Заявка на расчет
Меню Услуги

Управление качеством услуг государственных унитарных предприятий на примере «Почта России» филиал ФГУП Подольский почтамт Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2 3 4 5 6


1.3 Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в детстве и являются составляющими  основу гражданского воспитания.

Гражданскому и правовому воспитанию детей, в современном обществе, уделяется, и данная проблема приобретает особую актуальность, так как является мало изученной и разработанной в теоретических и научно-практических аспектах. Старший дошкольник не остается на поверхности фактов, а стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Он способен к отражению мира в системе. Его интересуют причины  и сущность происходящих событий и явлений.

Под руководством взрослых дети могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Педагогу необходимо содержание системы знаний построить по иерархическому принципу: выделить ядро, центральное звено знаний, которые могли бы стать основой целенаправленной системы. В процессе формирования такой системы знаний необходимо учитывать особенности содержания этих знаний и усвоения их детьми.

Основной формой знаний старших дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, являются представления, которые обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.[12,44].

Возникновение познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспитания ребенка, формирования положительного отношения к окружающей действительности. Общение со взрослыми во многом определяет содержание и направление развития познавательного интереса ребенка. Взрослый как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития».

У ребенка нужно формировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему (С.А. Козлова, Н.В. Мельникова). Этому способствует увеличение объема представлений и понятий об окружающем мире, возрастающая произвольность психических процессов, способность к усвоению связей между предметами и явлениями окружающего мира, возрастание возможностей умственного развития, появление познавательных интересов.

Нельзя недооценивать организацию деятельности детей, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются в деятельности. Действенное отношение дошкольников к окружающему проявляется в игре, труде, творческой изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни. Знания и чувства сами формируются и совершенствуются в этой деятельности.

Чувства старшего  дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение  к окружающему. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Важное  значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель его нравственного развития. Фундамент становления личности ребенка закладывается на основе воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечении духовной и интеллектуальной пищи, в которой он нуждается. В детские годы формируются основные качества человека. Духовный, творческий патриотизм следует прививать с раннего детства. Чувство патриотизма уже заложено в маленьком человеке и, подобно любому другому чувству, имеет способность развиваться, обогащаться в личностно-духовном пространстве, приобретать глубину и индивидуальность. В связи с этим очень важно именно пробудить это чувство в душе ребенка, а не навязать его. Ведь в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Роль патриотического воспитания в своем выступлении очень высоко оценена президентом России В.В. Путиным: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. В настоящее время решение этой воспитательной задачи – одно из важнейших направлений деятельности дошкольной образовательной организации, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС).   Работа по патриотическому воспитанию в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации построения педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи. Чувство патриотизма начинает зарождаться путем формирования системы знаний об окружающей действительности. Что  окружает ребенка? Ну конечно, в первую очередь, семья. Знакомство с семейными устоями, с ролью каждого члена семьи, с чувствами, эмоциями, которые встречает ребенок при общении с близкими людьми, у малыша начинается в младшем возрасте. Чем старше становится ребенок, тем шире круг получаемых знаний и эмоционального опыта. Следующим этапом познания является ближайшее окружение ребенка как члена общества, то есть детский сад, друзья, взрослые в детском саду, которые заботятся о малыше. В старшем возрасте дети переходят к знакомству с городом, страной, соседними государствами и народами, с историей собственного народа, культурными традициями. Особенностью дошкольного возраста является неутомимая деятельность ребенка с целью познания и претворения в жизнь полученных знаний. Процесс познания мира у дошкольника становится более результативным, если ребенок является активным участником этого процесса В рамках реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В процессе социально-коммуникативного развития дети познают нормы и ценности, принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, стимулируется развитие душевных качеств личности ребенка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре, закладываются основы толерантности и уважения к культуре и независимости других народов. Исходя из вышесказанного, работа по формированию патриотических чувств должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народа, законы и правила жизнеустройства и культуры общества. Ребенок, вооруженный одновременно социальной компетентностью и культурно-нравственными принципами, будет успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в современной жизни и адаптирован к окружающему социальному миру. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности дошкольника, может и должно служить средством коррекции речевого развития. Успешная социально-коммуникативная деятельность не может рассматриваться без включения работы по развитию у детей патриотических чувств. Они взаимосвязаны. Именно в базовых, точнее народных, играх, потешках, чистоговорках и др. лежит апробированный веками народный опыт, используемый для полноценного развития детей. Формирование у детей нравственного чувства, такого как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, воспитанием в духе патриотизма. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый, должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. Любые полезные знания, полученные ребенком без применения практической деятельности, не приносят качественных изменений в опыте ребенка. В связи с этим на первый план выступают продуктивные виды деятельности. Дети, мотивированные на выполнение своих работ желанием доставить радость близким людям, действуют с прилежанием, более аккуратно, творчески воплощая свой замысел. Художественно-продуктивная деятельность является своеобразным зеркалом души ребенка, в котором отражаются его чувства, стремления, эстетический вкус – все тонкие материи. Воспитание патриотических чувств через искусство – самый доступный, ненавязчивый и действенный способ.

Согласно ФГОС ДО, одним из направлений работы по художественно-эстетическому воспитанию является знакомство детей с историко-художественным наследием русского народа и народов других национальностей. При планировании художественно-эстетической деятельности подбираются подходящие музыкальные темы. Музыка – самый доступный путь к сердцу человека, тем более ребенка. С раннего возраста малыша окружает музыкальная атмосфера – это колыбельная песня, фундамент которой заложен в традиционной, национальной песне. И сам факт ее существования оставляет в душе ребенка добрый теплый, светлый отклик. Так, с малых лет в ребенке формируется основа патриотических настроений. Ведь что такое патриотизм? Это любовь к матери, Родине, родной природе, и маленький человек абсолютно неосознанно впитывает в себя и имеет потребность существовать в этой среде с раннего детства. Основные потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность помогают детям почувствовать тепло- ту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Воспитанность начал гражданственности у старших дошкольников – это результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. Необходимо знакомить детей с культурой своего города, села, деревни, то есть той местности, где ребенок родился и живет – что на наш взгляд, является важнейшей задачей развития личности дошкольника, и она же есть составляющая процесса гражданственности.

Другая его составляющая – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. В старшем дошкольном возрасте, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по правовому и гражданскому воспитанию детей. К ним, прежде всего, относятся формирование нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Для общества важно растить активных в будущем его членов, готовых участвовать в управлении этим обществом.

Психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами, дает дополнительный импульс для нравственного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Необходимы следующие условия для реализации гражданского  воспитания:

  1. Быть самому патриотом
  2. Выбрать программу
  3. Создать группу единомышленников
  4. Создать соответствующую среду
  5. Привлечь родителей
  6. Установить взаимосвязь с окружающим социумом

Наш детский сад разработал алгоритм работы с социумом, он включает в себя:

  • Работу с государственными учреждениями,
  • Взаимодействие с учреждениями здравоохранения,
  • Взаимодействие с учреждениями образования, культуры,
  • Взаимодействие с общественными организациями.

Взаимодействие с государственными учреждениями и учреждениями здравоохранения, в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений с учреждениями образования, культуры и общественными организациями, педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения, воспитанию и укреплению духовно-нравственных качеств воспитанников.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей, их дифференциация, позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с общественными и социальными институтами.

Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:

  • семья;
  • образовательные учреждения: МБОУ «Новозоринская СОШ», детская школа исскуств ”Берегиня»
  • культурно-общественные учреждения:  библиотека им. И.Л.Шумилова, ДК «Заря»
  • Общественные организации:  общество ветеранов пос. Новые Зори, церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы, клуб «Секреты долголетия.

Организация связи с социумом позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных способностей, решать многие образовательные задачи, воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников.

Подводя итог к I главе, мы, выяснили. Что же такое «патриотизм» и, какого человека можно назвать патриотом? Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, ее обустройства.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения. Любовь к Родине и служение интересам государства — вот что могло бы помочь подняться на ноги нашему современному обществу. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в детском саду.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к гражданскому воспитанию, в особенности в ДОУ. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Воспитание чувства гражданственности включает в себя решение задач не только нравственно-патриотического, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, мы воспитываем и укрепляем духовно-нравственные качества детей, все участники получают хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, остается  удовлетворение от совместной работы и общения.

Быть гражданином — вот неотъемлемая часть нашей жизни. Безусловно, к концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну; наш народ; язык; обычаи и традиции, а также свои права и обязанности. О чем мы, и поговорим в следующей главе.

 

Глава II. Экспериментальное исследование  гражданственности у детей дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня сформированности гражданственности старших дошкольников

 

Экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Родничок» п. Новые Зори, Павловского района, Алтайского края.

Исходя из того, что процесс формирования гражданственности понимается как результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. На констатирующем этапе планировалось выявить представления детей о гражданственности их отношение к данному качеству личности.

Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста была проведена в три этапа:

  • констатирующий эксперимент
  • формирующий эксперимент
  • контрольный эксперимент

Экспериментальная группа состоит из детей дошкольного возраста в составе 10 человек.

Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Отобрать критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Подобрать диагностические методики для выявления уровней сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в опытно-экспериментальной работе.

Можно выделить следующие  критерии и показатели сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Полнота представлений о гражданственности:
  • полные и глубокие;
  • поверхностные и частичные;
  • представления отсутствуют.
  1. Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности:
  • яркие и положительные проявления;
  • эмоциональные проявления нейтральные и недостаточные;
  • эмоциональные проявления отрицательные или отсутствуют.
  1. Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях:
  • активность позитивная;
  • активность нейтральная;
  • активность отсутствует.

Полнота представлений о гражданственности позволяет выявить наличие или отсутствие представлений о Родине, правах и обязанностях граждан, народах других национальностей.

Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности показывает эмоциональное отношение к понятиям Родина, гражданин, права и обязанности, народы разных национальностей.

Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях показывает особенности поведенческих проявлений в решении ситуаций, связанных с вопросами прав и обязанностей, взаимодействия с народами разных национальностей.

Высокий уровень.

Имеют полные представления о том, что такое Родина, гражданин. Эмоционально рассказывают о своей Родине. Бережно относятся к природе, памятникам культуры, способны оценить действия и поступки других.

Знают что такое права и обязанности. С удовольствием выполняю свои обязанности, испытывают удовлетворение от проделанной работы. Эмоционально объясняют окружающим, какие права имеют. Соблюдают и выполняют свои права и обязанности, способны оценить действия и поступки других.

Имеют представления о людях других национальностей. Испытывают эмоционально положительные чувства к людям разных национальностей. Дружат с детьми других национальностей.

Средний уровень.

Относительно полные представления о Родине. Недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

Низкий уровень.

Затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.

Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняют свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей.

Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.

Методика № 1. Беседа.

Цель: выявить полноту представлений о гражданственности и эмоциональные проявления у детей экспериментальной группы.

Беседа должна проходить в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий.

Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.

Методика проведения: педагог заранее подготовил вопросы для беседы и при ее проведении следил не только за правильностью и полнотой ответов, но и за эмоциональной реакцией ребенка.

Примерные вопросы беседы с детьми.

  1. Что такое Родина?
  2. Как называется страна, поселок где ты живешь?
  3. Как называется столица нашей страны, главный город нашей страны?
  4. За что ты любишь свой поселок?
  5. Ты слышал(а) такое слово – гражданин?
  6. Кто такой гражданин?
  7. Считаешь ли ты себя гражданином?
  8. Должен ли гражданин иметь права и обязанности?
  9. Какие права ты знаешь?
  10. Знаешь ли ты свои права?
  11. Рассказывал ли тебе кто-нибудь о твоих правах?
  12. Какие обязанности ты знаешь?
  13. Выполняешь ли ты свои обязанности? Какие?
  14. Рассказывали ли тебе о твоих обязанностях? Кто?
  15. Какие народы живут в нашей стране?
  16. Как должны они относиться друг к другу?

Анализ проведения:

Ответы детей характеризовались в зависимости от:

  • правильности, точности, полноты;
  • неточности;
  • неправильности или отсутствия ответа: типа «Я забыл», «Не знаю», «Не помню».
ФИ ребенка Выявляемые критерии
Полнота представлений о гражданственности Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности
Ульяна Т. Ответила на 16 вопросов, правильные ответы получены только на 12 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима Ш. Ответил на 16 вопросов. Правильные ответы получены на 13 вопросов. Дошкольник путает понятия город и Родина, не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о низком уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Б. Ответил на 9 вопросов. Правильно назвал только столицу нашей родины. Мальчик не имеет представлений о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Андрей Л. Ответил на 12 вопросов. Правильные ответы получены только на три вопроса. Мальчик не знает что такое права, ему никто не рассказывал, о том какие у него есть права и обязанности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тоня Ж. Ответила на 16 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы  достаточно так, как высказывания девочки носили точный  характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Настя Ш. Ответила на 10 вопросов. Правильно назвала только столицу нашей родины. Девочка не имеет представлений о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алина П. Ответил на 16 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки  носили отрывочный и неточный характер. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Дима И. Ответил на 11 вопросов. Дошкольник  не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о недостаточном  уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Алена П. Ответила на 16 вопросов, правильные ответы получены  на 15 вопросов. Ответы  полные, точные. Это говорит о высоком уровне представлений о гражданственности. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.
Тимофей Г. Ответил на 14 вопросов. Правильные ответы получены только на семь вопросов. Мальчик не знает что такое права, ему никто не рассказывал, о том какие у него есть права и обязанности, какие люди населяют Россию. При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.

               

Качественный анализ: анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют низкие представления о гражданственности и не могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин», затрудняются в определении своих прав и обязанностей.

Следующим этапом была диагностика сформированности у детей дошкольного возраста чувств гражданственности для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:

  • Знание родного края;
  • Толерантность;
  • Права ребенка;
  • Обязанности ребенка.

I блок

Знание о родном крае

  1. В какой стране ты живешь? Как она называется?
  2. Как называется столица (главный город) нашей Родины?
  3. Как называется край, в котором мы живем?
  4. Как зовут президента нашей Республики?
  5. Показывая флаг России, задаем вопрос: Что это? Что означают цвета и символы на флаге нашей страны?
  6. Прослушав отрывок гимна России, задаем вопрос: Что это за музыка?
  7. Как называется улица , где находится наш детский сад?:

II блок

Толерантность

  1. Кто ты по национальности?
  2. Кто по национальности твои близкие друзья?
  3. Могут ли дружить дети разных национальностей?
  4. Кто важнее девочки или мальчики?
  5. А у тебя есть друзья девочки/ мальчики?
  6. Должны ли мальчики заступаться за девочек?

III блок

Права ребенка

  1. Что такое права ребенка?
  2. Какие права у тебя есть? (что тебе разрешают, и что ты

должен делать)?

IV блок

Обязанности ребенка

  1. Что такое обязанности?
  2. Какие обязанности у тебя есть (по отношению к родителям, детскому саду, к Родине)?

Ключ к данной анкете представлен в таблице 1(приложение 1)

Результаты диагностики чувства гражданственности представлены в диаграмме № 1.

Как видно из диаграммы № 1, 50% детей, что составляет 5 человек, обладают высоким уровнем знаний о родном крае, то есть данные дети приобщены к истокам национальной культуры, у них сформировано духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей. 25% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае; 25% детей — низким уровнем знаний о родном крае. Все дети (100%) обладают средним уровнем знаний о толерантности, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. 80% детей обладают средним уровнем знаний о своих правах; 10% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах. 10% детей, что составляет 1 человек, обладают низким уровнем знаний о своих правах.

90% детей, что составляет 9 человек, обладают средним уровнем знаний о своих обязанностях; 10% детей, что составляет 1 человек, обладают низким уровнем знаний о своих обязанностях, то есть дети должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Методика № 2. Наблюдение.

Цель: выявить отношение детей к ребенку другой национальности экспериментальной группы в течение дня.

Условия проведения: скрытое наблюдение за детьми в течение дня, фиксация информации в протоколах наблюдения.

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, но в игре не выбирают его, некоторые дети избегают общения с ним.

Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:

На высокий уровень не отнесен не один ребенок.

К среднему уровню отнесены 6 детей (Ульяна Т., Дима И., Тимофей Г., Андрей Л., Тоня Ж., Алина П.). У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

К низкому уровню отнесены 4 ребенка (Алена П., Дима Ш., Тимофей Б.,  Настя  Ш.), так как они затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.

Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Не способны оценить поступки других людей.

Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.

Методика № 3 . Анкетирование

Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания дошкольников.

Анкетирование проводилось с родителями старших групп. Родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

2.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

3.Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические

темы? (В том числе темы интернационализма).

 

4.Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

 

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

6.Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?

 

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 

8. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 

В анкетировании приняло участие 74% родителей.

№п/п Вопрос/варианты ответа %от числа опрошенных
1 Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?
Да 94
нет 6
2 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
Да 89
нет 11
3 Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические  темы?

 

да 81
нет 19
4 Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

 

да 53
нет 47
5 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

 

да 77
нет 23
6 Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в поселке?

 

да 82
нет 18
7 Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

 

да 62
Нет 31
Иногда 7
8 Считаете ли Вы, что взаимодействие с социальными партнерами необходимо при воспитании основ гражданственности?
да 93
нет 7

 

В целом, по результатам анализа анкет можно сделать следующий вывод:

патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому ДОУ необходимо  будет продолжать работу в этом направлении.

Результаты данных исследований убеждают  нас в том, что на формирование у детей патриотического сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат воспитательно-образовательной  работы достигается только при условии, что эти воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-образовательного процесса. Наличие такой системы позволило создать условия для организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают наилучший воспитательный эффект.


1 2 3 4 5 6

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф