Глава 2. Анализ эффективности управления развитием организации в сфере культуры (на примере Муниципального бюджетного учреждения Дом культуры «Буревестник» Ленинского муниципального района Московской области)
2.1. Организационно-правовая характеристика деятельности МБУ «ДК «Буревестник»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Дом культуры «Буревестник» Ленинского муниципального района Московской области (далее Учреждение) расположено по адресу 142714, Московская область, город Видное, село Молоково, Революционная ул., д. 161 к. 1.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Московской области для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере культуры.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями), а направляет ее на уставные цели.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является Администрация Ленинского городского округа Московской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, а также расчётные счета, открытые в порядке, предусмотренном действующим законодательством, бланки, штампы, круглую печать со своим наименованием и наименование учредителя на русском языке.
Учреждение осуществляет деятельность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Московской области, муниципальными правовыми актами, решениями учредителя и на основании Устава.
Для достижения своих уставных целей Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
— создаёт народные коллективы, студии, товарищества, общества, клубы, коллективы и объединения по интересам, самодеятельного художественного и технического творчества и другие формирования (в том числе платные);
— организует работу театрально — зрелищных, танцевально-развлекательных, выставочных, физкультурно-оздоровительных залов, аттракционов, персональных ЭВМ, спортивных тренажёров, обрядов, ритуалов, демонстрацию кино и видеофильмов, кабинетов технических средств, научно-технического творчества, художественно-оформительских, радиоэлектронных, столярных, слесарных, и иных мастерских, гостиных, бильярдных, студий звуко и видео записи, кино — фотолабораторий, кафе, баров и других подразделений культурно — досугового назначения;
— осуществляет подготовку и проведение тематических, театрально- концертных, танцевально — развлекательных, игровых, информационно — выставочных, ритуально — обрядовых, литературно-художественных, видео — компьютерных и других культурно — досуговых программ;
— организует проведение тематических мероприятий, спектаклей, концертов, театрализованных представлений, карнавалов, балов, дискотек, детских утренников, лотерей, шоу программ, аукционов, выставок- продаж произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно — прикладного искусства и других мероприятий.
— в целях пропаганды народного творчества выпускает печатную продукцию, производит художественно-графические работы, фотоработы, создаёт рекламные, информационные, музыкальные, видовые видеосюжеты и программы, а также музыкальные фонограммы;
— оказывает услуги по предоставлению в прокат культурного, спортивного инвентаря, костюмов, музыкальных инструментов и аппаратуры.
Учреждение образовано в целях осуществления единой муниципальной политики по совершенствованию культурно-досуговой деятельности, возрождению традиционной народной художественной культуры, развитию современных жанров художественного народного творчества, созданию условий удовлетворения культурных запросов различных социальных групп с использованием собственных и привлеченных средств на финансирование указанных мероприятий.
Основными задачами «Учреждения» являются:
— изучение культурных запросов и потребностей населения с учетом его национальных, профессиональных, возрастных, общеобразовательных и иных особенностей;
— использование в практике эффективных форм и методов клубной работы;
— активное развитие всех видов и жанров самодеятельного художественного творчества, любительского движения;
— проведение учебно-воспитательной работы в коллективах, кружках и студиях;
— совершенствование исполнительского мастерства;
— развитие платных услуг, коммерческой и посреднической деятельности по развитию и организации культурно — досуговой деятельности, не противоречащих целям создания учреждения.
Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Ленинского городского округа Московской области, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В отношении этого имущества Учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
2.2. Структура управления МБУ «ДК «Буревестник»
Руководителем Учреждения является директор, который назначается и освобождается от должности Учредителем в соответствии с действующим законодательством. Работники Учреждения осуществляют свою профессиональную деятельность на основании заключения трудовых договоров в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации.
Рис. 2.1 Организационная структура управления МБУ «ДК «Буревестник»
На основании данных отчёта проведём анализ персонала по критериям профессиональной пригодности, гендерным и возрастным признакам.
По состоянию на начало 2023 год общий штат сотрудников МБУ «ДК «Буревестник» составляет 29 человек. На диаграмме, представленной, на рисунке 2.2 показано соотношение специального персонала, а также административно управляющего персонала и обслуживающего персонала. Анализируя данные, мы видим соотношение специального персонала к обслуживающему.
Из общего количества штатных единиц 1 – административно-управляющего персонала (Директор), специальный (профильный) персонал — 18 сотрудников и 11 сотрудников обслуживающего персонала, среди которого вахтеры, гардеробщики, уборщицы, электрики. В большом количестве среди обслуживающего персонала представлены сотрудники по комплексному обслуживанию и ремонту здания (6 сотрудников).
Разумеется, среди них присутствуют и уборщицы, но последние необходимы для ежедневной уборки в количестве не более 4 человек для обоих корпусов, а в дни генеральных уборок допустимо по 4 на каждый корпус. Чрезмерное наличие сотрудников по комплексному ремонту и обслуживанию зданий оттягивают на себя средства из фонда оплаты труда, тогда как в случае оптимизации их численности, эти средства можно направить на маркетинговые мероприятия с целью привлечения населения, а также в целях привлечения профессиональных кадров более высокого уровня подготовки.
Рис. 2.2. Соотношение специального, административного и обслуживающего персонала на 2022 год
Необходимым элементом оценивания состава персонала МБУ «ДК «Буревестник» является критерий оценки по возрасту. На диаграмме, представленной на рисунке 2.3, имеется соотношение сотрудников по возрасту. В достаточном количестве представлены сотрудники молодого и среднего возраста, что говорит наличии положительных влияний присущих работе молодых специалистов (до 45 лет – 58%). Также, стоит отметить о немалом наличии сотрудников пред пенсионного и пенсионного возраста (42%), что с одной стороны может служить сохранению и передаче богатых традиций, а с другой тормозить развитие некоторых сфер развития учреждения в частности, и всей организации в целом. Направленность современной культуры на инновации диктует необходимость в обновлении специальных-профильных кадров, постоянной переподготовке имеющихся, с целью более качественной подготовки востребованных специалистов.
Рис. 2.3. Возраст сотрудников
Следующий необходимый критерий оценки сотрудников это стаж работы по специальности. На рисунке 2.4 представлено соотношение сотрудников Дома культуры по стажу работы. На диаграмме, на рисунке видно, что в достаточно большом количестве присутствуют сотрудники, имеющие небольшой опыт работы, что может говорить о политике руководства учреждения привлечения молодых специалистов, а также о наличии сотрудников, которые длительный период своей жизни не работали по специальности. Но, в основном состав работников Дома культуры отличается большим опытом работы по специальности. До 5 лет работы – 19%, с 6 до 10 лет работы – 14%, с 11 до 15 лет работы – 20%, с 16 до 20 лет работы- 13%, с 21 до 25 лет работы – 3%, с 26 до 30 лет работы – 8%, с 31 до 35 лет работы – 2%, с 36 до 45 лет работы- 18%, свыше 45 лет -5%.
Рис. 2.4. Стаж работы по специальности
На конец 2022 года, персонал Дома культуры представлен в количестве 26 человек, из них 16 сотрудников и 11 сотрудников обслуживающего персонала, среди которого вахтеры, гардеробщики, уборщицы, электрики. 11 сотрудников Дома культуры имеют законченное высшее образование в соответствии с требованиями закона. Из общего количества штатного персонала среднее профессиональное образование имеют 3 сотрудника, 9 сотрудников имеют общее среднее образование и 3 сотрудника неполное общее среднее образование. На диаграмме, представленной на рисунке 2.5. показано соотношение общего количества сотрудников с критериями профессиональной подготовки.
Рис. 2.5. Уровень образования работников МБУ «ДК «Буревестник»
На основании отчёта проведём анализ штатной численности сотрудников за период с 2020 по 2022 год и уровень средней заработной платы по учреждению за данный период времени. Данное соотношение приведено в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Период | Штатная численность персонала, чел. | Средний уровень заработной платы в месяц, в руб. | Средний уровень заработной платы в год, в руб. | Абсолютный показатель динамики изменения 2019 -2021 год, | Средний фонд заработной платы в год, в руб. |
01.2020 | 29 | 13052,88 | 156634,56 |
Увеличение на 18,78% | 4542402,24 |
12.2020 | 29 | ||||
01.2021 | 29 | 12864,00 | 154368,00 | 4476672,00 | |
12.2021 | 29 | ||||
01.2022 | 29 | 15504,00 | 186048,00 | 5116320,00 | |
12.2022 | 26 |
По результатам проведённого анализа выявлено снижение количества персонала МБУ «ДК «Буревестник» на 2 штатные единицы за 3 отчётных года. Текущий показатель характеризует эффективное управление персоналом, стабильную финансовую составляющую учреждения и отсутствие текучести кадров. Естественную выбытие штатных единиц произошло в связи с выходом сотрудников на пенсию.
2.3. Анализ эффективности управления Муниципального бюджетного учреждения Дом культуры «Буревестник» Ленинского муниципального района Московской области
Эффективность деятельности МБУ «ДК «Буревестник» определяется эффективностью работы всего персонала учреждения.
МБУ «ДК «Буревестник» является некоммерческой организацией, которая в свою очередь не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками.
Основу финансирования деятельности МБУ «ДК «Буревестник» составляют субсидии на выполнение государственного задания, целевые субсидии, бюджетные инвестиции. Помимо этих средств учреждение использует и внебюджетные средства, оказывая платные услуги населению и привлекая спонсорские средства (инвестиции). Структура финансирования МБУ «ДК «Буревестник» представлена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Финансирование учреждения Дом культуры «Буревестник»
2020 | 2021 | 2022 | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Общий объем бюджетного финансирования и внебюджетных доходов, в том числе: | 8496,17 | 100 | 8394,93 | 100 | 8532,68 | 100 |
Субсидии на выполнение государственного задания[1] | 6950,00 | 81,8 | 7583,12 | 90,4 | 7518,28 | 88,1 |
Целевые субсидии | 150,00 | 1,77 | 150,00 | 1,79 | 150,00 | 1,76 |
Бюджетные инвестиции[2] | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Платные услуги и иная деятельность | 567,41 | 6,68 | 661,81 | 7,81 | 834,40 | 9,78 |
Спонсорские взносы | 828,76 | 9,75 | 0,00 | 0,00 | 30,00 | 0,36 |
Рис. 2.6. Структура объёма бюджетного финансирования и внебюджетных доходов
Мы видим, что общий объем бюджетного финансирования и внебюджетных доходов в период с 2020 по 2022гг. изменялся незначительно. В 2021 году по отношению к 2020 было снижение на 101,24 тыс. руб., или на 1,19%. В 2022 году было увеличение по отношению к 2021 году на 137,75 тыс. руб., или на 1,61%.
Для более детального анализа проведём оценку расходной части. Структуру расходов бюджета МБУ «ДК «Буревестник» представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Расходы бюджета учреждения культуры
Расходы бюджета | 2020 | 2021 | 2022 | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Общий объем расходов бюджета, в том числе: | 6735,2 | 100 | 8627,15 | 100 | 8853,53 | 100 |
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда | 5302,58 | 78,7 | 5872,66 | 68,1 | 6475,00 | 73,1 |
Услуги связи | 24,88 | 0,37 | 25,39 | 0,29 | 25,59 | 0,29 |
Транспортные услуги | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Коммунальные услуги | 429,92 | 6,38 | 441,41 | 5,12 | 553,20 | 6,25 |
Арендная плата за пользование имуществом | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Работы, услуги по содержанию имущества | 0,00 | 0,00 | 1275,70 | 14,8 | 751,13 | 8,48 |
Увеличение стоимости основных средств | 853,30 | 12,6 | 808,53 | 9,37 | 850,06 | 9,6 |
Увеличение стоимости нематериальных активов | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Увеличение стоимости материальных запасов | 124,52 | 1,85 | 203,46 | 2,36 | 198,55 | 2,24 |
Рис. 2.6. Структура объёма бюджетного финансирования и внебюджетных доходов
Однако несмотря на это, объем финансирования все равно остаётся на достаточно низком уровне. В статье расходов фонд оплаты труда занимает первое место по объёму. В 2020 году фонд оплаты труда от общих статей расходов бюджета составил 78,7%, в 2021 – 68,1%, а в 2022 – 73,1%. Также следует отметить, что учреждения культуры используют и внебюджетные источники финансирования, объем которых в период с 2020 по 2022 гг. вырос на 3%. Увеличение внебюджетных средств происходит в основном за счёт оказания учреждениями культуры платных услуг населению. Мы видим, что объем привлекаемых спонсорских средств равен нулю, что на мой взгляд является причиной не эффективного управления учреждением.
Оценивая эффективность деятельности учреждений культуры обратимся к перечню целевых показателей оценки эффективности деятельности МБУ «ДК «Буревестник», в котором прописаны показатели, характеризующее эффективность деятельности в сфере культуры. Эти показатели приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Перечень целевых показателей для оценки эффективности деятельности МБУ «Буревестник»
Наименование показателя | Ед. изм. | 2020 год (факт) | 2021 год | 2022год | ||||
план | факт | % отклонения | план | факт | % отклонения | |||
Количество культурно–досуговых мероприятий, концертов, спектаклей | Ед. | 212 | 226 | 231 | +2,21 | 226 | 242 | +7,1 |
Количество посетителей культурно–досуговых мероприятий, концертов, спектаклей | Чел. | 18101 | 18600 | 17541 | -5,69 | 18600 | 15128 | -18,67 |
Исходя из данных таблицы прослеживается тенденция к увеличению количества культурно–досуговых мероприятий, концертов, спектаклей, но при этом мы видим, что количество их посетителей снижается.
Для осуществления методики непосредственной количественной оценки, основу которой составляет методика экспертного опроса, сформируем экспертную группу из специалистов в сфере управления культурой, а точнее служащих Муниципального отдела культуры администрации Ленинского муниципального района Московской области за председательством начальника отдела культуры Гаськовой Елены Николаевны, имеющих высокий профессиональный опыт. Численность группы составляет 12 человек.
Для проведения исследования была разработана анкета (Приложение Б), в которой каждый из экспертов оценивал по шкале от 1 до 10 баллов значимость факторов, влияющих на качество и доступность деятельности учреждения культуры. Оценка проводилась по семи основным параметрам: условия доступа в учреждения культуры, место оказания услуг, информация об учреждениях культуры, их ресурсах и о предоставляемых услугах, техническое оснащение учреждений культуры, персонал, оказывающий услуги, стоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры, комплексность и качество услуг учреждений культуры.
Важность параметра объекта в баллах определяется по формуле:
,
где аi — весомость i–го параметра объекта;
i — номер параметра объекта;
j — номер эксперта;
m — количество экспертов в группе;
Бij — балл, присвоенный i–му параметру j–м экспертом;
Бcj — сумма баллов, присвоенных j–м экспертом всем параметрам объекта.
Результаты экспертных данных сводим в таблицу 2.5.
Таблица 2.5
Результаты экспертного опроса (промежуточная таблица)
Факторы | № эксперта | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Условия доступа в учреждения культуры | 9 | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 10 | 8 | 10 | 10 | 9 | 10 |
Место оказания услуг | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 7 | 10 | 8 | 9 | 10 | 10 | 9 |
Информация об учреждениях культуры, их ресурсах и о предоставляемых услугах | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 8 | 8 |
Техническое оснащение учреждений культуры | 9 | 8 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 |
Персонал, оказывающий услуги | 9 | 10 | 10 | 10 | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 |
Стоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры | 9 | 9 | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 8 | 9 | 9 | 10 | 9 |
Комплексность и качество услуг учреждений культуры | 8 | 10 | 9 | 8 | 10 | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 9 | 9 |
Σ Бcj | 64 | 63 | 65 | 62 | 62 | 62 | 65 | 62 | 63 | 68 | 63 | 63 |
Используя формулу определяем важность параметра объекта (факторы, влияющие на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры) в баллах.
Таблица 2.6
Ранжирование факторов, влияющих на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры
(итоговая таблица)
Факторы | № эксперта | Σ Бij | Вес | Ранг | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
Условия доступа | 0, 14 | 0, 143 | 0, 138 | 0, 113 | 0, 113 | 0, 145 | 0, 154 | 0, 129 | 0, 159 | 0, 147 | 0, 143 | 0, 159 | 1, 683 | 14% | 4 |
Место оказания услуг | 0, 156 | 0, 127 | 0, 138 | 0, 145 | 0, 129 | 0, 113 | 0, 154 | 0, 129 | 0, 143 | 0, 147 | 0, 159 | 0, 127 | 1, 667 | 13,9% | 5 |
Информация | 0, 156 | 0, 143 | 0, 138 | 0, 145 | 0, 129 | 0, 161 | 0, 138 | 0, 161 | 0, 159 | 0, 147 | 0, 127 | 0, 127 | 1, 731 | 14,45% | 2 |
Техническое оснащение | 0, 14 | 0, 127 | 0, 138 | 0, 145 | 0, 145 | 0, 145 | 0, 154 | 0, 161 | 0, 143 | 0, 132 | 0, 127 | 0, 159 | 1, 716 | 14,3% | 3 |
Персонал, оказывающий услуги | 0, 14 | 0, 159 | 0, 154 | 0, 161 | 0, 161 | 0, 129 | 0, 138 | 0, 145 | 0, 127 | 0, 147 | 0, 143 | 0, 127 | 1, 731 | 14,45% | 2 |
Стоимость услуг | 0, 14 | 0, 143 | 0, 154 | 0, 161 | 0, 161 | 0, 145 | 0, 123 | 0, 129 | 0, 143 | 0, 132 | 0, 159 | 0, 143 | 1, 733 | 14,47% | 1 |
| 0, 125 | 0, 159 | 0, 138 | 0, 129 | 0, 161 | 0, 161 | 0, 138 | 0, 145 | 0, 127 | 0, 147 | 0, 143 | 0, 143 | 1, 716 | 14,3% | 3 |
Σ Бcj | 64 | 63 | 65 | 62 | 62 | 62 | 65 | 62 | 63 | 68 | 63 | 63 | 11, 977 |
Результаты, полученные в процессе проведённого исследования, показали, что с точки зрения работников Муниципального отдела культуры администрации Ленинского муниципального района Московской области:
1) Наиболее важным фактором, влияющим на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждения культуры МБУ Дом культуры «Буревестник» Ленинского муниципального района Московской области является стоимость услуг, предоставляемых учреждениям.
2) Важную роль играет персонал, оказывающий услуги.
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. Порядок комплектования персонала культурно–досугового учреждения регламентируется его уставом.
Предоставление услуг осуществляют следующие виды персонала:
–творческий персонал (художественный руководитель, культорганизаторы, заведующая сектором по оформительскому мастерству, заведующая сектором по работе с детьми, заведующий техническим сектором, режиссёр– постановщик массовых мероприятий, методисты, заведующая организационным центром, хормейстер, балетмейстер, руководитель, руководитель группы кинематографии и т.п.);
– административно–управленческий персонал (директор, завхоз);
– технические работники (сантехник, электрик, гардеробщики, сторожа, дворник, техслужащие, киномеханики, водитель).
Уровень профессиональной компетентности творческих работников должен быть необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей. Необходимо на постоянной основе повышать уровень квалификации творческих работников.
У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права сотрудников.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к получателям гуманность и доброжелательность.
3) Также важное значение имеет информация о деятельности учреждения культуры.
Информационное сопровождение деятельности культурно–досуговых мероприятий МБУ ДК «Буревестник», порядок и правила предоставления культурно–досуговой услуги должно быть доступно населению Ленинского муниципального района Московской области. Состояние и состав данной информации должны соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей».
Учреждение обязано довести до сведения граждан своё наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения.
Информирование граждан осуществляется посредством:
– публикаций в средствах массовой информации;
– публикации информации об учреждениях культуры в сети Интернет на официальном сайте администрации Ленинского муниципального района Московской области. (https://adm-vidnoe.ru/)
– информационных стендов,
– тематических публикаций;
– при личном общении. Сотрудники учреждения во время работы учреждения в случае личного общения потребителей предоставляют необходимые разъяснения об оказываемой услуги;
– телефонная консультация. Сотрудники учреждения во время работы учреждения в случае обращения потребителей по телефону предоставляют необходимые разъяснения об оказываемой услуге.
В МБУ ДК «Буревестник» должны размещаться информационные уголки, содержащие сведения о бесплатных и платных услугах, требования к получателю, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, прейскурант платных услуг.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуги должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
4) Также немаловажную роль играет и техническое оснащение учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник».
Учреждения культуры Красноярского края должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях в пределах территориальной доступности для населения. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей культурно–досуговых услуг в соответствии с санитарными и строительными нормами и правилами. Здания учреждений культуры должны быть оборудованы системами противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками. Режим работы учреждений культурно–досугового типа определяется документами учреждения (приказами о режиме работы, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором). По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарных норм и правил, безопасности труда, правил противопожарной безопасности и быть защищены от воздействия различных факторов, отрицательно влияющих на здоровье персонала и населения и на качество предоставляемых услуг (повышенная температура воздуха, влажность воздуха, запылённость, загрязнённость, шум, вибрация и т.п.).
Учреждение культуры должно быть оснащено специальным оборудованием и аппаратурой (в соответствии с назначением помещений), отвечающим требованиям стандартов, технических условий, нормативных документов и обеспечивающем надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
Специальное оборудование и аппаратуру (в соответствии с назначением помещений) следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии и систематически проверять. Неисправное специальное оборудование и аппаратура должны быть сняты с эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность отремонтированных должна быть подтверждена их проверкой.
Состояние электрического оборудования в культурно–досуговых учреждениях определяется путём проведения визуального осмотра, замеров сопротивления изоляции (проверка качества изоляции проводов) и так далее.
5) Также необходимо отметить, что на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждений культуры является условия доступа в учреждения культуры.
Организация культурно–досуговых услуг должна обеспечиваться своевременной информацией об их проведении, ценовой доступностью и возможностью их посещения всеми желающими. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств имеет право на участие в культурной жизни, пользование культурно–досуговыми учреждениями, доступ к культурным благам и культурным ценностям.
Таким образом, наиболее важными факторами, влияющим на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности МБУ «ДК «Буревестник» являются стоимость услуг, профессиональный и компетентный персонал, оказывающий услуги, информация о деятельности учреждений культуры, а также техническое оснащение учреждений культуры.
Также в рамках дипломной работы среди населения был проведён опрос общественного мнения. Известно, что эффективность культурной политики, проводимой муниципальной администрацией, во многом зависит от того, насколько она учитывает интересы жителей города. Поэтому главная задача исследований состояла в том, чтобы определить приоритетные в глазах населения направления и проблемы, разработка которых способна придать импульс реформированию и общему развитию культуры района.
Социологический опрос проводился методикой интервью по месту жительства респондента (приложение 3). В опросе приняло участие взрослое население района старше 18 лет. Всего было опрошено 50 человек, среди которых 40% – это люди в возрасте от 26 лет и до 50 лет, 30% – молодое поколение от 18 до 25 лет, и 30% – люди старше 50 лет. Отметим, что среди опрошенных 30% имеют начальное образование, 40% – среднее профессиональное образование, и 30% – высшее профессиональное образование.
Вот некоторые общие выводы, сделанные на основании результатов опроса.
Опрос свидетельствует, что наибольшей популярностью среди населения пользуются также мероприятия, проводимые в МБУ «ДК «Буревестник».
Обратим внимание на возраст посетителей учреждений культуры. На рисунке 2.7 графически показано соотношение посетителей по возрастным группам.
Мы видим, что молодое поколение в возрасте 18 – 25 лет в меньшей степени преобладает среди посетителей МБУ «ДК «Буревестник». В большей степени учреждение посещают граждане старше 50 лет. Отметим, что люди этой возрастной категории (старше 50 лет) отдают предпочтение мероприятиям, проводимыми ДК, а также театральным постановкам.
2.7. Соотношение посетителей по возрастным группам и критериям предпочтений
Целесообразным представляется рассмотреть посещаемость учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник» в соответствии с уровнем образования населения. На рисунке 2.8 наглядно показано, что контингент лиц со средним общим образованием и начальным профессиональным образованием преобладает в посещении прочих мероприятий досуга. Среди посетителей МБУ «ДК «Буревестник» преобладают граждане с высшим профессиональным образованием.
Рис. 2.8. Образование посетителей учрежденя культуры
Собираясь посетить учреждение культуры каждый человек ставит для себя определенные цели. Проведенный опрос показал, что большинство респондентов посещает их с коммуникативной целью, то есть для того, чтобы пообщаться с другими людьми. Также многие связывают свое посещение с культурно–просветительской целью, чтобы расширить свой кругозор и повысить уровень общего развития. Для достижения образовательной и информационной целей учреждения культуры посещает сравнительно небольшой процент опрошенных. И совсем малая часть респондентов ставит перед собой научные цели. Графически это изображено на рисунке 2.9.
Рис. 2.9. Цели посещения учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник»
Рассмотрим как соотносятся цели посещения учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник» с возрастом респондентов (см. рисунок 2.10). Коммуникативная цель в большей степени характерна для граждан в возрасте от 26 до 50 лет. Информационную цель в большей степени преследуют посетители в возрасте от 18 до 50 лет. С образовательной целью учреждения культуры в большинстве посещает молодое поколение 18 – 25 лет. Научную цель преследуют в основном респонденты от 26 до 50 лет. А культурно–просветительскую цель ставят для себя в большей степени граждане старше 50 лет, а также респонденты 26 – 50 лет.
Рис. 2.10. Цели посещения учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник» в зависимости от возраста
Также следует обратить внимание на то, как распределились цели посетителей учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник» в соответствии с их уровнем образования. Графически эти данные изображены на рисунке 2.11. Мы видим, что коммуникативную цель преследуют в основном респонденты с начальным и средним профессиональным образованием. Информационные цели ставят перед собой граждане со средним и высшим профессиональным образованием. Образовательная цель в основном характерна респондентам с высшим профессиональным образованием. Научные цели ставят для цебя граждане только с высшим образованием, а культурно–просветительские цели преследуют в большинстве респонденты со средним профессиональным образованием.
Рис. 2.11. Цели посещения учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник» в зависимости от образования
Определив цели, которые преследуют граждане, посещая учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник» следует, необходимо выяснить были ли эти цели достигнуты. По результам опроса видно, что больше половины респондентов полностью достигли поставленных целей. Часть опрошенных в силу различных обстоятельств достигла поставленные цели частично. И лишь совсем малая доля респондентов не достигла поставленных целей. Это наглядно изображено на рисунке 2.12. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.12. Достижение целей посещения учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник»
Почти половина опрошенных посещает учреждение культуры МБУ «ДК «Буревестник» один раз в полугодие, чуть меньше респондентов – раз в три месяца. Сравнительно небольшой процент опрошенных посещает учреждение культуры МБУ «ДК «Буревестник» один и более раз в месяц. Также среди опрошенных есть те, которые за прошедший год ни разу не посетил. Графически это изображено на рисунке 2.13. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.13. Частота посещений учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник»
Мнение опрошенных на вопрос о том, изменилось ли качество услуг,оказываемых учреждением культуры разделилось на 2 большие группы, графически это изображено на рисунке 2.14. Половина опрошенных считает, что качество услуг осталось на прежнем уровне, чуть меньше респондентов считают, что качество услуг улучшилось. Следует отметить и то, что никто из респондентов не считает, что качество оказываемых услуг ухудшилось. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.14. Изменение качества услуг учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник»
В результате проведенного опроса было установлено, что жители Ленинского муниципального района Московской области посещают МБУ «ДК «Буревестник» в среднем один раз в три – шесть месяцев. В связи с этим необходимо определить обстоятельства, затрудняющие более частое посещение. Графически эти данные представлены на рисунке 2.15. Мы видим, что основными препятствиями являются: высокая стоимость услуг, недостатки в работе учреждений культуры, плохая осведомленность о предоставляемых услугах. На этом же высоком уровне находится и отсутствие объективных причин для посещения, то есть лень и безразличие, а также такие субъективные факторы, как отсутствие свободного времени, усталость после работы, сложность добираться. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.15 Причины, затрудняющие более частое посещение МБУ «ДК «Буревестник»
В рамках данного исследования были определены основные источники получения населением информации об услугах учреждений культуры МБУ «ДК «Буревестник» (см. рисунок 2.16.). Мы видим, что большая часть населения получает информацию и проводимых ими мероприятиях от своих знакомых, друзей, коллег, родственников. Чуть меньшее количество опрошенных получает информацию из рекламно–информационных изданий и публикаций в СМИ. Часть опрошенных получает информацию из личных наблюдений или от сотрудников учреждения МБУ «ДК «Буревестник» (по справочному телефону). Совсем небольшой процент опрошенных узнает о проводимых мероприятиях через интернет и из информации, представленной в помещениях учреждений культуры. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.16. Источники получения информации о деятельности
МБУ «ДК «Буревестник»
Теперь следует обратить внимание на мнение опрошенных о степени информированности населения об услугах МБУ «ДК «Буревестник» (см. рисунок 2.17.). Мы видим, что около половины респондентов оценивают уровень информированности как средний. Четверть опрошенных оценивает степень информированности населения в основном хорошо, а другая четверть – в основном плохо. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.17. Степень информированности населения об услугах
учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник»
Оценивая уровень важности и удовлетворенности населения по факторам, оказывающим влияние на качество и доступность деятельности учреждения культуры, необходимо отметить, что практически по всем факторам удовлетворенность населения ниже, чем уровень важности этих факторов. Наибольший дисбаланс между важностью и удовлетворенностью мы видим по информированности об услугах, стоимости услуг и персоналу, оказывающему услуги. В тоже время следует отметить, что уровень удовлетворенности превышает уровень важности по условиям доступа в учреждения культуры и местам оказания услуг. Наглядно эти данные изображены на рисунке 2.18. Также необходимо отметить, что такое соотношение характерно в зависимости от возраста и уровня образования.
Рис. 2.18. Сравнение важности и удовлетворенности факторов, влияющих на качество и доступность деятельности учрежденя культуры МБУ «ДК «Буревестник»
Сопоставляя оценки населения и экспертов о важности факторов, влияющих на удовлетворенность населения качеством и доступностью деятельности учреждения культуры МБУ «ДК «Буревестник» , мы получили следующие результаты. Равный уровень значимости у населения и экспертов на следующие факторы: персонал, оказывающий услуги и комплексность и качество оказываемых услуг. Важность таких факторов, как условия доступа в учреждения, место оказания услуг, техническое оснащение учреждений культуры по мнению населения ниже,чем по оценкам экспертов. А таким факторам, как информация об оказываемых услугах и стоимость этих услуг эксперты присвоили более низкие баллы, чем население.
Следует обратить внимание на то, как оценивают уровень удовлетворенности населения факторами, влияющими на качество и доступность услуг учреждения культуры. Относительно условий доступа в учреждение культуры МБУ «ДК «Буревестник» и место оказания услуг мнение населения и экспертов находится практически на равном уровне. А вот по всем остальным факторам оценки населения значительно ниже оценок экспертов. Самое значительное несоответствие в оценках мы видим по информации об услугах и их стоимости. Наглядно это изображено на рисунке 2.19.
Рис. 2.19. Сравнение уровня удовлетворенности населением факторов, влияющих на качество и доступность деятельности учреждений культуры (мнения населения и экспертов)
Таким образом, мы видим, что посещаемость жителями Ленинского муниципального района Московской области МБУ «ДК «Буревестник» находится на не высоком уровне. Частота посещений, к сожалению, тоже находится на не высоком уровне. Среди причин, препятствующих более частому посещению можно выделить как объективные – высокая стоимость оказываемых услуг, недостатки в работе учреждений культуры, плохая осведомленность об услугах учреждений культуры, так и субъективные – лень, усталость после работы, недостаток свободного времени. Также следует отметить, что мнения населения и экспертов по поводу важности и удовлетворенности факторов, влияющих на качество и доступность деятельности МБУ «ДК «Буревестник» не сходятся. Это говорит о том, что между населением и работниками учреждений культуры не налажена обратная связь, что в свою очередь ведет к низкой посещаемости учреждений.
Таким образом, мы видим, что деятельность МБУ «ДК «Буревестник» по реализации государственной культурной политики сталкивается с двумя группами проблем:
– внешними, связанными с местом и ролью отрасли в социальном пространстве Ленинского муниципального района Московской области;
– внутренними, обусловленными содержательными и структурными аспектами функционирования самой отрасли.
К внешним проблемам следует отнести:
– недостаток объёма бюджетного финансирования;
–широкое распространение массовой культуры и преобладание материальных ценностей, повлёкшие за собой изменения в структуре индивидуального и организованного досуга;
– невнимание со стороны бизнес–сообщества и благотворительных фондов, оборачивающееся ограниченностью внебюджетных средств;
– слабый контакт со СМИ.
Здесь одна из ключевых проблем заключается в диспропорции между наличествующим культурным потенциалом (ресурсным и кадровым – в лице отдельных талантливых и инициативных людей) и существующей инфраструктурой по его сохранению и представлению с одной стороны, и востребованностью производимых отраслью культуры культурных проектов и услуг различными категориями жителей территории – с другой.
К внутренним проблемам относятся:
– устаревание или износ имеющейся материально–технической базы отрасли в сочетании с необходимостью ввода в строй новых элементов инфраструктуры;
– старение кадров, дефицит грамотных и инициативных специалистов (прежде всего молодёжи), способных к нестандартной и эффективной деятельности;
– отсутствие комплексной стратегии развития отрасли на средне– и долгосрочную перспективу, ориентация на решение текущих проблем;
– слабая в качественном и количественном отношении нормативная база;
– низкая степень взаимодействия между отдельными учреждениями культуры (горизонтальные связи), а также между ними и органами управления культуры (вертикальные связи), что препятствует генерированию и реализации масштабных культурных проектов;
– диспропорция в структуре органов управления (малочисленность специалистов, занимающихся основной деятельностью; отсутствие или слабость аналитических и программно–проектных структурных подразделений).
Итак, еще одна ключевая проблема состоит в противоречии между культурным потенциалом и институциональными условиями (возможностями) его сохранения, изучения и популяризации (цели деятельности не определены, ресурсы не структурированы и т.д.).
Таким образом, ключевой проблемой сложившихся на данный момент тенденций в районной сфере культуры является отставание системы организации культурной деятельности от изменившихся характеристик о социума, которое определяется отсутствием мониторинга новых потребностей сообщества, отсутствием согласованных основными субъектами сферы культуры стратегических приоритетов, устаревшим материально–техническим уровнем и недостаточным финансированием муниципального сектора культуры, а также низким уровнем инвестиционной привлекательности сферы в целом.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф