1 2
2.2 Проблемы использования реализации проектной деятельности в школьном курсе истории (обществознания) и пути их решения
В процессе проведенного анализа литературы по проблеме исследования нами было определено, что применение проектной деятельности в системе обучения детей на уроках истории (обществознания) присутствует ряд проблемных аспектов. При этом первой проблемой выступает неправильное применение проектной деятельности в силу того, что многие педагоги не имеют практического опыта реализации указанного метода, поскольку в основном на практике учителя стремятся экономить урочное время, при этом проектная деятельность занимает основную часть урочной работы, что для педагогов зачастую выступает огромным минусом.
Следующей проблемой является факт того, что учителя не могут в полной мере заинтересовать учащихся, при этом школьники не проявляют энтузиазм в процессе выполнения проекта, что негативно отражается на конечном результате работы [12].
Необходимо обратить внимание и на проблемы применения проектной деятельности в школьном курсе истории (обществознания) на каждом этапе реализации указанного метода.
- Зачастую учителя сами называют проблемы, которые учащиеся должны решить в ходе разработки проектной работы. В то же время учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Именно поэтому обучающиеся не до конца осознают значимость и актуальность использования проектного метода работы.
В связи с этим необходимо, чтобы тема проекта была сформулирована таким образом, чтобы в нем учащийся мог видеть скрытую проблему. Проблема может стать личностно значимой, если она сформулирована самими обучаемыми.
- Следующей трудностью является организация следующего этапа – целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Исходя из указанной проблемы, можно использовать «дерево целей» и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.
- На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой. Зачастую педагоги не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после «мозговой атаки», а не во время ее проведения [11].
- Планирование проекта сопряжено с двумя трудностями. Первая из них заключается в неумении учениками составить план деятельности. Типичными ошибками выступают:
- слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта;
- отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту;
- определение требуемых ресурсов «на глазок»;
- отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам;
- неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана;
- отсутствие анализа возможных рисков проекта. Преподаватель должен научить учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта.
- На следующем этапе проектной деятельности – выполнении проекта – преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у учеников. Преподавателю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки.
- На этапе презентации, когда учащиеся предъявляют продукты своей деятельности, учитель должен воздерживаться от оценки. Здесь он является только наблюдателем. Оценка проекта осуществляется на следующем этапе – рефлексивном. Многие педагоги забывают об этом этапе и завершают проект презентацией. Однако для формирования умения самостоятельной работы важно научить обучаемого анализировать свою деятельность. Поэтому на данном этапе анализируется не только сам проект, но и деятельность учащихся [6].
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты работы с обучающимися в рамках решения проблемы применения проектной деятельности:
- формирование навыков планирования в рамках правильной постановки целей, задач проектной деятельности;
- формирование навыков сбора информации;
- развитие умения анализировать полученную информацию;
- формирование умения разрабатывать отчет в рамках проанализированной информации;
- формирование положительного отношения школьников к процессу обучения, а также формирование и развитие положительной учебной мотивации.
Метод проектов должен: [2]:
- быть ориентирован на личность каждого ребенка;
- мотивировать детей на дальнейший процесс деятельности;
- способствовать поддержанию педагогических целей на всех этапах проектной деятельности;
- позволять учиться на своем опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносить удовлетворение детям, видящим продукт своего труда.
Дляᅠ примененияᅠ метода опроектов необходимоᅠ соблюдениеᅠ следующихᅠ условийᅠ [7]:
- наличиеᅠ проблемы,ᅠ котораяᅠ требуетᅠ решенияᅠ сᅠ помощьюᅠ исследовательскогоᅠ поискаᅠ иᅠ примененияᅠ интегрированногоᅠ знания;ᅠ
- важностьᅠ предполагаемыхᅠ результатовᅠ вᅠ теоретическомᅠ иᅠ практическомᅠ плане;
- применениеᅠ исследовательскихᅠ (творческих)ᅠ методовᅠ приᅠ проектировании;ᅠ
- этапностьᅠ иᅠ четкостьᅠ реализацииᅠметода образовательных проектов;ᅠ
- самостоятельнаяᅠ деятельностьᅠшкольниковᅠ вᅠ ситуацииᅠ выбора.ᅠ
Однаᅠ изᅠ главныхᅠ задачᅠ педагога –ᅠ научитьᅠ каждогоᅠ ребенкаᅠ бытьᅠ самостоятельным.ᅠ Важнымᅠ факторомᅠ развитияᅠ познавательнойᅠ самостоятельностиᅠᅠ являетсяᅠ организацияᅠ работыᅠ сᅠ обучающимися.ᅠ Одинᅠ изᅠ ееᅠ вариантовᅠ –ᅠ использованиеᅠ карточекᅠ сᅠ заданиями,ᅠ которыеᅠ предусматриваютᅠ постепенноеᅠ сокращениеᅠ мерыᅠ помощиᅠ педагога.ᅠ
Работа в рамках реализации метода проектов школьниками первоначально связана с ознакомлением детей со спецификой и особенностями работы над проектами. Для этого на первых этапах работа проводится в игровой форме [12].
Первый этап работы связан с формированием самостоятельности у детей. Для этого необходимо провести несколько вводных занятий.
Педагог готовит различные карточки с темами предполагаемых проектов, этапами работы. Дети делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выбирает тему для исследования. Педагог объясняет с чего необходимо начать работу, какие этапы необходимо реализовать.
Второй этап построен на трансформации процесса организации обучения:
- работе предается практическая направленность;
- педагог акцентирует внимание на самостоятельной реализации этапов работы;
- применяются методы и приемы практической направленности;
- учитываются индивидуальные особенности детей.
Именно такой подход в рамках реализации метода проектов позволяет не только обогащать знания детей, но и развивать познавательный интерес учащихся, что позволит обойти представленные ранее ошибки в применения проектной деятельности на уроках истории (обществознания).
К важным принципам реализации проектной деятельности относятся [1]:
- обязательный учет индивидуальных особенностей ребенка с целью формирования приемов и методов работы для достижения положительного результата в рамках обучения;
- важно учитывать исключительно те особенности, которые имеют известный характер (интеллектуальное, коммуникативное развитие, особенности мышления, воображения и т.п.);
- в некоторых случаях важно акцентировать внимание и на специфических особенностях, если они имеют непосредственное отношение к обучению (талант, расстройства здоровья и т.д.);
- применение проекта должно реализовываться эпизодически и не иметь постоянной основы.
В процессе использования проектной деятельности возможна интеграция и иных методов работы:
- тестирование – имеет раздаточный характер, при этом тестирование применяется и для реализации диагностической работы с целью определения фактических проблем и анализа роста, положительных изменений в рамках обучения;
- индивидуальные задания – составление индивидуальных заданий напрямую зависит от уровня обучения ребенка. Задания должны быть направлены на улучшение показателей школьника;
- беседа – способствует определению тенденции трансформации уровня обучения.
В процессе применения проектной деятельности особое внимание уделяется и педагогу, который должен [7]:
- видеть развитие ребенка и уметь его подкреплять и анализировать;
- представлять дальнейшую перспективу работы, направленную на улучшение показателей развития ребенка;
- уметь выбирать работу с каждым ребенком;
- формировать у ребенка положительную мотивацию на дальнейший процесс обучения.
В процессе работ с детьми педагог должен акцентировать внимание на следующих моментах [8]:
- предлагать ребенку выполнять задания с заранее подготовленным руководством без помощи со стороны педагога;
- педагог должен способствовать тому, чтобы ребенок самостоятельно выполнял работу, при этом в большей степени педагогу необходимо реализовывать направляющую функцию, чтобы активизировать потенциал ребенка и направить его;
- составленный план работы должен иметь перспективное развитие ребенка, при этом необходимо отображать процесс усложнения заданий, чтобы ребенок не смог привыкнуть к тому уровню, который он уже выполнял.
Выводы
Анализ литературы по теме исследования позволил определить, что метод проектов на сегодняшний день имеет актуальное значение, поскольку применяется для полноценного и всестороннего развития личности учащихся в системе школьного обучения.
Применение представленного метода связано с реализацией следующих принципов, а именно:
— значимость;
— самостоятельность;
— открытость.
Основными видами проектов выступают:
- Практико-ориентированный проект.
- Исследовательский проект.
- Информационный проект.
- Творческий проект.
- Ролевой проект.
При этом выделяются виды проектов, основанные на области применения, времени протекания и достижения поставленной цели.
Согласно ФГОС метод проектной деятельности должен способствовать:
- повышению мотивации учащихся при решении задач;
- развитию творческих способностей;
- формированию чувства ответственности;
- созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Роль метода проектов в обучении детей достаточно велика, поскольку метод на следующие аспекты развития детей:
— формирование навыков планирования;
— формирование навыков сбора информации;
— развитие умения анализировать полученную информацию;
-формирование умения разрабатывать отчет в рамках проанализированной информации;
— формирование положительного отношения школьников к процессу обучения.
Стоит обратить внимание на то, что метод проектов довольно специфичен, но в то же время способствует полноценному познавательному развитию детей, что определяет эффективность и востребованность указанного метода.
Нами были определены следующие проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе истории (обществознания):
- Неумение учащихся определять проблему проектной деятельности.
- Нечеткая формулировка цели проектной деятельности.
- Неправильная формулировка выдвигаемой гипотезы.
- Отсутствие планирования проекта. Типичными ошибками выступают:
- слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта;
- отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту;
- определение требуемых ресурсов «на глазок»;
- отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам;
- неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана;
- отсутствие анализа возможных рисков проекта.
- Отсутствие или недостаточный уровень развития информационных умений у учеников.
- Отсутствие правильного подхода к анализу продленной работы.
На основе указанных проблемных аспектов мы определили, что необходимо обратить внимание на следующие аспекты работы с обучающимися в рамках решения проблемы применения проектной деятельности:
- формирование навыков планирования в рамках правильной постановки целей, задач проектной деятельности;
- формирование навыков сбора информации;
- развитие умения анализировать полученную информацию;
- формирование умения разрабатывать отчет в рамках проанализированной информации;
- формирование положительного отношения школьников к процессу обучения, а также формирование и развитие положительной учебной мотивации.
Список использованной литературы
- Беляков,ᅠ Е.М.ᅠ ᅠ Проектнаяᅠ деятельностьᅠ вᅠ образованииᅠ/ Е.М. Беляков //ᅠ Проблемыᅠ современногоᅠ образования.ᅠ -ᅠᅠ -ᅠ №ᅠ 3.ᅠ -ᅠ С.ᅠ 62-68.
- Бережная,ᅠ Л.И.ᅠ ᅠ Применениеᅠ проектногоᅠ методаᅠ обученияᅠ / Л.И. Бережная //ᅠ Актуальныеᅠ проблемыᅠ непрерывногоᅠ педагогическогоᅠ образованияᅠ вᅠ условияхᅠ реализацииᅠ федеральныхᅠ государственныхᅠ иᅠ профессиональныхᅠ стандартов.ᅠ -ᅠᅠ -ᅠ №ᅠ 1.ᅠ -ᅠ С.ᅠ 23-28.
- Бреднева,ᅠA.ᅠ Дидактическиеᅠ возможностиᅠ методаᅠ учебногоᅠ проектаᅠ/ Н.А. Бреднева //ᅠ Педагогическиеᅠ науки. -ᅠ М.:ᅠ Спутник,ᅠ 2008.ᅠ -ᅠ №ᅠ 4ᅠ (32).ᅠ -ᅠ С.ᅠ 109-112.
- Брыкова,ᅠ О.В.ᅠ Проектнаяᅠ деятельностьᅠ сᅠ использованиемᅠ информационныхᅠ технологийᅠ вᅠ учебномᅠ процессе ᅠ/ О.В. Брыкова. — ᅠ Санкт-Петербург:ᅠ РЦОКОиИТ,ᅠᅠ -ᅠ 100с.
- Вереникина,ᅠ И.А.ᅠ ᅠ Проектнаяᅠ деятельностьᅠ какᅠ средствоᅠ развитияᅠ познавательныхᅠ интересовᅠ/ И.А. Вереникина //ᅠ Наукаᅠ иᅠ современность.ᅠ -ᅠᅠ -ᅠ №ᅠ 39.ᅠ –ᅠ С.ᅠ 1-4.
- Веселова,ᅠ В.Г.ᅠ Проектнаяᅠ деятельностьᅠ какᅠ средствоᅠ формированияᅠ профессиональнойᅠ компетентностиᅠ будущегоᅠ учителяᅠ вᅠ условияхᅠ широкойᅠ социальнойᅠ конкуренции:ᅠ Дисс.ᅠ .ᅠ канд.ᅠ пед.ᅠ наук.ᅠ Армавир,ᅠ-ᅠ 177с.
- Голуб,ᅠ ᅠ Г.Б.ᅠ Методᅠ проектовᅠ какᅠ технологияᅠ формированияᅠ ключевыхᅠ компетентностейᅠ учащихся / Г.Б. Голую.ᅠ — Самара,ᅠ-ᅠ 332ᅠ с.
- Гуревич, П. С. Психология и педагогика : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 320 с.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
- Ильин, Г.Л. Инновации в образовании / Г.Л. Ильин. — М.: Прометей, 2015. — 425 с.
- Кравченко,ᅠ А.И.ᅠ Психологияᅠ иᅠ педагогикаᅠ / ᅠ А.И.ᅠ Кравченко.ᅠ -ᅠ М.:ᅠ ИЦᅠ РИОР,ᅠᅠ -ᅠ 112ᅠ с.
- ᅠЛукина, А.К.ᅠ ᅠ Проектнаяᅠ деятельностьᅠ учащихсяᅠ какᅠ средствоᅠ повышенияᅠ качестваᅠ образованияᅠ/ А.К. Лукина //ᅠ Проблемыᅠ современногоᅠ образования.ᅠ -ᅠᅠ -ᅠ №ᅠ 3.ᅠ -ᅠ С.ᅠ 110-119.
- Пастюк, О.В. Психология и педагогика / О.В. Пастюк. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 160 с.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1971.-208 с.
- Сорокин, H.A. Дидактика / Н.А. Сорокин. — М.: Просвещение. — 1974. -222 с.
- Столяренко,ᅠ А.ᅠ М.ᅠ Общаяᅠ педагогика /ᅠ А.ᅠ М.ᅠ Столяренко.ᅠ -ᅠ М.ᅠ:ᅠ ЮНИТИ-ДАНА,ᅠᅠ -ᅠ 479ᅠ с.
- Чуракова, О.В. Метод проектов в образовательном процессе / О.А. Чуракова. 0 Самара.: Профи., 2002. — 142 с.
- ФГОС ООО [Электронный ресурс] // URL: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003 (дата обращения: 03.08.2019).
1 2
