Меню Услуги

Управление квалификацией персонала как фактор конкурентоспособности учреждения дополнительного образования. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы.

Основная цель повышения квалификации педагогов – установление соответствия между постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности и уровнем готовности к выполнению профессиональных и должностных функций.

В Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования для детей Доме детского творчества  работает современная система управления квалификацией педагогических кадров.

И, тем не менее, особенность любой системы в том, что она имеет тенденцию  к последовательному угасанию своих потенциалов, поэтому принципиально важно поддерживать в ней инновационный дух и творческий поиск, совершенствуя то, что наработано и применяя новые подходы и идеи. Иначе говоря, совершенство требует совершенствования, и только развивающаяся система управления квалификации педагогических кадров способна активизировать процесс профессионально – личностного роста и саморазвития педагогов.

Предложения по совершенствованию процесса управления квалификацией:

  1. Организовать систематическое отслеживание процесса деятельности педагога дополнительного образования, другими словами, педагогический мониторинг.

В течение всего учебного года будет создаваться определенная база данных, в виде профессиональных карт педагога.  По результатам этих карт будет составляться заключение об уровне профессиональной квалификации педагога.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей Дом детского творчества

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

__________________________________________________________

( фамилия, имя, отчество)

Начата “____”________200__г.

г. Бакал

Общие сведения о педагоге дополнительного образования

1. Ф.И.О.___________________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________________________

3. Семейное положение __________________________________________________________________

4. Сведения об образовании (что, где, когда окончил)

__________________________________________________________________

5. Специальность __________________________________________________________________

6. Должность __________________________________________________________________

7. Общий трудовой стаж

__________________________________________________________________

8. С какого года работает в МОУ ДОД ДДТ

__________________________________________________________________

9. Повышение квалификации

__________________________________________________________________

Какие курсы, семинары, учебы Когда Где

10. Аттестация (категория, где, и когда прошел аттестацию)

__________________________________________________________________

11. Какой опыт обобщал и когда

__________________________________________________________________

12. Поощрения __________________________________________________________________

13. Взыскания __________________________________________________________________

14. Выполняемая общественная работа

__________________________________________________________________

15. Паспорт (серия, №, кем и когда выдан)

__________________________________________________________________

16. Домашний адрес, телефон

__________________________________________________________________

Таблица № 6. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Год 201_-201_ 201_-201_ 201_-201_ 201_-201_ 201_-201_
Владение педагогическими технологиями
Участие в методических мероприятиях (МБОУ ДОД ДДТ, города, области)
Открытые мероприятия, проводимые педагогом.
Методические разработки, дидактические материалы.
Методическая тема, опыт работы, инновационная деятельность.
Участие в общественной деятельности МОУ ДОД ДДТ.

Таблица № 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА.

Направления 201_- 201_г.г. 201_- 201_г.г. 201_- 201_г.г. 201_- 201_г.г. 201_- 201_г.г.
1. Организация жизнедеятельности детей.
2. Руководство учебно-познавательной деятельностью.
3. Руководство игровой деятельностью.
4. Руководство трудовой деятельностью.
5. Руководство художественно-эстетической деятельностью.
6. Работа по охране здоровья и физическому развитию детей.
7. Взаимодействие с детьми и руководство общением детей.
8. Создание развивающей среды.
9. Работа с родителями.

Предложение по ведению таких педагогических карт обсуждалось на педагогическом совете. Коллектив положительно отнесся к такому предложению, т.к. это повысит конкурентоспособность Дома детского творчества, потому что  методисту будет удобнее отслеживать работу педагогов,   их профессиональный рост, а самим педагогам будет видно, что ему удалось в работе за год, а что нет и над чем нужно еще работать.

  1. В конце каждого учебного года проводить собеседование с каждым педагогом по самообразованию и по работе над личной творческой темой и анкетирование педагога по совершенствованию профессиональной деятельностью. Организация такого вида работы позволит активизировать работу педагогов в данном направлении, указать не только на недостатки и ошибки педагогов, но и дать рекомендации по доработке материалов.

Собеседование «Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями»

Цель собеседования: оказать методическую помощь педагогам, имеющим затруднения в педагогической деятельности.

Задачи собеседования:

  1. выявить наиболее характерные для данного педагога затруднения.
  2. разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики затруднений; определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.

На подготовительном этапе выявлялись противоречия между потенциальными возможностями педагога и результатами обучения, которые он получает. Выявить эти противоречия позволяют различные средства педагогической диагностики: посещение занятий анкетирование, собеседования. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для его проведения были составлены анкеты «Педагогические затруднения» и  «Совершенствование профессиональной деятельности педагога».

Таблица № 8. Анкета «Педагогические затруднения».

 

Педагогические затруднения

Испытываете ли

Вы данное затруднение

да нет почти всегда иногда
1. При составлении плана занятия?
2. При выборе приемов объяснения нового материала?
3. При организации игровых моментов на занятии?
4. При проведении самоанализа занятия

 

Анкета

«Совершенствование профессиональной деятельности педагога»

  1. Ф.И.О. _________________________________________________________
  2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Дополнительные интересы (хобби).__________________________________
  2. Что мешает мне работать (основные профессиональные проблемы)

__________________________________________________________________

  1. Разделив лист на 2 части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения.

______________________________      __________________________________

______________________________      __________________________________

6.Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-бальной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо) ____________________________________________________________

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

7. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием, чего вам удалось достигнуть.________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в общественно — педагогической деятельности, в воспитательной деятельности. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Есть ли в коллективе педагоги, которые оказывают Вам профессиональную помощь и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь ___________________________________________________________

10. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному занятию?

__________________________________________________________________

11. Последнее время Вы работаете над:

а. составлением новой программы, разработкой новой методики, статьи;

б. средствами наглядности, учебным пособием, сценарием, допишите недостающее

_________________________________________________

12. Где, чему и у кого Вы хотели бы поучиться? _________________________

13. Каких знаний вам не хватает? _____________________________________

14. Какую тему научно-методического семинара во внешкольной работе Вы предложили бы к обсуждению?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися

___________________________________________________

Для проведения собеседования была определена группа педагогов – экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги.

Задачами группы педагогов – экспертов является:

  • обобщение совместно с представителями администрации ДДТ результатов опроса педагогов;
  • отбор затруднений, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете, ранжирование затруднений;
  • выявление эффективных педагогических приемов, методов и средств, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов ДДТ.

По предложенной рекомендации, не дожидаясь окончания учебного года,  было проведено пробное собеседование.

Решение собеседования.

  • опытных педагогов закрепить за молодыми специалистами;
  • методисту ДДТ создать банк методических идей и организовать изучение и распространение опыта ведущих педагогов ДДТ.

Поставленная цель была достигнута. Каждый педагог обогатил свой профессиональный арсенал,  а педагоги – эксперты при подготовке к собеседованию провели самоанализ, который, несомненно, способствовал их поднятию на следующую ступень творчества.

3.Создать «Школу для молодого педагога», где будет осуществляться процесс подготовки  по вопросам психолого – педагогического, программно- методического и организационно – нормативного сопровождения образовательного процесса. Помощь в составлении педагогом календарно – тематического плана, создании образовательной программы. Помощь в подборе литературы и дидактических материалов. Организовать “Педагогический видеосалон”, где будет проводиться видеопоказ и анализ открытых занятий и мероприятий. Такая форма работы будет нацеливать молодых педагогов на более высокий уровень проведения занятий и  мероприятий.

Таблица № 9. План работы с молодыми педагогами:

Содержание деятельности Ответственный
Сентябрь
Организационные мероприятия:

  • знакомство с традициями Дома детского творчества;
  • выбор и назначение наставников.
Октябрь
Практикум по разработке образовательных программ, составлению календарно-тематического планирования.
Ноябрь
Практикум по подбору дидактических материалов и  методической литературы.
Декабрь
Посещение  занятий с целью оказания методической помощи молодым педагогам.
Январь
Участие молодых педагогов в мероприятиях, семинарах, педагогических советах и т. д.
Февраль
Изучение методических разработок опытных педагогов
Март
Выбор темы по самообразованию
Апрель
Посещение занятий опытных педагогов. Анализ занятий.
Май
Час общения с молодыми педагогами «Расскажи о своих впечатлениях, достижениях в первом учебном году»

В результате работы проведенной с молодыми специалистами и оказанной им помощи были разработаны образовательные программы, составлены календарно — тематические планы.

Молодые педагоги  чувствовали поддержку и помощь — и с удовольствием будут продолжать работать в следующем учебном году. А это повысит конкурентоспособность Дома детского творчества, ведь и дети и родители любят молодых, неординарных, талантливых педагогов.

Выводы к главе 2

Дом детского творчества является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.  Вся деятельность Дома детского творчества направлена  на создание условий для творческого, интеллектуального развития детей, удовлетворение самых различных интересов, склонностей, дарований.

Дополнительное образование – необходимое звено в воспитании многогранной личности, и ее образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают их внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.

Для формирования творческой личности ребенка необходима творческая  личность педагога. В этом случае, совершенно необходимой является специальная подготовка педагогов дополнительного образования, способствующая их коммуникативному и профессиональному росту, осуществляющаяся в рамках системы повышения квалификации.

Повышение квалификации — это неотъемлемая часть образования педагогов дополнительного образования.

Целью повышения квалификации педагогов дополнительного образования является обновление теоретических и практических  знаний  в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

В МБОУ ДОД Доме детского творчества существуют различные формы повышения квалификации, такие как:

  • курсы повышения квалификации;
  • педагогические советы;
  • педагогические гостиные;
  • обобщение передового педагогического опыта;
  • семинары – практикумы;
  • «мастер – классы»;
  • открытые занятия, взаимопосещения занятий;
  • творческие отчеты, методические выставки;
  • аттестация педагогических работников;
  • самообразование педагогов.

Для совершенствования системы управления квалификацией педагогов дополнительного образования были разработаны следующие рекомендации:

  • Организовать систематическое отслеживание процесса деятельности педагога дополнительного образования, другими словами, педагогический мониторинг;
  • В конце каждого учебного года проводить собеседование с каждым педагогом по самообразованию и по работе над личной творческой темой и анкетирование педагога по совершенствованию профессиональной деятельностью;
  • Создать «Школу для молодого педагога».

Заключение

В ходе написания дипломной работы «Управление квалификацией персонала как фактор конкурентоспособности организации» сделаны следующие выводы:

Первым и очень важным этапом в создании оптимальной системы управления персоналом на предприятии является повышение квалификации – это подготовка кадров с целью совершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности. Процесс обучения персонала преследует такие цели, как: повышение качества человеческих ресурсов, повышение качества продукции или услуг, проведение организационных изменений, развитие персонала, улучшение системы коммуникации в организации, формирование организационной культуры, увеличение уровня лояльности  и повышения конкурентоспособности организации.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров  определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние  на  сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний. Профессиональное обучение так же способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе.

Организация затрачивает на профессиональное развитие значительные средства. Эти затраты являются капиталовложением организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности, увеличения вклада каждого сотрудника в достижение поставленных целей.

В дипломной работе  дана краткая характеристика Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования для детей Дома детского творчества.

Ключевая фигура образовательного процесса Дома детского творчества педагог, поэтому задача системы управления квалификацией педагогических кадров заключается в том,  чтобы научить педагога меняться в быстро меняющемся мире, самостоятельно конструировать свою профессиональную деятельность, творчески развиваться средствами своей профессии, ведь именно от уровня его профессионализма зависит конкурентоспособность учреждения, а в конечном итоге будущее общества.

В ходе анализа системы управления квалификацией  персонала в МБОУ ДОД Доме детского творчества выяснилось, что в данном учреждении работает современная система управления квалификацией педагогических кадров:

  • Проводятся педагогические советы в соответствии с учебным планом Дома детского творчества, на которых ведется обучение педагогов, кроме тех, где конкретно говорится о результатах работы и планировании.
  • Педагоги проходят курсы повышения квалификации, не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности, в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования».
  • Проходят педагогические гостиные, на которые приглашаются педагоги из других учреждений дополнительного образования, с целью распространения педагогического опыта.
  • Осуществляется обобщение передового педагогического опыта, как форма передачи знаний, опыта, мастерства лучших педагогов заинтересованному кругу специалистов.
  • Организуются семинары – практикумы, которые способствуют улучшению качества образования и создают условия для самореализации личности педагога.
  • Проводятся: мастер – классы, на которых опытные педагоги передают свое мастерство путем прямого и комментированного показа работы, даются открытые занятия – на которых демонстрируется профессиональное педагогическое мастерство и мониторинг деятельности педагога дополнительного образования.
  • Организуются методические выставки, которые выполняют информативно — пропагандистскую и организационно – методическую функции и ориентированы на показ возможностей использования в массовой практике достижений педагогики и смежных наук, на распространение передового педагогического опыта.
  • Проходит аттестация педагогических кадров, ее целью является определение соответствия уровня профессиональной компетенции педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Но особенность любой системы в том, что она имеет тенденцию к последовательному угасанию своих потенциалов, именно поэтому были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления квалификацией персонала.

Данные рекомендации были апробированы в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования для детей дома детского творчества

Глоссарий

Квалификация — степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы.

Конкурентоспособность организации — совокупность предоставляемых работникам условий, которые положительно отличают ту или иную организацию от аналогичных организаций.

Конкурентоспособность образовательной услуги – способность образовательной услуги конкретного образовательного учреждения выдержать сравнение с аналогичными образовательными услугами других образовательных учреждений.

Конкурентная борьба между учреждениями – это совокупность действий, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке образовательных услуг.

Конкурентоспособность образовательного учреждения – это его способность быть выделенным среди других аналогичных образовательных учреждений в силу наилучших социально – экономических показателей, таких как качество обучения, формы и методы обучения, условия, месторасположение, престиж, реклама и др.

Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является “одушевленным”, обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция, на которую не определена.

Повышение квалификации персонала – это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Управление квалификацией персонала — путь к повышению качества  услуг и конкурентоспособности организации.

Список используемой литературы.

  1. Афонина, Г.М. Педагогика. [Текст] Курс лекций и семинарских занятий – Ростов н/Д «Феникс»; 2002. – 512 с.
  2. Бабинский, Ю.К. Педагогика: [Текст] Учеб. пособие – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1988. – 479с.
  3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: [Текст] Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. 3-е изд. стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 224с.
  4. Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования: [Текст] От разработки до реализации. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 176 с.
  5. Борытко, Н.М. Педагогика: [Текст] Учеб. пособие. М.: «Академия», 2007. – 496 с.
  6. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: [Текст] Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 160с.- (Воспитание и доп. образование детей) ISBN 5-691-00517-0.
  7. Вайндорф – Сысоева, М.Е. Педагогика: [Текст] Краткий курс лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2004. – 254 с.
  8. Вачугов, Д.Д., Березкина, Т.Е., Кислякова, Н.А. Основы менеджмента: [Текст] Учеб. для вузов; Под ред. Вачугова Д.Д. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 376с.
  9. Виханский, О.С., Наумов, А.И. «Менеджмент» [Текст] учебник – М.: изд. «Гардарики», 2002 г. – 345с.
  10. Герчикова, И.Н. Менеджмент: [Текст] Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 501с.
  11. Дополнительное образование и воспитание [Текст]: научно – методический журнал./ учредитель и издатель: ООО «Витязь – М». – 2010, № 2 (124) – М.: ООО «Витязь — М», 2010.
  12. Дополнительное образование и воспитание [Текст]: научно – методический журнал. /учредитель и издатель: ООО «Витязь – М». – 2010, № 3 (125) – М.: ООО «Витязь — М», 2010.
  13. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. Проблемы, оценка качества, аттестация педагогических работников и обучающихся, оплата труда [Текст] /Сост. Фомина А.Б. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 84с.
  14. Евладова, Е.Б. Организация дополнительного образования детей: [Текст] Практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 192с.
  15. Егоршин, Н.В. Управление персоналом: [Текст] Учебник для вузов – 3-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.
  16. Каргина, З.А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования: [Текст] учеб. пособие.- М.: «Академия», 2000. – 93с.
  17. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: [Текст] Учебник. М.: ИНФРА –М , 2000. – 512 с.
  18. Козырев, В.А. Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование. [Текст] – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 182 с.
  19. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: [Текст] Учеб. пособие. М.: «Академия», 2006. – 256 с.
  20. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми: [Текст] Учебное пособие для студентов ссузов.-М.: Академический проект, 2003.- 400с.
  21. Кузнецова, Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: [Текст]  Пособие для руководителей и педагогов. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 96 с.
  22. Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба: [Текст] Практич. пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 324с. ISBN 5-87259-296-5
  23. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
  24. Логинова, Л.Г. Дополнительное образование детей: [Текст] Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
  25. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент: [Текст] – М.: Агентство «Мегаполис», 2008. – 392 с.
  26. Лукичева, Л.И. Управление организацией: [Текст] Учеб. пособие. – М: Омега – Л , 2004. – 360 с.
  27. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: [Текст] Учеб. пособие. – М.: ИНФРА –М, 1999. – 295с.
  28. Осипова, Л.Е., Фуникова, Н.И. Методическое обеспечение учреждений дополнительного образования детей: [Текст] учеб. пособие / ЧГАКИ. – Челябинск, 2005. – 191с.
  29. Подповетная, Е.В.Интеграция основного и дополнительного образования как условие повышения качества эстетического воспитания подростков. [Текст] – Мурманск, 2006. – 172 с.
  30. Попова, Г.П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование [Текст] / авт.-сост. Г.П. Попова и др. – Волгоград: учитель, 2007. – 124 с.  ISBN 5-7057-1129-8.
  31. Поршнева, А.Г. Управление организацией: учебник. [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 669 с.
  32. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. [Текст] Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 304 с.
  33. Самыгин, С.И. Управление персоналом. [Текст] изд. 2-е – Ростов н/Д; «Феникс», 2006. – 380 с.
  34. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. изд. центр «Академия», 2004. – 336 с.
  35. Сербиновский, Б.Ю. Управление персоналом: [Текст] Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2007. – 464с.
  36. Сластёнин, В.А. Педагогика профессионального образования: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2004. – 368 с.
  37. Смолкин, А.М. Менеджмент: основы организации: [Текст] Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 248 с.
  38. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей: [Текст] /Сост.: Кочнева С.В. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива»,2012.- 104 с.
  39. Соколова, Н.А. Педагогика дополнительного образования: [Текст] Метод. рекомендации по спецкурсу и спецсеминару. – Чел.: Изд-во ЧГПУ, 2003.- 26 с.
  40. Труминский, Ю.В. Управление персоналом предприятия. [Текст] Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 495 с.
  41. Управление персоналом [Текст]: информ. – аналитич. журнал. – 2010. – июнь № 12 (238).
  42. Фадеева, Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. [Текст] Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2006 -112с. ISBN 5-94916-061-4
  43. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., — М.: Изд-кий центр «Академия», 2004. – 160с.
  44. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах: [Текст] Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.
  45. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: [Текст] Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002. – 355с.

Страницы:   1   2   3   4