Скоро защита?
Меню Услуги

Управление затратами предприятия как основа обеспечения финансовой устойчивости организации

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

1 2 3


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
1 Основы оптимизации затрат на предприятии
1.2 Методы оптимизации затрат на предприятии как фактор финансовой устойчивости
1.3 Характеристика существующих принципов оптимизации затрат, используемых в системе управления устойчивостью предприятий
2 Методологические основы финансовой устойчивости в системе управления затрат предприятия
2.1 Методологические и теоретические основы финансовой устойчивости предприятия
2.2 Концепция и принципы управления финансовой устойчивостью предприятия
2.3 Методы оценки финансовой устойчивости компании
3 Оптимизации затрат в системе управления ТОО «Макинский элеватор»
3.1 Общая характеристика деятельности предприятия
3.2 Оценка финансовой устойчивости для ТОО «Макинский элеватор»
3.3 Предложения по оптимизации затрат ТОО «Макинский элеватор»
Заключение
Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время небольшое количество предприятий уделяет достаточное внимание управлению затратами. Пройдя определенный этап развития от обычных ручных форм учета запасов и производственных мощностей до современных автоматизированных методов, современная система управления затрат нуждается              в постоянной модернизации. Обеспечением конкурентоспособности и финансовой стабильности предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают, влияют различные факторы: положение предприятия на рынке; производство и выпуск продукции, пользующейся спросом; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатежеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. п.                                                                                    Финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения прибыли над затратами, обеспечивает свободное управление денежными средствами предприятия и путем эффективного их использования способствует бесперебойному процессу промышленного производства и реализации продукции.                                                    Актуальность данной работы заключается в том, что уровень затрат предприятия оказывает непосредственное влияние на деятельность предприятия и так же на его устойчивость. Существует необходимость изучения показателей финансовой устойчивости и способов оптимизации затрат предприятия.                                                                     Целью данной работы является исследование анализа финансовой устойчивости и определение его роли в эффективном управлении субъектом хозяйствования, а так же исследование методов управления затратами, анализ структуры затрат на производство.                                                          Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:                                                   – изучить сущность затрат как экономической категории;                                                                 – рассмотреть методы и существующие принципы оптимизации затрат;                      – описать теоретические основы финансовой устойчивости;                                             –  выявить факторы как негативно, так и позитивно влияющие на изменение финансовой устойчивости;                                                                                                                 – охарактеризовать существующие методики оценки финансовой устойчивости;                             – дать характеристику деятельности ТОО «Макинский элеватор»;                                                – провести анализ финансовой устойчивости предприятия;                                                       – сформулировать предложения по оптимизации затрат ТОО «Макинский элеватор».  Объект исследования – экономическая деятельность предприятия.                          Предмет исследования – финансовая устойчивость ТОО «Макинский элеватор».                             В работе использовались методы системного, сравнительного и структурного анализов. Использованы графические, табличные и расчетные инструменты исследования.        Теоретической основой данной работы послужили научные труды российских ученых в области теории и практики финансовой устойчивости и управленческого учета.  Информационной базой послужили финансовая отчетность ТОО «Макинский элеватор» за 2016, 2017 и 2018 годы, а также данные опубликованные в интернет ресурсах.       Практическая значимость данной работы, выводы, исследования и предложенные методические рекомендации могут быть использованы на исследуемом предприятии в качестве методического обеспечения, по оценке финансовой устойчивости предприятия. Предложенные пути оптимизации затрат могут быть использованы как информационный материал для руководителя предприятия.

 

1 Основы оптимизации затрат на предприятии

1.1 Сущность затрат как экономической категории

 

Целью каждого действующего предприятия является достижения задач, которые обеспечат ему прибыль, но это невозможно без ограничивающих факторов, таких как затраты предприятия, которые влияют и на объем выпускаемой продукции и на ее реализацию.

Вместе с понятием «затраты» следует рассмотреть такие понятия, как «расходы» и «издержки». Одна часть специалистов считают их синонимами, а вторая часть характеризуют их по-разному, зависит от того, в какой дисциплине и с какой стороны их рассматривают. Для оценки результатов хозяйственной деятельности организации, экономичности производственного процесса необходимо определить содержание этих понятий [27].

Рассмотрим каждое из этих понятий:

Издержки — это затраты выраженные в денежной форме, обусловленные расходованием различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, труда, основных средств, услуг, финансовых ресурсов) в процессе производства и обращения продукции, товаров. Различают постоянные и переменные издержки, которые формируют валовые издержки. Их изучение основано на принципе ограниченности ресурсов, т.е. на факте редкости ресурсов и наличия большого числа альтернативных направлений их использования.

Затраты — это выраженные в денежной форме расходы субъекта хозяйственной деятельности, относящиеся на изготовление и реализацию продукции. Определения практически одинаковые, однако на практике принято, употреблять понятие «затраты» в бухгалтерском учете, а «издержки» в экономическом анализе, которые могут изучаться на уровне национальной экономики и на уровне отдельных компаний [30].

Расходы – это перемещение средств в процессе производства, которые приводят  уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательств. К расходам относятся:

  • себестоимость реализованной продукции;
  • расходы не производственного характера;
  • административные расходы;
  • выплаты процентов;
  • арендная плата, плата налогов и т.д.

Связь понятий «затраты» и «расходы» происходит следующим образом: затраты — это денежные операции в результате хозяйственной деятельности, а расходы — это фактически подтвержденные затраты, которые исчисляют фактическую себестоимость произведенной продукции.

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что применение терминов «затраты», «издержи», «расходы» зависит от того в какой области их используют, например, в экономическом анализе, бухгалтерском учете, финансовом менеджменте и прочих.

В данной работе термин «затраты» будет использоваться в следующем определении. Затраты — это выраженные в денежной форме расходы хозяйствующего субъекта, связанные с восстановлением производственной деятельности.

Оптимизация затрат предприятия связана непосредственно с качеством управления хозяйствующего субъекта и играет важную роль финансовой обеспеченности предприятия. Если на предприятии высокие затраты, качество управления предприятием будет низким. И при учете, что процесс производства   непрерывный, требующий постоянных затрат труда и средств производства, в таком случае издержки будут постоянными и возобновляемыми.

В совокупности можно сказать, что издержки производства — это живой труд, средства и предметы труда. Затраты живого труда представлены в виде труда работников, участвующих в производственных процессах на предприятии. Средства труда участвуют в формировании затрат лишь частично в пределах их потребленной части к ним, выражаются в виде амортизации зданий, машин, оборудования и т.д.  В отличие от средств труда предметы труда полностью участвуют в формировании затрат, так как полностью потребляются в каждом производственном цикле. Затраты предметов труда представлены в виде расходов материалов на производственные нужды: сырье, топливо и т.д.

Большая часть затрат предприятия — это затраты на производственной стадии кругооборота. Они включают затраты труда и средства производства, которые направлены непосредственно на производство продукции.

Состав затрат определен нормативными документами и включает элементы, которые определены руководством в рамках решаемых задач. Предприятие может с помощью классификации затрат предупреждать и определять сложные решения, принимать управленческие решения, результат которых приведет к эффективной работе и приведет предприятия к устойчивому положению на рынке, ведь основа любого действующего предприятия — это достижение целей и задач, которые обеспечат ему прибыль. Поэтому так много зависит от того какая классификация будет выбрана.

 

В деятельности компании возникает много ограничивающих факторов — это затраты предприятия, которые влияют и на объем производства выпускаемой продукции и на ее реализацию.

Проблема оптимизации затрат на предприятии является одной из самых главных. Насколько успешно руководство контролирует процесс образования затрат зависит общий экономический эффект предприятия и состояние его ресурсной базы.

Ученые во все периоды развития теории затрат занимались исследованием этой категории. В настоящее время нет общего подхода к определению понятий «затраты», «расходы», «издержки». С помощью анализа рассмотрим различные точки зрения ученых на определения этих терминов.

Таблица 1 – Анализ терминов «затраты», «расходы», «издержки»

Источник Определение Комментарий
1 2 3
Ивашкевич В.Б «Затраты – выраженные в денежной форме совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени» [23]. Затраты = Расходы = Издержки

 

Врублевский Н.Д. «Расходы – затраты организации на создание производственных запасов материально-технических ресурсов и услуги (работы) поставщиков, включая потребленную в процессе производства их часть» [17]. Затраты = Расходы = Издержки
Рыбакова О.В. «Расходы – уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности [37].

 

 

Затраты, расходы, издержки имеют различный смысл, при этом  каждая категория является составной частью другой

Райзберг Б.А. Издержки– это выраженные в денежной форме затраты, которые используются для производства и обращения продукции и товаров. Общие издержки складываются из постоянных и переменных затрат [36].
Скляренко В.К. «Затраты – денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени».

«Издержки — совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей [35].

 

Продолжение таблицы 1
1 2 3
Казак А.Ю. Веретенникова О.Б. «Затраты – это издержки и прочие затраты на осуществление деятельности, непосредственно не обусловленной производством, но отражающейся на налогооблагаемой прибыли, а также связанные с другим периодом времени и размером затрат».

«Издержки непосредственно связаны с производством и реализацией продукции и представляют собой затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции и ее продажу за определенный период и применительно к конкретному производству» [26].

Выплаты

Расходы

Затраты

Издержки

 

Из данных таблицы 1 можно увидеть, что нет единого мнения определяющего термин «затраты», «расходы», «издержки». Несмотря на это одни авторы рассматривают отдельно термин «затраты» и «издержки» Скляренко В.К. и другие авторы рассматривают только понятие «затраты» например Ивашкевич В.Б. и есть такие которые рассматривают только понятие «расходы» (Врублевский Н.Д., Рыбакова О.В.). Изучив представленную информацию в таблице 1, можно выделить две различные позиции:

– издержки рассматриваются только как затраты, связанные с производством и реализацией, а к затратам относят прочие затраты, которые с этим процессом не связаны;

– затраты рассматриваются как совокупные расходы предприятия, выраженные в денежной форме.

Предприятие имеет возможность сократить имеющиеся затраты. Мероприятие по снижению затрат является анализ себестоимости продукции. Данный анализ очень важен, он объясняется необходимостью экономии ресурсов, данная необходимость постоянно возрастает, так как себестоимость является «обобщающим показателем использования всех видов ресурсов предприятия» [9].

Очень важно отметить затраты, которые составляют основу себестоимости могут значительно отличаться друг от друга, согласно различным характеристикам, поэтому для эффективного управления себестоимостью необходимо понимание всего комплекса затрат, формирующего ее.

Помимо категории «затрат» в экономической теории встречаются такие понятия как «издержки» и «расходы»; к соотношению данных терминов относятся по-разному: одни воспринимают их в качестве синонимичных (В.Б. Ивашевич), другие выражают одну категорию как составную часть другой (Н.Д. Врублевский, О.В. Рыбакова).

Теория затрат был разработана английским ученым Д. Рикардо в его труде «Начала политической экономии и налогового обложения» в 1817 г. В его основе идея о том, что «реальная стоимость товара равноценна издержкам производства», а под издержками автор понимал как затраты труда, так и затраты капитала [10].

В системе Международных стандартов финансовой отчетности существует Принцип подготовки и составления финансовой отчетности (1989г.). Данные стандарты выделяют понятие «расходы», которое трактуется как «уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала» [4].

Из выше сказанного можно сделать вывод, о том что затраты выражаются денежной оценкой ресурсов, при этом обеспечивая принцип их измерения; целевой установкой, так как связаны с производством и реализацией, а также временным промежутком.

Изучив различные подходы к определению понятий «расходы, издержки», «затраты», можно сделать следующие выводы:

– затраты не зависят от срока реализации продукции, но должны быть отражены в документах;

– расходы – это совокупность затрат связанных с моментом реализации продукции;

– издержки рассматривают за несколько периодов и учитывают при планировании.

Проанализировав имеющуюся информацию можно сформулировать свое видения их формулировки.

– издержки – возникают в определенный момент времени, в запланированном объеме и связаны с процессом производства (заработная плата, амортизация и.т.д);

– затраты – могут относиться к другому промежутку времени и не всегда связаны с деятельность предприятия (убытки по внереализационным операциям, убытки от прочей реализации);

Прежде чем изучить критерии классификации расходов, предлагаю рассмотреть особенности их классификации. Расходы возникают в процессе использования экономических ресурсов процессе деятельности основного и вспомогательного производства. Для эффективного управления процессом, нужно сопоставить продукт и все затраты на него, а также следует вести справочник затрат.

Представленную классификацию в таблице 3, принято использовать для определения себестоимости продукции.

 

Таблица 2 – Признаки классификации затрат [18]

Признак Затраты по видам
Отношение к себестоимости

продукции

Включаемые и не включаемые в

себестоимость продукции

Экономическое содержание По элементам затрат и статьям

калькуляции

Экономическая роль в процессе

производства

Основные и накладные
Состав Одноэлементные и комплексные
Способ включения в себестоимость

продукции

Прямые и косвенные
Периодичность возникновения Текущие и единовременные
Участие в процессе производства Производственные и

непроизводственные

Эффективность Производственные и

непроизводственные

 

Классификация затрат предложенная британским экономистом Друри К. [22]:

1) в зависимости от характера связи расходов с определенным объектом:

– прямые;

– косвенные;

2) по отношению к себестоимости продукции:

– расходы отчетного периода;

– себестоимость продукции;

3) в зависимости от влияния управленческого решения на величину затрат:

– релевантные;

– нерелевантные;

4) в зависимости от поведения затрат:

– переменные;

– полупеременные;

– постоянные;

– полупостоянные;

5) зависимости от возможности влияния на затраты:

– возвратные;

– безвозвратные [7].

Классификацию затрат по характеру использования в процессе производства используют для расчета себестоимости, а классификация затрат по характеру применения в связи с выпуском продукции используют при управлении себестоимостью. Классификация затрат по характеру происхождения делится на первичные и вторичные. По форме присвоения к отдельным продуктам, данная классификация разделяется на прямые и косвенные затраты и используется при калькуляции себестоимости продукции.

В представленных выше классификациях отражены основные категории распределения затрат. Для каждого предприятия актуальна своя классификация, в зависимости от специфики деятельности.

Разнообразие подходов к трактовке сущности термина «затраты» повлияло на возникновение их различных форм классификаций.

Создание себестоимости и затрат предприятия осуществляется на пяти уровнях [20]:

  1. Затраты имеющие непосредственное отношение к основной деятельности предприятия и незапланированные затраты, которые не имеют отношения к основной деятельности предприятия, например, пени, штрафы и другое. Данное разграничение позволяет выделить те расходы, которые не учитываются при оценке эффективности хозяйственной деятельности.
  2. Затраты основной деятельности, делятся на операционные и финансовые. В том случае, когда на предприятии несколько видов деятельности, то предприятии будет увеличивать и операционные, и финансовые затраты. Прочие затраты связаны с содержанием социальной сферы и не относятся к основной деятельности предприятия.

Затрат текущей деятельности делят по экономическим элементам и статьям калькуляции:

  1. Затраты от текущей деятельности связаны с производством и реализацией продукции. Анализ структуры затрат этой категории позволяет сравнить плановые и фактические показатели и выявить причины отклонения.
  2. На уровне себестоимости реализованной продукции и товаров.
  3. На уровне производственной себестоимости.

Таким образом можно прийти к выводу, что менеджер который знает категории затрат на производство и реализацию продукции и основания для их классификации  организует рациональный процесс их управления, которой в свою очередь позволит обеспечить прибыльность предприятия, его конкурентоспособность и финансовую устойчивость.

1.2 Методы оптимизации затрат на предприятии как фактор финансовой устойчивости

 

Одним из основных факторов влияющим на объем предложения и выручку являются затраты.  Рост убыточных предприятий на российских рынках как показывает статистика, постоянно растет, что говорит о проблемах в области управления затратами. Для повышения конкурентоспособности предприятия, доступности продукции для покупателя, что принесет более ощутимый экономический эффект от ее продажи необходимо проводить мероприятия по снижению себестоимости производимой продукции.

Исследуем некоторые аспекты управления предприятием, для того что определить экономическую сущности управления затратами.

Управление – это  деятельность, направленная на реализацию целей предприятия при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Классический процесс управления можно представить схематично на рисунке 1.

Рисунок 1 – Процесс планирования, принятия решения, регулирования и контроля [10, с. 56]

Процесс планирования или принятия решения демонстрируют первые пять этапов, а процесс управления принятым решением последние два этапа [24].

Большинство российских и казахстанских предприятий как правила используют при управлении затратами традиционный метод учета затрат, он включает в себя два этапа:

  1. Распределение накладных расходов по производственным подразделениям;
  2. Распределение накладных расходов по продуктам.

В современном мире актуальной остается проблема управления затратами предприятия, так как именно от качественного управления зависит конечный результат деятельности предприятия.

Процесс управления себестоимостью делится на четыре этапа:

1) учет затрат на производство и реализацию и анализ себестоимости;

2) планирование себестоимости на следующий год;

3) создание мероприятий по оптимизации затрат;

4) создание оптимального плана по себестоимости с учетом принятия управленческих решений и его реализация.

Бухгалтерский учет – это основная система сбора и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества предприятия, предназначенная как для внутренних, так и для внешних пользователей.

К задачам финансового учета относится составление внешних отчетов согласно законодательству и стандартам МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
Финансовый учет отражает результаты уже совершенных действий и можно сказать несет «исторический» характер [1].

К задачам управленческого учета относится обобщение, подготовка и предоставление информации для принятия управленческого решения, которое поможет ответить на вопрос, в каком состоянии находится организация и как распределить ресурсы для повышения эффективности деятельности предприятия.

Хорошо организованный управленческий учет на предприятии обеспечит:

– успешную деятельность предприятия;

– обеспечит высокие темпы стратегического развития;

– позволяет менеджеру оперативно получать необходимую учетную и аналитическую информацию;

– обеспечивает организацию конкурентными преимуществами посредством управления затратами, коммерческой деятельностью и организации общего управления;

– структурирует разные виды и направления деятельности предприятия.

Имеется множество методов с помощью которых осуществляется управление затратами на предприятии, для того чтобы выбрать один из них необходимо изучить их слабые и сильные стороны. В таблице 4 представлены преимущества и недостатки методов управления затратами.

 

 

Таблица 3 – Достоинства и недостатки методов управления затратами

Метод Достоинства Недостатки
Директ-костинг Источник информации – финансовая отчетность.

На прибыль периода не влияют изменения постоянных накладных расходов при изменении остатков запасов

Есть возможность определить вклад каждого вида продукции в формировании прибыли предприятия, приводит к снижению трудоемкости

Если использовать, в сочетании с методом стандарт-костинг можно определить что выгоднее собственное производство или закупка продукции

Не все виды затрат можно разделить на постоянные и переменные.

Недостаточное внимание к постоянным затратам. Из-за занижения или завышения стоимости произведенной продукции происходит искажение финансового результата.

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов.

Абзорпшн- костинг Затраты предприятия не делятся на постоянные и переменные.

Более  точное  определение финансового    результата деятельности предприятия Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат Повышение  обоснованности выбора дополнительного  заказа или отказа от него

Накладные затраты распределяются условно.

Фактическая себестоимость  единицы продукции устанавливается только в конце периода. Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Стандарт-костинг Создается определенная информационная база для анализа и контроля затрат, с помощью которой можно видеть отклонение от плана в процессе формирования затрат.

Учетная работа, связанная с калькулированием себестоимости занимает меньше времени, менеджеры предприятия своевременно уведомлены об ожидаемых  затратах на производство.

 

Не по всем видам продукции есть возможность установить нормы, успешность применения зависит от качества информационной базы. Применение для периодически повторяемых затрат
Метод ABC Накладные расходы относятся на определенный продукт

Взаимосвязь получаемой информации с процессом формирования затрат.

 

Влечет за собой рост затрат на управление, в связи с необходимость  изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствовании информационной базы.

 

Таргет-костинг На стадии планирования выпуска продукции осуществляется контроль затрат.

Определяются целевые затраты для новой продукции.

 

Снижение затрат занимает значительное время. Снижение себестоимости да заданного уровня не всегда возможна из-за технических возможностей предприятия

 

 

Продолжение таблицы 3
Метод Достоинства Недостатки
Кайзен-костинг Удерживает затраты на заданном уровне и обеспечивает их непрерывное снижение.

 

Для эффективности метода необходима постоянная мотивация и заинтересованность сотрудников в деятельности предприятия.

 

 

Изучение данных подходов к управлению затрат требует особого внимание и детального анализа. Выбор одного из данных подходов с учетом всех преимуществ и недостатков и особенностей предприятия, принесут ему повышение экономической эффективности производства.

Метод учета затрат производства и метод калькулирования являются индивидуальными объектами изучения

Управление затратами предприятия можно осуществлять двумя методами:

1) метод, основанный на определении критического объема продаж (затраты оптимизируются в целом по предприятию);

2) метод покрытия затрат по продуктам (определяет насколько выгодно производство и реализация отдельных видов продуктов и услуг).

Оба метода основаны на делении затрат на постоянные и переменные.

Управление затратами – это процесс который носит комплексный характер и позволят принимать управленческие решения, направленные на оптимизацию затрат и соблюдения режима экономии [20] .

Можно выделить несколько предметов финансового управления затратами:

– затраты находятся в движении постоянно изменяются, в условиях финансово – хозяйственной деятельности изменяются цены на сырье, материалы, топливо, тарифы на коммунальные услуги (электроэнергия), услуги связи и транспорта. Происходит обновление продукции, пересматриваются нормы расхода материальных и трудовых затрат, что влияет на себестоимость продукции и на уровень затрат. На основании этого можно сделать вывод, что рассмотрение затрат в статистике не отражает их уровня в реальной жизни;

– затраты очень многообразны это можно обнаружить при их классификации, они  требуют применения обширного спектра приемов и методов в управлении. Классификации затрат, позволяет, определить степень влияния отдельных затрат на экономические результаты деятельности предприятия, оценить возможность воздействия на уровень тех или иных видов затрат, а так же относить на изделие только те затраты, которые необходимы для его изготовления и реализации.

–  затраты трудно измерить и оценить. Точных методов измерения и учета нет;

– сложность и противоречивость влияния затрат на экономический результат. Например, повысить прибыль предприятия можно за счет снижения текущих затрат на производство, которое, однако, обеспечивается повышением капитальных затрат на технику и технологию.

Метод покрытия затрат по продуктам представляет собой часть от выручки, которая осталась после исключения прямых затрат для покрытия остальных затрат и  получения прибыли.

Размер покрытия затрат рассчитывается  по разным объектам:

– покрытие затрат по одну продукту или по нескольким группам продуктов;

– расходы возмещаются в процентах от дохода;

– покрытие затрат, приходящееся на одну денежную единицу прямых затрат.

Метод позволяет выстроить последовательность продуктов в зависимости от размеров вклада, вносимого им в покрытие затрат предприятия.

Управление затратами предприятия подразумевает под собой выполнение всех функций, разработку, принятие и реализацию решений

Функции финансового управления затратами реализуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование и планирование, организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование выполнения, учет и анализ [17].

Для того, чтобы оптимизировать величину прибыли финансовый менеджер должен определить влияние изменения объема производства на величину прибыли при заданном соотношении постоянных и переменных затрат. При имении этого соотношения, можно оптимизировать величину прибыли, данная зависимость носит название «эффект производственного рычага». Сила воздействие производственного рычага увеличится при увеличении доли постоянных затрат.

Исходя, из этого можно сделать следующие выводы:

– сила воздействия производственного рычага зависит от структуры активов предприятия, доли внеоборотных активов. Чем больше стоимость основных фондов, тем больше доля постоянных затрат;

– высокий вес постоянных затрат сужает границы мобильного управления затратами;

– чем больше сила воздействия производственного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от продаж над уровнем, обеспечивающим безубыточность,  называется запасом финансовой прочности

Для определения запаса финансовой прочности необходимо найти такой критический объем производства и реализации, при котором предприятие не получает прибыли и не несет убытков (точка безубыточности). Нахождение точки безубыточности поможет ответить на вопрос, какой минимальный объем продаж необходим, чтобы предприятие не несло убытков.

Показатель применяется на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления предприятием, а так же для внешней оценки кредиторами и инвесторами.

Рассмотрим также метод учета затрат по потокам (Value Stream Costing). Данный метод очень точно характеризует  управление затратами в системе «бережливости». Одной из главных задач данного метода является увеличения скорости потока создания продукции и постоянное усовершенствование производственных  процессов при  неизменном уровне затрат  посредством сокращения затрат [23].

Объектом учета выступает поток создание ценности – совокупность производственных процессов. Ценность конечного продукта определяется на основании целевой аудитории (потребителей).

В методе Value Stream Costing отражена новая классификация затрат:

– все расходы делятся на затраты внутри и вне потоков производства, а также на материальные и конверсионные;

– практически все затраты считаются прямыми и относятся на поток производства;

– косвенные затраты не распределяются для  исключения субъективности и искажение информации из-за неверно выбранной базы распределения.

– не исчисляется себестоимость готовой продукции,  возможно только определение средних затрат  посредством деления  общих затраты потока на реализованную продукцию.

– отсутствует «бережливое производство», сырье поступает в необходимом количестве и точно в срок;

– ценообразование формируется рынком: «Цена  — Себестоимость = Прибыль» [19]

Предприятие которое внедряет систему «бережливого производства», должно еженедельно готовить отчетность о финансовых результатах, для своевременного отражения своих доходов и расходов, определения рентабельности, а также выявление затрат вне потока, динамику использования запасов и общий финансовый результат предприятия. Полученные сведения помогут руководству предприятия в принятии решений о выборе поставщика, дополнительных заказах, о пересмотре ассортимента, так же помогут решить, что выгоднее производить самим или покупать и.т.п.

Сокращение потерь позволяет достичь цели предприятия – это создание продукции высокого качества в короткие сроки и с небольшими затратами. Это позволяет организовать производство по принципу «вытягивания».

Рассмотрим другие методы по оптимизации затрат.

Метод, который осуществляется на основе анализа взаимосвязей между входом и выходом физических ресурсов называется инженерным. Он включает:

– анализ использованных материалов на совершение производства;

– анализ затраченного времени.

Недостатками метода являются:

– занимает большое количество времени и средств;

Использование данного метода предусмотрено некоторыми государственными контрактами. Однако многие предприятия применяют метод лишь к прямым затратам, имеющие непосредственное отношение к производству, а такие статьи как реклама, научные исследования и прочие опускаются. Это связано с тем, что их влияние на производство продукции трудноопределимо, но сами исследования достаточно дорогостоящие, что делает данные затраты нецелесообразными[17].

Метод обмена мнениями стимулирует взаимосвязь между подразделениями, которая обеспечивается за счет проведения анкетирования (или интервью) где выражается мнение о затратах. Можно сказать, что является одной их модификаций проведения мозгового штурма. Практически не применяется на промышленных предприятиях, так как не требует детального анализа данных. Недостатком метода является то, что от участников (экспертов), участвующих в обсуждении, требуется высокий уровень внимательности, знаний, навыков и объективный взгляд на ситуацию.

К достоинствам можно отнести:

  • стимулирование связи между процессами;
  • слияние знаний экспертов, которые вызывают доверие к методу;
  • быстрая оценка затрат.

Количественные методы базируются на использовании математических методов и моделей для соотнесения линейной функции затрат с фактическими данными прошлых периодов. Построение математических моделей позволяет не только точнее оценить затраты на текущий момент времени, но и спрогнозировать их поведение в будущем.

Метод анализа счетов основывается на разделении затрат на переменные, постоянные или смешанные, применительно к заданным объемам. При классификации затрат используется качественный анализ. Для повышения надежность оценок рекомендуется комбинировать метода анализа счетов и метод обмена мнениями.

Метод декомпозиции рассматривается как научный метод, основывающийся на общей структурной задаче с возможностью заменить решение одной задачи набором из решение нескольких задач. Часто данный метод применяется при решении практических задач менеджмента промышленных предприятий. Однако данный метод, а точнее его основные принципы могут быть применены для оптимизации затрат на предприятии с позиции оценки его финансовой устойчивости.

Характерной особенность промышленного сектора российской экономики является наличие сильной зависимости конкретной отрасли от ее положения ситуации в мире. Это обстоятельство побуждает компании к постоянно модернизации в областях экологии и промышленной безопасности.

Анализ эффективности формирования и использования ресурсов промышленного предприятия производится хозяйствующими субъектами, как правило, с использованием ограниченного стандартного набора показателей, в то время как современная экономическая наука располагает значительным количеством методик для его проведения.

По итогу, можно сделать вывод, что как в отечественной, так и в мировой практике не существует универсального метода построения и оценки комплексной системы оптимизации затрат для промышленных предприятий, которые могли бы учитывать их специфические черты и особенности формирования себестоимости.

Подытоживая ранее предоставленную информацию можно сделать вывод, что управленческий учет, основанный на принципе «бережливого производства» уникален тем, что он не только позволяет оценить количество и стоимость используемых ресурсов, но позволяет составить целую экономическую программу. Данная программа поможет отечественным компаниям определить возможности снижения себестоимости продукции, укажет на направления и порядок мероприятий по повышению качества бизнес – процессов и повышению скорости производственного цикла, что позволит отечественному предприятию стать достойным участником мирового рынка в условиях антикризисного управления.

 

 

1.3 Характеристика существующих принципов оптимизации затрат, используемых в системе управления устойчивостью предприятий

 

Принципы оптимизации затрат — это основные исходные положения по организации, учету и контролю всеми затратами промышленного предприятия. В современной практике можно выделить следующие:

  • имущественная обособленность;
  • непрерывность деятельности промышленного предприятия;
  • последовательность применения учетной политики;
  • временная определенность факта хозяйственной жизни.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественная обособленность означает, что все имущество предприятия, находящееся в собственности, должно быть разделено по зонам ответственности, которая не должна пересекаться друг с другом. С точки зрения практики это означает то, что уставной капитал это, по сути, долг, который организация имеет перед собственником. Если рассмотреть понятие с точки зрения бухгалтерского учета, это имущественная обособленность означает то, что имущество, находящееся в собственности организации, учитывается обособленно от имущества юридических лиц, находящихся в собственности организации [21].

Непрерывность деятельности промышленного предприятия предполагает, что оно намерено функционировать в обозримом будущем, на данный момент времени не имеет серьезных причин для ликвидации или сокращения, а значит обязательства будут погашать в регламентированном порядке. Соответственно этому, предприятие должно создавать и накапливать всю информацию о затратах, для того что бы иметь базу для принятия управленческих решений. Среди таких данных можно выделить:

  • анализ конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • формирование ассортиментной политики;
  • освоение новых видов продукции;
  • инвестиции в качество и т.д.

Также, для реализации данного принципа необходимо иметь четкую научную базу определения, классификации и методов затрат, так как именно на их основе можно сформировать новые подходы к управлению затратами. Принцип последовательности применения учетной политики означает то, что предприятие осуществляет учетную политику постоянно с одинаковыми промежутками контроля деятельности. Другими словами, в бухгалтерском учете предприятия должна быть сопоставимость периодов для учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Основной проблемой обеспечения данного принципа является инфляция, которая не может быть устранена в полной мере из бухгалтерского учета предприятия. Однако фактор инфляции может быть устранен в управленческом учете, так как организация самостоятельно разрабатывает методы, Которые регулируются лишь локальными документами компании, а не общими нормативными.

Временная определенность факторов хозяйственной жизни имеет большое значение для исчисления себестоимости продукции и с включением затрат на качество. Проблема состоит в том, что по определению, себестоимость исчисляется только за весь производственный цикл, однако практически на всех предприятиях окончание производственного цикла не совпадает с окончанием отчетного периода, в следствии чего возникает незавершенное производство, которое переходит на следующий отчетный период и учитывается, и включается в себестоимость уже нового периода. По сути, это приводит к искажениям информации исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. Для структуризации процессов жизненный путь фирмы разделен на временные отрезки и, согласно данному принципу, факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имеют место. Если незавершенное производство возникло в одном периоде, а переходит как остатки на другой период, то последнее обстоятельство не означает, что, они (остатки) должны включаться в себестоимость готовой продукции, уже выпущенной в этом периоде. Однако все это относится к сфере бухгалтерского учета [1].

Что касается управленческого учета, в котором ведется учет затрат на качество, расчет себестоимости должен осуществляться за производственный цикл. Поэтому на практике в управленческом учете используется особый временной период исчисления себестоимости и финансовой доходности.

В качестве дополнительных принципов могут быть выделены следующие:

  • связь системы оптимизации с общими стратегическими целями компании;
  • системный подход к оптимизации затрат;
  • единство методов, практикуемых на разных уровнях оптимизации затрат;
  • оптимизация затрат на всех стадиях производства продукции;
  • поиск варианта снижения затрат в соответствии с заданными критериями;
  • недопущение излишних затрат;
  • широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
  • совершенствование информационного обеспечения в компании;
  • повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.

К основным свойствам, которыми должна облагать системы оптимизации затрат относятся гибкость, оперативность и эффективность. На рисунке 2 представлена схема построение системы оптимизации затрат на промышленном предприятии [27]:

Рисунок 2 — Схема оптимизации затрат

Промышленный комплекс представляет собой общую производственную систему и повышение финансовой устойчивости предприятия является основным фактором снижения затрат. В связи с этим, принцип системного подхода особенно актуален в условиях современной экономики.

Себестоимость отражает затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство продукции, товаров и услуг, однако некоторые организации могут возмещать определенную часть расходов за счет прибыли, фондов специального назначения, целевого финансирования, государственных субсидий и т.д. Себестоимость является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Его расчет необходим для:

  • оценки динамики производственных затрат;
  • определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;
  • осуществления внутрипроизводственного хозяйственного расчета;
  • выявления резервов снижения себестоимости продукции;
  • определения отпускных цен на продукцию;
  • исчисления национального дохода в масштабах государства;
  • обоснование решений о внедрении новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Таким образом, при сравнительной характеристики существующих принципов оптимизации затрат с точки зрения финансовой устойчивости предприятия было выяснено, что не существует единых подходов к созданию системы управления затратами. Каждое предприятие в управленческом учете определяет индивидуальные подходы в зависимости от специфики отрасли.


1 2 3

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф