Меню Услуги

Трудовой (страховой) стаж: правовое регулирование и юридическое значение


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 1.1. История развития законодательства о трудовом стаже
  • 1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа
  • 1.3. Правовое регулирование трудового стажа
  • ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА (НА ПРИМЕРЕ УПФР В МОТОВИЛИХИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ)
  • 2.1. Периоды, включаемые в трудовой стаж
  • 2.2. Специальный трудовой стаж
  • 2.3. Особенности исчисления и подтверждения трудового стажа (на примере УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми)
  • ГЛАВА 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  • 3.1. Проблемы, связанные с трудовым стажем и пути их решения
  • 3.2. Совершенствование законодательства о трудовом стаже
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В одних случаях трудовой стаж определенной длительности и характера играет роль ключевого юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.), в других является лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического  состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). С продолжительностью трудового стажа связан и размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой, содержание и понятие трудового стажа меняется, поэтому основное значение на сегодняшний день, принимает только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

Вопросы, касающиеся, отсутствия четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем являются очень актуальными.

Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Многие авторы изучали данную тему, такие как, Квасов Д.А., Гусов К.Н., Тучкова Э.Г., Захаров М.Л., Сулейманова Г.В., Ершов В.А., Толмачев И.А., и ряд других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.

Объектом исследования являются пенсионные правоотношения, которые порождают трудовой стаж, как один из юридических фактов.

Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Базой исследования является УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми.

Цель данной дипломной работы — провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.

Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать понятие и юридическое значение трудового стажа в праве социального обеспечения;
  2. Изучить правовое регулирование трудового стажа;
  3. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
  4. Рассмотреть порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального;
  5. Проанализировать проблемы законодательства трудового стажа и пути их решения;
  6. Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: исторический и специально-юридический.

Исторический метод обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.

Специально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, научных и методических материалов, литературных источников. Он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в применении ее в пенсионном законодательстве, при назначении пенсий. Прежде всего, данное исследование, было бы полезно гражданам, интересующимся порядком исчисления трудового стажа по новому законодательству; могло бы быть использовано в качестве пособия студентам, изучающим курс «Право социального обеспечения».

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются история развития законодательства, понятие и юридическое значение термина трудовой стаж, а также его виды. Изучается правовое регулирование трудового стажа. Во второй главе рассматриваются периоды, включаемые в трудовой стаж, особенности исчисления и подтверждения трудового (страхового) стажа. Третья глава посвящена проблемам, связанным с трудовым стажем, а также путям их решения.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

 

ГЛАВА 1. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. История развития законодательства о трудовом стаже

Становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.

В 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих, поэтому первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась государева служба. С ее продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и ее размер.

Определенное юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан. Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории. В этой связи особое внимание необходимо уделять историко-правовому анализу законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.

В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения выделяют четыре основных этапа:

1-й этап – появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики – с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется:

  1. Введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения, как средства достижения экономических и идеологических целей.
  2. Обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией.
  3. Формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа.

2-й этап развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период – с 1928 г. по 1955 г. — характеризуется:

  1. Введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер.
  3. Приданием юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж).

3-й этап – это этап совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период:

— произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза;

— сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

4-й этап — с 1990 г. по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны в социальной сфере. И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы, являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования. Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание.

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Государственные пенсии, ознаменовавшие новый этап развития социального обеспечения, стали первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения. Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, к уравнительности в нищете. В результате пенсионная реформа зашла в тупик, утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории страховой стаж.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 6 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа.

На законодательном уровне понятие страхового стажа впервые дано в Федеральном законе от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», где страховой стаж определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж — это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, становление трудового стажа связано с развитием государственного социального обеспечения. С каждым этапом развития трудового стажа совершенствуется его правовое регулирование. В основе пенсионного законодательства появляется такое значение, как страховой стаж, которое становится фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы.

1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа

Стаж – это продолжительность какой-либо деятельности. Срок, в течение которого лицо, приступившее к какой-либо работе, деятельности, приобретает практический опыт и овладевает специальностью.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно-полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении прав граждан на пенсионное обеспечение.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А именно, страховой стаж — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.

Как следствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д.

Нормативные правовые акты РФ придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения.

Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других нормативно-правовых институтов.

Изучение же норм трудового стажа как института права социального обеспечения является необходимой предпосылкой для успешной практики применения всех норм данной правовой сферы.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Выделяют следующие виды трудового стажа:

  1. Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.

Некоторым категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии общего трудового стажа не менее шести лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

  1. Страховой стаж — суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Он является основанием для получения пенсии по старости и инвалидности от общего заболевания, а также пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме того, со страховым стажем связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии, как продолжительность периода уплаты страховых взносов.

В страховой стаж включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию.

Страховой стаж подразделяется на два подвида:

1) специальный страховой стаж — суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.

Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.

2) общий страховой стаж — это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Общий страховой стаж является одним из условий для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Необходим страховой стаж продолжительностью не менее 6 лет.  Также это одно из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Как правило, для назначения той или иной досрочной пенсии требуется страховой стаж продолжительностью для мужчин (25 лет) и для женщин (20 лет).

  1. Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. От его продолжительности зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае — наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

  1. Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что, перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности.

Значение непрерывного трудового стажа:

  • от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
  • его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
  • с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.

При определении размера пособия или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Данный вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.

Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона — инициатор прекращения трудового договора.

С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая. Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа.

В заключении отметим, что трудовой стаж является одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения. Он подразделяется на несколько различных видов, нормативные правовые акты которым, придают разное юридическое значение. Многообразие этих норм позволяет выделить трудовой стаж в самостоятельный институт отрасли права.

1.3. Правовое регулирование трудового стажа

Изучению трудового стажа, как правовой категории, уделяется достаточно много внимания на страницах юридической литературы. Однако вопросы, касающиеся правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих, колхозников и других, категорий трудящихся, были объектом анализа в основном советских ученых и затрагивали советский период развития нашего государства.

Актуальной задачей правовой науки и законодательной практики становится точное распределение сфер правового регулирования трудового стажа (централизованное и децентрализованное), классификация нормативных актов, регулирующих порядок учета различных периодов трудовой деятельности работника, характера его труда, попадающего под признаки специального (непрерывного) стажа. В связи с этим на первый план выдвигается разработка новых и совершенствование действующих норм трудового законодательства, направленных на регулирование трудового стажа в целях обеспечения оптимальных результатов организации труда и производства.

В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов.

К ним относятся:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Международно-правовые акты. Так, если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международно-правовых актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2011 N 1597-р (ред. от 25.03.2013) «О подписании Протокола о внесении изменений в Конвенцию о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 г. и Соглашения о социальном обеспечении (социальном страховании) трудящихся-мигрантов и членов их семей».

Приказ Минтранса РФ от 23.04.2007 N 47 «Об установлении минимального срока морской службы судовым поварам» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.07.2007 N 9804).

  1. Законодательные акты. А именно:

Трудовой кодекс РФ. Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.

Среди специальных законодательных актов, регулирующих порядок исчисления и подтверждения трудового стажа необходимо выделить:

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Данный закон не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

  1. Подзаконные нормативные акты:

— Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 11 июля 2002 года № 516.

— Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

— Постановление Правительства РФ от 21 июля 2004 г. № 363 «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждение коэффициента индексации с 1 августа 2004 г. страховой части трудовой пенсии».

— Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда».

— Постановление Правительства РФ от 8 октября 2012 г. № 1022 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».

  1. Множество других актов министерств и ведомств, например,

Постановление Минтруда РФ от 24 июня 1994 г. №50 «Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуации».

Постановление Минтруда РФ от 16 мая 1994 г. №37 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия».

Постановление Минтруда РФ от 19.11.2003 г. № 77 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников Исследовательского центра частного права».

Постановление Минтруда РФ от 13 марта 2003 г. № 11 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работников Института законодательства и сравнительного правоведения   Правительстве РФ».

На основании вышеизложенного можно прийти к следующему выводу: на правовое регулирование трудового стажа направлен целый комплекс нормативных актов. Однако это больше недостаток, чем достоинство данного института.

В первую очередь такой недостаток проявляется в том, что чем больше актов – тем больше в них противоречий. Кроме того, по-прежнему продолжает действовать целый ряд устаревших нормативных документов.

Во-вторых, большое количество нормативных актов вызывает проблемы при применении их на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего, на гражданах.

Сложность, многообразие и противоречивость нормативных правовых актов, регулирующих трудовой стаж, затрудняет правоприменительную практику. В связи с этим Пленум Верховного суда РФ 20 декабря 2005 года принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» № 25, где значительное место отведено вопросам исчисления и доказательства стажа1.

В заключение главы отметим что, становление института трудового стажа берет свое начало в развитии государственной системы социального обеспечения граждан.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно-полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении прав граждан на пенсионное обеспечение. Он подразделяется на несколько различных видов, которым нормативные правовые акты РФ придают разное юридическое значение, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения.

Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения. На правовое регулирование трудового стажа направлен целый комплекс нормативных актов.

Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других нормативно-правовых институтов.

Изучение же норм трудового стажа как института права социального обеспечения является необходимой предпосылкой для успешной практики применения всех норм данной правовой сферы.


Страницы:   1   2   3