ГЛАВА 2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ В ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» Майминский р-н, с Майма, Алтайская ул, д. 26а, помещ. 2 кабинет 2 зарегистрирована 04.09.2019 регистратором УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ. Руководитель организации: генеральный директор Букатов Андрей Алексеевич.
Основным видом деятельности является Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков
По состоянию дебиторской задолженности можно сделать вывод о том, что средства из оборота компании временно выведены, что обуславливает нехватку ресурсов и негативно сказывается на финансовом состоянии субъекта. Структура оборотных средств представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1 – Состав и структура оборотных средств ООО
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
№ п/п 1 | Виды оборотных активов 2 | 2021 год | 2020 год | 2019 год | |||
тыс.руб. 3 | % 4 | тыс.руб. 5 | % 6 | тыс.руб. 7 | % 8 | ||
1 | Запасы | 28 753 | 65,32 | 22 090 | 58,45 | 14 591 | 52,58 |
2 | НДС | 968 | 2,20 | 10 | 0,03 | 7 | 0,03 |
3 | Дебиторская задолженность | 13 488 | 30,64 | 14 520 | 38,42 | 8 710 | 31,39 |
В том числе: | |||||||
4 | Покупатели и заказчики | 10 621 | 24,13 | 6 572 | 17,39 | 6 619 | 23,85 |
5 | Авансы выданные | 1 181 | 2,68 | 7 033 | 18,61 | 1 207 | 4,35 |
6 | Прочие дебиторы | 1 686 | 3,83 | 915 | 2,42 | 884 | 3,19 |
7 | Краткосрочные фин. вложения | 500 | 1,14 | 0 | 0,00 | 0 | 0,00 |
8 | Денежные средства | 115 | 0,26 | 886 | 2,34 | 4 113 | 14,82 |
9 | Прочие оборотные активы | 196 | 0,45 | 288 | 0,76 | 330 | 1,19 |
10 | Всего | 44 020 | 100,00 | 37 794 | 100,00 | 27 751 | 100,00 |
За анализируемый период происходит увеличение объема оборотных средств. Значительную долю в составе оборотных средств занимают запасы — за 2021 г. – более 65%, за 2020 – почти 58,5%, в 2019 году доля запасов чуть ниже – около 52,58%.
Доля дебиторской задолженности достигает максимума в 2020 году – чуть более 38,4%, в 2019 году она составляла около 31,4%, а в 2021 году снизилась до 30,6%. Также необходимо отметить тот факт, что наибольший объем дебиторской задолженности в 2020 году составили выданные авансы, что было связано с экономической ситуацией в стране и мире в целом, нестабильностью курса валюты (так как предприятие работает с множеством зарубежных поставщиков).
Относительно ровный в течение последних двух лет уровень дебиторской задолженности говорит о своевременности расчетов покупателей за продукцию и оказанные услуги, что благоприятно отражается на финансовом состоянии предприятия. Однако нельзя оставить без внимания тот факт, что в 2019 году значение дебиторской задолженности было практически на 40% ниже, чем в последующие годы. Это связано с увеличением объемов производства и реализации продукции (по данным бухгалтерской отчетности прослеживается увеличение объема запасов).
Краткосрочная дебиторская задолженность ООО «РТК» за 2019 год имеет следующую структуру:
- расчеты с покупателями и заказчиками – 75,99%;
- авансы выданные (предоплата за продукцию) – 13,86%;
- расчеты с прочими дебиторами – 10,15%.
Краткосрочная дебиторская задолженность ООО «РТК» за 2020 год имеет следующую структуру:
- расчеты с покупателями и заказчиками – 45,26%;
- авансы выданные (предоплата за продукцию) – 48,44%;
- расчеты с прочими дебиторами – 6,30%.
Краткосрочная дебиторская задолженность ООО «РТК» за 2021 год имеет следующую структуру:
- расчеты с покупателями и заказчиками – 78,74%;
- авансы выданные (предоплата за продукцию) – 8,76%;
- расчеты с прочими дебиторами – 12,5%.
Таким образом, мы видим, что за анализируемый период дебиторская задолженность предприятия менялась сначала в большую сторону – в том числе за счет увеличения выданных авансов. Это увеличение объясняется тем, что предприятие применяло предварительную оплату материалов поставщикам без их отгрузки, что и приводило к образованию скрытой дебиторской задолженности. В 2021 году общий объем дебиторской задолженности снизился на 1 032 тыс.руб.
Чтобы оценить дебиторскую задолженность объективно, представляется необходимым всесторонний анализ задолженности кредиторской, т.е. долгов самого субъекта в отношении иных лиц. В балансе данная категория подлежит отображению в определённых статьях, где, в частности, фиксируется краткосрочная задолженность перед бюджетами различного уровня, контрагентами, владельцами арендуемого имущества, наёмными сотрудниками, иными физическими и юридическими лицами. В рамках отображения задолженностей предприятия фиксируются следующие признаки:
- общая сумма, которую предприятие задолжало другим субъектам;
- ожидаемые к получению счета по оплате поставок частями.
Состав и структура обязательств ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» представлена в Таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Состав и структура обязательств ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
№ п/п 1 | Виды обязательств 2 | 2021 год | 2020 год | 2019 год | ||||
тыс.руб. 3 | % 4 | тыс.руб. 5 | % 6 | тыс.руб. 7 | % 8 | |||
1 | Долгосрочные обязательства | 17 000 | 34,70 | 17 000 | 46,38 | 21 000 | 70,13 | |
В том числе: | ||||||||
2 | Кредиты | 0 | — | 0 | — | 0 | — | |
3 | Займы | 17 000 | 34,70 | 17 000 | 46,68 | 21 000 | 70,13 | |
4 | Проч.долгосрочные обязательства | 0 | — | 0 | — | 0 | — | |
5 | Краткосрочные обязательства | 31 987 | 65,30 | 19 657 | 53,62 | 8 943 | 29,87 | |
В том числе: | ||||||||
6 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 7 770 | 15,86 | 7 643 | 20,85 | 4 384 | 11,64 | |
7 | Авансы полученные | 3 872 | 7,90 | 2 097 | 5,72 | 948 | 3,17 | |
8 | Расчеты по налогам и взносам | 219 | 0,45 | 567 | 1,55 | 104 | 0,35 | |
9 | Кредиты | 0 | — | 0 | — | 0 | — | |
10 | Займы | 20 126 | 41,08 | 9 350 | 25,51 | 3 507 | 11,71 | |
11 | Прочие кр. обязательства | 0 | — | 0 | — | 0 | — | |
12 | Всего | 48 987 | 100,00 | 36 657 | 100,00 | 29 943 | 100,00 | |
Из данных таблицы видно, что объем обязательств ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» с 2019 до 2021 года вырос более чем в полтора раза (увеличение на 63,60%), долгосрочные обязательства были частично погашены (в размере 19% от общей суммы задолженности), а краткосрочные увеличились на 10 714 тыс.руб. и на 12 330 тыс.руб. в 2020 и 2021 годах соответственно.
Максимальный рост обязательств прошел по статье «Краткосрочные займы» — на 5 843 тыс.руб. и 10 776 тыс.руб. в 2020 и 2021 годах соответственно, увеличилась и кредиторская задолженность – в 1,75 раза в 2020 году, а в 2019 году ее величина остается стабильной по сравнению с 2020 годом. Следует также отметить значительный – на 1 149 тыс.руб. в 2020 и на 1 775 тыс.руб. рост показателя «Авансы полученные», что говорит о большем по сравнению с предыдущими годами количеством заключаемых по предоплате договоров.
Краткосрочная кредиторская задолженность (без учета кредитов и займов) ООО «РТК» за 2019 год имеет следующую структуру:
- расчеты с поставщиками и подрядчиками – 65,51%;
- авансы полученные – 32,64%;
- расчеты по налогам и взносам – 1,85%.
Краткосрочная кредиторская задолженность ООО «РТК» за 2020 год имеет следующую структуру:
- расчеты с поставщиками и подрядчиками – 74,15%;
- авансы полученные – 20,35%;
- расчеты по налогам и взносам – 5,5%.
Краткосрочная кредиторская задолженность ООО «РТК» за 2021 год имеет следующую структуру:
- расчеты с поставщиками и подрядчиками – 80,65%;
- авансы полученные – 17,44%;
- расчеты по налогам и взносам – 1,91%.
Используя сводные данные по ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ», приведенные в Таблице 2.3, рассчитаем оборачиваемость кредиторской задолженности с помощью следующих показателей (Таблица 2.4).
Таблица 2.3 – Оборачиваемость кредиторской задолженности
№ п/п 1 | Показатель 2 | Формула для расчета 3 | 2021 год 4 | 2020 год 5 | 2019 год 6 |
1 | Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, об. | (5) | 4,47 | 3,09 | 5,53 |
2 | Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней | (6) | 81,73 | 118,27 | 65,99 |
Из таблицы видно, что коэффициент оборачиваемости в 2020 году упал на 2,44 оборота, но в 2021 году увеличился на 1,38 оборота (но на данный момент так и не достиг уровня 2019 года). Соответственно оборачиваемость кредиторской задолженности в днях изменилась пропорционально коэффициенту оборачиваемости – в 2020 году увеличилась в 1,8 раза, а в 2021 году – снизилась по сравнению с 2020 на 36,54 дня, то есть более чем на месяц.
Таблица 2.4 — Расчет коэффициентов платежеспособности в 2019 – 2021гг.
№ п/п 1 | Показатели 2 | 2019 год 3 | 2020 год 4 | 2021 год 5 | Абсолютное отклонение(+,-) 6 |
1 | Коэффициент общей платежеспособности (общая стоимость активов/краткосрочные и долгосрочные обязательства | 1,10 | 1,07 | 1,05 | -0,02 |
2 | Коэффициент долгосрочной платежеспособности (долгосрочные обязательства/собственный капитал) | 1,37 | 1,99 | 2,86 | 0,87 |
Коэффициент общей платежеспособности в 2021 г. составил 1,05, следовательно, предприятие может покрыть все свои обязательства имеющимися активами более чем в 1 раз. Однако, произошло снижение этого коэффициента по сравнению с 2020г. на 0,02, в связи с чем необходимо наблюдать за его дальнейшей динамикой;
Таблица 2.5 — Показатели ликвидности в 2019 – 2021гг.
№ п/п1 | Показатели 2 | 2019 год 3 | 2020 год 4 | 2021 год 5 | Изменения 2021-2020 годы 6 | Нормальное ограничение 7 |
1 | Коэффициент абсолютной ликвидности (Стр 1/Стр4) | 0,10 | 0,08 | 0,04 | — 0,04 | 0,2 — 0,3 |
2 | Коэффициент критической ликвидности (Стр2/Стр4) | 0,53 | 0,55 | 0,49 | — 0,06 | 0,7 — 0,8 |
3 | Коэффициент текущей ликвидности (Стр 3/ Стр4) | 0,89 | 0,93 | 0,87 | — 0,06 | 1,5 — 2 |
Из приведённых в таблице сведений можно сделать вывод о том, что показатели ликвидности предприятия в течение расчётного периода не соответствуют нормативным значениям.
В 2021-м году значение абсолютной ликвидности на 0,04% снизилось в сравнении с предшествующим периодом; показатель значительно ниже нормативного, т.е. в обозримом будущем у организации не будет возможности погашения краткосрочной задолженности. Это можно считать результатом расширения краткосрочных обязательств, а также снижения необходимой для погашения долгосрочной задолженности суммы.
В 2021-м году, относительно предшествующего периода, также снизилось на 0,06% значение показателя критической ликвидности, что свидетельствует о наличии негативных тенденций. Неспособность организации погасить свои краткосрочные обязательства обуславливается непогашением обязательств должников перед самой организацией.
По тем же причинам и в той же степени снизилось значение показателя текущей ликвидности; нормативу данный показатель не соответствует, т.е. погасить текущие обязательства компания не способна.
По результатам анализа можно утверждать, что платёжеспособность предприятия в ближайшее время может снизиться, если не будут приняты меры для повышения ликвидности активов.
Таблица 2.6 — Показатели деловой активности
№ п/п 1 | Показатели 2 | 2019 год 3 | 2020 год 4 | 2021 год 5 |
1 | Фондоотдача | 0,14 | 0,01 | 0,07 |
2 | Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах | 0,01 | 0,01 | 0,44 |
3 | Коэффициент оборачиваемости запасов | 2,43 | 0,06 | 0,27 |
4 | Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | 0,20 | 1,12 | 2,81 |
Окончание табл. 2.6
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | Продолжительность операционного цикла, дней | 366 | 425 | 218 |
6 | Продолжительность финансового цикла, дней | 230 | 422 | 205 |
7 | Коэффициент оборачиваемости собственного капитала | 0,50 | 0,52 | 9,35 |
8 | Оборачиваемость активов | 0,01 | 0,01 | 0,03 |
Показатели деловой активности позволяют оценить финансовое положение предприятия с точки зрения платежеспособности: как быстро средства могут превращаться в наличность, каков производственный потенциал предприятия, эффективно ли используется собственный капитал и трудовые ресурсы, как использует предприятие свои активы для получения доходов и прибыли.
2.2. Документальное оформление учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
Объектом практики выступило ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ».
В анализируемой организации ведение бухгалтерского учёта соответствует положениям ФЗ «О бухгалтерском учете», принятого руководством плана счетов, а также внутреннего Приказа № 1 от 01.01.2021 г. «Об учётной политике предприятия».
Рассмотрим организационную структуру бухгалтерии на рисунке 2.1.
Главный бухгалтер организации разрабатывает учетную политику, согласно которой организуется ведение бухгалтерского учета; затем руководство предприятия утверждает политику учёта, после чего она внедряется с начала следующего года. В новом предприятии учетная политика должна быть утверждена руководством до момента 1-й публикации бухгалтерской отчетности, но не позже, чем через 90 дней после государственной регистрации.
Учетная политика – это совокупность методов и средств ведения бухгалтерского и налогового учета, применяемых в практической деятельности конкретного предприятия. Такая политика должна разрабатываться в соответствии с действующими нормами законодательства РФ.
В рамках бухгалтерского учёта, в соответствии с ключевыми положениями учетной политики исследуемой организации:
- инвентаризация имущества предприятия, согласно Приказу Минфина № 49 от 13.06.1995 г., ежегодно 1-го ноября;
- по объектам ОС амортизация осуществляется линейным методом;
- закупленные для реализации МПЗ (материально-производственные запасы) сырья, материалов и готовой продукции учитываются по фактической закупочной стоимости с применением счетов 11 и 41 («Материалы» и «Товары», соответственно);
- МПЗ списываются в реализацию с использованием метода средней себестоимости.
В рамках налогообложения:
- налоговая база по НДС определяется на дату отгрузки товара (предоставления услуги);
- авансы по налогу на прибыль уплачиваются на основании 1/3 авансового платежа за предыдущий квартал, который фактически был уплачен.
Запросы торговым представителям организации со стороны покупателей направляются с помощью таких средств, как e-mail или факсимильная связь, после чего заказ комплектуется торговыми представителями и направляется операторам. Оператор выставляет и направляет покупателю счёт-оферту. Схема работы с покупателями представлена на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 — Схема работы с покупателями в ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
Покупатель, в соответствии с договорными условиями, вправе получить отсрочку по платежам.
Штатный оператор при отпуске продукции оформляет расходную накладную и счет-фактуру, после чего клиент получает товар со склада самостоятельно или посредством услуг перевозки. При самостоятельном получении составляется соответствующая доверенность от юридического лица; если покупатель обращается к услугам транспортного предприятия – накладная. Схема документооборота в организации представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 — Схема документооборота операций
Готовой продукции, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий экземпляр накладной передается получателю готовой продукции. Что касается действий получателя, необходимо сказать, что в сфере его обязанностей находится постановка подписи на всех экземплярах. Таким образом, получатель подтверждает факт передачи ему продукции.
Стоит отметить, что персональный компьютер является платформой для ведения бухгалтерского учета.
Используется система 1С: Предприятие: Бухгалтерия версия 7.7. В данной системе отражаются следующие операции: начисление зарплаты работникам; учет поступления и отгрузки товара. Вместе с тем составляются отчеты, например, налоговые декларации по НДФЛ, НДС, налогу на прибыль и пр.
В актах отражаются расчеты между компаниями, связанные с оплатой товаров. Стоит привести пример. Предположим, требуется реализация товаров. Тогда нужен счет поставщика на оплату.
Покупатель получает документ с указанием: платежных реквизитов поставщика; общей стоимости партии и цены единицы продукции; суммы налога, который включается в стоимость товаров. Данный документ выставляется для оплаты исходя из договора поставки. Стоит отметить, что это не обязательный акт, он не приводит к записи, отражающей изменение состояния объектов. Счет, выставляемый покупателю, служит для закрепления договоренности о приобретении товара. Не исключено, что данный документ станет основанием для оплаты, отгрузки продукции.
Предполагается выписка счета в двух экземплярах.
- Первый отдается покупателю или заказчику с целью оплаты.
- Второй остается у поставщика.
Что касается лица, ответственного за оформление счета, необходимо отметить, что таким лицом может быть бухгалтер либо иной сотрудник компании, имеющий на указанное действие полномочие. Важно, чтобы счет содержал подпись руководителя и бухгалтера. Журнал «Счета» функционирует по трем направлениям. Речь идет о том, что в нем формируются, хранятся и корректируются счета. При подшивании счетов используется хронологический порядок. Затем они хранятся в архиве в течение пяти лет.
С помощью факса клиент получает счет. Далее выполняется порядок действий: клиент оплачивает счет, происходит отгрузка продукции.
«Выписка банка» используется с целью отражения операций по зачислению денежных средств. В данном документе содержится информация о: номере акта по каждой операции, счетах корреспондента; остатке денежных средств на начало дня, на конец дня; операциях за день.
В 1С создается строка банковской выписки. Этому действию предшествует поступление денежных средств, которые были отправлены покупателем, на расчетный счет ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ». Вводятся строки банковской выписки по расчетному счету. Иными словами, отражаются поступления от покупателей и оплата поставщикам. Данная выписка должна содержать следующее: корреспондирующий счет 62.2; в приходе нужную сумму. Стоит сказать о тех записях, отражающих изменение состояния объектов и порождаемых банковской выпиской. Речь идет о
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 2
Предположим, материальные ценности проделали путь от поставщика к покупателю. Тогда составляются товаросопроводительные документы. Они предусматриваются правилами транспортировки грузов, условиями поставки. Здесь стоит указать следующие акты: счет-фактура, товарная накладная.
Следует сказать, создание каких документов порождает продажа товаров. Это «Отгрузка товаров, продукции», «Реализация отгруженной продукции». Создается товарная накладная, необходимая для отпуска продукции со склада. Содержание данного документа представлено ниже: наименование покупателя и поставщика; номер и дата выписки; название и краткое описание материальных ценностей. Вместе с тем есть информация о количестве, цене, общей сумме, включая НДС, отпуска материальных ценностей. Стоит отметить также, что товарную накладную должны подписать сдавшие и принявшие материальные ценности. Важно, чтобы документ содержал круглую печать организаций поставщика и завода. Что касается количества экземпляров, нет установленного числа. На него влияют следующие факторы: вид организации; условия получения активов предприятия; место передачи продукции. Данный список не является исчерпывающим. В ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ», например, накладная выписывается в трех экземплярах. Экземпляры остаются у покупателя, бухгалтерии и кладовщика, то есть у каждого по одной. Необходимо указать соответствующие записи, свидетельствующие об изменении состояния объектов и порождаемые накладной. Это проводки
Дебет счета 90.2.1 «Себестоимость продаж»
Кредит счета 41.1 «Товары на складах»
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет 1
Кредит счета 90.1.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения»
Счет-фактура создается исходя из товарной накладной. Первый документ можно назвать главным первичным. Именно его в первую очередь используют для расчетов с поставщиками и подрядчиками в качестве основания. Рассматриваемый акт должен содержать наименование и регистрационный номер поставщика, стоимость, цену товаров, наименование получателя, порядковый номер счета-фактуры, дату предоставления документа, сумму НДС.
Налоговый учет и создание книги продаж осуществляются благодаря счету-фактуры. Отметим соответствующие записи, свидетельствующие об изменении состояния объектов и порождаемые счетом-фактурой. Речь идет о проводках
Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит счета 68.2 «Налог на добавленную стоимость»
На каждую отгрузку товара (предоставление услуги, выполнение работы) создается рассматриваемый документ в двух экземплярах. Существует ограничение: счет-фактуру необходимо доставить, не нарушая пятидневный срок со дня отгрузки. Документ должен содержать подписи следующих лиц: главного бухгалтера либо уполномоченного лица; руководителя.
Стоит отметить запрет на помарки, подчистки в счете-фактуре. Если нужно внести исправления, то требуются подпись руководителя, печать организации поставщика. Должна быть информация о дате исправления.
В конце создается книга продаж. За это ответственность несет главный бухгалтер. Существует специализированный отчет в конфигурации 1С: Бухгалтерия, служащий для создания документа, о котором идет речь. В течение определенного срока данный отчет создается на основании счета-фактуры и записи книги продаж. Чтобы упростить задачу, последний документ лучше вводить на основании «Счет-фактура выданный». Записи в книгу продаж вводятся за счет одноименного документа.
2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ»
В анализируемой организации учет расчетов с контрагентами осуществляется по счету 62 («Расчеты с покупателями и заказчиками»). Счёт относится к категории активно-пассивных, что означает возможность учёта как дебетового, так и кредитового сальдо; в первом случае можно говорить о наличии задолженности в отношении предприятия со стороны контрагентов; во втором же – о внесении контрагентами авансовой оплаты за ещё не отгруженные товары. По дебету вышеуказанного счета отображается задолженность по оплате проданного товара; по кредиту – поступление платежей (включая авансовые) от покупателей.
В исследуемой организации к счету 62 («Расчеты с покупателями и заказчиками») открыты 3 субсчета:
1) 62.1 («Рублёвые расчеты с покупателями»);
2) 62.2 («Расчеты по полученным авансам»);
3) 62.3 («Расчеты по полученным векселям»).
Вышеуказанный счёт по дебету корреспондирует с кредитом счета 90 («Продажи»); когда товар отгружается покупателю, на соответствующую сумму формируется проводка.
К счету 90 открыты 4 субсчета:
1) 90.1 («Выручка»);
2) 90.2 («Себестоимость продаж»);
3) 90.3 («НДС»);
4) 90.9 («Прибыли и убытки от продаж»).
Начисление подлежащего уплате НДС отражается одновременно с начислением выручки.
Дебет по счёту 90, субсчет «НДС».
Кредит счета 68 «Налоговые расчеты», субсчет «НДС»
– начислена к оплате сумма НДС.
Проводка при выплате клиентом долга за отгруженную продукцию формируется следующим образом:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
Кредит счета 62.1 «Расчеты с контрагентами»
— поступление денежных средств на расчетный счет
Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 62.1 «Расчеты с контрагентами»
— поступление денежных средств в кассу в наличной форме
На счёте 50 «Касса» отражаются обобщённые данные о денежных средствах в кассе предприятия. У исследуемой организации к данному счёту открыты 2 субсчёта:
1) 50.1 («Касса предприятия»);
2) 50.2 («Операционная касса»).
На счете 51 «Расчетные счета» отражаются обобщённые данные по наличию и движению средств на р/с предприятия.
Дебет счета 51 «Расчетные счета»
В случае поступления соответствующей суммы на р/с продавца – Кредит счета 62.2 «Расчеты с контрагентами»
— частичная авансовая оплата со стороны клиента
Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 62 «Расчеты с контрагентами» субсчет «Полученные авансы»
— поступление в кассу предприятия денежных средств в наличной форме
Продавец при переходе к покупателю права собственности на приобретённый товар зачитывает аванс как погашение дебиторской задолженности:
Дебет счета 62 «Расчеты с контрагентами» субсчет «Полученные авансы»
Зачёт авансовой выплаты – Кредит счета 62.1 «Расчеты с контрагентами»
— зачисление авансовой выплаты от покупателя
Если стоимость отгруженного товара выше суммы аванса, оставшаяся сумма задолженности у продавца формирует сальдо по дебету счёта 62.1 («Расчеты с контрагентами»); в обратной ситуации величина переплаты сформирует сальдо по кредиту счёта 62.2.
ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ», в целях обобщения данных по связанным с процессами сбыта расходам, использует счет 41 «Товары».
Себестоимость выручки от реализации при признании её в бухучете списывается с вышеуказанного счета в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Расчеты с контрагентами могут осуществляться в следующих формах: 1) безналичными средствами (при зачислении соответствующей суммы на р/с предприятия); 2) денежными средствами в наличной форме.
Расчётный счёт ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ», через который, в основном, проводятся денежные операции предприятия, открыт в ПАО «Сбербанк»; на данный счет зачисляется выручка от продаж, с него же перечисляются в бюджет суммы налогов, страховые взносы, оплата товаров (услуг) от контрагентов, оплата труда персонала.
Банк, в рамках договора банковского вклада, принимает ряд обязательств:
- открытие текущего или расчетного счета в целях ведения учета денежных средств, а также осуществления клиентом банковских операций;
- осуществление, по желанию клиента, банковских операций и операций по безусловному списанию со счёта денежных средств, в соответствии с действующими нормами законодательства;
- в предусмотренные законом и договором сроки предоставлять клиенту данные по банковским операциям, которые были совершены за истекший период;
- не разглашать конфиденциальную информацию клиента.
Налоговая база НДС формируется у анализируемой компании при отгрузке продукции. При этом под налоговым периодом подразумевается временной отрезок, по окончании которого осуществляется расчёт базы, облагаемой налогом, и суммы налога, которая должна быть уплачена; такой период для субъектов, обязанных выплачивать НДС, в соответствии с нормами 163 ст. Налогового кодекса, составляет 3 месяца (квартал).
Кроме того, в указанную базу предприятия-продавца, согласно нормам 154 ст. Кодекса, не входят суммы авансовой оплаты (в т.ч. частичной) продукции или услуг, которые предполагается получить в будущем, если:
- продолжительность необходимого цикла производства превышает полгода;
- налоговая ставка для соответствующих видов продукции (услуг) составляет 0%;
- соответствующие виды продукции (услуг) вовсе не облагаются налогами.
Таблица 2.7 — Исчисление объёма налоговой базы в ходе расчетов
с контрагентами
№ п/п 1 | Наименование объекта налогообложения 2 | Налоговая база 3 | Основание (по нормам Налогового кодекса РФ) 4 |
1 | Продажа продукции | Стоимость проданной продукции (без НДС) | 1-й пункт 154-й статьи |
Окончание табл. 2.7
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Получение оплаты (в т.ч. частичной) в счет поставок товара (услуг), предполагаемых в будущем | Общая сумма оплаты (с учетом суммы налога) | 1-й пункт 154-й статьи |
3 | Продажа продукции или предоставление услуг по операциям бартера или их безвозмездная реализация | Суммарная стоимость проданной продукции/услуг (без учёта НДС) | 2-й пункт 154-й статьи |
4 | Уступка новым кредитором, получившим обусловленное договором продажи денежное требование | Общая величина превышения суммы полученного новым кредитором дохода над связанными с приобретением требования расходами в случае уступки требования в дальнейшем либо прекращения обязательства | 2-й пункт 155-й статьи |
У анализируемого предприятия в налоговую базу по НДС, исходя из вышеизложенного, должны входить следующие суммы:
- НДС со стоимости продукции, отгруженной в течение квартала (отражение суммы выручки – по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка»);
- НДС с авансов, полученных в течение указанного периода от контрагентов (кредитовый оборот по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Полученные авансы»).
Покупатели, в соответствии с принятым в компании порядком, вносят за товар оплату (полностью или частично), после чего оплаченная продукция должна быть отгружена в течение месяца, если условиями договора не предусмотрено иное.
Таблица 2.8 — Журнал регистрации хозяйственных операций орасчетов
с поставщиками с предоплатой товара
№ п/п 1 | Дата 2 | Содержание хозяйственной операции 3 | Основание хозяйственной операции 4 | Сумма, руб. 5 | Корреспонденция счетов | Аналитический учет 8 | Синтетический учет 9 | |
Дебет 6 | Кредит 7 | |||||||
1 | 18.09.2021 | Перечислен аванс поставщику | Договор№75, счет № 203 | 118000 | 60 | 51 | Ведомость №16 | Журнал-ордер № 6 |
Окончание табл. 2.8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | 08.10. 2021 | Оприходованы поступившие товары | Накладная № 609 | 118000 | 41 | 60 | Ведомость №16 | Журнал-ордер № 6 |
3 | 08.10. 2021 | Учтен НДС по оприходованным товарам | Расчет бухгалтерии | 11593,21 | 19 | 60 | Ведомость №16 | Журнал-ордер № 6 |
4 | 08.10. 2021 | Принят к зачету с бюджетом НДС по оприходов-м товарам | Счет-фактура № 609 | 22593,21 | 68 | 19 | Ведомость №16 | Журнал-ордер № 6 |
При этом предварительная оплата от клиентов может быть получена анализируемой организацией не во всех случаях, в силу чего предприятие иногда сталкивается с необходимостью заключать договор при условии оплаты после отгрузки продукции.
Клиенты в ряде случаев возвращают купленный товар организации, для чего основанием может выступать:
- несоответствие договорным условиям характеристик купленного товара;
- товар возвращается по взаимному согласию сторон, несмотря на соответствие качества указанным требованиям.
Покупатель, согласно нормам 484 ст. Гражданского кодекса, обязан принять товар, переданный ему продавцом, за исключением случаев, указанных в 475 ст. Кодекса, когда покупатель имеет право требовать возврата денежных средств или замены товара, в том числе, из-за выявления недостатков, не подлежащих устранению.
Несоответствие приобретённой продукции предусмотренным договором характеристикам покупатель может определить либо в процессе оприходования, либо при дальнейшей эксплуатации товара. В соответствии с положениями 476 ст. ГК РФ, ответственность в подобных случаях ложится на продавца, если покупатель способен подтвердить, что выявленные им недочёты не обусловлены его действиями. Продавец несёт ответственность в случае гарантии на товар, если недостатки продукции не связаны с действиями самого покупателя, допущением с его стороны нарушения правил хранения или порядка эксплуатации изделия, а также с обстоятельствами непреодолимой силы.
Покупатель, согласно положениям 25 ст. Закона РФ «О защите прав потребителей», если приобретённый товар не соответствует по качеству, имеет право в течение двух недель после приобретения предъявить продавцу определённые требования:
- если покупка не входит в категорию продуктов питания – обменять товар на аналогичный (при несоответствии каких-либо параметров требованиям покупателя – размеров, расцветки, формы и т.д.);
- если при обращении покупателя нужный вид товара в продаже отсутствует – отказаться от покупки и требовать возврата соответствующей суммы.
Кроме того, в 18 ст. того же Закона предусмотрена возможность предъявления покупателем следующих требований:
- устранение недостатков товара на безвозмездной основе либо компенсация издержек на ликвидацию недостатков самим покупателем;
- соответствующее снижение продажной цены;
- замена покупки аналогичным товаром того же бренда;
- перерасчёт стоимости и замена покупки аналогичным товаром другой модели или марки;
- отказаться от покупки и требовать вернуть денежные средства.
Кроме того, покупатель вправе выставить претензию в отношении продавца; такое обращение представляет собой выражение недовольства покупателя по поводу некачественного товара (услуги). Претензия предъявляется, прежде всего, с целью внесудебного разрешения споров в соответствующей сфере. Данный документ составляется в свободной форме, но при этом в нём в обязательном порядке должны быть указаны следующие данные:
- наименование адресата;
- статус данного субъекта;
- местонахождение адресата;
- данные покупателя;
- время и место покупки;
- в чём состоит предъявляемое покупателем требование;
- приложение копий актов подтверждения сделки купли-продажи;
- дата предъявления претензии;
- личная подпись покупателя.
При проведении предприятием через кассу расчетов с контрагентами любого типа в форме денежной наличности оформление соответствующих поступлений выглядит так:
- составление приходно-кассового ордера (при поступлении выплат от юр. лица) с приложением квитанции и кассового чека; ККТ используется в обязательном порядке, до завершения рабочего дня денежные средства должны лежать в ящике кассового аппарата;
- из операционной кассы денежная сумма в конце рабочего дня передаётся в главную кассу предприятия на основании приходного ордера (на всю сумму выручки, переданной в операционную кассу).
В бухгалтерском учете передача между кассами денежной суммы фиксируется следующей проводкой:
Дебет счета 50 субсчет «Касса предприятия»
Кредит счета 50 субсчет «Операционная касса»
— передача денежной суммы между кассами предприятия
Продавец, реализуя товар на условиях оплаты в дальнейшем, фактически, предоставляет покупателю кредит. Покупатель, начиная от момента получения товара и заканчивая моментом выплаты денежных средств продавцу, использует соответствующую сумму в своей хозяйственной деятельности. Журнал хозяйственных операций представлен в таблице 2.9
Таблица 2.9 — Журнал хозяйственных операций расчетов
№ п/п1 | Дата 2 | Содержание операции 3 | Первичный документ 4 | Дебет 5 | Кредит 6 | Сумма, руб. 7 |
1 | 28.04.21 г. | Отражена выручка (с НДС) | Накладная ТОРГ-12 | 62.1 | 90.1 | 34200 |
2 | 28.04.21 г. | Списание себестоимости | Бухгалтерская справка | 90.2 | 41 | 27060 |
3 | 28.04.21 г. | Начислен НДС со стоимости реализованной продукции | Счет-фактура | 90.3 | 68.2 | 5216,95 |
4 | 05.05.21 г. | В кассу ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» внесена оплата | Счет на оплату, Приходный кассовый ордер | 50 | 62.1 | 34200 |
В соответствии с ПБУ 9/1999 «Доходы организации» при продаже товаров на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Определённая проводка отражает начисление % по коммерческому кредиту (в качестве повышения продажной цены товара):
Дебет счета 62 «Расчеты с контрагентами»
Кредит счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка»
— начисление процентов по коммерческому кредиту (на сумму кредитных % полученных от покупателя).
25.02.2021 г. исследуемой организацией был заключён с ООО «Прайд-А» договор купли-продажи на сумму 312 тыс. руб. (в т.ч. 47 593,22 руб. НДС) с отсрочкой на пять рабочих дней оплаты товара. Себестоимость продукции составила 249,6 тыс. руб. Товар был оплачен ООО «Прайд-А» через 90 дней после образования просрочки по задолженности, причём за каждый просроченный день анализируемая организация должна получить от ООО «Прайд-А» 0,1% от общей стоимости товара. При отгрузке товара 26.02.2021 г. организация оформила счёт-фактуру и товарную накладную. 06.06.2021 г. задолженность была дебитором погашена.
Сумма процентов по коммерческому кредиту составила: 312000 рублей * 0,1% * 90 дней = 28080
Таблица 2.10 — Журнал хозяйственных операций расчетов
№ п/п1 | Дата 2 | Содержание операции 3 | Первичный документ 4 | Дебет 5 | Кредит 6 | Сумма, руб. 7 | ||||
1 | 26.02.21г. | Отражена выручка на сумму отгруженной ООО «Прайд-А» продукции | Накладная ТОРГ-12 | 62.1 | 90.1 | 312000 | ||||
2 | 26.02.21 г. | Списание себестоимости отгруженной ООО «Прайд-А» продукции | Бухгалтерская справка | 90.2 | 41 | 249600 | ||||
3 | 26.02.21 г. | Начислен НДС на стоимость реализованной продукции | Счет-фактура | 90.3 | 68.2 | 5216,95 | ||||
4 | 06.06.21 г. | На расчетный счет ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» внесена оплата за продукцию от ООО «Прайд-А» | Банковская выписка Платежное поручение | 50 | 62.1 | 312000 | ||||
5 | 06.06.21г. | На расчетный счет ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» внесена сумма процентов по коммерческому кредиту от ООО «Прайд-А» | Банковская выписка Платежное поручение | 50 | 62.1 | 28080 | ||||
6 | 06.06.21 г. | Отражена выручка на сумму процентов коммерческого кредита | Бухгалтерская справка | 62.1 | 90.1 | 28080 | ||||
Любая хозяйственная операция в ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в бухгалтерском учете (ст. 9 Закона №402-ФЗ).
В отношении расчётов с контрагентами в качестве основных документов выступают счет-фактура, а также оформляемая по форме №1-Т товарно-транспортная накладная, содержащая сведения о наименовании и местонахождении поставщика, номере его р/с и т.д. Кроме того, в документе указывается номенклатура отгруженных товаров, их количество (с указанием единиц измерения), стоимость и общая сумма отгрузки.
Основанием для любых расчетов с заготовительными предприятиями выступают контракты, т.е. договоры, в которых должны быть оговорены: порядок оплаты, сроки поставки и пр.
При расчётах в пределах одного города чековая форма расчётов получает всё большее распространение.
При наличии долгосрочных хозяйственных отношений и регулярных расчётов между заказчиком и подрядчиком расчёты осуществляются в плановом режиме. В данном случае заказчик в предусмотренные договором сроки равными суммами производит оплату будущей продукции. Заказчики отображают подобные расчёты на счёте 60 («Расчёты с поставщиками и подрядчиками»), подрядчики – на счёте 62 («Расчёты с клиентами»).
Данные по расчётам с поставщиками в анализируемой организации обобщаются на счете 60 («Расчеты с поставщиками»), к которому открыты следующие субсчета:
- 60-1 («Рублёвые расчеты с поставщиками»);
- 60-2 «Выданные авансы».
Задолженность организации за полученные товары или услуги учитывается по кредиту счета 60-1 («Расчеты с поставщиками»). При погашении организацией задолженности перед контрагентом счет 60-1 («Расчеты с поставщиками и подрядчиками») дебетуется следующим образом:
Дебет счета 60-1 «Расчеты с поставщиками»
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
— списанием с р/с соответствующей суммы
Дебет счета 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 50 «Касса организации»
— списание соответствующей суммы посредством наличной оплаты
Дебет счета 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
— взаимозачет
На субсчете 60-2 «Выданные авансы» осуществляется учёт операций по предоплате будущих поставок ТМЦ. В данном случае дебетуется счет 60-2 («Выданные авансы»), а также кредитуются счета 51 («Расчетные счета») и 50 («Касса предприятия»); в расчётном периоде, таким образом, образуется дебиторская задолженность.
Счет 76 («Расчеты с различными дебиторами и кредиторами») используется для расчетов по претензиям, а также по операциям имущественного страхования.
На счета контрагентов, предъявленные к оплате, кредитуется счет 60 («Расчеты с поставщиками») и дебетуются соответствующие материальные счета (10 «Материалы», 01 «ОС предприятия») или счета по учету соответствующих затрат (44 «Затраты на реализацию», 41 «Товары»). На счёте 60 задолженность отражается в рамках сумм акцепта. Запись, которая вносится в случае выявления ошибок в расчётах, несоответствия цен договорным условиям или недостачи ТМЦ, выглядит следующим образом:
Дебет счета 76.2 «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— предъявление претензий поставщикам
Если поставщик выставляет счет по авансовым платежам за разного рода услуги, то они относятся на счет 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 «Расходы будущих периодов» расходы списывают на счета затрат на производство по периодам, к которым они относятся.
Также в организации используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», на котором списываются суммы потерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 76 «Расчеты по претензиям», а если они отклонены, списываются на счет 99 «Прибыли и убытки».
Если поставщик (подрядчик) является плательщиком НДС, то отражается и сумма налога:
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— учтен НДС, подлежащий уплате поставщику;
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
— НДС принят к вычету.
Эти записи делаются на основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС.
Погашение задолженности перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщикам и подрядчиками».
При перечислении поставщику товаров денежных средств делается проводка:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 50 «Касса» (51, 52,…)
— перечислены деньги поставщику (подрядчику).
счету 60 отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным».
Выданный аванс отразится:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным»
Кредит счета 50 «Касса» (51, 52,…)
— выдан аванс поставщику (подрядчику).
При поступлении материальных ценностей (приемке выполненных работ, оказанных услуг), в счет которых был перечислен аванс, делается проводка:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (10, 20, 26, 41,…)
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— оприходованы материальные ценности (работы, услуги), в счет оплаты которых был перечислен аванс.
Одновременно отражается НДС по оприходованным материальным ценностям (работам, услугам):
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— учтена сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика);
Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
— НДС по материальным ценностям (работам, услугам) принят к вычету.
Затем делается проводка по зачету аванса:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
— зачтен аванс.
Счет 60 («Расчеты с поставщиками») используется для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками; данный счет является пассивным, сальдо по нему – кредитовым (отражает общую задолженность по неоплаченным счетам предприятия в пользу контрагентов), дебетовый оборот – погашение задолженности, кредитовый оборот – образование новой задолженности.
В исследуемой организации аналитический учет по счету 60 осуществляется по каждому из контрагентов и по каждому счёту, предъявленному ими.
Кредитование счета 60 осуществляется на стоимость ТМЦ, которые были приняты к оплате или фактически поставлены, а также предоставленных контрагентами услуг, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов затрат или ТМЦ.
Так, в 2020-м году предприятию фирмой «Альянс» были поставлены материалы для ремонта на сумму 154 тыс. руб. (включая НДС 23 490,15 руб.); в месяце поставки счет поставщика был акцептован на соответствующую сумму.
Счет 60 по дебету (где отражаются суммы исполнения обязательств, в т.ч. предоплата и авансы) корреспондирует со счетами учета денежных средств и т.д.
Так, в конце 2020-го года предприятием был оплачен счет поставщика ООО «Логас» на сумму 147 тыс. руб. (дебет 60, кредит 51).
В расчётах с контрагентами-поставщиками в качестве основного документа выступает счет-фактура, являющийся основанием для оформления банковских платежных документов (расчётных чеков, аккредитивов, требований и т.п.) на оплату задолженности.
Поставщик оформляет счет-фактуру на отпускаемые ТМЦ; наряду с обычными счет-фактурами по расчетам с поставщиками, для учёта НДС также используются специализированные счёт-фактуры. Кроме того, предприятие ведёт книги покупок/продаж по НДС, журналы учета счёт-фактур (как выставленных, так и полученных).
Поставщик в 2-х экземплярах выписывает специализированную форму счет-фактуры на покупателя; 1-й экземпляр представляется клиенту не позднее пяти дней после отгрузки товара и является основанием для учета НДС после оплаты покупки; 2-й экземпляр остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления по проданному товару НДС.
Полученные и выданные счет-фактуры вносятся в соответствующие учётные журналы отдельными записями, нумеруются, подшиваются и подлежат хранению на протяжении пяти лет после получения (выдачи).
Наряду с учетным журналом выданных счёт-фактур, поставщик ведёт специальную книгу продаж, где регистрируются счёт-фактуры. В книге счёт-фактуры учитываются в хронологическом порядке, по мере отгрузки продукции (получения авансов, предоставления услуг); после соответствующей операции запись в книгу должна вноситься не позже, чем через десять дней.
Все указанные в счёт-фактурах реквизиты должны отражаться в книге продаж; суммы НДС записываются отдельно по видам товаров, облагаемым по ставке в 10% и в 20%, а не облагаемые налогом продажи вносятся отдельно.
Помимо журнала учёта счёт-фактур, получаемых от поставщиков, у покупателей продукции (услуг) ведется специальная книга покупок, где регистрируются представляемые продавцами счёт-фактуры; это необходимо для определения сумм НДС, по нормам законодательства подлежащих зачету.
В вышеуказанную книгу вносятся все указанные в поступающих счёт-фактурах реквизиты; суммы НДС записываются отдельно по видам товаров, облагаемым по ставке в 10% и в 20%, а не облагаемые налогом продажи вносятся отдельно.
Аналитический учет по счету 60 в ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам – по каждому поставщику и подрядчику в ведомости № 1 по счету 60.
Таблица 2.11 — Бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Окончание табл. 2.11
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
5 | Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов | 12500 | 97 | 60 | |
6 | Принят к учету товар от поставщика | 150000 | 41 | 60 | |
7 | Возврат сумм поставщиками ранее им перечисленных и неиспользованных плановых платежей | 5000 | 50 | 60 | |
8 | Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам; возврат перебора тарифов (фрахта) | 5000 | 51, 52 | 60 | |
9 | Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками) | 125000 | 62 | 60 | |
10 | Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками | 147000 | 60 | 50, 51, 55 | |
11 | При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков | 18000 | 60 | 60 | |
12 | Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками | 14000 | 60 | 62 | |
13 | Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах | 18000 | 60 | 76 | |
14 | Отражены суммы списания кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности | 26000 | 60 | 99 | |
15 | Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных документов) | 168000 | 60 | 66,67 | |
По счёту 60 ведение аналитического учета осуществляется по всем предъявленным счетам; расчеты в порядке плановых платежей учитываются в соответствии с контрагентами. Кроме того, в 1С аналитический учет ведётся по субконто.
Структура учёта при этом позволяет получить необходимую информацию по следующим пунктам: контрагенты по акцептованным документам, по которым не подошёл срок оплаты (а также по прочим расчётным документам); контрагенты по расчетным документам, которые не были своевременно оплачены; контрагенты по неотфактурованным поставкам; контрагенты по векселям с не истекшим сроком оплаты; контрагенты по не оплаченным своевременно счетам. Учёт расчетов компании за поставленные товары и предоставленные услуги (работы) ведётся по счету 60.
Вне зависимости от того, находится ли поставляемый товар в процессе транспортировки или уже доставлен на склад конечного потребителя, необходимо провести расчет с контрагентом. В случае неотфактурованной поставки (при которой ТМЦ на склад покупателя доставлены, но счёт на оплату не выставлен поставщиком) оприходование осуществляется по ценам прейскуранта или в соответствии со стоимостью аналогичных ТМЦ. Ранее отражённая в учёте сумма денежных средств после получения счета-фактуры подлежит сторнированию, после чего необходимо провести новую сумму, которая была предъявлена контрагентом.
Для ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» обществом с ограниченной ответственностью «Комус», согласно условиям договора, были поставлены ТМЦ на общую сумму 236 тыс. руб. (включая 36 тыс. руб. на НДС). Покупатель, в соответствии с договором, должен провести оплату товара не позднее, чем через две недели после поставки, причём в случае просрочки оплаты за каждый день начисляются пени, составляющие 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка (действующей на момент заключения договора, т.е. 14% годовых).
Оплата была задержана покупателем на 20 дней; поставщик предъявил претензию, по которой покупатель согласился уплатить предусмотренную договором сумму пени.
В этой связи в бухучете покупателя были внесены следующие записи:
Дебет счета 41 «Товары»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 200 тыс. руб. – принятие ТМЦ на учет;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимотсь»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 36 тыс. руб. – учёт НДС;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
— 236 тыс. руб. – оплата счёта (задержка в 20 дней);
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
— 36 тыс. руб. – принятие НДС к вычету.
Учитывая, что 236 тыс. руб. х 14% х 1/300 х 20 дней, претензия за просрочку оплаты, предъявленная контрагентом, предусматривала внесение суммы в 2203 руб. (с добавлением суммы НДС в 396 руб.).
Органы налогового контроля, в соответствии с нормами 2 пп. 1 п. 162 ст. НК РФ, в случае просрочки оплаты поставленных товаров (услуг) требуют начислять НДС на суммы штрафов и пеней. При этом поставщику не нужно выставлять счет-фактуру на сумму штрафных санкций, поскольку выставление данного акта, в соответствии с нормами 3 п. 168 ст. НК РФ, осуществляется не более, чем через 5 дней после поставки ТМЦ (предоставления услуг), тогда как в рассматриваемом случае это не имеет места. Если же счёт-фактура всё же будет выставлена поставщиком, получить соответствующий вычет предприятие не сможет, поскольку вычет распространяется на те суммы НДС, которые уплачены за приобретённые товары (услуги), т.е. оснований для зачёта уплаченного за штрафные санкции налога у предприятия нет.
В силу этого общая сумма санкций в бухучёте вместе с НДС относится к категории внереализационных расходов.
На ту же дату, которая указана в письме о согласии на выплату пеней, учитываются санкции, назначенные за несвоевременную оплату товаров, а также налог с данных санкций.
Дебет счета 91/2 «Прочие расходы»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— 2203 руб. + 396 руб. = 2599 руб.
Учёту в данном случае подлежат 2203 руб. (в рамках выплаты налога на прибыль); при этом органами налогового контроля не будет принята в расходах сумма НДС (396 руб.).
Консультационные услуги, согласно нормам ПБУ 10/99, должны быть отнесены на расходы, связанные с обычными видами деятельности предприятия; соответствующие операции должны отражаться по дебету счета 26 («Общехозяйственные расходы»), корреспондирующему кредиту счета 60 («Расчеты с контрагентами»).
Обществом с ограниченной ответственностью «РЕГИОНАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ» в 2021-м году был заключён договор с независимым аудитором; услуги аудитора были оценены в 3540 руб. (включая 540 руб. НДС). Документы, оформленные по результатам предоставленных аудитором услуг: акт приема-передачи; отчет; счет-фактура. Предприятие путём начисления проводит расчёты доходов и расходов в целях определения суммы налогов. Расходы по оплате вышеуказанных услуг в бухучете предприятия будут отражены следующим образом:
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – признание расходов на сумму оплаты предоставленной услуги;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– 540 руб. – отражение суммы НДС, предъявленной предприятием;
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость»
– 540 руб. – принятие вышеуказанной суммы к вычету;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счета 51 «Расчетные счета»
– 3540 руб. – оплата услуг независимого аудитора.
На протяжении месяца в реестры, на основании первичной документации контрагентов, товарно-транспортных накладных и иных расчетных документов, в хронологическом порядке вносят записи, т.е. на счёт 60 по каждому поставщику набираются суммы расчетных операций по поставленным ТМЦ, оплате долгов и т.д., после чего обороты по указанному счету в конце месяца переносят из реестров в журнал-ордер, где каждый из контрагентов вписывается в отдельную строку. Разовые операции непосредственно при их совершении вносятся в журнал. То есть при использовании автоматизированной формы БУ расчетов с контрагентами аналитический учёт сочетается с синтетическим, исключается необходимость ведения избыточного учета по лицевым счетам предприятий и составления оборотных ведомостей, а также, за счёт использования для внесения записей в реестры (а по необходимости – также в журнал-ордер), обеспечивается точность и наглядность учётных данных. В обязанности бухгалтера предприятия входит обеспечение постоянного контроля соблюдения расчетной дисциплины в целях гарантированной своевременной уплаты как кредиторской, так и дебиторской задолженностей. Следуя установленным нормам, предприятия своевременно обязаны проводить инвентаризацию расчетов.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф