Скоро защита?
Меню Услуги

Управление проектом в сфере высшего образования

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы: 1 2


СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Общетеоретические аспекты управления проектами и их проявление в сфере высшего образования в Российской Федерации
  • 1.1. Теоретические аспекты управления проектами
  • 1.2. Особенности управления проектами в сфере высшего образования в Российской Федерации
  • Глава 2. Практические аспекты управления проектом в сфере высшего образования (на примере, реализуемого в «Московском центре технологической модернизации образования)
  • 2.1. Общая характеристика проекта «Концепция элективного курса «Современный менеджмент»» и его окружение
  • 2.2. Анализ  практической реализации проекта «Концепция элективного курса  «Современный менеджмент»» в контексте пяти групп процессов
  • Глава 3. Анализ результатов и эффективности реализуемого проекта  в сфере высшего образования на базе Московского центра технологической модернизации образования
  • 3.1    Анализ результатов проекта «Концепция элективного курса «Современный менеджмент
  • 3.2.Анализ эффективности реализованного проекта
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Современные концепции «ВУЗ 3.0» и «ВУЗ 4.0» предполагают, что высшее учебное заведение (ВУЗ) не просто учебное заведение, но центр развития экономики и главный двигатель экономического прогресса. Практические все высшее учебные заведения по всему миру стараются реформировать свою систему обучения, с тем чтобы стать ВУЗом будущего. В России данная тенденция только начинает свое развитие.

Что отличает ВУЗ 3.0 от ВУЗа 2.0? Главное отличие кроется в совместной работе ВУЗа, государства и бизнес сообщества – где наука идет без отрыва от практики. Почему же в России пока мало ВУЗов 3.0? Главным препятствием к этому является недовольство студентов в получаемом образовании. Проблема не в его качестве, а в желании учиться на ту или иную специальность. Когда абитуриент сталкивается с необходимостью выбора будущего места учебы и направления обучения, то, в большинстве случаев он не имеет четкого представления о том, чего хочет. Ему необходимо за 11 класс определиться с выбором, что довольно сложно. В итоге, многие студенты разочаровываются в своем образовании во время обучения, предпочитая работу, и часто эта работа бывает не связанна с будущей специальностью [30].

По данным опроса ВШЭ 2014 года лишь 53,3% выпускников работают по специальности, остальные решили сменить профиль работы. [35].

Таким образом, все это подводит к необходимости предпрофилизации обучения еще со школы, когда ученик осознанно подходит к выбору своего будущего.

Цель данной дипломной работы – изучение особенностей управления социальными проектами в сфере высшего образования в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявление базовых теоретических аспектов управления проектами;

— подробное изучение тенденций в сфере высшего образования в России;

— выявление особенностей управления проектами в этой сфере;

— детальный анализ реализации проекта в сфере высшего образования на конкретном примере;

— анализ эффективности и целесообразности реализации проекта.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются проекты, реализуемые в сфере высшего образования в Российской Федерации.

Предмет исследования — особенности управления проектами в сфере высшего образования, в рамках реализации Концепции «Университет 3.0».

Новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ особенностей, а также методов и инструментов управления проектами в сфере высшего образования в России.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует развитию научных знаний в области управления образовательными проектами.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применять полученные выводы и рекомендации при реализации данного рода проектов.

Структура работы: введение, основная часть, включающая три главы (теоретическую, практическую и анализ результатов проекта), заключение, список используемых источников и приложения.

В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты в управлении проектами, а также, индивидуальные особенности управления проектами в сфере высшего образования в Российской Федерации. Кроме этого, анализируется необходимость внедрения новых путей сотрудничества ВУЗов и школ – предпрофилизация обучения.

Во второй главе рассматривается практическая реализация выбранного проекта в контексте пяти групп процессов.

В третьей главе выявляются и анализируются результаты проекта, его эффективность и целесообразность реализации.

В выпускной квалификационной работе содержатся 10 рисунков,10 таблиц, 9 приложений.

Глава 1. Общетеоретические аспекты управления проектами и их проявление в сфере высшего образования в Российской Федерации

1.1. Теоретические аспекты управления проектами

Для того, чтобы охарактеризовать и проанализировать сферу проектного управления в области высшего образования, необходимо разобраться с понятийным аппаратом и теоретической базой именно проектного управления.

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [27, с.3]. Перечислим основные характеристики проектной деятельности, отличающей ее от оперативной деятельности:

  1. ограниченность во времени. Главное отличие заключается в том, что проект обладает началом и завершением, определяющие его длительность. Оперативная деятельность – каждодневная деятельность.
  2. Нацеленность на уникальный результат. В отличие от оперативной деятельности, где результатом являются постоянно повторяющиеся похожие действия, в проекте создается уникальный конечный продукт или услуга, хотя, непосредственно операции, выполняемые в ходе реализации проекта, могут совпадать в различных проектах. Кроме того, понятие уникальности также может относиться к проекту в целом.
  3. Наличие конкретной цели. Целью проекта является конечный желаемый результат деятельности, достигнутый при осуществлении проекта. Достижение цели означает завершение проекта.
  4. Ограниченность в ресурсах. Каждый проект имеет ограничения по содержанию, качеству, расписанию, бюджету, ресурсам, рискам и т.д.

Управление проектом – применение знаний, навыков, инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований [27, с.5].

Общая схема управления проектом:

— определяется конечная цель проекта и его значимость для организации;

— определяются требования;

— составляется расписание проекта и смета бюджета;

— по мере планирования и исполнения  вносятся корректировки исходя из  потребностей и ожиданий стейкхолдеров;

— планируются и поддерживаются коммуникации между исполнителями и стейкхолдерами;

— для соответствия требованиям и создания поставляемых результатов проекта осуществляется управление всеми заинтересованными сторонами;

— определяются и уравновешиваются основные ограничения проекта, которые образуют между собой треугольник ограничений проекта  (см. рисунок 1) [27, с.43].

Рисунок 1. Магический треугольник управления проектами.

Он характеризует основные рамки, в которые заключена реализация проекта, поскольку полное удовлетворение хотя бы одного ограничения неизбежно ведет к изменению остальных. Самый распространенный пример – это срыв планируемых сроков. Под давлением временных ограничений, необходимо привлечь дополнительные ресурсы, что увеличит затраты. Однако продление времени может привести к улучшению качества итогового результата. Таким образом, управление проектами, сводится к поиску баланса между такими ограничениями.

Кроме основных ограничений, важно уделить внимание управлению заинтересованными сторонами и командой проекта. По нашему мнению, схема, представленная в руководстве к Своду знаний по управлению проектами,  является наглядным примером взаимосвязи между наиболее важными участниками проекта (стейкхолдеры, команда проекта и его руководство) (см. рисунок 2) [27, с.31].

Рисунок 2. Взаимосвязь между заинтересованными сторонами проекта.

Степень участия и интересы каждой заинтересованной стороны понятны из их названия. Отдельно стоит отметить только офис управления проектами. ОУП – организационная структура, стандартизирующая процессы руководства проектами и способствующая обмену ресурсами, методологиями, инструментами и методами [27, с.11].  Сфера и масштаб ответственности офиса управления проектами различны для каждого проекта и могут варьироваться от поддерживающей функции до непосредственного участия в управлении одним или несколькими проектами.

Команда проекта, в общем виде, состоит из руководителя проекта и группы лиц, выполняющих вместе операции для достижения конечных целей проекта.

Каждый член команды проекта выполняет определенную роль:

— персонал проекта участвует в создании конечного продукта или услуги (поставляемых результатов проекта).

— Лица, отвечающие за управление проектом, выполняют следующие операции: составляют расписание работ и определяют сроки выполнения проекта, разрабатывают бюджет, ведут отчетную документацию, контролируют исполнение работ по проекту, управляют коммуникациями, управляют рисками и составляют планы реагирования на потенциальные риски.

— Поддерживающие эксперты помогают в разработке или исполнении плана управления проектом. Например, они помогают в заключение договоров, разрабатывают и  тестируют качество, управляют сферой логистики, оказывают юридическую поддержку, обеспечивают безопасность. Данная группа лиц может работать в проекте как на постоянной основе, так и не полный рабочий день или оказывать поддержку только при необходимости.

— С поставщиками ресурсов и подрядчиками заключают договора на поставку  услуг или определенных товаров, требуемых для реализации проекта.

— Деловые партнеры выполняют несколько функций. Они могу предоставлять экспертную помощь в планировании и реализации операций по проекту, выполнять определённую роль, например, осуществлять установку и настройку в соответствии с пользовательскими требованиями. Представители организаций деловых партнеров назначаются в проект в виде контролирующего органа.

— Представители пользователей и/или заказчиков также могут входить в команду проекта. Они, как принимающая сторона поставляемого результата, консультируют относительно требований, вносят корректировки  или подтверждают приемлемость результатов проекта.

Состав команд проекта может быть различен, поскольку, на практике, на них влияет огромное количество факторов: организационная культура, географическое месторасположения и т.д.

Выделяют два типа команд проекта:

— выделенная (полная занятость на проекте всех участников и подчинение непосредственно руководителю проекта). У такого типа простая структура с четко выделенной схемой субординации и ролями каждого участника.

— Неполная занятость. В этом случае проект – дополнительная работа и, члены команды работают над ним или еще несколькими проектами, выполняя свои непосредственные обязанности.

Необходимо также упомянуть о жизненном цикле проекта.

ЖЦ проекта – набор фаз, через которые проходит проект с момента его инициации до момента закрытия [27, с.38]. Фазы, входящие в жизненный цикл проекта, обычно последовательно идут друг за другом, и в классическом варианте составляют следующую последовательность: определением проекта, организацией и планированием, выполнением работ, завершением проекта.

Важно отметить, что на практике количество фаз зависит от индивидуальных особенностей и потребностей проекта.

Характеристика фаз жизненного цикла проекта:

— создание концепции. Данный этап объединяет в себе следующие операции: инициирование проекта и создание проектной команды. Издержки пока незначительные, медленно растут. Участниками являются: заказчик, спонсор, руководство предприятия, специалисты.

— Планирование и организация выполнения работ по проекту. Определяется структура проекта, планируется его выполнение и ресурсы, организация выполнения работ. Уровень издержек средний. Участвуют: проектная команда, спонсор, руководство проекта.

— Реализация проекта. Исполнение работ по проекту, мониторинг и контроль работ. Данная фаза характеризуется самым большим уровнем издержек и их высоким ростом. Участвуют: инвестор, исполнители и  проектная команда.

— Завершение проекта. На этой фазе выполнятся работы по формальному завершению всех работ, составляется отчетность. Фаза характеризуется средним уровнем издержек и его медленным снижением. Здесь участвуют: проектная команда, исполнители, руководство, заказчик и инвестор.

Важным моментом, характеризующим жизненный цикл проекта, является распределение затрат для выполнения проекта  по фазам жизненного цикла. Наибольший уровень затрат приходится на фазу выполнения работ. Типичный вид кривой затрат показан на Рисунке 3 [27, с.39].

Рисунок 3. Фазы жизненного цикла проекта и затраты.

На протяжении всего жизненного цикла управление проектами представлено 47 ключевыми процессами, которые объединяются в 5 групп процессов и разбиваются на 10 областей знаний.

Пять групп процессов:

  1. Группа процессов инициации. Данные процессы определяют, как новый проект, так и новую фазу уже существующего проекта. В рамках этой группы определяется содержание, и выделяются первоначальные ресурсы. Также определяются заинтересованные стороны, назначается менеджер (руководитель) проекта и составляется устав проекта. Устав —  официальное подтверждение инициации проекта.
  2. Группа процессов планирования. На этом этапе определяется общее содержание проекта, уточняются цели проекта и разрабатывается последовательность операция для достижения желаемого результата.
  3. Группа процессов исполнения. Данная группа объединяет в себе следующие процессы: координация людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, выполнение операций проекта в соответствии с планом работ.
  4. Группа процессов мониторинга и контроля. Такие процессы необходимы для контроля исполнения, мониторинга изменений и внесения своевременных корректировок, если выявляются отклонения от плана.
  5. Группа процессов закрытия. Данные процессы выполняются для завершения всех операций в рамках предыдущих четырех групп процессов в целях формального закрытия проекта или его фазы, составляется итоговая отчетность по проекту и архивируются все значимые документы в информационной системе предприятия.

В теории, каждый процесс дискретен и имеет определенные границы, однако, на практике, процессы накладываются друг на друга.

Все группы процессов могут быть осуществлены в течение одной фазы жизненного цикла проекта, то есть они повторяются для каждого раздела на которые разделен проект.

Область знаний – всеобъемлющая система понятий, терминов и действий, составляющих профессиональную область, область управления проектами или область деятельности [27, с.60].

Области знаний:

  1. Управление интеграцией проекта представляет собой операции по определению, уточнению, комбинированию, объединению и координации всевозможных процессов управления проектом в рамках известных нам групп процессов.
  2. Управление содержанием проекта – процессы, обеспечивающие определение и контроль содержания в проекте только тех работ, которые способны привести к успешному выполнению проекта.
  3. Управление сроками представляет собой процессы, обеспечивающие своевременное выполнение работ проекта на всех фазах жизненного цикла.
  4. Управление стоимостью – операции по планированию, оценке, разработке бюджета, привлечению финансирования, финансированию, управлению и контролю стоимости, способные обеспечить исполнение проекта в рамках доступного бюджета.
  5. Управление качеством предполагает действия по внедрению системы управления качеством в рамках проекта для обеспечения соответствия потребностям в качестве продукта и/или услуги со стороны заинтересованных лиц проекта.
  6. Управление человеческими ресурсами – операции по организации, управлению и руководству командой проекта, состоящей из людей с различными ролями и сферами ответственности за выполнение того или иного проекта.
  7. Управление коммуникациями проекта представляет собой процессы, обеспечивающие своевременное и надлежащее планирование, сбор, создание, распространение, хранение, получение, управление, мониторинг, контроль и архивирование/утилизацию проектной информации.
  8. Управление рисками проекта включает в себя операции по планированию управления рисками, идентификации, анализу, планированию реагирования и контролю проектных рисков для повышения вероятности появления и усиления степени воздействия положительных событий и снижения вероятности появления и ослабления степени воздействия отрицательных событий в ходе осуществления проекта.
  9. Управление закупками проекта представляет собой операции по приобретению всех необходимых продуктов, услуг и результатов для осуществления проекта. При этом организация выступает как в роли покупателя, так и в роли продавца данных продуктов, услуг и результатов проекта.
  10. Управление заинтересованными сторонами проекта – операции по выявлению людей, групп людей и организаций, оказывающих или на которых оказывает воздействие проект, по анализу ожиданий стейкхолдеров и их воздействия на проект, по разработке стратегий управления, позволяющих эффективно вовлекать стейкхолдеров в принятие решений и исполнение проектных работ.

Для наглядного представления взаимосвязей всех составляющих управления проектом, мы продемонстрируем таблицу, где отчетливо будут видны как группы процессов и области знаний, так и каждый из 47 отдельных процессов управления проектами (см. приложение 1). Данная таблица была составлена Руководством к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK).

Конечный результат проекта представляет собой  новый продукт или услугу, создание и применение новых информационных систем, элементов, анализ осуществимости проекта. Таким образом, конечный результат (эффект от проекта) зависит от поставленных целей.

1.2. Особенности управления проектами в сфере высшего образования в Российской Федерации

Общая характеристика сферы высшего образования в Российской Федерации и тенденции ее развития

Тема развития сферы высшего образования рассматривалась множеством выдающихся ученных, поскольку она формирует будущие кадры – профессионалов, готовых развивать и развиваться. От нее зависят  качество выпускаемых кадров, их квалификация. Кроме этого, на стыке науки и предпринимательства формируется среда для трансформации знаний в интеллектуальный капитал – потенциала общества.

В работах первых ученых, занимавшихся изучением, эта проблема рассматривалась через модернизацию.

Знаменитый ученый Г. Тард в своих работах отмечал, что модернизационные нововведения, то есть качественные инновационные изменения, есть показатели общественного развития.

Д.Л. Константиновский, один из крупных специалистов в сфере российского образования, делает вывод о том, что в России институт образования оказался неготовым к  коренным изменениям в  обществе, не смог приспособиться к переменам, поскольку социальные изменения несут в себе радикальные социальные преобразования. Следовательно, данная система устарела и необходимо ее реструктуризировать, обновить в соответствии с тенденциями развития мирового сообщества.

«The Triple Helix concept» или Модель тройной спирали Генри Ицковича подразумевает под собой то, что в постиндустриальном обществе, функционирующее на экономике знаний, происходит тесное взаимодействие трех его компонентов: бизнеса, государства и университета.  Появляется новое понятие «инноваций в инновациях’», то есть инновации порождают инновации – модернизация инновационного процесса и создание инновационной экосистемы, стимулирующей создание, распространение и продвижение новых технологий, продуктов или процессов.

Существует несколько типовых моделей. Первая — модель административно-командного общества,  где доминирует институт власти и он определяет направления развития двух других. Главенствующую институциональную роль выполняет государство. Университетам здесь отводится второстепенное место, выполняя главное предназначение – обучение.

Вторая модель — обособление друг от друга университета, бизнеса и государства, то есть, они полностью самостоятельны. Компании взаимодействуют на рыночных условиях, университеты только готовят специалистов и проводят исследования на заказ, а государство выступает регулятором взаимоотношений институтов.  Существует понятие предпринимательской деятельности, однако, для создания высокотехнологичных продуктов этого мало.

Необходима сбалансированная модель, сочетаются в равной степени и деятельность университетов и бизнеса и государства, где одно не может существовать без другого – экосистема, где зарождаются инновации.

Концепция Университет 3.0 – одно из наиболее популярных тенденций построения образовательной модели в мире, вытекающая из гибридной модели тройной спирали.

Отличительной чертой  данной концепции является ее прикладной характер, то есть генерируемые знания  после проведения исследования не забываются, а коммерциализируются – технологическое предпринимательство.

Предпосылкой к этому является глобализация и внедрение новых технологий, компьютеризация общества. Теперь необходимы не просто знания, но и знания как их применить. Получается, что у университетов появилась новая роль – они не только создают знания с помощью исследований и создают технологии на заказ, но и формируют эти знания в интеллектуальный капитал.

Таким образом, новая миссия университетов – стать двигателем прогресса, импульсом изменений и развития региона, отраслей, страны. Это подразумевает под собой идею создания  Университета 3.0. – когда наука и бизнес сотрудничают вместе, создавая предпринимательскую экосистему.

Отличительными чертами университетов будущего является: открытость и динамичность развития, глобальность, возможность проведения исследований на стыке нескольких научных областей с привлечением к ним специалистов из разных областей (см. таблицу 1).

Кроме этих черт также появляется и другая цель университета 3.0 – подготовка профессионалов в новых областях знаний, потребность в которых появляется с каждым днем.

Таблица 1 — Сравнение концепций университетов 1.0, 2.0, 3.0

Этап развития Миссия Выходы
Университет 1.0.

 

 

Социальный лифт

Передача знаний

Профессиональная подготовка

Методические и образовательные стандарты/материалы

 

Университет 2.0. Посредством проведения исследований генерируются  новые знания Проведение НИР и создание новых технологий «на заказ»
Университет 3.0.

 

Сплав бизнеса и науки – технологии коммерциализируются Инновационная экосистема

Развитие предпринимательства

Технологии и технологические компании

 

Существует Атлас новых профессий, главной задачей которого является профориентация клиентов сервиса. В нем подробно анализируются перспективы развития отраслей, возникновение потребностей в специалистах новых профилей, какие новые технологии, продукты или практики  будут в них зарождаться.

Всего создателями были выявлены 25 новых областей, где прогнозируются кадровые и технологические изменения, которые могут стать движущими силами в экономике. По приблизительной оценке было выявлено около 185 профессий будущего. Некоторые из профессий уйдут в прошлое в связи с компьютеризацией, глобализацией или изменением моделей управления в бизнесе или государстве. Это такие профессии-пенсионеры, как: бухгалтер, менеджер по кредитам, стенографист или копирайтер. Пример, взятый с сайта Атласа (см. рисунок 4) [39].

Рисунок 4.  Атлас новых профессий.

Следует отметить, что университет 3.0 – не потенциальный шаг в развитии, а это университет настоящего, к которому стремятся на данный момент  все ВУЗы мира. Университет будущего – концепции 4.0 и 5.0, когда обучение переходит на новый уровень, а перед университетами стоит новая задача – встраивание в жизнь региона и его изменение. Однако на данный момент в России активно идет процесс становления предпринимательской модели – университета 3.0.

Специфика проектного управления в сфере высшего образования

Поскольку в данной дипломной работе исследуется сфера высшего образования, то необходимо отметить ряд особенностей, присущих проектам в данной области.

— В общем, сама система образования представляет собой комплекс различных   проектов в разных областях: дошкольное образование, среднее, высшее образование и дополнительное профессиональное образование. Учитывая ее сложность и глобальность, можно утверждать, что она представляет собой портфель взаимосвязанных проектов  и программ.

— Также можно утверждать, что проектам в данной области присущи долгие сроки планирования, внедрения и реализации. От начала планирования до имплементации может пройти от года до несколько лет. Примером может служить программа «5-100», чьей целью является рост конкурентоспособности и престижности российского высшего образования в мире, а также приведение качества интеллектуальных продуктов и образовательных программ к международному уровню. Главной задачей является попадание не менее 5 университетов — участников в 100 лучших ВУЗов по итогам трех авторитетных мировых рейтингов: Quacquarelli Symonds, Times Higher Education и Academic Ranking of World Universities.

Данная программа была запущена в 2012 году, однако, на, сегодняшний момент, участвующие ВУЗы находятся в стадии разработки или доработки своих дорожных программ.

— Учитывая долгий срок исполнения проектов в образовательной сфере, можно выделить такой фактор как огромные и растущие затраты. В первую очередь, речь идет о затратах государства. Примером также может служить программа «5-100». Финансирование не сокращается, а наоборот, увеличивается с каждым годом. За 4 года существования было выделено 40 431,158 млн. рублей.  В 2017 году планируется выделить около 10 600 млн. рублей, в 2018 – 10 300 млн. [43]. Также первостепенное значение играют человеческие ресурсы, поскольку они представляют интеллектуальный капитал, без которого невозможно осуществить проект такой сложности и комплексности.

— Еще одной особенностью проектов можно назвать долгий срок окупаемости. Срок окупаемости в этом случае представляет собой эффект от образовательной деятельности – получение на выходе специалистов с качественно новым уровнем знаний и навыков. В этом случае также в пример можно привести программу «5-100». На сегодняшний день, ни один из ВУЗов-участников не выполнил главную задачу программы – попасть в 100 ВУЗов мира в авторитетных рейтингах. Однако это совсем не означает, что программа не принесла свои плоды.

— Последний фактор — это открытость системы, то есть воздействие окружающей среды. Образование  — это, прежде всего, социальная сфера, то есть она развивается в соответствии с потребностями общества. Для конечных потребителей первостепенное значение имеет  качество материла, полученного в процессе обучения. Для государства значение играют выпускники – от их знаний и умений зависит будущее страны. Для бизнеса это возможность взять к себе в команду грамотных специалистов. Кроме ближайшего окружения на образование воздействуют и другие факторы: экономическое развитие, менталитет и традиции, развитость научно-исследовательской области, политические факторы.

Был проведен опрос среди студентов 2-4 курса бакалавриата и преподавателей Факультета менеджмента о факторах, которые на их взгляд, больше всего влияют на формирование рынка образовательных услуг (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Влияние отдельных факторов на формирование рынка образовательных услуг высшего образования.

Результаты опроса показали, что больше всего  респонденты отмечают неэффективное взаимодействие университетов и бизнеса. Кроме того, определяющими факторами также являются устаревание знаний (17%) и деформированное соотношение спроса и предложения (18%).

Для того чтобы уменьшить негативное воздействие на рынок и создать условия для университета 3.0,  респонденты предложили: 1) наладить связь между знаниями и навыками, которые могут дать ВУЗы и реальным сектором экономики посредством решения кейсов, приглашения лекторов из компаний, проведение мастер-классов  и проведения совместных исследований. 2)  Модернизировать учебные планы в соответствии с запросами рынка. 3) Внедрить инновационные формы обучения, например индивидуальное расписание.

Однако очень часто главным узким местом в этой сфере становится не качество получаемого образования, а нежелание учиться на ту или иную специальность. Когда абитуриент сталкивается с необходимостью выбора будущего места учебы и направления обучения, то, в большинстве случаев он не имеет четкого представления о том, чего хочет. Ему необходимо за 11 класс определиться с выбором, что довольно сложно. В итоге, многие студенты разочаровываются в своем образовании во время учебы, предпочитая работать со 2 курса, часто не связанную с будущей специальностью. Как было уже отмечено выше, во введении, лишь половина выпускников работают по специальности, остальная часть выпускников решают сменить профиль работы.

Таким образом, это подводит нас к поиску устранения воздействия данных факторов на развитие высшего образования в России. Одним из решений является создание системы предпрофилизации, где бы сотрудничали ВУЗ, школа и государство вместе с бизнес-сообществом. Данное решение предполагает создание класса для дополнительного образования детей, с участием в образовательном процессе лекторов ВУЗа. Рассмотрим уже существующие проекты с аналогичной задачей.

Управление проектами в сфере высшего образования на примере организации «Московский центр технологической модернизации образования»

На данный момент в Москве реализовываются такие образовательные проекты, как элективные курсы в инженерной и медицинской сферах.

Данные программы направлены на обучение слушателей, начиная с 7 класса. При поступлении на программу школьники сдают вступительные экзамены, а после 11 класса сдают финальный экзамен, баллы которого засчитываются при поступлении в профильные ВУЗы.

Почему это относится к ВУЗам? Эти элективы организовываются при помощи государства, школ, бизнес-сообществ и ВУЗов, чьи сотрудники и преподаватели строят образовательную программу и участвуют в обучении. Школьники изучают углубленно профильные предметы: математику, информатику, биологию, химию, создают собственные проекты, что позволяет им приобрести практические навыки и новые знания, быть более подготовленным при поступлении в ВУЗ. ВУЗу, в свою очередь, не приходится тратить дополнительное время для преподавания основ и, можно дать более полное образование выпускаемым кадрам.

Как можно заметить, на данный момент государство ставит своей целью реформировать всю систему образования. В послании Президента РФ Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года, сказано: … «… российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития…» [44].

Таким образом, профессия должна строиться уже со школы с тем, чтобы вырастить высококлассных специалистов.

Целевой аудиторией проектов являются дети от 12 лет (7 класс), поскольку именно с этого класса начинается углубленное обучение, у детей формируется представление о внешнем мире и представление о самом себе, своих интересах и стремлениях.

Главным координатором и администратором всех реформ в области образования в городе Москве проводит Департамент образования.

Данный департамент инициирует и реализует проекты в области социального развития города, поскольку образование – неотъемлемая часть становления и развития общества. Департамент проводит государственную политику в области организации дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования.

Одно из структурных подразделений департамента – «Московский центр технологической модернизации образования» («ТемоЦентр») — учрежден 12 марта 2013 года, директор центра – Добряков Александр Анатольевич.

Основными направлениями деятельности ТемоЦентра являются поддержка образовательной деятельности в таких сферах, как: дополнительное профессиональное образование в области IT-технологий, дополнительное образование детей, аналитическое и техническое сопровождение всей системы образования в Москве.

Реализуемые проекты центра: «Школа новых технологий», «Повышение финансовой грамотности населения», организация работы московского образовательного интернет-телеканала. Кроме этих проектов, Темоцентр осуществляет поддержку реализации проектов: элективные курсы «Инженерный класс» и «Медицинский класс».

Все проекты, реализуемые организацией, инициируются и планируются в отделе инновационных проектов.  Одними из новых направлений деятельности в сфере образования, разрабатываемых отделом, являются элективные курсы в космической сфере и в сфере менеджмента для школьников .

Космическая сфера:

Учитывая многообразие рынка труда, закономерным вопросом является, в каких сферах необходимо создать класс предпрофилизации. Одной из таких областей можно назвать космическую сферу. Почему именно это область?

Главной причиной является рост заинтересованности молодёжи к техническим специальностям. В своем послании Президент также отметил данную тенденцию: …«Отмечу такой позитивный факт, как рост интереса молодёжи к инженерным и рабочим профессиям, к профессиям будущего.»… [44]

Во-вторых, космическая сфера является одним из самых многообещающих направлений для изучения. Научные разработки в этой сфере являются вкладом в потенциал страны и в престиж на международной научной арене. На данный момент на преимущество страны на политической арене обусловлено также благодаря развитости научной мысли в данной области.

Космический элективный курс призван заинтересовать молодежь к изучению различных научных областей для получения высоких результатов.

Главной чертой данного класса является мультинаправленное обучение для развития навыков и умений в различных областях знаний, таких как: пространственные данные, геоинформационные системы, астрономия и робототехника, с целью наиболее полно раскрыть потенциал слушателей.

Например, в области робототехники предлагается изучить языки программирования Python и C++, основы конструирования, навыки конструирования в различных системах, таких как Arduino. Обучение идет поэтапно, начиная с 7 класса, постепенно усложняя программу для каждой области.

К концу обучения слушатели должны обладать не только теоретической базой, позволяющей им поступить в профильный ВУЗ, но и уметь, например, макетировать и программировать ракету или спутник.

Элективный курс «Современный менеджмент»

Другой проект, реализуемый ТемоЦентром в сфере предпрофилизаци, это элективный курс для школьников в сфере менеджмента. Этот проект и есть цель данной выпускной квалификационной работы, подробнее он рассматривается во второй главе.

Выводы по главе 1

Итак, в первой главе дипломной работы мы ознакомились с основными теоретическими аспектами в управлении проектами, а также, нами были выявлены индивидуальные особенности управления проектами в сфере высшего образования.

Несмотря на все сложности и особенности проектов (долгий срок реализации, высокий уровень затрат и эффект возможно увидеть только в долгосрочной перспективе), можно утверждать, что развитие данной сферы неотъемлемая часть развития общества в целом и государства в частности.

Именно от развитости, а также гибкости этой сферы зависит будущее состояние государства и его престиж на международной арене, как политической и экономической, так и научной.

Кроме этого, была проанализирована необходимость внедрения новых путей сотрудничества ВУЗов и школ – предпрофилизация обучения, так как это дает наилучший вклад в развитие качественно нового уровня знаний у выпускающихся кадров.

Глава 2. Практические аспекты управления проектом в сфере высшего образования (на примере, реализуемого в «Московском центре технологической модернизации образования»)

 

В качестве практического примера реализации проекта в рамках  ВУЗа 3.0 и программы 5-100, мы рассмотрим направление сотрудничества школы и ВУЗа – создание системы предпрофилизация обучения — внедрение элективного курса для школьников в области менеджмента.

В данном разделе будет описываться участие в существующем проекте ТемоЦентра, разрабатываемом в данное время. Этот проект по созданию  полноценной концепции элективного курса «Современный менеджмент» для обучения школьников с 8 по 11 класс, с описанием предлагаемых к изучению тем, форм активности, предлагаемых форм оценки знаний и умений обучающихся. Заказчиком данного проекта является профилирующий ВУЗ (Финансовый университет).

2.1. Общая характеристика проекта «Концепция элективного курса «Современный менеджмент»» и его окружение

Менеджмент – относительно недавно возникшая наука, стремительно развивающаяся на данный момент. Почему выбор пал именно на эту сферу для создания системы предпрофилизации обучения?

Для многих людей слово «менеджмент» является чем-то абстрактным, без определенного смысла. И, выбирая эту область для изучения в университете, многие абитуриенты мало понимают, с чем им придется столкнуться.

Однако именно грамотно выстроенная система планирования, организации, исполнения, координации и контроля работ  обеспечивает успех предприятия в целом. Только грамотный управленец, умело оперирующий знания в самых различных областях, может построить такую систему и обеспечить ее эффективность.

Во-вторых, потому что уже существует предпрофилизация в гуманитарной сфере, однако, она охватывает только сферу экономики: экономико-математический класс, социально-экономический класс и так далее. Совместно с ведущими ВУЗами, таким как МГУ или ВШЭ, там преподают математику, обществознание, право, иностранный язык и экономику, однако, управленческую сферу в полном объеме там не затрагивают. Менеджмент – наука, которая может быть освоена, только с сильной экономической базой и, что наиболее важно, на практике, в отличие от экономики, где упор делается на фундаментальных исследованиях. Это и есть цель управленческого элективного курса. В ВУЗах упор приходится на экономику и математику, на отработку практических навыков остается немного времени.

В-третьих, обучение менеджменту невозможно без знания основ  других дисциплин,  поскольку они необходимы для полного понимая изучаемой области: экономическая база, бухгалтерский учет, планирование, элементы психологии, маркетинг и PR, а также множество других дисциплин.

Основываясь на структуре обучения в аналогичных проектах (инженерных и медицинских элективных курсах), а также предметах, изучаемых в профильных экономических классах, можно предложить следующую модель обучения в данном курсе: с 8 по 10 классы — углубленное изучение статистики, обществознания и изучение основ экономики. С 10 класса начинать изучение основ менеджмента и бухгалтерского учета, а также маркетинга и PR.

В рамках направления менеджмента могут изучать, например: общий менеджмент, изучение стандартов проектного менеджмента, основы бизнес-планирования, техник и способов организации производства. Для отработки практических навыков необходимо устраивать экскурсии на предприятия, где у учеников будет возможность ознакомиться с реальной документацией, поучаствовать в существующих проектах.

Начиная с 10 класса, обучение проводится на базе университета, где лекции и семинары читают  ВУЗовские специалисты, что позволит слушателям лучше освоить материал и понять основы профессии. Кроме этого,  слушателей вовлекают и в студенческую жизнь университета, то есть дают школьникам возможность участвовать в различных бизнес-играх, обсуждение кейсов или напрямую сотрудничать со студенческим советом в части реализации университетских проектов, помогать в планировании и бюджетировании и их реализации. Данный опыт необходим школьникам для проведения собственных проектов в своем учебном заведении, например: организацию благотворительных акций, новогоднего бала.

В конце обучения учеников ждет комплексное тестирование, направленное на проверку их знаний и умений. Баллы могут засчитываться при поступлении в профильный ВУЗ.

Рассматривая окружение проекта, мы выделяем его внешнее окружение, которое включает в себя дальнее и ближнее, и внутренне окружение.

Дальнее внешнее окружение проекта – это экономические, политические, социальные, правовые, культурные, научно-технические, экологические и инфраструктурные факторы. Это факторы, на которые невозможно повлиять и невозможно что-либо сделать, чтобы заранее их предотвратить.

Учитывая сферу проектов – образование, где основными проектами являются социальные, то особое влияние на них оказывают политические, экономические, социальные и культурные факторы.

От состояния политической ситуации в стране зависит возможность государства выделять деньги и поддерживать проекты в различных областях, так как при негативной политической обстановке у государства меняются приоритеты, а население озабочено другими более остро стоящими перед ним проблемами.

Экономические факторы, оказывающие влияние на реализацию данных проектов, необходимо рассматривать с позиции двух сторон: со стороны государства и со стороны пользователей (родителей и школьников).  Если рассматривать со стороны государства, то, безусловно, как уже выше было указано, от состояния экономики страны и его финансовых возможностей, зависит объем финансирования всех поддерживаемых проектов. Если рассматривать от лица пользователей, то при полной поддержке государства, их финансовое положение не влияет, поскольку на данный момент аналогичные проекты бесплатны для конечных пользователей. Однако, если государство не может в полной мере финансово оказывать поддержку, то от финансовых возможностей потребителей зависит реализация проекта, так как это дополнительное образование, а не общеобразовательное.

Социальные факторы, такие как: уровень образования и уровень жизни населения оказывают значительное влияние, поскольку конечный потребитель (родители) решает отдавать или нет на обучение в данный класс своего ребенка.

Ближнее внешнее окружение проекта представлено средой предприятия, в рамках которого осуществляется деятельность проекта. Организационная структура ТемоЦентра представлена проектной схемой организации (см. приложение 2).

Внутреннее окружение проекта представлено заказчиками (Департамент образования и профилирующие ВУЗы) и исполнителями – отдел ТемоЦентра «Отдел инновационных проектов». Организационная структура представлена следующей схемой (см. рисунок 6).

Рисунок 6. Структура отдела «Отдел инновационных проектов».

Из рисунка видно, что отдел небольшой, состоит из 8 человек.    Отдел занимается следующими этапами в разработке проекта: инициирование и планирование.  Кроме этого, он курирует и помогает в дальнейшей реализации проекта: планирует закупки, составляет техническое задание, подготавливает документы на подготовку аукционов на выполнение закупок, осуществляет техническую поддержку проекта

2.2. Анализ  практической реализации проекта «Концепции элективного курса «Современный менеджмент»»  в контексте пяти групп процессов.

В данном разделе рассматриваются этапы в создании концепции образовательного проекта.

Группа процессов инициации

Для инициирования проекта необходимо составить устав проекта (см. таблицу 2).

Таблица 2 — Титульная информация о проекте

Наименование проекта Концепция  элективного курса «Современный менеджмент»
Планируемое время начала и окончания проекта (месяц/год) 22..02.2017-12.05.2017
Оценка бюджета проекта (тыс. руб.) 421 971 р.
Место/сфера реализации Отдел инновационных проектов ТемоЦентра
Заказчик проекта Департамент образования города Москвы, Финансовый университет при Правительстве РФ (управление по работе с абитуриентами и довузовскому образованию).
Куратор Добряков А.А.
Другие/ключевые участники проекта Команда проекта, Искендеров О.А.(Руководитель проекта).
Дата создания документа 25.02.2017

Причины инициации проекта.

Создание системы предпрофилизации обучения в гуманитарной сфере для предоставления слушателям возможность погрузиться в выбранную специализацию и узнать больше о перспективах развития будущей карьеры.

Цели проекта.

Инициирование программы проектов по запуску проекта Элективный курс «Современный менеджмент».

Создание полноценной концепции проекта до 26.04.2017.

Презентация концепции для утверждения Департаментом образования и заказчиком до 01.05.2017.

Описание проекта.

Необходимо создать полноценную концепцию для дополнительного обучения школьников, соединяющую несколько научных областей (экономика, математика, бухгалтерский учет, менеджмент, психология) с целью погружения слушателей в изучение основ менеджмента и выработки у них четкого представления об этой дисциплине, а также включающую в работу по обучению бизнес-сообщество и данный ВУЗ.

Требования к проекту и продукту.

  • Определение потенциальной аудитории, на которую направлен проект.
  • Обоснование необходимости инициирования данного проекта.
  • Формулировка изучаемых тем в предлагаемых областях для каждого этапа обучения.
  • Формулировка конечного желаемого результата от обучения в данном классе.
  • Формулировка конкретных практических навыков, приобретаемых благодаря обучению.
  • Анализ и предложение форм активности участия бизнес-сообщества и ВУЗа в данном проекте.

Риски проекта.

Не уложиться в срок.

Непринятие проекта на согласование Департаментом образования и/или заинтересованным ВУЗом, отправка на доработку.

Описание желательных критериев, по которым оцениваем успешность проекта (см. таблицу 3).

Таблица 3- Критерии успешности по отдельным целям проекта

Цели проекта Критерии успешности Лица, утверждающие критерии успешности
По содержанию

 

Соблюдение установленных требований к проекту, соблюдение методических указаний по педагогике Искендеров О.А.
По срокам Предоставление готовой концепции в срок. Искендеров О.А.
По качеству Принятие концепции, отправка на доработку. Департамент образования и руководство ВУЗы

 

Руководитель проекта (см. таблицу 4).

Таблица 4- Назначение руководителя проекта

Должность Фамилия, инициалы
Начальник отдела инновационных проектов Искендеров О.А.

 

Полномочия и ответственность менеджера проекта

К полномочиям руководителя проекта относятся: подбор команды проекта, делегирование полномочий по принятию каких-либо решений в рамках проведения мероприятия, утверждение устава и итогового содержания проекта, осуществление контроля над ходом реализации и исполнения проекта.


Страницы: 1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф