СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ В КОМПАНИИ…………………………6
1.1 Сущность, значение и виды логистических потоков……………………….6
1.2 Логистические подходы к организации производства……………………11
1.3 Особенности внутрипроизводственных логистических систем……….…22
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ КОМПАНИИ «ВЕНТ КОМПЛЕКС»..………………………………………………………………………..27
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании.…………..…27
2.2 Анализ процесса внутрипроизводственного управления логистическими потоками компании ………………………………………….…………………..35
2.3 Анализ эффективности производственной логистики компании.…..……42
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….46
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ КОМПАНИИ «ВЕНТ КОМПЛЕКС»……..………..47
3.1 Проект развития внутрипроизводственного управления логистическими потоками компании ………..………………… …………………….……..……47
3.2 Направления развития производственно-логистической системы компании ………………………… ………………………………………….…..57
3.3 Экономическая оценка предложений……………………………………71
Выводы по 3 главе……………………………………………………….………71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННРЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…….…75
ПРИЛОЖЕНИЯ….…………………………………………………………….…80
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития рынка потребительских товаров и услуг, где конкуренция ощущается особенно остро, бизнес-структуры связывают укрепление своих конкурентных преимуществ в первую очередь за счет предоставления своим потребителям высокого уровня обслуживания. Логистическое обслуживание при этом является составной частью общей политики обслуживания компании.
Все предприятия ищут возможности снижения издержек и увеличения прибыли, но при этом недостаточно внимания уделяют управлению логистическими потоками. Не редко руководство организации недооценивает роль управления логистическими потоками или не знает, как правильно делать это. При этом оценки экспертов показывают, что управление и оптимизация логистических потоков может увеличить прибыль предприятия на 5-15%.
Проблема управления логистическими потоками имеет значение в условиях актуальной сейчас клиентоориентированной стратегии предприятия, которая является средством создания конкурентных преимуществ.
Основная цель организации оптимальных логистических потоков заключается в стремлении стать публичной компанией, в которой работать престижно и безопасно, без ущерба жизни, здоровью людей и экологии, услуги которой удовлетворят самого взыскательного клиента, строя свою работу, исходя из принципов полного удовлетворения интересов стейкхолдеров, работников, покупателей и государства.
Базовой задачей управления логистических потоков является достижение максимальных результатов в деятельности с минимальными затратами, используя накопленные уникальный опыт, и постоянно совершенствуя технологию и рационализируя бизнес-процессы.
Цель выпускной квалификационной работы — исследование процесса внутрипроизводственного управления логистическими потоками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Исследовать теоретические аспекты управления логистическими потоками;
- Исследовать логистические подходы к организации производства;
- Выявить особенности внутрипроизводственных логистических систем;
- Проанализировать процесс внутрипроизводственного управления логистическими потоками компании;
- Разработать предложения по совершенствованию системы управления логистическими потоками;
- Провести экономическую оценку предложений.
Объектом исследования является логистические потоки «Вент Комплекс».
Предметом исследования является управление логистическими потоками предприятия.
Методы исследования. В работе использованы методы системного подхода, методы статистического, экономического и финансового анализа, методы количественного и структурного анализа.
Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области управления логистическими потоками, а также смежных научных областей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования обусловлены тем, что в условиях рыночной экономики только высокоорганизованные предприятия с качественным управлением могут добиться эффективной работы. Разрабатываемые предложения должны быть направлены на совершенствование транспортного процесса, повышение эффективности использования подвижного состава, сокращение его простоев, порожних пробегов и нерациональных перевозок.
Практическая значимость работы определяется возможностью внедрения полученных результатов в деятельность предприятия «Вент Комплекс».
Структура и объем работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит рисунки и таблицы.
Во введении отражается актуальность работы, степень разработанности проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены актуальные теоретические аспекты управления логистическими потоками, сущность, значение и виды логистических потоков, особенности внутрипроизводственных логистических систем.
Во второй главе дается полный анализ логистических потоков компании «Вент Комплекс», характеристика компании, процесс внутрипроизводственного управления логистическими потоками компании, а также анализ эффективности производственной логистики компании.
Третья глава работы заключается в разработке предложений по совершенствованию управления логистическими потоками компании «Вент Комплекс».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ
1.1 Сущность, значение и виды логистических потоков
Логистические потоки — это объекты изучения логистической науки, и управления логистического менеджмента. Это основное понятие логистики в экономике. Всякое исследование в логистике имеет дело с потоками, которые в той или иной форме подвергаются оптимизации, которая является предметом изучения логистики.[1]
Однако весьма интересным является развитие темы логистических потоков на протяжении последних лет. Понятие потоков интенсивно расширяется за счет рассмотрения не одного материального потока, как это было в начале приложения логистики к экономике, а уже пучка потоков, образующих не изолированные виды потоков, а системно взаимосвязанные потоки. Они существуют и взаимодействуют в самых разнообразных формах, и во времени, и в пространстве, и в характере протекания этих процессов. Они могут генерироваться и проявляться в разные отрезки времени по отношению к материальным потокам, которые находятся в фокусе логистики, логистических систем.[2]
Особенно важно, что вся деятельность человека направлена на обеспечения себя, прежде всего, питанием, одеждой, которые существуют в материализованном виде, а их производство осуществляется на предприятиях материального производства, образующих часто большие комплексы отраслевого уровня. Что порождается современным развитием процессов специализации и кооперации большого разнообразия крупных и мелких предприятий, пропускающих через себя массовые потоки материальных потоков в направлении получения готового конечного продукта, и доводимого до всех потребителей. Отсюда процесс создания современных товаров народного потребления и производственного потребления – это процесс непрерывного перемещения сырья материалов, полуфабрикатов, незавершенного и завершенного продукта, доведение его до адресатов потребления, представляет форму и способ существования и жизнедеятельности современного общества, а значит основу материалопоточного существования современного социума.
Итак, материальное производство — это основа жизни человечества, а оно без движения материальных продуктов невозможно. Значит материальные потоки – это необходимое условие жизни людей, а отсюда их организация – это цель и условие производственных процессов. Отсюда такое отношение к материальному потоку в логистике, как к основополагающему объекту практической деятельности. И что характерно, организация эффективных материальных потоков требует выполнения множества предварительных действий. И все это их многообразие имеет целью, в конечном счете, реализовать материальный поток, запустить его по необходимой траектории, в необходимых масштабах, и в требуемых режимах.[3]
На первых этапах логистика работала только с материальными потоками.[4] Но скоро стала очевидна необходимость технологического включения в процесс организации материальных потоков информационного обеспечения управления им и финансового обеспечения рыночного механизма его поддержки. Так, практически к концу двадцатого столетия, логистически организуемые материальные потоки не могли иначе существовать как в связке с информационным и финансовым потоками.
Заинтересованность предпринимательского сообщества в логистике возникла как отклик на проблему скоростной реакции на появившуюся независимость спроса от предложений производств, и все более возрастающий динамизм потребностей рынка. Она имела соответствующий потенциал, чтобы успешно решать эту задачу, обеспечивая преимущества в конкуренции. Процессы производства в этой ситуации не могли поспевать за рынком, не имея полной информации о рынках сырья, и сбыта продукции, и не контролируя денежный поток, как источник своевременного покрытия потребностей производства в материалах и ресурсах и в обеспечении сбыта готовой продукции. Так логистика стала опираться на использование в своем арсенале трех связных потоков – материального, как основного целевого потока производственных систем, информационного и финансового потоков, как сопутствующих и обеспечивающих целевой материальный поток.[5]
Возрастание конкуренции фирм и поиск новых факторов успеха на рынке логически привел маркетинг к заключению о необходимости сопровождения материальных и сопутствующих потоков сервисными логистическими потоками. Как потоками реализации маркетингового подхода к обслуживанию покупателей на рынке. Сопровождение материальных потоков потоками услуг повысили преимущества фирм в конкуренции, и открыли еще один аспект конкурентного противоборства фирм на рынках сбыта продукции.
Сегодня, таким образом, в логистическом пучке потоков насчитывается четыре потока со следующим таким «распределением ролей». Материальный поток рассматривается как основной, а информационный, финансовый и сервисный потоки – как сопутствующие. При этом, если финансовый и информационный потоки являются в прямом смысле обеспечивающими потоками, то сервисный поток – это, конечно, сопутствующий поток. Но он не влияет на характеристики материального потока, определяющие логистическую сущность его, определяемую семью правилами логистики.[6] Его, по нашему мнению, можно рассматривать, в строгом смысле, как сопутствующее приложение к материальному потоку, но содержательное его обеспечение может быть оправдано качественной стороной оценки материального потока.
Но сегодняшнее количественное состояние логистических потоков как пучка из 4-х потоков уже не может быть признано окончательным, так как этот пучок не включает потоки даже обеспечивающего характера. Так, существование материального потока немыслимо без сопутствующего и обеспечивающего его транспортного потока. Так же — и без сопутствующего и обеспечивающего трудового потока, или, если хотите, без кадрового обеспечения. На наш взгляд, это бесспорное утверждение. Без присутствия этих потоков не может существовать физически и материальный поток.
Признавая существование рисков при продвижении материальных и обеспечивающих информационного, финансового, транспортного и трудового потоков, не включается этот поток как сопутствующий. В связи с наличием рискового потока не принимается во внимание поток страхового обеспечения материального потока. Но страховое обеспечение не может существовать без денежного эквивалента для массы материального потока и рискового потока.[7] Вот этот денежный эквивалент перевозимой массы грузов образует денежный поток стоимости конкретно перевозимого груза, и в тоже время транспортный процесс сопровождается денежным потоком расходования ресурсов на транспортировку, образуя обеспечивающий затратный денежный поток.
Организация каждого конкретного материального потока зиждется на снопе юридического сопровождения, которое варьирует в широких пределах в зависимости от места, времени осуществления перевозок и вида груза. Здесь все необходимое правовое обеспечение предписанных характеристик реализации материального потока (правовое обеспечение перемещения груза (законность перевозки); правовое обеспечение транспорта материального потока: соответствие транспорта существующим требованиям к выполняемой им функции и субъекта трудового процесса транспортировки груза; законность пользования дорожными участками и т.д.).[8]
Для материальных потоков важно и его экологическое воздействие на окружающую среду, потоки вредного воздействия на окружающую среду в виде ее загрязнения. Негативного влияние шума, пыли, которые имеют эквивалентное измерение в денежной форме, образуя сопутствующие потоки [26].
В настоящее время разнообразная и много — аспектная обработка и учет их производится, либо в купе близких или эквивалентных характеристик, либо в форме отдельных самостоятельных расчетных, аналитических и распределительных операций, не выделенных в самостоятельную группу, а обозначенных в около логистических процессах. Например, возмещение экологического ущерба, определения разнообразных исков в случае не выполнения или не надлежащего выполнения требуемых действий нормативного, обязательного характера исполнителями логистических операций и т. д. Интерес представляет и обеспечивающий интеллектуальный поток, отвечающий за оптимизацию материального, и сопутствующих потоков. Это потоки оптимизирующих и рационализирующих решений формализованного вида и не формализованного характера операционного оперативного вида.[9]
Интеллектуальный поток является обеспечивающим сопутствующим потоком по отношению к материальному и пассажирскому. На наш взгляд, выполняет ответственную функцию оптимизации параметров материального потока по критерию затрат или другим показателям, при условии соблюдения всех требований логистики к материализованному потоку. Этот поток задает фактические характеристики реализации основных потоков, производит мониторинг и корректировки его поведения. И от того, насколько он является высококомпетентным, зависит конечный экономический результат функционирования логистики.
Как видно, среди множества сопутствующих потоков, есть обеспечивающие потоки и сопровождающие, которые могут увеличивать затраты на реализацию материальных потоков, или служить факторами роста или снижения рисков. Во всех случаях сопутствующие потоки требуют затрат ресурсов, увеличивая полную затратную оценку логистики материальных потоков. И потому они должны учитываться в оптимизации потоков.
[1] Гвилия Н.А. Логистические потоки кластера: роль и место в концепции «тройной спирали» // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2019. — №1. – С. 367-370. [2] Логистика промышленного предприятия: учебное пособие / П.П. Крылатков, Е.Ю. Кузнецова, Г.Г. Кожушко, Т.А. Минеева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 176 с. [3] Носов А.Л. Логистика. М.: Магистр, Инфра-М, 2018. – 231с. [4] Измалкова Н.В. Логистический подход к управлению материальных потоком на предприятии // Аллея науки. – 2019. — №15. – С. 408-411. [5] Логистика промышленного предприятия: учебное пособие / П.П. Крылатков, Е.Ю. Кузнецова, Г.Г. Кожушко, Т.А. Минеева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 176 с. [6] Бочарова Ю.О. Развитие логистического сервиса как фактор повышения конкурентоспособности организации // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. — №5. – С. 43-47. [7] Клевцов Д.В. Развитие процесса управления поставкой ресурсов // Экономика и бизнес: теория и практика – 2019. — №2. – С. 51-55. [8] Логистика промышленного предприятия: учебное пособие / П.П. Крылатков, Е.Ю. Кузнецова, Г.Г. Кожушко, Т.А. Минеева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 176 с. [9] Гвилия Н.А. Логистические потоки кластера: роль и место в концепции «тройной спирали» // Вестник факультета управления СПбГЭУ. – 2019. — №1. – С. 367-370.
