Меню Услуги

Управление квалификацией персонала как фактор конкурентоспособности учреждения дополнительного образования. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.2 Практические рекомендации по совершенствованию системы управления квалификацией персонала.

В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования для детей Доме детского творчества работает хороший, профессионально подготовленный коллектив. Фактически на конец 2013 года  число работающих составило 44 человека. Из них 34 педагога  дополнительного образования, 2 методиста, директор, зам. директора по АХР, технический персонал – 6 человек.

Таблица 2.1. Штатная численность МБОУ ДОД ДДТ

№ п/п Должность Количество ставок
1 Директор 1,0
2 Методист 2
3 Педагог дополнительного образования 18,3
4 Заместитель директора по административно-хозяйственной работе 1,0
5 Рабочий по обслуживанию оборудования 1,0
6 Секретарь-машинистка 0,5
7 Художник — оформитель 0,5
8 Уборщик служебных помещений 2,0
9 Сторож 2,0

Анализ численности педагогического персонала за последние три года показал, что в 2011 году работало 40 педагогов, в 2012 году численность педагогов уменьшилась на 5 человек, из-за сокращения штатов педагогических работников, в 2013 году численность педагогов составила 34 человека, т.к. 1 педагог уволился по собственному желанию.

Рисунок № 1. Мониторинг численности педагогического персонала.

В состав аппарата управления ДДТ  входят: Директор, зам. директора по АХР, методисты. Управленческий персонал – 9,09%, педагогический персонал – 77,4%, технический персонал – 13,6%

Рисунок № 2. Персонал Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Анализ возрастной структуры педагогов дополнительного образования  показал, что в МОУ ДОД Доме детского творчества: от 20 – до 40 лет – 20 человек, от 40 – до 55 – 10 человек, от 55 и старше – 4 человека.   Основной состав педагогов, 20 человек, входят в категорию до 40 лет, а это говорит о том, что персонал Дома детского творчества имеет средний возраст и ещё долгое время не выйдет на пенсию и будет продолжать работу.

Рисунок № 3. Мониторинг возрастной структуры Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Также был проведен анализ уровня образования, из 34 педагогов дополнительного образования 26 человек имеют высшее профессиональное образование, 8 человек – средне – специальное. В процентном соотношении 76,5% педагогов имеют высшее образование и 23,5% имеют средне – специальное образование.

Рисунок № 4 Уровень образования педагогов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Можно рассчитать средний уровень образования персонала ДДТ. Примем высшее образование за 3 единицы, среднее специальное за 2. Найдем среднее значение уровня образования:

Ср. ур. обр. = (3*26+2*8)/34=2,76

Это высокий уровень, так как нормальным считается уровень, приближающийся к значению 2,8.

Вопросами  повышения квалификации сотрудников МБОУ ДОД Дома детского творчества занимаются: директор МБОУ ДОД Дома детского творчества и методисты. Повышение квалификации работников проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года в течении всей трудовой деятельности.

Повышение квалификации — это неотъемлемая часть образования педагогов дополнительного образования.

Целью повышения квалификации педагогов дополнительного образования является обновление теоретических и практических  знаний  в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Задачами повышения квалификации педагогов дополнительного образования являются:

  • развитие управленческих умений;
  • изучение и анализ новых нормативно-правовых документов;
  • содействие в определении содержания самообразования педагога,  руководителя;
  • оказание помощи и поддержки педагогическим кадрам в подготовке к аттестации и внедрении инноваций в учебный процесс.

Подготовка руководителей и специалистов производится по дифференцированным программам. Предварительно  Директором МБОУ ДОД Дома детского творчества составляется заявка на повышение квалификации для руководителей и педагогов дополнительного образования. Заявка на повышение квалификации руководителей и педагогов дополнительного образования МБ ОУ ДОД Дома детского творчества на 2013 год показана в таблице.

Таблица 1 – Список руководящих и педагогических работников МБОУ ДОД Дома детского творчества г. Бакала направляемых на курсы повышения квалификации в 2013 г.

№ п/п ФИО педагога Категория курсов
1.   Педагоги дополнительного образования художественно-эстетического направления (вокал и музыка)
2.   Педагоги дополнительного социально-педагогического направления
3.   Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
4.   Педагоги дополнительного образования декоративно-прикладного  направления

Директор МБОУ ДОД  ДДТ:

В Доме детского творчества налажена четкая система обучения и повышения квалификации во взаимодействии с областным институтом усовершенствовании учителей (далее ГБОУ ДПО ЧИППКРО), который расположен в г. Челябинск.

В институте разрабатываются специальные программы в зависимости от требований времени и появления новых технологий и методик в системе образования. Выявляется потребность в курсах проведения квалификации, затем составляется график проведения подготовки. Дом детского творчества напрямую заключает договор с институтом.

По окончании курсов сдаются экзамены, и выдается документ, свидетельствующий о прохождении курсов.

ГБОУ ДПО ЧИППКРО реализует следующие виды образовательных программ дополнительного профессионального образования:

Повышение квалификации. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Профессиональная переподготовка. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида деятельности.

Стажировка. Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Оплата обучения осуществляется «Управлением образования» Саткинского муниципального района кроме командировочных расходов, оплачиваемых учреждением. Командировочные расходы включают: стоимость проезда до учебного заведения и обратно; стоимость проживания в общежитии. За время обучения педагогу начисляется средняя месячная заработная плата.

В системе образования различают несколько категорий профессиональной квалификации:  I, высшая.

При получении или подтверждении категории повышается профессиональная компетентность педагогов, их заработная плата.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Помимо курсов повышения квалификации в МБОУ ДОД Доме детского творчества существуют и другие формы повышения квалификации, такие как:

  • педагогические советы;
  • педагогические гостиные;
  • обобщение передового педагогического опыта;
  • семинары – практикумы;
  • «мастер – класс»;
  • открытые занятия, взаимопосещения занятий;
  • творческие отчеты, методические выставки;
  • аттестация педагогических работников;
  • самообразование педагогов.

Педагогические советы:

Педагогический совет является постоянно действующим органом МОУ ДОД Дома детского творчества для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. Основными задачами педагогического совета являются:

  1. Объединение усилий педагогического коллектива МОУ ДОД Дома детского творчества на повышение уровня квалификации.
  2. Внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта.

Педагогический совет является одной из форм повышения квалификации педагогов и проводится в соответствии с учебным планом Дома детского творчества. Педагогические советы проводятся в различной форме, например, в форме дискуссий, семинаров или в форме деловой игры. Практически на всех педагогических советах ведется обучение педагогов, кроме тех, где конкретно говорится о результатах работы и планировании.

В состав педагогического совета входят: директор, методисты, педагоги дополнительного образования. В необходимых случаях на заседании педагогического совета приглашаются представители общественных и ученических организаций, работники других учебных заведений, родители учащихся. [Приложение № 3]

Педагогические гостиные:

Педагогическая гостиная – презентация творчества одного педагога. Проводятся она, также по учебному  плану Дома детского творчества. Участие в педагогической гостиной  принимают все педагоги ДДТ по очереди.  Также приглашаются педагоги из других учреждений дополнительного образования, с целью распространения педагогического опыта. Педагогические гостиные позволяют в непринужденной обстановке обсудить определенную педагогическую проблему и выбрать единую педагогическую позицию.

Обобщение передового педагогического опыта:

Обобщение передового педагогического опыта – это форма передачи знаний, опыта, мастерства лучших педагогов заинтересованному кругу специалистов. Передовой педагогический опыт является важным фактором совершенствования практики, обучения и воспитания, требует целенаправленной работы по его распространению, расширению сферы его преобразующего воздействия.

Также проводится совместная деятельность педагога и методиста по обобщению опыта работы:

Таблица № 2.

Этапы работы педагога Сроки поэтапного подведения итогов Характер помощи методиста
Знакомство с литературой и составление библиографии по теме. Определение целей работы.   Просмотр библиографии, составленной педагогом. Корректировка целей его работы над темой.
Выведение вопросов, по которым личный опыт требует дополнения.   Ознакомление с планом работы и определение сроков посещения занятий.
Проведение занятий   Посещение, протоколирование и анализ занятий
Определение методики обработки и анализа материалов личного опыта в целом   Корректировка методики анализа материалов опытной работы.
Составление плана доклада   Анализ плана доклада
Составление тезисов. окончание первого варианта рукописи   Анализ тезисов. Рецензирование рукописи.
Исправление рукописи в соответствии с замечаниями, ее представление   Прием готовой рукописи доклада

Семинары – практикумы:

Семинар-практикум  является самостоятельным звеном методической службы Дома детского творчества. Его организуют руководители или  педагоги  одной направленности, проявляющие интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для самореализации личности  педагога.

Руководителем  семинара-практикума  является методист методического кабинета.

Результатом работы  семинара-практикума  является вынесение рекомендаций или постановления, которые потом используются на практике.

Задачи  семинара-практикума:

  • Подготовка руководителей и педагогов  к поиску и освоению наиболее эффективных технологий повышения качества образования;
  • Ознакомление руководителей и педагогов  с новейшими достижениями психолого-педагогической науки и педагогической практики;
  • Разработка новых моделей организации образовательного процесса и педагогической деятельности;
  • Создание условий для личностного развития педагогов дополнительного образования.

Порядок  проведения   семинара-практикума:

Семинар-практикум  проводится 1 — 2 раза в учебном году. Тематика заседаний вносится в годовой план работы методического кабинета по мере решения стоящих перед  семинаром-практикумом  задач. Каждое заседание  семинара-практикума  имеет план работы и оформленные результаты решения проблем.  При подготовке к  семинару  методист заранее определяет теоретические и практические аспекты, выносимой на обсуждение проблемы, продумывает оснащение семинара.  Время и место дня заседания определяется в плане методического кабинета.  Заседания и постановления протоколируются.  Протоколы заседаний хранятся в методическом кабинете.

Семинар-практикум является  активной формой взаимодействия, позволяющей незамедлительно получать обратную связь. В отличие от индивидуальных и групповых консультаций, данная форма работы эффективна тем, что педагоги не просто получают  информацию, а должны сами активно включиться в процесс «добывания» информации.

Мастер – класс:

Мастер – класс — это ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа работы. «Мастер- класс» проводится с целью знакомства и апробации инноваций, педтехнологий с учетом индивидуальных особенностей педагога.

Проведение мастер-класса имеет следующие цели:

  • демонстрация собственного профессионального опыта;
  • обучение педагогического коллектива;
  • наставничество;
  • обобщение опыта;
  • консультации;
  • проведение промежуточной экспертизы для выявления сильных и слабых сторон, эффективности новых технологий и новых программ.

Функции, реализуемые в мастер – классе:

  • информационная;
  • аналитическая;
  • планово – прогностическая;
  • проектировочная.

Мастер-класс имеет право вести педагог высшей квалификационной категории. Мастер – класс является разовой формой работы и проводится  по группам педагогов, работающих в данном направлении,  которые формируются заранее. Группы не должны быть многочисленными. Возможна предварительная проработка вопросов, необходимых для совместного решения или обсуждения.

Педагог – Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу. Действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно – воспитательных задач.

В мастер – классе чаще всего используются следующие формы обучения педагогической технологии:

Прямое обучение педагогической технологии – педагог непосредственно демонстрирует, знакомит и обучает методике;

Косвенное обучение педагогической технологии – педагог проводит с коллегами занятие, а затем раскрывает специфику своего подхода.

Открытые занятия:

Открытое занятие – одна из форм демонстрации профессионального педагогического мастерства и мониторинга деятельности педагога дополнительного образования.

Открытые занятия проводятся  один раз в месяц по различным направлениям. Они позволяют педагогам:

  • совершенствовать профессиональное мастерство;
  • показать свои творческие возможности;
  • повысить свой уровень теоретических знаний в процессе подготовки к занятию;
  • пополнить собственный учебно-методический комплекс;
  • в ходе анализа открытого занятия получить полезный совет от коллег;
  • анализировать опыт коллег;
  • осмыслить общие проблемы;
  • приблизиться к решению частных вопросов собственной педагогической практики;
  • получить материальное вознаграждение;

Объявление об открытом занятии вывешивается не менее чем за 3 дня до его проведения. В нем сообщаются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • название объединения;
  • тема занятия;
  • место и время проведения;
  • обозначается круг лиц, которые приглашены на открытое занятие.

Педагог сам выбирает тему, вид и форму проведения открытого занятия. После открытого занятия проводится его самоанализ и анализ.

Так, например, в прошлом учебном году системный анализ открытых занятий реализовал обучающую задачу постановки и осуществления воспитательной цели на занятии.

Взаимопосещение  занятий – способствует обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессионально – личностной культуры педагога.

Творческие отчеты, методические выставки;

Творческий отчет педагога показывает уровень его педагогического мастерства, выявляет проблемы, над которыми еще предстоит работать. Возможно проведение полного творческого отчета педагога, который предполагает углубленное рассмотрение какого – либо аспекта деятельности педагога.

Профессиональный общекультурный уровень педагога во многом зависит от его информированности. Для этого организуется методическая выставка, на которой проходит систематический обзор материалов, сборников образовательных программ дополнительного образования детей, методических сборников, книг по организации досуга.

Также методическая выставка – одна из организационных форм распространения передового опыта.

Методическая выставка выполняет информативно — пропагандистскую и организационно – методическую функции и ориентированы на показ возможностей использования в массовой практике достижений педагогики и смежных наук, на распространение передового педагогического опыта.

Каждая выставка имеет свою тему и решает конкретный круг задач. При организации методической выставки используются общепринятые средства и формы. К ним относятся – рабочие материалы авторов передового опыта; (планы, программы, конспекты, наглядные пособия и др.) образцы оборудования кабинетов и мастерских; газетные, журнальные вырезки и другие печатные материалы, тексты выступлений и стенограммы различных мероприятий, конкурсные методические работы педагогов, образцы работ отдельных воспитанников коллектива, показывающие достигнутые результаты (сочинения, коллекции, образцы производственного труда, технического и художественного творчества и т.п.).

В форме лозунгов, плакатов, стендов, альбомов художественному оформлению подлежат тексты и изобразительные композиции с фотографиями, рисунками, схемами, таблицами, графиками и диаграммами. используются в выставочном показе видеофильмы, слайды и звукозапись.

Становится нормой совместная деятельность педагога и методиста по поиску, накоплению и систематизации педагогических технологий обучения и воспитания и новых моделей учебных занятий.

Аттестация:

Одна из эффективнейших форм повышения профессиональной компетентности работников дополнительного образования – аттестация.

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Участие в процессе аттестации позволяет  избавиться от комплекса мнимой компетентности, побуждает к осмыслению своей деятельности, и вызывает потребность в самообразовательной работе (каждый педагог работает над выбранной темой в течение 2-3 лет).

Аттестация педагогических и руководящих работников проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности. Для этого составляется перспективный план аттестации педагогов МБОУ ДОД Дома детского творчества.

Таблица № 3.- Перспективный план аттестации педагогов МБОУ ДОД Дома детского творчества.

Ф.И.О

педагога

Должность Образование Год ок. вуза Год последней аттестации Квалиф. категория Результат аттестации 2010-2011 20112012 20122013 2013

2014

2014

2015

1                 +      
2                   +    

По итогам аттестации педагогам присваивается первая или высшая квалификационная категория сроком на пять лет или  аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещает не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В начале каждого учебного года собирается оперативная информация о кадровой составе и аттестации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения МБОУ ДОД Дома детского творчества (по состоянию на 01.09.2013г.).

Таблица № 4 — Оперативная информация о кадровом составе и аттестации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения МБОУ ДОД ДДТ.

Всего педагогических и руководящих работников Аттестовано на:
Высшую квалификационную категорию Первую квалификационную категорию Вторую квалификационную категорию
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
             

На основании этой информации составляется план мероприятий по организации и проведению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений района.

Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

Самообразование:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом для приобретения системных знаний.  Педагогу дополнительного образования  работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. А также педагог  имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Все педагоги Дома детского творчества определяют для изучения индивидуальные творческие темы. Работа над этой темой обычно вытекает из профессионального интереса педагога.

Сочетание целенаправленного и специально организованного постдипломного образования  с самообразованием, является непременным условием эффективности деятельности системы дополнительного образования детей.

Для начинающих педагогов и вновь поступивших на работу из других образовательных учреждений проводятся дополнительные индивидуальные консультации:

  • составление календарно-тематического плана;
  • разработка образовательной программы объединения;
  • помощь в подборе литературы, дидактических материалов.

Особое внимание уделяется в работе начинающего педагога планированию воспитательной работы, изучению личности воспитанников, организации разнообразных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей.

Большое внимание  по повышению квалификации уделяется постоянному контингенту педагогов, работающих в коллективе.

Суть работы с ними состоит в том, чтобы на смену исполнительской деятельности пришла деятельность проблемно — исследовательского характера. В связи с этим на современном этапе актуализируется проблема развития творческого потенциала педагогов в процессе освоения педагогических инноваций, педагогических технологий.

Особое влияние на развитие творческого педагогического потенциала оказывают профессиональные конкурсы, организуемые МКУ «Управление образованием» Саткинского муниципального района: «Педагог – внешкольник», «Конкурс авторских программ дополнительного образования детей».

Повышая свою квалификацию, педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества повышает и его конкурентоспособность.

Конкурентоспособность образовательного учреждения – это его способность быть выделенным среди других аналогичных образовательных учреждений в силу наилучших социально – экономических показателей, таких как качество обучения, формы и методы обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др. Но так как Дом детского творчества является единственным учреждением дополнительного образования в городе Бакале, то конкурентной борьбы между учреждениями нет.

Конкурентоспособность МБОУ ДОД Дома детского творчества заключается в том, чтобы привлечь к занятиям как можно больше детей и с помощью многопрофильных  образовательных программ дать им качественное дополнительное образование.

Анализ конкурентоспособности показал:

Количество обучающихся детей в МБОУ ДОД Доме детского творчества с каждым годом увеличивается.

Рисунок № 5. Количество воспитанников Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Три раза в год проводится диагностика ожидаемых результатов образованности детей в каждом объединении.

Объединение – это организованная педагогом дополнительного образования группа детей, занимающаяся каким – то определенным  видом деятельности.

Таблица № 5. Диагностическая таблица ожидаемых результатов.

Ф. И. ребенка Начало года

(Первичная диагностика)

Середина года

(Промежуточная диагностика)

Конец года

(Итоговая диагностика)

в с н в с н в с н
                   

в – высокий уровень образованности,

с – средний уровень образованности,

н – низкий уровень образованности.

По каждому уровню составляются определенные критерии.

Далее данные диагностических таблиц анализируются и сводятся в одну общую таблицу образованности МОУ ДОД Дома детского творчества.

Рисунок № 6. Общая диагностическая диаграмма Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Количество образовательных программ в 2012 году увеличилось, в связи с возрастающими потребностями детей заниматься новыми видами творчества. Многие педагоги имеют не по одной образовательной программе, например, у одного педагога дополнительного образования может быть образовательная программа по работе с дошкольниками и по работе с детьми школьного возраста. Музыкальные работники имеют до 3-х образовательных программ – это работа с вокальными группами, работа в студии и обучение игре на фортепиано.

Рисунок № 7. Количество образовательных программ Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Страницы:   1   2   3   4