Меню Услуги

Управление развитием в сфере среднего профессионального образования (на примере Тюменской области)


Страница:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • 1.1. Система среднего профессионального образования в России
  • 1.2. Правовое регулирование среднего профессионального образования в России
  • 1.3. Цели, задачи и принципы государственного управления средне-профессиональным образованием РФ
  • 2.1. Организация государственного управления средне-профессиональным образованием РФ
  • 2.2. Практические проблемы и пути их решения государственного регулирования в области среднего профессионального образования в Тюменской области
  • Заключение
  • Список нормативных актов и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии само по себе не решает задачи реализации доступности образования вообще и среднего профессионального образования в частности. Для этого необходимы административно-правовые механизмы управления образованием, базирующиеся на современной, отвечающей реалиям времени, нормативно-правовой базе национального и международного законодательства об образовании.

Среднее профессиональное образование, в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО, приравнивается к практико-ориентированному высшему или доуниверситетскому высшему образованию, т.е. среднее профессиональное образование выступает как послесреднее образование. Его базой является среднее (полное) общее образование (сегодня 11 классов), которое обеспечивает освоение образовательной программы среднего профессионального образования.

Актуальность темы исследования определяется также тем, что переход на рыночные формы хозяйствования во многом изменил методы и способы государственного регулирования системы среднего профессионального образования как в общем по России, так и по его регионам, но не перестал контролировать данную сферу общественной жизни.

За время реформ общественный интерес к системе среднего профессионального образования (СПО) значительно сократился. Обучение в техникуме сегодня нередко рассматривается как вынужденная мера, к которой прибегают либо после неудачной попытки поступления в вуз, либо в случае ограниченных финансовых возможностей.

Искаженное представление о месте и роли средних специальных учебных заведений в системе образования приводит к весьма серьезным негативным социальным и Экономическим последствиям, не позволяя молодежи выстраивать эффективные образовательные траектории, а обществу и государству осуществлять адекватную политику как в сфере образовательных услуг, так и на рынке труда. Несбалансированность между потребностями личности и общества в подготовке специалистов усиливает разрыв между конституционными гарантиями получения доступного среднего профессионального образования и государственным финансовым обеспечением.

Все это предопределяет необходимость исследования вопросов государственного регулирования системы среднего профессионального образования как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Степень разработанности проблемы. Рост числа научных публикаций (монографий, книг и статей в специализированных юридических изданиях) за последнее десятилетие однозначно свидетельствует о неподдельном интересе законодателей и ученых к вопросу нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования в России.

Вопросы государственного управления средними профессиональными учебными заведениями и особенности механизма осуществления управления ссузами России на современном этапе исследовались такими учеными, как: А.Е. Александров, В.И. Байденко, В.Ф. Взятышев, Ю.В. Громыко, Э.Н. Гусинский, С. Джалалов, Б.А. Злотник, В.М., В.Ф. Пугач, М.В. Шенберг, В.Е. Шукшунов и др.

Среди диссертационных работ, посвященных государственному управлению высшими учебными заведениями России, особо следует выделить работы Н.С. Бар, СП. Бахарева, А.М. Гоголева, О.В. Душкиной, Н.Ф. Казоры, О.В. Кравченко, А.А. Меншикова, О.Н. Столбушинской.

Проблемы регулирования в области среднего профессионального образования достаточно активно обсуждаются в средствах массовой информации, часто являются главными темами различного уровня конференций.

Исследования проблем регулирования среднего профессионального образования в России многообразны и по проблематике, и по реализуемым подходам. Анализ литературы по данной теме показывает недостаточную научную разработанность проблемы, что и послужило основанием для выбора объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является система среднего профессионального образования Российской Федерации.

Предметом исследования выступают организационные аспекты функционирования системы среднего профессионального образования в России.

Основной целью исследования является анализ государственного управления в области среднего профессионального образования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

  • исследовать систему среднего профессионального образования в России;
  • рассмотреть цели, задачи и принципы государственного управления средне-профессиональным образованием РФ;
  • проанализировать правовое регулирование среднего профессионального образования в России;
  • изучить организацию государственного управления средне-профессиональным образованием в РФ;
  • выявить практические проблемы и пути их решения государственного регулирования в области среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать особенности нормативно-правового регулирования системы среднего профессионального образования в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили работы зарубежных и отечественных социологов, выступления государственных деятелей, внесших существенный вклад в разработку проблем формирования и реализации государственного регулирования в области среднего профессионального образования.

Источниковая база исследования опирается на нормативно-правовые материалы, основу которых составляют, прежде всего, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы; Указы, Постановления Президента и Правительства РФ, а также статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и др.

Практическое значение выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения, могут способствовать повышению эффективности работы как органов государственной власти Российской Федерации (Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки), так и самих средних профессиональных учебных заведений.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебников и учебных пособий, а также преподавании дисциплины Государственное и муниципальное управление, служить основой для дальнейших научных исследований в этой области.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы.

1.1. Система среднего профессионального образования в России

В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства и личности, общества, при этом должны соблюдаться определенные государственные стандарты. Под образованием также понимается формирование в человеке образных систем действительности, которая окружает его, создание проекций реальности, которые призваны помочь человеку ориентироваться в окружающей среде, которая постоянно меняется.

Большое внимание исследованию понятия профессионального образования уделено психологической наукой. Известными психологами профессиональное образование рассматривается в контексте культуры и гуманизации образования. Характерным признаком профессионального образования определяется познавательная деятельность обучающихся.

Проблема профессионального образования многоаспектна, существуют различные теории и направления, пытающиеся дать понятие профессионального образования.

В контексте идей психологии и педагогики, можно сказать, что общей чертой профессионального образования является внимание к возможностям саморазвития личности, его социальной адаптации в профессиональной деятельности.

Профессиональное образование представляет собой процесс овладения определенным уровнем знаний, умений и навыков по конкретным профессиям с получением результата. Понятие «профессиональное образование» отличается от понятия «профессиональная подготовка». Различие состоит в том, что профессиональная подготовка осуществляется в целях подготовки к выполнению определенного вида работы, а профессиональное образование сопровождается повышением общеобразовательного уровня обучающихся. Результатом профессионального обучения является обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам.

В настоящее время крупные компании России активно занимаются подготовкой собственных кадров, они выходят на создание собственных образовательных структур, набирают опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации своего персонала. Рассмотрим понятие «профессиональное образование» в условиях работы крупных предприятий. Профессиональное образование при этом подразумевает процесс непосредственной передачи профессиональных знаний и умений персоналу предприятия через различные образовательные системы и является важным средством достижения стратегических целей предприятия.

Профессиональное образование включает в себя начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и  среднего  (полного) общего образования.

Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования; подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего,  среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.

Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском  профессиональном образовании», который утрачивает силу с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Также деятельность высшего учебного заведения регулируется Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня  образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Дополнительное образование, реализуемое в пределах каждого уровня профессионального образования, ставит своей основной задачей непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования  на базе основного общего,  среднего (полного) общего или начального профессионального образования; деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего   профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). В данной норме отражена исключительно ориентация на личность, что, безусловно, верно, однако возможно указать и другой достаточно значительный ориентир, а именно, потребность предприятий и государства в определённых категориях специалистах среднего звена.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах.

Техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

Колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:

  • Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе — автономные учреждения;
  • Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО);
  • Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военной службе» не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.

Депутаты от Единой России предлагают внести в законодательство поправки, последствием которых станет возможность отсрочки от армии для учащихся техникумов, колледжей и прочих среднепрофессиональных учебных заведений, а также профтехучилищ до времени выпуска. Законопроект уже находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В настоящий момент существует подобная отсрочка, но она действует лишь до двадцатилетнего возраста.

Новый законопроект подразумевает отсрочку от армии для студентов-очников аккредитованных государством образовательных учреждений. Чиновник считает, что таким способом можно разрешить вопрос призыва студентов ссузов до окончания ими учебного периода.

Новый законодательный акт при случае его утверждения будет числиться как ФЗ № 93366-6.

Причиной такой законодательной инициативы стала повышенная социальная напряженность, которая отмечается в последние годы среди студентов колледжей, техникумов и профтехучилищ, впрочем, равно как и среди студентов вузов. Обусловлена она неизбежным призывом на срочную военную службу учащихся по новым специальностям, которые еще не получили госаккредитации. Таких специальностей в нашей стране в последние годы появилось уже порядка нескольких десятков. В результате молодые люди целыми группами уходят на призыв.

Депутаты считают, что отсрочка от армии решит два момента. Во-первых, поступать в нее будут квалифицированные призывники, имеющие профессию и диплом. Во-вторых, затраченные на обучение юношей средства будут полностью оправданы.

Остается лишь надеяться, что предложенный законопроект будет одобрен Государственной Думой и принят во всех чтениях.

Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования осуществляется по личному заявлению поступающих на конкурсной основе в соответствии с результатами вступительных испытаний. Поступающий вправе подать заявление об участии в конкурсе одновременно в несколько образовательных учреждений, по нескольким специальностям, а также на различные формы получения образования (очную, очно-заочную (вечернюю), заочную, экстернат.

Конкурс для граждан, имеющих среднее (полное) общее образование, проводится на основании результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием. По некоторым специальностям (например, музыкальное образование, физическая культура и т.п.) могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности.

Приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет:

  • перечень специальностей, на которые образовательное учреждение среднего профессионального образования объявляет прием документов в соответствии с лицензией; при этом по каждой специальности с выделением форм обучения, уровней подготовки (базовый, углубленный) и образования, необходимого для поступления (основное общее, среднее общее) указываются следующие сведения:
  • количество мест для приема за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с утвержденными контрольными цифрами, в том числе количество мест для целевого приема;
  • количество мест для приема по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения (сверх контрольных цифр);
  • перечень вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения) и система оценок вступительных испытаний (с выделением разновидностей профессиональной образовательной программы (полный или сокращенный срок обучения), а также для поступающих, имеющих право на зачисление в образовательное учреждение среднего профессионального образования по результатам сдачи вступительных испытаний при уменьшении количества и (или) изменении формы вступительных испытаний);
  • программы вступительных испытаний;
  • правила приема;
  • количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних студентов.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России. С 1 января 2010 года при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355.

Объём и структура приёма студентов в среднее специальное учебное заведение на обучение за счёт средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно органом государственной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение, по согласованию с федеральным органом управления образованием. Аналогичным образом устанавливаются контрольные цифры приёма и на места, финансируемые за счёт средств местного бюджета с той лишь разницей, что в данном случае контрольные цифры устанавливает орган местного самоуправления, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования пользуются:

  • граждане, уволенные с военной службы;
  • дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
  • дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом;
  • граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются на специальности в области физической культуры и спорта без вступительных испытаний.

Среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего или начального профессионального образования с медалью, имеющих диплом о начальном профессиональном образовании с отличием, или аттестат об основном общем образовании особого образца (с отличием), или иные отличия в уровне подготовки.

Поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением среднего профессионального образования.

По результатам вступительного испытания поступающий имеет право подать в образовательное учреждение среднего профессионального образования письменное апелляционное заявление об ошибочности, по его мнению, оценки, выставленной на вступительном испытании, или о нарушении установленного порядка проведения испытания (апелляция). Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с указанным решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Студентом (курсантом) среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования.

Слушателем среднего специального учебного заведения является лицо, зачисленное приказом директора (начальника) в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы.

Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственной (итоговой) аттестации или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

Большую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей играет подготовка специалистов в колледжах. В настоящее время в системе среднего профессионального образования функционируют более 960 колледжей (37% от общего количества учебных заведений), представляющих собой общеобразовательные учреждения нового вида, имеющих более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Колледжи реализуют программы не только среднего, но и начального, а также дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, оказания содействия местным органам службы занятости и трудоустройства населения в виде организации курсов, семинаров, индивидуальной подготовки и др.).

Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Среднее профессиональное образование участвует в интеграционных процессах между учебными заведениями как внутри уровня («горизонтальная» интеграция средних специальных учебных заведений между собой), так и между уровнями («вертикальная» интеграция средних специальных учебных заведений с высшими учебными заведениями и учреждениями начального профессионального образования).

В условиях значительного снижения бюджетного финансирования образовательная политика отраслевых и региональных органов управления средним профессиональным образованием направлена на формирование системы многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений за счет различных источников.

Основными задачами развития системы среднего профессионального образования в настоящее время являются следующие:

1) достижение заданного качества среднего профессионального образования;

2) повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;

3) достижение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объемами подготовки специалистов различных профилей;

4) развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В заключение хотелось бы отметить, что Департамент образования Москвы отчитался о результатах, достигнутых в 2012 году. Так, по заявлению заместителя руководителя департамента Маргариты Русецкой, количество поступивших в московские колледжи в прошлом году увеличилось на 10% и составило 34 605 человек.

По словам чиновника, постоянный рост числа обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования наблюдается уже несколько лет. Наиболее востребованными специальностями являются профессии в области ИТ, транспортных средств, сфере обслуживания, экономики, банковского дела, архитектуры и строительства.

По данным пресс-службы, в 97 столичных колледжах, насчитывающихся в системе образования города Москвы, реализуются программы начального профессионального обучения по 122 специальностям (7 из которых появились в прошлом году) и по 99 профессиям в сфере среднего профессионального образования (в 2012 были открыты 20 из них).

Действующие при колледжах специальные службы, призванные содействовать выпускникам в трудоустройстве, обеспечивают для каждого обучающегося предоставление рабочего места в соответствии с его квалификацией. При повторных обращениях выпускника ему готовы оказать всевозможную поддержку вплоть до момента закрепления на предприятии. Кроме того, в московских колледжах организована система контроля и отслеживания развития карьеры выпускников в течение 3-х лет.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

И.И. Калина, руководитель Департамента образования города Москвы, на заседании Правительства Москвы подтвердил, что наполняемость колледжей неуклонно растёт. Он отметил интересную тенденцию – в последние годы значительно увеличилось число взрослых, желающих поступить в московские колледжи, которые либо идут туда по собственному желанию, либо их направляют на переобучение компании-работодатели.

1.2. Правовое регулирование среднего профессионального образования в России

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в части 1 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, а получило свое дальнейшее развитие в части 1 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Конституционное право на среднее профессиональное образование является одним из основных прав человека и гражданина, закрепленных в конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной. Право на образование в федеральном законодательстве основывается на таких принципах, как гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека; любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и др.

Право на среднее профессиональное образование – одно из наиболее существенных конституционных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Необходимо отметить, что согласно Закону РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) бесплатное среднее профессиональное образование гарантируется на конкурсной основе. В этой части, текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»; Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее специальное образование закреплено в качестве самостоятельного уровня профессионального образования и получило название «среднее профессиональное образование».

Согласно статье 23 Закона Российской Федерации «Об образовании» среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам; среднее профессиональное образование может  быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования; образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать  образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования — Закон  Российской   Федерации  «Об  образовании» — в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв  между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, обусловленный динамичным развитием и процессами модернизации системы образования: отмечаются пробелы и правовая неопределенность в отношении многих существенных вопросов функционирования системы образования, новых образовательных  институтов и практик (в том числе в отношении статуса примерных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, деятельности негосударственных образовательных учреждений,  порядка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, кредитно-модульной системы, оказания платных образовательных услуг и других), сохраняются избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, затрудняющие их развитие.

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики с 1 сентября 2013 года вступает в силу новый базовый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на обеспечение государственных гарантий и реализацию конституционного права граждан на образование, на правовое регулирование отношений в сфере образования в целях обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства. Федеральным законом определяются принципы и механизмы реализации права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование, в том числе статус и значение федеральных государственных образовательных стандартов, порядок приёма в организации, осуществляющие образовательную деятельность, порядок разработки и особенности реализации образовательных программ в зависимости от уровня и направленности образования.

Устанавливаются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации).

Долгожданный новый закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 29.12.2012 внес, на первый взгляд, серьезные изменения в систему начального и среднего профессионального образования.

В течение долгих лет колледжи реализовывали программы начального профессионального образования для студентов и выдавали дипломы в соответствии с освоенной профессией. Начальное профессиональное образование занимало серьезный официальный статус наряду с остальными уровнями образования (среднее профессиональное образования, высшее и т.д.).

Согласно закону «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ понятие начального профессионального образования упраздняется. Взамен старым понятиям приходит, как бы, еще один уровень среднего профессионального образования. Таким образом, оно теперь включает в себя подготовку квалифицированных рабочих и служащих и подготовку специалистов среднего звена по направлениям общественно полезной деятельности.

Внимательно присмотревшись и попытавшись понять суть данных изменений, можно увидеть, что существенных изменений, за исключением названий данных понятий, система не претерпела. Абитуриенты, поступающие в ССУЗы, также смогут получить диплом по рабочим профессиям, только теперь этот уровень будет считаться несколько выше, чем ранее, ведь в дипломе будет указано, что студент освоил программу среднего профессионального образования.

Как и ранее, абитуриенты имеют возможность поступать в ССУЗ на программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, а также по подготовке специалистов среднего звена после освоения программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. При этом сохраняется система разграничения по срокам обучения в соответствии с базовым уровнем образования поступающего.

Сохраняется и бюджетное финансирование программ среднего профессионального образования в полном объеме. При этом, если студент освоил программу среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих или служащих, а в дальнейшем захотел продолжить обучение в колледже по программе подготовки специалиста среднего звена, то за ним сохраняется право продолжения обучения за счет средств федерального бюджета РФ.

Таким образом, можно смело утверждать, что все перемены в законодательстве связанные с упразднением понятия начального профессионального образования имеют, преимущественно, положительный характер для абитуриентов и их родителей, предоставляя возможность получения качественного образования более высокого уровня, чем это было ранее.

В соответствии с Законом «О социальной защите инвалидов в РФ», образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей — инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Значительный удельный вес в системе федеральных подзаконных актов занимают нормативно-правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации. Данное министерство принимает свои правовые решения в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений коллегии. Например, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятым и введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 № 355 «Об утверждении перечня специальностей среднего профессионального образования»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2011 г. № 12-353 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования» и др.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» был разработан Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования Российской Федерации. В отдельных случаях Минобразование России принимает совместные акты с другими министерствами (ведомствами), а в ряде случаев и общественными организациями.

Важная роль в регулировании и развитии сферы среднего профессионального образования принадлежит государственным программам. При этом одни программы полностью посвящены вопросам образования (например, Приоритетный национальный проект «Образование», Федеральная программа развития образования на 2013–2020 гг.), а другие касаются этих вопросов лишь частично (например, федеральные целевые программы, утвержденные Правительством Российской Федерации: «Дети-инвалиды»; «Дети Севера»; «Молодежь России» и др.).

Приоритетный национальный проект «Образование» определил стратегию приоритетного развития системы образования, меры ее реализации, предусмотрев обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы. Одной из целью данного проекта — развитие региональных систем  профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего   профессионального образования

Согласно Федеральной программы развития образования на 2013–2020 гг., в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации среднего профессионального образования в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа. Программа определила повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах.

Также можно отметить еще ряд законов, которые регулируют среднее профессиональное образование в России. Например, Законом «Об охране окружающей среды» определена всеобщность и комплексность экологического образования. Например, в целях формирования экологической культуры и  профессиональной  подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее  образование, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Подготовка по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального   образования и в учебных пунктах организаций регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Трудовым кодексом РФ закреплены гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения. Например, согласно ст. 174 ТК РФ, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением  среднего  заработка для:

  • прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 40 календарных дней;
  • подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;
  • сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида спорта), проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами.

На основании Закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в указанные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний (ст. 19).

Вместе с тем, анализ законодательной деятельности субъектов Федерации свидетельствует о наличии существенных противоречий между нормами федерального законодательства и нормами законов субъектов Российской Федерации.

Среди коллизий, присущих федеральному законодательству об образовании и законам субъектов Российской Федерации, можно выделить нормы права, принятые за пределами законотворческой компетенции законодательных органов субъектов Российской Федерации и нормы права, принятые в пределах законотворческой компетенции названных органов, ограничивающих права и свободы граждан, образовательных учреждений или иных юридических лиц по сравнению с федеральным законодательством.

Так, в законе Республики КОМИ об образовании вопреки части 3 статьи 10 и частей 10, 14 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции высших органов государственной власти и управления Республики отнесены такие вопросы федерального ведения, как утверждение государственных образовательных стандартов, разработка и утверждение типовых положений о соответствующих типах и видах образовательных  учреждений республиканского подчинения, разработка перечня профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства в форме экстерната не допускается.

В законах Российской Федерации достаточно часто встречаются также противоречия, связанные с ограничением прав граждан, образовательных учреждений и иных лиц, закрепленных федеральным законодательством. В частности, урезается перечень социальных льгот и гарантий, предоставляемых участникам образовательной деятельности.

Между тем положения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере образования, принятые с нарушением компетенции, равно как и ограничивающие права и свободы субъектов образовательной деятельности, закрепленных федеральным законодательством, не могут применяться в конкретных отношениях. Коллизии между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации надлежит разрешать в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации. Данной статьей закрепляется положение, согласно которому «в случае противоречия между федеральным законом, изданном по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Замыкают рассматриваемую систему подзаконных нормативно-правовых актов так называемые локальные нормативные акты, принимаемые образовательными учреждениями самостоятельно. Именно в них детализируется процесс реализации конкретных правомочий субъектами образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования.

Правотворческая деятельность в образовательном учреждении среднего профессионального образования осуществляется его учредителями, органами управления либо трудовыми коллективами. Перечень вопросов, по которым могут приниматься такие нормативно-правовые акты и порядок их принятия закрепляются в уставе образовательного учреждения. К  сожалению, изучение практики деятельности образовательных учреждений показывает, что в их уставах часто запрограммированы нарушения прав человека на среднее профессиональное образование, а в некоторых государственных и муниципальных образовательных учреждениях вообще отсутствуют.

Таким образом, проведенное исследование системы законодательных актов, регулирующих реализацию права на среднее профессиональное образование, свидетельствует о наличии проблем  и  недостатков.  Самой  болевой  точкой  является  правовое регулирование  экономических  отношений  в  системе  среднего профессионального  образования.  Российским  законодателем система образования объявлена приоритетной сферой государственных интересов. Основной государственной гарантией, которая обеспечивает приоритетность системы образования, является государственное финансирование этой сферы. Важно отметить, что модернизация нормативно-правовой базы в сфере образования требует теоретического осмысления имеющихся проблем и разработки вариантов их решения на всех уровнях законодательной власти. Также глубокого осознания требует внешняя и внутренняя политика конкретного образовательного учреждения, так как переход к глобализации требует создания такого правового и организационно-экономического механизма функционирования образовательных учреждений, который бы адекватно отражал состояние внешней среды и соответствовал международному стандарту прав человека. Это диктует необходимость переориентации законотворческой деятельности в области образовательного права на разработку Образовательного кодекса Российской Федерации, что позволит не только систематизировать законодательство в области образования, но и более глобально, с точки зрения концептуальных позиций, посмотреть на дальнейшее формирование этой отрасли законодательства, предупредить появление многочисленных нормативных актов, содержание которых порой не корригируется с общим законодательством. Можно утверждать, что это позволит обеспечить наиболее полное соответствие системы действующих норм права современному состоянию отношений в сфере образования и устранить большую часть недостатков, имеющихся в действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах, что, в свою очередь, будет способствовать реализации конституционного права на образование, в том числе и на среднее профессиональное образование.

1.3. Цели, задачи и принципы государственного управления средне-профессиональным образованием РФ

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего,  среднего (полного) общего или начального профессионального образования; деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего   профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). В данной норме отражена исключительно ориентация на личность, что безусловно, верно, однако возможно указать и другой достаточно значительный ориентир, а именно, потребность предприятий и государства в определённых категориях специалистах среднего звена.

В соответствии с указанной целью данной разновидности профессионального образования, на образовательные учреждения, которые реализуют указанную цель возлагается несколько общих задач:

  • удовлетворить потребность личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего профессионального образования;
  • удовлетворить потребности общества в специалистах со средним профессиональным образованием;
  • сформировать у обучающихся гражданскую позицию и трудолюбию, развить ответственность, самостоятельность, способствовать творческой активности;
  • сохранить и приумножить нравственные и культурные ценности общества.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образования в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле — это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образовательной педагогической среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информационная, контролирующая.

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального образования предполагает системное включение дисциплин гуманистического цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гуманитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в подготовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гуманизации профессионального образования способствует формированию у будущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соотносится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессиональной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона позиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что выступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы могут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлинного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро», означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» становится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная ценность познания. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этического воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афоризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием человека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физически и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек принимает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользуется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов своей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их соблюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданственности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкретным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и правовой культуры — с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной деятельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничивать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудового обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельности, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоятельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, достижение положительного результата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение творчески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пониматься и как соответствующим образом представленное содержание образования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, муниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основывается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конституции РФ предполагает светский характер государства.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на понимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детерминированности, человеческого поведения. Общепринятым является положение, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимостью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необходимость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является человек. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своеволия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение свободы другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть самим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанности, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим собой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чувства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приумножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интенсивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохранения природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, работа по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окружающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание определяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохранения — это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданственности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская позиция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует представлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых посягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть патриотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не противоречит интернациональному, космополитическому — оно есть целенаправленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоционально-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благодарения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познавательную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на основе оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отношений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль советчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соответственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщенность отношения человека к семье, его любви к близким.

Демократизация образования — ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений); самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическая, экономическая и финансовая; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства выражается в связи федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни социально-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой — в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования.

Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.

Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях — от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями, как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Общедоступность — все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании».

Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

Таким образом, образование напрямую связано с политической сферой и его содержание и направления деятельности образовательных учреждении зависят от неё и закрепляются в Конституции РФ. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением.


Страница:   1   2


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!