Вид работы: Проект
Тема: Управление ассортиментом товаров бытовой химии
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей предприятия является удовлетворить спрос лучше, чем конкуренты. Формирование оптимального товарного ассортимента – это один из главных и действенных инструментов поддержания конкурентоспособности торговой сети, ведь именно ассортимент отличает одно предприятие от многих других. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос управления оптимальной структуры ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что формирование ассортимента реализуемых товаров, его глубины, широты и структуры является одной из задач любого торгового предприятия. Важнейшее направление в развитии экономики является улучшение качества предоставляемых предприятием услуг. Так как выживаемость фирмы зависит от устойчивого положения на рынке товаров и услуг, в свою очередь они определяются конкурентоспособностью.
Целью данной работы является исследование основных аспектов системы управления ассортиментом товаров бытовой химии.
Исходя из поставленной цели в рамках данной работы предлагается решение следующих задач:
— изучение основных характеристик торгового ассортимента и факторов, на него влияющих;
— рассмотрение методов управления товарным ассортиментом;
— исследование проблем в управлении ассортиментом товаров;
— анализ рынка бытовой химии в России;
— исследование ассортиментной политики магазинов г. Архангельск;
— оценка стратегий управления ассортиментом товаров бытовой химии на примере лидеров рынка.
Объектом исследования в работе выступают магазины бытовой химии г. Архангельск.
Предметом исследования является ассортимент товаров бытовой химии.
В данной работе были использованы следующие работы в области исследования системы управления ассортиментом различных групп товаров: Балакирева С., Бланка И.А., Варламова А.С., Гордеева Д., Дородникова В.Н., Елисеевой Л. Г., Родиной Т. Г., Рыжаковой А. В., Лисовского П., Максимова С., Сандраковой И. В., Химухиной В.Г., Юровой Н.А. и др.
В работе использовались материалы научных конференций и семинаров по изучаемой тематике, материалы периодических изданий, учебная литература.
Исследование базируется на применении аналитических выборок, а также на использовании метода группировки, стоимостного и сравнительного анализа по динамическому состоянию изучаемых показателей.
Практическая значимость полученных результатов заключается в комплексном исследовании характеристик и методов управления товарным ассортиментом.
Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
Торговый ассортимент – товары, реализуемые в торговой сети. Торговый ассортимент включает товары, выпускаемых как зарубежными, так и отечественными производителями. В торговом предприятии представленный ассортимент товаров определяет форму и тип торгового обслуживания (универсам, универмаг). Также в магазинах одного типа, но различной торговой площади, ассортимент по видам товаров и количеству групп будет отличаться. В таком случае предприятия будут подразделяться на специализированные и универсальные, магазины со смешанным и комбинированным ассортиментом.
Различают сложный и простой ассортимент товаров. Сложный ассортимент – это набор товаров, состоящий из большого количества товарных видов, групп, наименований и разновидностей товаров, которые удовлетворяют потребности потребителя.
«Простой ассортимент – это набор товаров, состоящий из небольшого количества товарных видов, групп и наименований изделий, направленный на удовлетворение малого количества потребностей (товары повседневного спроса).»[1]
От правильного управления ассортиментом товаров в магазине зависят основные экономические показатели деятельности предприятия, а также уровень обслуживания покупателей. Процесс управления ассортимента представляет собой подбор для реализации групп товаров и их разновидностей по всем отличительным признакам.
Для того, чтобы достичь желаемых результатов в управлении ассортимента, необходимо придерживаться основных принципов и учитывать влияние определенных факторов. К основным принципам относятся:
- Соответствие ассортимента товара характеру спроса, предъявляемого населением в районе деятельности магазина. Ассортимент товаров должен быть гибким, то есть адаптироваться к изменениям спроса, учитывать численность и состав населения, его покупательскую способность и т.д.
- Комплексное удовлетворение спроса обеспечивает максимальные удобства покупателям и экономию времени при приобретении товаров. Соблюдение этого принципа означает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов.
- Обеспечения достаточной полноты, широты и глубины товарного ассортимента, его устойчивости.
- Максимальное приближение к покупателям товаров повседневного спроса и простого ассортимента, и концентрация
товаров сложного ассортимента в относительно небольшом количестве специализированных и универсальных магазинов, имеющих возможности для показа и реализации всего ассортимента товаров.
- Экономическая эффективность работы магазина. В магазине невозможно и экономически невыгодно обеспечить наличие всего торгового ассортимента товаров. Поэтому необходимо подобрать оптимальный ассортимент, который бы позволил создать лучшие условия для покупателей по приобретению товаров, и обеспечил рентабельность работы магазина.[2]
Управление ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сложный процесс, который находится под влиянием многих факторов. Условно их можно разделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы торгового предприятия) и специфические (которые в полной мере отражают конкретные условия работы данного торгового объекта).
К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров, а также социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, культурные, религиозные, природно-климатические факторы. К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, квалификация кадров, уровень организации коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента, степень использования новых технологий, торговых площадей, умение управлять товарными потоками, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина и т.д.
Потребительские свойства товара являются важным фактором, от которого во многом зависит формирование ассортимента. Поэтому нужно исходить из специфики товарной группы и тех потребительских свойств, которые ей присущи. Ведь потребительские свойства товаров накладывают определенный отпечаток на характер спроса. В связи с этим в каждом магазине есть товары, которые должны быть в ассортименте постоянно длительное время, и товары, или их разновидности, которые могут находиться в продаже периодически. Это обеспечивает возможность адаптации ассортимента при изменении спроса. Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазине тесно связано с особенностями спроса и предложения товаров, имеет целью не только наиболее полно удовлетворить предъявленный спрос, но и осуществить активное воздействие на него.
Цена товара – является основным фактором конкуренции и одновременно отражает качество предлагаемых товаров. «Рост уровня доходов населения, побуждает торговые предприятия создавать торговые отделы в разных ценовых сегментах, обеспечивать наличие широкого ассортимента товаров в различных ценовых группах, появление продуктов класса «премиум», дешевых товаров, эксклюзивных товаров, изготовленных под заказ отдельного клиента.»[3] Однако, несмотря на рост денежных доходов, актуальным вопросом для современного потребителя остается цена реализации товара, ценовая гибкость, соотношение «цена-качество». Современный потребитель не желает «переплачивать». Поэтому тактике ценообразования необходимо уделять усиленное внимание.
Все большее влияние на формирование ассортимента товаров оказывает такой фактор, как мода. В настоящее время влияние моды на вкусы, потребности и спрос населения заметно увеличивается.
Происходят более быстрые, чем 20 лет назад, изменения моды, а в результате ускоряется моральное старение многих товаров, которые по этой причине перестают пользоваться спросом. Поэтому на торговом предприятии нужно постоянно обновлять ассортимент товаров, следить за новинками, которые появляются на рынке, выкладывать новые товары на витринах так, чтобы покупатели не проходили мимо, а останавливались и покупали их.
Методы управления товарным ассортиментом
Управление ассортиментом — формирование ассортимента на основе оптимизации степени разнообразия товаров, включает разработку стратегии, планирование, организацию и продвижение.
Методика АВС — анализа основывается на предположении о том, что прибыль от продажи 20—25 % всех видов товаров составляет 70—80 % всей валовой прибыли (так называемый «принцип Парето»).
Как следствие, товары, которые обеспечивают наибольшую сумму прибыли, должны быть в наличии всегда, по ним должен быть создан соответствующий резерв на складе, контроль за наличием таких товаров должен быть постоянный. По товарам, которые обеспечивают меньшую сумму прибыли, резервы можно не создавать или создавать их в меньшем размере.
Объединение товаров в группы осуществляется по следующим правилам:
— к товарам группы «А» относят товары, приносящие первые 50 % результата;
— в группу «В» включаются следующие товары, приносящие следующие 30 % результата;
— к группе «С» относят товары, приносящие остальные 20 % результата.
Методика ХYZ — анализа позволяет провести классификацию товаров в зависимости от характера их реализации, анализ изучает отклонения, скачки, нестабильность сбыта, применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса на товар. При этом ранжирование товаров осуществляется на основе оценки изменчивости спроса на товар. Уровень изменчивости оценивается с помощью коэффициента вариации, а группировка товаров по группам Х, Y, Z осуществляется в той же последовательности, что и в предыдущей методике ABC анализа.
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


