Задание No 1
Не используя внешних источников знания (Интернет, энциклопедии, учебники), попробуйте сосредоточиться на своих внутренних ощущениях
и сформулировать предметные ответы на следующие вопросы:
1. Наивысшее ощущение свободы мне дает …
2. Наивысшее проявление добра для меня – это …
3. Наивысшее проявление зла для меня – это …
4. Максимальное ощущение счастья я испытываю, когда …
5. Какой вид долга для меня наиболее ощутим?
6. Какая конкретная жизненная ситуация вызывает во мне негодование чувства справедливости?
7. Что заставляет меня испытывать чувство ответственности?
Задание No 2
Не используя внешних источников знания (Интернет, энциклопедии,
учебники), активизируйте предметно-образное мышление и фантазию,
предметно ответив на следующие вопросы:
1. Каким я вижу общество, где главным регулятором является природа?
2. Каким я вижу общество, где главным регулятором является мораль?
3. Каким я вижу общество, где главным регулятором является право?
4. Каким я вижу общество, где главным регулятором является религия?
5. Каким я вижу общество, где главным регулятором является техника?
6. Каким я вижу общество, где главным регулятором является человек?
Задание No 3
1. Выбрать текст закона или его часть для последующей моральной диагностики (например, Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодек РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.).
2. Проанализировать морально-нравственное содержание положений
выбранного закона на основе базовых моральных принципов: «коллективизм – индивидуализм», «альтруизм – эгоизм», «аскетизм – гедонизм», «идеализм – утилитаризм», «оптимизм – пессимизм», «патриотизм – космополитизм», «догматизм – нигилизм», «конформизм – нонконформизм», «гуманизм – антигуманизм».
3. Указать статьи (части, пункты) анализируемого закона, в которых выражаются соответствующие моральные принципы, ценности и идеи. Привести обоснование наличия морального принципа, ценности и идеи в соответствующем положении закона.
Задание No 4
1. Выбрать литературно-художественное или кинематографическое
произведение, содержащее описание личности и ее поведения.
2. Составить перечень ключевых поступков (действий/бездействий) героя художественного произведения, определив, какие из них совершены под влиянием объективных (внешних) факторов, а какие – под влиянием субъективных (личностных) факторов.
3. Дать моральную оценку поступкам героя на базе основных этических категорий. Определить, какие социальные последствия могут наступить для анализируемого героя художественного произведения.
Задание No 5
1. Выбрать литературно-художественное или кинематографическое произведение, содержащее описание личности и ее поведения.
2. Провести научно-художественный анализ личности героя произведения на основе биопсихосоциодуховной модели личности, заполнив следующую таблицу:
Биологическая сфера Социальная сфера Психологическая сфера Духовная сфера
Задание No 6
1. Выбрать литературно-художественное или кинематографическое произведение, содержащее описание личности и ее поведения.
2. Выбрать ключевой поступок героя анализируемого произведения.
3. Определить систему мотивов данного поступка с указанием его ведущего мотива (личностного смысла).
4. Определить систему целей данного поступка.
5. Если данный поступок предполагал борьбу мотивов, указать конкурирующие мотивы.
Задание No 7
1. Составить перечень известных вам личностных качеств, характеризующих особенности характера и поведения человека, с использованием любых известных вам слов в количестве не менее пятнадцати качеств (например, дисциплинированность, мужество, честность и т. п.).
2. Выразить свое субъективное (личное) отношение к каждому качеству (положительное, отрицательное или нейтральное).
3. Дать социальную (общественную) оценку каждому качеству (положительную, отрицательную или нейтральную).
4. Дать религиозную оценку (с позиции доступной вам религиозной системы) каждому качеству (положительную, отрицательную или нейтральную).
5. Дать правовую оценку каждому качеству с точки зрения связи с противоправным (преступным) поведением (как располагающему, удерживающему или нейтральному). Привести обоснование связи личностного качества с отдельными видами преступности (корыстной, насильственной, групповой и др.).
6. С учетом выявленных личностных качеств дать рекомендацию к выбору юридической профессии субъекту – носителю данных качеств.
Задание No 8
1. Ознакомиться с содержанием второй главы Конституции Российской Федерации, предметно выделив из текста единичные права по типу «право на жизнь», «право на жилище», «право на участие в государственном управлении» и т. п.
2. Классифицировать выделенные права на биологически обусловленные (естественные), социально обусловленные (позитивные) и смешанные (естественно-позитивные).
3. Дать мотивировку отнесения прав к соответствующему классу.
Задание No 9
1. Выбрать литературно-художественное или кинематографическое произведение, содержащее описание преступления.
2. Определить объективные (внешние) факторы и субъективные (личностные) факторы описанного преступного деяния.
3. Дать правовую оценку поступку героя произведения с точки зрения Уголовного кодекса РФ.
4. Определить, какие правовые последствия могут наступить для анализируемого героя художественного произведения. Составить план защиты его интересов.
Задание No 10
Дайте морально-этическую оценку следующей ситуации. При расследовании уголовного дела по обвинению В. в убийстве с особой жестокостью своей жены на глазах малолетних детей возникла необходимость установить принадлежность ножа, которым было совершено преступление. Выяснить это можно было путем предъявления ножа для опознания 11-летнему
сыну В. Когда следователь спросил его, какой был у отца нож и может ли
он его опознать, мальчик заплакал, стал говорить, что не хочет, чтобы ему
показывали этот нож. Вместе с тем без проведения опознания ножа со стороны мальчика не было достаточных доказательств для предъявления обвинения В. Как следует поступить следователю с точки зрения профессиональной этики? Как следует поступить следователю, если руководитель следственного органа настаивает на проведении опознания ножа под угрозой увольнения следователя в случае отказа от проведения данного следственного действия?
Задание No 11
1. Выбрать информационный продукт (художественный, документальный, мультипликационный фильм, видеоклип или иной видеоряд, книга, газета, журнал, компьютерная игра, интернет-сайт или электронная публикация и др.) для экспертного морально-нравственного исследования.
2. Ответить на следующие вопросы:
1) Имеется ли в данном информационном продукте вредоносное содержание? Если да, то в чем оно выражается?
2) Имеется ли в данном информационном продукте социально-полезная информация? Если да, то в чем она выражается?
3) Каковы возрастные ограничения на данный информационный продукт?
3. Составить правовое заключение, включающее вводную, исследовательскую и заключительную части, а также приложение исследуемого информационного продукта. Отразить и обосновать наличие в информационном продукте деструктивного содержания в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010. Отразить и обосновать наличие в информационном продукте социально полезного содержания. Определить возрастные ограничения информационного продукта. Указать перечень нормативных, методических и литературных источников исследования.
Задание No 12
Используя внешние источники знания (Интернет, энциклопедии, учебники), проведите поиск, анализ и синтез информации, приведя исторические, литературные, художественные или кинематографические примеры следующих типов социальной регуляции:
1. Общество, где главным регулятором является природа.
2. Общество, где главным регулятором является человек.
3. Общество, где главным регулятором является мораль.
4. Общество, где главным регулятором является право.
5. Общество, где главным регулятором является техника.
Задание No 13
1. Выбрать текст закона или его часть для последующей моральной диагностики (например, Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодек РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.).
2. Проанализировать морально-нравственное содержание положений выбранного закона на основе следующих моральных ценностей: добро,
долг, совесть, честь, достоинство, счастье, трудолюбие, любовь (забота), нестяжательство (бескорыстие), преданность (верность).
3. Указать статьи (части, пункты) анализируемого закона, в которых выражаются соответствующие моральные принципы, ценности и идеи. Привести обоснование наличия морального принципа, ценности и идеи в соответствующем положении закона.
Задание No 14
1. Выбрать текст закона или его часть для последующей моральной диагностики (например, Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодек РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «Об образовании в РФ»,
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и др.).
2. Проанализировать морально-нравственное содержание положений
выбранного закона на основе следующих моральных идей: единство (солидарность), равенство, справедливость, ответственность, общее благо, гармония, творчество.
3. Указать статьи (части, пункты) анализируемого закона, в которых
выражаются соответствующие моральные принципы, ценности и идеи. Привести обоснование наличия морального принципа, ценности и идеи в соответствующем положении закона.
Задание No 15
В условиях цифровой трансформации резко возрастают требования к личности и уровню ее саморегуляции.
1. Приведете два и более вида деятельности, усиливающие связь человека с соответствующими средами:
Природная среда Городская среда Цифровая среда
2. Ответьте для себя: почему я предпочитаю природную/городскую/цифровую среду?
3. Ответьте для себя: что мне следует изменить в своей жизни для повышения уровня ее бала