Вид работы: Эссе
Предмет: Управление человеческими ресурсами
Тема: Политика социального развития, социальной помощи и защиты населения
Введение
Социальная помощь в РФ формировалась с древности. Славянские племена практиковали помощь обездоленным, старым и больным людям, детям. В домонгольский период на Руси все население составляло 2—2,5 млн. человек, подавляющее большинство были крестьянами. Население расселялось по территории в виде деревень, состоящих из 3-5 домов. Обычно в деревне жили представители одного рода. Занимались в основном традиционными крестьянскими видами работы: земледелием, скотоводством. Было развито натуральное хозяйство, поэтому помощь в основном происходила также в виде продуктов питания, помощи в обработке земли и других основополагающих видах деятельности. Родовая помощь старикам, например, заключалась в содержании престарелых семьями рода. Также старикам выделялись земли, легкие в обработке, община подкармливала их по «договорам».
До введения христианства еще при Киевских князьях Олеге и Игоре (9 в.) практиковалась такая форма помощи, как выкуп пленных за счет государственной казны.
По мере развития общества начали возникать и развиваться новые виды социальной помощи. При Князе Владимире была закреплена законодательно помощь со стороны государства и церкви разным категориям нуждающихся: вдовам, старикам, детям, оставшимся без попечения родителей, слепым, больным.
В период монгольского ига помощь сиротам, вдовам и старикам, оставшимся без кормильцев, расширилась.
После ликвидации татаро-монгольского ига появились такие формы помощи как приходы, раздававшие милостыню.
При великом реформаторе Петре Первом был издан Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., положивший начало созданию государственной системы социальной помощи и защиты, малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. Согласно указу царя, «для десяти человек больных — в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил» [3].
8 июня в ознаменование этой даты и этого события отмечается День социального работника.
В богадельни, как при Петре 1, так и впоследствии, определялись больные, сироты.
В 1775 г. Екатериной Второй в результате территориально-административной реформы Российская империя была поделена на 51 губернию. Каждой губернии согласно распоряжению Екатерины 2 , предстояло учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома работные и др. [4, с. 198].
Благодаря этому стали открываться Дома призрения, в которых воспитывались дети – сироты, где они не только обучались, но и учились ремеслу.
Общины по подготовке младшего и среднего медицинского персонала начали открываться в России в конце ХIX века. Воспитанники таких общин оказывали медицинскую помощь в госпиталях и больницах. Большую подвижническую помощь в годы Крымской Русско-Турецкой войны и при обороне Севастополя оказали воспитанники Кресто-Воздвиженской общины, созданной Н.И. Пироговым.
В период СССР государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. Уже с первых лет Советской власти начали выплачиваться пенсии по инвалидности, пособия по материнству и детству. После Великой Отечественной Войны системой социальной помощи были охвачены такие категории нуждающихся, как инвалиды войны, дети – сироты, вдовы и родители погибших участников войны. Помощь государством оказывается этим категориям до настоящего времени.
В 1946 г. в Советском союзе было организовано Министерство социального обеспечения, задачей которого было создать систему социальной защиты патерналисткого плана. Важнейшей гарантией со стороны государства было право на труд и устойчивое получение дохода, хотя и в небольших размерах. В 60-е годы многие советские граждане получили от государства новые квартиры.
Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года.
8 декабря 1991 г. в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых государств, согласно которому Союз Советских Социалистических Республик (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил своё существование. В 90-х годах в связи с реформированием государственного строя РФ претерпела изменения и социальная защита.
Политика социальной помощи и защиты населения в РФ
Наиболее общим понятием социального обеспечения в любом обществе или государстве можно считать то, что это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса
Политику социальной помощи населению в настоящее время в РФ в целом можно рассматривать, как деятельность государства, общественных организаций, направленную на обеспечение гражданам социальных прав и гарантий, достойного уровня жизни.
Социальные права и гарантии Граждан РФ законодательно закреплены в Конституции РФ.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность» [4].
Основания для выплаты пенсий, пособий также могут утверждаться в международных или государственных документах, закреплены в нормах права или различных договорах.
Социальные гарантии, представляемые гражданам исполняются, как указано выше, различными способами.
Рассмотрим наиболее распространенные в РФ социальные гарантии и способы их обеспечения.
Пенсионное обеспечение
Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, которые фактически могут заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выплачивается гражданам по достижении ими определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.
Принципы формирования пенсии – накопительный и распределительный. Реализуется принцип преемственности или солидарности поколений, при котором работающие граждане обеспечивают неработоспособную часть населения путем отчисления средств в виде страховых взносов в соответствующие организации. Страховая часть трудовой пенсии финансируются за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и отчисляется работодателями в Пенсионный фонд РФ. Граждане начинают получать пенсию по старости при достижении пенсионного возраста и выработке страхового стажа. Пенсионный возраст в РФ составляет 55 лет для женщин и 60 лет – для мужчин. Страховой стаж в РФ состоит из периодов трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж [4]. Минимальный страховой стаж для получения пенсии в РФ составляет 5 лет. Пенсионная реформа, планируемая в России, предполагает не только повышение пенсионного возраста, но и обеспечение тесной связи страховых платежей с размером пенсий. Работающие граждане фактически должны инвестировать в свою будущую пенсию, отчисляя определенные суммы в ПФР. Пенсионная реформа в РФ не реализована и планируемые цели пока не достигнуты.
Пенсионным обеспечением кроме граждан, достигших пенсионного возраста охвачен еще ряд граждан. Например, граждане, работающие по трудовому договору либо являющихся индивидуальными предпринимателями, адвокатами, которые уже получают пенсию за выслугу лет в рамках системы государственного пенсионного обеспечения, на условиях и по нормам Закона РФ от 12.02.1993 N 5568-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в ред. от 22.07.2008).
Социальную пенсию по инвалидности вправе получать инвалиды 1, 2 и 3 группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды.
Компенсационные выплаты
Неработающим трудоспособным гражданам, которые осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином (инвалидом 1 группы, за исключением инвалидов с детства 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет), независимо от их совместного проживания и от того, является ли он членом его семьи, устанавливается ежемесячная компенсационная выплата.
Размер компенсационной выплаты составляет 1200 рублей. Выплата производится вместе с пенсией, назначенной нетрудоспособному гражданину.
Родителям (усыновителям), опекунам (попечителям) и другим лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, также устанавливается ежемесячная выплата.
Компенсационные выплаты предусмотрены длля граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, указанный размер компенсационных и ежемесячных выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Пособия
Пособия в нашей стране получают лица, по различным причинам оказавшиеся в затруднительном материальном положении.
К ним относятся:
- семьи, где имеются дети до 18 лет и дети до 23 лет, обучающиеся в ВУЗе на очном отделении;
- дети из неполной семьи;
- дети до 18 лет, родители которых имеют группу инвалидности или в связи с выходом на пенсию;
- дети до 18 лет, хотя бы один родитель которых — инвалид I группы, другой — трудоспособен, но не работает по причине ухода за инвалидом или ребенком-инвалидом;
- беременные женщины;
- трудоспособные неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком, признанным инвалидом или за инвалидом I группы;
- несовершеннолетние лица от 14 до 18 лет, освобожденные из воспитательных колоний;
- студенты очного отделения с детьми;
- студенты, которым необходимо диетическое питание при наличии серьезного хронического заболевания;
- граждане, обладающие званиями или государственными наградами;
- лица, уволенные по сокращению штата.
Существуют следующие виды пособий:
А) Пособие по временной нетрудоспособности является выплатой сумм при болезни или травме, которые влекут утрату способности к труду.
Данный вид выплат назначается при прохождении курса санаторно-курортного лечения или если у получателя заболел член семьи и за ним требуется особый уход. Оно может выплачиваться в период временного перевода на другую работу, если у заявителя обнаружен туберкулез или профессиональное заболевание, а также при необходимости осуществления протезирования в условиях стационара ортопедического учреждения. Для расчета величины выплаты лицу, у которого установлена временная нетрудоспособность, учитываются страховой стаж и максимальный размер дневного заработка получателя.
Б)Пособие по безработице – денежные средства, выплачиваемые гражданам в течение установленного законодательством периода при условии, что граждане признаны безработными и зарегистрированы в службе занятости.
В) Выходное пособие при увольнении представляет собой определенную коллективным договором денежную сумму, выплачиваемую работнику в последний рабочий день. При ликвидации предприятия или при сокращении штата сотрудников, уволенным выплачивается средний заработок в течение 2 месяцев. Иногда выплаты продлеваются на третий месяц, если после увольнения получатель выплаты зарегистрировался в службе занятости и не был трудоустроен при ее содействии по истечении полутора месяцев.
Г) Пособия многодетным определяются как на основании государственных нормативных документов (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»). Источник выплат также может быть как Федеральным, так региональным.
Кроме того, многодетным семьям и членам семей положен ряд льгот, таких как:
- минимальная компенсация в 30% на оплату всех услуг ЖКХ и топлива (в частных домах);
- обеспечение лекарственными препаратами детей до 6 летнего возраста (только по рецепту врача);
- неоплачиваемый безлимитный проезд для школьников на всех городских, пригородных и внутрирайонных видах транспорта (исключение: маршрутное и обычное такси);
- первостепенное зачисление детей в ДДУ;
- горячее питание (за счёт городского или краевого бюджета), включающее завтраки и обеды, для школьников и студентов техникумов и колледжей;
- обеспечение учащихся школьной и спортивной формой;
- неоплачиваемые визиты детей на выставки, в музеи, театры, парки культуры (максимум один раз в месяц);
- внеочередная выдача путёвок на детей в летние лагеря и спец санатории.
- понижение стоимости оплаты проезда на 50% на водном, железнодорожном, междугороднем, воздушном транспорте в лагеря или санатории в пределах страны для каждого из детей, не достигших 18 летнего рубежа, а также для сопровождающего ребёнка родителя. Скидка выделяется максимум раз в год.
- организация помощи многодетным родителям в развитии фермерских хозяйств и малых предприятий.
- первоочередное выделение садово-огородных участков.
- содействие в получении многодетной семьей льготных кредитов, дотаций и беспроцентных ссуд на строительство жилья.
Медицинская помощь населению
Стоит отметить, что в РФ развита система оказания бесплатной для граждан медицинской помощи, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования. Фонд ОМС формируется за счет страховых отчислений работодателей, индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой и т.д.. таким образом ОМС – является государственной системой социального страхования, позволяющей получать гражданам бесплатное медицинское обслуживание.
Добровольное медицинское страхование расширяет перечень оказываемых бесплатно медицинских услуг за счет страховых компаний.
Жилищная политика
Жилищная политика проводится органами государственной власти и местного самоуправления и направлена на обеспечение нуждающихся жильем.
Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России») призван создать условия для решения следующих проблем:
- увеличение объёма жилищного строительства;
- выделение средств из бюджетов всех уровней на оснащение инженерной инфраструктуры земельных участков под жилищное строительство;
- совершенствование нормативной базы для улучшения и увеличения ипотечного кредитования;
- значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей, помощь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе;
- исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооружённых конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан
Социальное развитие
Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
Политика социального развития в РФ неразрывно связана и экономикой и является фактором экономического роста, так как обеспечивает:
- повышение возможности населения уплачивать налоги, что увеличивает доходную часть государственного бюджета;
- увеличение доходов и сбережений населения, которые служат новыми источниками для инвестиций;
- сокращение количества индивидов, нуждающихся в социальной помощи, что, в свою очередь, ослабляет нагрузку на расходную часть государственного бюджета, повышая его сбалансированность;
- повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
- повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы, — главный фактор современного экономического роста.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в России проводится политика, направленная на социальное развитие государства, на оказание полноценной социальной помощи населению. Система социальной защиты, организованная государством, является полноценной системой, направленной на обеспечение гражданам социальных прав и гарантий, достойного уровня жизни и в конечном итоге способствующей социальному развитию государства и экономическому росту.
Список использованных источников
- Жуков В. И. История социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. — М.: Изд-во РГСУ, 2011. 400 с.
- Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 624 с.
- Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г.,
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
Прикрепленные файлы:
Прикрепленные файлы: |
|
|---|---|
|
Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость |
|
Скачать файлы: |
|
|
|


