Меню Услуги

Финансовое планирование и управление системой бюджетов предприятия ООО «Cпецтехсервис»


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  • 1.1. Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования на предприятии
  • 1.2. Принципы и методы финансового планирования и бюджетирования
  • 1.3. Процесс и этапы финансового планирования и бюджетирования на предприятии
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СПЕЦТЕХСЕРВИС»
  • 2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
  • 2.2. Анализ системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии ООО «Спецтехсервис»
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СПЕЦТЕХСЕРВИС»
  • 3.1. Мероприятия по совершенствованию системы финансового планирования и бюджетирования на ООО «Спецтехсервис»
  • 3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы планирования и бюджетирования ООО «Спецтехсервис»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Введение

В современных условиях рыночной экономики, независимости компаний, их ответственности за результаты деятельности появляется необходимость в определении тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых способностей компаний. Решением таких вопросов и занимается финансовое планирование и бюджетирование.

Во-первых, финансовое планирование позволяет определить будущее компании и его всех структурных подразделений, во-вторых, позволяет оценить возможность достижения желаемых результатов деятельности компании и, в-третьих, позволяет выбрать наиболее эффективные методы и средства, а так же определяет последовательность действий в достижении желаемых результатов.

Основой финансового планирования является формирование финансовых бюджетов. Бюджеты, в свою очередь, включают плановые и отчетные данные, а также характеризуют все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации. Поэтому бюджетирование – процесс, в ходе которого, обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения, а также использования хозяйственных средств организации на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

В процессе финансового планирования и бюджетирования разрабатываются формы и способы выживания, а также развития в новых условиях рыночной экономике. Система финансового планирования включает в себя формирование финансовых ресурсов, их методы, прогнозирование и обеспече-ние стабильной финансовой устойчивости организации в рыночных условиях. Финансовое планирование и бюджетирование включает все формы финансовой деятельности организации: формирование прибыли, ее распределение, денежные расчеты, инвестиционную политику и другие.

Финансовое планирование и бюджетирование предусматривает не только определение текущих целей (краткосрочных), но и долгосрочных целей финансовой деятельности компании, а также выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели планирования и бюджетирования должны быть объединены общей стратегией экономического развития и направлены на максимизацию прибыли организации. В процессе разработки финансового плана или бюджета необходимо учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденции развития отечественных финансовых рынков и другие показатели.

При разработке финансового плана или бюджета особое внимание следует уделять производству конкурентоспособной продукции, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, рациональному использованию привлеченных средств, эффективному использованию капитала организации.

В процессе формирования финансового плана или бюджета очень важно учитывать факторы риска: неплатежей, инфляционных колебаний, финансового кризиса и других непредсказуемых обстоятельств.

В основе эффективного финансового плана лежит прогнозирование, которое является реализацией стратегии организации на экономическом рынке. Финансовое прогнозирование изучает возможное финансовое состояние организации на перспективу. Прогнозирование, в отличие от планирования, предусматривает разработку альтернативных финансовых показателей, использование которых дает возможность выявить один из наиболее эффективных вариантов развития финансового состояния организации.

Основой финансового прогнозирования является анализ имеющейся информации со следующей ее обработкой и учетом возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Чтобы своевременно учесть эти изменения, способы и методы прогнозирования должны быть достаточно динамическими.

Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование являются основной формой реализации главных целей организации, определяют важнейшие показатели, пропорции, а также темпы расширенного воспроизводства.

Актуальность выпускного проекта определяется необходимостью создать эффективную систему планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия.

Объектом исследования выпускной работы является система финансового планирования и бюджетирования на предприятии  ООО «Спецтехсервис» г. Казани .

Предметом исследования являются условия реализации эффективной системы планирования и бюджетирования на предприятии.

Цель выпускной работы – совершенствование системы финансового планирования и управления системой бюджетов на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. изучить теоретические аспекты финансового планирования и бюджетирования;
  2. охарактеризовать нормативный метод, балансовый, метод экономического анализа, денежных потоков, экономико-математического моделирования, многовариантности, расчетно-аналитический,метод финансового планирования и бюджетирования;
  3. рассмотреть этапы процесса планирования и бюджетирования;
  4. проанализировать систему финансового планирования и бюджетирования предприятия;
  5. разработать рекомендации по совершенствованию системы финансового планирования и бюджетирования предприятия.

 

Глава 1. Теоретические аспекты финансового планирования и бюджетирования на предприятии

1.1. Сущность, значение и виды финансового планирования и бюджетирования на предприятии

Эффективное управление финансами компании может быть только при рациональном планировании всех финансовых ресурсов, а также их источников отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование процесс разработки и принятия целевых установок, а также определения путем их наиболее эффективного достижения.

Процесс планирования деятельности компании в период перехода от административно-командной к рыночной экономике кардинально поменялся.

Одной из основных причин, приведенных к сложной экономической ситуации, стало то, что принятые в условиях централизованной экономики методы планирования, оказались не эффективными. Старая система планирования не соответствовала новым рыночным условиям. Обойтись же без эффективного планирования, как оказалось не в состоянии ни одна компания.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Таким образом, появилась необходимость разработать новую качественную, эффективную систему финансового планирования, которая будет отвечать целям и задачам компании в современных условиях рыночной экономики.[28]

Между тем, наряду с осознанной необходимостью широкого применения эффективного финансового планирования в современных условиях существуют такие факторы, которые ограничивают его использование в организациях. К ним относятся: незначительная доля компаний располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; высокая степень неопределенности на российском рынке; отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Огромные возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные организации. Они владеют достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных экспертов в области финансов.

В небольших компаниях, в основном, для этого нет средств. Мелкие компании чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей эффективно деятельности, в то время как внешняя среда у таких компаний более агрессивна и сложно поддается контролю.

Финансовое планирование предприятий это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по созданию, распределению и применению денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки (в основном прибыли) в соответствии с имеющимися материальными ресурсами, целями и задачами развития компании и интересами собственника.

Финансовый план обобщающий плановый документ, который отражает поступление и расходование финансовых ресурсов организации на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период.[32]

В зависимости от срока, на который составляется план, различают краткосрочные (год), среднесрочные (1–3 года), долгосрочные (свыше 3-х лет) планы.

По времени составления финансовые планы могут быть: вступительными (формируются на дату организации компании), текущими (оперативными) периодически составляются в течение всего времени функционирования организации; антикризисными (составляются, когда организация находится на стадии банкротства); объединительными (соединительными); разделительными и ликвидационными. Антикризисные, объединительные, разделительные, ликвидационные финансовые планы составляются тогда, когда организация проходит этапы объединения, разделения, либо находится на стадии ликвидации. Финансовые планы также могут быть основными и вспомогательными. Вспомогательные планы обеспечивают составление основных планов.

По объему информации планы бывают единичными (отображают стратегию по одной организации) и сводные представляют собой стратегию действий для целевой группы организаций. По содержанию отображаемой информации финансовые планы делятся на статистические и гибкие (динамические) планы. Статистические финансовые планы содержат один уровень представляемой информации, а гибкие – несколько. Гибкие (динамические) планы более информативны, но составить их сложнее, чем статистические.[24]

Финансовые планы в зависимости от целей составления подразделяются на пробные и окончательные. Пробные планы составляются в целях реализации аналитических и контрольных процедур. Окончательные планы, в свою очередь, являются официальными документами организации и служат источниками для изучения финансовых планов. В зависимости от пользователя информации финансовые планы подразделяются на планы, представляемые в фискальные органы, кредиторам, учредителям, инвесторам и другие. Планы по характеру деятельности делятся на планы по основной и не основной деятельности.[35]

В процессе финансового планирования оценивается состояние денежных средств, резервов, а также определяются потенциальные возможности компании. Все основные способы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности организации определяются именно в этом процессе.[36]

Разработка организациями эффективных финансовых планов имеет важное место в системе мер по стабилизации их денежного оборота.

Финансовое планирование включает в себя разработку финансовых и операционных бюджетов, прогнозы финансовых ресурсов на ближайший период времени (2–3 года). В России финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов компании.

Для повышения эффективности процесса принятия управленческих решений, а также для оценки потенциальных последствий этих решений в организациях и стали вводить системы бюджетирования.

Бюджет – это оперативный финансовый план составленный, как правило, в рамках до одного года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), который отражает поступление и расход денежных средств по текущий, инвестиционной, а также финансовой деятельности компании. Существуют два вида бюджетов в практике управления финансами компании: операционный и финансовый.

Наиболее используемой является схема, бюджетирования, при которой, формирование и утверждение бюджета происходит на ежегодной основе. Руководство организации в конце календарного года утверждает бюджет на следующий год. Бюджетные показатели фиксируются по статьям и периодам (квартал, месяц). В течении года отдельные статьи могут редактироваться (или корректироваться), однако, в целом бюджет не пересматривается.

При другом варианте осуществляется скользящее или непрерывное бюджетирование, другими словами, составляется бюджет, основанный на накопленных знаниях об исполнении бюджета предыдущих периодов. При таком подходе, обычно оперируют более ограниченными периодами (неделя, декада, месяц). При данном планировании достигается максимальная детализация вплоть до определения конкретной затратной позиции, ее стоимости, оговоренной с поставщиком.

При формировании долгосрочных бюджетов за основу берутся показатели прошлых лет, которые скорректированы на планируемый рост или другие, еще более абстрактные величины. Бюджетирование в зависимости от поставленных целей и задач подразделяется на стратегическое и оперативное. Стратегическое бюджетирование ориентировано на достаточно длительные промежутки времени: полугодие, год. При оперативном бюджетировании в расчет берутся менее длительные промежутки времени: квартал, месяц, неделя.

При составлении прогноза на ближайшую неделю или месяц в процессе оперативного бюджетирования можно оперироваться на более или менее достоверную информацию о предстоящих доходах и расходах. К примеру, можно проанализировать информацию о произведенных и неоплаченных отгрузках и составить прогноз поступления денежных средств по отгруженным заказам на основании условий и графиков оплаты конкретного клиента. Всеми запланированными или фактически полученными покупками, которые не оплачены, но условия и графики оплаты определены, можно оперировать за счет прогнозирования исходящих платежей.[26]

Существуют так же такие понятия как вертикальное и горизонтальное бюджетирование.

Вертикальное бюджетирование составление первоначального бюджета, структурными единицами организации, а также утверждение его у топ-менеджмента а с возможными корректировки бюджетных статей.

Горизонтальное бюджетирование подразумевает составление бюджета организации, при котором согласовываются бюджеты размерных структурных единиц (подразделений, отделов) без вмешательства топ-менеджмента, а так же выноситься на обсуждение руководства компании только вопросы, по которым подразделения или отделы не смогли договориться самостоятельно.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что является значительным, и приводит к повышению эффективности управления. Внедрение эффективной системы бюджетирования позволит руководству компании планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение конкретного финансового результата, другими словами позволит установить конкретные показатели деятельности и четко определить цели, более того появиться возможность направить, деятельность всех подразделений, на достижение одного целевого финансового результата, при этом, распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Так же улучшается информационный обмен и взаимодействие между структурными подразделениями.[37]

С помощью бюджетирования можно оптимизировать финансовые потоки, предварительно установив критические периоды деятельности организации и необходимость внешнего финансирования.

Таким образом, введение системы бюджетирования позволяет создать целостную и эффективную систему управления. Грамотно поставленная система бюджетирования помогает не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство организации.

Значение внутрифирменного финансового планирования состоит в следующем:

– обеспечить финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

– воплощает выработанные стратегические цели и задачи в форму конкретных финансовых показателей;

– служит инструментом получения финансовой помощи от внешних инвесторов;

– в условиях конкуренции предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта компании.

С одной стороны, планирование связано с уменьшением числа нереализованных возможностей, с другой предотвращением ошибочных действий в области финансов.

Целью финансового планирования и бюджетирования, является воспроизводственного процесса соответствующими финансовыми ресурсами, как по объему, так и по структуре.

Задачами финансового планирования и бюджетирования являются: определение объекта планирования; определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направлений их расходования; установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее рационального вложения капитала и его эффективного использования; увеличение прибыли за счет экономного использования финансовых ресурсов предприятия; осуществление контроля за использованием и расходованием денежных средств и другие.

Главными объектами финансового планирования и бюджетирования выступают: выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг) производства; фонды специального назначения и использования; прибыль компании и ее распределения по соответствующим направлениям; объем платежей в бюджет и социальные внебюджетные фонды; объем капитальных вложений, а так же источники их финансирования и другое.

В зарубежных корпорациях финансовое планирование и бюджетирование направлено на извлечение приемлемой прибыли, а так же на сохранение их позиции на финансовом рынке.[47]

Чистая прибыль прибыль, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов и процентов. Поэтому менеджмент компании, при разработке финансовых планов, должен учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.

Таким образом, финансовое планирование и бюджетирование в управлении компании играет важную роль. Развитие компании, решение социальных проблем его сотрудников, зависит от того, как правильно распределена прибыль, производиться инвестиционная политика минимизируется налогооблагаемая база, оборачиваются оборотные средства.

1.2. Принципы и методы финансового планирования и бюджетирования экономический

Принципы, методы, объекты, задачи и временные периоды планирования составляют методологическую основу планирования, которая определяет требования к построению финансовых планов организации. Организация финансов компаний, отображающих процесс формирования, развития, деления и применения финансовых ресурсов, базируется на определенных принципах организации. Эти принципы характеризуют тип и содержание плановой деятельности в организациях как сложных систем:

  • Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает: существование группы элементов (подразделений); взаимосвязь и взаимозависимость между ними; наличие единого направления развития элементов, нацеленного на общие цели и задачи развития компании.
  • Координация планов отдельных структурных подразделений выражается в том, что невозможно эффективно планировать работу одних подразделений компан6ии вне связи с другими. Любые изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
  • Принцип участия заключается в том, что каждый специалист компании независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции становится участником плановой деятельности.
  • Принцип непрерывности состоит в том, что: процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках определенного цикла; разработанные планы непрерывно должны приходить на смену друг другу (план производства – план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней среды и непредусмотренные изменения внутренней среды требуют постоянной корректировки и уточнения планов развития компании.
  • Принцип гибкости (эластичности) тесно связан с предыдущим и состоит в том, что планы и процесс планирования в целом могут менять свою направленность в зависимости от непредвиденных обстоятельств.

Поэтому планы должны содержать «резервы безопасности» (ресурсов, производственных мощностей и другие). Суть принципа состоит в том, чтобы придать гибкость процессу планирования и финансовым планам возможность изменять направления использования ресурсов и резервов в связи с возникновением новых обстоятельств.

  • Принцип точности предполагает, что планы развития компании должны быть конкретизированы и детализированы.
  • Принцип научности заключается в том, что в процессе финансового планирования необходимо сочетать воздействие нормативных и законодательных документов на деятельность, действия экономических законов, а так же обеспечение методологической базы расчетов.
  • Принцип конъюнктуры рынка предполагает, необходимость учета возможностей компании в обеспечении потребностей рынка.
  • Принцип единоначалия заключается в том, что руководитель компании имеет решающее слово в вопросах решения поставленных конкретных задач с учетом его интересов.

В развитие этих общих положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования на предприятии:

  1. Принцип финансового соотношения («золотое банковское правило») предполагает, что капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала, другими словами поступление и использование финансовых средств компании должно происходить в установленные сроки.
  2. Принцип платежеспособности состоит в том, что в течение всего года планирование денежных средств должно, обеспечивать, соблюдение организацией платежной дисциплины. В данном случае компания должна иметь достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать своевременное погашение долгосрочных обязательств.
  3. Принцип рентабельности капитальных вложений. Данный принцип заключается в том, что целесообразно выбирать недорогие способы финансирования для реальных инвестиций, например, таких как финансовый лизинг, среднесрочный банковский кредит и другие. Заемный капитал выгодно привлекает только тогда, когда он повышает доходность капитала предприятия. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа, своего рода, рычага, представляющего собой объективный фактор, который возникает с появление заемных средств в объеме авансируемого капитала и позволяет получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
  4. Принцип сбалансированности рисков – особенно-рисковые долгосрочные инвестиции лучше всего финансировать за счет собственных средств, а также привлекать денежные ресурсы спонсоров.
  5. Принцип приспособления к потребностям рынка – компания должна учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов.
  6. Принцип предельной рентабельности необходимо и целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают организации максимальную рентабельность. Это происходит в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала.
  7. Принцип самофинансирования предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами.
  8. Принцип коммерческой тайны состоит в том, что любая информация, которая связанна с разработкой финансовых планов и показателей, а также сами величины показателей вызывают у других субъектов хозяйствования коммерческий интерес, с целью изменения положения на рынке.

На стадии организации финансового планирования обеспечение принципов финансового планирования, взаимосвязанных между собой пред-полагает: непрерывность плановых действий, преемственность текущих и долгосрочных заданий и планов, их координацию во времени и в пространстве; приспособление, финансовых планов к конкретной экономической ситуации исходя из действующих условий и намеченных в данный период задач, установленных приоритетов.

Планирование финансовых показателей компании осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования представляют собой конкретные приемы и способы расчетов финансовых показателей.

При планировании финансовых показателей используют следующие методы: нормативный, балансовый, метод экономического анализа, денежных потоков, экономико-математического моделирования, многовариантности, расчетно-аналитический метод.

Нормативный метод планирования основан на определении и использовании системы норм и нормативов, которые учитывают мероприятия по повышению организационного и технического уровня производства, использованию сырья и материалов, повышению производительности труда.[9]

В зависимости от роли в планировании применяемые нормы и нормативы подразделяются на три группы:

а) нормы и нормативы, которые отражают целевые задачи плана, например, нормы и нормативы трудовых ресурсов, расхода материалов, ремонта оборудования, нормы потребления товаров и услуг и другие.

б) экономические нормы и нормативы, например, такие как, нормативы оборотных средств, нормативы формирования фонда оплаты труда и отчислений на социальное страхование. Отчислений от прибыли, платежей в бюджет и другие.

в) технико-экономические нормы и нормативы. Такие нормы и нормативы используются при технико-экономическом анализе повышения технического и организационного уровня производства, выпускаемой продукции, ввода современных производственных мощностей.

Балансовый метод планирования предоставляет собой метод выявления и обеспечения пропорций в развитии компании, другими словами, определенных количественных отношений между развитием всех взаимосвязанных структурных элементов и факторами производства путем создания системы балансов.

Система балансов включает:

а) балансы по увязке объемов производства продукции с производственной мощностью компании, а также имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

б) балансы, по увязке объема производимой компанией продукции и оказываемых услуг, которые необходимы для отдельных заказчиков и в целом для народного хозяйства;

в) балансы по координации объемов производства и пропорциональности на различных стадиях развития производственного процесса (подготовительной, обрабатывающей, сборочной) и его видов (основного, вспомогательного, обслуживающего).

Балансовый метод позволяет определить систему взаимосвязанных показателей в части потребности и наличия ресурсов, источников их поступления, распределения и применения, а также конкретизирует требования пропорциональности и условия ее соблюдения организаций.

На всех условиях управления компанией балансовый метод обеспечивает единство планирования, координацию, согласование и увязку разделов и показателей плана. Помогает выявить и устранить «узкие места» и диспропорции, также обеспечивает вскрытие резервов в развитии отдельных производств и их дальнейшее использование в решении плановых задач.

Балансовый метод позволяет установить правильные пропорции, и темпы развития подразделений и служб компании.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции движения натуральных и стоимостных показателей, а также внутренние ресурсы организации.[23]

Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов, а также служит инструментом прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов компании. Теория прогноза денежных потоков базируется на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетирование всех издержек и затрат. Такой метод планирования дает более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.[14]

Экономико-математический метод планирования основывается на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что позволяет проанализировать большое число вариантов плана и выбрать наиболее оптимальный.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, из которых выбирается более целесообразный, при этом критерии отбора могут быть различными. Так, к примеру, в одном варианте может быть заложен рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию, а в другом продолжающийся спад производства инфляции и слабость национальной валюты.

Расчетно-аналитический метод планирования основан на анализе достигнутого уровня финансовых показателей компании, прогнозирования их уровня на будущий период. Данный метод применяется тогда, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями устанавливается не прямо, а косвенно – на основе изучения их динамики за определенные периоды (месяцы, годы).

С помощью такого метода определяют плановую потребность в амортизационных отчислениях, оборотных активах и другие показатели.

В процессе финансового планирования и бюджетирования указанные методы применяются в их взаимосвязи и взаимодополнении. Например, разработка материальных балансов основана на использовании системы норм и нормативов расхода материалов с балансовым методом, который обеспечивает определение необходимых ресурсов для реализации поставленной цели планирования.

Таким образом, в практике финансового планирования и бюджетирования применяются различные принципы и методы планирования, от которых во многом зависит качество финансовых планов, а также их эффективность.[27]


Страницы:   1   2   3   4