2.2 Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников
Результаты констатирующего этапа показали необходимость проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: подобрать социально-педагогические условия для проведения работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Отобрать социально-педагогические принципы опытно-экспериментальной работы.
- Выделить социально-педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
- Отобрать и опытно-экспериментальным путем апробировать формы и методы социально-педагогической работы направленные на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения этих задач использовались социально-педагогические принципы:
Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве педагога с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учреждении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации детей.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как ребенка, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении её творческой самореализации.
Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребёнка и взрослого таким, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности; оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.
Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надёжности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между педагогом и детьми.
Наиболее эффективно формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет происходить при следующих педагогических условиях:
- Четкого и целенаправленного планирования социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
- Содержательности опытно-экспериментальной работы с учетом особенностей и интересов детей.
- Использования сочетания разнообразных методов и форм социально-педагогической деятельности.
- Учет определенных дидактических принципов.
- Использования разнообразных форм социально-педагогической деятельности как средства формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Технология основ формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста представлял собой ряд последовательных шагов:
1 шаг — подготовительный. Его цель — воспитать у детей интерес к своей родной земле, гражданским правам, обязанностям, людям разных национальностей.
Шаг 2 — репродуктивно-поисковый — уточнение, систематизация, обобщение и углубление идей, полученных на первом этапе, и реализация комплекса педагогических условий, способствующих эффективному обучению основам гражданственности у дошкольников.
3 шаг — репродуктивный и креативный. Его цель — закрепить идеи, полученные в повседневной деятельности, применить их в самостоятельной деятельности, в умении оценивать действия и поступки других людей.
Нами реализован комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста: разработка программы исследования гражданственности « С чего начинается Родина?»; создание среды развития, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, в том числе литературного банка произведений художественного и гражданского содержания, актуализации в гражданских играх; ознакомление детей с наследием родного края с помощью экскурсионных и краеведческих мероприятий.
Первым педагогическим условием является разработка программы « С чего начинается Родина?» для воспитания гражданственности детей дошкольного возраста. Задачи, поставленные в интегративной программе, направлены на структурное, содержательное и методическое обеспечение образовательного процесса и включают в себя следующие основные направления:
- 1) работа с воспитателями;
- 2) работа с родителями;
- 3) работа с детьми.
1. Разработка мер, отражающих специфику деятельности воспитателя по воспитанию гражданственности у дошкольников.
В целях обеспечения программной и методической поддержки процесса обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста был проведен конкурс на лучшую программу, а также конкурс на разработку мероприятий и праздников. Одним из приемов формирования гражданства среди воспитателей была организация выставок педагогической литературы.
Работа с преподавательским составом по проблеме воспитания гражданственности детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования проводилась в рамках серии консультаций, круглого стола, мастер-класса, педагогических консультаций и дискуссий.
Еще одной формой методической работы было проведение мастер-класса с воспитателями, где они познакомились с играми гражданского назначения. Вниманию участников предлагались игры: «Что хорошо, а что плохо», «Незаконченные предложения», подвижные игры разных народов. В игры, которые мы представили, можно играть как в группе, так и в свободное время, а также во время прогулок, что напрямую способствует укреплению определенных представлений о гражданственности среди дошкольников.
Чтобы сформировать у педагогов представления об основах гражданственности, подготовить их к работе по воспитанию этого качества личности, были предложены творческие задания:
- — изготовление дидактических игр;
- — создание атрибутов для игрового уголка.
Все это способствует формированию более полного и четкого понимания гражданственности среди воспитателей, что является необходимым условием обеспечения эффективности работы по воспитанию основ гражданственности у дошкольников.
2. Разработка мер по работе с родителями.
Эта область работы состояла из проведения консультативных мероприятий для родителей, вовлечения их в работу семейного клуба. Литературная выставка «Проблемы воспитания гражданственности в семье» была близка к жизни и проблемам современной семьи. Цель выставки — популяризация публикаций, демонстрирующих педагогический потенциал семьи в процессе воспитания гражданственности.
Работа с родителями предполагает:
- ознакомление с документами, обеспечивающими соблюдение прав детей;
- выпуск семейных альбомов с детьми «Мои обязанности», «Как должен вести себя настоящий гражданин»;
- создание дома библиотеки, в которую войдут произведения разных народов;
- инструкция для родителей по воспитанию основ гражданственности у детей дошкольного возраста.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на воспитание у ребенка основам гражданственности. Основы гражданского воспитания закладываются в семье в раннем детстве. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а гражданская информация для обсуждения должна быть лично значимой.
3. Развитие систематической работы с дошкольниками по воспитанию гражданственности.
Процесс обучения основам гражданственности у детей дошкольного возраста осуществлялся, когда они знакомились со своим учреждением, улицей, родным городом, его достопримечательностями, природой, а затем со страной, ее столицей и символами, правами и обязанностями. Задача воспитателя- выбрать из всего многообразия впечатлений, полученных дошкольниками, наиболее доступные ему: мир живой природы, труд людей, народные и местные традиции, общественные мероприятия, права и обязанности детей и взрослых — граждан России. Пример взрослых, особенно близких людей, имеет большое значение. На основании конкретных фактов из жизни старших членов семьи формируются такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «долг перед Родиной», «трудовой подвиг» и т. д.
Необходимо поддерживать и направлять интерес дошкольников к людям разных национальностей, где территориально проживает тот или иной народ, об уникальности природно-климатических условий, на которых складываются его самобытность, быт, особенности труда.
В настоящее время люди интересуются своей генеалогией, изучением национальных, профессиональных корней в разных поколениях [13, c. 127]. Поэтому изучение их родословной поможет детям начать понимать очень важные и глубокие постулаты: каждый из них имеет свои корни в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого страны.
Важной частью работы по изучению основ гражданственности является формирование у детей идеи людей, прославивших нашу Родину (скульпторов, художников, поэтов, писателей, композиторов, врачей, спортсменов). На конкретных примерах дети знакомятся с характером русского народа (творчество, песня, мастерство, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие, умение защищать свою родину).
Второе педагогическое условие — создание предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию гражданских качеств дошкольника, в том числе литературного банка произведений художественного и гражданского содержания, актуализации в гражданско-ориентированных играх. Создание литературного банка произведений художественного и гражданского содержания и работа с ним включает обновление в гражданских играх — это разыгрывание различных моральных ситуаций и ситуаций выбора, предлагаемых различными литературными произведениями, сказочным материалом и фольклором. В свою очередь, создание банка произведений художественного и гражданского содержания и актуализация в гражданско-ориентированных играх предполагает участие в создании предметно-развивающей среды, способствующей формированию гражданских качеств дошкольника.
Рассмотрим этот вопрос на примере четырех основных блоков: «Права гражданина», «Наши обязанности», «Молодые патриоты», «Люди разных национальностей», каждый из которых включает в себя сказки, поэтические произведения, художественную литературу и энциклопедический материал.
Дети дошкольного возраста лучше усваивают материал уроков, в которых воспитатель обращается к героям знаменитых сказок. Читая литературные произведения, воспитатель всегда обращает внимание на добрые дела и поступки главных героев. Например, вы можете познакомить детей с правом на жилище и его неприкосновенностью, ссылаясь на сказки «Волк и семеро козлят», «Маша и три медведя», «Три поросенка» (под редакцией С. Михалкова), поэтические произведения Б. Заходера «Лис и крот», С. Маршака «А что у тебя?» и «Кошкин дом».
Второй содержательный блок «Наши обязанности» помогает сформулировать не только детям, но и учителям разумное отношение к закону и праву, понимание необходимости соблюдать верховенство закона и выполнять свои обязанности. Знакомство со сказками «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Кукушка» (ненецкая народная сказка), «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др. способствует пониманию того, что родители должны заботиться о своих детях, а те в свою очередь они должны уважать старших, проявлять о них заботу и добросовестно выполнять свои обязанности каждый день. Поэтические произведения С. Я. Маршака «Если вы вежливы», В. В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо» поможет освоить правила поведения, необходимые для первичной социализации ребенка.
Следующий существенный блок — «Молодые патриоты».
Произведения фольклора не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Обратимся к сказочному материалу:
- — чтение «Рассказов о старом Урале» П. П. Бажова помогает воспитывать любовь к своей маленькой родине;
- — знакомство с эпопеями (героическая эпопея народа) имеет большое значение в воспитании любви к родной истории: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец побеждает Идолище», «Как Илья Муромец стал героем» и т.д.
- — рассказ А. М. Р. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» о том, что нужно любить свою землю и нести ответственность за все, что на ней происходит.
Богатый фонд поэтических произведений для детей, направленных на воспитание любви к Родине, гордости за свою страну: З. Александрова «Родина»; В. Степанов «Моя Родина — Россия», «Флаг России», «Герб России», «Москва»; И. З. Сурикова «Вот моя деревня …».
Четвертый предметный блок — «Люди разных национальностей».
Литературный банк произведений для детей дошкольного возраста включает в себя сказки разных народов: «Храбрый мальчик» (Дагестанская сказка), «Два брата» (Латвийская сказка), «Заработанный рубль» (Грузинская сказка) и многие другие, которые дают понять, насколько многогранна наша страна, в которой комфортно каждому народу.
В современных условиях трудно переоценить образовательную ценность традиционной высокохудожественной детской книги [21, c. 762]. Опора в образовательной деятельности на лучшие образцы русской и зарубежной детской литературы, передающая все богатство и разнообразие мира, позволяющая в полной мере мыслить и чувствовать, сегодня признана насущной необходимостью.
Игры, наряду с детской литературой, могут и должны стать средством воспитания гражданственности детей дошкольного возраста. Этому способствует создание банка гражданских игр в соответствии с четырьмя блоками выше.
Начнем с того, что в игровой форме дети знакомятся с «Всеобщей декларацией прав человека для детей и взрослых» А. Усачевой. На каждой последующей встрече дети знакомятся с одним или несколькими правами. Банк гражданских игр в первом содержательном блоке включает в себя игры, которые по-разному используются для ознакомления детей дошкольного возраста с правами, например: право на жизнь (ролевые игры «Огонь», «Полиция», «Скорая помощь», «Я есть», «Один дома», «Спасатели»); право на имя («С любовью зови друга», «Угадай по голосу», «Имена великих людей»); право на жилье («Кто имеет право жить в этом доме?», игра с мячом «Скажи мне свой адрес»); право на образование («Собери портфель в школу») и т. д. Чтобы сформировать у детей дошкольного возраста идею о том, что обязанности должны быть выполнены и что если они не выполняются, это может привести к катастрофическим последствиям, используется игра-упражнение «Кинематограф». Дети делятся на три группы: фотографы и художники, сценаристы и режиссеры. Фотографы и художники «фотографируют» и рисуют картины, изображающие обязанности дома, в детском саду, на прогулке и так далее. Сценаристы пишут историю для каждой картины. И режиссеры сами монтируют пленку, склеивая картины, чтобы сделать пленку. Следует отметить, что дети с энтузиазмом выполняют эту задачу, стараясь сделать фильм максимально интересным.
Для того чтобы закрепить с детьми то, что в обязанности каждого человека входит помощь всем кто в ней нуждается, проводилась игра «Поводырь слепого». Правилом этой игры является выражение: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Дошкольники делились на пары. Один в паре – «слепой», и ему завязывают глаза. Другой – его «поводырь», и он водит «слепого» по группе в течение нескольких минут. Впоследствии игра усложнялась, предлагались препятствия, которые мешают движению. Ведущий в паре должен предоставить как можно больше возможностей «слепому» партнеру. Затем дети менялись ролями. В конце игры педагог интересовался у детей: Что ты чувствовал в роли «слепого»? Что ты чувствовал в роли «поводыря»?
Таким образом, дети приходили к выводу о том, что людям, которые нуждаются в помощи, в заботе, необходимо помогать.
Игра «Тайный друг». Педагог писал на листочках имена всех, кто находится в группе. Затем эти листочки перемешивались. Каждый ребенок вытягивал листок с чьим-то именем и фамилией. Этот человек и был тайным другом в течение недели. Каждый день этот тайный друг осуществлял какие-либо поступки, свидетельствующие о его дружбе (помощь в каком-либо задании, помощь при уборке рабочего места и так далее). На стене в группе вывешивался специальный календарь, где каждый рисовал цветок или другое изображение напротив фамилии ребенка, который в этот день проявил к вам какие-либо знаки внимания и дружбы. В конце недели каждый старается определить, кто был его тайным другом и кто оказался лучшим по числу нарисованных цветков.
Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межэтнического общения. Дети дошкольного возраста с интересом и удовольствием знакомятся с различными национальными играми, принимают в них активное участие; в то же время они знакомятся с отдельными элементами народных костюмов и используют их в игре, например, используя национальный головной убор в дагестанской народной игре «Надень шляпу», используя головной платок с характерным узором «Подними платок», и использую лук и стрелы в бурятской национальной игре «Сурхарбан».
При изучении национальной игры целесообразно знакомить дошкольников с характерными особенностями внешности тех или иных людей с помощью иллюстративного материала. Чтобы добиться большего эффекта в работе по воспитанию межэтнической толерантности, помимо игр, происходит знакомство со сказками разных народов с использованием технических средств.
Для закрепления полученных знаний в практической деятельности использовалась проблемная ситуация: «Угости конфетой»: перед ребенком раскладывали картинки с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Педагог говорил: «Это украинские ребята Галинка и Грицко, вот азербайджанские — Гюнай и Яшар, здесь якутские – Равиль и Занияр, а это русские – Танечка и Ванечка. Видишь, какие разные у них костюмы. После рассмотрения детьми картинок, обращался к одному из них, «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфет кладется столько же, сколько картинок и одна ребенку). Только вот сладости любят все дети, и те, с которыми ты познакомился сегодня, тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его?»
После проведения целенаправленной формирующей работы дошкольникам давали задание нарисовать рисунки на тему «Наши маленькие друзья», а затем по ним составить небольшие рассказы.
Заключительным моментом данного этапа стал совместный с ДК «Заря» праздник – 1 мая «День солидарности трудящихся». В качестве эмблемы этого праздника предлагался подсолнух, который символизировал большую дружную семью, где живут разные народы в мире и согласии. Цель: систематизировать знания детей о людях разных национальностей. Стремиться к тому, чтобы дети испытывали позитивные эмоции к разным народам.
В развернутом виде игра представляет собой коллективную деятельность. Результатом игры является более глубокое понимание детьми жизни и деятельности взрослых, их обязанностей, чувств, мыслей и отношений. Самый важный результат игры — глубокое эмоциональное удовлетворение детей самим процессом [15, c. 161].
Третье педагогическое условие — ознакомление детей с наследием родного края посредством экскурсионных и краеведческих мероприятий. Важным принципом при отборе информации об окружающем мире для дошкольников является краеведческий принцип, который предполагает использование в работе с дошкольниками, прежде всего, близкого, доступного материала.
Ознакомление дошкольников с экскурсией и краеведением является еще одним условием успешного освоения основ гражданского воспитания.
Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретной судьбой «близких» людей — земляков и членов семьи по сравнению с общероссийской историей. Экскурсионно-краеведческая деятельность приближает историю страны к истории региона, города, семьи, знакомит ребенка не с абстрактными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше понять события, происходящие в стране, понять их истинное значение, воспитать чувство гордости как за всю страну, так и за ее конкретную часть, способствует развитию творческих, поисковых и исследовательских способностей.
Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с поселковой библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Работники библиотеки приглашали наших дошкольников на просмотр концертной программы приготовленной сотрудниками библиотеки, в свою очередь дети демонстрировали свои актерские способности, пригласив работников к себе в детский сад. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического воздействия. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедились, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
Знакомство детей с наследием родного края происходит через осознание (эмоциональная составляющая):
- — роль человека как гражданина основана на сравнении истории региона с историей страны;
- — значимость для себя, для общества определенных фактов, событий, происходящих в регионе;
- — неразрывность общения, единства и общности родины, региона, семейного очага;
- — особенности культуры своего отечества, малой родины.
Экскурсионные маршруты являются одним из способов совершенствования воспитательной работы, усиления ее патриотической направленности с учетом возможностей развития ребенка (прежде всего, сближения образовательной деятельности с реальной жизнью ребенка, создания запоминающегося образа родины). Это, например, экскурсия в воинскую часть, автобусная экскурсия «Улицы нашего поселка», пешеходная экскурсия « Наши достопримечательности» и др.
Итогом всей работы по формированию основ гражданственности стала подготовка и проведение праздника «День гражданина в стране Малая Россия», приуроченного к празднику 12 июня – «День независимости». Проведение праздника дало возможность детям обобщить все полученные ими знания за весь год.
Цель: систематизировать полученные детьми знания о гражданственности, правах, обязанностях и людях разных национальностей.
Первая половина дня посвящена тому, что дети, путешествуя по различным республикам, слушали песни и рассказывали сказки того народа, который представляет. Вторая половина дня посвящалась тому, что дети, соблюдая свои права и, выполняя обязанности, заботились о младших детях, ухаживали за природой прилегающего участка, оказывали помощь педагогам. В конце дня проводился конкурс на лучший рассказ о своем городе.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания детей выдвигает на первый план задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства семьи, ДОУ, школы и других общественных организаций.
Группы общественности, с которыми работает наше образовательное учреждение, представляют собой:
внутреннюю общественность – дети, посещающие ДОУ; педагоги, узкие специалисты, сотрудники, руководитель ДОУ;
внутренне – внешнюю общественность — родители детей, посещающих ДОУ; учредители;
внешнюю общественность — семьи, имеющие детей дошкольного возраста, не пользующие услугами ДОУ; органы управления образованием, другие ДОУ, социальные институты (школа, библиотека и др.), органы муниципальной власти.
В целях дальнейшего развития форм социального партнерства и повышения эффективности взаимодействия между образовательным учреждением с различными организациями и учреждениями мною как руководителем были разработаны следующие приоритеты:
- — Обобщить имеющийся опыт взаимодействия образовательных учреждений Павловского района в области воспитания детей — дошкольников. Особое внимание уделить развитию эффективных мотивационных механизмов привлечения социальных партнеров;
- — Разработать Положение о социальном партнерстве в системе дошкольного образования;
- — Разработать методические рекомендации по развитию социального партнерства образовательных учреждений с учреждениями и общественными организациями, а также иными заинтересованными субъектами образовательного и воспитательного процессов;
- — Разработать и утвердить примерные формы договоров сотрудничества ДОУ с учреждениями и общественными организациями в области патриотического и гражданского воспитания;
- — Просить все заинтересованные организации дать предложения о НОВЫХ мероприятиях акциях и программ для расширения сотрудничества и взаимосвязи, акцентируя внимание на программных, а не разовых проектах.
Детская школа искусств «Берегиня» (ДШИ «Берегиня») на протяжении пяти лет является нашими бессменными социальными партнёрами и помощником в решении задачи воспитания детей посредством их приобщения к русской народной культуре.
В содружестве с ДШИ «Берегиня» разработана программа взаимодействия «Формирование нравственно-этических представлений у дошкольников через приобщение к народной художественной культуре» Данная программа — результат многолетней совместной работы по приобщению детей к народной художественной культуре на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными установками и ценностями, традициями, особенностями его культуры. Программа построена в соответствии с народным календарем, куда входят все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники и ремесла. Осенью — уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, ярмарки, Осенины, посиделки, Покров день. Зимой — святки, Рождество, колядки, Новый год, зимние праздники и обряды. Весной — Масленица, Вербное воскресенье, подготовка к севу, к посадкам. Летом — Троица, хороводы и песни вокруг зеленой березки, день Ивана Купала. Программа предполагает, прежде всего, формирование у детей нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости. Ее результаты должны иметь практический характер и использоваться в повседневной жизни.
С целью приобщения детей к мировой и национальной культуре с февраля 2017 года заключен договор о сотрудничестве с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования “Детская музыкальная школа” (МОУ ДОД “Детская музыкальная школа”).
Мероприятия проводятся по курсу “Приобщение детей к мировой и национальной музыкальной культуре” по тематическому плану, согласованному обеими сторонами.
МОУ ДОД “Детская музыкальная школа” проводит мероприятия на территории МБДОУ, используя потенциал учащихся и преподавателей “Детская музыкальная школа” , музыкальные инструменты :
Сотрудничество с « Детской музыкальной школой» позволяет детям, их родителям, сотрудникам приобщиться к миру музыки, слушать, слышать и понимать “живую” музыку, знакомиться с музыкальными инструментами, с особенностями игры на них.
Таким образом развитие у детей дошкольного возраста представлений о патриотизме, правах, обязанностях, людях разных национальностей, формирование положительных эмоций и чувств к Родине, для человека другой национальности, стремление сделать что-то приятное для любимого человека, оказание помощи и т. д. осуществлялось с использованием системы методов и приемов, используемых нами в процессе организации коллективной и индивидуальной деятельности детей, с участием родителей и социальных партнеров.
По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы, методики которого полностью совпадали с методиками констатирующего этапа. Результаты формирующего эксперимента анализировались с привлечением данных констатирующего этапа работы.
Цель контрольного этапа исследования: выявить динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.
При контрольном проведении методики № 1 «Беседа» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты:
ФИО ребенка | Выявляемые критерии | |
Полнота представлений о гражданственности | Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности | |
Ульяна Т. | Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы полные, но не совсем точные. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Дима Ш. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Тимофей Б. | Ответил на 15 вопросов. Правильно назвал столицу нашей родины. Мальчик имеет представления о гражданственности и может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Андрей Л. | Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Тоня Ж. | Ответила на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Настя Ш. | Ответила на 13 вопросов. Правильно назвала столицу нашей родины. Девочка не имеет представления о гражданственности и не может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Алина П. | Ответил на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Дима И. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Алена П. | Ответил на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Тимофей Г. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Качественный анализ: Анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют представления о гражданственности и в основном могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети затрудняются в определении своих прав и обязанностей, но не путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин». Эмоциональные проявления гражданственности можно характеризовать как положительные.
При контрольном проведении методики № 2 «Анкетирование» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты, которые представлены в диаграмме № 2
80% детей, что составляет 8 человек, обладают высоким уровнем знаний о родном крае, то есть данные дети приобщены к истокам национальной культуры, у них сформировано духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей. 20% детей обладают средним уровнем знаний о родном крае; детей с низким уровнем знаний о родном крае нет .
50% детей, что составляет 5% обладают высоким уровнем знаний о толерантности. Они эмоционально отзывчивы, открыты, доверчивы. Доброжелательны по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности. 50% , т.е. 5 человек обладают средним уровнем знаний о толерантности, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;
70% детей обладают высоким уровнем знаний о своих правах; 20% детей обладают средним уровнем знаний о своих правах. 10% детей, что составляет 1 человек обладает низким уровнем знаний о своих правах. 60% детей, что составляет 6 человек, обладают высоким уровнем знаний о своих обязанностях; 30% детей, что составляет 3 человека, обладают средним уровнем знаний о своих обязанностях,10% . т.е. 1 человек обладает низким уровнем знаний о своих правах.
При контрольном проведении методики № 3 «Наблюдение» были получены следующие результаты:
Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, у ребенка появились друзья, дети стали чаще с ним играть.
Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:
К высокому уровню отнесено два ребенка Тоня Ж. и Ульяна Т.
К среднему уровню отнесены 6 детей (Андрей Л., Алина П., Тимофей Б., Дима И., Алена П., Настя Ш.) У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.
Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.
К низкому уровню отнесен 1ребенок (Дима Ш.) так как он затрудняется с ответом на вопрос: что такое Родина, гражданин? Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способен оценить поступки других людей. Плохо относится к людям других национальностей.
Согласно повторному анализу мы выявили, что результат проведенной нами работы был успешен. После проведенной нами работы знания детей увеличились. Заинтересованность детей в знаниях о своем крае, о своей Родине возросла.
Результат констатирующего этапа подтвердил нашу гипотезу: гражданственность как нравственное качество личности детей старшего дошкольного возраста будет воспитываться успешно, если:
- — процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;
- — определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
- — теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.
- — Расширение образовательного пространства дошкольных образовательных организаций в условиях социального партнерства.
Безусловно, к концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну; наш народ; язык; обычаи и традиции, а также свои права и обязанности.
Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).[14].
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф