1.3. Процесс и этапы финансового планирования и бюджетирования на предприятии
Финансовое планирование и бюджетирование – это, во-первых, процесс определения будущего положения фирмы и его подразделений, во-вторых, планирование желаемых результатов деятельности компании, и, в-третьих, выбор наиболее эффективных методов и средств в достижении желаемых результатов.
Планирование деятельности компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой происходит по таким значительным направлениям как финансы, сбыт, производство и закупки, которые взаимосвязаны между собой.
Планирование осуществляется обычно в следующий последовательности:
- разрабатываются общие цели;
- определяются конкретные цели на заданный, относительно короткий период времени (2; 5; 10 лет);
- определяются пути и средства достижения этих целей;
- осуществляется контроль за достижением поставленных целей и задач путем сравнения плановых показателей с фактическими.
Таким образом, планирование представляет собой:
– систематическую постановку целей, а также разработку наиболее эффективных мероприятий по их достижению;
– проектирование основных показателей деятельности компании, определение условий и сроков их достижения, а также взаимосвязей между ними;
– разработку управленческих решений, которые связанны с дальнейшими изменениями в организации.
От величины компании зависит организация финансового планирования и бюджетирования. В маленьких компаниях не существует разделения управленческих функций, поэтому руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы и оперативно решить их. Работа по составлению планов (бюджетов) в крупных компаниях должна производиться децентрализовано, так как именно на уровне подразделений собраны кадры, имеющие большой опыт в области производства, реализации, закупок, оперативного управления. Поэтому именно от таких подразделений компании поступают предложения относительно тех действий и решений, которые целесообразно предпринять в будущем.
Планирование всегда основывается на данные прошлого, однако стремиться контролировать и определить развитие компании в будущем (перспективе). Поэтому от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого зависит надежность планирования. Любое планирование компании основывается на неполных данных. Все планы должны составляться так, чтобы их можно было в дальнейшем корректировать, а сами бюджеты должны быть взаимосвязаны между собой.
На практике в компаниях обычно применяются две схемы организации работ по составлению бюджетов (планов): по методу «сверху-вниз» (break-down) и по методу снизу-вверх (build-up). Метод «сверху-вниз» (break-down) заключается в следующем: работа по составлению бюджетов начинается «сверху» другими словами, руководство компании определяет конкретные цели и задачи, например, плановые показатели по прибыли. После этого, показатели в более детализированной форме доводятся до сведения всех структурных подразделений и включаются в их планы. Такой подход позволяет полностью учитывать стратегические цели и задачи компании, сократить затраты времени, а также избежать проблем, связанных с согласованием отдельных бюджетов. При этом мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей, будет слабой, что является существенным недостатком данного подхода. В крупных компаниях используется подход «снизу-вверх». Суть этого метода состоит в том, что руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые в дальнейшем обобщаются в единый план (бюджет). Затем руководство компании согласовывает и координирует различные бюджетные показатели. Недостатком такого метода является то, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении плана получить незаслуженное вознаграждение.
На практике не целесообразно использовать только один из этих методов.
Планирование и составление бюджетов – текущий процесс, в ходе которого необходимо направлять работу всех структурных подразделений на достижение единого финансового результата и постоянно координировать бюджеты различных подразделений.
Процесс финансового планирования и бюджетирования включает несколько этапов.
Первый этап – анализ финансовых показателей за предыдущий период. Процесс начинается с анализа финансового состояния компании, сложившегося на последнюю отчетную дату. На этом этапе оценивается уровень финансовой устойчивости предприятия в кратко-, средне- и долгосрочном периоде; на основе его сопоставления с нормальным для данного предприятия уровнем финансовой устойчивости; проявляются основные тенденции изменения финансовой устойчивости, а также их причины; определяются основные направления и задачи повышения финансовой устойчивости компании.[18]
Все это основывается на бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах, а также отчете о движении средств. Они содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности компании, а также являются основой для составления прогноза этих документов, что имеет важное значение для финансового планирования. Основное внимание направленно на показатели объема продаж, затрат, размера полученной прибыли. Подводится общий итог, который позволяет оценить финансовые результаты деятельности компании, а также определить проблемы стоящие перед ней.
На втором этапе по основным направлениям деятельности компании разрабатываются финансовая стратегия и финансовая политика. На данном этапе составляются прогнозные документы перспективного финансового планирования: прогноз отчета о финансовых результатах; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Такие документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана компании. Этот шаг финансового планирования является проектированием его желаемого финансового состояния, а именно реалистичное построение проекта баланса активов и пассивов на последнюю отчетную дату. Данный проект должен отражать будущее финансовое состояние компании, которое должно соответствовать основным интересам и ожиданиям акционеров и кредитов компании, другими словами, владельцев предоставляемых компании ресурсов.[40]
Определение основных параметров финансового состояния компании, которые в дальнейшем будут рассматриваться в качестве некоторой нормы, являются назначением создания проекта баланса активов и пассивов. В процессе финансового планирования будут сравниваться варианты балансов активов и пассивов, получаемые при расчетах изменений финансового состояния компании с нормой.
Обеспечение рациональной сбалансированности средств (активов) и источников их финансирования (пассивов) является основной целью планирования баланса активов и пассивов компании. Планирование баланса активов и пассивов основывается на предполагаемых активных операциях компании, другими словами на операциях по переработке ресурсов. Эти операции отражают производственно-сбытовая программа, которая включает в себя планируемые текущие операции и программа капиталовложений, включающая в себя планируемые операции с внеоборотными активами.
Производственно-сбытовая программа определяет технологическую потребность компании в оборотных активах, иначе говоря, натурально-вещественную и стоимостную их структуру. Программа капиталовложений формирует необходимую натурально-вещественную и стоимостную структуру внеоборотных активов. Сопоставление оборотных и внеоборотных активов, необходимых для осуществления планируемой деятельности, с уже имеющимися у компании, определяет состав необходимых изменений в структуре активов компании. Необходимые оборотные и внеоборотные активы определяют размеры и структуру суммарных активов компании.
Таким образом, эти суммарные активы формируют потребность компании в источниках финансирования, при этом их структура должна соответствовать структуре и доходности активов.
Сравнение потребности компании в собственных и заемных источниках финансирования с имеющимися пассивами позволяет определить необходимые изменения в их составе. Изменения собственных источников финансирования, другими словами собственного капитала компании, который принадлежит его юридическим владельцам и акционерам, происходят за счет самофинансирования.
В результате анализа и проектирования баланса активов и пассивов формируется главный параметр при планировании доходов и расходов компании. Путем выполнения необходимых финансово-экономических расчетов, одновременно с проектированием желаемого финансового состояния компании на конец планового периода, осуществляется прогнозирование этого состояния. Основой для таких расчетов являются исходные данные, которые позволяют спрогнозировать доходы и расходы, поступления и платежи за плановый период и на этой основе прогнозный баланс активов и пассивов на конец этого периода.
На третьем этапе процесса финансового планирования и бюджетирования сравнивается прогнозируемое финансовое состояние компании с желаемым, в том числе анализируются возможные отклонения. Исходя из представлений управляющих компанией о желаемом финансовом состоянии компании на конец планового периода, прогнозируемый баланс активов и пассивов сравнивается с проектом баланса активов и пассивов, построенным ранее. В случае если отклонения основных параметров прогнозного баланса являются незначительными по отношению к параметрам проектного баланса, то полученные в результате прогнозных расчетов балансы активов и пассивов, доходов, и расходов, поступлений и платежей утверждаются в составе финансового плана компании. В случае, если отклонения расчетных параметров от проектных оказались существенными, то исходные данные, на основе, которых рассчитывался прогнозный баланс, корректируется.
Следующим четвертым этапом процесса финансового планирования и бюджетирования является утверждение финансового плана компании, после достижения приемлемого соответствия расчетных параметров баланса активов и пассивов желаемым параметрам. Основными документами финансового плана являются: план доходов и расходов, баланс активов и пассивов, план поступлений и платежей.
В этих трех основных документах определяется совокупность взаимосвязанных количественных заданий по доходам и расходам, активам и пассивам, поступлениям и платежам, которые должны быть выполнены для достижения запланированного финансового состояния.
Результатом рассмотренного процесса является создание финансового плана компании на корпоративном уровне. Этот план предполагает сбалансированность доходов и расходов, активов и пассивов компаний, а также поступлений и платежей.
На пятом этапе осуществляется текущая, производственная, коммерческая и финансовая деятельность компанией (компании), которое определяет итоговые финансовые результаты деятельности в целом.
Завершается процесс финансового планирования и бюджетирования в компании анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Только благодаря контролю можно определить насколько эффективно финансовое планирование. В результате финансового контроля выявляются различные факторы экономической жизни (обычно отрицательные), а также количественные показатели такие, как: самоликвидация компаний замедление реализации некоторых видов продукций и другие. Такие факты говорят о неэффективности установленных форм и методов, реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.[41]
Таким образом, обдуманный и корректно составленный финансовый план позволяет организовать целенаправленную эффективную деятельность компании. При этом процесс этой деятельности необходимо контролировать текущее финансовое состояние компании, а также следить за изменениями внешней среды.
Финансовое планирование и бюджетирование в компании представляет собой единый, интеграционный процесс, организация которого должна основываться на системном подходе, с использование достижений различных финансовых, юридических и экономических дисциплин.[24]
Глава 2. Анализ технико-экономического и финансового состояния организации ООО «Спецтехсервис»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Спецтехсервис» – профессиональная инжиниринговая компания.
Юридический адрес: 420080, г. Казань, ул. Декабристов, дом 156.
Форма собственности: частная. Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Компания ООО «Спецтехсервис» является молодой, динамично развивающейся структурой, способной решать самые ответственные задачи в области инженерных систем.
ООО «Спецтехсервис» оказывает услуги в области поставки, проектирования, продажи, комплектации, монтажа, пусконаладочных работ, гарантийного и сервисного обслуживания систем кондиционирования, вентиляции, отопления и обогрева, водоснабжения, центрального пылеудаления.
В настоящее время у компании есть все необходимые условия для комплексного подхода к потребностям заказчика. ООО «Спецтехсервис» осуществляет проектирование, монтаж и сервисное обслуживание систем кондиционирования, вентиляции, отопления, центрального пылеудаления.
ООО «Спецтехсервис» является официальным дилером ведущих мировых производителей климатической техники, таких как HITACHI, PANASONIC, FUJI ELECTRIC, MITSUBISHI HEAVY, MITSUBISHI ELECTRIC, DAIKIN, CEILHIT, NOIROT, ELECTROLUX, STIEBEL ELTRON, ТЕСЕ, BVC SIEMENS, SISTEM AIR.
Миссия компании: «ВАЖНЕЙ ВСЕГО ПОГОДА В ДОМЕ». Именно поэтому, ООО «Спецтехсервис» создает благоприятную атмосферу в квартире, коттедже, офисе, торговом помещении. Специалисты компании имеют большой опыт работы, как с бытовым, так и с промышленным климатическим оборудованием.
Цель ООО «Спецтехсервис»: профессиональное и полное удовлетворение запросов покупателей, постоянное совершенствование предлагаемых эффективных решений в области систем кондиционирования, вентиляции, отопления, пылеудаления, постоянное расширение торговой сети, предоставление максимально полного комплекса услуг.
Общество с ограниченной ответственностью «Спецтехсервис» действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», законодательства Российской Федерации и Устава. Как юридическое лицо, ООО «Спецтехсервис» самостоятельно осуществляет оперативный, бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Организационная структура предприятия линейно – функциональная.
Как видно из организационной структуры ключевой фигурой является генеральный директор, который контролирует работу всех отделов компании. В подчинении у генерального директора находятся главный бухгалтер, руководитель отдела продаж (сбыта), инженер.
За финансовую деятельность отвечает финансовый отдел. Основными задачами финансового отдела являются: ведение бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством; представление налоговой и статистической отчетности в контролирующие органы; управление финансами; планирование и бюджетирование; финансово-экономический анализ.
Инженер руководит производственной деятельностью предприятия, а именно, проектированием, комплектацией, монтажом, пусконаладочными работами, гарантийным и сервисным обслуживанием систем кондиционирования, вентиляции, отопления и обогрева, водоснабжения, центрального пылеудаления. Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования. Следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов передового опыта, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
Отдел по продажам (сбыту) контролирует закупки и реализует стратегию продаж товаров. Основными задачами отдела являются: увеличение стоимости и рентабельности заключенных контрактов; рост числа крупных заказов; расширение и сохранение клиентской базы; формирование личных и доверительных отношений с клиентами; качественная подготовка документов.
