Меню Услуги

Методы повышения эффективности муниципального управления в сельской местности


Страница:   1   2   3


Содержание

  • Введение
  • Глава 1.1. Общие характеристики и особенности муниципального образования
  • Глава 1.2. Виды муниципальных образований
  • Глава 1.3. Сельское поселение как объект муниципального образования
  • Глава 2.1. Общая характеристика сельского поселения Дмитровское
  • Глава 2.2. Местная администрация как управляющий орган сельского муниципального образования
  • Глава 2.3. Структура и функции органов самоуправления сельского поселения Дмитровское
  • Глава 3.1. Особенности организации местного самоуправления в сельском поселении Дмитровское
  • Глава 3.2. Программа развития муниципальных кадров как одна из мер по совершенствованию работы Администрации сельского поселения Дмитровское
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Сельские поселения, несмотря на то, что в настоящее время во многих странах в управленческой деятельности правительств им часто не уделяется должного внимания, на протяжении множества лет и даже столетий остаются важным и незаменимым элементом государства. На длительном промежутке истории сельские поселения являлись краеугольным камнем той системы экономических, социальных, демографических, политических и иных форм взаимоотношений, которая  существует в каждом государстве независимо от его отличительных характеристик и других особенностей.

Переход России к рыночной экономике проходит в весьма сложной ситуации. Ошибки в осуществлении экономических реформ деструктивно повлияли на фундаментальные основы жизни населения: нарастают депопуляционные процессы, разрушается трудовой потенциал, снижаются состояние здоровья и уровень образования, нравственности и культуры значительной части общества.

Особенно глубоко и остро кризис 90-х годов затронул сельское хозяйство, отразился на жизни сельских тружеников. Развал колхозов и совхозов не привел к развитию быстрого и рентабельного фермерского хозяйства. Резко сократилось производство земледельческой и животноводческой продукции, снизились занятость крестьян, их доход. В несколько раз уменьшились материальные ресурсы социальной сферы, сократилась на селе сеть медицинских и образовательных учреждений, клубов, библиотек, киноустановок и т.д.

Актуальность выбранной темы обусловлена главным образом тем, что система самоуправления в сельских поселениях имеет свои особенности, вызванные спецификой поселения, в границах территории которого осуществляется местная публичная власть.

Объект исследования – система управления социально-экономическим развитием сельского муниципального образования.

 Предмет исследования – совершенствование системы управления социально-экономическим развитием сельского поселения Дмитровское, Шатурского района Московской области.

Целью работы является — сформулировать рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации сельского поселения Дмитровское, Шатурского района Московской области

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие первоочередные задачи:

— охарактеризовать сельское поселение как объект муниципального образования;

— определить понятие и структуру местного самоуправления;

— определить местную администрацию как управляющий орган малого муниципального образования;

— дать общую характеристику Администрации сельского поселения сельского поселения Дмитровское, Шатурского района Московской области;

— проанализировать деятельность и особенности организации местного самоуправления в сельском поселении Дмитровское;

— предложить программу развития муниципальных кадров как одна из мер по совершенствованию работы Администрации сельского поселения Дмитровское.

Теоретическую основу работы составили положения и выводы, сформулированные в отечественной государственно-правовой и историко-политической науке, такими учеными как: Чекалин В.С., Постовой Н.В., Зотов В.Б., Васильев, В.И., Рохчин В.Е., Костюков А.Н., Гладышев А.Г. и другие.

Эмпирической основой выступают законодательство Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, и Московской области, акты сельского поселения сельского поселения Дмитровское, Шатурского района Московской области.

Методологической базой работы являются применяемые в общественных науках методы социологического, диалектического, общелогического и общефилософского анализа, а также системный, формально-юридический и сравнительно-правовой подходы. В целях поиска способов решения возникающих на практике трудностей применялся метод моделирования, содержащий варианты решения проблем, а именно совершенствование организации муниципальной службы в сельском поселении Дмитровское и повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования, методических разработок и практических результатов работы в деятельности органов местного самоуправления при разработке концепции и программ, в качестве методического инструмента повышения эффективности функционирования местного самоуправления.

Структура дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, список литературы и других источников. В первой главе исследуются теоретические аспекты муниципального управления сельской местностью. Во второй анализируется сельское поселение Дмитровское. В третьей главе исследуется деятельность Администрации сельского поселения Дмитровское, и даются рекомендации по ее совершенствованию.

Глава 1.1. Общие характеристики и особенности муниципального образования

Муниципальное образование — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Эти признаки следует квалифицировать как юридические признаки муниципальных образований. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии. Перечислим эти признаки.

—  Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.

— Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчёркивающее её влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.

— Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.

— Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчёта и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.

По данным Росстата, на 1 января 2011 года всего в России насчитывалось 23 304 муниципальных образования. Среди них:

— 1824 муниципальных района

— 515 городских округов

— 236 внутригородских территорий города федерального значения: 111 муниципальных образований, городов и посёлков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве

— 1733 городских поселения

— 18 996 сельских поселений

Территория муниципального образования устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с учётом исторических и иных местных традиций. Чтобы осуществлять свои полномочия, муниципальное образование должно иметь прочную экономическую и финансовую базу. Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность и местные финансы. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество земли, муниципальные предприятия, организации и банки, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта [3].

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает следующие гарантии местного самоуправления:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— Запрет на ограничение прав местного самоуправления;

— Обязательность решений органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— Право обращений органов местного самоуправления и их должностных лиц в органы государственной власти;

— Право на судебную защиту.

Принятые путём прямого волеизъявления граждан управленческие решения, а также решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами.

Основные сферы жизни муниципального образования — производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

— управление производством;

— экономическое управление;

— социально-политическое управление;

— управление духовной сферой жизни территории.

Для осуществления деятельности муниципального образования необходимо правовое регулирование как субъекта власти, так и субъекта хозяйствования. Следовательно, муниципальное образование выступает как субъект права. Основным нормативно-правовым актом является устав муниципального образования, в котором отражается его территориальная организация, состав и границы. Он принимается представительным органом муниципального образования или населением на местном референдуме.

Уставом муниципального образования закрепляется статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав определяет основание и порядок прекращения их полномочий; организационную структуру местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы; выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами. Закрепляются формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения через такие формы, как местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан и обращения граждан в органы местного самоуправления; устанавливаются основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления и предусматриваются возможности отзыва депутатов. Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации деятельности местной власти.

При правовом регулировании всех сфер деятельности в муниципальном образовании необходимо уделять внимание правам и обязанностям, свободам и их ограничению, организационным формам установления и регулирования муниципальных образований как субъектов права.

В соответствии с федеральным законодательством определяется порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их границ и наименований.

На основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать ассоциации или союзы для эффективного функционирования местного самоуправления и решения проблем местного характера. [3]

В состав ассоциаций или союзов входят органы местного самоуправления, а не граждане (поэтому эти объединения носят необщественный характер), и не входят коммерческие организации, а сами ассоциации или союзы не входят в структуру органов государственной власти и им не адресуются правительственные распоряжения.

Основные задачи и функции объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия:

— Координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально экономического развития, демографических ситуаций и иных местных особенностей;

— Проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;

— Принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящих в компетенцию органов местной власти, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счёт использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а так же предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях.

— Подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;

—  Подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ.

Эффективность функционирования системы муниципального управления муниципальным образованием и исполнение функций и обязанностей, возложенных на органы управления функций и обязанностей, возложенных на органы управления зависит от правового регулирования.

В настоящее время правовое регулирование деятельности муниципального образования осуществляется на основе принципа сочетания централизации и децентрализации, т.е. на предоставлении самостоятельности органам власти муниципального образования с одновременным возложением на них определённых обязанностей [27. с.238].

Эти полномочия, с одной стороны, определяются кругом задач, которые необходимо решать органам местной власти для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования. Недостатком такого подхода является то, что определённый круг обязанностей может не выполнять во избежание ответственности. С другой стороны, органы местной власти муниципального образования наделяются государственной властью строго очередной компетенцией и в результате не имеют достаточной свободы в своей деятельности.

В настоящее время общая тенденция распределения полномочий органов власти муниципального образования определяется действующим законодательством, а также правом сложившейся традиции и инициативой органов местного самоуправления.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и др. [25. с.420].

Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учётом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления или субъектов РФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учёта населения.

Глава 1.2. Виды муниципальных образований

Конституция РФ в ст.131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

— местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях;

— территориальные основы местного самоуправления определяются с учетом исторических и иных местных традиций;

— изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

На практике используют два основных способа территориальной организации местного самоуправления: территориальный и поселенческий. При выборе поселенческого способа муниципальные образования создаются в границах поселений (городов, сел, поселков). Исторически поселенческий принцип относится к средневековому городскому управлению в Западной Европе и к периоду освоения Северо-Американского континента. Наиболее последовательно поселенческий принцип реализован во Франции. В соответствии с Законом 1789 г. муниципалитет в этой стране был учрежден в каждом городе, поселении, провинции или сельском сообществе. При территориальном способе муниципальные образования образуются на определенной территории, в состав которой могут входить несколько поселений. Местное самоуправление в таких территориальных единицах обычно является результатом эволюции государственного управления на местах и постепенного вовлечения населения в решение публичных задач[5].

Территориальная модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными главным образом на базе крупных городов и административных районов, получила распространение более чем в половине субъектов РФ, среди которых Волгоградская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области. Очевидный недостаток данной модели — отдаленность муниципальных управленческих структур от населения, органы местного самоуправления, по сути, превращаются в низовое звено системы государственной власти.

Почти в 20 субъектах РФ (Воронежской, Оренбургской, Тамбовской областях) действует поселенческая модель с одноуровневыми муниципалитетами, сформированными на базе городских и сельских поселений, сельских округов. Недостатком этой модели является слабая финансовая база большинства таких муниципальных образований, отсутствие развитой инженерной и социальной инфраструктуры, а также квалифицированных кадров. Попыткой совместить достоинства обеих моделей стало использование комбинированного территориально-поселенческого способа, в результате более чем в 20 субъектах РФ (Алтайском крае, Псковской области и др.) была создана двухуровневая система местного самоуправления, в которой нижним уровнем являются поселения, а верхним — муниципальные районы. Двухуровневая модель территориальной организации местной власти сочетает в себе достоинства как поселенческого, так и территориального принципов организации местного самоуправления, лишена их недостатков, но при этом возникают другие трудности. Встает вопрос о необходимости разграничения региональным законодательством полномочий, объектов собственности и доходных источников между муниципальными образованиями разного уровня, недостаточное урегулирование которого ведет к нарушению принципа недопустимости подчиненности среди муниципальных образований. Кроме того, складывающаяся в условиях двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления система бюджетов муниципальных образований не вписывалась в существующую налогово-бюджетную систему страны[25, с.420].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

На решение всех указанных выше проблем направлен Закон о местном самоуправлении от 6 октября 2003 года № 131. Его основная идея заключается в выделении двух уровней муниципальных образований и определении предметов ведения для каждого из них. В соответствии с этим на всей территории РФ (за некоторыми исключениями) вводится двухуровневая система местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований.

— Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]. В отношении сельских поселений закон устанавливает количественную норму, ограничивающуюся статус такого поселения численностью более 1000 человек и общей территорией нескольких сельских пунктов с численностью менее 1000 человек каждый. В случае, если численность населения такого населённого пункта составляет менее 1000 человек, этот населённый пункт входит в состав городского или сельского поселения. Исключение делается для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных районах с численностью менее 100 человек, которые имеют право не входить в состав другого поселения.

Городское поселение — это город или посёлок с прилегающей территорией, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно через выборные и иные органы местного самоуправления. В границах городского поселения могут находиться один город или посёлок с прилегающей территорией, а так же сельские населённые пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения, межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [3].

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [3]. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом соответствующего субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры на территории.

Внутригородская территория города федерального значениячасть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [3].

По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Территория субъекта федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории всех поселений входят в состав муниципальных районов [26, с.360].

Таким образом, закон чётко разделяет границ между видами муниципальных образований, вводя ряд принципиальных ограничений в отношении возможных пересечений границ между ними:

— границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта;

— территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

— территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

В качестве муниципального образования город обнаруживает ряд особенностей, к которым следует отнести такие, как размер, численность и плотность населения, пространственная неоднородность, диверсификация, предельная самодостаточность и пр. Города имеют различный административный статус и степень специализации своей экономической базы.

В России выделяют, как правило, города-столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также малые города. Представленная классификация вбирает в себя как признаки численности населения, так и место этих городов в структуре административного деления.

Из 2940 городских поселений значительная часть приходится на малые города, численность которых составляет 768 единиц, или 70% всех городов. Проживает в них только 17% населения страны. Среднее число жителей малого города составляет 22 тыс. человек. С точки зрения специализации, 58% городов выполняют агропромышленную функцию, 75% — промышленную, 70% — транспортную, 32% — рекреационную, 21% специализируется на обслуживании крупных городов.

Другая значительная часть населения проживает в городах-миллионерах. В крупнейших и малых городах проживает более 75% всего населения страны, что свидетельствует о низкой сбалансированности в системе пропорционального расселения в административно-территориальных единицах. Явную тенденцию к сокращению обнаруживают, по результатам переписи населения, городские поселения с диапазоном численности от 250 тыс. до 1 млн. человек.

Характерной чертой категории городов как территориальных поселений является их принадлежность к административно-территориальным единицам. Свойство целостности и неделимости городского хозяйства сдерживает тенденции наделения более мелких территориальных единиц статусом муниципального образования. Это обстоятельство ещё раз подтверждает концентрацию системы местного самоуправления главным образом на уровне города, где как бы замыкаются друг на друге государственные интересы и интересы проживающего в границах городской черты гражданского населения. И где имеется экономическая основа, обеспечивающаяся его самостоятельность [24, с.370].

Глава 1.3. Сельское поселение как объект муниципального образования

Сельское самоуправление занимает особое место в общей системе местного самоуправления. Сельское поселение, как и городское, представляет собой сложную социально-экономическую систему, которая функционирует и развивается в рамках государственной и региональной стратегий социально-экономического развития, государственной и региональной политики, изменяющегося законодательства.

Общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельском поселении в условиях перехода к рыночным отношениям аналогичны городским и направлены на повышение качества жизни сельского населения. В то же время, сельские поселения существенно отличаются от городских. Эти различия существенно влияют на систему муниципального управления сельским поселением.

 

В сельском поселении добавляется комплекс факторов, усложняющих общий ход развития.

 

В настоящее время сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей:

− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию; работу представительного органа организует избираемый из числа депутатов председатель;

− глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления; руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контракту на конкурсной основе;

− глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях:

− сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования «город — район»;

− сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

− сельские округа или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские округа, не являющиеся муниципальными образованиями;

− сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов; в таких сельских населенных пунктах обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Система местного самоуправления в сельской местности кардинальным образом изменилась после вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. Закон предусматривает осуществление во всех субъектах РФ двухуровневой системы муниципальных образований в сельской местности — поселений и муниципальных районов.

Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничил вопросы местного значения между муниципальными районами и сельскими поселениями и закрепил за каждым уровнем соответствующее имущество и источники доходов.

Большое значение имеет изучение муниципальной социальной политики в сельской местности. Современная ситуация в социальной сфере в сельской местности существенно уступает городской.

В свете решений Федерального закона № 131-ФЗ муниципальная политика в сельской местности должна быть переориентирована на достижение следующих целей:

— Развитие социальной сферы сельских поселений, сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы.

— Создание социальных и экономических основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

— Расширение рынка труда в сельской местности путем создания условия для развития сельскохозяйственного производства и роста доходов сельских жителей.

— Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.

Реализация этих целей возможна только при условии решения таких задач как:

— повышение уровня занятости сельского населения,

— сохранение и создание новых рабочих мест;

— стимулирование привлечения и закрепления выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений в сельской местности;

— повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, повышение качества образования;

— активизация культурной деятельности на селе и ряда других.

Поставленные задачи могут быть успешно решены, если, прежде всего, будет приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы сельских поселений на федеральном и региональном уровнях. Необходимо разработать эффективный экономический механизм, обеспечивающий содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы села на уровне нормативных требований.

Важную роль должно сыграть повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа. И, наконец, большое значение имеет формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

Многие из выполняемых ныне функций не включены в перечни вопросов местного значения и приобретают статус государственных полномочий, например вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также финансирование расходов на обеспечение образовательного процесса.

За сельскими поселениями в социальной сфере закрепляются вопросы, не требующие крупных затрат:

− организация библиотечного обслуживания сельского населения с помощью библиотечного коллектора муниципального района;

− создание условий для организации досуга и обеспечения сельских жителей услугами организаций культуры;

− выявление условий для массового отдыха сельских жителей и благоустройство мест массового отдыха;

− оказание содействия органам местного самоуправления муниципальных районов в установлении опеки и попечительства нуждающимся жителям.

Принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ существенно меняет концепцию местного самоуправления в России и требует дополнительного осмысления и изучения. Прежде всего, назрела настоятельная необходимость конкретизации форм и содержания деятельности сельских органов местного самоуправления в социальной сфере.

Органы сельских муниципальных образований ежегодно утверждают программы развития социальной сферы в качестве составной части комплексных планов социально-экономического развития территорий. В местных бюджетах утверждаются расходы на содержание и развитие социальной сферы.

В настоящее время необходимо наполнить конкретным содержанием такие полномочия в социальной сфере местной администрации сельского поселения как:

− организация и координация работы учреждений социально-культурного назначения с учетом национально-культурных традиций населения;

− налаженность трудового обучения и профессиональной ориентации школьников;

− обеспечение занятости населения оплачиваемых общественных работ по благоустройству;

− содействие устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;

− получение от расположенных на территории муниципального образования предприятий, организаций сведений о высвобождении работающих и др.

Для повышения качества жизни в сельской местности и, следовательно, для организации муниципального управления решающее значение имеет экономическая деятельность. Характер и результаты этой деятельности определяются стратегической ролью сельскохозяйственного производства в обществе и аграрной политикой государства.


Страница:   1   2   3