Заявка на расчет
Меню Услуги

Цифровая медицина и управление сестринским процессом. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

 

2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ПРОБЛЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

2.1 Роль и функции медицинских специалистов среднего звена

Роль и функции медицинских специалистов среднего звена в работе рассмотрены на базе ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» (г. Москва, ул. Саляма Адиля, д. 2/44).
ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» была основана по распоряжению Исполнительного Комитета Московского городского Совета трудящихся от 12.01.1959 года № 146 и последующего приказа Московского городского отдела здравоохранения от 23.01.1959 года № 52.
В настоящее время больница является ведущим московским многопрофильным лечебно-диагностическим учреждением, в состав которого входит профильных отделений: нейрохирургии, хирургии, кардиологии, терапии, эндокринологии, неврологии, травматологии и другие отделения. Так же в состав клиники входят: Перинатальный центр, женские консультации «Северное Тушино», «Митино», и «Куркино», Московский городской пульмонологический центр и центр мануальной терапии.
Медицинский персонал и врачи ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, изучают новейшие методы диагностики и лечения, регулярно принимают участие в российских и международных медицинских симпозиумах, конференциях и семинарах, обмениваются опытом с коллегами из других лечебных учреждений России и зарубежных медицинских центров, проходят стажировки в клиниках Европы. 2014 года ГКБ №67 является постоянным участником крупнейшей международной медицинской выставки «MEDICA». Благодаря этому во всех отделениях нашей клинической больницы нам удалось создать коллективы высоких профессионалов своего дела, которые могут оказывать пациентам медицинскую помощь на самом современном уровне.
Также на базе больницы организована первая в Москве полностью автоматизированная клинико-диагностическая лаборатория, в которой ежемесячно выполняется до 2,5 млн. исследований, качество которых подтверждено международным сертификатом качества ISO 15189:2012.
Организационная структура ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» представлена в приложении 1.
Внутри обособленных подразделений усиливаются связи между административным и медицинским персоналом, отрабатываются все рабочие процессы, создаётся позитивная командная атмосфера, для более чёткого взаимодействия при оказании медицинской помощи. Кроме этого, со стороны руководства с помощью управленческих решений и КПЭ вносят некий элемент соревновательной деятельности, для стимулирования достижения целей команд.
Приказом Минздрава России от 25 июня 2014 года № 309 утверждена «Дорожная карта» по расширению функций специалистов со средним медицинским образованием, целью которой является повышение роли в том числе медицинских сестер в современной системе здравоохранения и оптимизация их деятельности на основе пересмотра функциональных обязанностей и формирования новой организационно-правовой модели деятельности специалистов со средним медицинским образованием .
В Москве реализуется программа наблюдения за пациентами «Мое здоровье», которая заключается в сопровождении пациентов диспансерной группы, требующих внимания и регулярного наблюдения у участкового терапевта.
Средний медицинский персонал ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» получил новую роль — роль помощника врача. Для этого выделены специалисты со средним медицинским образованием, и теперь они сопровождают пациента на всех этапах.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Медицинская сестра ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ» вне зависимости от профиля обязана владеть всеми навыками базовых манипуляций, быть универсалом. Базовые навыки — фундамент среднего медицинского образования. Вопрос расширения компетенций медицинской сестры необходим и нуждается в более детальном обсуждении с привлечением профильного и экспертного сообщества, а также образовательных организаций.

Области расширения функционала специалистов среднего звена  ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»:

  1. Самостоятельное ведение приема в пределах своей компетенции с внесением данных в электронную карту.
  2. Получение доступа в системе ЕМИАС к электронной карте пациента.
  3. Осмотр перед вакцинацией.
  4. Ведение электронного протокола при посещении пациента на дому или на приеме в манипуляционном кабинете (для медсестры врача общей практики).
  5. Выписка лекарственных препаратов, не требующих корректировки врачом.

С целью повышения качества непрерывного медицинского образования, интегрированного в практическую деятельность, на базе крупной городской многопрофильной больницы создана система внутреннего обучения сотрудников, состоящая из нескольких элементов: контингенты обучаемых, обучающие лица, средства обучения, программа обучения.

Средства обучения: впервые организованный в 2020 году Центр развития профессиональных компетенций (ЦРПК), виртуальные VR-тренажеры со специально разработанным к ним программным обеспечением «Виртуальная больница», фантомы и симуляционные манекены для отработки практических навыков сердечно-легочной реанимации, инвазивных вмешательств и сестринских манипуляций, информационная платформа для проведения дистанционного внутреннего обучения, обучающие материалы (видео-, аудиофайлы, презентации), стандартные операционные процедуры (СОП), учебные материалы, компьютерное оснащение тренинг-центра для отработки навыков сотрудников работе в медицинской информационной системе, аппараты биологической обратной связи для психоэмоциональной разгрузки сотрудников.

В ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»   реализуется Программа внутреннего обучения, которая состоит из нескольких элементов: регистрация сотрудников на прохождение внутреннего обучения, контроль результатов тестирования, напоминания и оповещения сотрудников о появлении нового обучающего материала или вебинара, построение курсового плана внутреннего обучения для различных категорий сотрудников, составление программы адаптации молодых специалистов, наставничество, использование искусственного интеллекта при формировании индивидуальной образовательной траектории каждого сотрудника (рисунок 2).

 

Рисунок 2 —  Тренажер виртуальной реальности в ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»

 

Для повышения профессионального уровня врачебного и сестринского персонала больницы создан Центр развития профессиональных компетенций (ЦРПК), оснащённый компьютерной, демонстрационной и VR-техникой. Основная задача центра – проведение мероприятий по подготовке квалифицированных специалистов на рабочем месте, что способствует повышению качества оказываемой медицинской помощи.

Управление ЦРПК осуществляет заведующий отделом управления качеством медицинской помощи в части формирования штатов, положения о центре и приказов в рамках своих компетенций, создания условий для профессионального роста медработников, формирования профессиональной культуры, методического сопровождения, внедрения инновационных процессов и VR-технологий, обмена опытом, разработки и непрерывной корректировки единых стандартов и стандартных операционных процедур.

Учебно-методическая деятельность ЦРПК осуществляется путем проведения занятий на тренажерах виртуальной реальности, симуляционных манекенах для отработки практических навыков, проведения конференций, семинаров, «круглых столов», индивидуальных и групповых консультаций, тестирований, конкурсов профессионального мастерства.

В разработанной дистанционной платформе загружены обучающие материалы по следующим разделам: «Система менеджмента качества», «Лекарственная безопасность», «Хирургическая безопасность», «Эпидемиологическая безопасность», «Безопасность среды», «Профилактика рисков, связанных с переливанием крови», «Юридические и кадровые вопросы», «Вопросы делопроизводства в больнице», «Стандарты и порядки оказания медицинской помощи», «Клинические рекомендации», «Алгоритмы оказания экстренной медицинской помощи», «Стандартные операционные процедуры», «Уход за пациентом. Сестринские манипуляции», «Профилактика эмоционального выгорания», «Профилактика конфликтов».

Обучающие материалы представляют собой презентации, изображения, видео, аудио и текстовые файлы. Для персонала больницы запускается полный цикл обучения: создаются учебные курсы и на них записываются определённые группы пользователей, разрабатываются индивидуальные маршруты развития сотрудников, контролируется успеваемость через статистику и отчеты, учитываются результаты очных тренингов через календарь.

 

Оценка эффективности использования цифровых технологий в работе медицинских специалистов среднего звена

 

В исследование, которое проводилось в 2021–2022 гг., вошли 79 специалистов среднего звена, работающих в должности палатной медицинской сестры в отделениях паллиативной помощи, реанимационных, неврологических и хирургических отделениях ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ».

В целях оценки эффективности использования цифровых технологий в работе специалистов среднего звена применялась  анкета для определения отношения среднего медицинского персонала к цифровым технологиям. Такими наиболее популярными технологиями являются: центры для мониторинга за работой сердца, мозга, инструменты для отслеживания уровня глюкозы в крови, а так же различные вспомогательные технологии по уходу за малоподвижными пациентами. Большую популярность в последнее время приобретают системы быстрого анализа.

Полученные данные анализировались методами описательной статистики. Применялся пакет программ Microsoft Office Excel 2016. За уровень статистической значимости принимали р < 0,05.

Анализ статуса опрашиваемых сотрудников представлен на рисунке 3 (поло-возрастные группы).

Рисунок 3 – Половая структура опрашиваемых сотрудников, %

 

Как показывают данные рисунка 3, среди опрашиваемых 96% сотрудников – женщины, что обусловлено спецификой деятельности. Мужчины крайне редко работают на должностях среднего медицинского персонала.

Возрастная структура представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Возрастная структура опрашиваемых сотрудников, %

 

Среди опрошенных сотрудников преобладает возрастная группа: от 35 до 50 лет – 75%.

Уровень профессиональной подготовки опрошенных сотрудников приведен на рисунке 5.

Рисунок 4 –  Уровень профессиональной подготовки  опрашиваемых сотрудников, %

Медицинские сестры в основном (90,5 %) имели среднее профессиональное образование, высшее образование было у 8,8 %, образование уровня магистратуры – у 0,7 %.

Более половины медицинских сестер (62,4 %) выразили мнение, что цифровые и информационные технологии можно применять для работы со всеми пациентами, 27,8 % – с тяжелобольными пациентами. Каждая пятая медицинская сестра из числа участников исследования (22,63 %) считает возможным применить эти технологии в уходе за лежачими больными, 19,52 % – за маломобильными пациентами (инвалидами).

К преимуществам применения цифровых технологий в работе специалистов среднего звена были отнесены следующие:

— оперативность осуществления манипуляций;

— устранение повтора одних и тех же функций;

— сохранность большого объема информации и неограниченный доступ к ней.

Среди недостатков применения цифровых технологий в работе специалистов среднего звена были названы следующие:

— необходимость дополнительного обучения для активного применения цифровых технологий в работе;

— высокая стоимость таких технологий;

— не всегда положительное отношение пациентов к применению таких технологий (особенно относительно пожилых пациентов).

Результаты опроса медицинских сестер о применении цифровых технологий в их профессиональной деятельности приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 — Применение цифровых технологий в профессиональной деятельности специалистов среднего звена стационаров ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»

Цифровые технологии Частота применения технологий, %
Не применяем 43,4
Системы мониторинга: работы сердца, мозга, АД, уровня глюкозы, сна и т. п. 36,8
Системы для ухода за пожилыми людьми 10,7
Системы удаленного взаимодействия с врачом 8,6
Приложения для контроля здоровья, употребления лекарств, планирования лечения, обучающие системы и др. 7,9
Диагностические системы и системы быстрого анализа (крови, слюны, мочи, дыхания и т. п.) 17,4
Удаленный мониторинг за тяжелобольными маломобильными пациентами 1,9
Носимые, имплантируемые и проглатываемые сенсоры для получения различных жизненных показателей 1,9
Носимые мобильные системы (трекеры движений, камеры) 0,7

 

Как следует из таблицы, практически половина опрошенных не применяет цифровые и информационные технологии в своей профессиональной деятельности.

Представим полученные результаты графически на рисунке 5.

Рисунок 5 — Применение цифровых технологий в профессиональной деятельности специалистов среднего звена стационаров ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»

 

Отсутствие цифровых технологий в работе медсестер ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»  образует проблему не только с точки зрения эффективности оказания медицинских услуг и проведения мероприятий, но и с позиции квалификации среднего медицинского персонала. Внедрение любых цифровых технологий обуславливает необходимость обучения, повышения квалификации, что состоит не только в получении новых знаний в отношении использования цифровых технологий, но и обновления опыта и навыков по проведению манипуляций, использованию медикаментов и т.д.

Медицинские сестры стационара ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»  чаще работают с системами мониторинга: работы сердца, мозга, АД, уровня глюкозы, сна, достаточно часто используют диагностические системы и системы быстрого анализа.

Редко применяются приложения для контроля состояния здоровья, употребления лекарств, планирования лечения, а также носимые, имплантируемые и проглатываемые сенсоры для определения различных жизненных показателей (1,9 %).

Частота применения информационных технологий приведена на рисунке 6.

Рисунок 6 — Информационные технологии, используемые в профессиональной деятельности специалистов среднего звена  ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ», (%)

 

Чаще всего (в 73,1 % случаев) медицинские сестры ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»  в своей деятельности используют единую медицинскую информационную автоматизированную систему (ЕМИАС). Практически каждая третья медицинская сестра пользуется Интернетом, 12,9 % сестер работают с «Электронными медицинскими картами». Только 10,2 % применяют информационные технологии социальных сетей, 6,5 % – мобильные приложения. Медицинские сестры практически не работают в системе «1С» и в телемедицине. Таким образом, медицинские сестры стационаров, работающие с тяжелобольными пациентами, недостаточно используют информационные и цифровые технологии в своей профессиональной деятельности.

В условиях проводимых реформ в здравоохранении меняются функции и организационные формы деятельности медицинских сестер. С развитием медицинской науки возрастает потребность в инновационных подходах к качеству ухода за пациентами.

Применение инновационных технологий в ежедневной практической деятельности медицинской сестры делает ее работу более профессиональной, комфортной, обеспечивает безопасность и удобство выполнения основных профессиональных обязанностей, сокращает трудозатраты, позволяет быстро и качественно обеспечить реализацию лечебно-диагностического процесса, что обосновывает потребность во внедрении новых технологий в практику сестринского персонала.

Информационные технологии становятся все более востребованы в здравоохранении, в том числе для проведения удаленного мониторинга состояния пациентов. Активное внедрение информационных и цифровых технологий является новым направлением в развитии здравоохранения для совершенствования профессиональной деятельности медицинских сестер в уходе за тяжелобольными маломобильными пациентами.

Таким образом, по результатам анализа эффективности и проблем использования цифровых технологий в работе медицинских сестер ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ»  следует вывод о существовании проблем, связанных с применением цифровых технологий в работе среднего медицинского персонала. Более 30% медицинских сестер не используют в своей работе никакие цифровые технологии. Недостаточность цифровых технологий в работе медицинских сестер приводит к проблемам не только с точки зрения эффективности оказания медицинских услуг и проведения мероприятий, но и с позиции квалификации среднего медицинского персонала. Активное использование любых цифровых технологий обуславливает необходимость обучения, повышения квалификации, что состоит не только в получении новых знаний в отношении использования цифровых технологий, но и обновления опыта и навыков по проведению манипуляций, использованию медикаментов и т.д.

3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

В целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны в приоритете у правительства реализация госгарантий медпомощи россиянам, сохранение и укрепление их здоровья. В то же время с развитием медицинской науки появляются все более новые и глубокие знания, для овладения которыми необходимо совершенствовать уже приобретённые. В связи с этим возрастает роль среднего медперсонала, что становится существенным стимулом для проведения модернизации и развития сестринского дела в РФ.

Для того чтобы повысить эффективность медпомощи, сделать её максимально доступнее и качественнее, нужны внедрения передовых инноваций и новых технологий в сфере профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний. И здесь медсестрам принадлежит одна из ведущих ролей. В первую очередь к представителям этой профессии предъявляются такие требования:

— физическая выносливость;

— профессиональная компетенция;

— постоянное совершенство знаний;

— высокие морально-этические принципы;

— внимательное и заботливое отношение к каждому пациенту.

Современное сестринское дело также требует от медсестер умения самостоятельно наблюдать, оценивать потребности и состояние пациента, принимать решения со всей осознанной ответственностью, так как от этого напрямую зависит успех лечения.

Программа содержит разделы, посвященные инновациям в деятельности медицинских сестер. При этом реализация любого нового проекта должна быть подкреплена не только созданием благоприятных социально-психологических условий, но и необходимой материально-технической базой. Поэтому Министерство здравоохранения и разработчики программы уделили немалое внимание финансовому вопросу. В результате увеличилось финансирование больниц, произвелась закупка материалов для обследования и лечения пациентов, новейшего медоборудования[1].

Ведущие направления инновационного процесса включают:

— новые технологии и методик в области лечения и профилактики заболеваний;

— избавление от непрофессиональной работы и повышение стандартов качества медпомощи с контролем на каждом этапе;

— формирование личной ответственности за больного;

— постоянное повышение квалификации и профессиональных знаний, навыков;

— консультативно-просветительская работа со здоровым населением;

— новое распределение обязанностей между медперсоналом с координацией и взаимодействием между структурами и с наделением медсестер большими полномочиями;

— мотивацию кадрового потенциала и изменения кадрового состава с введением новых должностей для специалистов с высшим медобразованием по специальности «сестринское дело».

Качество медсестринской помощи напрямую зависит от грамотного использования потенциала медсестер за счет введения новых форм ухода и навыков практический деятельности, а также умения специалиста работать с профинформацией, эффективно осваивая и применяя информационные технологии. Чем целесообразнее медицинский процесс, тем ниже трудозатраты. В результате к каждому пациенту возможен индивидуальный подход, что повышается качество обслуживания и снижает стоимость медуслуг. Применяя нововедения на практике, медсестры гарантируют безопасность и удобство выполнения своих обязанностей, тем самым достаточно быстро и качественно реализуя лечебно-диагностический процесс.

В последнее время практически во всех российских развивающихся лечебных учреждениях открываются отделения сестринского ухода, развиваются новые организационные формы и технологии, такие как сестринский процесс, оккупациональная сестринская помощь и др. Главным приоритетом в работе становится проблема пациента и полное удовлетворение его потребностей.

Среди наиболее новых инструментов, материалов и технологий, внедренных в работу среднего медицинского персонала, отмечаются следующие.

Вакуумные системы — это одноразовые пробирка, игла, держатель, которые дали возможность быстро и комфортно проводить забор крови, исключить осложнения, обезопасить пациентов и медперсонал. Среди преимуществ также надежность маркировки и простота утилизации.

Рисунок 4 –Вакуумные системы

 

Для взятия крови из «сложных» вен или кратковременного ведения лекарств используются стерильные закрытые системы, состоящие из иглы-«бабочки», катетера и адаптера. Они часто применяются в педиатрии. К тому же сегодня материал для исследований доставляется в специальных и удобных контейнерах, обеспечивающих безопасность биоматериала при транспортировке в лабораторию.

Штрих-коды — применение браслетов со штрих кодами, на которых наносится информация (Ф.И.О, возраст и т. п.) для точной идентификации больных. Это позволяет избежать ошибок при взятии анализов и выдаче лекарств, проведении процедур. Системы штрих-кодировки этикеток широко используются в лабораториях, на станциях переливании крови, стерилизационных отделениях, аптеках[2].

Прибор для визуализации вен — портативный ручной прибор, который бесконтактно с помощью инфракрасного излучения визуально отображает карту периферических вен (см. рисунок 5).  Прибор используется с целью венопункции и других сосудистых процедур.

Рисунок 5 – Прибор для визуализации вен

 

Средства для проведения дезинфекции — новые дезинфицирующие средства для уничтожения возбудителей инфекционных заболеваний позволяют совместить дезинфекцию с предстерилизационной очисткой. Средства характеризуются низкой токсичностью, широким спектром действия, активны в небольших концентрациях, не повреждают инструменты и оборудование. Для обработки применяются специальные емкости и контейнеры, предназначенные для дезрастворов. Задача обеззараживания воздуха в больницах решается посредством современных облучателей-рециркуляторов[3].

Современные кровати и прикроватные мониторы — многофункциональные кровати различных моделей для лежачих пациентов значительно облегчают медсестрам уход, проведение лечебных процедур и врачебный осмотр. Кровати позволяют менять положение заболевших, что снижает риск осложнений (см. рисунок 6).

Рисунок 6 — Современные кровати и прикроватные мониторы

 

Прикроватные мониторы помогают следить за состоянием пациента и при внезапном изменении показателей (сердцебиения, давления и т. п.) немедленно дают сигнал о необходимости срочных помощи со стороны медперсонала.

Медицинские информационные технологии — использование достижений телекоммуникационных (телемедицина) и компьютерных технологий благотворно влияет и на сестринский процесс, повышая уровень обслуживания. И хотя компьютерные работы на данный момент на стадии становления, а массовая и систематизированная компьютеризация еще не состоялась, все больше медучреждений оснащаются ПК, оргтехникой и переводят работу в электронные варианты.

К тому же объединение медицинских заведений РФ в единую сеть позволит систематизировать документооборот (сбор, обработку, анализ медицинских данных) и проводить быстрый обмен информацией между медструктурами, что значительно сэкономит время и средства. В недалеком будущем планируется систематическое обучение персонала работе на современных устройствах, но уже сейчас медсестрам необходимо овладеть базовыми навыками работы на компьютере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Использование цифровых технологий является одним из ключевых направлений повышения качества российского здравоохранения как на государственном уровне, так и на рыночном.

К направлениям цифровой медицины можно отнести развитие электронного здравоохранения, становление мобильного здравоохранения, появление телемедицины и начало применения искусственного интеллекта.

Анализ возможностей и преимуществ использования в российском здравоохранении описанных выше цифровых технологий позволил сделать вывод о прогнозировании существенных изменениях в качестве после их внедрения.

Благодаря цифровым технологиям можно повысить системность в отслеживании здоровья пациента между медицинскими учреждениями с помощью единого формата электронных медицинских записей, увеличить эффективность назначаемого лечения и точность проводимых исследований, нивелировать географические и социально- демографические ограничения в доступе к получению медицинской помощи и регулярному мониторингу состояния хронических больных, повысить вовлеченность населения в отслеживание своих показателей здоровья для профилактики и своевременного лечения заболеваний с возможностью проведения самостоятельных исследований и получения оперативной консультации специалиста.

С целью получения таких результатов необходимо внесение изменений в нормативно-правовое регулирование отрасли, в том числе в систему финансирования, государственные инвестиции, решение управленческих проблем по обучению персонала и просветительская деятельность по обучению населения их использованию в профилактических целях, для организации своего лечения и обеспечения доступа к медицинской помощи в дистанционном формате. Помимо этого, требуется технологическое развитие данных направлений для повышения качества данных технологий, что может быть реализовано либо в условиях рыночной конкуренции, либо в рамках государственно- частного партнерства для более локальных проектов.

В России существует большой потенциал в связи с активной работой данного рынка, стимулируемой государственными и национальными программами. При этом высокая активность рынка и большая часть проводимых исследований относятся к описываемым выше биосенсорам как важнейшим элементам организации мобильного здравоохранения, электронным медицинским записям, телемедицине и продуктам, совмещающим работу человека и искусственного интеллекта.

Роль и функции медицинских специалистов среднего звена в работе рассмотрены на базе ГБУЗ г. Москвы «ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ».

Оценка эффективности использования цифровых технологий в работе медицинских специалистов среднего звена  проводилась с помощью исследования среди медицинских специалистов среднего звена, работающих в должности палатной медицинской сестры в отделениях паллиативной помощи, реанимационных, неврологических и хирургических отделениях.

По результатам анализа эффективности и проблем использования цифровых технологий в работе медицинских специалистов среднего звена  следует вывод о существовании проблем, связанных с применением цифровых технологий в работе среднего медицинского персонала. Более 30% медицинских специалистов среднего звена  не используют в своей работе никакие цифровые технологии. Недостаточность цифровых технологий в работе медицинских специалистов среднего звена  приводит к проблемам не только с точки зрения эффективности оказания медицинских услуг и проведения мероприятий, но и с позиции квалификации среднего медицинского персонала. Активное использование любых цифровых технологий обуславливает необходимость обучения, повышения квалификации, что состоит не только в получении новых знаний в отношении использования цифровых технологий, но и обновления опыта и навыков по проведению манипуляций, использованию медикаментов и т.д.

Наиболее популярными с точки зрения использования в работе медицинских специалистов среднего звена  выступают следующие: системы мониторинга за работой сердца, мозга, АД, а так же механизмы по контролю уровня глюкозы в крови. В настоящее время все большую популярность приобретают системы быстрого анализа.

К преимуществам применения цифровых технологий в работе медицинских специалистов среднего звена  были отнесены следующие: оперативность осуществления манипуляций; устранение повтора одних и тех же функций; сохранность большого объема информации и неограниченный доступ к ней.

Среди недостатков применения цифровых технологий по результатам анализа в работе медицинских специалистов среднего звена  были названы следующие: необходимость дополнительного обучения для активного применения цифровых технологий в работе; высокая стоимость таких технологий; не всегда положительное отношение пациентов к применению таких технологий (особенно относительно пожилых пациентов).

В целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны в приоритете у правительства реализация госгарантий медпомощи россиянам, сохранение и укрепление их здоровья.

В качестве предложений по  внедрению цифровых технологий в  управление сестринским процессом выделены следующие: вакуумные системы (одноразовые пробирка, игла, держатель, которые дали возможность быстро и комфортно проводить забор крови, исключить осложнения, обезопасить пациентов и медперсонал); штрих-коды (применение браслетов со штрих кодами, на которых наносится информация); прибор для визуализации вен; средства для проведения дезинфекции; современные кровати и прикроватные мониторы, а так же медицинские информационные технологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 июня 2014 г. № 309 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по расширению функций специалистов со средним медицинским образованием» // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254. [электронный ресурс] – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326/print (датаобращения: 03.05.2023)
  3. Аливердиева, Э. В. Оценка востребованности IT-технологий в практическое здравоохранение / Э. В. Аливердиева // Неделя молодежной науки – 2023. 2023. – С. 321-322.
  4. Байрамгулов, Р. А. Цифровые технологии интеллектуального анализа данных в медицине / Р. А. Байрамгулов, Г. А. Губайдуллин, М. Х. Зелеев // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 2022. – № S9. – С. 103-107.
  5. Бубнова, М. И. Информационные технологии в управлении здравоохранением / М. И. Бубнова, И. Ю. Загоруйко // Агротехнологии XXI века: стратегия развития, технологии и инновации. 2022. – С. 346-350.
  6. Бурлаков, Д. О. Исследование методов применения блокчейн технологии в здравоохранении / Д. О. Бурлаков, Н. А. Саянский // . – 2022. – № 10(138).
  7. Винник М. В. Прогноз численности и демографической нагрузки населения России до 2100 года / М. В. Винник, В. В. Юмагузин. // Проблемы прогнозирования. 2022. №4 (193).
  8. Гурцкой Л.Д. Цифровые технологии и развитие телемедицины в период и после пандемии COVID-19 // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2022. № 3. С. 44-47.
  9. Демкина, А. Е. Эволюция цифровой медицины в России / А. Е. Демкина // Цифровая трансформация социальных и экономических систем. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. – С. 76-85.
  10. Джамиль, Ф., Ханг, Л., Ким, К., Ким, Д.: Новая модель медицинского блокчейна для управления целостностью цепочки поставок лекарств в умной больнице. Электроника 2019. — 505 c.
  11. Дружинина, А. Д. Цифровые технологии в медицине / А. Д. Дружинина, А. А. Сергегия // Цифровая трансформация социальных и экономических систем. – С. 1116-1123.
  12. Дюков, А. Б. Будущее цифровой медицины — за стандартизацией и унификацией данных / А. Б. Дюков // Менеджмент качества в медицине. – 2023. – № 1. – С. 53-56.
  13. Дятлов, С. П. Использование цифровых технологий как одно из направлений решения проблемы качества российского здравоохранения / С. П. Дятлов // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2023. – № 2(25). – С. 29-36.
  14. Засорина, Т. Д. Цифровая медицина: перспективы и правовые проблемы направления среди специалистов и жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области / Т. Д. Засорина, О. Ю. Мартынова, К. С. Хацукова // Архонт. – 2022. – № 6(33). – С. 34-46.
  15. Зеленова, Г. Я. Инновационные тенденции и перспективы развития цифровой трансформации здравоохранения, доминирующей в мировом секторе медицины, сохранят свою актуальность и в последующие годы / Г. Я. Зеленова, Е. А. Ирхина, Г. И. Кабанова // Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития. 2023. – С. 186-194.
  16. Игнатова А.И., Спасенникова М.Г. Телемедицина: влияние пандемии на тренды цифровой дистанционной помощи // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2022. № 1-2. С. 100-107.
  17. Ильясова, А.Р. Роль и место здравоохранения в экономике / А. Р. Ильясова // Основы экономики здравоохранения: 2019.- 1-3 с.
  18. Карцхия А. А. Цифровая медицина – реальность сегодняшнего дня / А. А. Карцхия // ЭСПР. 2021. №2 (46). С. 85.
  19. Крутиков, В. К. Новые технологические прорывы в цифровой медицине / В. К. Крутиков, С. В. Шаров // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. 2022. – С. 296-301.
  20. Кузенкова, Н. Н. Переосмысление роли медицинской сестры в московской поликлинике / Н. Н. Кузенкова // Молодой учены. – 2023. – № 1(53). – С. 64-66.
  21. Курылев, А. А. Реальная клиническая практика при оценке технологий здравоохранений: состояние на 2022 год / А. А. Курылев, А. А. Журавков, А. С. Колбин // Реальная клиническая практика: данные и доказательства. – 2022. – Т. 2, № 4. – С. 1-9.
  22. Лебедева, И. С. К вопросу о цифровых технологиях в медицине / И. С. Лебедева, Л. А. Эртель // Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI века. 2023. – С. 68-70.
  23. Луговкина, Т. К. Информационные технологии в совершенствовании качества клинической практики / Т. К. Луговкина, С. В. Горшков // Социальные аспекты здоровья населения. – 2020. – № 66(4). – С. 12.
  24. Минаев П.В., Федяев Д.В., Серяпина Ю.В., Скоморохова Т.В. Обзор зарубежного опыта внедрения электронного здравоохранения // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2021. № 1. С. 63-71.
  25. Моисеенко, В. А. экономические эффекты цифровизации сферы медицинских услуг / В. А. Моисеенко // Управление развитием социально-экономических систем. 2022. – С. 140-143.
  26. Морозова Ю. А. Цифровизация как глобальный, страновой и отраслевой процесс в повышении результативности и эффективности здравоохранения и медицины // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2019. – № 4. – С. 44-53.
  27. Морозов С. П., Гаврилов А. В., Архипов И. В. и др. Влияние технологий искусственного интеллекта на длительность описаний результатов компьютерной томографии пациентов с COVID-19 в стационарном звене здравоохранения // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 1. С. 14-20.
  28. Муслимов М. И. Цифровое здравоохранение как фактор революционных преобразований в отрасли // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2018. – № 3. – C. 63-73.
  29. Оразгалиева, Э. Б. Концептуальные основы и возможности цифровизации медицинских услуг / Э. Б. Оразгалиева, М. Р. Смыкова // Central Asian Economic Review. – 2022. – № 5(146). – С. 68-80.
  30. Показатели доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающие удовлетворенность населения медицинской помощью в различных странах мира. (2021). Экспертный обзор. Е.И. Аксенова, О.В. Бессчетнова. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ». 40 с.
  31. Пшихачева, А. Ш. Мировые тенденции применения информационно-коммуникационных технологий в деятельности учреждений здравоохранения / А. Ш. Пшихачева // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2023. – Т. 8, № 1. – С. 40-51.
  32. Решетников А.В., Шамшурина Н.Г. и др. Экономика и управление в здравоохранении. М.: Юрайт, 2022.- 318 с.
  33. Тарасова, Е. В. Применение информационных технологий в управленческой деятельности сферы здравоохранения Российской Федерации / Е. В. Тарасова, Д. С. Сороко // Управление стратегическим развитием основных сфер и отраслей народного хозяйства в условиях современных вызовов. 2022. – С. 182-187.
  34. Фан К., Ван С., Рен Ю., Ли Х., Ян Ю.: Medblock: эффективный и безопасный обмен медицинскими данными через блокчейн. Дж. Мед. Сист. 2018. 136 c.
  35. Хасаншин И. И. Цифровая экономика: понятие и термины // Московский экономический журнал. – 2021. – № 4. – C. 265-274.
  36. Шишкин С. В. Организация первичной медико-санитарной помощи: тенденции и перспективы: аналитический доклад / С. В. Шишкин, А. А. Алмазов, М. Н. Корнилов // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2022. С. 74.
  37. Экономика для медиков : Учебник / под ред. Ю.В. Федорова — Москва : Лаборатория знаний, 2022. — 235 с.
  38. COVID-Tech и цифровые технологии в зарубежном и российском здравоохранении в период пандемии новой коронавирусной инфекции / Н. Ю. Кравченко, Е. А. Садальская, А. П. Бобков [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2022. – Т. 30, № S. – С. 1033-1037.
  39. Morrison L. G., Hargood C., Pejovic V., Geraghty A. W. A., Lloyd S., Goodman N., Michaelides D. T., Weston A., Musolesi M., Weal M. J., Yardley L. The eff ect of timing and frequency of push notifi cations on usage of a smartphone-based stress management intervention: An exploratory trial // PLoS ONE. – 2017. – № 12(1).
  40. Ng A. What Artifi cial Intelligence Can and Can’t Do Right Now [Электронный ресурс] // Harvard Business Review [web-сайт]. – 2016. – URL: https://hbr.org/2016/11/what-artifi cial-intelligence-can-andcant-do-right-now (Дата обращения: 08.05.2023).
  41. Tirrell M. From coding to cancer: How AI is changing medicine [Электронный ресурс] // CNBC.com [web-сайт]. – 2017. – URL: http://nbr.com/2017/05/11/from-coding-to-cancer-how-ai-is-changingmedicine/ (Дата обращения: 12.05.2023).
  42. Индекс активного долголетия (ИАД) в странах за пределами ЕС и на субнациональном уровне. Методические рекомендации. [электронный ресурс] –URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-07/AAI_Guidelines_final_RUS.pdf (дата обращения: 02.05.2023).
  43. Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» [электронный ресурс] – URL:https://minzdrav.gov.ru/poleznyeresursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 05.05.2023).
  44. Телемедицинская консультация «врач-врач» // EverCare. 22.02.2019. URL: https://evercare.ru/telemeditsinskaya-konsultatsiya-vrach-vrach (дата обращения: 28.04.2023).
  45. Топ-10 цифровых решений в медицине и здравоохранении [электронный ресурс] – URL:https://issek.hse.ru/news/691544400.html (дата обращения:06.05.2023).

 

 

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 12 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 7 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дней назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дней назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дней назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф