3. Особенности последующего и заключительного этапов расследования
3.1. Последующий и заключительный этап расследования торговли людьми
Последующая стадия расследования определяется с момента предъявления обвинения до принятия решения о направлении уголовного дела в суд или о его прекращении. С тактической точки зрения большое значение имеют задачи дальнейшего изучения личности торговцев людьми и лиц, осуществлявших эксплуатацию человека, нейтрализации противодействия заинтересованных лиц, разоблачения преступников и доказательства их вины.
Основное внимание здесь будет уделено сбору дополнительных фактических данных, изобличающих задержанного преступника и предъявлению ему обвинения.
Особенностью последующего этапа расследования торговли людьми является то, что в его начале следователь имеет в своем распоряжении:
— во-первых, определенная система собранных доказательств о событии преступления (времени, месте, способе подготовки, совершения и сокрытия), о виновности лица в совершении противоправного деяния, формах его вины и мотиве;
— во-вторых, сведения о наличии соучастников и их роли, характере и вреде, причиненном преступлением;
— в-третьих, данные об обстоятельствах, смягчающих и отягчающих наказание, об обстоятельствах, характеризующих личность обвиняемого и потерпевшего.
В рамках последующего этапа расследования все имеющиеся доказательства должны быть еще несколько раз тщательно проанализированы, систематизированы как по предмету доказывания в целом, так и по его элементам. В то же время могут быть обнаружены пробелы и противоречия в доказательствах.
В зависимости от источника получения доказательства можно разделить на три области:
1) результаты определенных оперативно-розыскных мероприятий, которые после возбуждения уголовного дела оцениваются с точки зрения актуальности, допустимости, достоверности, т. е. легализованы и признаны доказательствами;
2) документальные и иные вещественные доказательства, полученные при задержании подследственных, осмотре места происшествия, иных видах следственного осмотра, обысках, изъятиях и др.;
3) сведения, полученные при допросах потерпевших, свидетелей и подозреваемых.
В то же время на данном этапе следственные подразделения должны сосредоточить свое внимание на подкреплении имеющихся доказательственных фактов преступной деятельности торговцев людьми другими доказательствами, которые могут быть получены в результате анализа всех этапов подготовки, совершения и сокрытия преступления (вербовка, перевозка, эксплуатация).
В целом цель данного этапа заключается в анализе и введении в уголовное дело доказательств, изобличающих преступную деятельность подозреваемых, и позволяет представить каждого обвиняемого в торговле людьми с целью эксплуатации, а, кроме того, и другие виды преступлений, которые могут возникнуть в результате рассматриваемого способа подготовки, совершения и сокрытия.
Заключительный этап расследования характеризуется комплексом следственных и организационных действий, является общим для расследования всех видов преступлений и осуществляется с использованием общепринятых методов и приемов, характерных для любой категории уголовных дел, по которым предварительное расследование является обязательным. Основной тактической задачей на данном этапе расследования является принятие обоснованного решения о дальнейшем направлении уголовного дела.
3.2. Проблемные вопросы организации выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми
Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации в области раскрытия и расследования отдельных видов преступлений в большей мере складывается из работы по факту совершения противоправного деяния, связанного с торговлей людьми. Такая практика борьбы с преступностью, и, в частности, с преступлениями в сфере торговли людьми и эксплуатации человека, является наименее результативной. В настоящее время, за редким исключением, российские правоохранительные органы практикуют мгновенную реализацию мероприятий, направленных на раскрытие и расследование преступлений, связанных с торговлей людьми, отталкиваясь при этом либо от информации, полученной от жертвы и ее ближайшего окружения, либо от сведений, имеющих иной источник, но поверхностно характеризующих данное деяние.
Как правило, подобные источники информации в лице, к примеру, потерпевшей стороны, не владеют в полном объеме сведениями о специфике и направленности деятельности преступников. Однако, получив информацию от жертвы, правоохранительные органы, наделенные полномочиями в области осуществления оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, вынуждены безотлагательно реагировать на сообщения, но в конечном итоге пресекают лишь отдельные сегменты исследуемого нами вида преступной деятельности. Это обстоятельство фактически свидетельствует о распылении сил и средств правоохранительных органов.
Деятельность правоохранительных органов, которые в основном ориентированы на использование только этого метода раскрытия и расследования преступлений, фактически представляет собой борьбу с верхушкой айсберга. При этом наиболее значимая составляющая криминального бизнеса, представляющая особую опасность, остается за кадром. Собрать весь комплекс доказательств, изобличающих торговцев людьми и лиц, занимающихся эксплуатацией человека, в совершении данного вида преступлений можно только путем введения в процесс доказывания результатов оперативно-розыскных мероприятий.
Здесь также следует отметить, что раскрытие и расследование преступления на основе информации, полученной от потерпевшей стороны, в подавляющем большинстве случаев является процессом, который в любой момент может привести к неудаче. Например, на стадии предварительной оперативной проверки в рамках дела оперативного учета и предварительного следствия по уголовному делу потерпевший делает свое заявление о фактических обстоятельствах, в результате которых он попал в условия эксплуатации. Она (потерпевшая) осознает свою готовность защищать свои показания на стадии судебного разбирательства (в данном случае такие показания рассматриваются как основные доказательства против виновных), но в последний момент под различными предлогами может отказаться от сотрудничества и тем самым разоружить обвинение.
В связи с этим правоохранительные органы должны отдавать себе отчет в том, что успех уголовного преследования в данном случае напрямую зависит не от информации, полученной от потерпевшего, а от комплекса мер, направленных на сбор дополнительных и независимых доказательств вины преступников из показаний потерпевшего. В противном случае у вас может остаться только одно подозрение, без серьезных доказательств, на основании которых строится обвинение.
Отечественная и зарубежная судебно-следственная практика дает основание утверждать, что наиболее эффективным способом уголовного преследования преступников, чья криминальная деятельность основана на торговле людьми, является раскрытие и расследование на основе информации о событии преступления, изначально добытой совместными силами оперативных и следственных подразделений. Только проведение всего комплекса целенаправленной разведывательной деятельности, осуществляемой соответствующими подразделениями правоохранительных органов, может позволить выявить полный спектр информации о сложной и многогранной криминальной деятельности той или иной преступной организации, специализирующейся на торговле людьми и эксплуатации человека, и в полном объеме провести необходимые мероприятия по ее уничтожению.
Основная идея предлагаемого подхода к выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с торговлей людьми, заключается в проведении комплекса мероприятий, спектр которых условно можно свести к следующим направлениям деятельности:
— Выявление объективной информации, которая может указывать на возможную торговлю людьми и их эксплуатацию;
— Анализ такой информации на предмет предполагаемых схем, которые используются преступниками для достижения своих преступных целей.
— Обработка, систематизация и обобщение полученной информации;
— Проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, которые позволят подтвердить полученную, но еще не обработанную информацию;
— Проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование отдельных элементов преступной деятельности в сфере торговли людьми и эксплуатации человека;
— Оценка имеющегося оперативно-розыскного материала на предмет его способности четко выявить и задокументировать всю схему преступной деятельности конкретной преступной группы, специализирующейся на торговле людьми и эксплуатации человека;
— Поиск пока неустановленных элементов и связей разрабатываемой преступной группы;
— Разработка плана реализации оперативных материалов в виде пресечения всей инфраструктуры преступной деятельности рассматриваемого вида, которая являлась предметом оперативно-розыскных мероприятий;
— Реализация оперативных материалов, пресечение деятельности торговцев людьми и лиц, занимающихся эксплуатацией человека, возбуждение уголовного дела;
— Проведение комплекса плановых следственных действий, дополнительных оперативно-розыскных и иных организационных мероприятий по привлечению торговцев людьми и лиц, занимающихся эксплуатацией человека, к уголовной ответственности и обеспечению безопасности свидетелей и потерпевших преступлений, а также их родственников и близких.
Анализ материалов уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории свидетельствует о том, что предмет расследования этих преступлений не отражает полной картины типичной криминальной деятельности, основанной на торговле людьми и эксплуатации человека.
3.3. Проблемные вопросы взаимодействия оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел
На протяжении значительного периода времени, который исчисляется уже не годами, а десятилетиями, такое взаимодействие продолжает трансформироваться из эффективного способа борьбы с преступностью, в одно из слабых направлений деятельности отдельных подразделений и служб МВД России. Взаимодействие оперативных и следственных подразделений органов внутренних дел в области раскрытия и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, не является исключением.
Организация и порядок такого взаимодействия в системе МВД России регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
— Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;
— Приказ МВД РФ № 280 (д с п) от 26.03.2008 г. «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»;
— иные ведомственные нормативные правовые акты.
Как известно, преступления, связанные с торговлей людьми, зачастую совершаются организованными преступными формированиями. В этой связи положения всех ведомственных нормативно-правовых актов должны применяться органами предварительного следствия и оперативно-розыскными подразделениями МВД России в лице СК и ДБОПиТ при осуществлении деятельности, направленной на борьбу с торговлей людьми.
Однако, анализ практики применения приказов МВД России, регламентирующих общие и частные вопросы взаимодействия следственных и оперативных подразделений, свидетельствует о ненадлежащем исполнении их требований.
На наш взгляд, конечным итогом оперативно-розыскной деятельности является не столько получение оперативно-значимой информации, сколько ее закрепление в целях дальнейшего использования в уголовном процессе в качестве основания для возбуждения уголовного дела, проведения следственных и судебных действий, иного использования в процессе доказывания и осуществления розыскных действий.
Документирование оперативно-розыскной деятельности, согласно указанному Федеральному закону (статья 10), осуществляется, в том числе, путем установления дела оперативного учета «в целях сбора и систематизации информации, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соответствующих решений» .
Обобщение региональной практики организации взаимодействия сотрудников оперативных подразделений, участвующих в процессах выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с торговлей людьми, и следователей показывает, что такое взаимодействие осуществляется наименее успешно на этапе ведения дел оперативного учета. Во многом это связано как с плохим знанием ведомственных приказов, так и с внутренней разобщенностью.
Взаимодействие оперативных работников со следователями при осуществлении уголовного преследования в сфере борьбы с торговлей людьми должно начинаться на начальном этапе документирования, то есть с ведения оперативного учета.
Анализ практики показывает, что целесообразно устанавливать тесный контакт между оперативным сотрудником и следователем не только при ведении дел оперативной разработки, но и дел предварительной оперативной проверки. Такой контакт, возникший на ранней стадии процесса документирования рассматриваемой преступной деятельности, позволяет представителям оперативных подразделений не только получить помощь в правовой оценке расследуемого события и имеющейся оперативно-значимой информации, но и выявить круг вопросов, подлежащих дополнительной проверке. Однако следует отметить, что такое мнение зачастую не поддерживается представителями оперативных подразделений МВД России.
Для изучения и анализа оперативных материалов и информации, свидетельствующих о фактах торговли людьми и эксплуатации, которые имеются в распоряжении оперативных подразделений, необходимо привлекать наиболее опытных сотрудников следственного подразделения. Такие сотрудники, конечно, должны иметь соответствующие формы доступа к определенным видам информации. Именно такие сотрудники, имеющие большой опыт оперативно-розыскной работы, способны реально оценить перспективы приведенных выше материалов и сведений и предложить наиболее подходящие тактические приемы для конкретной ситуации, приемлемые способы применения технических средств и требования к оформлению результатов оперативно-розыскной деятельности. Только такой подход к взаимодействию оперативно-следственных подразделений в сфере противодействия торговле людьми и эксплуатации человека позволяет существенно расширить объем получаемой информации и учесть дальнейшую перспективу возможности их консолидации и использования в уголовном судопроизводстве.
В соответствии с отдельными ведомственными нормативными правовыми актами МВД России предусмотрена возможность взаимодействия — сотрудник оперативного подразделения вправе обратиться через своего руководителя в орган предварительного следствия МВД России для организации совместных действий на любом этапе документирования преступной деятельности. Однако не следует забывать, что сотрудник оперативного подразделения в ходе такого взаимодействия должен принимать соответствующие меры, направленные на обеспечение требований секретности и защиту источников получения оперативно значимой или секретной информации.
По-видимому, результаты изучения и анализа оперативных материалов и информации, свидетельствующих о фактах торговли людьми и эксплуатации, представленных оперативными подразделениями в органы досудебного расследования, должны обсуждаться на совместных совещаниях. Это будет способствовать выработке единой позиции в ведущемся уголовном преследовании торговцев людьми и принятию совместных решений, направленных на более эффективное использование возможностей следственных и оперативных подразделений в целях привлечения виновных к ответственности.
Следует подчеркнуть, что рассматриваемый нами тип взаимодействия в сфере противодействия торговле людьми и эксплуатации человека является наиболее эффективным только в том случае, если устанавливается тесный контакт между органом предварительного следствия и оперативным подразделением до принятия решения о реализации оперативных материалов и возбуждении уголовного дела. Только при этом условии можно своевременно оценить оперативные материалы на наличие достаточных данных, указывающих на все элементы преступной деятельности рассматриваемого вида, а также сделать вывод о наличии полной информации обо всех лицах, причастных к данному виду преступной деятельности.
Наряду с этим, такой подход к организации взаимодействия на данном этапе позволит выяснить: в достаточном объеме были выявлены и задокументированы все эпизоды преступной деятельности наркоторговцев в рамках документирования; проверены ли данные, подлежащие использованию в уголовном деле и предварительном следствии, отсутствуют ли противоречия между ними, указывающие на обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела и привлечение развивающихся лиц к уголовной ответственности.; какие материалы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, могут быть использованы в ходе расследования уголовного дела.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что только после того, как каждый из вышеперечисленных вопросов будет закрыт, необходимо принять решение о реализации оперативных материалов и возбуждении уголовного дела.
В то же время целесообразно разработать совместный план действий до внедрения оперативных материалов. Такой план обычно утверждается руководителями следственных и оперативных подразделений. В нем определяются тактика реализации оперативных материалов и наиболее благоприятное для этого время, необходимые оперативно-розыскные мероприятия и первоначальные следственные действия, предполагаемые к проведению после возбуждения уголовного дела, последовательность и сроки их осуществления, исполнители, меры по задержанию подозреваемых, расчет сил и средств, меры по ресурсному обеспечению, организация системы связи и взаимной информации.
После возбуждения уголовного дела и реализации плана реализации оперативных материалов необходимо составить совместный план следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому уголовному делу, который должен быть скорректирован по мере необходимости. Одновременно необходимо принять решение о создании следственно-оперативной группы и ее личном составе, обеспечении помещений для работы и проживания задержанных, а также изъятых предметов, оргтехники, транспортных средств, средств связи, подготовке к возможным обыскам и арестам.
Оперативные данные могут быть получены как до возбуждения уголовного дела, так и в ходе его расследования. В любом случае они служат хорошей основой для формирования доказательной базы, а также могут оказать неоценимую помощь в определении тактики проведения следственных действий. Поэтому качеству оперативного обеспечения по делам о преступлениях, связанных с торговлей людьми, должно уделяться самое пристальное внимание на протяжении всего процесса расследования.
В ходе взаимодействия на стадии предварительного расследования следователь обладает определенными правами, круг которых может быть сведен к следующему:
1.В порядке и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации, следователь вправе предварительно ознакомиться с оперативными данными, полученными при проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, в том числе с результатами разработки подозреваемого, обвиняемого и иных лиц, причастных к совершению преступления.
2. При необходимости он вправе устно указывать задачи и указания лицам, привлекаемым к оказанию помощи на конфиденциальной основе, а также оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскные и специальные технические мероприятия.
3. Через сотрудника оперативно-розыскного подразделения, осуществляющего взаимодействие, или руководителя оперативно-розыскного подразделения следователь вправе поручить осуществление необходимых оперативно-розыскных мероприятий, не ограничивая самостоятельность оперативных подразделений в выборе форм и методов их проведения.
В свою очередь, сотрудник оперативного подразделения, осуществляющий оперативное сопровождение уголовного розыска, обладает рядом полномочий:
1.Проводит оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление, установление и розыск лиц, причастных к расследуемому преступлению, а также лиц, скрывшихся от предварительного следствия.
2. Розыск и обнаружение предметов, документов и иных носителей информации, которые могут быть признаны вещественными доказательствами или иметь иное значение для расследования уголовного дела.
3. Уведомлять следователя о результатах проведенных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе негласных, а также связанных с использованием лиц, привлекаемых к оказанию помощи, на конфиденциальной основе без расшифровки источника информации.
4. Осуществляет поиск сведений об имуществе, деньгах, ценностях и доходах, полученных в результате преступной деятельности, а также устанавливает иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в ходе предварительного следствия.
5. Знакомится с решением следователя, в производстве которого находится уголовное дело, с его материалами в части, касающейся выполнения задач, стоящих перед оперативным подразделением.
6. Оказывает содействие следователю в проведении отдельных следственных действий.
7. Сообщает следователю сведения, полученные по уголовному делу, и докладывает его непосредственному начальнику.
Заключение
Торговля людьми в XXI веке фактически оказалась формой рабства, т.е. тем явлением, которое наши предки преодолели столетия назад. Реальность этой проблемы третьего тысячелетия сегодня более чем очевидна. В этой связи противодействие данному виду преступной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем нашего государства.
Отсутствие должной проработки базовых теоретических положений и методической стороны вопроса, учета специфики криминальной деятельности в области торговли людьми вызывает серьезные недостатки в правоприменении и, соответственно, низкие количественные показатели по линии выявления и раскрытия подобного рода преступлений.
За период 2017-2019 гг. выявлено всего лишь 287 фактов торговли людьми . Приведенные цифры несопоставимы с теми экспертными оценками, и которые свидетельствуют о крупномасштабном и многомиллионном вовлечении людей в сети рассматриваемого нами вида преступной деятельности.
Говоря о причинах и условиях торговли людьми, как негативного явления современного и цивилизованного общества, сегодня на нее оказывают влияние социальные, экономические, политические, культурные и нравственные отношения . Это связано с разрывом в экономическом уровне между странами назначения и странами-донорами, то есть люди из-за безвыходного положения дома, из-за отсутствия рабочих мест (вакансий) во избежание бедности и нищеты покупают привлекательные рекламные объявления у не чистых на руку бизнесменов, которые заманивают наивных и просто отчаявшихся граждан, а затем превращают их в живой товар, продавая в другие страны. Помимо этих причин и условий важную роль играет развитие секс-индустрии и деятельность преступных организаций (транснациональная организованная преступность), которые сегодня представляют серьезную угрозу всему мировому сообществу в целом, поскольку их преступная деятельность носит крайне антисоциальный характер на территориях различных государств.
Таким образом, признавая существование транснациональной преступной организации, мировое сообщество должно принять меры по борьбе с этим негативным явлением, как путем совместных усилий государств по эффективной борьбе с ними на международном уровне, так и на федеральном. А именно принятие Федерального закона «О противодействии торговле людьми в Российской Федерации», Федерального закона «О защите жертв торговли людьми» и в дополнение ко всему этому активное сотрудничество с неправительственными организациями поможет нашей стране более эффективно бороться с таким явлением, как торговля людьми.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что уголовно-правовое регулирование торговли людьми и использования рабского труда не всегда является последовательным и идеальным. Внесение изменений, дополнений и редакционных уточнений в содержание норм, предусмотренных статьями 127.1 и 127.2 УК РФ, зачастую недостаточно научно обосновано. В связи с этим необходимо разработать научно — нормативный материал, который станет основой для деятельности специалистов в области модернизации-для эффективного правоприменения действующего уголовного законодательства.
Борьба с торговлей людьми сегодня является чрезвычайно важным вопросом, это затрагивает, прежде всего, вопросы обеспечения безопасности общества, что считается прямой функцией государства.
Торговля людьми — это современная модель рабства, возрожденная в результате социально-экономических трудностей в мире, направленная на обеспечение экономического и материального благополучия транснациональной организованной преступности. Начальный этап международной борьбы с этим явлением практически завершен-сформирована концепция нормативных актов, регулирующих ответственность за продажу людей (международную и национальную). Но в то же время уголовно-правовое регулирование торговли людьми и использования рабского труда не всегда представляется последовательным и идеальным. Так, например, основным спорным вопросом квалификации торговли людьми является отсутствие должной правовой оценки ряда деяний, входящих в понятие «торговля людьми».
Кроме того, широкое толкование является ключевым аспектом проблем, связанных с квалификацией торговли людьми, так как указанные в статье 127.1 УК РФ «вербовка, перевозка, передача или сокрытие», на наш взгляд, являются лишь действиями, подготовительными к совершению или покушению на совершение торговли человеком, а не торговлей. В этом случае, если среднее соотношение понятий «обучение» и «комиссионный продавец» равнозначно, то для работников правоохранительных органов и работников судебной системы разница является решающей, так как приводит к спорным процессуальным ситуациям.
Также негативную роль в этом аспекте играет отсутствие сегодня взаимодействия между правоохранительными органами разных стран, что приводит к созданию условий для беспрепятственной транспортировки «живого товара» за рубеж.
Поэтому важнейшим методом совершенствования норм об уголовной ответственности за торговлю людьми является заключение соглашений о сотрудничестве между государствами в аспекте борьбы с торговлей людьми. А также разработка методов взаимодействия Интерпола и государственных органов в борьбе с торговлей людьми не только в проведении правоохранительной деятельности по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и наказанию их, но и в аспекте правоприменительной и законодательной практики.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993: по сост. 21 июля 2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. Правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. дан. – М., 2020. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ: ред. от 8 декабря 2020 // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения: 07.01.2021).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Гос. Думой 22 ноября 2001: по сост. на 01 января 2021 N 174-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. –Электрон. дан. – М., 2021. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации.
5. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Сборник стандартов ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Официальное издание. – Нью-Йорк, 1992. [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch/html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколы к ней // Российская газета. – 1995, 5 апреля.
7. Конвенция Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности // Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры». – М., 2015. [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
8. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказания за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности // Центр помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры». – М., 2015. [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
9. Конвенция относительно рабства, подписанная 25 сентября 1926 года [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
10. Протокол, вносящий изменения в Конвенцию относительно рабства, подписанную в Женеве 25 сентября 1926 года [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
11. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов, и обычаев, сходных с рабством, от 7 сентября 1956 года [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
12. Конвенция относительно принудительного или обязательного труда. Конвенция Международной организации труда № 29 от 28 июня 1930 года. [Электронный ресурс] URL: http: // www.unhchr.ch /html/menu3/b/f2sc.htm. — (Дата обращения: 07.01.2021).
13. Адмиралова, И.А. Подготовка и осуществление оперативно-тактической комбинации «задержание преступников» в расследовании торговли людьми / И.А. Адмиралова, Ю.Н. Гришин // Полицейская деятельность. — 2017. — № 1.
14. Алексеев, С.В. Уголовное право Российской Федерации [Текст]: [учебник] / С.В. Алексеев. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 413 с.
15. Антонян, Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. — М.: Наука, 2020. -243 с.
16. Быков В.М. Уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) // Российский следователь. – 2020. – N 6. – С. 20.
17. Варданян, А. А. Особенности производства допроса подозреваемого и обвиняемого по делам о похищении человека, совершенном в целях его продажи или получения выкупа / А. А. Варданян // Юрист-правоведъ. — 2018. — № 4. — С. 103-107.
18. Головко, Н. В. Основные черты криминалистической характеристики торговли несовершеннолетними и использования их рабского труда / Н. В. Головко // Российский следователь. — 2019. — № 9. — С. 2 — 4.
19. Горин, Е. В. Расследование преступлений против свободы личности / Е.В. Горин, И. А. Адмиралова // Экономический вестник МВД России. — 2018. — № 4. — С. 5-8.
20. Дворкин А.И., Самойлов Ю.М., Исаенко В.Н., Ризаев А.Ш. Расследование похищения человека: Методическое пособие. – М.: «Издательство Приоритет», 2020. – С.45.
21. Комментарий судебной практики / [под ред. К.Б. Ярошенко], Выпуск 15. — М.: Изд-во Юрид. лит-ра, 2017. — 240 с.
22. Кострова М.Б. Институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием: логико-языковой аспект // Проблемы противодействия преступности в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 16–17 октября 2013 г. – Ч. 3. Уфа. – 2014. – С. 32.
23. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие / С.И. Курганов. — М.: Юнити-Дана; Закон и Право, 2017. — 183 с. — Гриф: Рек. МО РФ; Рек. УМЦ.
24. Клейменов М., Шамков С.В. Постановка проблемы «криминальное перемещение людей». Исследование выполнено при поддержке Американского Центра по изучению транснациональной организованной преступности и коррупции. 2020
25. Криминалистика: Учеб. /Под ред. А.Ф. Волынского. – М.: ЮНИТИ, 2019. — 114-115.
26. Макаренко, М.М. Некоторые аспекты соотношения финансовых расследований с процессом выявления и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми / М.М. Макаренко // Российский следователь. — 2018. — № 6. — С. 5-8.
27. Мукимханов, Р.А. Торговля людьми. Особенности раскрытия преступления / Р.А. Мукимханов // Закон и право. — 2016. — № 8. — С. 88-90.
28. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / Под ред. канд. юрид. наук А.И. Дворкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – С.533.
29. Плугин, Р.Ю. Оперативно-розыскная характеристика преступлений, связанных с торговлей людьми с целью эксплуатации рабского труда / Р.Ю. Плугин // Российский следователь. — 2019. — № 4. — С. 17-20.
30. Практическое пособие по осмотру места происшествия /Под ред. А.И. Дворкина. – М.: Юристъ, 2019. – С.8-158; 6, С. 13-102; 7, С. 187-219.
31. Российское уголовное право. Общая часть [Текст]: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога, Том 1. — 3-е изд., [перераб. и доп.]. — М.: Проспект, 2017. — 528 с.
32. Рогава, И.Г. Проблемы квалификации торговли людьми / И.Г. Рогава // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 6. С. 107-110.
33. Сверчков, В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части [Текст]: учеб. пособие для бакалавров / В.В. Сверчков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 595 с.
34. Справочная книга криминалиста / Под ред. Н.А. Селиванова. – М.: НОРМА, 2020. – С.5-6.
35. Следственные действия. Криминалистические рекомендации. Типовые образцы документов / Под ред. В.А. Образцова. – М.: Юристъ, 2009. – С.190.
36. Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. А.И. Рарога. — 4-е изд., с изм. и доп. — М.: Эксмо, 2020. — 496 с.
37. Цветков С.И., Шурухнов Н.Г. Организация и криминалистическая методика расследования имущественных преступлений. – М.: Академия МВД, 2014. – С.26-27.
38. Шалимов, Е.Е. Уголовно-правовые и криминологические проблемы торговли людьми: автореф. дис. … канд. юр. наук/Е.Е. Шалимов; СГАП – Саратов, 2017. 28 с.
39. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org (Дата обращения: 07.01.2021).
40. Приговор Таганского районного суда г. Москвы по ч. 2 ст. 127.1 УК РФ № 1-27/2018 (1-366/2017)
41. Приговор Ленинского районного суда г. Астрахани от 10.10.2017 по обвинению А и Г. [Электронный ресурс]: http://leninsky.ast.sudrf.ru/
42. Уголовное дело № 14 484 // Архив Ершовского районного суда Саратовской области, 2014 г.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф