным характеристикам.

Завершающей стадией проектирования будет стадия анализа проекта, который будет подтверждать следующую информацию: [18, c. 44]

  1. Методы контроля качества должны обеспечивать объективную оценку характеристик процесса обслуживания туристов.
  2. Требования к процессам обслуживания туристов должны полностью отвечать запроектированным характеристикам услуг.
  3. Характеристики проектируемого тура должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья туристов, а также охрану окружающей среды.

Анализ проекта направлен на своевременное выявление и устранение несоответствий в разделах проекта. После проведения анализа составляется перечень уточнений и дополнений к каждому разделу технологического проекта туристского предприятия.

После чего туристское предприятие может перейти к следующей позиции – формированию тура.

На стадии формировании тура разрабатывается сам тур, то есть определяете время, место проведение, продолжительность, выбираете форму проведения, просчитываете особенности тура, его материально-техническую составляющую. Необходимым и важным моментом является расчет бюджета туристкой программы.

В первой пункте выпускной квалификационной работы мы выявили, что познавательный  туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов.

Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: [18, c. 87]

  • археологическими;
  • культурно-историческими памятниками,
  • архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

Познавательный  туризм связан с информационным потреблением рекреационных ресурсов. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.

Познавательный туризм редко  выступает в качестве самостоятельного направления, обычно познавательные цели путешествия сочетаются с иными  —  отдых, развлечения. В познавательном туризме очень высока доля лиц старшего возраста, что обуславливает требовательность к качеству услуг гостеприимства.

Рынок познавательного туризма также  достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и  необычное, ранее не виденное и неизвестное.

Поэтому при разработке рынка, при  рекламе особое внимание нужно уделять  освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют две разновидности познавательных туров:  [17, c. 176]

1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2) маршрутные туры  посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: [21, c. 76]

  • исторические экскурсии,
  • литературные,
  • театральные,
  • этнографические,
  • фольклорные,
  • знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям),
  • знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена),
  • по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие.

Основную  роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия — это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным — в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах это от 2 до 4 звезд).

Питание на маршрутных турах — обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин. [15, c. 14]

На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На отдельных тематических экскурсиях — экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. [18, c. 76] Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от 0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно, зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

 

 

Выводы

 

Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений. Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Усиление внимания туризма к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий. Поэтому для многих российских территорий ориентация туризма на использование потенциала этнической культуры становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъема. Результаты исследования этнокультурного потенциала региона могут стать информационной базой для формирования основ региональной этнокультурной политики и принятия всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия в экономику региона.

Современная действительность требует инновационных подходов к организации туристской деятельности. Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель – набор, выявленных в результате исследований рынка услуг, согласованных с заказчиком. Основу для разработки тура составляет его краткое описание. Сюда будет входить набор необходимых требований, которые выявлены в результате исследования рынка туристических услуг, согласованных с заказчиком с учетом возможностей исполнителя. Таким образом, технология проектирования в направлении разработки познавательного тура практически не отличается от создания проектов в каких-либо других областях. Различаться проекты будут только содержательно: кого вы отправите в путешествие, какая программа будет внедряться, какой тип отдыха предпочитает турист – активный  или пассивный отдых.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.05.2012)
  2. Федеральный закон от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
  4. ФЦП Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2018 гг.): постановление правительства РФ от 02.08.2011. – М., 2011. – 189 с.
  5. Аванесова Г.А., Воронкова Л.П., Маслов В.И., Фролов А.И.; Под ред. Л.П. Воронковой. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник / Т 86 — М: Аспект Пресс, 2013 – 321 с
  6. Азар В.И. Методологическое введение к программам региональ ного туристского развития//Труды Академии туризма. Вып.1. – СПб 2015., С.21-30
  7. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. Учебное пособие. М., 2014.- 456 с. Алексеев A.A. Маркетинговые исследования рынка услуг. М.: Маркетинг, 2014.-315 с.
  8. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. – № 1. – С. 51–61.
  9. Александрова, А. Ю. Познавательный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 267 с.
  10. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М.: Международные отношения, 2015, 314 с.
  11. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ. СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2011. — 192 с.
  12. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2014. — 260 с.
  13. Володоманова Н.Ю., Морозов М.А., Наумов А.Н. международные стандарты обслуживания для предприятий гостиничной индустрии. М., 2014. — 187 с.
  14. Горбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2013. — № 5. – С. 21-25
  15. Дурович, А.П. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2012. — 640 с.
  16. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2014. – 329с
  17. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. — М., 2014. – 290 с.
  18. Ковалева ГА. Оценка потенциала конкурентоспособности как инструмент управления социально-экономическим развитием городских образований // Экономика региона. — 2013. — № 4. — С. 158-164.
  19. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. — 2-е издание. – М.: Юнити, 2010. – 540 с.
  20. Кусков А. С. Голубева В. Л. , Одинцова Т. Н.  Рекреационная география: учебно- методический комплекс. М. : Флинта: МПСИ, 2014 — 493 с.
  21. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма : учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – Мн : [б.и.], 2012. – 644 с.
  22. Костина, А. В. Национальная культура — этническая культура — массовая культура: «баланс интересов» в современном обществе. М.: Книжный дом «Либроком» / 2010 — 214 с.
  23. Паникарова С.В. Этнокультурный потенциал региона как фактор увеличения его конкурентоспособности // ЭКО. — 2014. — №3. — С. 104-115.
  24. Паникарова С.В. Методологические вопросы оценки этнокультурного потенциала региона / Труды Всероссийской конференции «От идеи академика С.С. Шаталина о системных подходах к саморазвивающимся социально-экономическим системам». — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2014. — С. 109-111.
  25. Тимофеев Ю. Российские регионы только начинают развивать этнотуризм. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6052011_1.stm.
  26. Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие региона: учебное пособие. В 2 ч. / Т. Н. Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2014. – Ч.1. – 392 с.
  27. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2012. – 152 с
  28. Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб. пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2014. – 300 с.
  29. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2010. – 304 с.
  30. Смирнягин Л. В. О региональной идентичности //Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. – 2014. – Вып. 17. – С. 22–23.
  31. Леонова Н. А. Оценка конкурентноспособного потенциала малых городов // Вестник Челябинского муниципального института. — 2014. — № 19 (157). Экономика. — Вып. 21. — С. 100-103.
  32. Лыкова Т. Р. Значение культурно-познавательного туризма в формировании патриотизма// Материалы I Международной научно-практической конференции «Человек в постиндустриальном обществе». — Варна: „Център за научни изследвания и информация „Парадигма” (Болгария) и АНО «Пресс-Лицей» (Россия), 2013. C.158-164.
  33. Смит, М. Туризм, культура, рекреация. – Будапешт, 2012. – 180 с.
  34. Туристский терминологический словарь: Справочно-методическое пособие/ Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. — М.: Советский спорт, 2010 – 490 с.
  35. Чижова О. Потенциал российских территорий в плане этнотуризма просто огромен. – Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_30092011_3.stm.
  36. Этнографический туризм (этнотуризм). – Режим доступа: http://www.rusotdih.ru/publications/show15/.

Российский союз туриндустрии — http://www.rostourunion.ru


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф