Вид работы: Проект
Тема: Учет и аудит денежных средств
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в экономические связи с другими хозяйствующими субъектами и частными лицами. Наличие экономических связей – это необходимое условие деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются такие связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Расчёты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это высоколиквидные финансовые ресурсы организации, для реализации обязательств любого уровня и вида. Между организациями большинство расчётов производится безналично. Расчёты наличными деньгами между предприятиями носят ограничительный характер и строго регламентированный. Поэтому большое значение имеет учёт денежных средств и контроль за их обращением на расчётных и валютных счетах в банках.
Без наличия и оборота денежных средств не обойтись ни одному хозяйствующему субъекту.
Актуальность работы заключается в том, чтобы показать важность для благополучия организации своевременных денежных расчётов, правильно поставленного учёта кредитных и расчётных операций, в частности, для выражения в соответствии с ним мнения аудитора.
Целью данной дипломной работы является учёт и аудит денежных средств и расчётов предприятия в процессе его экономической деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение организации учёта денежных средств на предприятии, организации аудита денежных средств;
- проведение аудита движения денежных потоков, их сбалансированности;
- оценка эффективности использования денежных ресурсов;
- разработка на основе полученных результатов исследования рекомендаций по совершенствованию учёта и эффективному управлению денежными средствами.
Степень разработанности проблемы. Организация учёта денежных средств на предприятии разрабатывалась такими экономистами как: Е.П. Козлова, Н.П. Кондраков, В.М. Вахрушина, П.С. Безруких, П.И. Камышанов, А.Д. Ларионов и др. Вместе с тем достаточно полная теоретическая база учёта денежных средств характеризуется проблемами осуществления наличных и безналичных расчётов. Несмотря на разработанность темы в науке и практике мы считаем, что существуют некоторые проблемы организации учёта денежных средств, которые требуют решения.
Предметом исследования являются учёт и аудит денежных средств и расчётов.
Объектом исследования является организация учёта и аудита денежных средств в ООО «Элевел».
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды современных российских и зарубежных учёных по вопросам организации учёта денежных средств предприятия, которые были тщательно изучены и нашли своё отражение в научных трудах известных отечественных экономистов: Е.П. Козлова, Н.П. Кондраков, В.М. Вахрушина, П.С. Безруких, П.И. Камышанов, А.Д. Ларионов и др. и др.
Для проведения исследований в работе использованы экономические, аналитические, статистические, междисциплинарные и др. методы. Методологическими приёмами исследования являлись анализ, контроль, прогнозирование, планирование в области движения денежных потоков.
Научная новизна состоит в разработке современных подходов в организации учёта денежных средств на предприятиях и аудит денежных потоков.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе предложены теоретические и практические рекомендации совершенствования деятельности конкретного хозяйствующего субъекта в области организации учёта денежных средств. Результаты исследования могут быть применены в деятельности хозяйствующих субъектов подобного уровня обеспеченности денежными средствами.
Нормативно-правовое регулирование учёта денежных средств
В процессе работы любого предприятия происходит отражение информации относительно финансовой деятельности, материалов, задолженностей и т.п. Для того, чтобы фиксировать такие данные, необходимо разработать некую систему, которая бы позволяла учитывать различные явления, происходящие в финансовой среде предприятия. Такой системой может быть система учёта. В большинстве случаев учёт представляет собой сбор, регистрацию и обобщение сведений, касающихся определённых объектов [29,с.3].
Для определения разновидностей учёта следует воспользоваться несколькими подходами. Учёт может быть бухгалтерским, налоговым, статистическим, производственным (рис.1.1).
К числу документов, связанных с учётом денежных средств, можно отнести следующие:
- ГК (Гражданский кодекс) РФ. Исходя из того, что деньги рассматриваются в качестве объекта гражданского оборота, основные положения о них можно найти в ГК РФ. К примеру, ст.140 ГК РФ гласит о том, что для осуществления платежей на территории РФ могут быть использованы наличные и безналичные расчёты [1].
- ФЗ (Федеральный закон) от 22 мая 2003 года №54-Ф3 «Об использовании контрольно-кассовой техники во время проведения наличных денежных расчётов и (или) расчётов с применением платёжных карт» [13].
Вторая статья данного ФЗ обязывает все компании и ИП, которые занимаются продажами товаров, выполнением работ или же оказанием услуг, в процессе осуществления денежных расчётов пользоваться контрольно-кассовой техникой.
Помимо этого, данный закон предусматривает основные требования, которые относятся к контрольно-кассовой технике. К примеру, ст. 4 гласит о том, что используемая организациями ККТ в обязательном порядке должна пройти регистрацию в налоговых органах, находиться в исправном состоянии, быть опломбированной, а также обладать фискальной память, и работать исключительно в фискальном режиме.
Приказ Министерства финансов РФ от 22-го июля 2003 года №67н «О формах бухгалтерской отчётности предприятий» [5].
В нем рассматриваются требования относительно группировки и детализации информации о том, каким образом движутся наличные денежные средства и иные ценности, которые могут храниться в кассе.
Положение ЦБ (Центробанка) РФ от 3-го октября 2002 года №2-П «О проведении безналичных расчётов в РФ» [3].
В данном положении регулируется проведение безналичных расчётов между юрлицами на территории РФ и в её валюте в формах, которые предусматривает законодательство. Помимо этого, в нем определяется формат, порядок оформления и заполнения расчётной документации, и устанавливаются правила, в соответствии с которыми осуществляются расчётные операции между корреспондентскими счетами различных кредитных организаций. Указанные в Положении пункты не имеют юридической силы в процессе осуществления безналичных расчётов физическими лицами.
Положение, предусматривающее порядок, в соответствии с которым ведутся кассовые операции, а также правила по хранению, транспортировке и инкассации банкнот и монет РФ, которое было утверждено в соответствии с постановлением ЦБ РФ от 24-го апреля 2008 года №318-П [4].
В настоящем Положении определяется порядок, в соответствии с которым осуществляются кассовые операции в процессе банковских сделок и операций, транспортировки и инкассации наличных денежных средств и иных ценностей различных кредитных организаций, а также их подразделений, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ.
Утверждённый Приказом Министерства финансов от 31-го октября 2000 года №94н План счётов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной работы организации, а также Инструкция для его использования [10].
Для того, чтобы отражать информацию относительно наличия или же движения денежных средств в любых валютах, которые могут находиться в кассе или же на расчётном счёте, используется раздел 5 «Денежные средства» в Плане счётов.
Утверждённые в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 13-го июня 1995 года № 49 Методические указания относительно инвентаризации имущества, а также финансовых обязательств.
С их помощью устанавливается порядок, в соответствии с которым проводится инвентаризация имущества и финансовых обязательств компании, а также последующее её оформление. Организация в этом случае представляет собой юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ (за исключением банков), в т.ч. и компании, деятельность которых финансируется при помощи бюджетных средств.
П. 1.4. данных Методических указаний выделяет такие основные цели проведения инвентаризации: определения реального наличия имущества; сопоставление данной информации и результатами бухгалтерского учёта; проверка того, насколько полно были отражены в учёте обязательства.
Общие вопросы учёта регулируются следующими нормативными актами:
Федеральный закон о бухгалтерском учёте от 06-го декабря 2011 года № 402-ФЗ [12].
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учёта в стране, поскольку:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность юридических лиц вести бухгалтерский учёт;
в) повышает статус норм бухгалтерского учёта до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон «О бухгалтерском учёте» состоит из четырёх разделов и 32 статей.
В первом разделе «Общие положения» описаны цели и предмет Федерального закона, сфера его действия, рассмотрены основные понятия, в нём используемые, а также расписано, что входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учёте.
Во втором разделе «Общие требования к бухгалтерскому учёту» определены объекты бухучета, рассмотрены обязанность и организация его ведения, учётная политика как совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта, перечислены особенности первичных учётных документов, особенности регистрации документов бухучета, обязанность инвентаризация активов и обязательств, установка измерение объектов бухгалтерского учёта в российской валюте, общие требования к финансовой отчётности, её состав, указаны период и дата для финансовой отчётности, особенности финансовой отчётности при реорганизации и ликвидации юридического лица, положение об обязательном экземпляре финансовой отчётности и требования внутреннего финансового аудита.
В третьем разделе «Регулирование бухгалтерского учёта» изложены принципы регулирования бухгалтерского учёта, документы, необходимые для регулирования, изложены функции органов государственного и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, описаны действия совета по стандартам бухгалтерского учёта, программа разработки федеральных стандартов, разработка и утверждения федеральных стандартов, разработки федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом.
В четвёртом разделе «Заключительные положения» изложены принципы хранения документов бухгалтерского учёта, особенности применения настоящего Федерального закона, определены утратившими силу отдельные законодательные акты (положений законодательных актов) Российской Федерации, зафиксирован момент вступления в силу настоящего Федерального закона
Положение для ведения бухгалтерского учёта в РФ, утверждённое в соответствии с Приказом Минфина от 29-го июля 1998 года №34н [9].
Основная задача положения заключается в конкретизации Закона о бухгалтерском учёте. Всего в положении есть 6 разделов.
Раздел I «Общие положения» посвящён определению порядка, в соответствии с которым осуществляется бухгалтерский учёт, составляется бухгалтерская отчётность, а также налаживаются взаимоотношения предприятия с внешними пользователями. Также данный раздел включает в себя определения понятия бухучета, и выполняемых им задач.
Второй раздел получил название «Основные правила ведения бухучета». Он содержит перечень требований, предъявляемых к данному процессу. Помимо этого раздел содержит порядок, в соответствии с которым осуществляется документирование хозяйственных операций, ведение регистров бухучета и т.п.
Раздел III, получивший название «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчётности» содержит перечень входящих элементов в бухгалтерскую отчётность, порядок её разработки, правила, используемые в оценивании её статей и т.п.
Раздел IV «Порядок представления бухгалтерской отчётности» посвящён тому, когда, куда и в каком порядке организация должна представить бухгалтерские отчёты.
Пятый раздел получил название «Основные правила формирования сводной отчётности», и посвящён он изложению такого понятия как «сводная отчётность», а также определению порядка и сроков, в которые она должна быть представлена.
Последний раздел имеет название «Хранение документов», и в нем определяет период, на протяжении которого хранятся основная документация по бухгалтерскому учёту, порядок, в соответствии с которым происходит их изъятие, а также указывается, что ответственными за хранение первичной документации и учётных регистров являются руководители организации.
Государственная система норм и правил организации в процессе ведения бухгалтерского учёта предусматривает:
- Отражение в бухгалтерском учёте и последующую стоимостную оценку имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности организации.
- Для ведения бухгалтерского учёта используется исключительно валюта РФ – рубль. В процессе внесения записей бухгалтерского учёта относительно валютных счётов компании или же осуществления операций в валюте, требуется пересчёт в рублёвые суммы в соответствии с действующим на дату проведения операции официальным курсом ЦБ РФ.
- Для каждого факта хозяйственной деятельности следует составлять соответствующие документы, регистры бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности ведутся исключительно на русском языке, если же первичные документы были созданы на другом языке, они должны обязательно быть с построчным переводом на русский язык.
Особенности формирования информации об учёте денежных средств
В настоящее время жизнедеятельность любой организации, связана со вступлением во взаимоотношения с другими организациями, учреждениями, предприятиями и т.д. Данные отношения базируются на разных денежных расчетах в процессе изготовления, обмена, продажи продукции, работ, услуг. При кажущейся простоте учета этих расчетов, тем не менее, почти все фактические работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами.
Потому нужна верная организация расчетных операций, которая обеспечивала бы стабильную оборачиваемость средств предприятия, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение общего финансового состояния.
Ведение учета денежных средств в кассе и необходимость своевременной проверки кассовых операций является одной из обсуждаемых тем среди экономистов.
Так, например, Беспалов М. В. утверждает, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление в кассу, следить за расчетной дисциплиной в организации [16, c. 89].
Грекова В. А. считает, что стабильного экономического состояния можно достичь при условии, что на предприятии будет организован необходимый и скоординированный контроль над денежными средствами, поступающими в кассу и выбывающими из нее [18, c. 24].
Учет денежных средств в кассе осуществляется на активном счете 50 «Касса».
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


