Заявка на расчет
Меню Услуги

Террористический акт (ст. 205 УК РФ). Состав и виды преступления

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


 

Оглавление

Введение
Глава I. Понятие терроризма и правовая основа борьбы с ним.
1.1. Понятия терроризма в России
1.2. Правовая основа борьбы с терроризмом в России
Глава II. Уголовно-правовая характеристика акта терроризма
2.1. Объективные признаки
2.2. Субъективные признаки
2.3. Пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за акт терроризма
Заключение
Список использованных источников

Введение

 

Актуальность темы исследования. На рубеже XX- XXI в. в. терроризм претерпел существенные изменения: он превратился в фактор угрозы национальной безопасности российского государства, стал одной из основных проблем, требующих не только государственного и общественного контроля, но и объединения усилий ученых, законодателя и практиков. Именно поэтому специалисты говорят о том, что терроризм — та угроза, против которой еще не найдены эффективные защитные механизмы. В современном обществе проблема борьбы с терроризмом приобрела глобальные масштабы. Терроризм стал использоваться как инструмент воздействия на Российскую Федерацию, нарушение ее территориальной целостности. Наиболее ярко это проявляется в террористической активности на Северном Кавказе. Террористические акты, совершенные в канун 2014 г. в Волгограде, всколыхнули всю страну.

Уровень террористической угрозы на территории России продолжает оставаться высоким и в сегодняшних условиях. Это, прежде всего активная агрессивная деятельность так называемого «Исламского государства» и Джабха́т ан-Ну́сра в Турции, Ливане, Сирии. Как отмети Глава государства в своем Послании Федеральному Собранию на 2016 год, особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии. Среди них немало выходцев из России, из стран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах.

Не случайно 31 декабря 2015 г. Президент России, определяя стратегию национальной безопасности страны отметил, что позиция Запада, направленная на противодействие интеграционным процессам и создание очагов напряженности в Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию российских национальных интересов. Поддержка США и Европейским союзом антиконституционного государственного переворота на Украине привела к глубокому расколу в украинском обществе и возникновению вооруженного конфликта. Укрепление крайне правой националистической идеологии, целенаправленное формирование у украинского населения образа врага в лице России, неприкрытая ставка на силовое решение внутригосударственных противоречий, глубокий социально-экономический кризис превращают Украину в долгосрочный очаг нестабильности в Европе и непосредственно у границ России.

Анализ сухих статистических данных о преступлениях террористической направленности за последние годы убеждают в необходимости принятия кардинальных мер по противодействию этому злу. Так, в 2013 г. в России было зарегистрировано таких преступлений 661, что по сравнению с 2012 г. больше на 30,8%; в 2014 г. – 1 тыс. 128  (+70,5%); в 2015 г. – 1 тыс. 538 (+35,8%); за январь-май 2016 г. 1 тыс. 035  (+55,9%).

В этой связи одним из приоритетных направлений национальной правовой политики является создание эффективного механизма уголовно-правовой защиты незыблемых прав и свобод человека, а именно права на жизнь, личную свободу, охрану здоровья. Наметившаяся глобальная правовая реформа сопровождается внесением многочисленных коррективов в Уголовный кодекс РФ. Вместе с тем обновление уголовного закона, введение новых норм, регламентация дополнительных составов преступлений, изменение санкций статей Особенной части УК РФ не отражаются должным образом на снижении криминальной напряженности в плане обеспечения общественной и государственной безопасности.

Степень научной разработанности темы. Изучение терроризма продолжается на протяжении более чем ста лет и его проблемам посвящены труды многих ученых. Правовые аспекты терроризма были представлены в трудах таких ученых, как Ю.М. Антонян, В.Ф. Антипенко, В.П. Емельянов, М.П. Киреев, Г.М. Миньковский, В.Е. Петрищев, М.М.Зайончковский, П.А. Кабанов, Д.Е. Ляхов, С.В. Максина, B.C. Коммисаров, M.JI. Хабачирова, И.В. Кормушкина, Г.Л. Куликова, Н.В. Прокофьев, Н.А. Романов, Т.Я. Хабриев.

В то же время, важно отметить, что среди теоретических аспектов остаются  недостаточно исследованными социально-политическая особенность терроризма, его глубинная сущность. Крайне недостаточны исследований, связанных с глобализацией мира, в немалой степени сопряженной с переделом территорий и пр.

Изложенные обстоятельства теоретического и практического плана подтверждают об актуальности исследований проблем борьбы с преступностью террористического характера.

Объектом исследования является система отношений, возникающих в связи с проявлением террористического акта и реализацией уголовной ответственности за данное преступление.

Предмет работы — нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за террористический акт, а также научная литература по исследуемой теме, публикации в периодической печати.

Целью работы является изучение террористического акта как преступления против общественной безопасности.

В соответствии с этими целями в работе были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть понятия терроризма в России;
  • определить правовой основы борьбы с терроризмом в России;
  • дать уголовно-правовую характеристику акта терроризма;
  • выявить современное состояние и тенденции развития преступлений, связанных с терроризмом;
  • проанализировать специально-криминологические меры предупреждения современного терроризма;
  • исследовать пути совершенствования уголовного законодательства об ответственности за акт терроризма.

Методологическая основа исследования. В выполненной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания.

На его основе применялись иные частнонаучные методы: аргументации, толкования, обобщения материала, компаративистский (сравнительно-правовой), формально-логический, и др.

Формулируемые понятия и выводы аргументировались и иллюстрировались примерами из практики, статистическими и иными фактическими данными.

Теоретической основой работы являются исследованные автором научные труды в области общей теории права, международного и уголовного отраслей права.

В работе представлены научные позиции ученых-правоведов как  советского времени, так и современных научных школ.

Использована учебная и справочная литература.

Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые нормативные акты, действующее отечественное уголовное законодательство законодательные предписания смежных отраслей права.

Эмпирическую базу исследования составили материалы опубликованных на официальных сайтах системы ГАС “Правосудие” уголовных дел, рассмотренных федеральными судами.

При подготовке исследования также использовались постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и проанализированный материал представляется возможным использовать в дальнейшем осуществлении научных исследований по рассмотренной теме.

Практическая значимость состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут выступить основой для совершенствования соответствующих нормативных предписаний уголовного законодательства; быть полезными в деятельности следственных и судебных органов.

Выявленные тенденции судебной практики в исследуемой сфере — позволяют учесть их в проводимых обобщениях, направленных на формирование единообразия правоприменительной деятельности.

Структура исследования. Работа структурирована и включает в себя введение, отражающее основные методологические вопросы исследования; основную часть, состоящую из двух глав (объединяющих пять параграфов), заключения и списка использованных в работе источников.

Глава I. Понятие терроризма и правовая основа борьбы с ним

1.1. Понятия терроризма в России

 

Понятие «терроризм» тесно связано с этимологией и трактовкой такого слова, как «террор». Однако нельзя считать, что они являют собой четко определенные и ясно идентифицируемые фактические события. Здесь мы имеем дело с такой редкой в правовой доктрине ситуацией, когда термин имеет весьма важное значение. То есть слово «террор» не имеет точной или широко принятой юридической дефиниции, и его соотносят со словом «терроризм». По мнению С.У. Дукаева, «…это является одним из факторов, который как раз и позволяет терроризму столь свободно развиваться».

Нам представляется, что к разрешению любой научной проблемы бывает целесообразным привлечь иную, но связанную с рассматриваемой. Так как проблему легче «расколоть сразу на два ореха». Поэтому в этих целях авторам придется привлечь к разрешению проблемы определения терроризма еще одну, стоящую рядом — это террор. Одной из проблем выработки терминологического аппарата является задача установления связи и проведения разграничения между этими двумя понятиями.

Исходя из этого, можно будет приступить и к решению не менее сложной и важной проблемы, как понятие терроризма. Для этого необходимо установить ряд признаков. Которыми будут: статус лица (лиц), осуществляющего акт насилия, — юридическое или физическое лицо, наделено ли оно или нет правом определения внутренней или внешней политики государства; целеполагание субъекта преступной акции — прекращение жертвой заниматься государственной или общественной деятельностью. Круг лиц, против которых направлено деяние — статус жертвы, ее индивидуальная определенность или неопределенность; средства осуществления преступных акций и их масштабы — масштабность преступных действий и их последствий; правовая база для осуществления акции — наличие или отсутствие законодательной основы. Определяя признаки каждого из этих понятий, необходимо опираться на фактический материал, в котором нет недостатка, и его можно почерпнуть из истории любого государства. Но лучшими примерами для определения признаков указанных понятий, на наш взгляд, все-таки являются эпохи революции, тоталитаризма и фашизма. В эти эпохи истории человечества смерть и угроза ее причинения были основным регулятором отношений людей и управляли жизнью ряда государств. Как, на наш взгляд, это верно сформулировал Ю.М. Антонян, «смерть выступала в качестве основного способа реализации идей и решения возникающих проблем, что и позволило называть эти эпохи «некрофильскими».

Субъектами терроризма выступают индивиды — психически больные, с обостренным чувством справедливости, религиозные фанатики и т.д., а также политические партии, движения и организации. Следовательно, если субъектом террора является официальная, легитимная или нелегитимная, либо официальная, но легитимная, имеющая массовую поддержку в обществе власть, то круг субъектов терроризма может быть значительно шире, чем круг субъектов террора. Более того, субъекты терроризма чаще всего действуют анонимно, особенно, если террористами являются индивиды или автономно от официальной власти. Причем террористические организации, партии и движения, действующие автономно, лишь в очень редких случаях идут на контакты с властью, как правило, с властью другого государства, получая от нее инструкции, материальную, финансовую и другую помощь.

Каждый из вышеперечисленных субъектов организовывали и санкционировали массовые преступления, декларируя высокие цели. Например, ставя целью осуществление мировой революции, диктатуры пролетариата, уничтожения буржуазии как класса, насаждение коммунистической идеологии, экспроприация и т.д. Или продолжая осуществление этих целей — создание единой общности «советский народ». В другом ракурсе целью являлось порабощение мира, установление превосходства арийской расы и ее чистоты. То есть абсолютизация власти субъекта всегда является необходимым звеном в общей цепи достижения глобальной цели. Следовательно, субъекты террора всегда преследуют масштабные, а иногда и глобальные цели, которые в их представлении имеют историческое значение для их народа, их государства или цивилизации.

На вопрос, против кого направлено деяние вышеназванных субъектов, можно ответить, что это индивиды, партии, нации, народы и государства, которые стояли на пути к достижению поставленных целей. Но тактика достижения цели требовала содержания и поддержания в постоянном «рабочем состоянии» всеобщего психоза и репрессивного аппарата. Поэтому репрессии в отношении них были постоянной и непременной составляющей всей их внутренней и внешней политики. Террор чаще всего имеет «адресный» характер, тогда жертвы обречены. Ибо они точно определены по характеризующему их признаку, и весь репрессивный аппарат государства работает только в отношении конкретно определенной жертвы. Он может осуществляться в форме геноцида. Это преступление Р. Лемкин определял, как «скоординированный план разнообразных действий, направленных на уничтожение главных основ жизни тех или иных групп. Он ставит своей целью разрушение социально-политических институтов культуры, языка, национального чувства, религии, экономического существования этих групп, личной безопасности, свободы, здоровья, достоинства и самой жизни индивидуумов, принадлежащих к данным группам».

Как отмечалось, государство является субъектом не только террора, но и терроризма. При формировании общественной системы в борьбе за сохранение, упрочение и распределение диктаторской или групповой власти в государстве высшие должностные лица используют не только материальные, финансовые и иные ресурсы и государственные институты, но и право. Идеологической основой для придания законной силы террору является сама его теория. Терроризм — это всегда преступление. Однако террор до сих пор не определен таковым. Соответственно не нашел отражение ни в национальном, ни в международном законодательстве. Если смотреть на проблему с юридической точки зрения, то такого рода преступной деятельности как бы и не существует, поскольку законодатель на ее счет пока еще не распорядился и авторам стоит согласиться с мнением Д.А. Шестакова.

Нельзя отождествлять с понятием «терроризм» такой термин, как «террористический акт». В действующей редакции УК РФ ст. 205 террористический акт определен как «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Для квалификации преступного деяния как террористического акта необходимо наличие ряда признаков.

Такие признаки, как факт запрещенного законодательством государства преступного деяния, совершенного общеопасным способом, а также наличие прямого умысла присущи большинству преступлений, достаточно изучены в юридической литературе, поэтому мы не будем на них останавливаться. Рассмотрим лишь те признаки, которые присущи только таким преступлениям, как террористический акт.

Террористический акт относится к категории составных преступлений, в которой посягательство на один объект, в данном случае общественную безопасность, служит способом причинения вреда другому объекту, являющемуся основным. Как указывает Н.И. Панов, в таких случаях «способ является дополнительным, вспомогательным действием, обеспечивающим осуществление основного действия, образуя с ним разновидность сложного действия. Из этого вытекает, что способ в сложном действии представляет собой элемент структуры, т.е. часть сложного действия, и в пределах последнего выполняет свойственную ему функцию — обеспечение исполнения основного действия, с которым он внутренне связан, образует с ним неразрывное единство».

Следовательно, при отнесении террористического акта к преступлениям против общественной безопасности законодатель наделяет фактически дополнительный объект, посягательство на который служит способом посягательства на основной, признаками основного объекта.

Признаками дополнительного обязательного объекта состава террористического акта может выступать деятельность органа государственной власти, органа местного самоуправления, международной организации. Таким образом, мы можем выделить еще три признака террористического акта: несовпадение непосредственного и основного объектов посягательств; устрашение общественности с целью оказания давления на принятие решений государственной властью; основным объектом посягательств террористических актов всегда является государство, государственная власть.

Еще одним признаком террористического акта является публичность, демонстративность его совершения. Терроризм немыслим без широкой огласки и открытого предъявления своих требований, террористические акты всегда совершаются с намерениями вызвать страх у населения и властей. Поэтому терроризм характеризуется еще и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности. Как отмечает Ю.М. Антонян, «о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступка является устрашение, наведение ужаса». Причем особенность терроризма состоит в том, что «страх возникает не сам по себе в результате получивших общественный резонанс деяний и создается виновным не ради самого страха, а ради других целей и служит своеобразным рычагом целенаправленного воздействия, при котором создание обстановки страха выступает не в качестве цели, а в качестве средства достижения цели».

В действующем законодательстве о противодействии терроризму отсутствует такое часто используемое собирательное понятие, как «преступления террористического характера». Однако, отказавшись от этого понятия, законодатель признал у ряда составов наличие общего признака — они являются проявлением идеологии терроризма в конкретных действиях. Именно такой вывод следует из редакции ст. 205.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность за содействие совершению перечисленных в ней преступлений, т.е. за содействие террористической деятельности. Все это позволяет и нам для теоретического анализа объединить указанные деяния в одну группу — преступления террористического характера.

В то же время представляется некорректной и требующей изменений действующая формулировка ст. 205.1 УК РФ, которая, пусть и косвенно, относит к террористическим составам, без каких-либо оговорок относительно основного объекта посягательства, ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), ст. 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), ст. 360 ч. 1 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

По этому поводу Ю.С. Горбунов отметил, что «вся террористическая практика свидетельствует, что терроризм с момента своего образования является именно политическим явлением. Как только в терроризме исчезает политическая мотивация, этот вид насилия перестает быть терроризмом. Когда совершаются преступления, не связанные с воздействием на органы власти в целях управления поведением этих органов, то данные деяния будут образовывать иные составы преступлений, например убийство, шантаж, похищение или другие преступления, связанные с получением экономической или иной выгоды или совершенные из чувства мести или личной неприязни».

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что для определения сущности терроризма необходимо более четко определить его границы для ликвидации так называемых «безразмерных» составов, которые ведут к произволу и беззаконию в правоприменительной практике. Это обеспечит возможность более эффективного взаимодействия между государствами в противодействии терроризму и выработки единой концепции.

Сегодня весьма важен вопрос изучения форм проявления терроризма. Серьёзность проблемы состоит в том, что терроризм вышел на новый виток развития. Объектом нападения могут становиться вода, средства связи и управления, транспорт, авиалинии, источники энергии, компьютерные системы и другие объекты инфраструктуры.

В последнее время беспокойство правоохранительных органов вызывает такая новая форма терроризма, как кибертерроризм (электронный, компьютерный терроризм). Под кибертерроризмом понимают преднамеренную, мотивированную атаку на информацию, обрабатываемую компьютером, компьютерную систему. Кибертеррористы под видом программ защиты распространяют вирусы, получая, таким образом, контроль над компьютерами полиции, больниц, аэропортов. Используя информацию в этих системах, они сбивают с курса самолеты, изменяют истории болезни пациентов, убивая, таким образом, людей.

Особую озабоченность у правоохранительных органов вызывают террористические акты, связанные с использованием глобальной сети Интернет. Возникновение такой формы терроризма связано с интенсивным развитием сети Интернет и расширением количества её пользователей.

Изложенная краткая характеристика основных форм проявления терроризма позволяет нам прийти к следующим выводам.

В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано следующее определение терроризма: «терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». По нашему мнению, данная дефиниция правильная, позволяющая более точнее определиться с внутренним содержанием рассматриваемого феномена и, тем самым различить его от иных общественно-опасных явлений. Она согласуется и с определением, приведенным, в частности, в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, где  террор называется как устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения, соответственно, терроризм – политика и практика террора.

В этой связи мы придерживаемся мнения А.И. Парышева,  верно утверждающего, что объектами террористических посягательств выступают отношения, в основном, в области властно-распорядительных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, охраняемые правом. То есть происходит посягательство на основы конституционного строя, государственную безопасность. При этом нельзя не согласиться с автором в том, что под террористическим актом обычно подразумевается преступное деяние, направленное на управление объектом террористических посягательств при помощи воздействия на специально избранную жертву. Этот признак, по нашему мнению, является главным при отнесении преступлений к числу террористических.

В УК РФ должно быть регламентировано понятие терроризма, так, как это определено в вышеназванном законе. Предлагаемое важно потому, что такой подход способствовал бы разграничению преступлений, связанных с терроризмом от иных преступных проявлений. При этом идеологию следует понимать исключительно как обладающую повышенной общественной опасностью систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, политическую партию, общество. С другой стороны, следователям и судьям это позволит облегчить производство по уголовному делу в доказывании обстоятельств о том, что данное совершенное деяние является (либо не является) результатом именно терроризма (а не иного преступного проявления), т.е. идеологии насилия и практики воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

1.2. Правовая основа борьбы с терроризмом в России

 

Терроризм во всех его проявлениях является одной из глобальных проблем, решение которой невозможно без объединения усилий различных государств.

Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», терроризм представляет угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, сохранению территориальной целостности государств, их политической, экономической и социальной стабильности, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь.

Государственная и общественная безопасность в России обеспечивается с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Нормативно-правовые акты универсального и регионального характера XX — начала XXI в. ориентируют на неприемлемость терроризма и экстремизма для международного сообщества. Нормативно-правовой основой охраны безопасности человека в национальных правовых системах служат Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, содержащие разработанные международным сообществом основные направления противодействия терроризму.

Конвенциональное международное законодательство предлагает дефиницию терроризма, под которым следует понимать деяния, угрожающие жизни или приводящие к гибели людей, имеющие пагубные последствия для международных отношений и представляющие угрозу для безопасности государств.

Достаточно объемная трактовка терроризма дана в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. Под терроризмом понимается любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как и организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемое в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон. Однако указанная дефиниция терроризма получила критическую оценку на страницах специальной литературы. Предложенная Шанхайской конвенцией дефиниция терроризма заведомо детерминирует проблемы нормативно-правового оформления на национальном уровне и толкования терроризма на уровне международных и межгосударственных отношений.

В этой связи доктринально-практический интерес представляет определение терроризма, введенное Конвенцией Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г. Под терроризмом согласно данной Конвенции следует понимать идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству (ст. 2). Следует отметить, что в данном конвенциальном определении отсутствуют неотъемлемые признаки терроризма, что неизбежно повлечет неоднозначность дефиниции при оформлении норм национального уголовного законодательства.

Пристальное внимание в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом сосредоточено на борьбе международного сообщества с экстремизмом. Провозглашение в международных документах права на свободное выражение мнения человеком сопровождается предписанием регламентации законодательного запрета на выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, дискриминации, вражды, превосходства, расистской деятельности либо насилия. Вследствие этого Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом исключает возможность оправдания терроризма, сепаратизма и экстремизма. Виновные в совершении указанных деяний независимо от мотива подлежат ответственности в соответствии с законом.

Необходимо отметить, что отсутствие на международном уровне универсальных дефиниций терроризма и сепаратизма порождает невозможность единообразного подхода к понятию данного социально-правового явления. Наметившийся на национальном и региональном уровнях правовой партикуляризм диктует целесообразность консолидации нормативно-правовых ресурсов. Вследствие этого актуальным представляется принятие Организацией Объединенных Наций документов универсального характера, содержащих научно и организационно-практически обоснованные определения понятий терроризма и экстремизма. Создание международных стандартов по борьбе с терроризмом и экстремизмом позволит консолидировать юридические и организационно-правовые ресурсы государств, заинтересованных в ликвидации проявлений терроризма и экстремизма. Более того, стандартизация универсальной формулы терроризма и экстремизма создаст условия для разработки уголовно-правовой политики в сфере противодействия терроризму и экстремизму с учетом особенностей национальных правовых систем.

Раскрывая особенности стратегического противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации, следует отметить институционализацию базовых понятий в рамках конституционного и отраслевого законодательства РФ. Национальную основу противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности образуют Конституция РФ и федеральные законы. Основной государственный закон признает человека, его права и свободы высшей ценностью, их соблюдение и защиту — обязанностью государства. Ограничение отдельных прав и свобод допускается лишь в исключительных, предусмотренных Конституцией РФ случаях. В России декларируются идеологическое, политическое многообразие и многопартийность. Между тем устанавливается запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности или подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи запрещаются любые формы ограничения прав человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Свобода мысли и слова вместе с тем исключает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Регламентируется запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Несмотря на то что Конституция Российской Федерации в п. 4 ст. 15 закрепляет, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», их непосредственное применение часто затруднено. Требуется обязательное включение таких норм в действующее законодательство, что, например, прямо предусмотрено указанными Конвенциями.

В последние годы в нашей стране были предприняты существенные усилия по совершенствованию антитеррористического законодательства. Значительной вехой в его развитии стало принятие Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», который установил основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Принятие названного Федерального закона инспирировало существенную модернизацию уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в данной сфере.

Особенно наглядно это проявляется в уголовном законодательстве, которое, являясь результатом правотворческой деятельности государства, выступает одним из основных инструментов уголовной политики. В рассматриваемый период его совершенствование происходило практически непрерывно.

Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» расширил пределы действия уголовного закона в пространстве за счет корректировки положений принципа гражданства, дополнил УК РФ гл. 15.1 «Конфискация имущества», изменил название и диспозицию ст. 205 «Террористический акт», предусмотрел уголовную ответственность за содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ).

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» существенно изменил квалифицированные составы террористического акта (ст. 205 УК РФ) и некоторых других преступлений.

В декабре 2009, 2010 и 2011 гг. были усилены санкции за преступления террористической направленности.

Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена уголовная ответственность за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ), организацию террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ), организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ).

Одной из последних вех выступил Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Им предусмотрены, например, увеличение сроков лишения свободы по совокупности преступлений и по совокупности приговоров, отмена сроков давности и пр. за преступления террористической направленности, корректировка диспозиций и санкций ряда статей Особенной части УК РФ.

Это далеко не полный перечень изменений уголовного законодательства, которые со всей очевидностью показывают, что противодействие терроризму как наиболее опасному проявлению экстремизма действительно является одним из современных направлений уголовной политики России.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Таким образом, представляется, что к антитеррористическому законодательству следует относить как те нормативные правовые акты, основной задачей которых является противодействие терроризму, так и те, которые, непосредственно преследуя другие цели, тем не менее способны внести свою лепту в это.

Например, ограничивая оборот наличных денежных средств, государство стремится прежде всего обеспечить надлежащие налоговые поступления в бюджет, но тем самым одновременно препятствует финансированию терроризма; упорядочивая доступ в сеть Интернет, ведет борьбу не только с мошенниками и клеветниками, злоупотребляющими анонимностью, но и с различного рода экстремистами, в том числе призывающими и к осуществлению террористической деятельности, так как терроризм можно рассматривать в качестве наиболее опасной формы проявления экстремизма.

Также следует отметить, что в последние годы получил широкое распространение такой вид противоправной деятельности в глобальных компьютерных сетях, как «кибертерроризм», который характеризуется стремлением к существенной дестабилизации общественного порядка. Это явление неразрывно связано с развитием информационной инфраструктуры: при постоянно возрастающей зависимости общества от бесперебойного функционирования вычислительных систем действия, направленные на их разрушение, наносят все более значительный ущерб и вызывают серьезный общественный резонанс. Кибертеррористы совершают взломы сетевых ресурсов, применяют различные вредоносные программы, блокирующие системы или уничтожающие содержащиеся в них данные. Арсенал используемых средств постоянно пополняется и модернизируется в соответствии с изменяющимися условиями, появлением новой техники и технологий. Согласимся с мнением, что «кибертерроризм как система преступлений в сфере компьютерной информации представляет реальную угрозу внешнему и внутреннему контуру национальной безопасности России, и выявление каналов и источников его финансирования также является актуальной задачей правоохранительных органов и спецслужб». Соответственно, изменения, вносимые в современное уголовное законодательство, в том числе и в гл. 28 УК РФ, направлены на усиление борьбы с данной разновидностью террористической деятельности.

Среди федеральных актов, регулирующих противодействие терроризму, помимо ФЗ «О противодействии терроризму», можно назвать следующие:

1) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Действие этого Федерального закона распространяется на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации, если это не противоречит законодательству государства их места нахождения;

2) Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Статья 9.1 этого Закона дает понятие борьбы с терроризмом и определяет полномочия ФСБ по осуществлению этой деятельности.

Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями (далее в статье — органы по борьбе с терроризмом), а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий.

Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

1) необходимость пресечения террористического акта;

2) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;

3) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;

3) Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности (в т.ч. антитеррористической) объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;

4) Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Статья 23.1 Закона устанавливает, что соединения и воинские части (подразделения) внутренних войск в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации участвуют в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

5) другие федеральные законы.

Среди указов Президента Российской Федерации в рассматриваемой сфере деятельности особое внимание следует уделить:

1) Указу Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», согласно которому основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2) Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009. Она определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Цель противодействия терроризму в Российской Федерации — защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются:

1) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

2) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

3) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

5) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в т.ч. критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

6) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий;

3) Указу Президента РФ от 15.02.2006 N 116 «О мерах по противодействию терроризму». Данным Указом было утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете, который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

4) Указу Президента РФ от 14.06.2012 N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». В случае, когда есть данные о реальной возможности теракта, но они требуют подтверждения, объявляется повышенный уровень — «синий», при подтверждении такой информации — высокий («желтый»), при непосредственной угрозе теракта или его совершении — критический («красный»). При устранении угрозы теракта введенный уровень террористической опасности отменяется. Каждому уровню соответствуют определенные дополнительные меры безопасности.

К актам, издаваемым Правительством Российской Федерации, в области противодействия терроризму, можно отнести:

1) Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»;

2) Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 N 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;

3) Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 N 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму»;

4) Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 N 936 «О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей»;

5) Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 N 278 «О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам»;

6) Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества»;

7) другие.

К подзаконным нормативным актам, принимаемым в сфере противодействия терроризму, можно в первую очередь отнести приказы ФСБ РФ. Например:

1) Приказ ФСБ РФ от 25.06.2008 N 304 «Об утверждении Порядка выплаты в органах федеральной службы безопасности единовременного пособия в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом»;

2) Приказ ФСБ РФ от 16.10.2010 N 507 «О денежном вознаграждении лиц, оказывающих содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт» и т.д.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф