Меню Услуги

Учет и аудит финансовых результатов и направления использования прибыли организации на примере ООО «НПО Агрегат»


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты учета формирования и аудита финансовых результатов
  • 1.1. Нормативное регулирование учета и аудита при формировании финансовых результатов организации
  • 1.2. Порядок формирования финансовых результатов и использования прибыли
  • 1.3. Методические основы проведения аудита финансовых результатов
  • Глава 2. Практические примеры учета и аудита формирования финансовых результатов в ООО «НПО Агрегат»
  • 2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
  • 2.2. Порядок отражения в учете операций по формированию финансовых результатов
  • 2.3. Аудиторская проверка формирования финансовых результатов
  • Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета и аудита при формировании финансовых результатов в ООО «НПО Агрегат»
  • 3.1. Недостатки учета при формировании финансовых результатов и использования прибыли
  • 3.2. Предложения по совершенствованию учета и аудита формирования финансовых результатов и использования прибыли
  • 3.3. Организация и меры по совершенствованию внутреннего контроля учета формирования финансовых результатов и использования прибыли
  • Заключение
  • Список использованных источников

 

Введение

Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы достаточно высока, так как прибыль служит критерием эффективности деятельности предприятием и основным внутренним источником формирования ее финансовых результатов. Прибыль имеет большое значение для организации, поскольку она позволяет правильно оценить ее финансовые ресурсы, величину платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников организации. Формирование информации о финансовых результатах организации для принятия результативных управленческих решений является одной из главных задач бухгалтерского учета.

Высокая актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что основная цель деятельности любого хозяйствующего субъекта, функционирующего на коммерческой основе, это получение максимальной прибыли, ведь именно прибыль выступает главным источником финансирования развития любого бизнеса. Вследствие этого руководство организации, собственники, финансовые и налоговые органы заинтересованы в достоверной и оперативной информации о структуре и величине финансового результата. Доходы, расходы и финансовые результаты оказывают большое влияние на платежеспособность, финансовое состояние и благополучие организации. Поэтому эти объекты управления обязаны подвергаться тщательной проверке в системе внутреннего и внешнего аудита с целью определения достоверности всех показателей финансовых результатов, обнаружения неиспользованных внутренних резервов и их привлечение для оптимизации расходов и повышения прибыльности всех видов деятельности организации.

Целью этой выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических основ бухгалтерского учета и аудита финансовых результатов ООО «НПО Агрегат», а также разработка рекомендаций по совершенствованию учета и аудита финансовых результатов.

Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические и практические аспекты учета и аудита финансовых результатов;

2) Разработать программу аудита;

3) Привести пример аудита учета финансовых результатов;

4) Обнаружить нарушения по ведению учета финансовых результатов и отражении их в отчетности, дать рекомендации по устранению данных операций.

Объектом исследования является ООО «НПО Агрегат»

Предметом исследования являются теоретические и практические учетно-аналитические процессы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом финансовых результатов

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованных источников.

Информационной базой при написании настоящей выпускной квалификационной работы послужили нормативно-правовые документы действующего законодательства РФ в области бухгалтерского учета и аудита, данные первичной документации и учетных регистров бухгалтерского учета, а также бухгалтерской отчетности ООО «НПО Агрегат.

 

Глава 1. Теоретические аспекты учета формирования и аудита финансовых результатов

1.1. Нормативное регулирование учета и аудита формирования финансовых результатов

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Эта система представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

К первому уровню документов относят:

  1. Гражданский кодекс РФ часть 1 и часть 2, в котором установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определено время перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д.
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 года №402-ФЗ.
  3. Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2, который устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К документам второго уровня относятся Российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ). Эту группу документов регулирует, Центральный банк России, Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти.

В настоящее время в России система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает:

  1. ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
  2. ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
  3. ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств в иностранной валюте
  4. ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
  5. ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
  6. ПБУ 6/01 Учет основных средств
  7. ПБУ 7/98 События после отчетной даты
  8. ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и активы
  9. ПБУ 9/99 Доходы организации
  10. ПБУ 10/99 Расходы организации
  11. ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
  12. ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
  13. ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
  14. ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
  15. ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
  16. ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
  17. ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы
  18. ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
  19. ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
  20. ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
  21. ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
  22. ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
  23. ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
  24. ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся:

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г № 94н (в редакции от 08.11.2010г);
  2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.83г. №105;
  3. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.03.98г. № 283;
  4. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21.03.2000г. № 29н;
  5. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95г. № 49(в редакции от 08.11.2010г.);

Документы четвертого уровня разрабатываются предприятием и утверждаются самим руководителем организации. Эти документы содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику предприятия.

Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д.

Структура аудиторской деятельности представлена на рисунке 2.

Настоящий Федеральный закон N 307 «Закон об аудиторской деятельности» — это такой закон, который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Рис. 2. Структура аудиторской деятельности

В настоящий момент в Российской Федерации сложилась многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эти уровни представлены в таблице 1.

Таблица 1. Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности

Уровни регулирования Виды и наименования нормативных документов Область регулирования
I Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе
I I Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Законодательные и подзаконные нормативные акты Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг
I I I Правила (стандарты ) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомств
IV Методические рекомендации Регламентирует порядок проведения аудита
V Внутрифирменные аудиторские стандарты Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

Первым уровнем выступает закон «Об аудиторской деятельности», а также Указы Президента РФ и Кодексы РФ, которые прямо и косвенно воздействующие на организацию учета.

Вторым уровнем являются Постановления Правительства РФ, а также всевозможные правовые акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности.

Третий уровень формируют правила и стандарты аудиторской деятельности. Они разработаны для определенного понимания норм аудита. Четвертый уровень – это разные методики, которые регламентируют последовательность проведения аудиторами проверок по конкретным отраслям, а также по вопросам налогообложения. К главным документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Внутренние стандарты компаний-аудиторов образуют пятый уровень. Эти стандарты направлены на разъяснение правил этой деятельности, вдобавок на создание отдельных аудиторских процедур. Эти стандарты разрабатываются самими компаниями-аудиторами, они, в общем, создают целостный подход по осуществлению проверок.

1.2. Порядок формирования финансовых результатов и использования прибыли в коммерческих организациях

Каждая организация по окончании каждого месяца формирует финансовый результат своей деятельности. Финансовый результат деятельности предприятия отражает любые изменения собственного капитала, произошедшие в результате финансово-хозяйственной деятельности организации. Процедуры формирования финансовых результатов включают в себя следующие операции:

  1. Учет доходов и расходов от основной и прочей деятельности;
  2. Распределение доходов и расходов по направлениям деятельности;
  3. Формирование общего и обособленных финансовых результатов.

Финансовый результат отражают на счете 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают прибыль, полученную организацией, а по дебету – понесенные предприятием убытки. Операции отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» нарастающим итогом с начала года. При сравнении кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки» определяют конечный финансовый результат за отчетный период.

Если кредитовый оборот по счету оказался больше чем дебетовый оборот, то предприятие получило прибыль от своей деятельности.

В случае, если оборот по дебету счета 99 оказался больше оборота по кредиту этого счета, то организация понесла убыток Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием следующих показателей:

  1. Финансового результата от продажи продукции, работ и услуг;
  2. Финансового результата от продажи нематериальных активов, основных средств, материалов и другого имущества;
  3. Операционных доходов и расходов (за минусом результатов от продажи имущества);
  4. Внереализационных прибылей и убытков;
  5. Чрезвычайных доходов и расходов.

Разница между этими составными частями прибыли или убытка состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции, работ, услуг определяют по счету 90 «Продажи». Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Финансовый результат от продажи имущества, операционные и внереализационные доходы и расходы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», с которого затем ежемесячно результат от такой деятельности списывают на счет 99.

Чрезвычайные доходы и расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

Кроме того, по дебету счета 99 отображают начисленные платежи по налогу на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». При этом делают запись: Д99 К 68-4 – начислен налог на прибыль.

По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли списывается с дебета счета 99 в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Сумма убытка списывается с кредита счета 99 в дебет счета 84. Аналитический учет по счету 99 должен обеспечить формирование данных, нужных для составления отчета о прибылях и убытках. Такая операция называется реформацией баланса. Реформация – это заключительная операция, которую проводит организация в отчетном году. Реформацию проводят 31 декабря отчетного года после закрытия всех субсчетов, открытых к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»

Учет доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности организации (продажа товаров, готовой продукции, работ, услуг), и формирование финансового результата по этим видам деятельности осуществляется на счете 90 «Продажи».

На этом счете отражаются выручка и себестоимость по проданным товарам, продукции (работам, услугам), в частности это операции связанные с реализацией:

  • Готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
  • Работ и услуг;
  • Покупных изделий;
  • Товаров;
  • Предоставлением в аренду имущества предприятия, если это является предметом деятельности организации;
  • Предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, в случае если это является предметом деятельности организации;
  • Участию в уставных капиталах других организаций когда это является предметом деятельности организации.

При формировании организацией финансового результата от обычных видов деятельности себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Выручка от обычных видов деятельности организации отражается по кредиту счета 90-1 «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», вместе с тем фактическая стоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг списывается в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» в корреспонденции с кредитом счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и т.д.

Если предприятие учитывает готовую продукцию по плановой или нормативной себестоимости, то в течение отчетного периода, пока не выявлена ее фактическая себестоимость, в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» списывается плановая себестоимость этой продукции. Далее в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж» списывается разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции. Если фактическая себестоимость оказалась больше нормативной (плановой), то предприятие получило перерасход в стоимости проданной продукции, а если нормативная себестоимость оказалась больше фактической, то организацией получена экономия. Экономию в стоимости проданной продукции списывают сторнировочной записью.

Сторнировочная запись – это запись бухгалтерской проводки, которую делают красными чернилами (обводят в кружок), делают со знаком минус. Это означает, что сумма данной операции должна быть вычтена из суммы всех остальных хозяйственных операций, совершенных организацией в данном периоде.

В организациях, которые выполняют розничную торговлю и ведут учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов (счета 50, 51,62).

По дебету счета 90 «Продажи» списывается учетная стоимость товаров в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Наряду с этим осуществляется сторнирование сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается детальное отражение доходов и расходов от обычных видов деятельности путем введения отдельных субсчетов к счету 90 «Продажи». К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

  1. 90–1 «Выручка»;
  2. 90–2 «Себестоимость продаж»;
  3. 90–3 «Налог на добавленную стоимость»;
  4. 90–4 «Акцизы»;
  5. 90–9 «Прибыль/убыток от продаж».

Поступление денежных средств или активов отражается по кредиту счета 90–1 «Выручка», и признается выручкой. На счете 90–2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость проданных то­варов, продукции (работ, услуг), по которым на счете 90–1 «Выручка» признана выручка. На счете 90–3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, начисленные с реализации продукции, товаров, работ или услуг, в корреспонденции со счетом 68–2 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». На счете 90–4 «Акцизы» учитываются суммы акцизов, включенные в цену подакцизной продукции (товаров), — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (счет 68–3 «Расчеты по акцизам»). Организации-плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» счет 90–5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин. Счет 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыли или убытка) от продаж за отчетный месяц.

Записи по счетам 90–1 «Выручка», 90–2 «Себестоимость продаж», 90–3 «Налог на добавленную стоимость», 90–4 «Акцизы» и производятся накопительно в течение отчетного года.

Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по счетам 90–2 «Себестоимость продаж», 90–3 «Налог на добавленную стоимость», 90–4 «Акцизы» и кредитового оборота по счету 90–1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90–9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. В конце отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме счета 90–9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90–9 «Прибыль/убыток от продаж».

В бухгалтерском учете общая схема формирования финансовых результатов от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета акцизов и таможенных пошлин) может быть отражена следующими проводками, представленными в таблице 2 и 3:

Таблица 2. Отражение операций при реализации готовой продукции

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Выручка от продажи продукции
1 Отражена продажная стоимость отгруженной продукции (с учетом НДС) 62 90-1
2 Отражена сумма НДС, предъявленная покупателю товаров 90-3 68-1
3 Списана фактическая себестоимость проданной продукции 90-2 43
4 Списаны расходы на продажу 90-2 44
5 Списаны общехозяйственные расходы (если в учетной политике организации указан такой способ списания этих расходов) 90-2 26
6 Определен финансовый результат (прибыль) от продажи продукции (в составе конечного финансового результата) 90-9 99
7 Получена оплата за проданную продукцию (включая НДС) 51 62

 

Таблица 3. Отражение реализации выполненных работ, оказанных услуг

№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Отражена стоимость выполненных работ (оказанных услуг) 62 90-1
2 Отражена сумма НДС, предъявленная покупателю работ (услуг) 90-3 68-1
3 Списана фактическая себестоимость выполненных работ (оказанных услуг) 90-2 20
4 Списаны общехозяйственные расходы (если в учетной политике организации указан такой способ списания этих расходов) 90-2 26
5 Определен финансовый результат (прибыль) от поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг (в составе конечного финансового результата) 90-9 99
6 Получена оплата за выполненные работы (оказанные услуги) (включая НДС) 51 62

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Кроме того, аналитический учет по данному счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Видов прочей деятельности у конкретной организации может быть много, на 91 счете будут отражаться:

  • Расходы и поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам — в корреспонденции со счетами учета расчетов. Как правило, данный вид доходов отражается в учете только двумя проводками:
  • дебет счета 76 кредит счета 91 — на сумму части прибыли (дивидендов), подлежащей к получению от организации, в уставном капитале которых участвует получатель.
  • дебет счета 51 кредит счета 76 — на сумму фактически полученных денежных средств.
  • Прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества, — в корреспонденции со счетом 76 (субсчет «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»).
  • Проценты, полученные (подлежащие к получению) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации (по кредиту) и расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, (по дебету) — дебет счета 55 (или 51 — если проценты зачисляются кредитной организацией на расчетный счет) кредит счета 91 — на сумму процентов, полученных от кредитной организации; дебет счета 26 кредит счета 51 — на сумму оплаченных услуг кредитной организации (за расчетно-кассовое обслуживание и т.п.).
  • Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению (по кредиту), а также штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате (по дебету). В бухгалтерском учете суммы финансовых санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, подлежащих к получению и полученных, отражаются проводками:
  • дебет счета 76, субсчет «Расчеты по претензиям» кредит счета 91 — на сумму претензий, признанных плательщиком или присужденных судом;
  • дебет счета 51 кредит счета 76 — на сумму фактически полученных денежных средств.
  • Поступления в возмещение причиненных организации убытков — в корреспонденции со счетами учета расчетов.

Нужно заметить, что на увеличение прочих доходов относится не вся сумма причиненных организации убытков, а только в той части, которая превышает балансовую стоимость утраченных активов. Например, при выявленной недостаче имущества в том случае, когда применяется материальная ответственность в размерах, превышающих балансовую стоимость утраченных активов, сумма соответствующая учетным ценам, списывается в корреспонденции со счетами учета имущества (через счет учета недостач), а сумма, превышающая эти цены, относится в состав прочих доходов.

Так как наиболее распространенной ситуацией, когда подобные убытки относятся на счет 91, является описанная, то приведем проводки, характерные для этой ситуации:

  • дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 10 — на сумму выявленной недостачи;
  • дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» кредит счета 94 — на сумму, подлежащую взысканию с виновного лица в части соответствующей балансовой стоимости утраченного имущества;
  • дебет счета 73 кредит счета 91 — на сумму взыскания в части, превышающей балансовую стоимость утраченного имущества.
  • Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, а также убытки прошлых лет, признанные в отчетном году.

В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов в прибыль прошлых лет учитывается на счете 91 в корреспонденции со счетами учета расчетов:

  • дебет счета 62 (76, 60 и т.д.) кредит счета 91 — на сумму выявленной прибыли;
  • убытки, учитываются в корреспонденции со счетами учета расчетов, начислений амортизации и др.:
  • дебет счета 91 кредит счета 60 (62, 76)или дебет счета 91 кредит счета 02 (05).
  • Суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, — в корреспонденции со счетами учета кредиторской и дебиторской задолженности.
  • дебет счета 60 (76) кредит счета 91 — на сумму просроченной кредиторской задолженности;
  • дебет счета 91 кредит счета 62 (76) — на сумму просроченной дебиторской задолженности.

Отражение результатов от прочих видов деятельности приведено в таблице 4:

Таблица 4. Операции по формированию финансового результата от прочих видов деятельности

Содержание хозяйственной операции Д-т К-т
1 отражена прибыль от прочих видов деятельности 91-9 99
2 отражен убыток от прочих видов деятельности 99 91-9

Прежде чем составить годовую бухгалтерскую отчетность, нужно провести реформацию баланса. Перед тем, как к ней приступить, необходимо убедиться, что все хозяйственные операции отражены в учете и все остатки по счетам бухгалтерского учета, которые будут отражены в годовом балансе, сформированы правильно и точно.

Реформация баланса — это процесс закрытия бухгалтерских счетов, на которых учитываются финансовые результаты. Это счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки». При закрытии этих счетов бухгалтер выявляет конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный год. Реформация баланса нужна для того, чтобы распределить полученную прибыль или убыток и начать новый финансовый год. Реформация баланса проводится на 31 декабря отчетного года и заключается в обнулении сальдо по счетам учета финансовых результатов. Финансовый результат по обычным видам деятельности формируется на счете 90 «Продажи» субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж».

Ежемесячно сопоставлением дебетового и кредитового оборотов счета 90 определяется финансовый результат за отчетный месяц. Рассчитанный таким образом финансовый результат списывается в конце месяца со счета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Поэтому счет 90 не имеет сальдо на отчетную дату.

В конце отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме 90-9), закрываются внутренними записями на счет 90-9:

1) Дебет 90-1 Кредит 90-9 — закрытие счета 90-1 по окончании отчетного года;

2) Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4) — закрытие субсчетов счета 90 по окончании отчетного года.

Полученный финансовый результат по обычным видам деятельности, который представлен в таблице № 5, списывается со счета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки»:

Таблица 5. Финансовый результат по обычным видам деятельности

Содержание хозяйственной операции Д-т К-т
1 Отражена прибыль от продаж по обычным видам деятельности за отчетный год 90-9 99
2 Отражен убыток от продаж по обычным видам деятельности за отчетный период 99 90-9

По окончании отчетного периода по дебету счета 91 субсчет 2 «Прочие расходы» начисляются налоги:

Дебет 91-2 Кредит 68 (соответствующие субсчета) — начислена сумма налога на имущество (транспортного налога).

Финансовый результат по прочим расходам формируется на счете 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» аналогично счету 90.

Каждый месяц сравниваются дебетовый и кредитовый обороты, определяется сальдо за отчетный месяц, которое списывается со счета 91-9 на счет 99 «Прибыли и убытки».

В конце года открытые субсчета к счету 91 (кроме 91-9) закрываются внутренними записями на субсчет 91-9:

1) Дебет 91-1 Кредит 91-9 — закрытие счета 91-1 по окончании отчетного года;

2) Дебет 91-9 Кредит 91-2 — закрытие счета 91-2 по окончании отчетного года.

Полученный финансовый результат со счета 91 субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Такие проводки представлены в таблице 6:

Таблица 6. Списание финансового результата

Содержание хозяйственной операции Д-т К-т
1 Отражена прибыль по прочей деятельности организации 91-9 99
2 Отражен убыток по прочей деятельности организации 99 91-9

После закрытия счетов 90 и 91 необходимо проверить проводки, отраженные на счете 99 «Прибыли и убытки».

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России, на счете 99 в течение года отражаются суммы начисленных к уплате налоговых санкций в корреспонденции с соответствующими субсчетами счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В соответствии с требованиями ПБУ 18/02 по дебету счета 99 организация должна начислить условный расход (доход) по налогу на прибыль за отчетный период. Эта сумма рассчитывается как произведение финансового результата, сформировавшегося за отчетный период в бухгалтерском учете, на ставку налога на прибыль. Условный расход (условный доход) отражается следующими проводками, которые представлены в таблице 7:

Таблица 7. Начисление условного дохода или расхода

Содержание хозяйственной операции Д-т К-т
1 Начислена сумма условного расхода по налогу на прибыль за отчетный период (если получен положительный финансовый результат); 99 68 — 4
2 Начислена сумма условного дохода по налогу на прибыль за отчетный период (если получен отрицательный финансовый результат) 68 — 4 99

На счете 99 в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» также отражается сумма постоянных налоговых обязательств и активов. Операции подобных проводок отражены в таблице 8:

Таблица 8. Отражение налоговых обязательств и активов

Содержание хозяйственной операции Д-т К-т
1 отражена сумма постоянных налоговых обязательств, выявленных за отчетный период 99 ПНО 68 – 4
2 отражена сумма постоянных налоговых активов, выявленных за отчетный период 68 — 4 99 ПНО

Помимо того, на счет 99 субсчет «Списание отложенных налоговых активов или обязательств» списываются суммы отложенных налоговых активов и обязательств. Такое списание нужно будет произвести при выбытии активов и обязательств, по которым они были начислены. Сальдо, образовавшееся на счете 99 до начисления налога на прибыль — это и есть финансовый результат по итогам хозяйственной деятельности организации.

Сальдо по счету 99, образовавшееся после начисления в бухгалтерском учете налога на прибыль, — это чистая прибыль (убыток) организации за отчетный период. Кредитовое сальдо по счету 99 отражает чистую (балансовую) прибыль. Дебетовое сальдо по счету 99 обозначает, что организация получила убыток по итогам отчетного года. Чистая прибыль (убыток) списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Это отражается следующими проводками, представленными в таблице 9:

Таблица 9. Отражение прибыли или убытка организации по итогам года

Наименование хозяйственной операции Д-т К-т
1 отражена чистая прибыль организации по итогам отчетного года 99 84
2 отражена сумма убытка, полученного организацией по итогам отчетного года 84 99

Распределение прибыли – прерогатива общего собрания участников Общества, которое раз в квартал, раз в полгода или по итогам года принимает решение о том, как будет распределяться полученная чистая прибыль. Решение о распределении прибыли принимается голосованием (если кворума нет, то собрание не может принять решение и должно быть перенесено), а прибыль может быть направлена на:

  1. Развитие производства и бизнеса;
  2. Пополнение существующих фондов;
  3. Создание финансовых резервов организации;
  4. Финансирование социальных программ компании;
  5. Выплату премии или материальной помощи работникам ООО;
  6. Начисление дивидендов участникам Общества.

Иногда уже в Уставе ООО указаны цели, на которые направляется чистая прибыль Общества, а также сроки выплат. В этом случае выплаты участникам уже на дату общего собрания отражаются в бухгалтерских документах. В остальных случаях объявление размера дохода за год участников общества происходит уже после отчетной даты, поэтому в бухгалтерских документах за отчетный период, в который получена прибыль, никакие записи о выплатах не вносятся.

По окончании отчетного периода и утверждения годовой бухгалтерской отчетности, учредители предприятия на общем собрании учредителей принимают решение об использовании полученной прибыли. Данное решение оформляется протоколом.

Если собственниками предприятия было принято решение о начислении дивидендов, то в бухгалтерском учете делают следующие проводки:

  1. Д 84 К 75-2 – начислены дивиденды собственникам юридическим лицам и физическим лицам, которые не являются работниками организации;
  2. Д 84 К 70 — начислены дивиденды собственникам –работникам организации;
  3. Д 84 К 70 – начислены премии и материальная помощь работникам за счет прибыли;
  4. Д 84 К 69 – начислены страховые взносы с сумм премий и материальной помощи;
  5. Д 84 К 82 – направлены отчисления в резервный капитал.

Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!