Меню Услуги

Бухгалтерский учет расходов на продажу производственного предприятия


Страница:   1   2


Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1.1 Цели, значение и задачи учета и аудита расходов на продажу. Понятие расходов на продажу, их классификация
  • 1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расходов на продажу
  • 1.3 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации
  • 2.1 Организация бухгалтерского учета расходов на продажу в организации
  • 2.2 Синтетический и аналитический учет расходов на продажу
  • 2.3 Направления совершенствования учета расходов на продажу в организации
  • 3.1 План и программа аудиторской проверки расходов на продажу в организации
  • 3.2 Методика аудита расходов на продажу в организации
  • 3.3 Выводы и отчетность по результатам проверки расходов на продажу
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бухгалтерский учет является одной из важнейших составляющих информационной системы управления торговыми организациями. Его задачей является формирование полной и достоверной информации о работе торговых организаций, их имущественном положении. Кроме того важной задачей бухгалтерского учета является организация контроля за использованием ресурсов предприятия, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов.

В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме расходов на продажу.

Немаловажное значение должно быть уделено правильной организации бухгалтерского учета расходов на продажу и системы контроля на торговом предприятии. Правильная организация учета расходов на продажу дает возможность выявить резервы их снижения. Учет способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

При организации учета на торговых предприятиях должен быть определен состав затрат, включаемых в себестоимость услуг; разработана учетная номенклатура статей расходов на продажу; разграничены издержки обращения между смежными отчетными периодами, между остатком товаров и реализованными товарами, а также по местам их возникновения. Расходы на продажу являются одним из основных показателей оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в нем аккумулируются все расходы, потери, обобщаются результаты хозяйственной деятельности.

Правильность организации учета расходов на продажу, возможно, решить с привлечением независимых экспертов (аудиторов). Аудитор способен дать объективную оценку эффективности системы учета и контроля, а также рекомендации по устранению имеющихся недостатков. Главная цель аудита издержек обращения — обеспечить контроль за достоверностью информации об издержках обращения, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что расходы на продажу являются одним из основных показателей, который влияет на конечные финансовые результаты деятельности торговой организации.

Целью выпускной квалификационной работы является изучение существующей практики бухгалтерского учета и аудита расходов на продажу разработка мероприятий по совершенствованию учета, формулирование выводов на основании проведенного аудита и рекомендаций, основанных на нем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть цели, значение и задачи учета и аудита расходов на продажу производственного предприятия, понятие и классификацию;
2. Охарактеризовать нормативное регулирование учета расходов на продажу;
3. Рассмотреть экономическую характеристику финансово-хозяйственной деятельности ООО «ТНГ-Контур»;
4. Изучить организацию бухгалтерского учета расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур»;
5. Описать синтетический и аналитический учет расходов на продажу;
6. Рассмотреть направления совершенствования учета расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур»;
7. Составить план и программу аудиторской проверки расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур»;
8. Изучить методику аудита расходов на продажу в организации;
9. Сделать выводы по результатам проверки и дать рекомендации по совершенствованию учета расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур».

Изучению вопросов бухгалтерского учета и аудита расходов на продажу производственного предприятия уделяют внимание такие известные деятели бухгалтерского учета и аудита, как Безруких П.С., Бурыкин А.И., Густяков И.М., Иванцев И.В., Козлова И.П., Кондраков Н.П., Кувалдина Т.Б., Наринский А.С., Подольский В.И., Сотникова Л.В. и другие.

Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету и аудиту расходов на продажу, учебные и периодические издания, материалы учета и отчетности конкретной организации.

Объектом исследования является финансово — хозяйственная деятельность ООО «ТНГ-Контур».
В соответствии с поставленными задачами структура выпускной квалификационной работы сложилась из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1.1 Цели, значение и задачи учета и аудита расходов на продажу. Понятие расходов на продажу, их классификация

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида — текущие и долговременные. Текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами — закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала и т.п. Долговременные затраты (инвестиции) связаны с решаемыми торговым предприятием стратегическими задачами — строительством, реконструкцией объектов основных средств или приобретением различных нематериальных активов; формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг и т.п.

Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.

Изучение методологических концепций бухгалтерского учета расходов на продажу является важным вопросом в системе управления, ибо от решения этого вопроса во многом зависит организация управления и организация бухгалтерского учета. Эти вопросы рассмотрены в специальной литературе зарубежными и отечественными учеными. В России большой вклад в программу распространения современных идей в изучение методологических концепций бухгалтерского учета расходов на продажу в числе первых сделали В.Б. Ивашкевич [40], А.С., Наринский [51], В.Ф. Палий и другие [55].

Для эффективного управления издержками обращения разработана соответствующая их классификация.

Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что издержки как раз являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, планировании и контроля расходов на продажу и приводится по следующим основным признакам.

1. По степени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные издержки обращения.

Постоянные издержки, которые в краткосрочном периоде не зависят от объема и структуры товарооборота.

Кроме того, предприятие будет нести данные расходы даже в случае прекращения процесса реализации товаров. Но уровень постоянных издержек обратно пропорционален объему товарооборота. К ним относятся: арендная плата, амортизация оборудования и зданий, земельный налог, сбор на содержание милиции, лицензионные сборы.

Переменные издержки меняются прямо пропорционально объему розничного товарооборота. Их сумма меняется, а уровень остается неизменным. В производстве главным компонентом переменных издержек выступает покупная стоимость сырья и материалов. Переменными также являются расходы, связанные с хранением, упаковкой, сортировкой, отпуском товара и потери в пределах норм убыли.

На практике разделение затрат на постоянные и переменные вызывает трудности. (Например, если зарплата продавцов состоит из фиксированного оклада и % с продаж). Для деления смешанных издержек на постоянные и переменные в западной литературе рекомендуют использовать метод «Высокий — Низкий».

Для этого выбираются самые высокие и самые низкие величины доходов и расходов, вычисляются разности между самыми большими и самыми малыми величинами по доходам и расходам отдельно. Затем делят разность по расходам на разность по доходам, получают долю переменных затрат в общей сумме доходов.

Доля постоянных издержек в доходах определяется как разница между единицей и долей переменных расходов.

Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

2. По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.

Полезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые способствовали результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия.

Бесполезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия. В качестве примера можно привести выплату заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользованному оборудованию и т.п.

3. По возможностям отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию отдельных групп товаров; деятельность структурных подразделений и т.п.) выделяют прямые и непрямые издержки обращения.

Прямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации).

Непрямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров).

Следует отметить, что деление расходов на продажу на прямые и непрямые зависит от конкретных целей их распределения в процессе управления ими и в соответствии с этими целями может изменяться. Так, при формировании бюджета рекламной кампании, связанной с ценовым имиджем торгового предприятия, расходы на размещение теле-, радио — и других видов рекламы будут носить прямой характер; в то же время они будут являться непрямыми издержками обращения при их распределении в разрезе конкретных групп реализуемых товаров.

4. По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы расходов на продажу:
• материальные расходы. К ним относятся стоимость товаров, использованных в рекламных целях и полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основных производственных фондов и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.
• расходы на оплату труда. К ним относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия.
• отчисления на социальные нужды. К ним относят все виды обязательных отчислений торгового предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ.
• амортизация основных фондов и нематериальных активов. К ним относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов на полное их восстановление и капитальный ремонт, а также нематериальных активов торгового предприятия.
• прочие расходы. Этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов и др.

5. По конкретным видам затрат выделяют отдельные статьи расходов на продажу. Такой перечень включает 14 статей расходов на продажу и основывается на методических рекомендациях и включает в себя:
1) Транспортные расходы
2) Расходы по оплате труда
3) Отчисления на социальные нужды
4) Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря
5) Амортизация основных средств
6) Расходы на ремонт основных средств
7) Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, и др.
8) Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд
9) Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров
10) Расходы на рекламу
11) Затраты по оплате процентов за пользование займом
12) Потери товаров и технологические отходы
13) Расходы на тару
14) Прочие расходы

С целью повышения аналитичности учета возможно по отдельным статьям применять субстатьи.
При построении учетной номенклатуры статей расходов предприятия должны принимать во внимание общее значение статьи (частоту употребления и важность ее для учета, анализа и планирования), трудоемкость, возможность ее четкого выделения и отражения специфических особенностей хозяйственно-финансовой деятельности данной организационно-правовой формы предприятия.

В управлении торговой деятельностью большую роль играет своевременная информация, позволяющая обеспечивать достоверную оценку результатов хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерский учёт, последовательно отражая и систематически контролируя хозяйственную деятельность, обеспечивает органы контроля данными необходимыми для оперативного, текущего, перспективного управления общественным производством.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Значение бухгалтерского учёта несомненно растет в современных условиях. Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по расходам на продажу, расходование материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия.

Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения [37].

Основными задачами учета расходов на продажу предприятий являются:
— обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов на продажу: необходимо в полном объёме отражать все расходы на продажу;
— соответствие оценки расходов на продажу учётной политике, принципам бухгалтерского учёта;
— использование оценки на основе преемственности;
— правильность отражения расходов на продажу в отчётности;
— правильность классификации расходов на продажу;
— контроль за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
— законность оформления хозяйственных операций деятельности предприятия в первичных документах и сверка данных, отражённых в учётных регистрах;
— подтверждение достоверности и правильности отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по учёту расходов на продажу.

К основным целям аудиторской проверки расходов на продажу относятся подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности организации в части расходов на продажу, а также проверка законности совершенных хозяйственных операций.

В настоящее время аудиторская деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности» от 03.12.2008г. № 307-ФЗ, который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации [5].
Цель аудита расходов на продажу — установление обоснованности формирования и правильности учета расходов на продажу.

Основными задачами аудита расходов на продажу являются:
1) проверка правильности отнесения расходов на продажу на соответствующие статьи;
2) проверка правильности ведения аналитического учета по счету 44 «Расходы на продажу»;
3) проверка правильности в распределении расходов на продажу между смежными отчетными периодами;
4) проверка соответствия записей синтетического и аналитического учета расходов на продажу записям в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета);
5) проверка достоверности учетных данных и отчетности об издержках обращения.

Таким образом, бухгалтерский учет расходов на продажу позволяет сформировать объективную информацию о расходах на продажу, осуществляемых организацией. Аудит расходов на продажу торгового предприятия необходим для подтверждения достоверности данных о расходах.

1.2 Нормативное регулирование учета и аудита расходов на продажу

Одна из основных задач процесса реформирования бухгалтерского учета — это создание соответствующей системы нормативного регулирования, отвечающей требованиям пользователей финансовой информации в рыночной экономике и представляющей собой результат взаимодействия экономических и государственных институтов по разработке и установлению правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России разработана четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни [30].

Таблица 1 — Система регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень Виды документов Субъекты, участвующие в принятии документов
Первый уровень — законодательный Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ
Второй уровень — нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов Российской Федерации
Третий уровень — методический Методические указания, рекомендации, письма и приказы, не нуждающиеся в государственной регистрации Министерство финансов Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, ИПБ России и другие профессиональные организации
Четвертый уровень — организационный Документы, формирующие учетную политику организации (организационно-распорядительная документация) Юридические лица независимо от организационно-правовых форм

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данным законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также относится к первому уровню. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупность. Учетные стандарты призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям.

Появление этого документа трудно переоценить — в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета закон «О бухгалтерском учете» предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В законе «О бухгалтерском учете» дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [5], который вносит революционные изменения в регулирование аудиторской деятельности. Предполагается, что реализация предусмотренных этим законом мер значительно приблизит нормы законодательства России в области аудиторской деятельности к признанным международным стандартам аудита.

Важно, что новым законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с 1 января 2010, которое заменяется обязательным членством аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских организациях [5].

Кроме того, важным нормативным актом первого уровня, регулирующий учет расчетов по налогу на прибыль является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ).

Принципиально новым положением главы 25 НК РФ [2] является введение самостоятельной системы учета данных в целях налогообложения — налоговый учет. Как указано в ст.313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Иными словами, при организации налогового учета необходимо учитывать не только положения главы 25, но и положения всех статей НК РФ, например, ст.39 и ст.40 НК РФ, ст.170 НК РФ. Если обратиться непосредственно к положениям ст.313 НК, то можно выделить ряд важных правил, которые необходимо учитывать при организации налогового учета на предприятии.

В соответствии с главой 25 НК РФ практически всем предприятиям следует организовать самостоятельную учетную систему в целях налогообложения прибыли. Система налогового учета может быть построена как на основе данных регистров бухгалтерского учета с их последующей перегруппировкой по правилам налогообложения, так и на основе самостоятельно формируемых регистров налогового учета, не имеющих отношения к бухгалтерскому оформлению этих финансово-хозяйственных операций.

Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций. Например, для целей бухгалтерского учета налога на прибыль используют ПБУ 9/99 «Доходы организаций», ПБУ 10/99 «Расходы организаций», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Рассмотрим эти положения более подробно.

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденные приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, устанавливает методологические основы формирования и отражения в бухгалтерском учете достоверной информации о полученном доходе от предпринимательской деятельности организации. Это позволяет решать такие задачи, как оперативное управление и контроль за деятельностью организации со стороны лиц, имеющих прямой или косвенный интерес в ее делах [19].

С выходом данного Положения понятие «доход» впервые стало нормативно регламентированным в бухгалтерском учете. Обобщенное понятие дохода аккумулировало такие учетные категории, как активы (имущество), обязательства и собственный капитал организации.

Положение отвечает на такие вопросы: что включается в понятие «доход», какие бывают виды доходов, как они измеряются, когда признаются в качестве дохода и как отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Одним из основных документов, определяющим порядок учета расходов, в том числе расходов на продажу, в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 №33н (введено в действие с 1 января 2000 г.).

Данное Положение принято в исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 №283. Этот документ определяет классификацию расходов и порядок их признания в учете, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ [20].

Рассматриваемое Положение — составная часть единой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, и оно должно применяться всеми коммерческими организациями на территории РФ вне зависимости от их организационно-правовой формы.

В соответствии с ПБУ 10/99, расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
• расходы по обычным видам деятельности;
• прочие расходы.

Согласно п.8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности, в том числе расходов на продажу, должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
• материальные затраты;
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация;
• прочие затраты.

Информация об издержках по всей совокупности предпринимательской (текущей, инвестиционной и финансовой) деятельности необходима прежде всего внутренним пользователям, а именно собственнику организации и менеджерам. Любые расходы организации должны либо включаться в стоимость активов, либо через аккумулирующие счета учета расходов по экономическим элементам списываться на финансовые результаты. Только осуществляя учет по элементам затрат, можно обеспечить формирование точных и достоверных показателей о стоимости активов и величине конечного финансового результата деятельности торговой организации. Следовательно, каждая торговая фирма должна располагать полной информацией о валовой сумме материальных расходов, расходах на оплату труда и других одноэлементных расходах при планировании своей деятельности на следующий период.

Кроме того, согласно п.8 ПБУ 10/99 [20] для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Причем перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). До их принятия действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано 34 правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Например, Правило (стандарт) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой бухгалтерской отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696; Правило (стандарт) №2. «Документирование аудита» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696; Правило (стандарт) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696; Правило (стандарт) №20 «Аналитические процедуры» утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696 и др.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов — документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению в организациях ведется бухгалтерский учет, в том числе расчетов по налогу на прибыль.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой; внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений; нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом и Минфином РФ 20 апреля 1995 г. №№1-550/32-2) определяют единую учетную номенклатуру статей расходов на продажу и производства для организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания, а также порядок формирования финансовых результатов. Они применяются в организациях торговли независимо от форм собственности. Организации других отраслей, имеющие в своей структуре торговое подразделение, также могут применять Методические рекомендации для учета расходов на продажу носят в настоящее время рекомендательный характер. Методические рекомендации можно применять в части не противоречащей законодательству.

Предприятиям торговли целесообразно организовать аналитический учет затрат по способу отнесения на издержки отдельных товарных групп и структурных подразделений, т.е. учет прямых и косвенных затрат. Хотя нормативными документами не предусмотрено такое деление затрат торгового предприятия в системном бухгалтерском учете (в отличие от производственного учета, где прямые и косвенные затраты учитываются на разных счетах бухгалтерского учета), аналитический учет в таком разрезе в некоторых случаях необходим. Прямыми на предприятии торговли являются затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид реализуемых товаров. К косвенным относятся затраты, связанные с реализацией нескольких (всех) видов товаров. В сочетании с учетом затрат в разрезе торговых точек (зон) учет прямых и косвенных затрат дает полезную информацию о рентабельности товаров каждого вида, способствует эффективному ценообразованию.

Классификация издержек по их влиянию на налогооблагаемую прибыль предусматривает деление затрат на участвующие и не участвующие в уменьшении налогооблагаемой прибыли. Это связано с тем, что в целях налогообложения в составе издержек выделяют нормируемые и ненормируемые. В бухгалтерском же учете никаких норм и нормативов не предусмотрено. В связи с этим и по правилам Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 №114н, необходимо организовать раздельный аналитический учет издержек, влияющих и не влияющих на налогооблагаемую прибыль.

Организация, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете и нормативными актами, содержащими технические нормы, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей хозяйственной деятельности. Эти особенности должны быть отражены в приказе или распоряжение руководителя организации или лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета, которые утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, другие документы учетной политики. Эти документы, а также процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз [4]. Принятая организацией учетная политика должна вводиться с начала финансового года и применяться последовательно из года в год. Пересматривать ее можно лишь при существенном изменении законодательства или нормативных актов, содержащих технические нормы, а также при разработке самой организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или серьезном изменении условий ее деятельности.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета четвертый уровень представлен рабочими документами (документы внутренней регламентации) организации, формирующими ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах. Они разрабатываются самой организацией или консультационными фирмами по ее заказу. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций. Эти документы носят вспомогательный характер, и их основная цель сводится к технической реализации учетного процесса.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

Основными их них являются:
— документы по учетной политике предприятия;
— утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
— графики документооборота;
— утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
— утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета относится к четвертому уровню в системе нормативного регулирования и регулирует порядок учета как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета, в том числе расчетов по налогу на прибыль.

В методическом разделе учетной политики оговорены конкретные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, принятые при формировании учетной политики предприятия и подлежащие раскрытию в бухгалтерской от четности.

К таким способам, в частности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К документам четвертого уровня также можно отнести документооборот предприятия, который регулирует организацию бухгалтерского и налогового учета на предприятии. На сколько эффективно будет организован документооборот, на столько эффективно будет организован учет на предприятии.

1.3 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации

Общество с ограниченной ответственностью «ТНГ-Контур», создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Постановлением Главы администрации г. Набережные Челны.

Полное фирменное наименование Общества:
— на русском языке: общество с ограниченной ответственностью «ТНГ-Контур».

Общество является коммерческой организацией, целью деятельности Общества является извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Видами деятельности общества являются: оптовая и розничная торговля запчастями, горюче-смазочными материалами.

Предприятие осуществляет экономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ. Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и настоящему Уставу.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Общество считается созданным как юридическое лицо с момента государственной регистрации. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом, приобретенным в процессе его хозяйственной деятельности, по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Общество является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участниками общества являются физические лица. Они имеют предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу. Участники не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Исполнительным органом Общества является директор, осуществляющий текущее руководство его деятельностью. Директор избирается Общим собранием участников Общества сроком на 2 года и подотчетен ему. Права и обязанности директора определяются уставом и договором, заключенным им с Обществом.
Уставный капитал ООО «ТНГ-Контур» определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 8 тыс. рублей.

Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением ООО «ТНГ-Контур». Работа бухгалтерии организована с учетом финансово — экономической деятельности предприятия и его подразделений. Бухгалтерия состоит из двух бухгалтеров.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет ответственность бухгалтер (главный бухгалтер). Требования бухгалтера (главного бухгалтера) по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Бухгалтерский учет ведется с использованием программы «1С: Бухгалтерия». Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета является первичные учетные документы, фиксирующие факты совершения хозяйственной операции.

В соответствии с принятой Учетной политикой ООО «ТНГ-Контур» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет своей деятельности, ведет финансовую отчетность в порядке, определенном действующим законодательством.

Для экономической характеристики исследуемого предприятия проведем анализ основных экономических показателей по данным, которых можно сделать вывод об эффективности работы данного предприятия. Для составления таблицы были использованы: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные оперативного и бухгалтерского учета.

Рассчитаем основные показатели деятельности ООО «ТНГ-Контур» за 2012-2013гг. в таблице 1. Из таблицы видно, что основные экономические показатели предприятия за 2012-2013г. отражают положительное его экономическое развитие.

Таблица 1 Основные показатели финансово — хозяйственной деятельности ООО «ТНГ-Контур» за 2012-2013гг.

№ пп Показатели Ед. изм. Год Отклонения(+; — ) Темп роста, %
2012г. 2013г.
1 Выручка от продажи тыс. руб. 23059 26493 +3434 114,89
2 Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 21389 23271 +1882 108,80
3 Прибыль от продаж тыс. руб. 914 1812 +898 198,25
4 Прибыль чистая тыс. руб. 707 653 -54 92,36
5 Среднесписочная численность работающих чел. 18 19 +1 105,56
6 Средняя стоимость материальных запасов тыс. руб. 1983,5 710 1273,50 35,80
7 Валюта баланса (среднегодовая сумма) тыс. руб. 6584 8975 +2391 136,31
8 Рентабельность продаж % 4,0 6,8 +2,8 170,00
9 Чистая рентабельность % 3,1 2,5 -0,6 80,64
10 Производительность труда тыс. руб. 1281,1 1394,4 +113,3 108,84
11 Материалоотдача тыс. руб. 10,89 10,42 -0,47 95,68

Для экономической характеристики исследуемого предприятия проведем анализ основных экономических показателей (табл.2) по данным, которых можно сделать вывод об эффективности работы данного предприятия.

Приведенные показатели в таблице 1 позволяют сделать следующие выводы. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, увеличилась на 3434 тыс. руб. или на 14,89 %, что отражает спрос на данную продукцию.

Вместе с ростом выручки, можно отметить рост себестоимости продукции на 1882 тыс. руб. или на 8,8%. В данной ситуации рост выручки выше роста расходов предприятия, поэтому прибыль от продаж имеет тенденцию роста, а соответственно предприятие рентабельно.

Материалоотдача осталась почти на прежнем уровне, в 2012г.10,89 тыс. руб., в 2013г.10,42 тыс. руб.

Производительность труда увеличилась на 113,3 тыс. руб. и составила 1394,4 тыс. руб., притом, что на предприятии увеличилась численность сотрудников на 1 человека. Данная тенденция отражает эффективность использования трудовых ресурсов.

В таблице 2 представим состав и структуру актива баланса.

Таблица 2 Оценка структуры актива бухгалтерского баланса ООО «ТНГ-Контур» за 2012 — 2013 гг.

Виды активов На 01.01.12г. На 01.01.13г. Отклонение (+; — ) Темп измене-ния, %
сумма, тыс. руб. удель-ный вес, % сумма, тыс. руб. удель-ный вес, % сумма, тыс. руб. по удель-ному весу, %
А 1 2 3 4 5 6
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ 7141 10809 +3668 151,4
1. Запасы, в т. ч. 954 13,36 3013 27,87 +2059 +14,51 315,8
 — сырье, материалы 3 0,03 +3 +0,03
 — готовая продукция и товары для перепродажи 954 13,36 3010 27,85 +2056 +14,49 315,5
2. НДС 451 6,32 553 5,12 +102 -1,2 122,6
3. Дебиторская задолженность менее 12 месяцев 5591 78,29 7093 65,62 +1502 12,67 126,9
в т. ч. покупатели и заказчики 5118 71,67 5412 50,07 +294 -21,6 105,7
5. Краткосрочные финансовые вложения 100 0,93 +100 +0,93
6. Денежные средства 145 2,03 50 0,46 -95 -1,57 34,5
Итого: 7141 100 10809 100 +3668 151,4

По данным таблицы 2 можно сделать следующий вывод. Основной удельный вес в активах предприятия как на 01.01.12г., так и на 01.01.13г. занимает дебиторская задолженность менее 12 месяцев, на 01.01.13 она составила 78,29%, а на 01.01.09г. — 65,62%, т.е. основной удельный вес имущества предприятия составляют быстрореализуемые активы.

На втором месте стоят запасы предприятия и их удельный вес и на 01.01.12г., и на 01.01.13г. в общем объеме активов оказался на втором месте, а т.к. это медленнореализуемые активы, то данная тенденция ведет к снижению ликвидности баланса.

Таблица 3 Оценка структуры пассива бухгалтерского баланса ООО «ТНГ-Контур» за 2012 — 2013 гг.

Виды пассивов На 01.01.12г. На 01.01.13г. Отклонение

(+; — )

Темп измене-

ния, %

сумма, тыс. руб. удель-

ный вес, %

сумма, тыс. руб. удель-

ный вес, %

сумма, тыс. руб. удель-

ный вес, %

А 1 2 3 4 5 6
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ 1100 15,4 1534 14, 19 +434 -1,21 139,4
1. Уставный капитал 8 0,11 8 0,07 -0,04 100,0
2. Нераспределенная прибыль (убыток) 1092 15,29 1526 14,12 +434 -1,17 139,7
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 6041 84,6 9275 85,81 +3234 +1,21 153,5
1. Займы и кредиты 771 10,80 -771 -10,80
2. Кредиторская задолженность, в т. ч.: 5270 73,80 8035 74,34 +2765 +0,54 152,5
 — поставщики и подрядчики 4763 66,70 5679 52,54 +916 -14,16 119,2
 — задолженность перед персоналом организации 1 0,01 +1 +1
 — задолженность по налогам и сборам 66 0,92 298 2,76 +232 +1,84 451,5
 — прочие кредиторы 441 6,17 2057 19,03 +1616 +12,86 466,4
3. Резервы предстоящих расходов 1240 11,47 +1240 +11,47
Итого 7141 100 10809 100 +3668 151,4

Кроме того удельный вес запасов на конец 2013 года увеличился на 14,51% Третье место занимает НДС, его удельный вес на 01.01.13 г. снизился на 1,2% и составил 5,12%. Денежные средства снизились на 1,57% и составили к концу года 0,46%. Таким образом, увеличение оборотных активов предприятия характеризует улучшение имущественного состояния ООО «ТНГ-Контур». Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом заемных средств, что отражает зависимость предприятия от заемных источников, неблагоприятной тенденцией в данном случае можно отметить увеличение их доли в общем объеме источников формирования (на 0,54 %), что положительно влияет на деятельность организации (табл.3). Исследовав баланс по статьям, можно отметить увеличение статей капитала и резервов и увеличение статей краткосрочных обязательств, что характеризует не очень высокую расчетную дисциплину предприятия по своим обязательствам. Далее представлен анализ финансовых результатов ООО «ТНГ-Контур» (табл.4). Для составления таблицы были использованы: форма №1 «Бухгалтерский баланс»; форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные оперативного и бухгалтерского учета.

Таблица 4
Анализ финансовых результатов ООО «ТНГ-Контур» за 2012-2013гг.

Наименование показателя Код стр. год Откло-нение

(+,-), тыс.

руб.

Удельный вес, %
2013 г., тыс. руб. 2012 г.,

тыс. руб.

Отч. пер. (о. п.) Пр. пер.

(п. п.)

1 2 3 4 5 6 7
1) выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов)

2) себестоимость реализации товаров, продукции

3) коммерческие расходы

4) валовая прибыль

 

010

 

020

 

030

029

 

26493

 

23271

 

1410

3222

 

23059

 

21389

 

756

1670

 

+3434

 

+1882

 

+654

+1552

 

100

 

87,8

 

5,32

12,2

 

100

 

92,76

 

3,27

7,2

5) прибыль (убыток) от продаж (стр.010-020-030)

6) прочие доходы

7) прочие расходы

8) прибыль (убыток) до налогообложения

9) Текущий налог на прибыль

10) Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

11) Рентабельность продаж

12) Чистая рентабельность

 

050

 

090

100

 

140

150

190

 

 

1812

 

559

1472

 

893

173

653

6,8

2,5

 

914

 

52

33

 

33

226

707

4,0

3,1

 

+898

 

+507

+1439

 

40

53

54

+ 2,8

0,6

 

6,8

 

2,1

5,5

 

3,4

0,6

2,5

0,02

0,01

 

4,0

 

0,2

0,1

 

4,1

1,0

2,8

0,02

0,01

Рассчитаем основные показатели финансовых результатов в ООО «ТНГ-Контур» за 2012-2013 г. г. в таблице 4.

Фирма за последний год деятельности показала, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2013 год значительно увеличилась на 3434 тыс. руб., что на 14,9% больше по сравнению с тем же периодом 2012 года. Способствовало такому изменению, увеличение объема оборота торговли. В результате чего увеличилась и себестоимость на 1882 тыс. руб. в 2013 году.

Коммерческие расходы также возросли на 654 тыс. руб. Соответственно прибыль от продаж составила 1812 тыс. рублей. Выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась, в связи с чем, в 2013 году, по результатам деятельности анализируемого периода образовалась прибыль в сумме 653 тыс. руб., хотя в 2012 году чистая прибыль была больше на 54 тыс. руб., что на 8,3% больше 2013 года.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции, т.е. в 2013 году 6,8 % прибыли приходится на единицу товара. Соответственно чистая рентабельность характеризует долю чистой прибыли в единице выручки и в 2012 году в ООО «ТНГ-Контур» рентабельность спала на 0,6 % и составила 2,5%.

В таблице 5 произведем оценку показателей платежеспособности ООО «ТНГ-Контур».

ООО «ТНГ-Контур» по состоянию на 01.01.13 г. имеет неудовлетворительную структуру баланса при снижающейся финансовой независимости, в связи со снижением доли оборотного капитала. Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует предприятие как не ликвидным, т.к. ООО «ТНГ-Контур» может погасить в ближайшее время за счет своих денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений 2 % текущей задолженности.

Рассчитаем основные показатели финансовых результатов в ООО «ТНГ-Контур» за 2012-2013 г. г. в таблице 4.
Фирма за последний год деятельности показала, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2013 год значительно увеличилась на 3434 тыс. руб., что на 14,9% больше по сравнению с тем же периодом 2012 года. Способствовало такому изменению, увеличение объема оборота торговли. В результате чего увеличилась и себестоимость на 1882 тыс. руб. в 2013 году.
Коммерческие расходы также возросли на 654 тыс. руб. Соответственно прибыль от продаж составила 1812 тыс. рублей. Выручка от реализации товаров, работ, услуг увеличилась, в связи с чем, в 2013 году, по результатам деятельности анализируемого периода образовалась прибыль в сумме 653 тыс. руб., хотя в 2012 году чистая прибыль была больше на 54 тыс. руб., что на 8,3% больше 2013 года.

Таблица 5
Оценка показателей платежеспособности ООО «ТНГ-Контур» за 2012 — 2013 гг.

Показатели На

01.10.2012г.

На

01.01.2013г.

Отклонения

(+; — )

 

Темп роста, %
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,02 0,02 100
Коэффициент текущей

Ликвидности

1,11 1,28 +0,17 115,31
Коэффициент критической оценки 0,95 0,90 -0,05 94,74
Коэффициент финансовой устойчивости 0,15 0,14 -0,01 93,33
Коэффициент финансовой независимости 0,15 0,14 -0,01 93,33
Коэффициент маневренности 1 1 100
Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0 0
Доля оборотных средств в активах 0,15 0,14 -0,01 93,33
Рентабельность продаж, % 6,8 4,0 +2,8 58,82
Рентабельность собственного капитала, % 64 43 -21 67, 19
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 4,37 3,30 -1,07 75,51

Коэффициент текущей ликвидности за 2013 год составил 1,28, что на 0,17 пункта выше его значения на конец 2012 года при рекомендуемом значении от 1,5 до 2,5. Коэффициент текущей ликвидности ниже нормы, т.е. это подтверждает о том, что в ООО «ТНГ-Контур» сложилась очень даже неплохая ситуация с платежеспособностью. Таким образом, за анализируемый период предприятие практически способно погасить дебиторскую краткосрочную задолженность за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется в долгосрочном плане, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку финансовой устойчивости. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей. При анализе финансовой устойчивости изучается важнейшая характеристика финансового состояния предприятия — стабильность его деятельности в долгосрочной перспективе. Она связана с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

Финансовая устойчивость предприятия на конец 2012 года ухудшилась, однако, вновь введенные складские помещения позволят привлечь дополнительные средства и улучшить показатели. Таким образом, ООО «ТНГ-Контур» по состоянию на 01.01.2013 года имеет удовлетворительную структуру баланса при снижающейся финансовой независимости, в связи с увеличением доли оборотного капитала.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансовой устойчивости предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности продаж и достижению безубыточной работы за счет более полного использования мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижение ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

2.1 Организация бухгалтерского учета расходов на продажу в организации

Организация бухгалтерского учета — это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов: первичный учет, регистры бухгалтерского учета, документооборот, инвентаризация, отчетность.

В соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4], ответственным за организацию бухгалтерского учета в исследуемой организации ООО «ТНГ-Контур» является руководитель организации. Он выбирает одну из следующих форм организации ведения бухгалтерского учета на предприятии:
1. Учредить бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, как структурное подразделение;
2. Ввести в штат должность бухгалтера;
3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту;
4. Вести бухгалтерию лично.

Согласно учетной политике ООО «ТНГ-Контур» ведение бухгалтерского учета осуществляет бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером, как структурное подразделение.

В рабочем плане счетов, который приводиться в политике исследуемой организации, указаны те счета бухгалтерского учета, которые будут использованы. Причем рабочий план включает не только синтетические, но и аналитические счета всех уровней. Для учета расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур» предназначен счет 44 «Расходы на продажу».

При формировании учетной политики из каждого Положения по бухгалтерскому учету необходимо выбрать один из предлагаемых в нем вариантов учета того или иного имущества (если он есть) или предусмотреть свой.

Например, с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 10/99 предусмотрены два возможных варианта учета коммерческих расходов (которые отражаются на счете 44) [20]:
1. Коммерческие расходы (счет 44) можно распределять между проданными и непроданными товарами. При этом распределению подлежат не все коммерческие расходы. Например, при осуществлении торговой деятельности распределению подлежат лишь транспортно-заготовительные расходы. Все остальные расходы, учтенные на счете 44, списываются ежемесячно на себестоимость проданных товаров (дебет счета 90);
2. Еще один вариант учета коммерческих расходов — списание их в полном объеме на себестоимость продаж (дебет счета 90), не распределяя между стоимостью проданных и непроданных товаров.

Выбранный способ записывают в учетную политику. В ООО «ТНГ-Контур» установить следующий порядок списания расходов на продажу: расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44 «Расходы на продажу» подлежат списанию в дебет счета 90 «Продажи» полностью. Распределению подлежат только расходы на транспортировку.

Далее рассмотрим порядок оформления и составления первичных документов. Каждая хозяйственная операция в ООО «ТНГ-Контур», в том числе и по учету расходов на продажу проходит через бухгалтерию и оформляется первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету.

Основным денежным измерителем является рубль РФ. Первичные документы в ООО «ТНГ-Контур» принимаются к учету, только при наличии следующих обязательных реквизитов:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители ее в стоимостном выражении;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и
  • правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.

Все первичные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, в ООО «ТНГ-Контур» проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). Иначе при налоговой проверке в организации документы не будут признаны, а расходы на продажу не будут оправданы.

Регистры бухгалтерского учета по учету расходов на продажу (журналы-ордера, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счета и др.) в исследуемой организации ООО «ТНГ-Контур» предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах.
Документооборот подразумевает собой прохождение документов от момента их выписки до сдачи в архив.

В ООО «ТНГ-Контур» нет графика документооборота.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Исследуемая организации должна была утвердить систему документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи первичных учетных документов в архив.

Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств являются: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4], Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [13].

Инвентаризация имущества и обязательств организации — это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация в ООО «ТНГ-Контур» заключается в прямом пересчете с последующей сверкой количества с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационные ведомости становятся основой для внесения исправлений на счета бухгалтерского учета. Инвентаризация в исследуемой организации проводится ежеквартально. Кроме того, инвентаризация также должна проводиться в следующих случаях: смена материально ответственных лиц, ликвидация, реорганизация предприятия, кражи, стихийные бедствия и т.п. Приказом директора ООО «ТНГ-Контур» утверждается постоянно действующая комиссия, включающая в себя не менее трех человек. В ходе ее проведения составляются инвентаризационные ведомости по типовой форме. Каждая страница ведомости нумеруется цифрами и прописью выводится итог натуральных единиц, по окончании записей прописью указывается количество за полненных строк. Это исключает возможность замены или изъятия отдельных страниц инвентаризационной ведомости, а также приписок к натуральным остаткам.

Каждая страница подписывается всеми участниками инвентаризации. По окончании инвентаризации материально ответственное лицо дает подписку о том, что ему предъявлены для проверки все ценности, инвентаризация проведена правильно и претензий к комиссии нет.

Для сравнения фактических (натуральных) остатков материальных ценностей с остатками, числящимися на счетах бухгалтерского учета, бухгалтерия составляет сличительные ведомости. На их основании устанавливаются недостачи или излишки товарно-материальных ценностей.

После этого производится обобщение данных, полученных инвентаризацией и принятие на ее основе административных решений и внесение исправлений на счета бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации могут быть выявлены как недостача материальных ценностей и денежных средств, так и их излишки. Сумма недостачи может быть удержана с материально ответственных лиц, а излишки являются доходом предприятия.

Таким образом, инвентаризация проводимая в ООО «ТНГ-Контур» подтверждает подлинность, законность всех производимых операций в организации, в том числе расходов на продажу.

Бухгалтерский учет издержек обращения в ООО «ТНГ-Контур» включает не только отражение на счетах бухгалтерского учета информации о затратах торговой организации, но и раскрытие информации об издержках в бухгалтерской отчетности.

При составлении бухгалтерской отчетности ООО «ТНГ-Контур» руководствуется приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н, «О формах бухгалтерской отчетности», которым были введены новые формы бухгалтерской отчетности, применяемые начиная с отчета за 2003 г. (п.6 приказа № 67н).

В п.2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом № 67н, сказано, что согласно Федеральному закону от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» бухгалтерская отчетность включает: Бухгалтерский баланс (форма № 1); Отчет о прибылях и убытках (форма № 2); Отчет об изменениях капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4); Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); пояснительную записку; аудиторское заключение (для тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых подлежит обязательному аудиту).

В соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету, если организации, осуществляющие торговую деятельность, не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров, отражается в Бухгалтерском балансе по статье «Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)» группы статей «Запасы».

ООО «ТНГ-Контур» в форме № 2 издержки обращения в статью «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» не включаются, а отражаются по статье «Коммерческие расходы» (стр.030). По этой строке ООО «ТНГ-Контур» отражает сумму, которая списана с кредита счета 44 «Расходы на продажу», субсчет 1 «Издержки обращения» в дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж».

Если организация торговли не относится к субъектам малого предпринимательства, то она вынуждена в составе годовой бухгалтерской отчетности представлять форму № 5, где в разделе «Расходы по обычным видам деятельности» приводятся расходы организации, сгруппированные по элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты.

Данные об издержках обращения, представленные в бухгалтерской отчетности, используются прежде всего для анализа издержек обращения с целью их обоснованного прогнозирования и разработки мероприятий по ликвидации недостатков в деятельности торговой фирмы. Такая информация необходима не только для внутренних, но и для внешних пользователей (инвесторов, аудиторов, налоговых органов и др.).

Таким образом, в бухгалтерском учете ООО «ТНГ-Контур» расходы признаются при наличии следующих условий, установленных п.16 ПБУ 10/99 [20]:
1) расход произведен в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
2) сумма расхода может быть определена;
3) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, например, когда организация передала актив или отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Для признания расхода необходимо выполнение всех перечисленных выше условий. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в бухгалтерском учете организации признается не расход, а дебиторская задолженность.

2.2 Синтетический и аналитический учет расходов на продажу

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н) (в редакции от 27 ноября 2007 г.) предусмотрено ведение синтетического учёта расходов на продажу на активном счёте 44 «Расходы на продажу», этот счет предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. По дебету его на протяжении отчётного года учитываются суммы произведенных расходов, а по кредиту — суммы списанных расходов. Дебетовое сальдо счета 44 «Расходы на продажу» показывает остаток расходов на продажу на остаток товаров на конец отчетного периода.

Учет расходов на продажу осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу», на котором в течение отчетного периода отражаются расходы на: перевозку (внутреннее перемещение) и хранение товаров; оплату труда; аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; амортизацию основных средств, ИХП; рекламу; другие аналогичные по назначению расходы.

На счете 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных предприятием расходов. Согласно учетной политике ООО «ТНГ-Контур» эти суммы списываются в дебет счета 90 «Продажи» полностью, распределению подлежат только следующие расходы на продажу — расходы на транспортировку.

Аналитический учет расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур» ведется в разрезе следующих статей:
— аренда автотранспорта, аренда автозаправочной станции, аренда государственного и муниципального имущества;
— горюче-смазочные материалы;
— ж/д тариф;
— запасные части;
— заработная плата;
— канцелярские расходы;
— командировочные расходы по норме;
— коммунальные услуги;
— консультационные услуги;
— налоги и сборы;
— оплата труда и отчисления на социальные нужды;
— повышение квалификации;
— представительские расходы;
— расчетно-кассовое обслуживание;
— ремонтные работы;
— связь;
— содержание автотранспорта;
— стоянки услуги;
— страхование автогражданской ответственности;
— строительные материалы;
— техническое обслуживание кассового аппарата;
— транспортные услуги.

Рассмотрим основные записи по счету 44 «Расходы на продажу» в ООО «ТНГ-Контур».

Содержание операции Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Начислена заработная плата работникам, занятым в процессе продажи товаров 44 70
Начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования 44 69
Начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет 44 69
Взносы на обязательное пенсионное страхование зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет 69 69-2
Начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 44 69-3-1
Начислен единый социальный налог с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 44 69-3-2
Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 44 69-1-2
Включена в состав расходов на продажу стоимость товаров (материалов), израсходованных в рекламных целях 44 41 (10)
Начислена амортизация по основным средствам (НМА), используемым в процессе продажи товаров 44 02 (05)
Отражены расходы (без НДС) по оплате услуг сторонних организаций, связанных с продажей товаров 44 60
Учтены суммы НДС по услугам сторонних организаций, связанных с продажей товаров 19 60
Оплачены услуги сторонних организаций, связанные с продажей товаров 60 50 (51)
НДС принят к вычету 68 19
Учтен в составе расходов на продажу НДС по работам (услугам), использованным при продаже товаров, не облагаемых НДС 44 19
Учтены в расходах на продажу расходы подотчетных лиц 44 71

Расходы на рекламу уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в пределах норм, установленных Налоговым кодексом РФ [2].

Так, например, расходы на приобретение товаров, вручаемых в качестве призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки отчетного периода [2].

Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях; на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, или информацию о самой организации, для целей налогообложения не нормируются.

В состав расходов на продажу включают также суммы налогов и сборов, связанных с продажей.
В бухгалтерском учете торговой организации расходы на продажу можно ежемесячно списывать в уменьшение выручки от продаж двумя способами:
1. все расходы в полном объеме;
2. транспортные расходы, учитываемые на счете 44, — пропорционально себестоимости проданных товаров, остальные расходы на продажу — в полном объеме.

В налоговом учете торговой организации все расходы торговой организации разделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся транспортные расходы, если они не включены в цену приобретения этих товаров по условиям договора. Все остальные расходы текущего месяца признаются косвенными и уменьшают доходы от реализации в полном объеме.

Необходимо отметить, что помимо указанного способа учета и распределения транспортных расходов существует возможность, предусмотренная в ПБУ 5/01 когда, при закупке организацией ТМЦ самостоятельно (включая по импорту и товарообменным операциям) разрешается при исчислении покупной стоимости поступающих товаров наряду с ценой, предусмотренной в договоре, включать в их стоимость транспортные расходы, таможенные пошлины и прочие расходы по закупке и транспортировке [18]. Данный способ может применяться организацией при условии отражения его в учетной политике организаций.

Издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам (продукции), списываются в дебет счета 90, и в дальнейшем на счет 99 относится только прибыль (или убыток) от реализации.

На статью «Транспортные расходы» относятся:
— оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, поне сенных организацией в текущем месяце;
Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца = Сумма транспортных расходов, подлежащая списанию. (1)

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, определяется так:

Остаток товаров на конец месяца * Средний процент транспортных расходов = Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца (2)

Средний процент транспортных расходов, относящихся к остатку товаров на конец месяца, рассчитывается так [2]:

Средний про цент транс портных рас ходов = (Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на начало месяца + Сумма транспортных расходов, понесенных организацией в текущем месяце) / (Стоимость товаров реализованных в текущем месяце + Остаток товаров на конец месяца) * 100 (3)

Таким образом, чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования и бухгалтерского, и налогового учета, нужно транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада, списывать по итогам месяца в уменьшение выручки от продаж в порядке, предусмотренном в Налоговом Кодексе РФ, а остальные расходы на продажу — в полном объеме.

В ООО «ТНГ-Контур» бухгалтерский учет расходов на продажу ведется в разрезе статей в журнале-ордере счета 44 «Расходы на продажу», с применением программы автоматизированного учета «1С: Бухгалтерия 8.2». По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются все произведенные расходы торгового предприятия, относящиеся как к уже реализованным товарам, так и к товарам, оставшимся на конец месяца еще не проданными. Разграничение расходов между реализованными товарами и товарными запасами осуществляется с помощью ежемесячного расчета расходов на продажу на остаток товаров. При расчете соответствующих издержек учитываются транспортные расходы. Другие затраты, в силу их незначительности, не выделяются и в полной сумме списываются через счет реализации на финансовые результаты.

Программа «1С: Бухгалтерия» позволяет провести анализ информации по счету 44 «Расходы на продажу» путем формирования документов: Карточка счета, Анализ счета, Оборотно-сальдовой ведомости, журнал-ордер (по субконто) по счету 44 и другие.

Журнал-ордер и ведомость открывается для отражения оборотов по кредиту и дебету счета в корреспонденции с другими счетами, а также содержит информацию об остатках на начало и конец периода, все производимые операции по счету отражаются здесь по датам, т.е. в отличие от оборотно-сальдовой ведомости здесь можно более детально просмотреть все операции по счету, их содержание, номер документа на основании которого произведена запись в журнале-ордере и ведомости анализируемого счета. Записи сумм итогов журналов-ордеров и ведомостей переносятся в главную книгу.

Карточка счета содержит все операции с выбранным счетом. Форма содержит сведения о сальдо издержек на начало периода и конец отчетного периода, содержание выполненных хозяйственных операций, в том числе, дату операции, корреспондирующий счет, наименование субконто, количество, сумму, текущее сальдо.

Карточка счета может быть сформирована за любой отчетный период (неделя, месяц, квартал, год).

Документ может быть распечатан как по отдельному товару, так и по их группам, подразделениям, складам.

Анализ счета включает обороты счета с другими счетами и остатки. Содержание документа аналогично Главной книге, но здесь есть небольшое отличие, в зависимости от заданного периода операции по счету формируются в целом за запрашиваемый период, а не по месяцам, как в Главной книге.

Обороты счета представляет собой листы со специальным графлением, она открывается на год, на каждый счет отводится для записей одна страница. В оборотах счета (главной книге) содержаться следующие данные: месяц, за который вносятся записи, обороты по дебету данного счета с кредита корреспондирующих счетов, оборотов по кредиту счета и сальдо на конец месяца.

Таким образом, порядок списания расходов на продажу в ООО «ТНГ-Контур» зафиксирован в учетной политике и в учетной политике для целей налогообложения. В учете ООО «ТНГ-Контур» установлен следующий порядок списания расходов на продажу: расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44 подлежат списанию в дебет счета 90 «Продажи» полностью.

Каждое предприятие самостоятельно выбирает для себя организацию аналитического учета. В ООО «ТНГ-Контур» учет автоматизирован, с применением программы «1С: Бухгалтерия 8.1».


Страница:   1   2