Вид работы: Проект
Тема: Теория производства и теория потребления: сравнительный анализ
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции рыночной экономики требуют повышения экономической эффективности общественного производства, так как у самого общества с каждым днем возрастает спрос на производственные блага. На пути огромного спроса получения максимума возможных благ от имеющихся ресурсов и для удовлетворения потребностей населения необходимо оптимизировать факторы производства. Связи с этим проблемы изучения теории производства и теории потребления во все времена были актуальными и находились в числе приоритетных тем среди ученых – экономистов.
Теория потребления и теория производства еще со времен начала формирования самой экономической науки являлось одним из важнейших подразделов данной дисциплины. Вопросы эффективного наращивание производства, которая способна удовлетворить потребительский спрос всегда были и есть объектом исследования ученых-экономистов. И это не удивительно ведь изучение теории потребительского выбора позволяет рассматривать процесс формирования спроса на конкретные товары и услуги. А это является главным аспектом в изучении поведения индивида и его потребления, его выбора.
Изучая принципы посредством которых человек делает выбор в пользу того или иного товара или же услуги можно спрогнозировать объемы потребления ну и соответственно объемы производства.
Объектом моего научного исследования является теория производства и теория потребления.
Предметом выступает сравнительный анализ теории производства и теории потребления.
Цель научного исследования заключается в сравнительном анализе теории потребления и теории производства через призму Микро-, макроэкономики.
Сформулированная цель предопределила спектр научно-исследовательских задач курсовой работы:
- Характеризовать понятие теории производства и теории потребления;
- Изучить исторические аспекты формирования теории производства и теории потребления;
- Исследовать принципы потребления:
- Исследовать функции производства;
- Выявить взаимосвязь между производством и потреблением;
- Провести сравнительный анализ теории производства и теории потребления.
Степень научной разработанности темы. Данная тема как я уже выше отмечала, всегда находилась под пристальным вниманием ученых и интерес к данной теме не затухал. Но, как известно, нет придела совершенству, и современные реалии быстроразвивающиеся рыночной экономики требуют усовершенствование этих теорий.
Среди огромной плеяды отечественных ученых-экономистов, которые непосредственно занимались изучением данного вопроса можно особо выделить А.С. Булатова[1], В.П. Зыкову[2], В.Я. Иохина[3], Ю.Н. Иванова[4] и др.
Что же касается зарубежных исследователей, которые также изучали данную проблематику, можно особо выделить — ЭДж. Долан, Д.Е. Линдсей[5], Пиндайк Р., Рубинфельд Д.[6], Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р.[7] и др.
Теоретико-методологическая база исследования опирается на трудах отечественных, зарубежных ученых-экономистов, нормативно-правовых источников и статистических сборников. Были использованы традиционные теории и методы, которые применяются в процессе изучение вопросов экономики. Также в ходе исследования широко применялись методы сравнительного анализа, методы описание и системный подход который базировался на общих положениях.
Структурно курсовая работа представлена введением, тремя главами, заключением, и списком использованных источников.
Теоретико-методологический анализ — Теории производства и теории потребления
Изучая теоретические аспекты «Теории производства и теории потребления» необходимо отметить то, что эту тему стоит изучать на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Современное состояние экономической науки требует перейти к методу глобального рассмотрение проблем тематики «Теория производства и теория потребления: сравнительный анализ».
Несмотря на высокую значимость данной темы и неугасающий интерес к ней данная тема имеет свои слабые места. Тема «Теория производства и теория потребления: сравнительный анализ» на сегодняшний день недостаточно практически разработана, что вносит несомненную новизну в историю изучения данной проблематики.
Как нам всем известно, для функционирования рынка по существу необходимы такие элементы как: Продавец – производитель; Покупатель – потребитель. Именно эти два элемента формирую костяк рынка в том понимание, в котором мы привыкли воспринимать в повседневной жизни. Для того чтобы разобраться и понять сущность рыночной экономике а также разобраться в параметрах рынка, прежде всего нужно начинать с изучение и анализа потребительского рынка. Изучив теорию потребления и потребительского поведение можно на основе полученных данных провести сравнительный анализ с теорией производства.
Особая экономическая роль потребителя характеризуется обладанием суверенитета, то есть он знает, что ему нужно и его желания диктуют в каком направление должно работать производства. Именно желания потребителя о приобретении того или иного товара, в конечном счете формирует рыночный спрос. Конечно же, говоря о суверенитете потребителя, не стоит забывать о государстве, которое может ставить ограничения на потребление определенных благ. Кроме того потребитель вынужден учитывать не только свои личные предпочтения и доход но и рыночные цены на интересующие его товары и услуги и другие факторы рыночной конъюнктуры.
Если взглянуть на потребителя через призму микроэкономики, можно увидеть то в своем выборе потребитель опирается на рациональные доводы. Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремление достичь максимальной полезности из потребления данного товара с учетом ограниченности бюджета. То есть, если, например, один из потребителей часть своей зарплаты оторвал от личного потребления и вложил в сбережения, а второй – потратил на цветы любимой девушке, то в рамках данной теории оба выбора являются рациональными, если они приняты самими потребителями свободно и независимо. Ведь они сделали такой выбор, который они в данный момент считали самым лучшим, самым полезным.
Таким образом, можно сказать, что потребность представляет собой стимул для развития производства. Производство в свою очередь является некоторым регулятором потребления продукции, товаров, благ и услуг.
Понятие потребления можно классифицировать следующим образом:
- Личное и семейное потребление — это потребление продуктов и предметов одежды, личного транспорта, бытовых услуг, духовных ценностей для удовлетворения личных и семейных потребностей;
- Производственное потребление — потребление основных и оборотных фондов, информации;
- Общественное потребление — состоит в использовании духовных и материальных ценностей общества и каждого человека как члена общества. Например, получение образование, необходимость в культурном и спортивном досуге[8].
На площадке рыночной экономики не всегда взаимоотношения потребителя и производителя складываются гладко. Производитель в целях создания искусственного дефицита и на этой почве поднятие цен на товар и услуги может приостановить процесс производства. В свою очередь, потребитель может пойти к другому производителю, если первый установит высокие цены или снизит качество продукции.
Таким образом, эффективное функционирование взаимоотношении между производителям и потребителям зависит от полного удовлетворение потребностей человека и общества в целом высококачественным производственными товарами и услугами.
В настоящее время в сфере производства и потребления решающее значение имеют знания, технологии, интеллектуальные ресурсы самого человека[9]. Так как мы живем в эпоху информатизации, где господствует научно-технические элементы производственных сил. Тот, кто владеет знаниями и имеет навыки в сфере новых технологии, может сориентироваться и не потеряться в круговороте потребительских желаний.
Методологически теория производства во многом симметрична теории потребления. Однако если в теории потребления основные категории измеряются лишь субъективно или вообще пока не подлежат измерению, то основные категории теории производства имеют объективную основу и могут быть измерены в определенных натуральных или стоимостных единицах.
История формирования теории производства и теории потребления
Возникновение и формирование теории производства и теории потребления имеет свою интересную историю, изучение которой может осветить нам не только историю становления упомянутых понятий, но и даст возможность изучить другие составные элементы Микроэкономической дисциплины.
Производственный процесс для экономистов доклассического периода часто отождествлялось с сельскохозяйственным производством и добывающей промышленностью, так как слово production[10] означало именно рождение новых материальных благ.
У классиков производством считалось любое материальное производство том числе обрабатывающая промышленность. Примечательно, что сфера услуг считалось отдельным «непроизводственным» занятиям. В неоклассической теории производством стали называть вообще любое превращение ресурсов в продукт, в том числе нематериальный. Неоклассические идеи в теории производства связываются с маржиналистским направлением в экономическом анализе конца XIX века, в частности с австрийской школой. В ее рамках принцип предельного анализа был перенесен с конечных, потребляемых благ, на блага, представляющие собой средства производства. Так, К. Менгер отмечал, что «блага высшего порядка»[11] так же участвуют в удовлетворении потребностей людей, как и непосредственно потребляемые индивидами блага. Кроме того, в австрийской школе развивались идеи замещения и дополняемости факторов производства в рамках утверждения о том, что определенное количество «блага низшего порядка» может быть произведено различными комбинациями «благ высшего порядка». Одним из первых, кто сформулировал это в явном виде, был Менгер, утверждая, что некое количество блага низшего порядка может быть произведено различными комбинациями благ высшего порядка. В некотором смысле это предвосхитило появление закона переменных пропорций и понятие изокванты.
Представителем австрийской школы Ф. Визером была предложена еще одна важная концепция для современной теории производства — концепция альтернативных затрат как приносимой в жертву полезности[URL: http://thelib.ru/books/fridrih_fon_hayek/sudby_liberalizma_v_xx_veke-read-6.html]. Английский термин — opportunity cost — появился в работе Д. Грина [URL:http://www.irwincollier.com/harvard-economics-course-economics-11-theory-schumpeter-spring-1935/]. Это было значительным новшеством в определении смысла затрат с точки зрения процесса производства в обществе с ограниченными ресурсами. Важнейшим этапом в развитии теории стали исследования А. Маршалла. В своих «Принципах экономики» Маршалл не использует понятие производственной функции в явном виде, но развивает теорию предельной производительности[12]. В частности, Маршалл следовал идее Тюнена о возможности замещения факторов при производстве данного количества продукции. Важной заслугой Маршалла является учет фактора времени при исследовании феноменов поведения затрат и введение таких понятий, как короткий и длительный период. Другим вкладом Маршалла является его анализ экономии от масштаба производства и обсуждение внутренней и внешней экономии от масштаба. Внутренняя экономия, как правило, связывается в экономической науке с ростом масштабов фирмы, имеет источником технологические, управленческие, финансовые источники, а результатом – снижение издержек. Внешняя экономия, связывается с процессами расширения отрасли, в которой действуют фирмы. На основе последних Маршалл попытался найти основания для удовлетворительного объяснения убывающих издержек и их совмещения с теоретической конструкцией совершенной конкуренции. Он настаивал на включении внутренней и внешней экономий в отраслевые функции предложения – с целью повышения их реалистичности, хотя это разрушало статический характер его экономического анализа. Результат действия внешней экономии от масштаба Маршалл видел в факте убывающих кривых издержек (кривых предложений отраслей), а не в сдвигах их вниз у индивидуальных фирм. Впоследствии А. Пигу [https://www.cambridge.org/core/journals/journal-of-the-history-of-economic-thought/article/div-classtitlethe-paradoxical-fate-of-the-representative-firmdiv/2ECD39F1A3856A65DCD7D8EAD2AE2784] отмечал, что при обосновании убывающих отраслевых кривых предложения исключительно внешней экономией, сохраняется возможность для сохранения возрастающих кривых издержек отдельных фирм, а значит – избежание противоречия между убывающей отдачей и конкурентным равновесием. В целом работы Маршалла в области теории производства создали основу для активной полемики об убывающих издержках в 20-30-е годы XX в. в кругу экономистов- теоретиков[13].
Дж. Вайнер и его «Кривые затраты и кривые предложения» — сыграли большую роль в формировании стандартного раздела про производственные функции в современных учебниках по микроэкономики[14]. Именно в ней была предложена удобная графическая интерпретация кривых AC, MC, AFC, AVC и осуществлен анализ поведения фирмы.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


