Меню Услуги

Управленческие решения и контроль их исполнения в системе государственного и муниципального управления

Страницы:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Организация государственного и муниципального управления. Общие положения
  • 1.1. Цель, функции и принципы государственного управления
  • 1.2. Основы организации муниципального управления
  • Глава 2. Структура управленческих решений
  • 2.1. Понятие управленческих решений
  • 2.2. Основные признаки управленческих решений
  • 2.3. Классификация управленческих решений
  • 2.4. Служебные документы
  • 2.5. Виды управленческих решений
  • 2.6. Функции управленческих решений
  • Глава 3. Управленческие решения как главный компонент государственного и муниципального управления
  • 3.1. Понятие, функции и задачи государственного и муниципального управления
  • 3.2. Функции и задачи местного самоуправления
  • 3.3. Принципы управления
  • 3.4. Этапы управления и их типы
  • 3.5. Особенности принятия решения в органах муниципального управления
  • 3.6. Процесс принятия управленческих решений
  • Глава 4. Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые ими решения
  • 4.1. Сущность ответственности руководителей
  • 4.2. Управленческие решения и ответственность
  • 4.3. Контроль за исполнением управленческих решений
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы.

Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в процессе управления производственной системой непрерывно возникают ситуации, когда руководители различных уровней от мастера до министра сталкиваются с необходимостью выбора какого-либо одного из нескольких возможных вариантов действий. Выработка и принятие решения — узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, в особенности конечный результат управленческой деятельности. Процесс принятия определенных управленческих решений в современном менеджменте занимает свою исключительную нишу. Среди множества проблем управленческих дисциплин, и менеджмента в частности, важнейшими, как ни странно, являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Решение — это всегда выбор альтернативы. Хотя зачастую альтернатив множество, почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направиться жить после окончания университета, или какой стиль жизни удовлетворил бы нас, то мы принимаем их после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания определенным решениям. Однако в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Что еще важнее — управленческие решения могут сильно влиять на поведение и жизнь многих людей. Решение относится к числу творческих операций в технологии управленческих работ. С одной стороны, по содержанию — это логико-мыслительная деятельность, выполняемая преимущественно руководящим персоналом. С другой стороны, решение — это эмоционально-психологический акт. Как никакой другой вид управленческой работы, решение обусловлено психофизиологическими чертами личности руководителя. Наконец решение выступает как управленческая процедура, следовательно, должна быть тщательно организована, регламентирована с помощью правовых норм. Проблема выбора не является чисто академической. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений — центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов. Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Для руководителя принятие решений не является самоцелью. Основное, что должно заботить менеджера — не сам выбор альтернативы, а разрешение определенной управленческой проблемы. Для разрешения же проблемы очень часто требуется не единичное решение, а определенная последовательность решений и, главное, их осуществление. Поэтому решение — это не одномоментный акт, а результат процесса, развивающегося во времени и имеющего определенную структуру. Любое управленческое решение в менеджменте является связующим элементом, поскольку его принятие выступает составной частью любой управленческой функции.

Цель исследования.

Целью исследования является значимость принятия управленческих решений и анализ их последствий. Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи — выявить особенности моделирования, типы используемых моделей и методы принятия решений — исследовать факторы, влияющие на процесс принятия решений, а также основные требования, предъявляемые к качеству управленческих решений — исследовать сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые ими решения — осуществить анализ последствий управленческих решений.

Задачи исследования:

  • проанализировать теоретический материал по данной теме;
  • изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
  • выявить сущность государственного и муниципального управления;
  • показать роль и место управленческих решений для государственного и муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.

Предмет исследования.

Предмет исследования — управленческие решения как главный компонент государственного и муниципального управления; деятельность исполнительных органов по разработке и принятию управленческих решений.

Объект исследования.

Объектом данной работы является сфера государственного и муниципального управления.

Методы исследования. Для реализации вышеизложенных целей и задач использованы следующие методы:

  • теоретический анализ при рассмотрении: 1) видов управленческих решений и их структуры; 2) проблем постановки целей и задач при принятии решений; 3) проблем сбора, обработки и представления информации для принятия решений в процессе осуществления государственного и муниципального управления.

Научная новизна.

Научная новизна конкретизируется тем, что в ходе исследования:

предложена классификация видов управленческих решений, позволяющая в процессе выбрать наиболее приемлемое в конкретной ситуации.

Теоретическая значимость.

Теоретический анализ: 1) проблем постановки целей и задач при принятии решений;2) проблем сбора, обработки и представления информации для принятия решений в процессе осуществления государственного и муниципального управления.

Практическая значимость.

Практической значимостью обладают выводы , которые обусловливают внедрение новых технологий и методик в процесс управления в целом, и в процесс принятия решений в частности.

 

Глава 1. Организация государственного и муниципального управления. Общин положения.

1.1. Цель, функции и принципы государственного управления

Государство как универсальная организация общества решает общественно значимые дела, управляя многообразными сферами жизни общества в интересах всех граждан. В этом смысле государство располагает такими возможностями и олицетворяет такие полномочия, которые могут быть использованы только во имя общего блага, в интересах всего общества. Государство является институтом, по своей сущности призванным обеспечивать соблюдение общих интересов. Платон в свое время дал следующее определение политики: «Политика – это искусство жить вместе», подчеркнув важную интегрирующую функцию государства, государственной политики, которая объединяет общество с неоднородными политическими и экономическими интересами, направляя его на реализацию общезначимых целей.

Государство для реализации своих общественных функций осуществляет легитимное право на применение насилия. Оно выражается в наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. В экстраординарных случаях острой борьбы противоборствующих сил арбитраж государства принимает специфические формы: вводится чрезвычайное положение, запрещаются деятельность определенных партий и объединений, митинги, демонстрации, если они дестабилизируют обстановку в стране, и т. п. Легализованное насилие выражается от имени всего общества и применяется к тем лицам и организациям, которые нарушают установленные законодательством правила поведения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Общественная роль, которую играет государство в управлении делами общества, решая основные вопросы общественного развития, реализуется через функции государства, направленные, в конечном счете, на удовлетворение разнообразных интересов, как отдельных личностей, элит, социальных групп, так и всего общества.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государственного управления общественными делами.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач определяется внутренними и внешними факторами. В зависимости от того, какие задачи, стоят перед государством по управлению во внутренней жизни или на международной арене, различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Такие как:

  • экономическая – выработка и координация государством экономической политики, т. е. стратегии и тактики экономического развития страны в оптимальном режиме; регулирование отношений между гражданами и их организациями в экономической жизни общества;
  • политическая – регулирование отношений между гражданами, социальными группами, классами нациями в связи с реализацией их политических интересов, гармонизацией интересов различных групп общества;
  • социальная – выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;
  • правовая – осуществление правотворчества (деятельность по подготовке, принятию и изданию правовых актов, содержащих нормы права), правоприменения (деятельность по реализации правовых норм путем принятия правоприменительных актов, повседневной работы по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера), правоохранения (деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности правонарушителей и т. п.);
  • экологическая – регулирование деятельности людей в области использования окружающей среды.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства на международной арене:

  • оборонная – защита государства от внешних угроз и военной агрессии;
  • дипломатическая – поддержание приемлемых отношений с другими государствами, субъектами международного права, представительство страны на международной арене;
  • внешнеэкономическая – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами государств на международной арене, участие в международном разделении труда, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-денежных связей и т. п.;
  • внешнеполитическая – это поддержание мирового правопорядка, функция, связанная с поддержанием общих норм международного права с целью исключения глобальных конфликтов;
  • культурно-информационная – взаимный информационный обмен и культурное сотрудничество между государствами;
  • глобальное сотрудничество – сотрудничество в решении глобальных проблем современности (экологических, энергетических, демографических и т. п.).

Многие функции государства независимы от его правовой формы, например защита от внешних угроз. Для других функций государства основой выступают его социальная сущность и целевые ориентиры.

Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе, формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.

Цели государственного управления в современной России.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны. Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечивающих устойчивое и надежное демократическое развитие страны. Конституционная защита прав и свобод граждан РФ, общая правовая регуляция. Формирование государственной политики, направленной на повышение благосостояния людей. Поддержание позитивной экологической обстановки. Поддержание рыночных механизмов. Грамотное, взаимовыгодное сотрудничество регионов и центра.

Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление.

Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:

  • онтологический (этот аспект включает в себя генезис принципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают);
  • гносеологический (анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации);
  • методологический (указывает на механизмы теоретического и практического применения принципов). Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов.

Практическое же осуществление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятельности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании.

Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:

  • отражать существенные закономерности, отношения и взаимосвязи;
  • закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть устойчивыми;
  • закономерности, отношения и взаимосвязи должны быть присущи государственному управлению, как целостному социальному явлению;
  • отражать специфику государственного управления.

Принципы государственного управления:

  • общественно-политические сформулированные в результате познания социальной природы государственного управления, общих закономерностей и основных особенностей его развития;
  • функционально-структурные раскрывающие закономерности структуры государственно-управленческих воздействий;
  • организационно-структурные отражающие характер, закономерности и специфику организационной структуры государственного управления и служащие отправными моментами при ее формировании и совершенствовании, а также при организации государственно-управленческих воздействий;
  • государственно-управленческой деятельности.

Вопрос о распределении управленческих полномочий между органами государственной власти является для России на всех этапах ее развития концептуальным, центральным, так как он аккумулирует в себе несколько особенно актуальных проблем:

  • обеспечение демократизма и рациональности государственного управления в масштабах всей страны;
  • федеративное построение государственного управления;
  • целостность, рациональность, эффективность государственного управления;
  • единство законодательного регулирования и дифференциации применения правовых норм в зависимости от конкретных условий, факторов и обстоятельств;
  • прочность государственно-правовых устоев.

Важно сформулировать стратегическую и оперативную концепцию системного государственного управления, так как, к сожалению, сейчас мы наблюдаем картину, когда властные полномочия являются элементом торга и их перераспределение в масштабе государства носит конъюнктурный характер, характер, носящий политический оттенок, когда предоставление тех или иных полномочий является моментом некоего политического шантажа. Поскольку проблемы построения работоспособной по большей части системы, способной к саморегуляции и адаптации, не решаются на федеральном уровне, тем самым это проецируется на региональный, а дальше на местный уровень.

Таким образом, вопрос о целях, функциях и принципах государственного управления является важнейшим при попытке создать систему эффективного государственного управления. Прежде управление осуществлялось по схеме инстанционного нисхождения. Команда доводилась от субъекта управления до объекта через череду иерархически соподчиненных инстанций. Такая система была чревата сбоями при выходе из строя хотя бы одного из управленческих звеньев.

Новая управленческая модель заключается в программировании действий объекта через формирование контекстной среды. Такое управление создает у объекта управления, иллюзию субъектности, позволяя активизировать его личностный потенциал в реализации решаемых управленческих задач. Управляемый, с умноженной энергией решая возложенные на него задачи, рассматривает их не в качестве внешнего принуждения, а как собственный свободный выбор(см.рис.1).

Рис. 1. Модели управления

 

Управленческие задачи государства не замыкаются, как известно, исключительно на функциях внутренней политики. Не меньшей значимостью в целях обеспечения его жизнеспособности обладает внешнее направление государственной деятельности. Соответственно, новые управленческие технологии, будучи реализуемы в одной из сфер политики государства, не могли не быть перенесены и на другую сферу. Использование новых технологий управления как средства борьбы в геополитическом плане является естественным реальным состоянием международных отношений. Наиболее технологически продвинутые государства имеют, соответственно, и наибольшие возможности применения их во внешнеполитической практике.

Таким образом, успех в современной практике государственного управления определяет не силовой формат, а формат, программирующий через сценарные контексты поведение субъектов.

1.2. Основы организации муниципального управления

Любая сложная социально-экономическая система предполагает децентрализацию управленческих функций. Представители каждого уровня управления имеют свои обязанности, ресурсы и полномочия для их выполнения, несут определенную ответственность за принимаемые решения.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В структурах власти разграничение полномочий и ответственности между уровнями может осуществляться по-разному.

В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Российской Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования.

В работе В.Б. Зотовой «Система муниципального управления» местное самоуправление рассматривается как уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении локальных проблем. Таким образом, суть местного самоуправления состоит в признании прав граждан быть источниками местной власти, самим принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самим отвечать за их результаты.

В современном обществе утвердилось понимание местного самоуправления как одной из необходимых основ демократического строя, являющегося важнейшим принципом организации власти в государстве, непременным условием формирования и развития гражданского общества.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ говорится, что «местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах; организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной территории.

Муниципальное управление представляет собой элемент обратной связи между общественностью и государством. Именно поэтому, основными вопросами муниципального управления является социальная сфера, что делает его основой социального управления в демократическом обществе.

Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени.

Предмет муниципального управления – регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

В России муниципальное образование (и соответственно местное самоуправление) создается, как правило, в рамках административно-территориальных единиц (такая единица получает статус муниципального образования).

Муниципальными образованиями в России могут быть:

1) отдельные поселения (города, станицы, поселки и др.);

2) территории, в границах которых может находиться несколько небольших городов или других населенных пунктов (районы, объединяющие деревни, хутора и т. д.), сельские округа (сельсоветы) и др.;

3) части отдельного поселения (например, городской район в крупном городе, имеющем внутригородское районное деление).

Все эти единицы являются муниципальными образованиями, если в них имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Система муниципальных образований на территории субъекта РФ представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Система муниципальных образований на территории субъекта РФ

 

Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы — это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий. По российскому законодательству муниципальные органы (от лат. municipium, где munis — тяжесть, бремя, тягота и capio, recipio — беру, принимаю) — это избираемое самоуправление, организуемое как в городах, так и в сельской местности. Хотя в некоторых странах (например, в США) муниципальными именуются только органы городского самоуправления.

Система органов местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других органов, реализующих его функции. К органам местного самоуправления относятся:

а) непосредственные — собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы);

б) представительные — те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.;

в) исполнительные — главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.) избираемые населением или представительным органом. Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.

Представительные органы местного самоуправления обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики. Будучи органами волеизъявления граждан, они являются субъектами властно-управленческой деятельности на локальном уровне, наиболее приближенном к повседневным нуждам людей. Они предстают важнейшим институтом демократии, поскольку являют собой проявление свободы граждан и механизм реализации их права участвовать в управлении общественными делами. К их ведению относятся: принятие устава муниципального образования, утверждение местного бюджета. Установление местных налогов и сборов, порядка распоряжения собственностью и другие наиболее важные функции.

Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации, структура которой во многом зависит от вида населенного пункта, размеров территории, численности населения и др. Он является высшим должностным лицом местного самоуправления и с помощью структурных подразделений администрации осуществляет исполнительно – распорядительные полномочия.

Таким образом, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями. Основные компоненты его системы в современной России представлены на рисунке 3.

Целям гармонизации деятельности органов местного самоуправления должны служить единство базовых начал их организации и функционирования: суверенное право на издание коммунальных уставов, регулирование вопросов землепользования, строительства, распоряжения промышленными объектами местного значения и т.п.; кадровая суверенность как право самостоятельного найма персонала, сотрудников местной администрации, проведение кадровой политики, свободной от прямого влияния органов государственной власти; право на организацию управления по своему усмотрению и под свою ответственность в пределах установленных полномочий; налоговая суверенность как право взимать муниципальные налоги и сборы; финансовая состоятельность ведения собственного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти.

Рис. 3. Структура системы местного самоуправления в РФ

 

Общие принципы местного самоуправления, изложенные в Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют положение о том, что его органы составляют одну из основ любого демократического строя и их осуществление обеспечивается эффективным, приближенным к человеку управлением.

Схематически систему и формирование органов местного формирования можно представить следующим образом (рис. 4):

Рис. 4. Система и формирование органов местного самоуправления

 

В контексте исследования необходимо рассмотреть основные черты и характерные особенности местного самоуправления в РФ.

В связи с этим целесообразно выделить ст. 12 Конституции. Она подчеркивает принадлежность местного самоуправления к одной из основ конституционного строя.

Провозглашение и гарантирование в ст. 12 Конституции местного самоуправления является важнейшей новеллой в российском законодательстве. Данный факт свидетельствует о следующем:

— скептическое отношение к институту местного самоуправления осталось в прошлом;

— наступил новый этап в содержании местного самоуправления, который знаменует собой наличие взаимосвязи с государственной властью, в особенности с ее законодательной и исполнительной ветвями, а также с судебной властью.

«Местное самоуправление – не только сфера самоорганизации населения, но и специфический уровень власти. Эта характеристика означает, что деятельность местного самоуправления и его органов имеет властный характер, то есть, сопряжена с применением в необходимых случаях принуждения, акты его органов обязательны для исполнения. Иными словами, государственно – властная деятельность и осуществление местного самоуправления – это функционирование не антиподов, а родственных институтов».

Положения и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в др. правовых актах и документах, научные публикации позволяют детально определить, что же такое местное самоуправление. Наиболее существенные признаки этого понятия:

— местное самоуправление – один из основополагающих принципов конституционного строя РФ и осуществление власти в государстве;

— местное самоуправление – право граждан, населения (местного сообщества) на самостоятельное видение местных дел и решение вопросов местного значения;

— местное самоуправление – это и способ, и форма организации власти граждан (населения) на местах, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций;

— местное самоуправление – это система, состоящая из совокупности демократических организационных форм (выборов) и институтов прямой, непосредственной демократии (референдумов), других форм прямого высказывания. Посредством выборных и других органов местного самоуправления реализуются его цели, задачи и функции.

Сказанное выше синтезировано в развернутом определении местного самоуправления, сформулированном в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»: «Местное самоуправление в РФ есть признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и местных интересов.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3