Все подразделения предприятия действуют взаимосвязано.
Применение данной организационной структуры в исследуемой компании позволяет ей сохранить жесткость и простоту линейных структур, работать с высокой производительностью и иметь высокий управленческий потенциал.
Штатное расписание ООО «Спецтехсервис» представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Штатное расписание ООО «Спецтехсервис»
Должность | Количество человек | З/плата, тыс. руб. | ФОТ, тыс. руб. |
Генеральный директор | 1 | 65000 | 780000 |
Руководитель финансового отдела | 1 | 50000 | 600000 |
Главный бухгалтер | 1 | 45000 | 540000 |
Руководитель отдела продаж и сбыта | 1 | 43000 | 516000 |
Инженер | 1 | 40000 | 480000 |
Проектировщики | 7 | 35000 | 245000 |
Менеджеры отдела продаж и сбыта | 6 | 30000 | 2160000 |
Финансовый менеджер | 1 | 30000 | 360000 |
Монтажники | 6 | 25000 | 1800000 |
Вспомогательный персонал | 5 | 19000 | 1140000 |
Итого | 30 | 382000 | 8621000 |
Таким образом, общее количество сотрудников предприятия составляет 30 человек. Месячный фонд оплаты труда составляет 382000 руб., годовой ФОТ составляет 8621000 руб.
В области работы с персоналом компания ООО «Спецтехсервис» производит обеспечение и поддержание такого уровня квалификации персонала, который гарантирует качественное выполнение всех видов работ; снижение коэффициента текучести кадров за счет улучшения социальной политики предприятия, увеличения заработной платы и нематериального стимулирования труда; оптимизация систем мотивации работников для наиболее эффективного использования трудовых ресурсов; укрепление имиджа предприятия как работодателя.
Профессионально-квалификационная характеристика персонала ООО «Спецтехсервис» предусматривает такие параметры оценки, как: наличие профессионального образования, стаж работы, возраст, уровень владения технологией продаж, и другие. За счет своевременного расчета с работниками по заработной плате складывается имидж предприятия как перспективного работодателя.
Руководители отделов имеют хорошую управленческую подготовку, а также выработанные приемы организации, общения, поведения, активизации деятельности работников. Можно выделить следующие признаки характера руководителей отделов: честность и порядочность; стремление к творческой работе; умение убеждать, публично выступать, аргументировать, убедительно доказывать и другие.
Материальный аспект мотивации в ООО «Спецтехсервис» включает в себя выплату заработной платы, а также иных форм материального поощрения сотрудников. К психологическим методам мотивации сотрудников ООО «Спецтехсервис» относится прием публичного признания эффективной деятельности работника и вынесение ему благодарности, что способствует созданию благоприятного внутреннего климата в компании. Руководство ООО «Спецтехсервис» не абстрагируется от своих сотрудников, а, наоборот, старается наладить коммуникацию с ними. Для этого, проводятся различные корпоративные мероприятия, на которых при анализе итогов работы компании за определенный период, руководство всегда подчеркивает вклад каждого структурного подразделения в успех компании, что позволяет работникам почувствовать свою сопричастность к этому процессу. Нередко к этим мероприятиям приурочивается вручение наград, премий.
В целом ООО «Спецтехсервис» является эффективно функционирующей компанией, все его сотрудники работают эффективно, что приносит ощутимую прибыль.
Для наиболее полной характеристики ООО «Спецтехсервис» целесо-образно проанализировать его технико-экономические показатели:
- Анализ кадрового потенциала.
Анализ кадрового потенциала служит важным организационным фактором удовлетворения некоторых социальных потребностей, как личности, так и коллектива, немаловажным условием стимулирования качества труда и особенно профессионального развития личности.
Проанализируем количественный, качественный и структурный состав персонала ООО «Спецтехсервис» (см табл. 2.2).
Таблица 2.2 — Среднесписочная численность и ее структура работников предприятия
№ п/п | Категория работников | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение в | ||||
Численность, чел. | % | Численность, чел. | % | единицах | в% | |||
1. | Служащие итого, в т.ч. | 9 | 32,14 | 13 | 43,33 | 4 | 11,19 | |
1.1. | АУП | 3 | 10,71 | 3 | 10,00 | 0 | -0,71 | |
1.2. | ИТР | 6 | 21,43 | 10 | 33,33 | 4 | 11,90 | |
2. | Персонал итого, в т. ч. | 12 | 42,86 | 10 | 33,33 | -2 | -9,52 | |
2.1. | – менеджеры | 6 | 21,43 | 6 | 20,00 | 0 | -1,43 | |
2.2. | – монтажники | 6 | 21,43 | 6 | 20,00 | 0 | -1,43 | |
2.3. | -МОП | 4 | 14,29 | 5 | 16,67 | 1 | 2,38 | |
3. | Среднесписочная численность | 28 | 100,0 | 30 | 100,0 | 1 | 7,1 |
Численность штатных сотрудников по сравнению с 2014 годом возросла на 7,1%, или на 2 человека. В 2015 году было принято на работу дополнительно два человека.
Рассмотрим баланс рабочего времени на предприятии ООО «Спецтехсервис». Такой баланс помогает определить эффективный (полезный) фонд времени одного сотрудника с учётом средней продолжительности рабочего дня, принятого режима работы, выявить резервы роста производительности труда, а также планировать численность персонала.
Данные баланса рабочего времени одного рабочего ООО «Спецтехсервис» в 2014–2015 гг. представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Баланс рабочего времени одного рабочего ООО «Спецтехсервис» в днях
№ п/п | Фонд времени | 2014 год | 2015 год | Отклонение в днях | Отклонение в% |
1. | Календарный фонд рабочего времени | 365 | 365 | — | — |
2. | Количество выходных и праздничных дней | 117 | 118 | 1 | 100,8 |
3. | Номинальный фонд рабочего времени | 248 | 247 | -1 | 99,6 |
4. | Неявки на работу, в т.ч: | 71 | 74 | 3 | 104,2 |
4.1. | -очередные и дополнительные отпуска | 28 | 28 | — | — |
4.2. | -отпуска по родам | — | — | — | — |
4.3. | -по болезни | 21 | 25 | 4 | 119,0 |
4.4. | -по уходу за ребенком | 14 | 13 | -1 | 92,8 |
4.5. | -разрешенные законом | 5 | 4 | -1 | 80,0 |
4.6. | -прогулы | 3 | 4 | 1 | 133,3 |
5. | Полезный фонд рабочего времени | 177 | 173 | -4 | 97,7 |
Номинальный фонд рабочего времени по плану на одного рабочего – 247 дней при 8 часовом рабочем дне и в текущем году фактически составил 173 дня, в прошлом году за соответствующий период составил 177 дней.
Таким образом, в 2015 году по сравнению с базовым годом полезный фонд рабочего времени был меньше на 4,17 дня или на 2,02%.
Далее рассмотрим фонд оплаты труда в организации. Фонд оплаты труда представляет собой средства компании, которые расходуются в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, различные доплаты работникам. Например, начисленные компанией суммы оплаты труда независимо от источника их финансирования, компенсирующие и стимулирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов и другие. Прежде всего, при анализе использования фонда оплаты труда сотрудников, необходимо рассмотреть динамику и структуру фонда оплаты труда базового предприятия за рассматриваемый период.
Таблица 2. 4 — Расчет фонда оплаты труда в ООО «Спецтехсервис»
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2014 год | 2015 год | Отклонение в тыс. руб. | Отклонение в% |
2. | Администрация, в т.ч. | Тыс. руб. | 576,0 | 679,7 | 103,7 | 118,0 |
2.1. 2.2. | АУП ИТР | Тыс. руб. Тыс. руб. | 254,0 322,0 | 312,5 367,2 | 58,5 45,2 | 123,0 114,0 |
3. | Торговый персонал, в т.ч. | Тыс. руб. | 7500 | 9620,6 | 2120,6 | 128,0 |
Итого ФОТ по всем категориям: | Тыс. руб. | 8652 | 10980 | 2328 | 126,0 |
Как видно из таблицы произошло фиксированное в процентном соотношении повышение оплаты труда на 18% практически по всем категориям персонала. Общий фонд оплаты труда увеличился на 2328 тыс. руб. Больше всего изменился ФОТ торгового персонала – на 23%.
Для анализа эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда необходимо сравнить темпы роста производительности труда и темпы роста среднегодовой заработной платы (см. табл. 2. 5).
Таблица 2.5 — Темп роста средней заработной платы и темп роста производительности труда одного работника ООО «Спецтехсервис»
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2014 г. | 2015 г. | Откл. в тыс. руб. | Откл. в% |
1. | Объем выручки от продаж | Тыс. руб. | 11200 | 15600 | 4400 | 139,29 |
2. | Численность работников | Чел. | 28 | 30 | 2 | 107,14 |
3. | Годовая производительность труда 1-го работника | Тыс. руб. | 400 | 520 | 120 | 130,00 |
4. | Фонд оплаты труда | Тыс. руб. | 8652 | 10980 | 2328 | 126,91 |
5. | Среднегодовая заработная плата 1 работника | Тыс. руб. | 309 | 366 | 57 | 118,45 |
Из таблицы видно, что темп роста производительности одного работника (130,00%) выше темпа роста заработной платы (126,91%), что говорит о снижении себестоимости производимой продукции, а, следовательно, об увеличении прибыли.
- Анализ объемов продаж и ассортимента продукции, работ, услуг.
Цель анализа – оценка объема производства и реализации продукции, а также выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции.
Показатели динамики изменения объема реализации продукции, работ, услуг ООО «Спецтехсервис» представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 — Показатели динамики изменения объема реализации продукции, работ, услуг ООО «Спецтехсервис»
№ п/п | Показатель | Ед. изм. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
1. | Объем реализации продукции, работ, услуг | Тыс. руб. | 7856,3 | 11200 | 15600 |
2. | Прирост базисный | Тыс. руб. | — | 3343,7 | 4400 |
3. | Прирост цепной | Тыс. руб. | — | 3343,7 | 4400 |
4. | Темп роста базисный | % | — | 14,25% | 13,92% |
5. | Темп роста цепной | % | — | 14,25% | 28,17 |
Из таблицы видно, что за рассматриваемый период объем реализации продукции, работ, услуг увеличился, так в 2015 году на 28,17% в отношении к 2013 году и на 14,25% в отношении к 2014 году.
Далее проведем оценку выполнения плана по ассортименту продукции, работ, услуг, выявим структуру выпущенной и реализованной продукции и услуг, а также изучим динамику этих показателей.
В процессе производства продукции, выполнения работ, а также оказания услуг создается новая стоимость, которая определяется суммой выручки от реализации.
В таблице 2.7 представлена выручка от реализации услуг по видам деятельности ООО «Спецтехсервис».
Таблица 2.7 — Анализ ассортимента услуг ООО «Спецтехсервис»
Наименование услуги | Объем реализации, тыс. руб. | Изменения | ||
2014 г. | 2015 г. | +/- | % | |
Проектирование | 3656,8 | 5200 | 1543,2 | 142,20 |
Монтаж | 2830,9 | 3500 | 669,1 | 123,64 |
Сервисное обслуживание систем кондиционирования | 1796,2 | 1980 | 183,8 | 110,23 |
Сервисное обслуживание систем вентиляции | 759,1 | 2194,1 | 1435 | 289,04 |
Сервисное обслуживание систем отопления | 999,8 | 1230,4 | 230,6 | 123,06 |
Сервисное обслуживание систем центрального пылеудаления | 1157,2 | 1495,5 | 338,3 | 129,23 |
Итого: | 11200 | 15600 | 4400 | 139,29 |
Наиболее весомой в структуре ассортимента 2014–2015 гг. была группа «Проектирование». В течение года товарооборот ООО «Спецтехсервис» увеличился на 142,2% или на 4400 тыс. руб.
На объем продукции, работ, услуг оказывают влияние множество факторов, в их числе численность работников и годовая выработка одного работающего. Основным показателем объема производства являются валовая продукция. Валовая продукция представляет собой стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Для материальных видов услуг проводится анализ валовой продукции. Объем валовой продукции для данного вида услуг отличается от объема реализации продукции (работ, услуг) на величину разницы остатков НЗП, РБП и ГП (незавершенной продукции, расходов будущих периодов и готовой продукции).
Расчет динамики и объема валовой продукции приведен в таблице 2.8.
Таблица 2.8 — Расчет динамики и объема валовой продукции компании
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2014 г. | 2015 г. | Отклонение в тыс. руб. | Отклонение в% |
1. | Объем реализации | Тыс. руб. | 11200 | 15600 | 4400 | 139,29 |
2. | НЗП на начало года | Тыс. руб. | — | — | — | — |
3. | НЗП на конец года | Тыс. руб. | — | — | — | — |
4. | ГП на складе на начало года | Тыс. руб. | 502,3 | 742,9 | 240,6 | 147,90 |
5. | ГП на складе на конец года | Тыс. руб. | 742,9 | 1449,6 | 706,7 | 195,13 |
6. | РПБ на начало года | Тыс. руб. | — | — | — | — |
7. | РПБ на конец года | Тыс. руб. | — | — | — | — |
8. | Объем валовой продукции | Тыс. руб. | 10959,4 | 14893,3 | 3933,9 | 135,90 |
Из таблицы видно, что в 2014–2015 гг. в структуре активов отсутствовали незавершенное производство и расходы будущих периодов, и на объем валовой продукции оказывала влияние только динамика готовой продукции на конец года. Объем валовой продукции в 2014 году составил 10959,4 тыс. руб., и, соответственно, в 2015 году он вырос на 3933,9 тыс. руб. и составил 14839,3 тыс. руб.
- Анализ себестоимости и затрат на производство.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости, а также изыскание путей их мобилизации.
Анализ структуры и динамики затрат ООО «Спецтехсервис» можно провести на основе таблицы 2.4 — 2.8.
Издержки обращения выросли на 24,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом. В денежном выражении в 2015 году больше всего возросли расходы на зарплату персонала – на 2328 тыс. руб., социальные взносы на 698,4 тыс. руб. В 2015 году наблюдается рост всех статей расходов. Общий рост себестоимости услуг составил 934,6 тыс. руб. или 126,6%.
- Анализ ликвидности и платежеспособности.
Важным показателем, характеризующим финансовое состояние предприятия, является его ликвидность. Анализ ликвидности баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения его обязательств, сгруппированными по степени срочности погашения.
Для проведения финансового анализа целесообразно составить агрегиро-ванный аналитический баланс, который значительно упростит расчёт различных экономический коэффициентов и более наглядно и обобщённо представит информацию, содержащуюся в балансе (см. Приложение А).
Как видно из таблицы, баланс компании увеличился на 192,0 тыс. руб. Денежные активы предприятия снизились по сравнению с 2014 годом на 10,5 тыс. руб., что является отрицательной тенденцией, так как компании нужны ликвидные средства. Возросла дебиторская задолженность на 41,3 тыс. руб., что свидетельствует об отвлечении денежных средств из оборота компании. Кредиторская задолженность возросла на 12,4 тыс. руб. что негативно сказывается на финансовом состоянии компании. Собственный капитал вырос на 176,4 тыс. руб.
Основываясь на изменениях в структуре активов ООО «Спецтехсервис» в исследуемом периоде можно сделать следующие выводы:
- повышение стоимости дебиторской задолженности, означает что компания не получает ликвидные средства, которые может использовать в производственной и финансовой деятельности;
- положительным моментом является рост собственного капитала, т.к. это означает повышение моментальной платёжеспособности.
Таблица 2.9 — Абсолютные показатели ликвидности баланса
Условия ликвидности баланса | На 31.12.2014 г. | На 31.12.2015 г. |
S ≥ Rp | 1201,2 ≥ 998,4 верно | 1190,7≥ 1010,8 верно |
Ra ≥ Kt | 55,4≤ 1106,5 неверно | 96,7≤ 1109,7 неверно |
Z ≥ Kd | 882,2≥ 0 верно | 862,8≥ 0 верно |
F <Ec | 3856,6≤ 3890,5 верно | 4037,2≤ 4066,9 верно |
где S –денежные активы;
Rp – кредиторская задолженность;
Ra – дебиторская задолженность;
Kt –краткосрочные кредиты и займы;
Z – запасы и затраты;
Kd – долгосрочные кредиты и займы;
F – иммобилизованные активы;
Ec –реальный собственный капитал.
Выполнение данных условий означает:
- (S ≥ Rp) – в компании ООО «Спецтехсервис» в 2014–2015 гг. соответствует, это говорит о том, что компания обладает моментальной платежеспособностью;
- (Ra ≥ Kt) – в 2014–2015 гг. не соответствует нормативу, компания не обладает платежеспособностью на ближайшие 3 месяца;
- (Z ≥ Kd) – компания обладает перспективной платежеспособностью на ближайшие 6 месяцев в 2014–2015 гг.;
- (F < Ec) – у компании имеются собственные оборотные средства.
Выполнение последнего условия гарантирует не только платежеспособность, но и финансовую устойчивость предприятия ООО «Спецтехсервис».
ООО «Спецтехсервис» в 2015 году стало обладать моментальной платежеспособностью и собственными оборотными средствами. Платежеспособность за шесть месяцев означает, что структура баланса компании признается удовлетворительной, а сама компания платежеспособной.
Значит компания ООО «Спецтехсервис» сможет расплатиться по своим долгам и обязательства. Всё это говорит об улучшении финансовой устойчивости компании.
Теперь рассчитаем относительные показатели платежеспособности ООО «Спецтехсервис» (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10 — Относительные показатели платежеспособности ООО «Спецтехсервис»
Статьи баланса | Нормативное значение | На 31.12.2014 г. | На 31.12.2015 г. | Откл. (+, -) 2015 г. от 2014 г. |
Общий показатель платежеспособности | 1 | 1,20 | 1,03 | -0,17 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | >0,2 | 0,54 | 0,33 | -0,21 |
Коэффициент критической (срочной) ликвидности | 0,7–1,0 | 1,02 | 0,95 | -0,07 |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) | 1,2–2,5 | 1,37 | 1,20 | -0,17 |
Из таблицы 2.10 видно, что за 2014–2015 гг. все показатели ликвидности предприятия были на оптимальном уровне.
Общий показатель платежеспособности на предприятии в 2014 году соответствует нормативу – 1,13, в 2015 г. – 1,03. Коэффициент абсолютной ликвидности на протяжении 2014–2015 гг. был больше норматива. В 2015 г. предприятие погасило за счет имеющихся денежных средств 33% краткосрочных обязательств. Коэффициент критической (срочной) ликвидности был в пределах норматива. Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) в 2014–2015 гг. так же был в пределах нормы.
Таким образом, все коэффициенты ликвидности удовлетворяют нормативам, что свидетельствует об устойчивом финансовом положении предприятия.
- Анализ прибыли и рентабельности.
Финансовый результат компании, в независимости от ее организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. В процессе предпринимательской деятельности прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере производства.
Для того чтобы оценить эффективность работы компании недостаточно использовать только показатель прибыли. Для этого необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность. Рентабельность – показатель экономической эффектив-ности производства в организациях, комплексно отражающий использование трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Показатели прибыли характеризуют абсолютный финансовый эффект хозяйственной деятельности компании, а рентабельность определяет относительный размер прибыли, который применяется для объективной оценки конечных результатов деятельности компании.
Как видно из таблицы объем реализации услуг ООО «Спецтехсервис» в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличился на 139,29%, при этом чистая прибыль выросла на 323,27% и составила 1016,60 тыс. руб. В 2014 году прибыль была отрицательной – 313,5 тыс. руб. Сокращение чистой прибыли произошло под влиянием более быстрых темпов роста издержек обращения и себестоимости по сравнению с ростом товарооборота.
Таким образом, численность работающих выросла на 2 человека, в результате производительность увеличилась на 120 руб./чел. Выросла заработанная плата персонала на 2328 тыс. руб., выросла средняя заработанная плата на 57 тыс. руб. Себестоимость к 2015 году увеличилась на 3069,9 тыс. руб. Все коэффициенты ликвидности в норме, что говорит об устойчивом финансовом положении. Можно сказать, что в 2014 году предприятие испытывало финансовые трудности, но уже в 2015 году оно поправило свое положение, о чем свидетельствует рост финансовых показателей в 2015 году.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф